Работа участвовала в районном конкурсе
Вложение | Размер |
---|---|
khram_s._kizilskogo.doc | 94 КБ |
Районный конкурс исследовательских работ « Культура моего села»
ТЕМА: Из истории храма села Кизильское
Автор: Огурцова Татьяна Владимировна, учащаяся 8 класса МОУ Кизильской СОШ №2
Руководитель: Темирова Ирина Николаевна,
учитель истории и обществознания
МОУ Кизильской СОШ №2
с.Кизильское
2014 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр
Введение____________________________________________________1-3
Основная часть:
Заключение _________________________________________________14
Список литературы __________________________________________15
Приложения _________________________________________________16
ВВЕДЕНИЕ
"Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим». Над этой пушкинской мыслью я долго размышляла. Конечно, мне повезло, что мои родители учат меня бережно относиться к истории наших предков. Я уже начала осмысленно понимать, что история нашего края складывается из историй жизни его жителей и логически вписывается в историю нашего Отечества. Человек создан миром культуры. Первое дело культуры – заставить и научить нас быть людьми. Дело культуры – дать нам знания, умения и мотивы, чтобы жить в обществе и непрерывно создавать его. Культура дает нам квалификацию – быть членом общества. Она загоняет нас в рамки дисциплины, как при обучении рабочего, врача и пр. Культура вбивает в нас множество табу и запретов, подчиняет цензуре. Культура дает нам знания и умения быть частицей народа. Это сложное обучение и трудное дело. Тысячу лет культурное ядро России покоилось на идее соборной личности. Человек человеку брат! Конечно, общество усложнялось, эта идея изменялась, но ее главный смысл был очень устойчивым.
В последнее время многих историков, краеведов, представителей церкви, простых обывателей особенно стала привлекать проблема взаимоотношения церкви и государства во все времена, а особенно в эпоху революционных потрясений в нашей стране. Сотни православных церквей, католических храмов, лютеранских кирх и иудаистских синагог было закрыто, разрушено, превращено в склады, театры, музеи. На верующих велись всевозможные гонения, подобно гонениям на врагов народа, мировой революции и остальных идеалов, проповедуемых властями СССР. Что же послужило причиной для столь жуткой и бесчеловечной политики? Для ответа на этот вопрос нужно углубиться в историю. Зачастую, когда одна власть меняет другую, вместе с ней приходит новая религия, новая культура.
А религия на протяжении всего существования человеческой цивилизации была и есть неотъемлемой частью государства, политики.
И пока население имеет идеалы, отличные от идеалов руководства страны, взаимопонимания между ними не будет. Как мы знаем, в Российской Империи позиции религии были очень сильны. Сказать больше, они были решающими. Религия была буквально инструментом государства. Именно религия предписывала набожному русскому народу служить Императору, который был помазанником Божьим. А сама церковь управлялась Священным Синодом, созданным Петром Великим и, соответственно, зависимым от императора. Но, после революции, во время гражданской войны и даже во время гонений, ни одна из церквей не призывала людей поднимать оружие против большевиков. Напротив, помня о заповедях, церкви подчинялись всем законам нового государства и признавали власть Советов. А большевики тем временем шли к власти. Разогнав сначала Учредительное Собрание и истребив истинных сторонников свободы – либералов, они принялись за своих же «собратьев» - социалистов, мешавших им заполучить в свои руки всю власть, а потом пришла очередь Церкви. Кроме того, толпа склонна к насилию и разрушению, а основное оружие революции именно толпа. Уничтожали все напоминания о прошлом, изгоняли дух прошлого, воевали с могилами и памятниками. Так и сейчас в странах бывшего СССР старательно уничтожают упоминания всего советского – от истории до памятников.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования: копии старых фотографии, материалы школьного музея, Кизильского районного историко-краеведческого музея, музея храма с. Кизильское, воспоминания односельчан.
Предмет исследования: старинная фотография, зафиксировавшая акт сожжения икон .
Цель исследования:
1.Изучить литературу, документальные материалы об антирелигиозной политике советского государства.
2. Узнать у односельчан, свяшеннослужителей о событиях 20-30 х годов в нашем регионе.
3. Посетить районный краеведческий музей, православный храм села Кизильское.
