С точки зрения психологии, реминисценция (от лат. reminiscor – припоминаю) – воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно, так называемое дежавю. Согласно «Лермонтовской энциклопедии», «реминисценция – термин, применявшийся преимущественно литературоведами сравнительно-исторического и психологического направлений для обозначения моментов бессознательного подражания в творчестве поэта, отличаемого от заимствования – сознательного подражания».[1] С. И. Ожегов определяет это понятие так: «Реминисценция – отголосок, отражение влияния чьего-нибудь творчества в художественном произведении» [2].
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 454.38 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 549
г. Санкт-Петербург
Красносельского района
«Библейские реминисценции
в лирике М.Ю.Лермонтова»
Номинация: литературно-лингвистическая
Выполнила:
ученица 10 «А» класса
Бобинкина Марина Александровна
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Дядина Людмила Анатольевна
Санкт-Петербург 2014
Оглавление:
1. Введение
2. Глава 1 «Мотивы Ветхого Завета в лирике М.Ю.Лермонтова»
3. Глава 2 «Мотивы Нового Завета в лирике М.Ю.Лермонтова»
4. Глава 3 «Молитвенная лирика М.Ю.Лермонтова»
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Введение.
Тема моей работы – «Библейские реминисценции в лирике М.Ю. Лермонтова». Жизненно-поэтическое мышление Лермонтова с детства было приобщено к кругу образов Писания. Этому способствовала религиозно-молитвенная обстановка в доме его бабушки, где он рос. Культурный пласт, к которому приобщали будущего поэта с самого раннего детства, был основан на Библии.
С точки зрения психологии, реминисценция (от лат. reminiscor – припоминаю) – воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно, так называемое дежавю. Согласно «Лермонтовской энциклопедии», «реминисценция – термин, применявшийся преимущественно литературоведами сравнительно-исторического и психологического направлений для обозначения моментов бессознательного подражания в творчестве поэта, отличаемого от заимствования – сознательного подражания».[1] С. И. Ожегов определяет это понятие так: «Реминисценция – отголосок, отражение влияния чьего-нибудь творчества в художественном произведении» [2].
Актуальность работы определяется значимостью творчества Лермонтова для формирования духовно-нравственных установок и позиций практически любого человека.
Цель данной работы – на основе анализа произведений М. Ю. Лермонтова, выявить в них библейские мотивы. Основная проблематика связана с определением причин библейских реминисценций и их проявлений в стихотворениях поэта.
Методы исследования – сравнительный и генетический. Использование сравнительного метода позволяет более точно установить глубинный смысл творчества Лермонтова с учетом библейских мотивов. Понять ж постановку проблем в лирике поэта позволяет генетический метод.
Объектом исследования является лирика Лермонтова, предметом – проявление в ней библейских реминисценций.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что ее основные положения и выводы позволяют глубже прочувствовать уже знакомые строки, понять внутренний мир такого сложного поэта, каким, несомненно, был М.Ю.Лермонтов.
Глава 1. Мотивы Ветхого Завета в лирике М.Ю. Лермонтова.
В лирике М. Ю. Лермонтова мотивы Ветхого Завета нашли глубокое и разнообразное отражение. Как утверждается в «Лермонтовской энциклопедии», «Жизненно-поэтическое мышление Лермонтова, с детства, соприкасавшегося с религиозно-молитвенным обиходом в доме бабушки, было приобщено к кругу образов «Писания» и христианского культа даже в большей мере, чем умозрение многих других крупных фигур романтизма» [3].
Ветхий Завет – это часть Библии, начинающаяся сюжетом о сотворении мира и условно заканчивающаяся появлением на свет Иисуса Христа. Сам Ветхий Завет состоит из книг, в которых собраны тексты, написанные несколькими авторами на протяжении 1,5 веков. Несколько книг написаны Пророками, посланниками Бога, которых разделяют на две группы: ранние (до VIII в. до н. э.) и поздние (VIII-IV вв. до н. э.). Книги поздних пророков носят характер предсказаний (то есть в них речь идет о будущем), а ранние можно назвать историческими (в них повествуется о прошлом).
М.Ю. Лермонтов с детства являлся верующим человеком. И Библия, разумеется, не могла не оказать огромного влияния на его творчество. К ней он обращается в поисках новых мотивов и, возможно, для того, чтобы осознать и дойти до глубинного смысла некоторых аспектов земной жизни.
В лирике Лермонтова встречаются стихотворения с ветхозаветными мотивами, например, «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива», «Поэт» и другие.
Стихотворение «Пророк» было написано в 1841 году на Кавказе незадолго до смерти поэта, и оно является художественным истолкованием истории ветхозаветного пророка Илии. Говоря о ветхозаветных пророках, мы имеем в виду, прежде всего тех из них, которые оставили после себя целые книги, например, Исайя, Иеремия и другие. Но всё-таки основоположником этой традиции был никто иной, как Илия. Он ничего не написал, однако же, вошёл в Ветхий Завет. Сама имя Илия означает «Бог мой – Господь», следовательно, его миссией было утверждение заветов Господа.
