Одной из актуальных проблем современности становится поиск ответов на вопросы, которые ставит сама жизнь. Как не следует поступать, кто заслуживает доверия, кого стоит пожалеть. Умный совет, по-житейски нехитрое наставление, мудрое, похожее на пословицу поучение при образном и ярком поэтическом языке – вот секрет долголетия крыловских басен.
Крыловские персонажи по-прежнему узнаваемы. Достаточно включить телевизор или полистать газету и обязательно попадутся и «моська», лающая на слона, и «Васька», который «слушает да ест».
Вложение | Размер |
---|---|
научный проект | 49.05 КБ |
Городское научное соревнование «Юниор – 2014»
ТЕМА
«Афоризмы и крылатые выражения,
вышедшие из басен И.А. Крылова»
Автор работы:
Седиков Фёдор Анатольевич,
Обучающийся 5 «В» класса
МБОУ «СОШ № 19»
Руководитель:
Трапезникова
Юлия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Кемерово 2014 год
Оглавление
Введение
Глава 1.В мастерской баснописца
§1.Из истории жанра басни
§2. Чем отличаются крылатые выражения от афоризмов и почему их используют в речи?
§3.Своеобразие афоризмы и крылатые выражения, вышедших из басен И.А.Крылова
Глава 2. Афоризмы и крылатые выражения, вышедшие из басен И.А. Крылова
§1.Классификация афоризмов и крылатых выражений
§2.Афоризмы в речи современного школьника
§3.Подражание Крылову
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Одной из актуальных проблем современности становится поиск ответов на вопросы, которые ставит сама жизнь. Как не следует поступать, кто заслуживает доверия, кого стоит пожалеть. Умный совет, по-житейски нехитрое наставление, мудрое, похожее на пословицу поучение при образном и ярком поэтическом языке – вот секрет долголетия крыловских басен.
Крыловские персонажи по-прежнему узнаваемы. Достаточно включить телевизор или полистать газету и обязательно попадутся и «моська», лающая на слона, и «Васька», который «слушает да ест».
Творчество И. А. Крылова неоднократно становились объектом исследования как литературоведов, так и лингвистов. А. А. Потебня, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. Л. Степанов, В.В. Виноградов, и многие другие посвящали свои труды творчеству баснописца.
Объектом исследования являются басни И.А.Крылова.
Предмет исследования составляют афоризмы и крылатые выражения,
вышедшие из басен И.А. Крылова.
Цель данной работы состоит в выявление особенностей афоризмов и крылатых выражений из басен И.А.Крылова.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов анализа: метод научного описания, метод комплексного анализа афоризмов и крылатых выражений, количественный прием статистического метода.
Источником материала исследования является басни И.А. Крылова.
Фактологическую базу исследования составляют около 100 басен, содержащих в себе афоризмы и крылатые выражения.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей творческого наследия И. А. Крылова (В. А. Архипов, В. И. Коровин, Н. Л. Степанов и др.), жанра басни и басенного образа (Аристотель, В. Г. Белинский, Л. С. Выготский, А. А. Потебня, Б. В. Томашевский и др.).
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что и сегодня знают и используют в своей речи крылатые выражения и афоризмы из басен И.А.Крылова, чтобы сделать свою речь яркой и образной.
Практическая ценность данной работы заключается не только в акцентуализации внимания на проблеме изучения языка басен, но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь общаться и грамотно выходить из разных ситуаций.
Структура работы определяется ее исследовательскими задачами. Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка использованной литературы.
Во Введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, определяются его объект, предмет, цель и конкретные задачи, теоретическая и практическая значимость, перечисляются методы анализа.
В теоретической части дается характеристика основных понятий, используемых в исследовании.
Практическая часть строится на описание хода проведенного исследования и обсуждение полученных результатов.
В Заключении подводятся итоги проделанной работы.
Глава 1.В мастерской баснописца
Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан Лафонтен (XVII век).
В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.
Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России.
Позаимствовав сюжеты у предшественников (Эзопа, Лафонтена, Сумарокова), Крылов наполнил басни новым содержанием; главным стало создание обобщенного образа человеческого характера. Мораль его басен заключает в себе яркие, точные образные выводы, ставшие широко известными афоризмами.
§2. Чем отличаются крылатые выражения от афоризмов и почему их используют в речи?