1.Антирелигиозная политика в СССР в 20-е годы 20 века
В школьном музее МОУ Кизильской средней общеобразовательной школы №2 я обратила внимание на копии старинных фотографий, на которой запечатлено изображение храма Кизильской станицы конца 19-начала 20 веков и площадь села 7 ноября 1927 года.( см. Приложения №1 и №2)
В процессе поиска информации о храме , побывав в музее современного храма увидела еще одну фотографию , на которой на фоне толпы людей,происходит страшное событие: сожжение икон перед храмом. Из уроков истории , документов периода становления советской власти в 20-30 -х годов, рассказов священнослужителей , современников тех лет мы узнаем, что в это время проводилась активная антирелигиозная политика советского государства, приведшая к репрессиям по отношению не только священников, но и верующих. В 20-е годы началось массовое закрытие церквей и монастырей. Одной из причин этого было отделение церкви от государства: оно теперь не субсидировало церковь, содержать ее должны были сами прихожане. Верующие далеко не всегда были готовы тратить собственные деньги на содержание священников и храмов. Во многих местах (особенно в сельской местности) церковные здания не воспринимались как памятники архитектуры, в качестве таковых ими не очень дорожили, используя их не только в качестве помещений для школ, изб-читален, музеев, клубов, но и в качестве колхозных складов, общежитии и даже тюрем. В процессе антирелигиозной деятельности нередко оскорблялись чувства верующих, чему способствовала практика некоторых атеистических изданий, например, иллюстрированных изданий "Безбожник у станка" и "Вавилонская башня", где в примитивной, издевательской форме изображались персонажи различных религий и раздавались призывы к сожжению религиозных книг и икон. Активно поддерживаемый партией большевиков и советской властью, в стране начался массовый отход от религии.
Кульминация борьбы с церковью достигла в 1922 году, когда был принят декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, и начались массовые судебные процессы над духовенством, оказывавшим противодействие ограблению церквей. Уже к середине года состоялся 231 судебный процесс, на скамье подсудимых оказались 732 человека, многие из них были расстреляны. Требование лояльности было именно таким лукавым тактическим приемом первоначального раскола духовенства, ибо компартия не помышляла отказаться от уничтожения религии в создаваемом марксистском обществе. В том же 1927 г. на XV съезде партии Сталин говорил о недопустимом ослаблении антирелигиозной работы, а через год на собрании московского партактива он потребовал «связать широкую массовую антирелигиозную кампанию с борьбой за кровные интересы народных масс».
Это вскоре вылилось в коллективизацию, которая была устроена большевиками не для "подъема сельского хозяйства", а для порабощения колхозами независимого патриархального крестьянства, в том числе искусственным голодом.[1]
8 августа 1929 года на расширенном заседании Политбюро ЦК выступил Е.Ярославский с докладом об успехах борьбы с религией, после чего на основании принятой резолюции Молотов и Каганович подписали Постановление «О религиозных объединениях», согласно которому все религиозные организации объявлялись контрреволюционной силой. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года с изменениями и дополнениями, в частности Указом Президиума ВС РСФСР от 23 июня 1975 года, действовало вплоть до распада СССР. Оно стало приговором для многих священнослужителей, которых облагали непосильными налогами, в случае неуплаты которых - могли арестовать, а приходы - закрыть. Главным орудием выполнения постановления стали органы НКВД.
Отличительной особенностью конца 20- конца 30 годов было активное включение в процесс подавления религии значительной части населения, обработанного коммунистической идеологией.
После принятия в 1929 году нового законодательства о религиозных культах, которое существенно ограничивало деятельность религиозных общин, в ответ на критику, развернувшуюся за рубежом в отношении режима Сталина, в СССР была развязана кампания обвинений в адрес церкви о ее сотрудничестве с «мировым фашизмом и капитализмом». В эти годы, на волне коллективизации и борьбы с «кулачеством», в общественном мнении был сформирован образ нового «врага» - священнослужители объявлялись «слугами буржуазии» и «врагами народа», что стало поводом для их выселения и организации репрессий в отношении наиболее активной части православного духовенства.[2]
2. Трагедия храма в селе Кизильское
“С неимоверным трудом, буквально по крупицам, приходится ныне восстанавливать картину поистине беспрецедентных в истории Церкви гонений на христиан, бывших в России после 1917 года. Многие документы исчезли или подверглись тенденциозной идеологической обработке. Тем не менее, работа продолжается”: Алексий II, святейший Патриарх Московский и Всея Руси.