В Ветхом Завете мы знакомимся с фактами жизни Илии. Когда наступила засуха которую предсказывал Илия, и, вследствие ее, – голод, его приютила у себя одинокая женщина-вдова, живущая с сыном. Она кормила и поила Илию, пока «Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию» (3 Царств 17:16). Но, однако, когда её сын заболел и умер, женщина в смерти сына обвинила Илию, который, по её словам, «пришёл напомнить грехи её и умертвить сына» (3 Царств 17:18). Естественно, ей тяжело было смириться с потерей собственного ребёнка.
Пророк имел недопонимания с властями – царём Ахавом и царицей Иезавель. Он постоянно обличал царя, обвиняя его в вероотступничестве, и его жену, и те грозили ему своей местью. «У Пророка Илии был спор о том, кто является истинным Богом – Ваал или Иегова. И было всего 450 пророков Ваала, находившихся под властью Ахавы и его жены-язычницы царицы Иезавель, и лишь несколько человек последователей Илии. И было проведено испытание, в результате которого выявилось то, что Истинный Бог есть Иегова, и «увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!»» (3 Цар. 18:39). Царица Иезавель, узнав о том, что произошло на горе Кармил (во время засухи Илия встал на гору Кармил и молился до тех пор, пока на горизонте не показались дождевые тучи и не хлынул долгожданный ливень.), поклялась убить пророка. И Илие пришлось бежать в пустыни и горы, дабы скрыться от опасности.
Между судьбой лермонтовского «Пророка» и судьбой Пророка Илии можно провести чёткие параллели. У М.Ю. Лермонтова «всеведение» Пророк получил от «вечного судии» – Пророк Илия являлся служителем и посланником Бога.
Пророк Лермонтова стал «провозглашать любви и правды чистые ученья»
«И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи…» – это результат обличения Пророком людских грехов. Илия обличал царя Ахава в нечестии, и тех, кто поклонялся другим Богам и вероотступничестве, убеждая их покаяться и обратиться к Истинному Богу, то есть также вставал за правду.
Илия с юных лет стал вести строгую жизнь в пустыне. Он был изгнан, по одной версии, а по другой – сам ушёл, чтобы царь не смог отомстить ему, за обличительные слова. «Птицы» Лермонтова – это «вороны, которые приносили ему [Илие] хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру» (3 Царств 17:6).
А что же есть пустыня? С одной стороны, пустыня – это некое место, противопоставленное «шумному граду», людскому лицемерию, а также «злобе и пороку». С другой стороны, в духовном плане, пустыня равна одиночеству, где вокруг ничего и никого нет, только песчаная жаркая степь и барханы. Пророку Илие Бог явился также в таинственной тишине, возможно, в пустыне.
Лермонтов дает своему Пророку небольшую характеристику, он делает его приближенным к народу, вносит в описание своего героя черты простого человека, даже бытовые подробности: «Он горд был…», «Как он угрюм и худ и бледен!», «как он наг и беден…». Пророк Илия был также беден и угрюм. Общество довольно остро восприняло как Пророка лермонтовского, так и Пророка Илию.
«Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас, что бог гласит его устами!»
Пророку не верят, «презирают все его». И Пророк остаётся непонятым. Илие же поверили, и люди признали Истинного Бога – Иегову.
М.Ю. Лермонтов в образе Пророка подразумевает метафорическое изображение поэта – гражданина. Кстати, у А.С. Пушкина также есть стихотворение «Пророк». «Для Пушкина взаимоотношения поэта-пророка и тех, к кому обращено его слово, определяются свойствами самого пророка: он наделен своим исключительным даром и уже в силу этого способен «глаголом жечь сердца людей». Пушкин обычно делает упор на независимости поэтического вдохновения и творчества от мнения «толпы».
У Лермонтова тема поэта – это всегда тема «поэт и общество», «поэт и толпа», тема активных и часто враждебных взаимоотношений творческой личности с окружающей средой. Гонимый пророк – устойчивый образ в лирике Лермонтова» [4]. Лермонтов пишет о том, что общество поэтов не любило за то, что они говорят правду, иногда в завуалированной форме, а иногда грубо, дерзко, но справедливо. Они ничего не скрывают, выносят всё на суд общества, сами не подозревая, что любое их стихотворение может произвести эффект взрыва в светском обществе. В «Пророке» Лермонтова основной образ, конечно же, – Пророк - поэт. И само название этого стихотворения уже говорящее, в нём уже есть нечто библейское. И своим «Пророком» Лермонтов как бы продолжает стихотворение Пушкина.
Если Пушкин закончил своё стихотворение «Пророк» на строчках:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей»,
то Лермонтов начинает своё стихотворение со строк:
«С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка…»,
Тем самым он как бы продолжил стихотворение Пушкина, считая, что поэт является Пророком, у него тернистый путь и общество не всегда оценивает деятельность поэта по достоинству.
