Об учителях и учениках Дедовичской Земли, храбрых и мужественных патриотах, внесших вклад в Великую Победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №104
имени Героя Советского Союза М.С. Харченко
Выборгского района Санкт-Петербурга
«Учителями славится Россия!
Ученики приносят славу ей!»
/ по материалам экспедиции в Партизанский край /
Автор
Матюшова Анна Сергеевна
ученица 7а класса
Контактный телефон: 8 911-092-66-85
Руководитель
Шиженская Нина Николаевна
заведующая школьным музеем
Контактный телефон: 8 911-742-68-
Санкт - Петербург
2013
Содержание:
1. Вступление …………………………………………………………………………………………3-4
2. «Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит».
2.1. В.П. Бундзен – народный учитель и командир отряда «Грозный» ………............................4
2.2. Е.И. Иванова – учитель и подпольщица по прозвищу «Невидимка»……………………..…5
2.3. Боец невидимого фронта – Л. С. Цвенская, учитель истории…………………………...……5-6
2.4. Н. Ф. Гаврикова - учитель рисования, начальник портняжной мастерской………………....6-7
2.5. Учитель школы д. Дровяная – «партизанская мама» Т. М. Маркова……………………….7
3. Вся гордость учителя в учениках.
3.1. Подвиг Юры Иванова…………………………………………………………………………….7-11
3.2.Экзамен на мужество бойца М. Харченко ……………………………………………………...11-12
3.3. Владимир Егоров - командир отряда 5-ой Партизанской бригады………………………..…12-13
3.4. Юный подпольщик Л. Баранов………………………………………………………………….13-14
3.5. Школа жизни разведчицы 2-ой ЛПБ Л. Поляковой…………………………………………....14-16
4.Заключение ………………………………………………………………………….…………...……17-18
5. Список используемой литературы………………………………………………….……...........…19
6. Приложения…………………………………………………………………………..……………….20-24
Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Мне часто говорят: не надо,
Не надо память бередить.
Но для того, чтоб на планете
Не повторялось той войны,
Мне надо, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Ю. Воронов [ 2,с.136 ].
Важность изучения истории своего края осознана давно. По образному выражению академика Д. С. Лихачева, краеведение способствует формированию «чувства Родины». Изучение событий Великой Отечественной войны, осознание всей глубины этой трагедии в истории нашего народа становится более глубоким и интересным в связи с историей родного края.
События, пережитые нашим народом в 1941-1945 гг., конечно, не зря с первых дней получили название Великой Отечественной войны. Отечественная война – это борьба всего народа за свободу и независимость своей Родины, и в борьбу эту каждый вносил свой вклад.
Учитель и война. Кажется, нет понятий более далеких друг от друга. Учитель – это самая мирная профессия, главная задача его – готовить детей к жизни, созиданию. А война за короткий срок уничтожает все светлое, созданное веками и несколькими поколениями... Учитель всегда был и остается носителем не только знаний и традиций, но и главных человеческих ценностей. Военное время не исключение. Поэтому в страшные годы войны учителя всегда были на переднем крае народной борьбы.
В своей работе я хочу рассказать об учителях и их учениках Дедовичского района Псковской области. Работа написана по материалам экспедиции учащихся школы №104 в Партизанский край в сентябре 2012 года: интервью с ветеранами войны, экспозициям музея школы №1 поселка Дедовичи и музея «Партизанская Слава» Станковской школы Дедовичского района, где хранятся подлинные вещи и письма партизан, архивным документам историко – краеведческого музея поселка Дедовичи, анализа архивных документов Псковской области, документальных фильмов о партизанах [7,9]. Про героев, о которых я хочу рассказать в своей работе, не написаны книги, не сняты фильмы. Это обычные люди, которые жили и живут рядом с нами, не считая себя героями, поэтому скупо излагали нам свои военные биографии, смущенно рассказывали о боевых операциях: не любят «бахвалиться». Многое переосмыслено и забыто, а о чем-то и вспоминать больно…
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучение и систематизация биографических сведений об учителях и учениках школ Дедовичского района Псковской области, который в годы войны был на территории Партизанского края.
ЗАДАЧИ:
1. Собрать биографические сведения о фронтовиках, подпольщиках и партизанах – учителях и учениках Дедовичского района.
2. Систематизировать материал для создания Книги Памяти о неизвестных юных героях войны и подготовки новой экскурсии в школьном музее 2-ой ЛПБ.
3. Сохранить для будущих поколений скупые сведения о жизни наших сверстников в жестокие дни фашистской оккупации на территории Партизанского края для увековечивания их подвига.
УЧИТЕЛЬ! В этом слове сконцентрировано ум, честь, чистота помыслов, трудолюбие, порядочность, благородство, гуманность, доброта, забота о людях. А сельский учитель, да еще предвоенного поколения, - это самый уважаемый и авторитетный человек на селе, главная «достопримечательность» поселения. К нему прислушивались, а его слово лечило душевные раны, его совет не редко был главным и последним аргументом в принятии сложных решений. В школу к учителю тянулись все: и стар и млад. Учитель – это не профессия, это образ жизни. Перефразировав строку из стихотворения, можно сказать: «Учитель, воспитай ученика, чтобы у него учиться и им гордиться» Вот так и было в то далекое лихолетье. Учитель и ученики были единым целым.
В тяжелые годины пошли учителя спасать нашу Отчизну, борясь за идеалы, которым учили детей. Более двухсот учителей Дедовичского района ушли на фронт и в партизанские отряды, работали в подполье. Их ученики, молодые патриоты, тоже взялись за оружие, сражаясь в партизанских отрядах, организациях подпольщиков.
Учителя! Как огонек в пути!
Какое ж нужно пламенное сердце,
Чтоб людям свет нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!
2.1. В. П. Бундзен – народный учитель и командир отряда «Грозный».
Директор школы и учитель литературы В. П. Бундзен в июле 1941 года создал партизанский отряд «Грозный» из своих учеников. Он стал командиром отряда, который вошел во Вторую Ленинградскую Партизанскую бригаду.
Теперь учителю литературы пришлось преподавать «своим детям» уроки военной тактики, писать страницы истории героической народной войны с захватчиками. Много славных дел сделал отряд В. П. Бундзена. Он громил фашистских оккупантов на станции Судома. Конная разведка его отряда не давала врагу покоя и добывала ценные сведения о противнике. Будучи в разведке, Владимир Петрович уничтожил двух фашистов и легковую автомашину, взял трофеи: пулемет, винтовку, фотоаппарат. Находясь в засаде, организовал погоню за вражеской разведкой, уничтожил ее, взял одного фашиста в плен. Личный пример учителя был Уроком Мужества для повзрослевших учеников. Бойцы чувствовали в нем чуткого друга.
