В своей работе ученицы рассмотрели слово царь и с точки зрения этимологии, лексики, морфологии, использования этого слова в различных произведениях как литературы, так и искусства.
Вложение | Размер |
---|---|
portret_odnogo_slova.docx | 39.75 КБ |
Проект выполнен
ученицами 8 «В» класса
МБОУ «Лицей №3»
г. Дзержинский
Алёшиной Наталией
Качало Валерией
Руководитель Л.В. Прокопчук,
учитель русского языка и литературы
2014 год
План проекта
Название проекта: «Портрет одного слова».
Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект: русский язык, литература.
Тип проекта
исследовательский, групповой, межпредметный.
Цель проекта
используя словари, художественную литературу и другие источники, собрать информацию об истории, значении, употреблении слова царь в русском языке и литературе.
Задачи проекта
Аргументация выбора темы
В 2013 году Россия отмечала 400-летие Дома Романовых. Для нас, россиян, эта дата имеет большое историческое значение.
В 1613 году на русский престол взошёл царь Михаил Фёдорович из династии Романовых.
Нам стало интересно, почему в России главу государства называли ЦАРЁМ, а не, предположим, королём или ханом (как в других иностранных государствах).
Нас заинтересовало это слово,его этимология, семантика.
Содержание проекта
1. Этимологическая страница
2. Лексикографическая страница
3. Словообразовательная страница
4.Фразеологическая страница
5. Искусствоведческая страница
Этимологическая страница
В русской культуре слово «царь» византийского происхождения. Своё содержание получило под татарским влиянием при управлении Золотой Орды. В отличие от западноевропейской средневековой культуры, складывающейся на правовых отношениях, в государстве золотоордынских ханов имела место лишь иерархия отношений подчинения, в которую вынуждено было встраиваться и древнерусское население. Во главе стоял хан (в переводе с монгольского на русский язык «царь»). Частое употребление в литературных памятниках этого периода выражения «сам царь», авторами которых большей частью были отстранённые от общественной жизни монахи, свидетельствуют о глубоком внедрении в русское общественное сознание идеи абсолютной власти татаро-монгольского царя.
Существует ещё несколько мнений о происхождении этого слова. И вот одно из них.
Слово происходит от слова "Цезарь". Русский писатель, историк XVIII века Н.М.Карамзин с этим не согласен. Он пишет: "Сие имя не есть сокращение латинского "Цезарь", но древнее латинского. Происхождение восточное". Он просит обратить внимание на имена ассирийских и вавилонских царей: Фалассар, Набонассар и т.д.
В других языках нет того различия, которое русский язык делает между царями и королями, называя первым именем почти исключительно монархов древнего Востока и классического мира, a также русских государей с XVI в., и давая имя королей главным образом западноевропейским государям в средние века и в новое время.
Царь - один из монархических титулов, равносильный титулу король. Терминологическое различие между этими словами возникло у нас в зависимости от того, откуда наш язык заимствовал эти термины. Слово царь есть стяженная форма слова цесарь. Прежде всего у нас царями стали называть государей, о которых говорится в Св. Писании, а также византийского императора. Слово король, общее нам с другими славянами, произошло от имени Карла Великого, и им у нас стали называть главным образом западных государей. В русской истории оно было применено лишь в XIII в. к Даниилу Романовичу Галицкому.
Таким образом, различие, которое русский язык делает между обоими монархическими титулами, не имеет принципиального значения.
Лексикографическая страница
В разных лексикографических словарях семантика слова царь различна. Ниже приведены примеры значений данного слова.
ЦАРЬ (от лат. caesar - цезарь) - в России в 1547-1721 гг. официальный титул главы государства. Первым Ц. был Иван IV Грозный. При Петре I заменен титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.
( Юридический словарь. 2000.)
В других словарях и источниках мы можем наблюдать следующее:
ЦАРЬ — муж.вообще, государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства. Царь земной под Царем небесным ходит, под Богом. Слышите убо, царие, и разумейте, судии концев земли! Соломон. У царя царствующих (у Бога) много царей.