И в этом отношении большая работа проводится сотрудниками районного историко-краеведческого музея , священнослужителями православного храма нашего села, представителей общественности.
В 2005 году Кизильский районный краеведческий музей пополнился ценными фотографиями, которые любезно преподнесли потомки коренных кизильчан Осиповых. В частности, Сергей Анатольевич Осипов , ныне проживающий в республике Башкортостан. Он и другие жители села рассказали о далеких событиях дореволюционной и послереволюционной истории родного края. В конце 2005 года в районной газете «Кизильский Вестник» вышел ряд статей Германа Третьяка, посвященных истории села и православного храма. [3] После встречи с сотрудниками краеведческого музея, священнослужителями храма многое стало проясняться…
В 1928-1929 годах в нашей стране произошло очередное усиление компании по закрытию церквей. Даже только по цифрам видно, как быстро менялась ситуация в этом вопросе. По данным В. Цыпина, в 1928 г. было закрыто 534 церкви, а в 1929 г. уже 1119. Эти кампании сопровождались оскорблениями верующих, нарушениями даже дискриминационного к религии советского законодательства, что приводило к столкновениям между властями и верующими людьми. Закрытие церкви был для властей достаточно простым делом.
Требовалось собрать митинг “трудящихся”, провести на нем соответствующее постановление – и церковь, несмотря на протесты верующих, была обречена.
Впрочем, даже эти процедуры вызывали недовольство местных властей, изо всех сил боровшихся с “поповским дурманом”. [4]
В далеком 1747 году была построена небольшая деревянная церквушка, которая долгие годы была священным местом для первых кизильчан. И церковь, и кладбище находились в начале современной улицы Уральная вблизи пляжа. В 1861 году Кизильская крепость меняет статус на казачью станицу. Примерно в это время строится большая каменная церковь, которая находилась в нашем селе на месте современного Районного Дома Творчества до 1931 года - православный храм Святого Симеона Богоприимца и Пророчицы Анны. Скудные описания местных сторожилов сводились к тому, что это была очень красивая, высокая, сделанная из красного кирпича, а потом побеленная церковь. Территория храма была огорожена массивной кованной витой решеткой-забором. Также рассказывали, что в хорошую , ясную погоду колокольный звон со станичной звонницы был слышен далеко окрест и доходил до Обручевки. Прицерковная площадь была не только центром культурной, но и общественной жизни станицы. Именно здесь проходили известные Никольские ярмарки, здесь решались внутристаничные вопросы, проходили казацкие сходы. Отсюда по благословению священника атаман казаков уводил их в многочисленные походы и воины. В станичных и поселковых школах в течении длительного времени Закон Божий преподавали полуграмотные урядники и казаки, состоявшие учителями.
Только с 1830 г. возложил эти обязана непосредственно на станичных церковнослужителей. Курс обязательного обучения в станичных школах рассчитан на четыре года и до полного его окончания ни один воспитанников не имел права прервать учебу без уважительных причин.
Требования к учащимся станичных школ по мере их развития постепенно усложнялись. Если в начальный период в школах основное внимание уделялось духовному воспитанию и от учащихся требовалось твердые знание преимущественно церковных текстов, чистописания "нумерации", то начиная с 1846 г., основной упор учителя должны 6ыли делать на обучение школьников чтению, правилам письма, умение писать как под диктовку, так и копировать тексты.
От учащихся стали требовать четких знаний не только основных постулатов веры, но и краткого катехизиса и священной истории.
В приходских школах казачьи дети изучали грамматику, математику, историю своего края, своего рода, т.е. получали начальное образование. Должность учителя в церковно-приходских школах долгое время, вплоть до начала XX в., исправлял священнослужитель. Эта обязанность была возложена на православных священников еще со времен императора Александра I, когда, дело народного образования только зарождалось. Общеобразовательный статус церковные школы сохранили даже тогда, когда во второй половине XIX в. В казачьих станицах и крепостях стали появляться школы народного просвещения, в которых преподавали светские учителя. Религиозный элемент в этих школах был слабее, и это вызывало тревогу Церкви. Понимая, что невозможно воспитать полноценную личность, а тем более казака, без знания духовно-нравственных основ Православия, священники даже старались переманить учеников из народных школ в свои, церковно-приходские.