В одной из неравных схваток 25 февраля 1942 года, в операции по освобождению пос. Дедовичи, вражеская пуля сразила славного бойца и командира (рис.1).
Правительство оценило заслуги В. П. Бундзена и наградило его орденом Красного Знамени. Его имя было присвоено партизанскому отряду, командиром которого стал Михаил Семенович Харченко, ученик и боевой друг, легендарный пулеметчик 2-ой ЛПБ, Герой Советского Союза.
Ныне в поселке Дедовичи улицы носят имена учителя В. П. Бундзена и его учеников Михаила Харченко, Владимира Егорова, Юры Иванова. Они расположены рядом с улицей легендарного комбрига 2-ой Ленинградской Партизанской бригады Н. Г. Васильева. Боевые друзья и соратники рядом и после смерти.
2.2 Е. И. Иванова - учитель и подпольщица по прозвищу «Невидимка».
В школе деревни Хлопотово географию преподавала Евдокия Ивановна Иванова (рис.2). В первые дни оккупации по заданию райкома партии Евдокия Ивановна возглавила созданную ею подпольную организацию, которая подчинялась 2-ой Ленинградской Партизанской бригаде. Патриоты – подпольщики направлялись в немецкую комендатуру на самые непритязательные должности. Они нанимались прачками, посудомойками, уборщицами, возчиками, водовозами, ремонтными рабочими, сапожниками, плотниками. Любая работа давала возможность для наблюдения и разведки. Полученные от подпольщиков сведения обобщались, и перед партизанским командованием вырисовывалась картина действий и замыслов гитлеровцев.
Тонко, осторожно и оперативно Евдокия сообщала и передавала руководству сведения о передвижении войск противника по шоссейным и железнодорожным путям. С помощью подруг – коллег, учителей Дедовичской школы Зои Михайловны Мартенцовой и Александры Николаевны Терентьевой были получены ценные сведения о концентрации немецких войск на железнодорожной станции Судома. Мартенцова З.М. работала уборщицей в солдатских казармах, а Терентьева А.Н. – в немецкой столовой около станции Дедовичи. Подпольщикам помогал учитель немецкого языка Дедовичской школы Михаил Арсентьевич Иванов и его жена Варвара Николаевна. В подпольной работе участвовали и пожилые женщины - Матрена Ильина, Анна Ивановна Каморина, семья Евтиновых из Дедовичей, а также Полина Васильевна Семенова – родители ее учеников. Они добывали для отправки в партизанский штаб списки агентов полиции и гестапо – предателей Родины, а также данные об укрепленных точках, пропуска и пароли, немецкие паспорта, медикаменты, планы операций полицейских групп и карательных экспедиций, даже вербовали полицейских. Важное место в деятельности группы Е.И. Ивановой занимало выявление и уничтожение предателей. При содействии «полицаев» Дмитрия Иванова, своего брата, и Петра Архипова Евдокия сумела переправить к партизанам большое количество бежавших военнопленных и окруженцев, прятавшихся у местных жителей. Вся ее деятельность происходила под укоризненными взглядами односельчан, которым не верилось, что их любимая «учителка» продалась врагу. Было обидно до слез за то, что от нее отвернулись жители деревни, плевали ей вслед, не здоровались, презирали. Но нельзя раскрывать секретную легенду, недопустимо провалить ответственное задание, надо терпеть несправедливость ради Великой Победы над врагом.
Евдокия Ивановна встретила День Победы в госпитале Ленинграда, где лечила ослабленное сердце, перенесшее инфаркт. Правительство СССР наградило отважную патриотку медалью «За боевые заслуги». В боях за освобождение поселка Дедовичи погиб ее любимый супруг Николай Ефимович. Евдокия Ивановна воспитала замечательного сына, офицера Советской Армии, двух внуков и 5 правнуков. После войны проживала в поселке Дедовичи, возглавляла Совет Ветеранов участников войны и партизанского движения, проводила большую военно-патриотическую работу с учащимися школы №1,являлась депутатом поселкового Совета. Умерла в 1999 году.
2.3. Боец невидимого фронта, подпольщица - Л. С. Цвенская, учитель литературы
Подпольная группа, руководимая учителем литературы Дедовичской школы Линой (Акулиной) Степановной Цвенской, выпускала листовки, рассказывающие о положении в Ленинграде (рис.3). Через работницу биржи труда Анну Румянцеву заранее узнавала фамилии тех, кому угрожал угон в Германию. Выручал часто и заведующий Красногорской больницей Иван Андреевич Глушков. Он госпитализировал мнимых больных и укрывал у себя партизан.
Ученица Лины Степановны, Даша Дмитриева, работала в канцелярии переводчицей. По заданию своей учительницы Цвенской она переправляла в лес бланки пропусков, которые «заимствовала» у капитана Шмелинга, гражданского коменданта Дедовичей.
Летом 1943 года участились случаи массовой отправки молодежи в Германию. Однажды в Дедовичи доставили около трехсот человек. Отправить дальше не могли: были взорваны рельсы и железнодорожный мост. Людей заперли на ночь в сарай. Погрузка в вагоны ожидалась с минуты на минуту, но состав подали только к утру. Кинулись фашисты к сараю – замки сбиты, сарай пуст, в кустах валяются пьяные охранники. Это было дело рук поляка Тунзе, переводчика полевой жандармерии, который работал на подпольщиков.
Подпольщики побывали в лагерях для военнопленных. Во время бомбежки из лагеря в деревне Алексино бежали в установленное место восемнадцать человек. Бойцы невидимого фронта, в основном женщины, снабжали бежавших военнопленных паспортами, направлениями на работу. На счету группы Л. С. Цвенской немало славных дел[3,с.188].
Мы встретились с этой удивительной женщиной в краеведческом музее поселка Дедовичи. Война не ожесточила ее сердце. Она с нежностью вспоминает своих соратников по подпольной борьбе, своих любимых учеников и подробности военных операций. Сама героиня не считает свою жизнь и деятельность подвигом. Она уверенно заявляет, что по-другому жить было нельзя. Необходимо было каждому гражданину самому найти силы бороться и жить во имя Победы, а не существовать, дыша отравленным и удушающим воздухом оккупации.
После окончания войны, когда в Одессе был арестован за пособничество врагу её коллега и товарищ по подпольной деятельности Жуйкин Н.А., Лина Степановна набралась храбрости и открыто выступила на суде, раскрыв секретную деятельность в логове врага замечательного советского человека. Её убедительные слова, искренность и честность смогли спасти от смерти патриота, героя – подпольщика, который внес вклад в разгром ненавистного врага.