(Толковый словарь В.И.Даля)
ЦАРЬ — (от латинского caesar цезарь), в 1547 1721 официальный титул главы Российского государства. Первым царём был Иван IV Грозный. При Петре I титул царя заменён титулом император, но неофициально существовал наравне с ним.
(Энциклопедия «Русская история»)
ЦАРЬ — в России (с 1547 по 1721 гг.) и в некоторых других странах: титул монарха; лицо, носящее этот титул. Царь Фёдор. Царь Николай II. По указу самого царя. Царь отец; царь батюшка.
(Энциклопедический словарь)
ЦАРЬ, муж. 1. Название монархов в некоторых странах. «В тот грозный год покойный царь еще Россией со славой правил». Пушкин. «Протестуя против крайностей царизма, либералы преследовали две цели: во- первых, образумить царя, во- вторых,…
(Толковый словарь Ушакова)
ЦАРЬ, я, муж. 1. Единовластный государь, монарх, а также официальный титул монарха; лицо, носящее этот титул. 2. перен., чего. Тот, кто безраздельно обладает чем н., властитель (устар. и книжн.). Ц. своей судьбы. Ц. моей души.
(Толковый словарь С.И. Ожегова)
ЦАРЬ — (сокращ. Caesar) титул правителя у вост. славян. 1) титул государя, монарха России. 2) в персидском языке трон.
(Словарь иностранных слов русского языка)
Словообразовательная страница
Интересные наблюдения можно сделать, изучая слово на фоне однокоренных слов. Наглядно словообразовательные связи слова царь можно представить в виде словообразовательного гнезда. Словообразовательное гнездо- это все однокоренные слова, расположенные с учётом последовательности их образования.
цар-ст-в-о
цар-ев-ич
цар-евн-а
цар-и-ть
цар-ёк
цар-иц-а
цар-иц-ын
Цар-иц-ын-о
цар-ени-е
Со словом царь связано много географических названий, например: Царьград, Царицыно, Царское село, Царёво-Борисово, Белоцарск, Царицын, Царёвококшайск и др.
Это слово часто употребляется в таких сочетаниях, как царь-колокол, царь-пушка, царь-бомба, царь-танк.
У данного слова существует большое количество синонимов, которые были приемлемы в других государствах. Например: агамемнон, атрей, басилевс, валтасар, владыка, властитель, государь, дабог, император, ирод, король, лукумон, мидас, минос, монарх, негус, порфироносец, правитель, приам, скипетродержец, скипетроносец, соломон, фараон, царек, цезарь, эдип, яяти.
Фразеологическая страница
В русском языке много устойчивых выражений, пословиц и поговорок со словом царь. Царь в русской культуре-титул главы Российского государства, лицо, имеющее большое уважение и доверие всего народа, и всё это отражено в следующих фразеологизмах и пословицах: свой ум - царь в голове (очень умный); близ царя – близ чести; кто Богу не грешен, царю не виноват; до Бога высоко, до царя далеко; народ думает, а царь ведает.
Издавна в государствах не обходились без царей или других верховных правителей, поэтому говорили, что без царя народ сирота.
На престоле царь правил не один год, а несколько лет. Он в городах почитался и в пословицах стал символом уважения: без Бога свет не стоит – без царя земля не правится; где царь, тут и правда; Бог помилует, так и царь пожалует и т.п.
Обычно вспоминают, что имя это встречается в русских сказках: в давнее время, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, жил-был царь Горох, правитель глуповатый, но, как полагается сказочному монарху, добрый. Знаменитый фольклорист позапрошлого века Александр Николаевич Афанасьев в своем фундаментальном культурологическом труде «Поэтические воззрения славян на природу» предложил сопоставление имени сказочного царя со словом грохот. Логика его рассуждений такова: метафорический язык сближает небесный гром с обмолотом зерен; бог-громовник Перун был почитаем и как податель земного плодородия, отсюда общность слов горох и грохот. Слабость такого объяснения, что называется, на виду: горох в отличие от хлеба не обмолачивают, а лущат, поэтому все этимологические сближения и смысловые параллели, которые Афанасьев предлагает в подкрепление высказанной версии, как и само вычитывание древнего мифологического мотива «небесной молотьбы», оказываются напрасными. Но прежде всего отвергнуть его предположение заставляет невероятность фонетических соотношений: звукоподражательный корень слова грохотать для праславянского состояния реконструируется. Столь же неубедительными выглядят и другие догадки о происхождении фразеологизма при царе Горохе, выдвигавшиеся разными авторами.