Композиционно стихотворение Лермонтова «Пророк» можно разделить на три части: 1) лирический герой до ухода в пустыню; 2) жизнь лирического героя в пустыне; 3) гневный финал.
«Пророк» – это стихотворение, которое можно признать одной из вершин лермонтовской лирики. Каждая фраза стихотворения опирается на библейское сказание и одновременно имеет острый злободневный смысл, поэтически точна, конкретна и вместе с тем символически многозначна» [5]. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу», написанном М. Ю. Лермонтовым в 1841 году на Кавказе за несколько дней до дуэли и смерти, так же, как и в «Пророке», можно проследить мотивы Ветхого Завета. Возможно, Лермонтов, предчувствуя грядущую дуэль и не исключая её летальный исход, писал это стихотворение как своего рода завещание. Это стихотворение можно сравнить с исповедью, а также можно назвать продолжением «Пророка». И поэтому здесь также возможны определенные параллели с судьбой Пророка Илии. Пророк старается, насколько это возможно, избавиться от общества, побыть одному, даже оградиться от своего верного ученика Елисея. Он просит его остановиться, остаться на месте, перестать ходить за ним, но Елисей не оставляет Илию. Илию тяготило общество, и он молил Господа о смерти.
В стихотворении можно выделить две смысловые части: описание природы и внутреннее, душевное состояние лирического героя.
Стихотворение Лермонтова начинается словами, изображающими волшебную картину Божьего мира:
«Сквозь туман кремнистый путь блестит.
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...»
«Звёзды», говорящие друг с другом, встречаются в стихотворении «Пророк»:
«Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя».
В стихотворении появляется знакомый нам образ поэта-одиночки, присущий Лермонтову. Этот образ очень близок поэту. Лирический герой чувствует себя одиноким и недопонятым. Поэт подчеркивает все тяготы тернистой жизненной дороги, говоря о «кремнистом пути». Это также перекликается с судьбой Илии, так как его жизнь была отнюдь не лёгкой, и ему через многое пришлось пройти на своём жизненном пути. Герой Лермонтова уже устал жить в мире, полном злобы и корысти, он устал быть загнанным в рамки, ему не хватает свободы. «Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы...» В этом стихотворении Лермонтов размышляет о соотношении вечных тем: свободы, покоя и счастья. Лирический герой, и вместе с ним поэт, всё же не хочет умирать, он хочет жить, но жить иначе, жить независимо от государства, от порядков, жить и говорить так, как он считает нужным. Он хочет спокойной, уравновешенной, независимой, тихой жизни. Полная смерть для него, как и для Пророка, верящего в Бога, невозможна, так как есть и «небесная» жизнь, и душа человека вечна, она бессмертна, но всё же когда-то настанет покой.
Лирический герой размышляет о жизни и о смерти. Он задаёт некие риторические вопросы, наверное, обращаясь этими строками либо к своему внутреннему «я», либо к Богу:
«Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть».
Конечно же, ответов на подобные вопросы никто найти не может. Лермонтовскому герою не хватает сил двигаться дальше, он душевно подавлен, и его внутренняя энергетика постепенно иссякает. Именно таким, согласно Ветхому Завету, предстаёт перед нами и библейский Илия. В конце стихотворения Лермонтов говорит о «тёмном дубе», который является символом силы, мощи и вечной жизни, ожидающей христианина после смерти.
Неслучайно стихотворения «Пророк» и «Выхожу один я на дорогу» написаны от первого лица: от лица поэта, а также от лица Пророка. Лермонтов, размышляя над ситуациями, возникавшими в его жизни, смотрит на них с разных сторон, пытается понять смысл существования.
Библейские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова можно назвать формой его лирического переживания, ведь всё, что происходит в жизни поэта, отражается в стихах. Однако в своей лирике Лермонтов был очень противоречив. И, безусловно, подобная лирика поэта рассчитана на читателя знакомого с Библией, который сумеет разобраться во всех тонкостях Библейских мотивов.
Глава 2. Мотивы Нового Завета в лирике М.Ю. Лермонтова.
В лирике М.Ю.Лермонтова можно найти и мотивы Нового Завета. Новый Завет – это вторая часть Библии, начинающаяся рождением Иисуса Христа. Канон Нового Завета состоит сейчас из 27 книг – четырёх Евангелий, описывающих жизнь и проповеди Иисуса Христа, книги Деяний апостолов, которая является продолжением Евангелия от Луки, двадцати одного послания апостолов, а также книги Откровения Иоанна Богослова.
У Лермонтова есть ряд произведений, в которых отразились мотивы Нового Завета, например, «Смерть поэта», «Предсказание», «Ангел», «Ветка Палестины» и другие.