Акулина Степановна награждена медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Ее муж, Николай Михайлович, погиб в бою за освобождение Праги. Своих родных детей у Лины Степановны не было. После войны она работала директором детского дома и стала мамой для сотен обездоленных детей военного поколения, лишенных душевного тепла и материнской ласки.
2.4. Н. Ф. Гаврикова- учитель рисования, «начальник портняжной мастерской»
Женщины в Партизанском крае занимали самые разнообразные должности. Гаврикова Нина Федоровна, учитель рисования и труда Дедовичской школы №1, занималась во 2-ой ЛПБ стиркой и ремонтом одежды (рис.4). Работала от темна дотемна. Потом партизаны раздобыли швейную машинку. Нина Федоровна стала шить полушубки и ватники для партизан. В шутку ее называли тогда начальником портняжной мастерской. Одно время она работала поваром и пекарем отряда.
Муж Нины Федоровны, Василий Григорьевич, – бывший директор райпищеторга в Дедовичах. Им всей семьей было предложено выехать в эвакуацию на восток, а они остались в партизанской бригаде. Да еще двух сыновей привели – Валентина и Василька, учащихся пятого и седьмого классов школы поселка Дедовичи, где преподавала их мама. Это была первая партизанская семья. Василька вскоре не стало. В бою под Яссками, минируя железнодорожное полотно, вражеская пуля оборвала его жизнь.
За активное содействие в партизанской борьбе против немецко – фашистских захватчиков супруги Гавриковы награждены медалью «Партизану Отечественной войны» 1степени, а их сын Василий – медалью «За Отвагу».
Василий Григорьевич при минировании железнодорожного моста был тяжело ранен, ему ампутировали ноги. Сын Валентин окончил Ленинградское Суворовское училище, капитан 1-го ранга служил на кораблях Северного флота.
Супруги счастливо прожили долгую жизнь в Дедовичах, отметили Золотую свадьбу[8].
Нина Федоровна продолжила педагогическую деятельность в Дедовичском интернате.
Сын подарил им 4-х внуков, старшего из них назвали Василёчком в честь погибшего брата. Умерли в один месяц в 2000 году.
2.5. Учитель школы д. Дровяная, «партизанская мама» - Т. М. Маркова
Женщины Лесной республики активно участвовали в сборе продуктов для Партизанского обоза в осажденный Ленинград. Одна из них, Татьяна Марковна Маркова, учитель математики школы деревни Дровяная, входила в состав делегации партизанского края, которая доставила продовольствие жителям города Ленина в марте 1942 года. Дети в деревне звали ее тетей Таней за доброту и сердобольность, а бойцы – партизаны величали «партизанской мамой». В ее доме был организован партизанский госпиталь. К ней первой привозили после боя раненых, которых она выхаживала.
В народе до сих пор живет частушка о героине:
Партизанам мать родная,
И сестра она, и няня,
И подруга боевая
Наша гордость – тетя Таня.
Осенью 1943 года, когда фашисты ворвались в партизанский край, Татьяна Марковна всем, чем могла, помогала партизанам. Вместе со своей сестрой Екатериной она вызвалась идти в разведку. У деревни Алексино женщины случайно встретились с предателем, бывшим учеником тети Тани, и были схвачены карателями. Сестер избивали, пытали и, ничего не добившись, отдали в руки палачей. При обыске у Татьяны Марковны нашли медаль «За отвагу», врученную ей А. А. Ждановым в Ленинграде (рис.5). Немцы повесили отважную учительницу.
3.1. Партизанская молитва ЮРЫ ИВАНОВА
Дедовичане чтут память ученика поселковой школы Юры Иванова. Его именем названа улица поселка. На местном кладбище на могиле юного партизана ученики школы №1 установили памятник (рис.6). До сих пор живет в поселке родная сестра Юрия –Анастасия Иванова. Мы побывали в гостеприимном доме Ивановых и выслушали воспоминания о старшем брате.
В школьном музее бережно хранятся личные вещи патриота, а экскурсоводы с гордостью рассказывают о ровеснике военного поколения.
Юра Иванов был разведчиком 2-ой ЛПБ. Отряду «Будёновец» под командованием Николая Рачкова (до войны – секретарь Дедовичского райкома партии) поручено было разгромить гарнизон фашистов на станции Судома.
В ночь на 5 октября 1942 года под проливным дождём отряд преодолел 25 км маршрута и остановился в деревне Крутец. Послали разведку. Молодые партизаны, десятиклассники Юра Иванов и Володя Егоров разведали огневые точки и сторожевые посты противника. Юра Иванов прекрасно знал немецкий язык и умел мастерски перевоплощаться. Бывало, он даже разыгрывал своих друзей: уйдет за угол, а через минуту из-за дома выходит уже совсем незнакомая старушка. Он перевоплощался так, что даже друзья не могли его узнать, поэтому иногда переодевался в немецкую форму, проникал в расположение немцев, которые принимали его за своего, и таким способом добывал ценные сведения.
Через местную комсомолку Анну Пыжову юноши разведали даже распорядок дня немцев.
Пройдя реку Ильзну, отряд разбился на 4 группы. Одна группа была вооружена гранатами. Две другие – ручными пулемётами, автоматами и винтовками, чтобы обстрелять станцию с востока и запада. 4-ая группа залегла со станковыми пулеметами на полотне, преградила немцам путь к Дедовичам и приготовилась к взрыву места.
На станции было тихо. Трепетно мелькали желтоватые огни. Где-то в стороне лаяла собака.
- Огонь! – скомандовал Рачков и нажал на спусковой крючок автомата. Сначала стрельба была односторонней. Немцы не отвечали. Потом с чердака казармы забарабанил пулемет врага. В темноте сверкнули, словно огненные мухи, трассирующие пули. Они летели на большой высоте, не задевая партизан. А внизу, под пулями, приближались к цели гранатомётчики. Их вёл командир взвода Никифор Синильников. Ещё минута – местность огласили взрывы гранат. Из окон вокзала вырвались языки пламени. Станция горела.
Юра Иванов подбежал к казарме раньше других. Из-за угла прямо на него выскочил офицер. В руке у немца – пистолет.
Юра растерялся: впервые видел фашистов так близко. Он успел выстрелить первым. Офицер грохнулся наземь. Юноша бросился к окну и заглянул внутрь. В казарме метались, застигнутые врасплох немцы. Не раздумывая, Юра выхватил из-за пояса противотанковую гранату и бросил в окно.
