краткое изложения основания церкви царевича Димитрия
Вложение | Размер |
---|---|
svyatoy_blagovernyy_tsarevich_dimitriy.doc | 382 КБ |
Святой благоверный царевич Димитрий - сын царя Иоанна IV Васильевича Грозного и его седьмой жены царицы Марии Феодоровны Нагой. Он явился последним представителем московской линии дома Рюриковичей. По обычаю того времени, царевичу было дано два имени: Уар, по имени св. Уара, в день его рождения (21 октября) и Димитрий (26 октября) - по дню его крещения. После смерти царя Ивана Грозного взошел на престол его старший сын — христолюбивый царь Фёдор Иванович. Однако фактическим правителем Русского государства был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов. Добрый Феодор Иоаннович был полностью погружен в духовную жизнь, и Борис делал все, что хотел; иностранные дворы присылали Годунову дары наравне с царем. Между тем Борису известно было, что все в государстве, начиная с царя Феодора, признают Димитрия наследником престола и имя его поминают в церквях. Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага своего, желая избавиться от законного наследника русского трона. Для этого Борис решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью — вдовствующей царицей Марией Феодоровной и ее родственниками царевич Димитрий был отправлен в свой удельный город Углич. Древний Углич был в то время «велик и многонароден». По свидетельству угличских летописей, он имел 150 церквей, в том числе три собора, двенадцать монастырей. Всех жителей было сорок тысяч. На правом берегу Волги возвышался Кремль, обнесенный крепкой стеною с башнями, где предстояло жить будущему царю. Судьба, однако, распорядилась иначе. Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов пытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича (ссылаясь на то, что православная церковь считает законными только три последовательных брака), и, запретив поминать его имя во время богослужений. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал жестокий нрав и суровость Иоанна Грозного. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия с помощью Василисы Волоховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалась успехом: смертоносное зелье не навредило ему. Тогда, решившись на явное преступление, Борис стал искать убийц. И нашел в лице дьяка Михаила Битяговского, его сына Данилы и племянника - Никиты Качалова. Подкупили также мамку царевича Василису Волохову и сына ее Осипа.
Утром 15 мая 1591 г. мамка повела царевича гулять. Кормилица, движимая каким-то смутным предчувствием, не хотела его пускать. Но мамка решительно взяла за руку и вывела царевича на крыльцо. Там уже ждали его убийцы. Осип Волохов взял его за руку и спросил: «Сие у тебя новое ожерелье, государь?» Тот тихим голосом отвечал: «Сие есть старое ожерелье». Волохов ударил его ножом в шею, но гортани не захватил. Кормилица, видя гибель государя, упала на него, стала кричать. Данилко Волохов бросил нож, побежал прочь, а сообщники, Данилко Битяговский и Микитка Качалов, избили кормилицу до полусмерти. Царевича зарезали, словно агнца непорочного и сбросили с крыльца. При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма, запершись на колокольне, ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь восьмилетнего отрока Димитрия, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками. Вокруг могилы царевича и поставленной над ней часовней возникло детское кладбище. Когда открыли гроб царевича, по собору распространилось «необычайное благовоние», и тогда нашли, что «в левой руке царевич держал полотенце, шитое золотом, а в другой — орехи», в таком виде его и постигла смерть. 3 июля 1606 г. он был причислен к лику святых. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля - фамильной великокняжеской и царской усыпальнице, "в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его".
Святитель Димитрий Ростовский составил житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами. Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениаминовым, который вынес их под своей одеждой из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса соборного храма в Вознесенском монастыре. После изгнания французов святые мощи были торжественно перенесены на прежнее место — в Архангельский собор.
С XVIII века образ царевича Димитрия помещён на гербе Углича, а с 1999 и на флаге города. Также была построена «Церковь Димитрия на Крови», воздвигнутая на месте его убиения.
В 1997 году учреждён Орден святого благоверного царевича Димитрия. Им награждаются лица, внёсшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников. Орден представляет собой крест с лучами из чистого серебра с позолотой, посреди которого в медальоне находится образ царевича Димитрия с надписью «За дела милосердия». Ежегодно в Угличе 28 мая проводится православный праздник День Царевича Димитрия. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «День царевича Димитрия» приобрел в 2011 году статус Всероссийского православного детского праздника.
