Проанализированы понятия «одиночество» и «счастье» в лингвистических, психологических словарях; изучены статистические данные; проведено анкетирование и обработаны его результаты. Выполнен сравнительный анализ героев произведений А.П. Платонова «Юшка» и Н.В. Гоголя «Шинель» (их круг общения, внутренний мир, итог жизни).
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.8 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №19»
«О, одиночество!
Как твой характер крут!»
Автор: учащаяся 9 «В» класса
Балогланова Эльмира
Учитель: Гончар Т.А.
2014 г.Ухта
«О, одиночество! Как твой характер крут!»
На уроке литературы при анализе повести Гоголя «Шинель» одноклассники высказали мнение, что одинокие люди всегда несчастны. В пример приводился и Юшка из повести Платонова. Я не согласилась с таким мнением, потому что, испытав одиночество, не чувствовала себя несчастной. Возник вопрос, а правы ли одноклассники, утверждая, что одинокий человек не может быть счастливым.
Эта проблема определила тему моего исследования: «Счастье одинокого человека»
и цель исследования – выяснить, в чем одинокий человек находит свое счастье.
Я поставила перед собой задачи:
-изучить и обобщить теоретический материал по вопросам одиночества и счастья человека,
-изучить статистические данные по этим же вопросам,
- провести анкетирование с целью анализа проблемы одиночества у одноклассников и друзей в социальных сетях;
- выполнить сравнительный анализ образов в произведениях Н.В. Гоголя «Шинель» и А.П. Платонова «Юшка».
Я выдвинула гипотезу: одинокий человек может быть счастлив. Данная работа предназначена для подростков 14-15 лет.
Актуальность работы состоит в том, что именно в этом возрасте особенно остро встает проблема одиночества. Л. Толстой называл этот возраст «пустыней отрочества».
Достоинство и новизна работы заключается в том, что проблема решается на материале изучаемых в школе произведений, но произведения рассматриваются с новой точки зрения.
а. Позитивный внутренний тип одиночества или «гордое» одиночество, рассматриваемое индивидом как способ раскрытия новых форм свободы, моделей общения с другими людьми.
б. Негативный внутренний тип одиночества, субъективно переживаемый как отчуждение от собственного Я и других людей, сохраняющийся даже в окружении последних.
в. Позитивный внешний тип одиночества, возникающий в ситуации физического уединения, но при этом активно осуществляется поиск нового позитивного опыта.
г. Негативный внешний тип одиночества, возникающий при утрате привычных и близких партнёров по общению (например, смерти близких людей, друзей).
2. Что такое одиночество? Афоризмы.
Вывод №1. Изучив толкования понятий «одиночество» и «счастье» в лингвистических, психологических словарях, я пришла к выводу, что
одиночество – это отделение от других подобных.
Есть два типа одиночества:
внешний (когда человек отвергается обществом),
внутренний (когда человек закрывается от общества, уходит в себя, в свои переживания).
удовлетворение - чувство того, кто доволен исполнением своих стремлений, желаний, потребностей.
счастье — это чувство того, кто доволен исполнением своих стремлений, желаний, потребностей.
Понятие счастья неразрывно связано с понятием удовлетворения, но намного шире последнего.
1). Одиночество — это: — состояние человека, когда ему тяжело и не с кем разделить свое горе; — уединение; — моральное состояние, которое проявляется, когда никого нет рядом; — когда не с кем поговорить, когда никто тебя не понимает; — когда нет близких людей; — когда человек постоянно один; — когда человек ощущает себя во всем мире единственным; — когда нет друзей; — психологическое состояние, при котором человек борется со своими проблемами один; — когда ты подавлен; — когда человек находится наедине сам с собой; — когда человеку хочется побыть одному; — когда не с кем разделить горе. | 15 10 267 20 2 21 1 2 24 1 1 61 12 |
2). Как вы думаете, необходимо ли человеку одиночество? - да - нет - когда как - иногда | 32% 12% 8% 48% |
3). Какой человек может быть одиноким? — любой; — вредный; — отшельник; — желающий быть одиноким; — необщительный; — у которого плохой характер; — у которого нет друзей; — замкнутый в себе; — обладающий необычной натурой; — мечтательный, задумчивый; — не толерантный, эгоист. | |
4). Как вы относитесь к одиночеству? - положительно - отрицательно - когда как | 28% 28% 44% |
5). Испытывали ли вы чувство одиночества? - да - нет - иногда | 72% 20% 8% |
6). Ассоциируется ли у Вас одиночество с несчастьем? -да -нет | 2,3% 97,7% |
Результаты анализа ответов подростков исследуемой выборки по опроснику «Одиночество» позволяют говорить о том, что каждый третий подросток испытывает состояние одиночества различной интенсивности, причем, 2,3% опрошенных переживают одиночество в достаточно сильной степени.