А в это время два партизана, два Володи - Егоров и Архипов вступили в борьбу с немецкими пулеметчиками. Они хорошо знали расположение огневых гнезд немцев. Группа подрывников, засевших на путях, взорвала мост. Бой длился не более получаса. Прибывшие из Дедовичей на дрезине и бронепоезде фашисты увидели разбитую станцию, взорванное железнодорожное полотно, поваленные телеграфные столбы.
В конце декабря группе партизан были вручены правительственные награды. В отряде «Буденовец» награды получили трое молодых парней: Николай Петров, Егоров Николай и Юра Иванов.
При вручении медали «За отвагу» Юра сказал: «Большое спасибо за награду! Я обещаю не щадя своей жизни бороться за мою Советскую Родину, за мой народ». И юноша свято держал клятву до последней минуты своей короткой жизни.
Стало известно, что в край прибыл 20-й эсэсовский батальон. Местом своей стоянки он избрал деревню Ясски. Выбор врага был не случайным. Ясски - крупный населенный пункт, своеобразная граница края. Хороши были естественные рубежи села: возвышенность, сложные подходы, глубокий ров, заросший кустарником. Будто сама природа готовила село к обороне. Каратели опоясали его инженерными сооружениями, охрану своих сил продумали со всей тщательностью. Проникнуть туда и установить численность гарнизона оказалось делом нелегким.
Решили заминировать подходы и ударить с двух сторон. Минировать дорогу у Яссок объявились добровольцы. Их было пятеро. Первым вызвался Леонид Цинченко, потом Василий Петровский и Юра Иванов. К ним присоединились близкий друг Юры, всегда веселый Коля Петров и спокойный партизан Василий Кипровский. Командиром группы был назначен Л. В. Цинченко. К цели минёры подошли благополучно. На дороге, ведущей в Дедовичи, примерно в километре от Яссок, чернел большой мост. Его-то и надо было заминировать. Партизаны принялись за дело. Цинченко наблюдал за дорогой. В этот момент яркая вспышка огня обожгла ему лицо. Потом взрыв. Воздушная волна подбросила его вверх и ударила о землю. Он потерял сознание. Когда очнулся, было темно. Сквозь мглу он увидел развороченный мост, чернели глыбы земли. Вспомнил: разорвалась немецкая мина. С трудом превозмогая боль, поминутно теряя сознание, Цинченко пополз.
Вот он добрался до какого-то предмета, прикоснулся к нему и отдёрнул руку. На земле лежал человек. Рядом валялись обрывки шинели. «Кипровский», - определил Цинченко. Минёр был мертв. Леонид огляделся вокруг и увидел ещё одного человека. Подполз к нему. Это был Юра. Юноша попытался подняться, но не смог, упал в снег и вытянулся. Леонид потащил Юру за собой.
Цинченко всё полз, теряя последние силы. Когда не осталось никакой надежды выбраться вдвоём, Леонид Васильевич принял решение: ползти одному, чтобы скорее достичь села и послать за Юрой подводу. Его в бессознательном состоянии подобрала группа женщин. Когда он очнулся, первыми его словами были: «Лошадь мне. Скорее! Я не один. Там остался раненый. Спасти надо!».
Местный староста, оказавшийся хорошим помощником партизан, приказал своему сыну немедленно отвезти раненого командира в штаб отряда. Другую подводу он послал к Ясскам за Юрой.
Николай Рачков, не надеясь на старосту, направил к месту происшествия конного разведчика. Но ничего утешительного не сообщили. Юры там не оказалось.
Утром разведка донесла: тяжелораненый Юра попал к немцам и брошен в Дедовичскую тюрьму, которая располагалась в подвале родной школы.
Юра знал всё: наши базы и места стоянок, фамилии командиров и разведчиков, наше вооружение и аэродромы. От его стойкости зависел успех нашей борьбы, судьба всей бригады. Но ни у кого не возникло мысли тогда: а выдержит ли Юра, выстоит ли он?
Раненого юношу успел подобрать предатель Семёнов из деревни Подосье. Предатель отвёз его в Дедовичи. Юра хотел застрелить изменника, но не успел.
После долгих пыток, не добившись от Юры никаких сведений, немцы повели его на расстрел. На востоке занималась заря. Юра шёл по улице родного посёлка, последний раз смотрел на синеву снежных полей, на серое зимнее небо. Вот и кладбище.
На улице были собраны все жители деревни. В толпе Юра смог разглядеть маму, отца, сестренку. На Юре не было живого места, он весь был избит и истерзан. Юношу жестоко пытали: ему загоняли иголки под ногти, все пальцы были раздроблены: по ним били прикладом автомата, вырваны волосы, выбиты зубы.
Переводчиком у фашистского коменданта был одноклассник Юры, который хорошо знал немецкий язык. С ним он дружил с детства и даже сидел за одной партой.
А теперь они оказались врагами. Как по - разному жизнь распорядилась их судьбами: Герой и предатель. Юра брезгливо плюнул в лицо бывшего друга.
Юный партизан остановился, взглянул на старую церковь, на пошатнувшийся на куполе крест, и в глазах его блеснул озорной огонёк.
«Развяжите руки! - попросил он. – Я хочу помолиться». Офицер обрадовался. Наконец-то русское упорство сломлено. Не выдержал всё-таки комсомолец. Страшно стало ему умирать. Бога вспомнил.
Юра потёр затёкшие суставы, сжал правую руку в кулак и, собрав последние силы, нанёс удар офицеру в лицо. «Вот тебе партизанская молитва!» - крикнул парень и кинулся в сторону моста. Еще бы несколько секунд и, возможно, Юре удалось уйти, но, сбитый наземь немец, нервно схватился за оружие. Раздался выстрел.
Это было 13 января 1942 года.
Вот как о своём бывшем ученике вспоминает заслуженная учительница РСФСР Лидия Константиновна Житенёва.
«Я часто вспоминаю своих бывших учеников, и передо мной встают их мужественные сильные образы.
Вот Юра Иванов – стройный красивый юноша. Я его учила в 9 классе. Учился он хорошо, был чутким и решительным товарищем. Любил музыку, спорт. Пользовался авторитетом и любовью среди комсомольцев и учителей школы.
В годы Великой Отечественной войны жизнерадостный и энергичный Юра показал пример бесстрашия и мужества при выполнении партизанских заданий. Смертью героя погиб комсомолец, но его образ всегда передо мною как живой. Я и сейчас вижу его, сидящим в среднем ряду на третьей парте слева.
Дорогие ребята, память о защитниках нашей Родины пронесите через всю свою жизнь. Их преданность Родине достойна подражания» [А1].
Память о юном партизане Юре Иванове сохранил поэт Борис Лихарев в своем стихотворении:
Десятилетка за плечами
И взгляд упрямый у него…
Он был истерзан палачами,
Но он не выдал ничего.