Отличительная особенность басен Крылова - яркость, афористичность языка.
А что значит афористичность языка? Близость лексического строя к ярким, запоминающимся оборотам, - афоризмам.
Словарь иностранных слов дает такое определение афоризма: «Афори́зм (греч. αφορισμός, «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
Характерные особенности афоризмов: лаконичность и отточенность, оригинальная формулировка мысли, авторство.
Художественные приемы афоризмов: антитеза (противопоставление), гипербола (преувеличение), параллелизм (прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения).
Велика роль афоризмов в жизни человека. Они объединяют людей всех эпох и народов, выражают общечеловеческие ценности, охватывают все стороны жизни человека.
Чем же отличаются афоризмы от крылатых выражений?
Название слова «крылатое» исходит от Гомера, который в своих поэмах «Илиада» и «Одиссея» называл так слова, срывающиеся с уст говорящего и «перелетающие» непосредственно к слушателю. Применение в качестве литературного термина это слово получило только в конце XIX в. после выхода в свет книги немецкого ученого Г. Бюхмана «Крылатые слова» (1864). В русском языке этот термин стал применяться после издания в 1890 г. книги С. В. Максимова «Крылатые слова», содержащей его собственные несколько расширенные толкования этих слов.
Крылатое слово часто понимается как какой-то сборный термин, объединяющий меткие выражения, литературные цитаты, изречения исторических лиц, распространенные афоризмы. Однако если обратиться к сборникам крылатых слов, то можно обнаружить, что крылатое слово, в отличие от афоризмов, не имеет завершенного умозаключения. Это скорее понятие, а не суждение. Афоризм всегда эквивалентен предложениям, крылатое слово часто эквивалентно словам: «кот наплакал» — мало; «у черта на куличках» — далеко. Основные свойства крылатых, или «летучих», слов — меткость и краткость, благодаря которым они легко.
Крылатое слово, в отличие от афоризма, как бы не имеет своего самостоятельного значения, оно всегда ассоциируется с той ситуацией, в которой оно возникло, — иначе оно не понятно. «Васька слушает, да ест» (Крылов). О чем может говорить эта фраза? Кот ест и что-то слушает — и только. Вся соль здесь в том, что повар читает нотацию коту, вместо того чтоб его прогнать, подобно людям, применяющим уговоры вместо наказания.
Таким образом, крылатое слово следует считать самостоятельным литературным термином, не имеющим отношения к афоризму. От афоризма он отличается отсутствием смыслового умозаключения тем, что имеет многозначность использования и нередко переносный смысл.
§3.Своеобразие афоризмы и крылатые выражения, вышедших из басен И.А.Крылова
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
М. Исаковский
Анализируя афоризмы Крылова, стоит обратить внимание на то, что они выросли на русской национальной почве народной лексики. Баснописец смело использует просторечные слова и конструкции: «рыло», «мужик», «навоз», «скотина», «увидь», «то к темю их прижмет», «в ушах у гостя затрещало». В.Г.Белинский отмечал: «Эти идиомы, эти русицизмы, составляющие народную физиономию языка; его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство уловлены Крыловым с невыразимой верностью» [2].
И.А.Крылов одним из первых в русской литературе проник в самую душу народного языка со всеми его оттенками и богатствами. Он стал писать не для немногих, а для всего народа, не выдумывая новых слов, не калеча и не уродуя языка, не манерничая и не подлаживаясь под простонародную речь. Он хорошо знал, как бесконечно богат и красочен родной язык.
В.Виноградов отмечал три основных процесса стилистических перемещений в работе И. А. Крылова над языком басен [4].
Во-первых, Крылов открывает дорогу в литературу для различных оттенков простонародной речи: “Барыш большой на всем он слупит, || Забыл совсем, что есть наклад” (“Фортуна в гостях”)
Во-вторых, Крылов свободно вводит в строй литературного произведения, не только в диалогах, но и в авторском повествовании, черты синтаксиса устной разговорной речи с типичными для нее эллипсисами, подразумеваниями и идиоматическим своеобразием. Послушать-кажется, одна у них душа, А только кинь им кость - так что твои собаки (Собачья дружба).
В-третьих, Крылов смело и искусно смешивает архаические и традиционно-книжные формы литературного выражения с просторечными словами и формами: Младая лань, своих лишась любезных чад, Еще сосцы млеком имея отягчении, Нашла в лесу двух малых волченят. И стала выполнять долг матери священный, Своим питая их млеком [4].
