Исследовательская работа ребенка гуманитарного направления по творчеству Бориса Заходера "Что такое вообразилия"
Вложение | Размер |
---|---|
Текст исследовательской работы | 633.5 КБ |
Краткое выступление по теме | 24.5 КБ |
Презентация к выступлению-защите | 1.12 МБ |
Введение
Ура, Вообразилия!
Моя Вообразилия!
У всех, кому захочется,
Там вырастают крылья:
И каждый обязательно
Становится кудесником,
Будь он твоим ровесником
Или моим ровесником!..
Б. Заходер
В прошлом учебном году я участвовала во Всероссийском конкурсе для детей, посвященном творчеству Бориса Заходера. Он назывался «Моя Вообразилия». В номинации «Конкурс чтецов» я заняла I место в нашем районе среди своих сверстников. Я читала наизусть стихотворение «Вредный кот» (см. Приложение 1). Другие дети так же прекрасно читали другие стихотворения Б. Заходера: «Мохнатая азбука», «Петя мечтает», «Никто», «Где поставить запятую» и другие. Все стихотворения Бориса Заходера оказались смешными и яркими. Они хорошо запоминаются.
Меня заинтересовал вопрос о том, что же такое «Вообразилия»? Как связано название конкурса «Моя Вообразилия» с именем Бориса Заходера? Я решила, что обязательно выясню это. С этой целью я решила начать исследовательскую работу. Тема моей исследовательской работы звучит так: Что такое «Вообразилия»?
У меня есть свои предположения по этому вопросу. Вероятно, «Вообразилия» – это название страны, потому, что я знаю страны с похожим названием. Например, Бразилия. Думаю, что ответ я найду, если выполню такие задачи:
Объектом моего исследования будет творчество Бориса Заходера.
Основная часть
Я начала свою работу с выяснения значения слова «вообразилия». Для толкования слова я обратилась к толковым словарям русского языка.
В толковом словаре В. Даля слова «Вообразилия» я не нашла. Но в нем есть слово, похожее:
ВООБРАЖАТЬ, вообразить что…, давать вид, образ, вселять в видимый образ, олицетворять, представлять во образ; изображать; Воображение – действие воображающего; способность изображать в уме чувственные и отвлеченные предметы; возможность сочетания и мысленного живописания умственных картин.
В толковом словаре С. Ожегова слова «Вообразилия» нет. Есть другое слово:
ВООБРАЗИТЬ
1. кого – что. Представить себе мысленно. Вообразить картину южной ночи. 2. кого (что) кем – чем и с союзом "что". Ошибочно предположить, счесть. Вообразил себя поэтом. Вообразил, что без него не обойтись.
3. вообрази(те), вводное. Выражает удивление: подумать только (разг.). Вообрази, он же еще и спорит.
Воображаемая опасность (мнимая). Воображаемая линия (не существующая в действительности).
В Интернете на страницах толкового словаря-онлайн слова «Вообразилия» тоже не оказалось. Встречается родственное слово:
ВООБРАЖЕНИЕ, -я; ср.
1. Способность воображать, мыслить образами; фантазия.
Богатое воображение. Творческое воображение. Поразить чьё-либо воображение. У тебя нет воображения.
2. Разг. Домысел, плод фантазии. Это только твоё воображение.
Итак, слова «Вообразилия» в толковых словарях нет. Но я нашла толкование этого слова в интернет-словаре кроссвордиста (человека, который занимается составлением кроссвордов):
– В какой стране, придуманной нашим детским писателем Борисом Заходером, "царствует фантазия во всем своем всесилии"? (ВООБРАЗИЛИЯ)
Поэтому далее я решила подробнее узнать о Борисе Заходере.
В биографии Бориса Владимировича Заходера мне показались интересными некоторые факты. Родился писатель 9 сентября 1918 года в Молдавии в образованной семье. Отец был юристом. Мать знала несколько иностранных языков. Ее не стало, когда Борису было всего 14 лет. В семье любили литературу. В доме всегда было много книг. Уже в 6 лет Борис сочинял интересные сказки. За время школьной учебы он поменял семь школ, очень интересовался природой и изучал биологию. Б. Заходер участвовал в двух войнах. Потом он поступил в Литературный институт и начал писать стихи в детских журналах и газетах под псевдонимом «Борис Вест». Его первое стихотворение называется «Морской бой» (см. Приложение 2). Борис Заходер перевел на русский язык много интересных детских книг: «Вини-пух и все-все-все», «Питер Пэн», «Приключения Алисы в Стране Чудес». Сам он о себе написал:
В литературе
Сверх всякой меры
Буквально
Кишмя-кишат Заходеры!
Смотрите сами:
Вот есть, например,
Детский писатель
Борис Заходер;
Есть переводчики -
Взрослый и детский.
Тот знает английский,
Этот — немецкий...
Один Заходер
Сочиняет пьесы -
Тот пишет сказки
Про разных тварей,
Тот норовит
Смастерить сценарий;
Естъ среди них
Даже автор
Либретто.
Тут
Не хватало только поэта!..
В нашей стране и в других странах люди знают его как детского писателя. Он написал множество добрых детских стихов, пьес и сказок. Умер писатель в Москве 7 ноября 2000 года.