И мимо церкви деревенской
Дорога смертная легла.
Тогда, вздохнув, с улыбкой детской
Он посмотрел на купола.
«Хотел бы я перекреститься,
Да только рук мне не поднять,
Хотел бы богу помолиться…»
И немец крикнул «Развязать!»
И усмехался немец гадко,
Что, дескать, кривда верх взяла,
А пленник хмурился, и складка
Между бровей его легла.
С таким лицом идут на битву.
Удар – и сшиблен немец с ног.
«Вот партизанская молитва,
Я рассчитался так, как мог!» [4,с.214].
Ответственность и надежность – неотъемлемые черты молодых людей военной поры. Говоря о самопожертвовании, как о высшей степени героизма, нельзя забывать о подвигах защитников Отечества. Сколько крови было пролито на поле битвы лишь для того, чтобы будущее поколение смогло жить свободно и без страха.
Из воспоминаний А. М. Николаева, друга Ю. Иванова, подполковника Советской Армии.
"С Юрой мы подружились в деревне Кипино нашего района. Наши дома стояли почти рядом. Юра был хорошим товарищем. Хорошо учился, в школьных соревнованиях по бегу и плаванию всегда занимал первые места. Очень рано научился ходить на лыжах.
На летних каникулах работал в колхозе. К осени он зарабатывал столько же трудодней, сколько и взрослые колхозники. Юра очень любил читать. В свободное время его часто можно было видеть за книгой. Роман Н. Островского "Как закалялась сталь" мы перечитывал много раз. Юра часто говорил: "Мне бы быть таким как Павка Корчагин!" Другой его любимой книгой была книга Д. Фурманова "Чапаев".
Очень обрадовались мы, деревенские ребятишки, когда в деревню приехала кинопередвижка. Давно мечтали мы увидеть героев - чапаевцев на экране. И вот мечта сбылась. После сеанса Юра несколько дней говорил о фильме. А когда обсуждали с товарищами, что мы будем делать, если начнётся война, Юра твердо сказал: "Мы будем партизанами".
Однажды произошёл несчастный случай. Юра прыгал с высокого обрыва, чтобы испытать свою смелость. Под водой оказался камень, и он расшиб голову. Отец после этого случая сказал ему: "Смелость должна приносить пользу. Подвиг совершает тот, кто спасает других".
Юра хорошо плавал. Прыжки продолжались, но теперь он был осторожнее. Умение плавать пригодилось. Однажды мы услышали крики. В реке Шелони тонул мужчина, он не смог справиться с течением. Юра первым бросился ему на помощь. Мальчику трудно было поддерживать на воде взрослого мужчину. Они оба стали тонуть. Только общими усилиями мы вытащили утопающих, мужчина уже терял сознание.
Вспоминается и другой случай. Загорелась деревенская школа в деревне Кипино. Она была деревянная двухэтажная. Пламя вспыхнуло на чердаке. Юра бросился тушить пожар. Он взобрался по лестнице на чердак, а когда огонь срезал путь ему вниз, прыгнул из окна на улицу. А там уже раздавались крики, горели другие дома. В панике односельчане обнаружили, что пропал маленький мальчик. Юра отправился его искать. Он нашел перепуганного мальчугана под крыльцом дома и вытащил его.
Когда Юра учился уже в Дедовичской школе, в Кипино тяжело заболела слепая женщина. После уроков, он, вместе с товарищем, на лыжах пошел в Кипино, доставить ей нужное лекарство из аптеки районного центра. Стало быстро темнеть, началась метель. Они сбились с дороги. Товарищ сказал: «Я замерзаю, надо вернуться». Юра ответил: «Нет, надо идти. Павлу Корчагину было труднее». И товарищ перестал жаловаться. Юра отыскал дорогу в деревню Кипино, Сразу дали больной лекарство. К утру ей стало легче.
Хочется рассказать еще один случай. До войны в Дедовичах секретарем райкома был Н. А. Рачков. Часто он бывал в школе, беседовал с комсомольцами. Однажды он предложил: «Давайте военную игру проведем». Предложение ребятам понравилось. Разделились на две команды: одна наступала, другая оборонялась. Юра был среди наступающих. Ему поручили идти в разведку. Поблескивая лукавыми глазами, Юра сказал: «Разведка - глаза и уши армии, разведчик всегда впереди. Я такую книгу читал». Идти надо было по знакомым местам, но как на настоящей войне обходить посты, засады, ловушки противника. Через несколько часов задание было выполнено. Юра принес все показания. Потом мы узнали, что он из скромности не сказал, что провалился под лед[А2].
3.2. Экзамен на мужество бойца Михаила Харченко
С портрета смотрит на меня высокий, статный, крепко сложенный, улыбающийся парень с волевыми, острыми, угловатыми чертами лица. На груди Золотая Звезда Героя СССР и орден Ленина, на плече автомат. Он словно сошел в военного плаката. Это легендарный пулеметчик 2-ой ЛПБ Михаил Харченко (Рис.7).
Миша ушел в партизаны в июле 1941 года, получив предложение от своего учителя В. П. Бундзена, и сражался в отряде «Грозный», где любимый педагог был командиром. После гибели В. Бундзена, ученик заменит его на командирском посту и присвоит отряду имя учителя.
Боевое крещение Харченко получил еще в финскую компанию. За участие в подавлении одного из неприятельских дотов на «линии Маннергейма» и пленение финского полковника Михаил был награжден Орденом Ленина.
Вступая в члены партии, он обязался беспощадно бить фашистскую свору. А о том, как выполнял он данное слово, свидетельствует партизанское присловье тех дней: «Там, где Мишка – врагам гроб и крышка!»
Отчаянный до озорства, Харченко был очень уверен в себе и своих силах. Он постоянно просился в наиболее опасные операции. А когда получал задание, отвечал коротко: «Сделаю!» - и всегда делал. Он не терялся в самой сложной обстановке, всегда находил выход из безвыходного положения. И не хвастался, не любил этого.
Отличился Михаил в февральском бою под его родными Дедовичами. 2 –ая партизанская бригада окружила поселок и штурмовала его. В самый разгар схватки разведка донесла: на выручку фашистскому гарнизону спешит подкрепление. Силы были неравные. В открытом бою отряду «Грозный» не устоять. Помогла военная тактика Харченко: подпустив врага вплотную, он отдал команду: «Огонь!», «Назад – ни шагу!» Пулемет накалился. Бойцы расчета были сражены вражескими пулями. Уже только двое партизан вели огонь. А он не дрогнул, выдержал натиск врага.
