В работе рассматривается специфика описания механизмов в рассказах А. Платонова
Вложение | Размер |
---|---|
platonov.docx | 18.7 КБ |
Механизмы в рассказах А. П. Платонова
Одним из центральных мотивов русской литературы является мотив дороги, пути. Достаточно вспомнить наиболее известные произведения: у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине» главный герой «мчится в пыли на почтовых», Печорин в «Герое нашего времени» постоянно находится в пути (М. Ю. Лермонтов), особое место занимает мотив дороги в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Отцах и детях» И.С. Тургенева.
При этом можно отметить следующую тенденцию: само средство передвижения, как правило, уходит на второй план и не интересует читателя, а иногда и самого автора.
В своем исследовании мы попытались проанализировать в художественном тексте именно образ машины, механизма. Материалом послужили рассказы А. П. Платонова, в чьем творчестве данная тема представлена достаточно широко.
Итак, объект исследования – описание различных механизмов в рассказах А. П. Платонова, предмет – специфика восприятия их писателем.
В традиционном понимании, машина – это нечто бездушное, неживое, лишенное чувств, действующее по определенному запрограммированному алгоритму, не принимая во внимания чувства окружающих. Чаще всего это проявляется в разговорной речи при сравнении действий человека с действием техники: «как робот», «как машина», «как танк» и т.д.
Особо показателен в этом плане эпизод в салоне Анны Шерер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», где неестественность, бездушность гостей и самой хозяйки подчеркивается сравнением светского вечера с механизмом: «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретёна с разных сторон равномерно и не умолкая шумели».
В рассказах А. П. Платонова машина, механизмы представлены иначе. Простой взгляд на паровоз у героев писателя вызывает «растроганную радость»: «Машина «ИС» одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления, я мог подолгу глядеть на неё, и особая растроганная радость пробуждалась во мне – столь же прекрасная, как в детстве при чтении стихов Пушкина».
Обращение автора к описанию техники или просто упоминания о ней далеко не единичны. Так, например, в рассказе «В прекрасном и яростном мире» повествуется о машинисте, потерявшем зрение, но не утратившем живого интереса к машине, Мальцев будто сливается с паровозом воедино, чувствует биение его «парового сердца», в «Старом механике» паровоз и вовсе представлен как член семьи, в рассказах «Корова», «Усомнившийся Макар» значительное место отводится описанию работы железнодорожников и техническому действию поезда.
При этом техника у Платонова предельно очеловечена, обладает способностью чувствовать. Приведем несколько примеров реплик платоновских героев: «надо бы знать, как машина себя чувствует», «машина у них совсем изуродовалась и заболела», «механизм стонал и кричал», «паровоз запыхался», «палец в машине болит», «замучают они машину», «машина чувствовала прохладу».
Иногда герои и вовсе отождествляют машину с человеком: «Семья Петра Савельевича была небольшая: состояла из него самого, жены и паровоза серии Э».
Когда в рассказе «Старый механик» в разговоре с мужем жена называет паровоз «железом», он категорически возражает: «Да какое там железо тебе! Тридцать лет с механиком живёшь, а всё малограмотная...».
Техника настолько ценится героями писателя, что ей отдаётся самоё лучшее: «Плохое масло я в машину не допущу. Плохое я лучше сам с кашей съем, а в машину всегда даю масло чистое и обильное».
Механизм герои Платонова всегда жалеют и стремятся ему «помочь»: «На полустанке Макар все-таки не слез, он вспомнил одно техническое соображение и остался в поезде, чтобы помогать ему ехать дальше. «Замучают они машину» - с сожалением думал он».
В рассказе «Корова» мальчик Вася также помогает движению паровоза, посыпая на рельсы песок во избежание пробуксовки.
Следует отметить, что у Платонова любят и чувствуют машину, разбираются в ней не только профессионалы, но и, например, женщины, дети. Наиболее яркие примеры – это мальчик Вася, стремящийся вместо машиниста повести поезд и жена старого механика, обнаружившая глубокие познания устройства механизма: «А может, Петр Савельич, у тебя там на дышлах либо в шатуне масло сорное. Ты бы заставил помощника профильтровать масло иль сам бы взялся…»
Платоновские герои не только интересуются устройством техники, но и сами стремятся изобрести какой-либо механизм. Так, например, в рассказе «Усомнившийся Макар» герой охвачен идей создания некой «строительной кишки», которая бы облегчила человеческий труд и избавила бы от необходимости «попусту гонять машины», которые, как мы уже убедились выше, всячески оберегаются героями писателя.
Интерес А. Платонова к технике связан, очевидно, с тем, что он происходил из семьи слесаря железнодорожных мастерских, сам работал на Воронежском паровозоремонтном заводе, учился в железнодорожном политехникуме. Кроме того, писатель ещё и выпускает в своё время книгу «Электрификация».
Таким образом, механизмы в рассказах А. Платонова занимают особое место. Их изображение, восприятие существенно отличается от предшествующей литературы. Писатель не только отводит технике одно из центральных мест, но и «очеловечивает» её, наделяет способностью чувствовать, мыслить. Можно сказать, что Платонов предвосхитил нашу современность, когда машину называют «стальным конём», а компьютер становится первым помощником и другом человека. Но сейчас техника воспринимается как нечто само собой разумеющееся и поэтому не вызывает такого интереса и восхищения, как у героев писателя.
Философские стихи Кристины Россетти
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Рисуем кактусы акварелью
Астрономический календарь. Март, 2019