С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение:
-около 25% опрошенных ребят ответили, что одинокими становятся из-за других людей (в том числе и родителей), так как другие не поняли, отвергли или забыли этого человека.
- на втором месте оказались черты характера (эгоизм, самовлюбленность и т.п.). Как причина одиночества они были названы 20 % подростков.
- около 13 % видят причину одиночества в поведении и манере общения человека.
- 10 % подростков считают, что причинами одиночества являются застенчивость, неуверенность в себе, страх общения и неумение общаться.
- отсутствие круга общения, близких людей и любимых как причину одиночества рассматривают только 13 % подростков.
- на усталость от общения - 17%.
Хотя 60 % подростков сами не любят бывать в одиночестве, они не считают подобное времяпровождение ненормальным. 56,7 % чувствовали себя одинокими и покинутыми, но большая часть подростков (80 %) не испытывали страха, находясь в таком состоянии.
Вывод №2. В основном подростки считают пребывание в одиночестве нормальным, а не противоестественным и пугающим состоянием.
1. Опрос одноклассников и друзей в социальных сетях.
Бывает ли тебе одиноко? -да -нет | 65% 35% |
Нравится ли вам это состояние? -да -нет | 54% 46% |
Ассоциируется ли у Вас одиночество с несчастьем? -да -нет | 2,3% 97,7% |
Акакий Акакиевич Башмачкин – герой произведения Гоголя «Шинель» - петербуржец, «он был то, что называют вечный титулярный советник», чиновник, переписывающий красивым почерком уже составленные бумаги. В «Табеле о рангах» чин титулярного советника соответствует низшему девятому чину.
(Портрет Башмачкина: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным...».)
Юшка – главный герой одноименного произведения Платонова. Жил в деревне, работал подручным помощником у главного кузнеца и делал всякую другую работу, которую нужно было делать.
(Портрет Юшки: «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы»)
Наружность обоих неприятна, болезненна, оба подолгу носят одну и ту же одежду, запачканную и неряшливую. Оба бедны: Акакий Акакиевич получает небольшое жалованье, которых едва хватает на комнату и еду, а Юшка вообще работает за еду и жалованье в 7 рублей 60 копеек.
Акакия Акакиевича не замечают даже сторожа, как не обращают внимания на муху. Сослуживцы открыто над ним издеваются. В Юшку дети бросают камни, а взрослые его бьют.
Оба они трудолюбивы и со старанием выполняют всякое дело, им порученное. Оба смиренно сносят насмешки, издевательства. Толчком к их внезапной гибели служит озлобление окружающих людей.
Оба героя вызывают сочувствие и жалость как у писателей, так и у читателей.
Акакий Акакиевич | Юшка | |
Возраст | Под 50 | За 40 |
глаза | подслеповат | белые, как у слепца |
волосы | с небольшой лысиной на лбу | вместо усов и бороды росли по отдельности редкие седые волосы |
одежда | «…он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета… И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка…» | «…одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, и босой», зимою же он надевал полушубок, а ноги обувал в валенки, которые носил всю жизнь. |
жалованье | 400 рублей, которых едва хватало на уплату квартиры да на щи. | Хозяин кормил Юшку за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье — семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. |
Отношение окружающих | В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним. | Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку. «От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала.» |
трудолюбие | Он служил с любовью. «Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». | «Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне… и делал всякую другую работу, которую нужно было делать». |
Кротость и смирение | «Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». | «Старик ничего не отвечал детям. Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им: — Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?..» |
Гибель | «Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер…» | «Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь». |
Вывод №3. Окружающие не принимали внешность, материальное состояние, смирение со своим положением героев.