Стихотворение «Смерть поэта» написано 28 января (9 февраля) 1837 года, когда до М. Ю. Лермонтова дошли слухи, что Пушкин умер (хотя А.С. Пушкин скончался 29 января (10 февраля). Он очень ценил и любил творчество А.С. Пушкина и очень болезненно переживал его смерть. Всю горечь потери великого поэта России Лермонтов отразил в этом стихотворении. Оно сразу же разлетелось по Санкт-Петербургу и сделало Лермонтова знаменитым [6]. Заметим, что стихотворение названо «Смерть поэта». Имя А.С. Пушкина в названии не упомянуто, вероятно, потому что Лермонтов обобщил образ поэта.
Эпиграф стихотворения и заключительные 16 строк играют большую роль в понимании главной мысли, заключённой в стихотворении.
«Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример».
Этот эпиграф был взят М. Ю. Лермонтовым из неопубликованного четвертого акта трагедии французского драматурга Жана Ротру «Венцеслав» и является обращением непосредственно к Николаю I. Вначале стихотворение печаталось без эпиграфа, так как он считался дерзким и вольнодумным. И лишь в 1978 году в Собрании сочинений (издательство «Наука») он был восстановлен [7]. Цель эпиграфа – требование, обращенное к царю, о правосудии. Лермонтов, потрясенный смертью Пушкина до глубины души, хотел, чтобы его убийца был наказан максимально строго. Но император не мог ничего сделать с Дантесом, кроме как отправить его на Родину во Францию без права въезда в Россию.
Вскоре, примерно через неделю после первого варианта стихотворения, М. Ю. Лермонтов дописал заключительные 16 строк. Произошло это после визита к нему одного из его родственников – Н. Столыпина, который стал осуждать горячность Лермонтова по отношению к такому джентльмену, как Дантес. Лермонтов вышел из себя, приказал гостю выйти вон и в порыве страстного гнева набросал эти заключительные 16 строк. В них он называет истинных виновников гибели Поэта: «надменные потомки известной подлости прославленных отцов», которые «таятся под сению закона» и «пред ними суд и правда – всё молчи!..». «Но есть и божий суд, наперсники разврата!»,
«И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!» – в этих строках звучит уверенность Лермонтова, что поэт будет отомщён, когда истина восторжествует, но произойдет это в результате высшего суда, а не человеческого. Однако речь в эпиграфе и заключительных строках идёт о наказании абсолютно разных лиц. В эпиграфе М. Ю. Лермонтов говорит о том, что суд должен состояться над непосредственным убийцей – Дантесом, а в заключительных строках – о том, что «жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи» должны понести наказание за смерть Поэта.
Лермонтов сравнивает судьбу Поэта с судьбой Иисуса Христа, и можно чётко проследить параллели между судьбой А.С. Пушкина и земной жизнью Спасителя.
Стихотворение «Смерть поэта» начинается такими строками:
«Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой».
Пушкин был оклеветан, так же как и Иисус. Непосредственной причиной дуэли Дантеса и Пушкина были ухаживания Дантеса за Натальей Николаевной. Пушкину приходили анонимные письма, в которых содержались намёки на неверность его жены. Первый вызов на дуэль Пушкин был вынужден отозвать, так как Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой, сестре Натальи Николаевны. Это случилось через неделю после вызова Пушкина. Но вскоре после брака Дантеса с Екатериной новый шквал клеветы обрушился на поэта. 26 января (7 февраля) 1837 года Пушкин отправил письмо Геккерну, приёмному отцу Дантеса. Поэт понимал, что его письмо носит оскорбительный характер и должен последовать вызов на дуэль. В тот же день Пушкин получил письмо, в котором от имени Геккерна Дантес вызвал А.С. Пушкина на дуэль, которая и стала роковой в жизни поэта. Таким образом, мы видим, что у Пушкина было много поводов для волнений и светское общество намеренно пускало слухи, чтобы позлить поэта и спровоцировать на конфликт. Эта травля, несомненно, объясняется искренностью высказываемых Пушкиным суждений, прямотой и откровенностью его стихов и, вероятно, завистью к гению поэта.
Учение Христа, его призыв любви к ближнему, милосердию – это всё было направлено на то, чтобы люди изменили образ жизни. Иисус критиковал первосвященников, служителей иудейской церкви, так как они брали деньги в церкви и сами жили в роскоши. Можно сказать, что это был своеобразный вызов обществу, но бунта Иисус не призывал людей к бунту. Иисус Христос был сыном Бога, спустившимся на Землю, совмещая в себе человеческую и божественную природу, а сам Иисус, согласно Библии, характеризовал себя так: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6). Он также был оклеветан. Иудеи предали Христа. Его распяли в Иерусалиме по приказу римского прокуратора, обвиняя в подстрекательстве к мятежу против Римской империи и в том, что он называет себя царем Иудейским. На самом же деле, Иисус никогда не настраивал людей против римлян. Он был проповедником, и никогда не провозглашал себя царём.
В стихотворении М.Ю. Лермонтова появляется образ тернового венца.