Можно долго перечислять боевые дела Михаила Харченко – он ведь был в крае настоящей живой легендой. Иногда его отвага принимала форму дерзкого лихачества, ухарства. Он щурил хитроватые озорные глаза, широко улыбаясь, говорил: «Пока смерть не придет – живы будем. Смерть меня не тронет. Она любит тех, кто ее боится. А я с ней каждый день в прятки играю» [9].
Опасная эта была игра. Не подозревал Харченко, что в этой игре со смертью когда – то и он сделает неверный шаг. «Сам погибай, а других выручай» - вот девиз, который характеризует партизанского пулемётчика Михаила Харченко.
В лесной республике Харченко был символом победы над врагом. Про пулеметчика 2-ой ЛПБ говорили «Миша с нами – победа будет за нами». Он владел пулеметом, как хороший музыкант баяном. Любого за пояс заткнет. И в бой сам рвется. Канатом не удержишь. Он был очень уверен в себе, в своих силах[1,с.44].
За сопровождение продовольственного обоза жителям блокированного Ленинграда М. С. Харченко удостоен звания Героя Советского Союза (№ 556).
В декабре 1942 года командир диверсионного отряда погиб в неравной схватке с врагом у деревни Шубино. Последней пулей из револьвера выстрелил себе в сердце, чтобы не сдаться на поругание врагу.
Честь и достоинство для него были превыше всего. Он отдал свою молодую жизнь ради Великой Победы.
Захоронен М. С. Харченко на своей Родине в поселке Дедовичи. Ежегодно делегация учащихся нашей школы посещает родину Героя, ухаживает за могилой, навещает памятные партизанские места.
3.3. Владимир Егоров – командир отряда 5-ой Партизанской бригады
Дедовичская земля и средняя школа №1 поселка Дедовичи взрастили и воспитали двух Героев Советского Союза (рис.8).
Володя Егоров был младше Михаила на 5 лет. Он с завистью смотрел на старшего школьного друга, который был пионервожатым в их классе: статный, смелый, сильный. Михаил Харченко читал им книги, помогал готовить уроки, устраивал интересные игры, обучал плаванию на реке Шелонь и стрельбе из винтовки, игре на баяне, совершали вместе лыжные походы. А на праздники ставили театральные постановки и готовили концерты. Все ребята поселка Дедовичи мечтали быть похожим на Мишу Харченко.
В июле 1941 года 17–летний Владимир Егоров вместе с другими односельчанами уходит в партизаны бороться против ненавистного врага. Он командовал партизанским отрядом, 4-м полком 5– ой Ленинградской партизанской бригады. За период оккупации партизаны его отряда взорвали 23 эшелона противника, подорвали свыше 10 тысяч рельсов, уничтожили линию связи на участке Дно – Сольцы, разгромили гарнизоны врага на железнодорожных станциях Морино, Леменка, освободили тысячи советских граждан от угона в Германию, истребили более 2 тысяч фашистских солдат и офицеров. У врага было изъято и роздано местным жителям 3200 пудов хлеба (рис.9).
Вот где проявились качества настоящего патриота, которые были воспитаны любимым вожатым, будущим Героем Советского Союза М.С. Харченко.
В 1944 году за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко – фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Егорову Владимиру Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза (№3401).
Портреты выпускников СОШ №1 поселка Дедовичи – Героев Отечества вместе висят на стенде школьного музея Партизанской Славы. Теперь другие мальчишки считают их кумирами и мечтают быть на них похожими. Имя В. Егорова присвоено средней школе №2 поселка Дедовичи. Чтут память Героя и в школе №652 нашего Выборгского района, где открыт музей 5-ой ЛПБ.
Егоров В.В. награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «30 лет СА и ВМФ».
Владимир Егоров после войны окончил Ленинградское Высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского, адъюнктуру при нем.
Капитан 1-го ранга, кандидат военных наук Егоров В.В. умер в 1981 году и похоронен на кладбище «Памяти жертв 9 января» в Санкт-Петербурге.
(из интервью Баранова Л.А. 17 сентября 2012 года поселок Дедовичи)
Войну встретил мальчик в возрасте 11 лет. Семья Леонида проживала в деревне Красные Горки. Отец работал в совхозе начальником снабжения. Являлся секретарем партийной организации. Он погиб в бою с немецкими захватчиками в феврале 1942 года у деревни Железница и захоронен на мемориальном комплексе в поселке Дедовичи.
Их соседом в деревне был Жуйкин Николай Александрович, учитель истории местной школы, который возглавлял группу подпольщиков. По заданию обкома партии он должен был внедриться во вражеские органы [6]. Как же невыносимо трудно быть своим среди чужих и чужим среди своих. Работая в совхозе на оккупированной территории, он собирал ценные сведения о группировке немецких войск и распространял листовки среди населения о положении на фронте (рис.10).
В деревне Железница он стал привлекать к секретной работе юных патриотов, ведь мальчишкам легче проникать в деревни, не привлекая внимания фашистов. Так и Леонид Баранов, смышленый, ловкий, спортивный мальчик, стал помощником подпольщиков. Жуйкин Н.А., давая задания, предупреждал, чтобы мать об этом не знала и не волновалась. В военной комендатуре Николай Александрович оформил Леониду пропуск, который помогал свободно перемещаться по соседним деревням, навещать родных и знакомых. Чаще всего Леня бегал в соседнюю деревню Пожеревицы с письмами, содержания которых он не знал. Задания давались кратко и точно: «Отнеси в третий дом с края деревни». А там его уже ждали. Иногда его просили распространить листовки среди жителей деревни.
Для выполнения заданий разведки пришлось выучить немецкий язык, чтобы собрать больше ценной информации о дислокации войск.
Сам Леонид Алексеевич полагает, что роль 12-летнего паренька в партизанской борьбе с врагом довольно скромная и незначительная, считая, что так поступали все патриоты и никакой это не подвиг.
70 лет спустя, этот человек все еще помнит страх, охвативший его в ту ночь, когда в их дом нагрянули фашисты с обыском, а у него в избе находились партизанские листовки, запрятанные в подшивке немецких газет. Если бы их обнаружили, то расстреляли бы или повесили всех членов семьи.
В целях конспирации командир Жуйкин велел подписаться на немецкую газету, это и спасло мальчика от разоблачения. Мучительно долго рыскали фашисты в доме, перелистывали толстую подшивку периодической немецкой печати (так долго, что ребенок описался от страха), но надоело им рыскать, и они ушли.
После освобождения Псковской области от фашистов Леонид уехал в Ленинград учиться. Окончил Педагогический институт, преподавал физкультуру в школе. Является заслуженным тренером РСФСР по прыжкам с трамплина. Его опыт пригодился в подготовке олимпийских чемпионов. Леонид Алексеевич живет в поселке Токсово Ленинградской области (рис.11). У него двое взрослых детей, четверо внуков, которыми дед очень гордится.