2). Действительно ли герои одиноки?
Рядом с Башмачкиным находился «один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным...»
«Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться — вон и Юшка уж спать пошел.»
«А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:
— Вон Юшка идет! Вон Юшка!»
«… а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.»
Вывод №4. Герои не имеют семьи, друзей, внешне одиноки. И в то же время рядом с героями находятся и другие люди, понимающие их и сочувствующие им.
3). Как герои переживают свое одиночество? Отчуждаются ли они от окружающих людей?
Мир Акакия Акакиевича. Чем удовлетворена душа Акакия Акакиевича?
2. «Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице…». а «…если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки…»
3.Кроме того, Акакий Акакиевич имел обыкновение со всякого истрачиваемого рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек, запертый на ключ, и накопил даже около 40 рублей.
Неужели, действительно, рядом с Акакием Акакиевичем не было ни одного интересного человека? Да нет же, были. И чиновник, терзавшийся угрызениями совести. И чиновники, радующиеся приобретению шинели сослуживцем, собравшие потом некоторую сумму для восполнения потери. Мастер Петрович, который не прочь был порассуждать с героем о мастерстве портного. Хозяйка квартиры, принявшая близко к сердцу несчастье героя.
Герой сам отгородился от внешнего мира, потому что погружен в себя, свои переживания, ни о ком не заботится и не замечает помощи других.
Довольство судьбой | Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его. Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало. Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки… Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра? Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием… Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению. Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь вечере. |
Этого герою достаточно для удовлетворения своих потребностей, для того, чтобы чувствовать стабильность своей жизни.
Мир Юшки.
В жизни детей нет добра. Дети ожидают от него привычной реакции – отвечать злом на зло. Они чувствуют его необыкновенную доброту и жестоко испытывают ее на прочность. Дети «радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».
Дети | Юшка |
…переставали играть, бежали, кричали | Ничего… не отвечал и не обижался |
…поднимали ветки и бросали | …шел тихо и не закрывал лицо |
…снова окликали, трогали и толкали | …шел и молчал |
…опять толкали и кидали комья земли | …не трогал их и не отвечал им |
…сильнее толкали…делали слишком больно | …говорил: «Чего вы, родные мои…» |
радовались | радовался |
Взрослые вымещают на нем «злое горе и обиду», лютую ярость сердца, требуют от него такого же зла, которое испытывают сами. Юшка понимает терзания души взрослого человека, сочувствует человеку, впустившему в свое сердце зло или обиду. Своей кротостью Юшка показывает людям, что такое любовь и прощение.
«У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью.» «От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.» «Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо?» «…что ж ты, христовенький…»
А он и был пониманием людей схож с Христом.
Вывод №5. Акакий Акакиевич ушел в себя, свои интересы, а Юшка чувствует, что нужен людям и осознает свое назначение.
4). Когда герои испытывают счастливое состояние?
Акакий: Появилась мечта - новая шинель.
И Акакий Акакиевич обретает цель в жизни.
«Он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели… С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу…».
Акакий Акакиевич живет в гармонии с собой. Лучший его друг – он сам. «…увидел в ясном и настоящем виде свое положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем, с которым можно поговорить о деле самом сердечном и близком».
В счастливейший день своей жизни ему скучно среди людей. «Все это: шум, говор и толпа людей, — все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. Он просто не знал, как ему быть, куда деть руки, ноги и всю фигуру свою; стал чувствовать, что скучно».
Автор показывает нам единственный счастливый день в жизни Акакия Акакиевича, когда герой приходит на службу в новой шинели, приобретенной немыслимыми усилиями и лишениями.
