Рассказ был представлен на конкурс "Юные таланты пера - 2013" и удостоен приза зрительских симпатий.
Вложение | Размер |
---|---|
chego_eto_stoit_-_byt_malenkim.docx | 16.27 КБ |
Конкурс «Юные таланты пера - 2013
Рассказ "Чего это стоит − быть маленьким"
Разов Кирилл, 6 класс
Номинация: «По страницам любимых книг»
(группы 6-8 классы)
Руководитель работы:
Вергазова Оксана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОУ "Лицей №7", г. Саранск
Регион: Республика Мордовия
Выходной я провёл у бабушки. Это был хмурый воскресный день, с порывистым ветром, листопадом за окном и прочими осенними причудами, которые часто обсуждают взрослые, если говорят о погоде. А так хотелось на улицу! С самого утра по окнам, крышам и подоконникам дождь барабанил однообразную унылую мелодию. Нечего и думать о весёлой прогулке по лужам. Компьютера у бабушки нет, мультфильмы смотреть не хотелось, в телефон новых игрушек я не закачал, оставались только радио и книги. Вот как от нечего делать я добрался до шкафа и вытащил потрепанную книжку. Прочитал название: «Когда я снова стану маленьким», автор Януш Корчак. Подумал, зачем мне такая старая. На выцветшей обложке двое мальчиков бегут наперегонки с троллейбусом (это я потом выяснил, что нарисован трамвай). Хотел задвинуть книжку обратно, но стало интересно, что внутри, вдруг про драку или может волшебство. Как это кто-то мечтает стать маленьким? Какая глупость! Я взял бутерброд с докторской, залез с ногами на подоконник и раскрыл пожелтевшие страницы…
Я никогда не читал чужие дневники, а свой не заводил из гордости, считал, что это для девчонок. А эта книга – дневник польского школьника, который жил, как я понял, давно. Начало почти сказочное: автор просит гнома сделать его снова маленьким − так он хочет уйти от своих взрослых трудностей. И гном выполняет это желание.
Главы книг – это отдельные эпизоды жизни мальчика. Он описывает свои чувства, мечты, обиды, радости и печали. Каждый его день открывался перед моими глазами. Вот он мечтает о собаке, играет с сестрёнкой, радуется первому снегу, ссорится с другом, рассказывает, как списывал на уроке. Я читал и невольно сравнивал себя с ним. Да это будто про меня написано! Как я с ним согласен, что врать взрослым неприятно. А иногда приходится обманывать и ловчить. Почему взрослые не могут понять, что я не специально, что я всего лишь стараюсь сделать как лучше. Я хочу, чтобы мама меньше переживала, чтобы учителя не вздыхали и не хватались за голову из-за моих проступков, но выходит, что я плохой, врун. Как и мальчик в книге, я бы хотел иметь собаку, но никто не верит, что я стану за ней ухаживать, что я самостоятельный. Как же это несправедливо! И сколько таких несправедливостей у моих товарищей!
Герой книги спрашивает у мамы:
− Мама, красную ленточку кому лучше – кошке или собаке?
А мама на это ответила:
− Опять штаны порвал?
А папа:
− У каждого ученика должны быть хорошие отметки, и он не должен стоять в углу.
Разве у меня и моих друзей не было таких разговоров?
Из книги я понял, что значит чувствовать героя так, как будто мы знакомы давно-давно. Хорошо бы взрослым попалась эта книга, может быть, тогда они по-другому посмотрят на детей. Возможно, наши маленькие трудности и обиды уже не казались бы им такими незначительными. Я также подумал, что не совсем правильно думаю о некоторых знакомых. В ком-то я вижу хулигана, кого-то осуждаю за такие же шалости и проступки, которые совершаю сам. Из книги я понял, что забияк самих часто обижают, вот они и срывают зло на других, дерутся, чтобы их заметили, и девчонок обижают, чтобы выделиться. Да им, наверное, плохо приходится, раз они так себя ведут! Возможно, кого-то родители наказывают строже, чем они заслуживают. Таких стоит пожалеть, хотя это не оправдывает их выходки. Про это тоже есть в книге.
Меня также удивило, что мальчик, который жил давным-давно, переживает те же самые трудности, что и я. Мне-то казалось, что все неприятности только со мной и случаются, что появились они в наше время. Например, по телевизору только об этом и говорят, что детей тут и там подстерегают опасности. А это не так. Недружелюбным и опасным для детей мир был и в то время. Может, даже хуже, чем сегодня. Но речь не об этом.
Нужно почаще оглядываться вокруг, тогда не пропустишь самое интересное или сможешь найти ответ на давний вопрос. Но от взрослых только и слышно про счастливое детство, что раньше было лучше. Да они, верно, просто забыли, как сами были маленькими, забыли свои обиды на родителей, учителей, забыли про сбывшиеся мечты иметь собаку и прыгать по лужам, забыли, как строить крепости зимой. Видимо, поэтому ходят они хмурые, озадаченные, а вопрос про красную ленточку для кошки вызывает раздражение.
Книга мне понравилась тем, что раньше я нигде подобных сюжетов не встречал: ни в играх, ни в мультфильмах. В круге моих литературных интересов – фантастика и фэнтези. Но ни в одной из прочитанных историй я не помню таких моментов, близких к моей жизни. Я будто нашёл учебник с подсказками для задачек, которые кажутся трудными в 12 лет. С этими задачками я сталкиваюсь каждый день, преодолеваю их, делаю для себя выводы. Вот чему меня научила эта история.
Из книги я понял, что не каждый день должен быть радостным, бывают и «серые деньки», когда всё шиворот навыворот: в автобусе толкнут, собаку бездомную встретишь, задумаешься на уроке, проглядишь в окно и получишь двойку, на младшего братика рассердишься за безделицу. Как и герой книги, я буду терпимее к этим маленьким трудностям. Придёт новый день, и они растают, а самое дорогое, мамину улыбку, вернуть сложнее. Про себя я решил, что когда стану взрослым, буду с уважением относиться к детям, и надеюсь, буду помнить, чего это стоит − быть маленьким.
Серебряное копытце
Каргопольская игрушка
Смекалка против Змея-Горыныча
Ледяная внучка
Две снежинки