Не только любительская, но нередко и научная этимологизация фразеологии грешит тем, что языковой факт рассматривается отдельно, без соотнесения с иными показаниями как данного, так и других языков, и даже вне всякого культурно-языкового контекста. Между тем именно фразеология в первую очередь для своего истолкования нуждается в выявлении и приведении параллельных фактов.
Царь часто упоминаются в русских фразеологических оборотах: у каждого свой царь в голове, без царя в голове.
Искусствоведческая страница
Личность царя привлекала художников разных эпох, настолько сильным оказалось его влияние на жизнь государства. Н.М. Карамзин в своем труде «История государства Российского» писал: «Имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений… хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием и заслуги, и преступления…»
Для известного русского современного художника Филиппа Москвитина Царская тема - одна из главных, ее он разрабатывает на протяжении всей своей творческой жизни вне зависимости от юбилеев. Но именно дата 400-летия Царского Дома Романовых позволила увидеть с исторической высоты XXI века и совокупный вклад династии в развитие России, и значение в российской истории личности каждого русского царя. К Царской теме художник обращается уже в первых своих профессиональных работах. Это определяется не только историческим интересом, но связано с его православным мировидением, с уверенностью в том, что Россия может достигать достойного ее могущества и величия только ведомая помазанником Божиим, а социально-политический процесс преображения мира может быть связан только с христианской идеей. Мастер за двадцать лет создал уникальную галерею реалистических портретов русских Царей и Цариц. Основываясь на истории царствования, он выражает свое видение личности изображаемого Венценосца. Впервые художник обратился к царским образам в начале 90-х. Портрет Николая II, написанный в 1992 году совсем молодым тогда художником, находится в Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне. Портретная галерея русских царей создавалась не в хронологическом порядке времен их правлений. Если рассматривать картины по датам создания, можно заметить, что в первых работах художника в большей степени интересовало как таковое историческое событие, наполненное действием, движением, как, например, картина «Присяга Преображенского полка Императрице Елизавете Петровне» (1995 г.).Здесь видно, что Филипп Москвитин уделяет большое значение композиции, создает и портреты, и обобщающие образы-типы, чем в совокупности достигается раскрытие исторической сущности происходящего. Сопоставив картины в хронологии царствований, можно увидеть в целостности большой и значимый для судеб всего мира отрезок истории России, достоверные в психологическом развитии и духовном значении личности правителей великой страны.
Как говорит художник, первые картины на Царскую тему появлялись не случайно. С начала девяностых годов прошлого века Москвитин пишет несколько портретов Царя Николая, а затем начинает создавать исторические полотна, выросшие впоследствии в «Царский цикл». Углубляясь в тему, художнику становится ясно, что художественные образы русских царей интересны не только ему самому, но имеют значение и в историческом, и в духовно-нравственном плане современной жизни. Мастер подошел к осмыслению значения царствования Дома Романовых с исследования и отображения эпохи, предшествовавшей ему, то есть со Смутного времени.
Картину Филиппа Москвитина «Помазание на царство Михаила Федоровича» следует считать начальным произведением живописного цикла, посвященного русским Царям. Продолжающая обширную художественную историографию мастера, она, будучи образно связанной с предыдущими историческими работами, в своем ряду свидетельствует и о непрерывности хода истории, и о важности мистической, то есть обращенной к Богу, жизни. После взятия Смоленска и падения Новгорода Московское государство было близко к крушению. На картине ощущение этой возможной катастрофы, предшествовавшей изображенному событию, художник передает с помощью полумрака, клубящегося внутри храма, где пред иконостасом совершается чин Помазания. Художественное произведение разделено на несколько планов: на первом мы видим молодого Царя и митрополита, за ними, вблизи Патриаршей сени, людей, символизирующих русский народ. Эти планы объединяет неудержимо расширяющийся, охватывающий и объединяющий всех участников действа, мощный поток солнечного света, проникающий через узкое окно, изображенное в центре полотна. Так мастер добивается не формального изобразительного сложения, а смысловой глубины, ощущения непрерывно длящегося времени. Не остается сомнения в укрепляющемся единении народа, не представляющего ни своей жизни, ни бытия государства вне самодержавной власти. Очевидно, что к этому народу художник присоединяет и себя.