Крылов не только умело использует в своих баснях народные пословицы и поговорки, многие его строки сами становятся народной мудростью, благодаря использованию живого разговорного языка. Например: "А Васька слушает, да ест"; "А ларчик просто открывался"; "Слона-то я и не приметил"; "Соседушка, я сыт по горло", - отпирается Фока. Мы живо представляем себе людей среднего сословия, их настроения и чувства.
Глава 2. Афоризмы и крылатые выражения, вышедшие из басен И.А. Крылова
§1.Классификация афоризмов и крылатых выражений
Чтобы доказать, что Крылов является мастером афоризма, необходимо выделить из текстов басен разные виды афоризмов. Затем систематизировать и классифицировать их.
1. По месту расположения в басне афоризмы могут находиться
1.1) в самом заглавии: демьянова уха, Тишкин кафтан;
1.2) в начале басни: Мартышка к старости слаба глазами стала, У сильного всегда бессильный виноват; Из дальних странствий возвратясь; Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет.
1.3) в дидактическом выводе: А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь; Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник; Пой лучше хорошо щегленком, Чем дурно соловьем; Что сходит с рук ворам, За то воришек бьют; Избави, бог, и нас от этаких судей.
2.1) словосочетанием: зелен виноград; медвежья услуга; рыльце в пуху; огурец с гору.
2. 2) простым предложением: А Васька слушает да ест; Наши предки Рим спасли; От радости в зобу дыханье сперло; Слона-то я и не приметил; А ларчик просто открывался.
2.3) сложным предложением: Кукушка хвалит петуха За то, что хвалит он Кукушку; Лебедь рвется в облака, Рак тащится назад; Хоть видит око, да зуб неймет.
3. Афоризмы, перешедшие в разряд поговорок:
Полают да отстанут.
- Рыльце в пуху.
- В семье не без урода.
4. По идейно-тематическому содержанию:
4.1) бытовые
4.2)социальные
4.3исторические
5. Человеческие пороки и афоризмы:
5.1) Человек не на своем месте:
А вы, друзья, как ни садитесь…
Беда, коль пироги начнет
Тачать сапожник…
Если голова пуста, то голове
Ума не придадут места.
5.2) О лести:
Кукушка хвалит петуха
За то, что хвалит он Кукушку.
От радости в зобу дыханье сперло…
5.3) О труде: А я, родясь труды для общей пользы несть,
Не отличать ищу свои работы,
Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,
Что в них и моего хоть капля меду есть.
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
5.4) О хвастовстве: Над хвастунами хоть смеются,
А часто в дележе им доли достаются.
5.5) О глупости: Кто знатен и силен, Да не умен, Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
5.6) О жадности: Мне за песни и за сон, Не надобен и миллион. Почти у всех во всем один расчет: Кого кто лучше проведет, И кто кого хитрей обманет.
5.7) О социальной несправедливости.
5.8) Деспотизма и произвола власти, пародии государственных институтов:
Что пользы нет большой тому знать птичий быт.
Кого зверьми владеть поставила природа…
У сильного всегда бессильный виноват…
- А вы друзья как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Во многих своих баснях Крылов выражает народные взгляды на Отечественную войну 1812 года: «Ворона и Курица», «Обоз», «Щука и кот».
§2.Афоризмы в речи современного школьника
В ходе проведенной исследовательской работы были отобраны наиболее яркие афоризмы из басен Крылова (см. приложение 1).
Для того, чтобы выяснить уровень распространенности афоризмов в нашей школе был разработан опросник (см. приложение 2), а так же определены группы, участвующие в опросе. Это учащиеся 5, 8 и 11класса
Для обработки данных была составлена сводная ведомость.
Анализируя анкетные данные можно сделать соответствующие выводы. Ученики 5 и 11 классов в 70% знают, что такое «афоризмы», но не могут закончить предложенные им афоризмы и не могут предложить свои варианты ответов. В то время как учащиеся 8 класса в 100% не знают определения «афоризма», хотя прекрасно заканчивают предложенные начала афоризмов, но предложить свои не могут. О неосведомленности об афоризмах учеников 5 класса можно предположить, что они еще мало изучали творчество И.А.Крылова и недостаточно опытны в жизни, чтобы знать и использовать афоризмы.