«И прежний сняв венок, – они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него»
Терновый венец – венец из ветвей растения с шипами (терниями), который был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания. «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Евангелие от Матфея). Кстати, римское право исключало подобные издевательства над приговорёнными к смертной казни людьми. Тем не менее, Иисусу пришлось их выдержать. И с тех пор терновый венец символом страданий, тяжёлого пути, а также символом унижения и мучения. Таким образом, М.Ю. Лермонтов подчёркивает похожесть судеб Иисуса и А.С. Пушкина.
Иисус был одинок перед своей смертью. И здесь также можно увидеть аналогию с судьбой поэта. Пушкин в последний год своей жизни был абсолютно одинок, не встречая понимания даже у очень близких людей. «Один, как прежде, и убит», – пишет Лермонтов о Поэте.
«К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?» – эти строки можно отнести как к Пушкину, так и к Христу.
Учение Христа признали только после смерти, так же как и творчество Пушкина. Заповеди Христа вечны, и ничто и никто не сможет разрушить их. После смерти Иисуса апостолы создали Христианскую церковь, сохранились Молитвы. Многие люди ещё с младенчества проходят обряд крещения, позже ходят в церковь, молятся за здравие и об упокоении своих близких. Конечно, существуют и атеисты, но когда в жизни человека происходят несчастные случаи или случается какая-либо неприятность, неужели мы не обращаемся к Богу с просьбами помочь нам? Каждому знакома Иисусова Молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Творчество А.С. Пушкина знакомо нам с детства. Оно объемно – это и стихотворения, и поэмы, и сказки, также драматические и прозаические произведения. И каждый человек в любом возрасте, приобщаясь к нему, находит там ответы на волнующие его вопросы.
После смерти Христа его дело продолжили его верные ученики - апостолы, а после смерти А.С. Пушкина – Лермонтов и другие поэты. То есть после смерти обоих остались последователи, которые продолжили их деятельность и сохранили их наследие для будущих поколений. И сегодня без плодов их деятельности наша культура немыслима.
Глава 3. Молитвенная лирика М.Ю.Лермонтова.
В лирике М.Ю.Лермонтова можно найти произведения, которые по форме, строению, общему смыслу являются молитвами. Молитва – это обращение к Богу, Святым, Ангелам, Духам за помощью, или со словами благодарности, или по каким-то другим причинам.
За свою жизнь М.Ю. Лермонтов написал три «Молитвы», но к молитвенной лирике можно отнести и его стихотворение, названное «Благодарность».
«Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю…» –
так начинается самая первая «Молитва», написанная М.Ю. Лермонтовым в 1829 году, то есть еще в годы юности. Мальчишка, юноша пишет свою первую «Молитву». Лермонтову всего 15 лет. Он еще учился в Московском университетском благородном пансионе. В пансионе существовало литературное общество, издавались рукописные журналы, чем и прививался воспитанникам вкус к литературе, удовлетворялись духовные запросы. Здесь Лермонтов много читал, особенно увлекаясь произведениями Пушкина, в то время и сам начал писать стихи. Занятия в пансионе обогатили юношу умственно, расширили кругозор поэта в области литературы, науки, искусства. Лермонтов поддерживал идеи декабристов, в его ранних стихах звучат вольнолюбивые мотивы и резкая критика общественного строя России. Но этого, судя по всему, было недостаточно. Он всё время искал родственную душу, и не находил. Кроме того, последнее время, проведённое будущим поэтом в пансионе, отмечается необыкновенно мрачным разочарованием, связанным с личной драмой, происходящей в его жизни: отношения отца Лермонтова с тёщей, бабушкой поэта, обострялись до крайности. Но бабушка «отвоевала» юношу у его отца, ссылаясь на свою одинокую старость и угрожая отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё. Юрию Петровичу, отцу Лермонтова, пришлось отступить, как бы сильно ему ни хотелось остаться с сыном, ведь он, возможно, как никто другой видел талант, заложенный в юноше. Стихотворения этого времени – яркое отражение пережитого поэтом. В этой удручающей атмосфере Лермонтов и пишет свою первую «Молитву».
Вообще, вся юношеская лирика поэта – это поэтический дневник человека, углублённого в познание самого себя, противопоставляющего свою личность обществу. В своих лирических раздумьях Лермонтов пытается разобраться в самом себе, выяснить свои силы, стремления, говорит о своей жажде применить на практике богатые силы души, талант и знания. Эта «Молитва» – одна из вершин ранней лирики поэта.