«Отложив мечты о счастливом будущем, вчерашние школьники отправились в партизанские отряды. Да иначе и быть не могло. Так нас воспитала родная школа. А экзаменом этому воспитанию явилась война, самая кровопролитная из всех войн. Сегодня я с гордостью могу сказать, что самое главное, что дала нам школа, - это любовь к Родине», - написал в своих воспоминаниях Леонид Алексеевич Баранов [И1].
(Из интервью Л. С. Поляковой 10 февраля 2012 г.)
С историей другой, не менее мужественной связной – Поляковой Людмилы Сергеевны, я познакомилась, когда стала экскурсоводом в школьном музее, но более полно узнала обо всем уже из рассказа самой Людмилы Сергеевны.
Каждый год, 10 февраля, в день рождения М.С. Харченко - пулеметчика 2-ой ЛПБ, к нам в школу приходят седые ветераны, боевые друзья легендарного героя.
Среди пожилых партизан выделяется моложавая, стройная, красивая женщина в элегантном костюме и туфлях на шпильке. Я думала, что это чья-то дочь сопровождает отца (рис.12).
А это – прославленная связная 2-ой ЛПБ – Полякова Людмила Сергеевна, уроженка станции Хвойная. Война отобрала у неё детство. В 7 лет вместе с отцом, мамой и братом девочка оказалась в партизанском отряде Дедовичского района Ленинградской области – 2-ой ЛПБ. 15-летний брат Михаил стал разведчиком, мама – связисткой, отец
– подрывником, а 7-летняя девчушка была связной. В Серболовских лесах проходили ее школьные занятия. Маленький курносый «воробушек» с торчащими косичками, не привлекая внимания фашистский извергов, ходила по деревням, собирала ценные сведения о дислокации немецких войск. За день, превозмогая страх и одиночество, преодолевала 20-30 километров через леса и болота. Такими были ее уроки физкультуры и географии. Математику изучала в деревнях, где считала танки, пулеметы, солдат. Были и уроки литературы: часто приходилось сочинять истории о горестях детской жизни патрульным немецким офицерам. Уроки чистописания проходили по возвращении в отряд – писала отчеты и донесения. В минуты отдыха изучала немецкий язык, чтобы лучше понимать вражеские разговоры, а еще был урок музыки и танца – в госпитале поднимала настроение и дух раненых солдат. Историю она знает на «5», так как сама вписывала страницы о легендарных событиях Отечественной войны. Вот какую школу закончила Людочка с отличием.
По приказу командира 2-ой ЛПБ Н. Г. Васильева была организована «лесная школа» для обучения детей. Необходимо было помочь детям разобраться в происходящих событиях, дать самые элементарные знания и навыки. Учителя - дедовичане и в партизанских отрядах продолжали выполнять свой профессиональный долг. Было сформировано 2 класса: первый - не умеющие читать и плохо читающие, второй – учащиеся 2-х и 3-х классов. В день давали 4 урока.
Уроки в школе проводились по расписанию:
1 класс *Рассказы: О Великой Отечественной войне.
*Родной язык: Научить читать и писать.
*Арифметика: Таблица умножения и деление. Действия в пределах 100.
*Пение: Разучивание партизанских песен.
2 класс *Арифметика: Действия с целыми числами.
*Рассказы: О Великой Отечественной войне.
*Родной язык: Грамматика. Совершенствование в чтении и изложение прочитанного.
*Пение: Разучивание партизанских песен.
Перечень некоторых тем для рассказов о Великой Отечественной войне:
При школе были созданы пионерские отряды. Комсомольцы проводили занятия по военной подготовке: санитарное дело, караульная служба, изучение винтовки и автомата, строевая подготовка.
В августе 1942 г. Людмилу послали на задание в д. Мухорево. Дядя Вася, партизанский осведомитель, должен был узнать путь движения карательного отряда, но там её ждала засада. Допросы в немецкой комендатуре длились трое суток: девочку били, рвали волосы, тело жгли каленым металлом, не давали есть и пить, обещали подарить жизнь, если отведет к партизанам. Она не плакала: ее сердце было переполнено ненавистью к врагу. Узнав об этом, я спросила себя, а смогла бы я вытерпеть боль и унижения? Боюсь, что нет!
Немцы устали. Чтобы покончить с несговорчивой девочкой, они согнали всех жителей деревни в сарай и подожги. Незнакомая женщина шепнула ей: «Ложись, а мы тебя накроем своими телами». Под грудой сгоревших тел жителей деревни и нашли ее партизаны, почти бездыханную. На руках у партизана Афанасьева А.И. она заплакала от ужаса, усталости и голода, от вины за сожженных из-за неё жителях деревни[И2].
Прошло 70 лет, а Людмила Сергеевна все еще ощущает запах обуглившихся человеческих тел, помнит лицо женщины, спасшей ее, и оскал на лице коменданта – полицая. Этот ужас до сих пор тревожит ее по ночам.
Шли они по деревням,
Нищими казались там.
Хлеба корочку просили
Да во все глаза косили.
Сколько пушек, пулеметов,
Сколько, где, каких расчетов.
(Блохина М., ученица школы №104)
Юные патриоты чувствовали личную ответственность за будущее страны.
Маршал СССР А. М. Василевский писал: «Учитель и на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии – личным примером учил, как надо воевать».
В ходе поисковой экспедиции мне удалось детально ознакомиться с материалами экспозиции и архивом музея в Дедовичах, музея СОШ №1, посвященной партизанской и подпольной борьбе, документальными материалами телеканалов Россия -1, телеканала 100,телевидения поселка Дедовичи.
Мне удалось встретиться с тремя еще живыми участниками тех далеких и страшных событий, послушать и записать их воспоминания. Я участвовала в съемках фильма «Дети Войны»[7]. По собранным нами экспедиционным материалам в школе издается серия книг «Ветераны Великой Отечественной войны Дедовичского района Псковской области». Уже изданы книги «Юра Иванов» и «В. П. Бундзен», создан новый экскурсионный маршрут по школьному музею «Партизанский край. Жизнь ради победы».
Я восхищаюсь подвигом учителей и учеников Дедовичской школы, массовым героизмом, проявленным при разгроме фашистских захватчиков.
«Воистину велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит»- писал Катон Старший [5].
Подвиг никогда не умирает,
В памяти хранит его народ.
Слава тем, кто жил в заветном крае,
Слава тем, кто ныне в нем живет!