«…шел в самом праздничном расположении,
усмехнулся от внутреннего удовольствия,
возвратился домой в самом счастливом расположении духа;
глядел на все это, как на новость;
остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина посмотреть на картину;
даже побежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою…»
Только несколько мгновений герой, действительно, ощущал гармонию с внешним миром, когда оказался в центре внимания сослуживцев. Гордость его восторжествовала. Он вырос в глазах окружающих и в своих собственных. Но не за счет личностных качеств, а за счет приобретенной вещи.
Акакий Акакиевич долгое время был доволен собой и своей жизнью. Но окружающий мир требует гармонии. Счастье героя – новая вещь – тут же превращается в не-счастье. И мы видим настоящего Акакия Акакиевича, душа которого полна непониманием, обидой, злобой на судьбу и людей.
Когда Акакий Акакиевич лишается шинели, «подруги жизни», то лишается довольства судьбой, пропускает службу, грозит писарям, в горячке сквернословит, гибнет и возвращается в мир страшным привидением.
Приобретение цели | … решил, что шинель нужно будет снести к Петровичу. Акакий Акакиевич уже подумывал о том, сколько запросит Петрович, и мысленно положил не давать больше двух рублей. При слове «новую» у Акакия Акакиевича затуманило в глазах, и все, что ни было в комнате, так и пошло пред ним путаться. Он видел ясно одного только генерала с заклеенным бумажкой лицом, находившегося на крышке Петровичевой табакерки. Вышед на улицу, Акакий Акакиевич был как во сне. «Этаково-то дело этакое, — говорил он сам себе, — я, право, и не думал, чтобы оно вышло того... — а потом, после некоторого молчания, прибавил: — Так вот как! наконец вот что вышло, а я, право, совсем и предполагать не мог, чтобы оно было этак». Сказавши это, он, вместо того чтобы идти домой, пошел совершенно в противную сторону, сам того не подозревая. Тут-то увидел Акакий Акакиевич, что без новой шинели нельзя обойтись, и поник совершенно духом. …несколько трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу… |
Внутренние изменения | Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность — словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник? |
Цель достигнута | Это было... в день самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича, когда Петрович принес наконец шинель. Этот весь день был для Акакия Акакиевича точно самый большой торжественный праздник. Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле, пока не потемнело. …усмехнулся от внутреннего удовольствия; сделалось приятно, когда вспомнил, что он будет иметь чрез то случай пройтись даже и ввечеру в новой шинели; возвратился домой в самом счастливом расположении духа, скинул шинель и повесил ее бережно на стене; после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле; остановился… неловко среди комнаты, ища и стараясь придумать, что ему сделать; не мог не порадоваться, видя, как все похвалили шинель; шум, говор и толпа людей, — все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. Он просто не знал, как ему быть, куда деть руки, ноги и всю фигуру свою; наконец подсел он к игравшим, смотрел в карты, засматривал тому и другому в лица и чрез несколько времени начал зевать |
Несчастье | Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно как будто сердце его предчувствовало что-то недоброе. Он оглянулся назад и по сторонам: точное море вокруг него. «Нет, лучше и не глядеть», — подумал и шел, закрыв глаза, и когда открыл их, чтобы узнать, близко ли конец площади, увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами |
Настоящее лицо героя | Акакий Акакиевич, прибежав к (будочнику) нему, начал задыхающимся голосом кричать, что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека. Так что наконец Акакий Акакиевич раз в жизни захотел показать характер и сказал наотрез, что ему нужно лично видеть самого частного, что они не смеют его не допустить, что он пришел из департамента за казенным делом, а что вот как он на них пожалуется, так вот тогда они увидят. Но, ваше превосходительство, — сказал Акакий Акакиевич, стараясь собрать всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была, и чувствуя в то же время, что он вспотел ужасным образом, — я ваше превосходительство осмелился утрудить потому, что секретари того... ненадежный народ... сквернохульничал, произнося самые страшные слова, так что старушка хозяйка даже крестилась, отроду не слыхав от него ничего подобного, тем более что слова эти следовали непосредственно за словом «ваше превосходительство». |
Юшка.