В своей «Молитве» юный Лермонтов обращается к Всесильному, который может обвинить и покарать за недолжное, с мольбою о милосердии. Это своеобразная исповедь. Он перечисляет свои грехи. На первое место своих грехов поэт ставит любовь к жизни, её страсти, желания, земные соблазны. Земная жизнь у поэта названа «мраком земли могильной», может, отчасти потому, что все люди смертны, и каждый в конце жизни будет лежать в могиле. Далее поэт говорит о двух грехах, один из которых следует из другого: он говорит о том, что редко обращается к Богу, в земной жизни забывая о душе, и следующее, что ум поэта «бродит» далеко, и «лава вдохновенья» клокочет в его груди, она сжигает его. Вдохновенье – это лава, извержение вулкана [8]. Таким образом, поэт – вулкан, а его произведения – лава, вырывающаяся, изливающаяся из него. Это стихия. А со стихией бороться тяжело, да и не возможно. И все эти внутренние переживания, «волненья», буйство чувств, эмоций – всё это «мрачат стекло очей его». То, что человек излучает внутренний свет – великолепно, но чаще всего люди отражают ещё и внешний. Следовательно, если человек видит «мрак земли» с её страстями, то это волей-неволей омрачает его душу, поглощая тьму в себя.
Поэт больше, чем простой человек, ему «мир земной тесен», но и «проникнуть» в мир небесный страшно. Умирать не хочется, а вознесения нужно заслужить.
Стихотворение разделено на 2 части, вторая начинается со слова «но», это значит, что она противопоставляется первой. Лермонтов осознает, что не сможет сам отказаться от своего таланта. Он просит Господа, чтобы Всевышний угасил «сей чудный пламень», преобратил «сердце в камень», остановил «голодный взор». Поэт хочет освободиться от оков, которые связывают его, от своего дара. Завершающие строки – обещание, которое поэт даёт, обращаясь к Богу: поэт обратится к Господу, когда будет освобождён.
Таким образом, в этой «Молитве» «жажда песнопений» противопоставлена жажде спасения души от мук творчества.
Какие же библейские мотивы мы можем найти в лермонтовских «Молитвах»? Само название – «Молитва» – отсылает к религиозной проблематике. Конкретно в этом произведении Лермонтов обращается к «Всесильному», то есть к Господу. Эта «Молитва» - мольба, своеобразный спор лирического героя с Богом. Поэт сам в себе не уверен, ему тяжело нести свой крест, за поддержкой он обращается к Богу.
Параллели с Евангелием просматриваются в строчках стихотворения:
«…За то, что редко в душу входит
Живых речей твоя струя…»
Живая струя – это как живая вода, вода, текущая в жизнь вечную.
Лермонтов понимает, что только с помощью Господа он способен справиться с собой, обуздать себя, свой пыл, и это, по мнению героя, равносильно перерождению, Всесильный способен обратить его на «путь спасения». Возможность подобного распутья была указана в Евангелии так: «Сберёгший душу свою потеряет её, а потерявший душу свою ради меня сбережёт её» (от Матфея, 10:39).
Лермонтов показывает, что жизнь по заветам Всесильного – «тесный путь спасения». В Евангелии же сказано: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (от Матфея, 7:13-14).
Вообще, Бог для М.Ю.Лермонтова – реальность. Он уверен в его существовании, но трудно однозначно понять его отношение к христианству. Однако абсолютно точно, что в этой «Молитве» нет обиды, роптания, протеста, а есть вера.
В 1837 году М.Ю. Лермонтов пишет ещё одну «Молитву», начиная словами «Я, матерь божия, ныне с молитвою». Это стихотворение является произведением второго периода в развитии лирики Лермонтова, который начался с 1837 года, со стихотворения «Сметь поэта». Центральная тема творчества этого периода – личность по-иному. Лермонтов начинает ближе присматриваться к жизни своего, 19 века, к окружающей его действительности. Эта «Молитва» была написана поэтом в сложных условиях. В 1837 году, после стихотворения «Смерть поэта», Лермонтов был арестован. Таким образом, «Молитву» поэт писал, находясь в заключении, на клочках серой бумаги, куда завертывали приносимый ему хлеб, при помощи вина, печной сажи и серных спичек. Посвятил ее Лермонтов, скорее всего, Вареньке Лопухиной. Варвара Лопухина познакомилась с поэтом в ноябре 1831 года, когда приехала в Москву из украинского имения. Молодые люди полюбили друг друга. Восемнадцатилетний поэт посвятил возлюбленной множество произведений. По воспоминаниям родственников Лермонтова, он сохранил чувства к Варваре на протяжении всей своей жизни. Лермонтов ввел стихотворение в текст письма М. А. Лопухиной от 15 февраля 1838 под названием «Молитва странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг, и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл, но это вовсе ничего не доказывает» [9]
Стихотворение строится как монолог лирического героя – мольба о счастье любимой женщины, о ее душе. « В ходе монолога вырисовываются три образа: божьей матери, лирического героя и той, о которой он молится» (Лермонтовская энциклопедия). Образ одинокого «странника» с «пустынной душой» отходит на второй план, а на первый выходит образ «девы невинной» – её нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного». Лермонтов просит Богородицу, чтобы вся участь «девы невинной» от рождения до «часа прощального» проходила под благим её присмотром. ««Молитва» проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в этом стихотворении религиозных мотивов: существование «незлобного сердца», родной души заставляет героя вспомнить о другом, светлом «мире упования», в котором «теплая заступница» охраняет весь жизненный путь «достойной души» и ангелы осеняют её на пороге смерти» [10]. Поэт обращается к нашим чувствам, заставляет нас сопереживать его трепетную мольбу за «деву невинную».
