Цель исследовательской работы заключается в анализе эмоциональной сферы героини (Татьяны Лариной) художественного произведения (роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин) и в выявлении ведущей роли эмоций стыда и вины, которые являются показателями нравственного начала личности.
В соответствии с целью исследования формулируются следующие задачи работы:
1. раскрыть значение понятия «стыд», используя различные словари;
2. раскрыть основы эмоциональной жизни героини на момент написания письма, которые свидетельствуют о синтезе философского, эстетического, этического и общественного содержания личности;
3. выявить основополагающую роль эмоций стыда в формировании нравственности героини романа.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_shayfutdinova_albina.docx | 38.57 КБ |
МКУ «Управление образования Исполнительного комитета Елабужского муниципального района»
МБОУ «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальная ученическая научно-практическая конференция
«Поиск и творчество»
СЕКЦИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Место эмоции стыда в системе чувственной сферы Татьяны Лариной
Исследовательская работа
Выполнена ученицами
10 класса
МБОУ «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа» ЕМР РТ
Штенниковой Юлией Рифкатовной,
Шайфутдиновой Альбинй Равильевной
Научный руководитель –
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа» ЕМР РТ
Гольцева Альмира Анасовна
Елабуга, 2014
Оглавление
Введение……………………………………………3
Глава 1………………………………………………5
Глава 1.1…………………………………………… 5
Список использованной литературы………………9
Приложение…………………………………………10
Введение
У Н.А.Некрасова есть стихотворение «Застенчивость», чрезвычайно точно передающее нравственные эмоции персонажа:
На ногах словно гири железные,
Как свинцом налита голова,
Странно руки торчат бесполезные,
На губах замирают слова,
Улыбнусь- непроворная, жесткая,
Не в улыбку улыбка моя,
Пошутить захочу- шутка плоская:
Покраснею мучительно я!
Помещусь, молчаливо досадуя,
В дальний угол…уныло смотрю
И сижу, неподвижно как статуя,
И судьбу потихоньку корю…[6].
…Знаю я: сожаленье постыдное,
Что как червь копошится в груди,
Да сознанье бессилья обидное
Мне осталось одно впереди... [6].
Исследователь лирики Н.А.Некрасова Б.О.Корман обобщает это наблюдение поэта, рассматривая застенчивость как «характеристическую черту мироощущения разночинца»- выходца из низов, пробившегося к книжной культуре, человека, которому присуще «высокоразвитое чувство личности, обостренное самосознание», и который вместе с тем не имеет собственного достойного положения в обществе, постоянно как бы видит себя со стороны, смотрит на себя «чужими глазами» [5]. Впрочем, стыдливость, застенчивость российского интеллигента 19 века имела, как мы видим, гораздо более глубокие корни. Например, А.П. Чехов оставался в сознании потомков непреходящим образцом скромности, мягкости и какой- то высокой застенчивости, то в этом мы видим не столько следствие его сословного происхождения, сколько нечто куда более существенное – это черта человеческой духовности в целом, это показатель его нравственного начала личности.
Цель исследовательской работы заключается в анализе эмоциональной сферы героини (Татьяны Лариной) художественного произведения (роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин) и в выявлении ведущей роли эмоций стыда и вины, которые являются показателями нравственного начала личности.
В соответствии с целью исследования формулируются следующие задачи работы:
1. раскрыть значение понятия «стыд», используя различные словари;
2. раскрыть основы эмоциональной жизни героини на момент написания письма, которые свидетельствуют о синтезе философского, эстетического, этического и общественного содержания личности;
3. выявить основополагающую роль эмоций стыда в формировании нравственности героини романа.
Методологической основой исследовательской работы является словарно-философский подход (словарный метод как метод оценки словарного запаса любого человека, а философский- это способ познания и исследования явлений природы или общественной жизни, как практическое и теоретическое освоение действительности) , благодаря которому используется самостоятельная интерпретация текста.
Объектом исследования является письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Данная работа относится к теоретическим исследованиям, значимость которой заключается в выявлении основополагающей роли эмоций стыда в системе чувственной сферы Татьяны Лариной.
Основная часть
Глава 1.
Прежде всего, поскольку мы занимаемся исследованием эмоции стыда в литературе, то необходимо отметить, что одним из виднейших ее зачинателей был В.Соловьев. Решая задачу духовного развития человека, он выдвигает три принципа, три содержательных основания нравственной жизни личности - стыд, жалость и благоговение.
Вот как определяется соотношение между этими началами в основном этическом произведении Вл. Соловьева - трактате «Оправдание добра». Человек, как показывает философ, имеет определенные нравственные обязательства по отношению к трем порядкам мирового бытия - «к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его. Господство над материальной чувственностью, солидарность с живыми существами и внутреннее добровольное подчинение сверхчеловеческому началу - вот вечные незыблимые основы нравственной жизни человечества» [7].
