Объектом исследования являются герои произведений А. С. Пушкина "Медный всадник", "Станционный смотритель", Н. В. Гоголя "Шинель", "Мертвые души", А. П. Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", А. И. Солженицына "Матренин двор".
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.79 МБ |
Слайд 1
Проект по литературе на тему «Большие проблемы «маленького человека» в русской литературе XIX - XX веков» Выполнила : Матвеева Анастасия, ученица 10 «Б» класса ГБОУ СОШ 1460Слайд 2
Проблема Как жилось простому, «маленькому», человеку в 19 веке, как он сохранял свое человеческое достоинство, моральные принципы? Как изменился образ такого героя к концу 19 века? Остался ли «маленький» человек в русской литературе 20 столетия? Как ему живется в наше время? Эти вопросы мне кажутся интересными, поскольку большинство из нас, современных людей, – «маленькие» и нередко мы встаем перед выбором: интересоваться политикой или нет, участвовать в общественной жизни или не стоит? Изменится ли ход жизни, если «маленький» человек не будет лишь послушным винтиком в государственной машине и беспомощным существом в руках власть имущих? В чем сила и слабость «маленького» человека? В чем привлекательность его образа?
Слайд 3
ГИПОТЕЗА «Маленький» человек — это человек не высокого социального положения и происхождения, не отличающийся сильным характером, не способный противостоять власти, но при этом человек, наделенный высокими моральными качествами, добротой, искренностью. Такие люди – основа государства.
Слайд 4
«Маленький человек» — тип героя , который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Многие писатели XIX века в своих произведениях изображали «маленького человека» и его «футлярную» жизнь.
Слайд 5
В поэме автор поднимает несколько проблем: - конфликт интересов государства и простого человека; - с оотношение исторической необходимости и частной жизни человека ; - последствия противостояния человека государству. В 1833 г. была написана знаменитая поэма «Медный всадник». Пушкин - один из первых среди русских писателей, кто привлек внимание читателя к судьбе «маленького человека» в своих произведениях.
Слайд 6
Кто же все-таки виноват – великое государство, которое потеряло интерес к частной жизни человека, или «маленький человек», который перестал интересоваться проблемами государства, историей, выпал из нее? Пушкин хотел показать, что нужно стремиться к гармонии интересов человека и государства, необходимо найти компромисс, который позволит человеку и государству взаимодействовать.
Слайд 7
Очень ярко раскрыта тема «маленького» человека в повести «Станционный смотритель». Автор вводит нас в бесправный мир людей этой профессии. Смотрители — «...люди мирные, от природы услужливые, скромные». Самсон Вырин — типичный представитель мелкого чиновничьего сословия, исправно несущий свою службу и имеющий свое «маленькое» счастье — красавицу дочь Дуню, оставшуюся у него на руках после смерти жены.
Слайд 8
Вслед за Пушкиным тему «маленького человека » продолжил и развил Гоголь. В повести «Шинель» он показал героя, который попытался противостоять злу, бороться за себя.
Слайд 9
У Гоголя есть еще одна повесть, которая раскрывает проблему взаимоотношений государства и человека. «Повесть о капитане Копейкине» включена в поэму “Мертвые души” в виде вставной новеллы, рассказанной по ходу развития сюжета этого произведения. “Повесть о капитане Копейкине” – это крик души Гоголя, это призыв к сохранению общечеловеческих ценностей, это суд над “мертвыми душами” чиновников - над миром, полным равнодушия.
Слайд 10
Гоголь не только рисует трагедию личности, но и предупреждает о том, какая опасность таится в столкновении бездушного государства с маленьким человеком. Государственная машина, оттолкнув человека, заставляет его бунтовать. В нем просыпается ущемленное самолюбие, гордость, жажда мести, подчас превышающая меру нанесенного ему ущерба. Человек, едва заметный, вдруг превращается в демона, наводящего ужас на окружающих. Так бесчеловечная власть сама готовит свой крах, порождает хаос, последствия которого трудно предугадать. Мир, в котором нарушена гармония между властью и отдельным человеком, рисуется Гоголем как глубоко трагический мир.
Слайд 11
Л ишь смерть примиряет главного героя рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» с окружающей действительностью. Беликов лежал в гробу почти счастливый — наконец-то он обрел вечный футляр. « Футлярность жизни» - это внутреннее рабство, стремление подчинить себя и общество системе ограничений, различных правил, препятствующих проявлению естественных человеческих чувств, духовной свободы и свободы личных отношений.
Слайд 12
Чехов связал три разных, но идейно похожих рассказа («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), ведь истории следуют одна за другой, в каждой мы видим знакомых героев . Проблема, которую затрагивает Чехов в своей трилогии, всегда останется актуальной. Писатель предупреждает, что незаметно для себя каждый может попасть в “футляр” собственных предрассудков, перестав думать и размышлять, искать и сомневаться. И это действительно страшно, поскольку ведет к духовному опустошению и деградации личности.
Слайд 13
Начало XX века . Вслед за А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем и А.П. Чеховым тему «маленького человека» продолжает и развивает А.И. Солженицын. Матренин двор" - это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, о глупости советских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, о жизни в социалистическом государстве.
Слайд 14
Центральная тема рассказа «Матренин двор» - трудная крестьянская жизнь. Автор говорит о том, что власть не проявляет никакой заботы о сельчанах. Матрёне Васильевне досталась несладкая личная жизнь. Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли за него пенсию. И всё же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрёна - праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Я думаю, что этим рассказом автор хотел показать, на что способен «маленький», но духовно сильный человек, который, несмотря на жизненные трудности и беды , смог сохранить в себе человечность, искренность и высокие моральные принципы.
Слайд 15
ВЫВОД Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XIX - XX веков. Каждый писатель имел свою собственную точку зрения на данного героя, свое видение проблемы, поэтому читатель может наблюдать за изменением образа «маленького человека»: изначально - состояние униженности и беззащитности, затем - попытки отстоять свое человеческое достоинство и права, далее – страх перед жизнью и желание спрятаться в «футляр». И, наконец, духовные взлеты, потребность жить так, чтобы другие люди сказали: вот он, «…тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Уроки русской литературы бесценны. Мы, современные люди, должны понимать: «маленький человек» - это только статус, и он никак не соотносится с духовной силой и возможностями, которые у человека могут быть безграничны. «Человек – это звучит гордо!» - сказал М. Горький.
Слайд 16
Список используемых ресурсов 1. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник», повесть «Станционный смотритель»; поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» («Повесть о капитане Копейкине »), повесть «Шинель»; «маленькая трилогия» А.П. Чехова, объединившая три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»; рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». 2. Русские писатели XIX - XX века www.litra.ru 3. Программы : «Microsoft Office Word», «Microsoft Office PowerPoint».
Ребята и утята
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Знакомые следы
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Флейта и Ветер