«Молитва» – шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте. Это совершенные стихи от начала и до конца, но есть в них строка, являющаяся кульминационной, – это очень простая антитеза: «Тёплой заступнице мира холодного». Казалось бы, она не могла сама по себе оставить такой глубокий след в памяти множества людей. Но суть в том, что эта антитеза обладает огромной убеждающей силой.
Она вобрала в себя эмоциональную мощь долгих переживаний и раздумий поэта, слова эти не случайные, а итоговые, за ними встает всё. «Холодный мир» для Лермонтова не абстракция, а совершено определённое понятие, знакомое и по другим стихам поэта.
Молитвенная форма написания, обращение к «Матери Божией», просьба сохранить и защищать душу, а также перечисленные выше религиозные мотивы, несомненно, являются библейскими реминисценциями.
Ещё через два года, в 1839 г., Лермонтов пишет последнюю третью «Молитву» («В минуту жизни трудную...»). Это стихотворение позднего Лермонтова. Поэт здесь уже другой, спокойный, нет ни горечи, ни сарказма, ни иронии, душа поэта, кажется, свободна для «святой прелести» «слов живых». «По словам А.О. Смирновой (Россет) написана была эта «Молитва» для М.А.Щербатовой: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи»» [11]. Это своеобразное напоминание для нас о том, что когда мы тоскуем или страдаем по какой-либо причине, есть один очень надежный способ облегчить свою душу.
Это стихотворение менее похоже на молитву, скорее это - рассказ о наболевшем, о самом откровенном – о той минуте, когда, разочаровавшись и желая поддержки, мы вдруг обращаемся к Богу с просьбой о помощи. Звуки в чудной молитве непонятны, но обладают «силой благодатной», исцеляя больную душу, внося в нее мир и избавляя от страданий.
«В «Молитве» с психологической и поэтической проникновенностью передано состояние душевной просветлённости. Это состояние контрастно противопоставлено «трудной минуте жизни», обычному для лирического героя Лермонтова настроению тяжелой рефлексии и скептицизма:
«С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко...»» [12]
«Святая прелесть» заключается в «силе благодатной», которая находится в «созвучье слов живых».
Не трудно заметить, что Лермонтов, воспевая могущество «слова», использует библейскую лексику. Это стихотворение – светлый душевный порыв, которому подаётся Лермонтов.
Верующие видят в Лермонтове духовного поэта и выделяют в его многогранном творчестве такие религиозно-духовные вершины, как «Молитвы», «По небу полуночи ангел летел» и другие поэтические шедевры, свидетельствующие о высокой и светлой вере Лермонтова, о сердечной связи его с космосом, частью которого он ощущал планету Земля, запечатлев её «в сиянье голубом».
Есть интересный исторический факт, связанный с судьбой этой «Молитвы». Как известно, между императором Николаем I, правившим в то время, и его супругой уже давно вёлся спор о литературном значении Лермонтова. Особенно он обострился после выхода в свет романа «Герой нашего времени». Они оба следили за творчеством Лермонтова, но каждый по разным причинам. Царицу чрезвычайно взволновала дуэль Лермонтова с Эрнестом Барантом, состоявшаяся в воскресенье 18.02.1840г. на Парголовской дороге за Чёрной речкой – недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом. Сначала дрались на шпагах. Барант слегка оцарапал грудь противника. Лермонтов сделал выпад, но конец его шпаги переломился. Перешли на пистолеты. Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов выстрелил в сторону. Противники помирились. Причиной этой дуэли являлась эпиграмма, написанная М.Ю.Лермонтовым, когда он учился в юнкерской школе, по адресу совершенно другого лица, но Баранта уверили, что она будто бы написана ему и в ней Лермонтов оскорбил Баранта, а также как будто поэт дурно отозвался о нём в разговоре с одной дамой (скорее всего это была княгиня М.А. Щербатова, за которой поэт открыто ухаживал). Барант, будучи оскорблённым подобными словами, немедля подошёл к Лермонтову, а они в тот день, а именно 16 февраля 1840 года, находились на балу в доме графини Лаваль, и потребовал объяснений. Так и произошла дуэль, к счастью, бескровная, но за которую Лермонтов был отправлен в ссылку. 11 марта Лермонтов был арестован и предан военному суду за «недонесение» о дуэли. А молодому Баранту, чтобы не привлекать его к судебному следствию, министр иностранных дел граф К.В. Нессельроде в частной беседе посоветовал выехать на некоторое время за границу. Наконец приговор был вынесен и утверждён: царь распорядился снова сослать Лермонтова на Кавказ, в армейский полк, воевавший в самом отдалённом и опасном пункте Кавказской линии. Итак, в эти же дни Александра Фёдоровна заносит в маленькую записную книжку строки из стихотворения Лермонтова. Они служат как бы эпиграфом к страничке, начатой 12-21 марта (1840г.) и посвященной каким-то интимным переживаниям Александры Федоровны. Вот текст этой странички:
«В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть.