Полотно Филиппа Москвитина достаточно подробно и реалистично изображает чин Помазания на царство, с учетом исторического порядка торжества: на помазании Государь стоит, скрестив руки, что увидено художником на старинных миниатюрах. Также непосредственное участие принимали боярин Никита Романов - он держит шапку Мономаха, новый боярин князь Дмитрий Пожарский - он вручал Державу молодому Государю, символизирующую освобожденную Россию. Помазывал Государя митрополит Казанский и Свияжский Ефрем, прославленный впоследствии в лике святых. Не только исторической достоверностью обладает это произведение, но исключительными композиционными и живописными особенностями, позволяющими в достаточной мере раскрыть идеальный замысел художника. Картина симметрична, уравновешенна, что создает ощущение незыблемости и символизирует окончание смуты, кажется, на время всего правления Романовых.
Сдержанное, «смиренное» полотно Филиппа Москвитина «Помазание на царство Михаила Федоровича» оставляет соответствующее исторической правде ощущение, что во время правления мягкого и доброго Михаила Федоровича Россия утешилась. Действительно, Царю Михаилу удалось полное объединение народа, проявившего особое напряжение физических и духовных сил. Во время этого царствования было построено много церквей, монастырей, строго соблюдалось благочестие.
Соседство пространств света и мрака можно увидеть и в другой картине мастера, на погрудном портрете «Царь Петр Алексеевич Романов». Ясен взор молодого Царя, красиво лицо, выражающее уверенность и непреклонность. Но в первую очередь здесь обращает на себя внимание непривычный для изображений Петра I русский его костюм. Молодой царь написан в национальных великокняжеских одеждах. Мы знаем его изображения в символичных рыцарских латах, в реалистическом западноевропейском камзоле, подчеркивающем симпатии Петра. Этот бархатный, отороченный соболем костюм на основе стрелецкого кафтана, с мастерски изображенными драгоценными застежками, массивным нагрудным крестом с самоцветами, толстой златой цепью, символизирующей непрерывность русской традиции и самодержавной власти, тоже символ. Так же как жезл в руках Царя, подаренный шахом Аббасом II его отцу Алексею Михайловичу в знак признания политической воли русского правителя, есть напоминание о династической преемственности не только обязанностей, но предшествующих достижений и выгодных России политических приоритетов. Художник стремится подчеркнуть исконно русское происхождение Царя, который, однако, вскоре станет яростным реформатором всего и вся в России. Но пока что он молод, он унаследовал златое Царство Святой Руси, символизируемое золотыми драпировками занавеса на втором плане, которые похожи на предвещающие бурю волны неспокойного моря. В глубине, разрывая этот золотой фон, бурливо разрастается не поддающееся однозначному определению пятно, вероятно, символизирующее грядущие петровские преобразования. Для изображения зловещей полыньи или, может быть, «окна в Европу», художник точно находит холодные оттенки серо-стальных и сине-фиолетовых красок, вносящих в этот красивый парадный портрет настроение беспокойства, тревоги и сожаления о неотвратимом крушении традиции.
Слово царь или его производные часто используется в сказках, былинах, исторических произведениях. Например, в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
…В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой…
Одной из известнейших драм Пушкина является драма «Борис Годунов». В ней царь показан, как неспособный защитить народ правитель. Народ бунтует из-за появления Лжедмитрия I, трагический конец неизбежен.
В музыке:
У многих русских композиторов есть произведение, где в главной роли выступает царь.
У родоначальника русской классической музыки, Михаила Ивановича Глинки, есть опера «Жизнь за царя». В ней рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.
В свою очередь в 1869 году Модестом Мусоргским на текст драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» была написана одноименная опера.
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Сказочные цветы за 15 минут
Рисуем подснежники гуашью
Рисуем тыкву
Рисуем "Осенний дождь"