В переложении на язык нравственных понятий ,по Соловьеву, и дает триаду: стыд- отношение к низменному (неловкость и смущение за содеянное), жалость- отношение к равному (способность к сопереживанию и состраданию), благоговение- отношение к тому, что человек ставит превыше самого себя (отношение к родителям, к Богу)….
Именно способность испытывать стыд, согласно теории Соловьева, наиболее радикальным способом выделяет человека из животного царства, именно стыд непосредственно свидетельствует о духовной сущности человека, не желающей растворяться в стихии материально чувственной жизни.
Глава 1.1
Так как же трактуется понятие «стыда» в различных словарях? Мы провели работу с некоторыми из них, а именно: со словарями С.И. Ожегова , Т.Ф. Ефремова, В. Даля, «Малым академическим словарем», в которых дается толкование понятия «стыда» как «чувства сильного смущения и неловкости», которое испытывает человек, совершивший какой – то « предосудительный поступок» [3]. Обратили внимание и на этимологию данного понятия. Слово «стыд» является общеславянским и восходит по своему значению к слову «студить», то есть мерзнуть от испытываемого чувства стыда.
Из «Русской энциклопедии» выбрали некоторые народные пословицы, которые точно характеризуют значение слова «стыд»: «В ком есть Бог, в том есть и стыд». «Убей Бог стыд, все пойдет нипочем». «Без стыда лица не износишь». «В ком стыд, в том и совесть». «Пора и стыд знать». «Стыд та же смерть» [8]. Таким образом, напрашивается вывод: чувство стыда в человеке не дает «замерзнуть» духовности, милосердию и человечности, пытаясь «растопить холод сердца».
Так же нам было интересно узнать, как в психологии трактуется концепт (структура содержания слова, то же самое, что «понятие» слова) «стыда» - это отрицательная эмоция, которую испытывает человек, в результате чего теряет чувство собственной значимости и самоценности в обществе (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Таким образом, соловьевская концепция стыда как основание нравственности человека полностью представлена в различных источниках и словарях и находит свое прямое подтверждение. Проведя анализ значений понятия «стыд», выяснили, что во всех словарях слово обозначает чувство неловкости, смущения от сознания неправильности и неблаговидности своего поведения .
Хотелось бы рассмотреть проявление эмоции стыда в письме Татьяны Лариной к Евгению Онегину.
Глава 2.
В романе А. С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина в своем письме признается Онегину в любви. Приведем лишь те фрагменты текста, которые для нашего исследования являются основными:
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,…
…Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;..
…Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...[4].
Сильно усложнены были правила поведения в обществе для женщин и девушек в 19 веке. Жизнь девушек состояла из целой системы запретов, которые сопровождали ее с рождения. Девушке до замужества нельзя было в гостях есть и много говорить, показывать свою образованность, но их учили краснеть, бледнеть и падать без сознания (это было не трудно, так как они носили тугие корсеты, в которых дышать-то было сложно). Ей нельзя было выходить одной в свет и оставаться наедине с молодым человеком, даже если он был ее женихом. Она должна быть скромна в одежде, всегда говорить очень тихо, не смеяться. Родители девушек на выданье следили за кругом их чтения, знакомств и развлечений. Хотя, после того, как девушка выйдет замуж, правила поведения для нее становились немногим легче: она не могла принимать гостей-мужчин в отсутствие мужа, не могла появляться одна на светских раутах и в общественных местах и следила за своей речью и манерами.
Естественно и то, что девушке нельзя было писать письма мужчине – это была неслыханная дерзость с ее стороны, а тем более признаваться ему в любви : «То воля неба: я твоя». Татьяна сама говорит Онегину, что полностью принадлежит ему, дает ему власть над собой. Она выглядит очень наивной и неопытной в глазах своего любимого мужчины. Она понимает, что ее признание достойно осуждения по правилам этикета тех времен. Если бы высшему обществу стало известно о ее дерзости, то все окружение отвернулось бы от нее, люди осуждали бы Татьяну. Поэтому она и пишет, что «…моего стыда/ Вы не узнали б никогда…». Героиня чувствует неловкость, смущение от сознания неправильности и постыдности своего поведения, ей одновременно и страшно и горько.
Девушке стыдно не только перед самой собой, но и перед Онегиным, так как она не была уверена в его взаимности, но все же продолжает надеяться на его благородство: «Стыдом и страхом замираю, /Но мне порукой ваша честь, /И смело ей себя вверяю». Эти строки еще раз подтверждают смущение девушки. Этот стыд воспринимается как обостренное чувство чести героини.
Ей было бы стыдно перед близкими, так как этот стыд воспринимается как благоговение , а если бы родители узнали о письме, и тогда Татьяна испытала бы уже не только смущение , а позор. Стыд, испытываемый героиней романа, обуславливался правилами поведения и моральными устоями общества, а также духовным состоянием Татьяны, являясь проявлением ее нравственности и способности к самопознанию и самоанализу.