Церковь царевича Дмитрия на крови
На высоком мысу при впадении в Волгу Каменного ручья стоит церковь Святого Царевича Димитрия, – несомненно, самый известный храм Углича, который упоминается во всех путеводителях по Волге и Золотому кольцу, который видели уже не тысячи, а миллионы туристов и паломников. После трагедии, случившейся 15 мая 1591 г., место на заднем дворе княжеского дворца не было забыто. Уже вскоре оно было отмечено часовней. Но она простояла недолго, лишь до разорения города поляками. Затем в 1630 г. вместо нее появился деревянный шатровый храм Царевича Димитрия и при нем теплая церковь Михаила Архангела. В храме была гробница, под которой сохранялось то самое место, где пролилась кровь Димитрия. И она, как повествуют легенды, выступала из песка каждый раз в годовщину смерти. Это чудо, но в неурочное время смог наблюдать царь Алексей Михайлович, в 1654 г. побывавший в Угличе. Он, пораженный происшедшим, пожертвовал крест на храмовую икону. В 1692 г. на месте деревянного построили новый каменный храм, в котором нижний этаж был церковью Михаила Архангела, а верхний – Царевича Димитрия. Его оформили в ярком московском стиле той поры. Основной объем поднят на подклет и состоит из обычных для храма четырех частей – поставленных в одну линию алтаря, храмовой части, трапезной и паперти, над которой возвышается колокольня. Алтарь полукруглый, к нему еще примыкает пристроечка, расширяющая нижний ярус. Храмовая часть особенно изыскана и высока. Над ней парит стройное пятиглавие, ну, а трапезная, как водится, более скромна. С запада на паперть ведет крыльцо, по которому можно подняться на второй этаж. С севера паперть продолжала небольшая галерея, связывавшая все части храма. Шатровая колокольня своим слаженным силуэтом довершает абрис. Углы храма отмечены лопатками, сводам соответствуют пояски. На окнах узорные крупные наличники с кокошниками и колонками. Под кровлей четверика встретится ярус кокошников, – хотя храм не имеет внутренних столбов, такова дань традиции. Внутри церковь уютна и скромна. Этим она отличается от величественного Спасо-Преображенского собора. От времени строительства остались многие иконы в иконостасах. А один из них, стоящий в трапезной, принадлежит XVII веку. Храмовый установлен в 1865 г. Он выполнен с подражанием барочному стилю. Росписи церкви сложны и удивительны. Некоторые из них – 12 клейм на северной и южной стенах храмовой части, иллюстрирующие Символ Православной веры, – могли быть выполнены артелью известного царского изографа П.Ф. Билиндина, которая написала и многие иконы для храма. Позднее их поновляли и переписывали. Все остальные сюжеты принадлежат живописцам артели Сапожникова и выполнены в 1772 г. Из них, конечно, привлечет внимание большая храмовая роспись «Убиение царевича Димитрия», занимающая западную стену. В ней драматично и ярко рассказана вся история – царевич, выходящий из дворца, совершенное злодеяние, набатный звон, расправа горожан с убийцами, перенесение мощей Димитрия в Москву. Живопись алтаря на тему смерти и воскресения Иисуса Христа. Теме соответствуют нарочито темные тона, оставляющие мрачное настроение. Интересный ансамбль – росписи трапезной (1787-1788 гг.). Они были выполнены живописцем Петром Хлебниковым и повествуют о сотворении мира и грехопадении Адама и Евы. В клеймах наверху представлены дни творения, в центре свода в окружении ангелов парит Господь Саваоф. На стенах – история первых людей . Фигуры написаны, хоть и не во всем совершенно, но естественно, живо, с хорошим знанием анатомии, что тоже было данью времени и новым художественным достижением. Позднее к ним, как на небезызвестной фреске Микеланджело, какими-то поборниками благонравия были приписаны пояса, прикрывшие наготу. На своде паперти в круглых клеймах написаны заповеди блаженства. Северная галерея церкви в 1860-1861 гг. была заменена крупным эклектичным приделом Царевича Димитрия и Ярославских князей Федора, Давида и Константина. В нем хранилась походная церковь угличской дружины, в 1855 г. отправившейся на Крымскую войну.
Муниципальное казённое учреждение
«Фоминичская средняя общеобразовательная школа»
Церковь царевича Дмитрия на крови
Выполнила: Пазёнкова Ольга
ученица 7 класса
Руководитель: Казакова Е.Н.
с.Фоминичи 2013
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Красочные картины Джастина Геффри
Композитор Алексей Рыбников
Компас своими руками
Круговорот воды в пакете