У Бориса Заходера несколько сборников детских стихов:
«На задней парте» (1955),
«Мартышкино завтра» (1956),
«Никто и другие» (1958),
«Кто на кого похож» (1960),
«Товарищам детям» (1966),
«Школа для птенцов» (1970),
«Считалия» (1979),
«Моя Вообразилия» (1980),
«Если мне подарят лодку» (1981),
«Мохнатая азбука» (1985),
«Про разных собачек» и другие.
Итак, Вообразилия Заходера – это цикл стихов о воображаемой стране. Назван цикл по названию главного стихотворения – «Моя Вообразилия» (см. Приложение 3). Действительно, Вообразилия – волшебная страна. В нее попадают только те, у кого есть воображение. Не удивительно, что в ней живут фантастические звери из воображения самого Бориса Заходера. Ведь писатель на самом деле очень любит животных. Только в Вообразилии звери необычные. Например:
Мним – неизвестный очень скромный зверек из стихов «Мним», «Еще про Мнима» (см. Приложение 4):
Рапунок – шустренький, веселый детеныш Рапуна из стихотворения «Рапуны» (см. Приложение 5):
Очень похожие друг на друга Бяка и Бука из стихотворения «Приятная встреча» (см. Приложение 6):
Зверь на букву Ю – Южный Ктототам (см. Приложение 7)
Кавот и Камут из одноименного стихотворения (см. Приложение 8):
В Вообразилии происходят чудесные вещи. Там звери, птицы и цветы разговаривают, играют с детьми. Там можно летать, можно оказаться в любом месте. Там сбываются все мечты. Эта страна – страна нашего воображения. И где бы ты ни был, в нее можно попасть в любое время в одно мгновение. Главное условие – уметь фантазировать!
В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
Работая над своим исследованием, я предложила одноклассникам анкету и конкурс рисунков. Цель: выяснить, что знают мои одноклассники о Вообразилии. В анкете были такие вопросы (см. Приложение 9):
В опросе участвовали 17 человек.
Выяснилось (см. Приложение 10), что только 1 человек считает, что это страна мира, все остальные думают, что это страна фантазий. 7 человек связывают это слово с именем Б. Заходера, 5 – с именем А. Барто, 4 – не знают, 1 человек думает, что это слово связано с именем А. Пушкина. Все 17 человек бывали в Вообразилии. 15 человек захотели нарисовать свою Вообразилию. Рисунки оказались разными, но все они яркие и необычные.
Заключение
Закончив своё исследование, я могу сказать, что поставленную перед собой цель я достигла, хотя многие стихотворения Б. Заходера мне так и не удалось прочитать. Интересным для меня стал тот факт, что толкования слова «Вообразилия» я не нашла ни в одном толковом словаре, в том числе и в интернет–энциклопедии Википедия. А спрятанный Б. Заходером смысл слова «Вообразилия» вообще был удивительным. Когда я прочитала некоторые стихотворения из цикла «Моя Вообразилия», я поняла, какое понятие автор вложил в это слово.
Опрос одноклассников, проведение викторины, конкурса рисунков – всё это помогло и мне, и моим друзьям понять, что такое «Вообразилия». Предлагаю свою статью для толкового словаря:
ВООБРАЗИЛИЯ (произошло от слова «Вообразилия», которое придумал писатель Б. Заходер – Страна моего воображения) – мир фантазии человека, его мечты, сказочный внутренний мир. Читаю и оказываюсь в Вообразилии.
И только тот, кто начисто
Лишен воображения, -
Увы, не знает, как войти
В ее расположение!..
Мне кажется, что моя работа – это только начало исследования творчества Заходера. В будущем я планирую исследовать тему «Необычные слова в стихах Бориса Заходера».
Список используемых источников и литературы
Приложение
- Петь, здорово!
- Здравствуй, Вова!
- Как уроки?
- Не готовы...
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только было сел за стол,
Слышу: "Мяу..." -
"Что пришел?
Уходи! - кричу коту. -
Мне и так... невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!"
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид -
Ведь совсем как будто спит! -
Но меня же не обманешь...
"А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!"
Раз его за хвост!
- А он?
- Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
"Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!"
Что за шум на задней парте?
Ничего нельзя понять!
Кто-то там шипит в азарте:
- Е-один!
- А-шесть.
- К-пять!
Это снова Вова с Петей
Позабыли все на свете:
На уроках день-деньской
Бой идет у них морской!
Бьются два военных флота
На листочках из блокнота.
Вова с Петей не пираты,
Не берут на абордаж,
А наводят на квадраты
Дальнобойный
Карандаш!
И противника догонят
Залпы меткие везде!
Вот линейный крейсер тонет
В разлинованной воде,
Вот уже близка победа:
Миноносцы бьют в упор...
Ну, еще одна торпеда -
И на дно пойдет линкор!
Но внезапно все пропало:
Море, волны, корабли...
Прогремело
Громче шквала:
- Курс на доску, адмиралы!
Адмиралы - на мели...
- Петька, друг, спасай - тону!
- Я и сам иду ко дну!.