Народная пословица гласит: «В ком стыд, в том и совесть» [8]. Данное выражение очень точно характеризует эмоциональное состояние Татьяны на момент написания письма.
Естественно, героиня испытывает негативные эмоции, которые свидетельствуют о возможности потери самоуважения. Татьяна при переживании эмоции стыда акцентирует свое самосознание и начинает видеть и ощущать себя как беспомощного человека («…Страшно перечесть…»), что ведет к ситуации общественного неодобрения. Следовательно, героиня обладает обостренным чувством чести и девичьего достоинства, так как умеет испытывать эмоции стыда и смущения, которые не позволяют ей оставаться человеком безнравственным.
Заключение.
Хотелось бы подвести итог всему сказанному. Мы пришли к выводу, что действительно, именно способность испытывать стыд, согласно теории Соловьева, выделяет человека из животного царства, именно наличие такой эмоции у человека является показателем нравственного начала личности, его человеческой духовности. Героиня романа А.С. Пушкина- Татьяна доказала в финале романа, что она высоко нравственный человек .И тот девичий и беззащитный стыд, который ей пришлось испытать, сделал ее одним из сильных и привлекательных образов русской классики.
Список использованной литературы
Интернет- ресурсы:
5. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook049/01/part-014.htm(Корман Б. О. Лирика Некрасова)
6.http://nekrasov.chitalnya.ru/zastenchivost.php, ( Некрасов Н. А. Застенчивость)
7 http://mirslovarei.com/content_fil/solovevopravdanie-dobra-12299.html (.Соловьев В. Трактат/ Оправдание добра)
8. http://xn----8sbauh0beb7ai9bh.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B4(Словари)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Толковый словарь Ожегова [3], стр. 690
Стыд, -а, м. 1. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка. Испытывать стыд. Со стыда сгорать (испытывать очень сильное чувство стыда; разг.).
Ни стыда, ни совести нет у кого-н. (совершенно бессовестен; разг.). 2. Позор, бесчестие. Стыд и срам так поступать!
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка [8]
Стыд - м.
1) Чувство сильного смущения, неловкости от сознания неблаговидности своего
поступка, поведения и т.п.
2) разг. Позор, бесчестье.
3) разг. То же, что: срам (1*2).
Стыд `Малый академический словарь`
Стыд- а́, м.
Чувство сильного смущения, неловкости от сознания предосудительности, неблаговидности своего поступка, поведения.
Я понял все неприличие, всю низость своего поведения и, задыхаясь от стыда и раскаяния, стоял, как опозоренный. Тургенев, Яков Пасынков.
Чувство моральной ответственности за свое поведение, поступки и т. п.
— Все это хорошо, что ты и ошибки свои признаешь, и стыд, как видно, еще не совсем потерял. Шолохов, Поднятая целина.
Стыд `Сводная энциклопедия афоризмов`
Стыд — страх перед ожидаемым бесчестием.
Платон
Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.
Карл Маркс
Стыд определяет сознание.
Станислав Ежи Лец
Стыдливость: свойство, которое мужчины приписывают женщинам.
Поль Жеральди
`Словарь эпитетов`
Стыд
Беспомощный, глубокий, гнетущий, гнусный, горький, горячий, девичий, девчоночий (разг.), едкий, жгучий, искренний, легкий, ложный, мучительный, необоримый, непобедимый, нестерпимый, неуемный, острый, притворный, робкий, смутный, совестливый, тяжелый, тяжкий. Деликатный, черный.
стыдить и пр. см. студ.
1. Стыдом называется неприятное чувство, когда человек понимает, что совершил плохой или неправильный поступок. Испытывать стыд. | Краснеть от стыда. | Я не знала, что мне делать, куда деваться от стыда.2. Когда кто-либо сгорает от стыда, он испытывает очень сильное смущение, потому что понимает, что его поведение неправильное, плохое.
`Этимологический словарь Крылова`
Стыд
Это общеславянское слово восходит к той же основе, что и студить. Значение "холод, окоченение" перешло в "чувство срама".
В понятиях Святой Руси способность человека взвешивать свои поступки и помыслы в соответствии с совестью. На Руси говорили: «В ком есть Бог, в том есть и стыд». «Убей Бог стыд, все пойдет нипочем». «Без стыда лица не износишь». «В ком стыд, в том и совесть». «Пора и стыд знать». «Стыд та же смерть».
Таким образом, чувство стыда в человеке не дает «замерзнуть» духовности, милосердию и человечности, пытаясь «растопить холод сердца»
`Психологическая энциклопедия`
Категория. Негативная эмоция, свидетельствующая о возможности потери самоуважения.
Рисуем зимние домики
Машенька - ветреные косы
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Снежный всадник
Сторож