Знания, получаемые в процессе общения с очевидцами событий Великой Отечественной войны, необходимо передать будущим поколениям, чтобы сохранить память о людях, защищавших свою родину.
Знание истории Великой Отечественной войны воспитывает в нас чувство гордости прошлым Отечества. Мы гордимся этим великим прошлым и говорим спасибо тем, кто сделал все возможное для победы!
Цена этой победы была очень высока. Никому из наших соотечественников, современников тех событий не приходило в голову торговаться о стоимости долгожданной победы, каждый платил за нее все до капли: до капли крови и пота, каждый вносил свой посильный вклад. И как радостно видеть и осознавать, что «Учительский труд в годы войны» - это не просто красивая фраза, а реальная часть истории нашего народа.
Символом учительского труда выбрана птица пеликан. Как же это верно! Они красивы, целеустремленны, готовы на самопожертвование.
У великих профессий устав непростой –
Подвиг духа вершить неустанно.
Не с того ли и выбран был мудрой судьбой
Для учительства знак Пеликана?
Есть легенда, далёкий прошедшая путь,:
Если смерть вдруг птенцов настигает,
Разрывает тогда пеликан свою грудь -
Кровью сердца к ним жизнь возвращает.
Белоснежная стая летит в облаках,
Осеняя земную обитель...
Да пребудет священно на всех языках
Твоё гордое имя, Учитель! Нестеренко О.С.
Я побываю еще ни один раз на легендарной партизанской Дедовичской Земле, продолжу сбор скупых сведений о сверстниках военной поры. Я не закончила свою научно-исследовательскую работу. В следующем году впишу новые страницы в Книгу Памяти школы №1 поселка Дедовичи, чтобы рассказать о них своим одноклассникам, друзьям, родственникам.
Учитель!
Себя не жалея нисколько,
Не узнав недостигнутых целей…
Мы все понимаем, насколько
Учителя труд свят и ценен.
Шиженская Н.Н., учитель школы №104
Архивные материалы:
1. Воспоминания Житенёвой Л.К., Заслуженного учителя РСФСР о Юрии Иванове (из архива музея СОШ №1 поселка Дедовичи Псковской области).
2. Воспоминания Николаева А.М., подполковника Советской Армии о Юрии Иванове (из архива музея СОШ №1 поселка Дедовичи Псковской области).
3. Экспозиция «Памяти Владимира Бундзена» музея «Партизанская Слава» Станковской основной школы Дедовичского района Псковской области.
Интервью:
1. Интервью с Барановым Л.А., юным подпольщиком Дедовичского района, члена подпольной группы Жуйкина Н.А.
2. Интервью с Поляковой Л. С., юной разведчицей 2-ой ЛПБ.
Список используемой литературы:
1.Виноградов И.В. Герои и судьбы.- Л.:Лениздат,1988.-464 с.
2. Воронов Ю.П. Блокада: Кн. Стихов.- М.: Сов. Россия,1986.-142с.
3. Книга Памяти. Псковская область. Дедовичский район. Псков: издательство организационно-методического центра, 1994.-463с.
4. Лихарев Б.М. Стихотворения.- Л., Художественная литература, 1972.- 232с.
5. Афоризмы, высказывания, цитаты великих людей: [сайт].-UPL: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3310/Itemid,118/ (дата обращения: 19.12. 2012).
6. Боролись под грифом «Секретно», статья газеты «Коммуна» Дедовичского района Псковской области от 04.05.2012 г.: [сайт].-UPL: http://kommunanews.ru/obshestvo/borolis-pod-grifom-sekretno-04-05-2012.html. (дата обращения 11.02.2013)
7. Андрусенко И. видеофильм «Партизаны. Тени военного леса». Телеканал 100-ТВ, эфир 08.05.2010 г.
8. Гей В.И. видеофильм «Дети войны». Телестудия «Альфа» поселка Дедовичи, 2012 г.
9. Олиферук А. документальный фильм «Партизанская сага». Телеканал
Россия-1,эфир 19января 2013г.
Приложение
Рис.1. Бундзен Владимир Петрович
Директор школы, учитель литературы,
командир отряда «Грозный»
2-ой Ленинградской Партизанской бригады.
Июнь 1941г.
Рис. 2. Иванова Евдокия Ивановна-
подпольщица по прозвищу
«Невидимка»
Май 1941
Рис.3
Цвенская Акулина Степановна –
руководитель подпольной группы Дедовичского района. 1998г.
Рис. 4. ГАВРИКОВА НИНА ФЕДОРОВНА
Начальник «портняжной мастерской»
2-ой ЛПБ. 1941г.
Рис. 5.Члены делегации Партизанского края, доставившие продовольственный обоз в блокированный Ленинград и награжденные правительственными наградами.
1 ряд 1-ая справа – Маркова Т.М.
в центре – Герой Советского Союза, пулеметчик отряда им. В. Бундзена
2-ой ЛПБ М. С. Харченко
Рис. 6. Юрий Иванов – разведчик
2-ой Ленинградской Партизанской бригады.
У могилы Героя члены военно-патриотической экспедиции – учащиеся ГБОУ школы № 104.
Сентябрь 2012 г.
Рис.7. МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ ХАРЧЕНКО
Герой Советского Союза. 12.04.1942г.
Легендарный пулеметчик 2-ой Ленинградской Партизанской бригады, командир диверсионного отряда имени В. П. Бундзена
Рис. 8. В музее средней школы №1 поселка Дедовичи Псковской области
У стенда, посвященного выпускникам школы – Героям Советского Союза Владимира Егорова – командира отряда 5-ой ЛПБ и Михаила Харченко – командира отряда 2-ой ЛПБ.
Слева - племянница М. С. Харченко – Александрова Г.Г.,
в центре -руководитель музея СОШ №1-Бондарь С.И.,
справа - заведующая музеем М. С. Харченко ГБОУ №104 Санкт-Петербурга – Шиженская Н.Н.
Сентябрь 2012г.
Рис. 9. Герой Советского Союза
Владимир Васильевич Егоров
командир отряда 5-ой Ленинградской Партизанской Бригады, выпускник школы №1 поселка Дедовичи Псковской области.
Рис. 10. Командир группы подпольщиков
Дедовичского района
ЖУЙКИН Николай Александрович
с женой и сыном. Май 1946 г.
Рис. 11.Баранов Леонид Алексеевич. Ноябрь 2012 г.
Юный подпольщик Дедовичского района, член группы Жуйкина Н.А.
Рис. 12.Полякова Людмила Сергеевна. 10.02. 2010 г.
Связная 2-ой Ленинградской Партизанской бригады.
Акварельные гвоздики
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Пустой колос голову кверху носит
Сказка "Колосок"
Сказка "Морозко"