Вообще, казаки относились весьма уважительно к образованию, так что учитель почитался ими наравне с воинским начальством. Вместе с духовенством и офицерами учителя составляли высший свет казачьего общества. Это видно из того, что в дни всенародных праздников и гуляний этот свет собирался для более утонченных развлечений отдельно от простого народа, рядовых казаков, что, впрочем, обиды со стороны последних не вызывало. Особо гордились казаки успехами в учебе своих чад, каковые отмечались особыми грамотами за подписью учителя и атамана.
Грамоты эти казаки вывешивали в своих домах на самом видном месте вместе с портретами чем-либо знаменитых военачальников и особ императорской фамилии. Конечно, образовательный уровень казаков отличался от того, который имели воспитанники реальных училищ и семинарий. Но это объясняется тем, что будущая жизнь казака мало соприкасалась с наукой.
Но и тех знаний, которые давались в казачьих школах, было вполне достаточно для того, чтобы будущий воин и защитник Отечества был вместе с тем культурным и цивилизованным человеком. [5]
До 1927 года еще проводились церковные службы , таинства крещения , венчания , отпевания. Позже церковь была закрыта, а в 1931 году она была разрушена представителями советской власти. Закрытие происходило по решению Кизильского РК ВКП(б), вот выдержки из данного документа, предоставленного иереем Андреем Гупало, клириком Кизильского женского монастыря: «В Кизили закрыли последний очаг поповского дурмана – церковь. Трудящиеся массы: колхозники, члены профсоюзов, делегаты, кустарники, комсомол, пионеры, школьники на своих массовых собраниях требовали немедленного закрытия церкви и передачи ее под культурное учреждение. Закрывая церковь мы подрываем базу рассадника поповской агитации. До закрытия церкви сектанты кулаки враждебные силы деревни еще раз хотели использовать свое гнусное оружие – суеверие на отсталые массы населения. Они подыскивали случай на чем бы еще сыграть и запугать массу, ждали чудо господня, но бог их позабыл? Кулацкой агентурой был пущен слух, что «Открывалось небо видели божью матерь, ворковали голуби, кричали галки над церковью, что это является знаменем к закрытию церкви». Но на самом деле пролетавший метиорит был принят за это чудо и использован в своих классовых интересов кулацкой шайки. Этот метиорит видиле и в Кизиле, Магнитогорске, Амуре и других местах. Но это пущенная агитация была разоблачена и дан соответствующий отпор.
Классовый враг на этом проиграл, при снятии колоколов считали «Что бог покарает и убьет всех, кто покушиться на святыню», но этого ни чего не получилось на площади у церкви были сожжены несколько деревянных икон и крестов и ничего сверх естественного не получилось, это окончательно подорвало веру в бога. Темная масса отсталые женщины глядя на все это стали сомневаться в святости и в правильности веры. Наша задача партийных, комсомольских, профсоюзных организациям, колхозу, учительству включиться за перевоспитание массы разъяснить действительную судь религии как религии служащей на пользу классу буржуазии, разъяснить вред религии в социалистическом строительстве. Нужно то свободное время, которое трачено было религиозными на молении использовать на культурное воспитание втягая массу в повседневной работе на пользу социалистического строительства, это явиться лучшим поворотом трудящихся от темноты невежества суеверия из под влияния кулаков на путь культуры, на построение нового без классового общества – Вот наша основная задача.
ВЫРВЕМ ИЗ ПОД ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ДУРМАНА ОТСТАЛЫЕ МАСС, НА ОЧАГАХ ЗАТЕМНЕНИЯ УМОВ ТРУДЯЩИХСЯ СОЗДАДИМ КУЛЬТУРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОГО СОЦИАЛЕСТИЧЕСКОГО ТИПА».
«За сплошную коллективизацию» … марта 1931 г. № 4, Орган Кизильского РК ВКП(б), Райисполкома, Райколхозсоюза.
По воспоминаниям пожилых кизильчанок: Адищевой В.И., Кожевниковой В.М., Недорезовой О.Ф. разрушенные стены храма частично использовались под зерновой склад и на строительство моста через реку Б.Кизилка.
Прихожане видели как на их глазах срывали колокола и тракторами рушили стены храма, затем огромная толпа принялась сжигать иконы, а часть церковной утвари была потоплена в реке Урал. Колокола со всех ближайщих церквей свозили как лом на переплавку. Небольшие колокола использовались в качестве рынды в полеводческих бригадах, в них звонили во время пурги, при пожарах.