Большинство опрошенных знают «крылатые» выражения великого баснописца, хотя многих смущает само слово «афоризм», ведь не каждый взрослый человек знает и помнит, что это такое, но в повседневной жизни все равно мы часто слышим знакомые нам слова великого баснописца
Знакомство с баснями Крылова настолько увлекло меня, что и мне захотелось оказаться в роли баснописца. Вот, что из этого получилось.
"Как я сочинял басню"
Открываю я дневник
И читаю в тот же миг -
"Басню сочините,
Крылова изучите!"
Я скорей на стул сажусь,
По интернету пробегусь.
"Яндекс открываю,
Папки изучаю.
Ничего там нет-
Подкачал меня «инет».
Тут мама подскочила,
"GOOGLE" в клик открыла,
Стала там читать
И басни подбирать,
Но басни ни одной
И крикнула "Родной!"
Тут папа подскочил
"одноклассники" открыл
И ссылку получил:
Там басня про "Квартет"
Морали лучше нет:
"А вы друзья как не садитесь
Всё в баснописцы не годитесь!"
Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие выводы.
Афоризм отличается от крылатого выражения законченностью мысли, крылатое выражение не имеет такой завершенности умозаключения. Крылатое выражение имеет многозначность использования и нередко переносный смысл. Афоризмы имеют преимущественно прямой смысл.
Употребление в речи крылатых выражений позволяет метко и кратко выразить свою мысль, дать оценку явлению или предмету.
Знание крылатых слов обогащает нашу речь, делает ее выразительной, красноречивой.
Почему же мы редко используем афоризмы? Почему обедняем свою речь? Наверное, так действует на нас закон экономии речевых усилий.
Времена меняются, а взаимоотношения людей, их пороки и недостатки всё те же: жадность, зависть, лень, невежество, угодничество. И ёмкие афоризмы великого баснописца не устарели до сих пор.
Список использованной литературы
Афоризмы и крылатые выражения из басен И.А.Крылова:
басня | Афоризм | значение |
«Кот и повар» | «А Васька слушает да ест» | Один говорит, а другой не обращает на него внимания. |
«Квартет» | «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» | Каждый должен заниматься своим делом. |
«Ларчик» | «А ларчик просто открывался» | Дело или вопрос, при разрешении которого нечего было мудрить. |
«Щука и кот» | «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» | Каждый должен заниматься своим делом. |
«Воспитание льва» | «Великий зверь на малые дела» | О людях, которые прилагают много стараний и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела не способны. |
«Ворона» | «Ворона в павлиньих перьях» | О человеке, который присваивает себе чужие достоинства |
«Лебедь, Щука и Рак» | «Да только воз и ныне там» | Дело не двигается, стоит на месте. |
«Демьянова уха» | «Демьянова уха» | чрезмерное угощение. |
«Белка» | «Как белка в колесе» | Беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов. |
«Стрекоза и муравей» | «Как под каждым ей листком был готов и стол и дом» | Характеристика легко достигаемой, без труда, материальной обеспеченности. |
«Кукушка и петух» | «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» | Взаимная лесть |
«Пустынник и медведь» | «Медвежья услуга» | Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность. |
«Лжец» | «Огурец с гору» | Чрезмерное преувеличение. |
«Скворец» | «Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем» | Каждый должен заниматься своим делом |
«Любопытный» | «Слона-то я и не приметил» | Не заметить самого главного, важного. |
Анкета по выявлению уровня распространенности афоризмов
1. Используете ли вы в жизни афоризмы?
а) да;
б) нет;
в) не знаю, что это такое.
2. Закончите строчку:
а) а воз…
б) у сильного всегда…
в) а вы, друзья, как ни садитесь…
г) а Васька слушает…
3. Перед вами возможные жизненные ситуации. Какие афоризмы вы используете?
а) Когда люди не могут договориться при выполнении какого-то
дела (а воз и ныне там /Лебедь, рак и щука/);
б) Взаимная лесть людей (кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку /Кукушка и петух/);
в) Человек беспрерывно суетится, хлопочет без видимых результатов (как белка в колесе /Белка/);
г) Не замечают самого главного, важного (слона- то я и не приметил /Любопытный/).
Девочка-Снегурочка
Л. Нечаев. Яма
О путнике
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Загадка старого пирата или водолазный колокол