Любовь к детям | «Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимали, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали — вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой. Тогда дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли, — пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова бы дразнили его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов. Но Юшка не трогал их и не отвечал им. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.» |
Любовь ко взрослым людям | «Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему: — Да что ты такой блажно́й, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное? Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ. — Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно! И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.» |
Любовь к сироте | — Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, — он говорил, что работал у вас двадцать пять лет... …человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его. |
Мировоззрение | — Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу. — Это отец-мать меня родили, их воля была, — отвечал Юшка, — мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю. — Он меня без понятия любит, — говорил Юшка. — Сердце в людях бывает слепое. - Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя... - …по надобности мы все равны... |
Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью жуков, стрекоз, кузнечиков - живёт одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.»
Юшка, Ефим Дмитриевич, не тратит на себя жалованье, чтобы помогать сироте. И Юшка навсегда останется в памяти девочки как человек, «кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его». «Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет…»
Вывод №6.
Счастье основано на материальных заботах.
Счастье Юшки основано на любви ко всему живому.
5. Каков итог жизни героев?
Акакий.
Несчастье | Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно как будто сердце его предчувствовало что-то недоброе. Он оглянулся назад и по сторонам: точное море вокруг него. «Нет, лучше и не глядеть», — подумал и шел, закрыв глаза, и когда открыл их, чтобы узнать, близко ли конец площади, увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами |
Настоящее лицо героя | Акакий Акакиевич, прибежав к (будочнику) нему, начал задыхающимся голосом кричать, что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека. Так что наконец Акакий Акакиевич раз в жизни захотел показать характер и сказал наотрез, что ему нужно лично видеть самого частного, что они не смеют его не допустить, что он пришел из департамента за казенным делом, а что вот как он на них пожалуется, так вот тогда они увидят. Но, ваше превосходительство, — сказал Акакий Акакиевич, стараясь собрать всю небольшую горсть присутствия духа, какая только в нем была, и чувствуя в то же время, что он вспотел ужасным образом, — я ваше превосходительство осмелился утрудить потому, что секретари того... ненадежный народ... сквернохульничал, произнося самые страшные слова, так что старушка хозяйка даже крестилась, отроду не слыхав от него ничего подобного, тем более что слова эти следовали непосредственно за словом «ваше превосходительство». |
Итог жизни | И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимания и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп; существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которое так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира... По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели: на кошках, на бобрах, на вате, енотовые, лисьи, медвежьи шубы — словом, всякого рода меха и кожи, какие только придумали люди для прикрытия собственной. |
Юшка.
Любовь к природе | «…он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.» |
Любовь к сироте | — Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, — он говорил, что работал у вас двадцать пять лет... …человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его. |
Итог жизни. | — Помер, — вздохнул столяр. — Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!.. К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни. Потом Юшку похоронили и забыли его. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью. |
Вывод №7. В душе Юшки живут сострадание, забота, участие, понимание, доброта, жалость, сочувствие, милосердие, то есть между Юшкой и окружающим миром есть духовная связь. На мой взгляд, Юшка по-настоящему счастлив.
И я согласна с мнением Ромена Роллана, что «большая душа никогда не бывает одинокой».
А Башмачкин Акакий Акакиевич замкнут в себе, живет только для себя. Он тоже был счастлив в какой-то период своей жизни. Но счастье его кратковременно, призрачно.
По словам французского поэта Пьера Буаста, «самое жестокое одиночество – это одиночество сердца».
Итоги исследования.
Одинокий человек может быть счастлив, если основа его жизни – любовь к миру
Моя гипотеза подтвердилась частично.
На уроках литературы я поделилась с одноклассниками результатами своего исследования. Моя работа вызвала интерес, и поэтому в рамках декады русского языка и литературы прошла дискуссия «В чем заключается счастье человека?», в процессе которой возникло много новых вопросов, например, почему общество отвергает таких людей, как Юшка.
Практическая значимость. Данную работу можно использовать на уроках литературы при изучении этих произведений, на классных часах и на страницах школьной газеты для организации дискуссии.
Перспектива. В будущем я планирую рассмотреть эту проблему в православной литературе.
"Морская болезнь" у космонавтов
Просто так
Спасибо тебе, дедушка!
Паук
Крутильный маятник своими руками