Живы еще люди , которые сами принимали в этом участие, как сбрасывали колокола, как сидели за столами , сделанными из больших икон…. Но были и те люди, которые любыми путями старались унести, спрятать, сохранить кресты, иконы, книги, невзирая на реальную опасность. Смотря на фотографии тех событий, становится жутко за тех людей, которые совершали страшное преступление перед своими односельчанами, а главное перед своей совестью. Лица данных людей почерневшие, вместо людей перед нами предстает толпа оборотней.
Это и понятно, активно поддерживаемый партией большевиков и советской властью, в стране начался массовый отход от религии, стали рваться многовековые связи различных слоев общества с церковью и, прежде всего, с господствующей - православной.
По словам настоятельницы храма игуменьи Феодоры и преподавателя Кизильской воскресной школы Соколовой Татьяны, многие участники тех страшных событий по крушению храмов и сожжению, осквернению икон имели трагические последствия для самих себя и своих родных и близких: страшные болезни, ранние смерти… А при снятии креста один из них сорвался с купола , и чуть было не погиб, долго был в тяжелом состоянии. Вскоре из церковного кирпича была построена семилетняя школа. На месте храма еще долго лежали величавые обломки стен и надгробных плит священнослужителей, пока спустя тридцать лет на его фундаменте не соорудили Дом культуры. В конце 80-х годов 20 века два юных краеведа в память о разрушенной церкви ранним утром установили рядом с клубом большой деревянный крест. На нем вырезали надпись, что на этом месте до 1931 года стояла церковь Святого Симеона Богоприимца и Пророчицы Анны. А в 1993 году в Кизильском построили храм в честь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. Чтобы он не остался пустым и бесхозным решили , что рядом поселятся те, кто на Руси традиционно находил покой и приют у церкви, - обделенные вниманием близких пожилые женщины, те, у кого нет жилья и средств к существованию.
В 1999 году по решению Священного Синода Русской православной церкви и с благословения Святейшего патриарха Всея Руси Алексия II в Кизильском был открыт Свято-Покровский женский монастырь.
Этот величественный храм помогает обрести душевный покой тем, кто оказался в омуте трагических событий прошлого и надеюсь тем, кто только вступает в этот многогранный и противоречивый мир!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самые кровавые войны – войны религиозные, так как религия – самое близкое для человека вовсе. Человек может стерпеть надругательство над своей страной, своей честью, но не над религией, так как смысл жизни человека верующего – это и есть религия.
Вместе с иконами и храмами из русских пытались выбить их суть, их сознание. Большевики ,подобно плохому музыканту, перенастраивали народ со строя религиозности и верности монарху на строй страха перед большевиками и на строй мировой революции. Место сожженных икон и разрушенных храмов занимали агитплакаты, речи вождей.
Написана история 20 века, любой учебник дает огромный материал, рассказывающий о великих событиях истории Отечества , за которыми мы часто не видим трагедии нашего многострадального народа. И надо стараться больше общаться с родными и близкими, переживших трагические страницы российской истории, больше читать, бывать в музеях, посещать храмы и тогда наверняка мы не сможем совершать страшные поступки, оскверняющие память о прошлом.
2014 Год российской культуры — это, бесспорно, еще и год русской церковной (православной) культуры. Тема отдельная и деликатная, но она не должна быть проигнорирована. Направлений ее развития можно предложить очень много. Я в своей работе попыталась показать, что духовное возрождение России начинается с малой Родины, с ее истории и величавой, и трагической на примере моего села.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
16 декабря
ПРИЛОЖЕНИЯ
[1] . Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995.С.20
[2] Губкин Олег .Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы .Русская Православная Церковь.Московский Патриархат Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия. Санкт-Петербург, 2006.С54
[3] Третьяк Герман.Сквозь тернии времен…// Кизильский вестник.-2005.16 декабря
Третьяк Герман.Фотографией застыла память…// Кизильский вестник.-2005.28 октября
[4] Цыпин В. История русской православной церкви. 1917-1990. М., 1994.С.21
[5] Андрей Гупало. Роль православной церкви в жизни Оренбугского казачества.Сборник материалов по итогам краеведческой конференции Кизильского муниципального района,Магнитогорск-ООО РИЦ»Твой шанс»,2010.С.6-7
Злая мать и добрая тётя
Госпожа Метелица
Никто меня не любит
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики