Работа на конкурс "700-летие со дня рождения Сергия Радонежского"
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_streltsovoy_nasti_o_sergii_radonezhskom.docx | 24.57 КБ |
Почти в каждом современном доме есть особое место, которое в старину называлось «красным углом». «Красный» тогда обозначало «красивый», и это значение, а за ним и название как нельзя точно характеризовали это особое место…Уголок, где висят иконы. Красота этих икон не в оформлении, а в глазах, полных духовного напряжения, которыми смотрят на нас святые, запечатленные в этих произведениях искусства. Невольно вспоминаются строки Анатолия Поперечного:
Кровь красок:
Глаз иконописных
Отчаянная глубина…
А вот икона с изображением святого Сергия Радонежского…На лице – покой и смиренность, взгляд святого необыкновенно выразителен. Сергий Радонежский как будто погружен в свои размышления о нас, простых грешных. От лика его веет особой теплотой…Преодолев далекий путь сквозь столетия, этот святой с нами. Почему же этот человек, живший семь веков назад, до сих пор остается в памяти поколений и вызывает благоговейное почитание?
Сергий Радонежский никогда и не думал о том всероссийском почитании, с которым он может войти в историю государства. Было только его желание оставить мир, скрыться от него в глухих лесах, закаляя там свою волю в ежедневных трудах, желание постоянной сердечной молитвой к Богу спасать свою душу, для того чтобы потом спасти и наши…Своим опытом! Смирением!
Нашему поколению, живущему в достатке, имеющему иные ценностные взгляды, трудно представить, какие лишения терпел Сергий Радонежский. Невольно задумываешься, а смогли бы мы, сегодняшние, пройти этот путь, ни разу не покривив душой и не предав веру?
Каким же был этот нелегкий путь Сергия Радонежского? ...
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, близ Ростова, в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.
В возрасте 10 лет Варфоломей был отдан в учение грамоте, но оно ему трудно давалось. Горячо, со слезами молился он, чтобы Бог даровал ему разумение грамоты. Господь услышал его мольбы и послал ему Ангела в виде старца-инока, который благословил отрока и сказал: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, понимать то, что нужно, так что и других сможешь учить». Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. Там родители Сергия (Варфоломея) приняли схиму в Хотьково-Покровский монастырь. После их смерти отрок сам отправился в этот монастырь, где иночествовал его брат Стефан. Но пробыл там Сергий (Варфоломей) недолго. Он убедил своего брата в необходимости основания святого места. Так они вместе основали пустынь на берегу реки Кончуры, а позже здесь на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора Сергий построил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой в настоящее время находится храм также во имя Святой Троицы. Брат же Стефан не выдержал слишком сурового и аскетичного образа жизни, вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь. Оставшись в полном одиночестве, Варфоломей призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.
Редкое трудолюбие, усердие в работе, неустанное стремление к доброделанию - качества, присущие Сергию, - подобно магниту, притягивали в Радонеж тех, кто, презрев соблазны мира, возгорал желанием жить по образу молодого пустынника. Так преподобный Сергий обретал учеников, а в глухих Радонежских лесах было положено начало Троице-Сергиевой обители.
Из жизнеописания подвижника известно, что Сергий ответственно относился к делу руководства создающейся общиной: долгое время преподобный отказывался от сана игумена (настоятеля), считая себя не готовым к выполнению миссии духовного наставника, и лишь настойчивые просьбы, а порой и требования учеников смогли склонить его к принятию игуменства.
Став настоятелем, Сергий учредил в обители общежительный устав, провозглашавший важнейшие принципы иноческого воспитания - полный отказ от какой-либо собственности, поэтапное совершенствование духовных сил, четкое распределение обязанностей между монахами. За духовным развитием своих сподвижников преподобный Сергий следил с неустанным вниманием, стремясь к тому, чтобы каждый инок занимался тем делом, к которому был близок и по характеру, и по способностям. Ученики, вступающие на стезю монашества, под руководством Сергия изучали предписанные уставом правила, постепенно приобщаясь к общинному укладу и постигая развивающиеся в монастыре ремесла; наиболее опытные в духовной жизни иноки получали благословение на самостоятельное подвижничество - книгописание, иконопись, храмостроительство, просветительскую деятельность.
Последующие самостоятельные труды учеников Сергия являются ярким свидетельством того, что подвижник, осуществляя руководство общиной, проявлял крайне необходимое для наставника умение - умение распознать, угадать, увидеть в ученике те или иные способности и создать наиболее благоприятные условия для их успешного развития. Знаменитые имена учеников Троицкой обители - лучшая похвала Сергию как воспитателю и наставнику. Монах - книжник Афанасий Высоцкий, писатель-агиограф Епифаний Премудрый, просветители Андроник Московский, Савва Сторожевский, Ферапонт Можайский и Кирилл Белозерский - все они были учениками и собеседниками Сергия, хранителями его духовных заветов.
В своей наставнической деятельности преподобный Сергий редко обращался к словесным поучениям, воздействуя на учеников безмолвным, тихим деланием, примером всей своей жизни, наполненной каждодневными трудами и смиренной заботой о ближнем. «Он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил... Ночью же Сергий в молитвах без сна проводил время; и ни часа праздным не оставался», - так повествует о жизни подвижника его ученик Епифаний Премудрый.
Иноческое братство, воспитанное преподобным Сергием, оказывало глубокое нравственное воздействие на все древнерусское общество, давая тем самым мощный толчок к духовному пробуждению народа, сломленного бременем векового иноземного владычества.
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братии. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»
25 сентября 1392 года Сергий скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи. В 1452 году Сергий Радонежский причислен к лику святых.
Вот таким нелегким был путь великого святого, но пройден он был с достоинством, с честью. Своим служением Богу преподобный Сергий нес добро нам, простым смертным, подавая пример совести, благочестия, человеколюбия.
Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому православному человеку, и каждый православный, на мой взгляд, должен знать, какие подвиги совершил этот великий человек, какие чудеса совершал уже после своей телесной смерти - и продолжает совершать, когда люди с верой просят его о помощи, - кому покровительствует, каких откровений он был удостоен.
К подвигам Сергия Радонежского относят победу над бесами и приручение зверей, благословение монахов на войну, настоящее причастие, воскрешение мальчика, доставка хлеба в осажденную Москву, дарование Великому князю всея Руси Ивану Васильевичу и Великой княгине Софье наследника, Великого князя Василия, и другие.
Особое значение для Руси имело благословение Сергием князя Дмитрия Донского и монахов Пересвета и Ослябю на сражение в Куликовской битве. Всем известно, что монахи и оружие, а тем более война - «две вещи несовместимые», но святой увидел, что так нужно. В единоборстве перед сражением Александр Пересвет сразил татарского богатыря Челубея, и это определило победу русского войска. Второй монах, Ослябя, переодевшись в Дмитрия Донского, сраженного в битве, повел за собой войска, но впоследствии был убит. Победа была одержана русским войском.
Удивительным было и воскрешение мальчика, умершего на руках у своего отца, который нес его для исцеления к Сергию Радонежскому. Святой долго на коленях молился около умершего, и вдруг дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело.
К чудесам Сергия Радонежского относят 10 поистине чудесных явлений: сообщение о спрятанных камнях при осаде города Опочка, явление русского святого татарам, исцеление недоверчивого инока, исцеление Федора Матвеева, помощь скороходу в борьбе с болезнью, предупреждение о пожаре в храме, исцеление отца Иосифа с помощью небесной просфорки, явление плотнику, реставрирующему храм.
Вот как описывается одно из чудес. Когда Казань была еще татарским городом, многие из жителей как-то увидели, как по стенам города ходил преподобный Сергий, осеняя его крестом и окропляя водой. Они спросили своих мудрецов: «Что это значит?» Те отвечали: «О, горе нам! С явлением этого старца приближается наш конец: вскоре здесь просияет вера христианская, и царством нашим будет владеть Русь». Так и случилось.
Одно из чудесных явлений произошло с известным насельником Лавры – архимандритом Алипием. Он работал над фресками в Сергиевском храме. Были уже установлены леса, разложен реставрационный материал. Ночью ему явился Преподобный Сергий:
- Отец Алипий, что ты спишь? Беги в храм!
Он тут же встал и побежал. В храме начинался пожар. Только-только загоралась ветошь. Все было потушено без какого-либо большого ущерба, благодаря чудесному вмешательству святого.
В наше время тоже происходят чудеса, связанные с образом Сергия Радонежского. Так, например, в августе 2009 года была обретена икона преподобного Сергия Радонежского в одном из селений Моздокского района Северной Осетии. Об этом рассказала жительница села Елена Бесаева, нашедшая икону. Дней за пять перед этим ей каждую ночь не спалось. Однажды перед ее домом высыпали на обочину дороги кучу щебня для проведения восстановительных работ. А ночью от щебня вдруг возникло сияние, которое осветило ее комнату. Елена вышла на улицу и увидела, что на куче камней блестит нечто вроде золота. Это была икона Сергия Радонежского, и от нее исходило сияние. Это ли не чудо! Когда Елена Бесаева подняла икону, вокруг засверкали лучи, а глаза преподобного ярко загорелись, — она испугалась и хотела бросить ее, но икона не падала, а как бы прилипла к рукам. С тех пор в ее дом началось паломничество, многие предлагают продать им икону за большие деньги или передать в какой-нибудь храм, но женщина отказывается от всех предложений. Она советовалась со священником, и тот посоветовал ей никому не отдавать икону.
Сергий Радонежский был удостоен откровений, что свидетельствует о его избранности Богом, о его особой миссии на земле. Накануне Куликовской битвы взору Сергия открылась на небе Святая Троица, которая несла собой благословение русского народа на бой с иноземцами. Потом ему дано было увидеть сквозь время ход этой битвы, отличившихся воинов, исход сражения, и, когда за благословением приехал к нему князь Дмитрий, святой уже знал, как надо было правильно поступить.
Незадолго до смерти святого ему было откровение о его скорой кончине, и он смог выбрать на свое место опытного игумена и благословить его и братию на дальнейшее служение.
Поистине мудрым и умным был Сергий Радонежский и старался своими знаниями делиться с другими, учил своих учеников усердию и трудолюбию в постижении наук. Во времена царившего на Руси иноземного владычества, во времена смут и раздоров, суждено было стать ему защитником и покровителем национальной культуры, созидателем отечественного просвещения. Преподобного Сергия и сейчас считают покровителем всех обучающихся. Следует помнить, что еще около ста лет назад тысячи российских учителей, гимназистов и студентов начинали свой день с молитвенного обращения к преподобному Сергию Радонежскому - покровителю учености, приходящему на помощь всем, кто преподает и учится.
Обращение русского человека к Сергию как к наставнику свидетельствует о том, что образование считалось на Руси делом огромной значимости, осуществление которого немыслимо без смирения и веры. Отсутствие такого подхода к образованию в наши дни стало причиной серьезных социально-педагогических проблем, решение которых зависит от восстановления статуса просвещения, который в наше время крайне занижен.
Следует всем нам задуматься о том, как поднять образование на должный уровень, какой образ жизни надо вести, чтобы быть человеком, достойным уважения. Считаю необходимым прислушаться к словам поэта А. Солодовникова:
Нас излечит не подъем энергии,
А молитвенно-глубокий взлет.
В чудотворце Радонежском Сергии
Положил я свой оплот.
Черпать воду чашей берестовою,
Сытым быть от малого ломтя,
Чтоб открылась пред душою новою
Глубина и высота.
Как живым говорить с березками,
И с лесным медведем, как с ручным.
Сделать руки грубыми и жесткими,
Сердце – нежным и большим.
Вот в чем смысл жизни! В постоянном труде, духовном и физическом, в заботе о близких, о людях, нуждающихся в помощи, в смирении, в добре, человеколюбии… Именно этому учил Сергий Радонежский, и бессмертие великого святого в развитии и сохранении этих начал, которые он утверждал всей своей жизнью!
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
О чем поет Шотландская волынка?
Эта весёлая планета
Три орешка для Золушки
Одна беседа. Лев Кассиль