Часто терпит пораженье
Самый храбрый адмирал,
Если место для сраженья
Неудачно он избрал!
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии
Болтают с вами запросто
Настурции и Лилии;
Умеют Львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки!
Ура, Вообразилия,
Моя Вообразилия!
У всех, кому захочется,
Там вырастают крылья;
И каждый обязательно
Становится кудесником,
Будь он твоим ровесником
Или моим ровесником!..
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии -
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения, -
Увы, не знает, как войти
В ее расположение!..
Далеко,
Возле самой границы
Лукоморья; Чудесной страны,
В том краю,
Где живут Чуженицы,
Где пасутся в горах Рапуны,
Где в волнах темно-синего меха
Помирает от смеха Себеха,
В том краю,
Где встречается Бука
(Правда, если вы спросите: с кем? -
Ничего не ответит наука,
Не помогут ни Гржимек, ни Брем),
В том краю, где на каждой дорожке
Попадаются ножки да рожки,
Где Грифон ходит в гости к Химере,
Где живут очень редкие звери,
В высшей степени редкие звери,
Исключительно редкие звери
И совсем небывалые звери,
Там и водится чудо природы -
Тихий зверь по прозванию Мним.
Сам Мюнхаузен, долгие годы
Посвятивший погоне за ним,
Услыхав это имя, немеет,
Ничего сообщить не имеет,
И скорее всего потому,
Что похвастаться нечем ему...
Под собой не чуя ног,
Скачет резвый Рапунок.
А большие Рапуны
Тихо спят и видят сны.
Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака -
Молчали Бука и Бяка.
И Бука
Думал со скукой:
«Чего он так смотрит - букой?»
А Бяка думал:
«Однако
Какой он ужасный Бяка...»
Откровенно признаю:
Зверя нет
На букву «Ю».
Это - ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ.
Я его придумал сам!
Мне с постели вставать неохота:
Я боюсь наступить на Кавота, -
У меня под кроватью живет
Симпатичнейший в мире Кавот.
И еще с ним такая забота:
Накормить невозможно Кавота,
Так как каждый кусок почему-то
Попадает в желудок Камута.
а. страна мира б. страна фантазий в. не знаю г. _______________
а. Б. Заходер б. А. Барто в. не знаю г. ______________________
а. да б. нет
Здравствуйте. Меня зовут Фомина Карина. Я учусь во 2 д классе Прохоровской гимназии.
В прошлом учебном году я участвовала в детском Всероссийском конкурсе, посвященном Борису Заходеру. Он назывался «Моя Вообразилия». Я читала наизусть стихотворение «Вредный кот».
Меня заинтересовал вопрос о том, что такое «Вообразилия»? Как связано название конкурса с именем Бориса Заходера? Я решила, что обязательно выясню это. С этой целью я решила начать исследовательскую работу. Тема моей работы: Что такое «Вообразилия»?
У меня была своя догадка. Я предположила, что это название страны (как Бразилия).
В ходе исследования я искала значение слова «вообразилия» в толковых словарях, но не нашла.
Познакомилась с материалами Интернета по этому вопросу и нашла объяснение этого слова для кроссворда. Оказалось, что это слово придумано Борисом Заходером. Поэтому я познакомилась с жизнью и творчеством писателя.
Выяснила, что у него есть сборник стихов «Моя Вообразилия». Я с удовольствием прочитала их и сделала вывод, что Вообразилия – волшебная страна фантазий, которую придумал Заходер. В нее попадают все, у кого есть воображение. Там живут, разговаривают, играют фантастические звери, птицы и цветы. Например, зверьки – Мним и Рапунок.
Я провела анкету для одноклассников Что такое «Вообразилия»? и узнала, что не все дети знают, что это слово придумал Борис Заходер, но почти все ответили правильно, что это страна фантазий и все там бывали! Многие согласились ее нарисовать. Это были необычные, яркие рисунки. А потом мы лепили зверьков из Вообразилии. Теперь у нас в классе коллекция, в которой есть Мнимы, Рапуны, Бяки, Буки, Ктототамы и другие!
ВЫВОД Предлагаю свою статью для толкового словаря:
ВООБРАЗИЛИЯ (придумал Б. Заходер) – мир фантазии человека, его мечты, сказочный внутренний мир. Например: Читаю и оказываюсь в Вообразилии.
Думаю, моя работа – это начало исследования творчества Заходера. В будущем я планирую поработать над темой «Необычные слова в стихах Бориса Заходера». Спасибо за внимание. Я готова выслушать Ваши вопросы.
Слайд 1
Фомина Карина 2- д класс МБОУ «Прохоровская гимназия»Слайд 4
Что такое «ВООБРАЗИЛИЯ»?
Слайд 5
СТРАНА?
Слайд 6
Словарь кроссвордиста: В какой стране, придуманной нашим детским писателем Борисом Заходером, " царствует фантазия во всем своем всесилии"?
Слайд 9
Рапуны МНИМ
Слайд 10
Что такое Вообразилия? С именем какого писателя связано это слово?
Свадьба в Малиновке
Акварельные гвоздики
О путнике
Заповеди детства и юности
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)