Ум за разум
я и он < по франц.>
Пятница
21 марта
Доводы сердца не всегда разумны < по франц.>
Я в постоянном размышлении о том, что вы значите для меня
< по франц.>
28 апреля (1840г.)» [13].
Не случайно выписаны императрицей строки из «Молитвы». Она снова возвращается к этому стихотворению летом 1840 года, когда лечится в Элесе.
Строки Лермонтова подходят к её настроению, подавленному из-за болезни, разлуки с семьей и свежей утраты – смерти отца, прусского короля Фридриха-Вильгельма III.
«Одну молитву чудную
Твержу я наизусть», –
записывает она 23 июля.
Таким образом, у М.Ю.Лермонтова написано 3 стихотворения, названные «Молитвой», и все они разные. Но их объединяют библейские реминисценции, которыми эти произведения буквально пропитаны. Послания Богу, Богородице, ангелам от М.Ю. Лермонтова, который, по рассказам его современников, в Бога никогда и не верил. «Есть молитва – и нет молитвословий» – считал поэт и обращался к Высшим Силам только «в минуту жизни трудную», как, думаю, многие люди и сейчас.
Стихотворения-молитвы Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции. «Молитва» 1829г. – это мольба-спор лирического героя с Господом. «Молитва» 1837 г. – чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о «счастии» любимой женщины, хотя сам он «странник с пустынной душой». И, наконец, «Молитва» 1839 г. – это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда.
В любом случае, в произведениях Лермонтова можно проследить определённые религиозные мотивы, которые заставляют задуматься и прийти к определённым мыслям.
Можно сделать вывод, что молитвенный жанр у Лермонтова получил особое развитие. Он не был открытием для поэта, но стал важным звеном его поэтической системы.
Заключение
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1) библейские реминисценции, действительно, пронизывают лирику М.Ю. Лермонтова
2) библейские мотивы в произведениях поэта вызваны:
3) религиозные мотивы в произведениях М.Ю.Лермонтова проявляются посредствам:
Библейские реминисценции в лирике поэта можно объяснить «бессознательным подражанием, отличным от заимствования – сознательного подражания». Для М.Ю. Лермонтова, хорошо знавшего Библию, было естественно мыслить библейскими категориями.
_____________________
1. Лермонтовская энциклопедия /Институт рус. литературы АН СССР (Пушкинский дом), Науч.- ред. совет изд-ва "Советская энциклопедия"; Гл. ред. В.А.Мануйлов. - М.:Советская энциклопедия, 1981.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.1991.
3. Лермонтовская энциклопедия. С.34.
4. Лермонтовская энциклопедия. С.124.
5. Лермонтовская экциклопедия. С.125.
6. Чечулина Н.А. «Лермонтов. М.Ю. Избранный произведения». – Лениздат, 1979. С.56.
7. Никитин М. Идеи о боге и судьбе в поэзии Лермонтова. - Н.Новгород: В.Н.Райский и И.И.Карнеев, 1915. С.21.
8. Шувалов С.В. Религия Лермонтова, в кн.: Венок М.Ю.Лермонтову: Юб. сб. - М.: Пг.: В.В.Дурнов; наследники Сапаевых, 1914 г. С. 151.
9. Воспоминания. Автобиография. Т. VI, с. 444, М., 1931.
10. Никитин М. Идеи о боге и судьбе в поэзии Лермонтова. С.43.
11. Воспоминания, Автобиография, М., 1931, с. 247.
12. Лермонтовская энциклопедия. С 132.
13. Венок М.Ю.Лермонтову: Юб. сб. - М.: Пг.: В.В.Дурнов; наследники Сапаевых, 1914 г. С. 167.
Список использованной литературы
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
2. Венок М.Ю.Лермонтову: Юб. сб. - М.: Пг.: В.В.Дурнов; наследники Сапаевых, 1914 г.
3. Воспоминания, Автобиография, М., 1931, с. 247
4. Лермонтовская энциклопедия /Институт рус. литературы АН СССР (Пушкинский дом), Науч.- ред. совет изд-ва «Советская энциклопедия»; Гл. ред. В.А.Мануйлов. - М.:Советская энциклопедия, 1981.
5. Никитин М. Идеи о боге и судьбе в поэзии Лермонтова. - Н.Новгород: В.Н.Райский и И.И.Карнеев, 1915.- 48с.
6. Шувалов С.В. Религия Лермонтова, в кн.: Венок М.Ю.Лермонтову: Юб. сб. - М.: Пг.: В.В.Дурнов; наследники Сапаевых, 1914 г. - с. 135-164.
7. Чечулина Н.А. «Лермонтов. М.Ю. Избранный произведения». – Лениздат, 1979
Лепесток и цветок
Ночная стрельба
Мать-и-мачеха
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка