Жанр ужасов в литературе.
Вступление
Мы знаем множество жанров литературы. Например, такие как рассказ, роман, комедия, трагедия, драма и т.д.
Но существует также бесчисленное множество других жанров литературы, о которых нам не рассказывают на уроках. Жанр «ужасы» относится к этому большинству, и в этой работе я подробно расскажу о нем.
Цель моей работы – узнать, что из себя представляет жанр ужасов; познакомиться с представителями этого жанра; рассмотреть этот жанр с психологической точки зрения.
Вложение | Размер |
---|---|
tulegenova_kseniya_uzhasy.docx | 42.88 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная
школа №53 Приморского района Санкт-Петербурга
Школьное научно-исследовательское общество учащихся
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Жанр ужасов в литературе
Автор:
Тулегенова Ксения
9 «Б» класс
Научный руководитель:
Дмитриевых С.И.
Санкт-Петербург
2014
Жанр ужасов в литературе.
Вступление
Мы знаем множество жанров литературы. Например, такие как рассказ, роман, комедия, трагедия, драма и т.д.
Но существует также бесчисленное множество других жанров литературы, о которых нам не рассказывают на уроках. Жанр «ужасы» относится к этому большинству, и в этой работе я подробно расскажу о нем.
Цель моей работы – узнать, что из себя представляет жанр ужасов; познакомиться с представителями этого жанра; рассмотреть этот жанр с психологической точки зрения.
Содержание:
1 глава
Каждое произведение в литературе принадлежит не только к разным родам (эпос, лирика, драма), но и к определенному жанру. Любой текст, как художественный, так и нехудожественный (письмо, дневниковая запись, школьное сочинение, газетная заметка и т.д.), вольно или невольно написан в каком-то жанре и подчиняется его законам. История литературы насчитывает великое множество жанров. Сегодня мы разберем один из них под названием «ужасы».
«Ужасы» («ужастики»), иногда «мистика» или заимствованное из английского слово «хоррор» — это жанр литературы, имеющий целью вызвать у читателя чувство страха. Часто, но не всегда в литературе ужасов повествуется о сверхъестественном в прямом смысле слова; имеется ограниченный набор тематизированных персонажей, заимствованных, как правило, из мифологии разных народов: вампиры, зомби, оборотни, призраки, демоны и др.
Существуют тематические разновидности литературы ужасов, определяемые по наличию сверхъестественных персонажей: «рассказ о привидениях» (ghoststory), вампирский роман, «рассказ об оборотне» (werewolfstory), истории демонической одержимости и др.
2 глава
Ужасное, фантастическое встречается в самом раннем фольклоре различных стран и народов. Связано это с малой степенью изученности окружающего мира. Все неизвестное пугает человека, а пройдя сквозь призму его воображения, обретает фантастические формы.
В конце 18 века появился и стал популярным литературный жанр "готического романа". Действие этих книг разворачивалось в древних замках и мрачных монастырях. "Готический роман" стал отправной точкой для ужасов.
Психологические новеллы Эдгара По, послужили своеобразным мостом, перекинутым из 19 в 20 век, – от готической повести к современной литературе ужаса.
Эдгар По прославился как мастер «страшного» рассказа. И в самом деле, страшное предстает у него во всех видах и в мельчайших подробностях. Например, «История Артура Гордона Пима» - своего рода энциклопедия ужасов, грозящих герою мучительной смертью.
До Э. По большинство писателей, работавших со сверхъестественным материалом, в основном двигались на ощупь, не понимая психологической основы тяготения к ужасу, и им в большей или меньшей степени мешала привязанность к ничего не значащим литературным условностям, например, счастливый конец, победа добра в целом, следование принятым стандартам и ценностям, старания вложить собственные чувства в повествование.А Эдгар По, как настоящий художник, решил быть безличным; автор всегда должен быть внимательным и умелым рассказчиком, а не благожелателем, учителем или продавцом идей.
Образы По, таким образом, обрели убедительную злобность, которой не было у их предшественников, и установили новый реалистический стандарт в истории литературного ужаса. Как только это появилось, остальные писатели были вынуждены перенять его опыт, чтобы иметь возможность хоть как-то с ним соперничать, поэтому основное направление литературы ужаса начало претерпевать коренные изменения.
3 глава.
Ранняя литература ужасов
Ранние представители литературы ужасов в Англии:
М. Р. Джеймс — английский писатель, историк, специалист по средневековью, ректор Королевского колледжа в Кембридже и Итона, в историю мировой литературы вошел как классик жанра «история с привидением». (Сборник «Рассказы антиквария о привидениях»)
Алджернон Блэквуд — английский писатель и путешественник, один из ведущих авторов-мистиков, классик литературы ужасов и жанра «ghoststories» первой половины XX века. («Опустевший дом и другие рассказы о духах», «Ивы» и т.д.)
Позднее, в 30—50-е, появляются рассказы Роальда Даля, Джона Кольера, Джеральда Керша, соединяющие сверхъестественное с «черным юмором».
В Америке толчок развитию жанра дал журнал «WeirdTales» («Странные истории» 1923), где впервые появились такие авторы:
Го́вард Фи́ллипс Лавкра́фт — американский писатель, поэт и журналист, писавший в жанрах ужасов, мистики и фэнтези, совмещая их в оригинальном стиле. Родоначальник «Мифов Ктулху» создал целый поджанр, называемый «лавкрафтовские ужасы». Наряду с Робертом Говардом считается одним из основателей жанра фэнтези. («Алхимик», «Зов Ктулху», «Зов Кадафа Неведомого», «Служитель зла» и т.д.)
Кларк Эштон Смит — американский поэт и писатель, художник, скульптор. К. Э. Смит писал рассказы в жанре фантастики, фэнтези и ужасов.
«Никого со времён По так не восхищал хорошо разложившийся труп», — сказал о нём Спрэг Де Камп. («Потусторонний свет», «Брошенные на Андромеде», «Бессмертные c Меркурия» и т.д.)
Ро́берт И́рвин Го́вард — американский писатель-новеллист жанра фэнтези, создатель «Конана-киммерийца» и вселенной Хайборейской эры. («Сверхъестественный юго-запад», «Черви земли» и т.д.)
Роберт Альберт Блох — американский писатель-фантаст. Родился в Чикаго 5 апреля 1917 года. С детства был большим поклонником творчества Г. Ф. Лавкрафта, с которым некоторое время даже состоял в переписке. («Звездный бродяга», «Кладбищенский ужас», «Матерь Змей», «Куколка»)
Си́бери Квинн— американский писатель и юрист, известный в свое время рассказами в жанре ужасов, в том числе циклом оккультных детективов о сыщике Жюле Грандене.
(Цикл о Жюле Грандене, «Дороги»)
Классики 50-х:
Ше́рли Дже́ксон— писательница, классик американской литературы XX-го века. Более всего известна рассказом «Лотерея» и романом «Призрак дома на холме». Под её влиянием находились Ричард Матесон и Стивен Кинг.
Ри́чард Мэ́тисон — американский писатель и сценарист, работавший в жанрах фэнтези, ужасы и научная фантастика. («Невероятно уменьшающийся человек», «Последний человек на Земле», «Человек Омега»)
Ганс Гейнц— немецкий писатель и поэт, автор мистических рассказов и романов готической направленности. Среди наиболее известных произведений: «Паук», «Альрауне», «Смерть барона фон Фриделя»
Сти́вен Э́двин Кинг — американский писатель, работающий в разнообразных жанрах, включая ужасы, триллер, фантастику, фэнтези, мистику, драму. Получил прозвище - «Король ужасов». Продано более 350 миллионов экземпляров его книг, по которым были сняты художественные фильмы, телевизионные постановки, а также нарисованы комиксы. («Кэрри», «Оно», «Сияние», «Мгла» и другие)
Дин Рэй Кунц — американский писатель-фантаст. («Мутанты», «Вызов смерти», «Человек страха», «Античеловек»)
Известны также Уильям Блэтти («Изгоняющий дьявола»), Айра Левин («Ребенок Розмари»), переехавший из Англии Клайв Баркер («Восставший из ада»), Роберт Маккаммон («Они жаждут»), Энн Райс («Вампирские хроники»), Лорел Гамильтон с циклом о некроманте Аните Блейк, Ричард Лаймон, Питер Страуб, Уитли Стрибер, Джек Кетчам.
К жанру ужасов относятся некоторые рассказы Рэя Брэдбери.
Отдельного разговора заслуживает русская литература ужасов.
Надо сказать, что в целом русские прозаики были самостоятельны в трактовке ужасного, исходя из концепции двоемирия, основанной на народных повериях и сказках. Согласно ей, независимо от видимого и воспринимаемого человеком мира, как бы за пределами окружающей его действительности существует иной, не постигаемый разумом «потусторонний мир». Он может оказывать таинственное и губительное влияние на человека.
Так написана повесть «Лафертовская маковница» (1825) Антония Погорельского, известного больше сказкой «Черная курица, или Подземные жители».
В сборнике «Вечера на Хопре» (1837) Михаил Загоскин использует известный прием: осенним вечером несколько человек собираются в загородном доме и рассказывают «страшные» истории.
В повестях «Русалка» (1829) и «Киевские ведьмы» (1838) Орест Омов обращается к украинскому фольклору, как и Николай Гоголь в повестях «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть».
Повести Н.В. Гоголя «Портрет», «Вий» являются ярким примером ужасов.
«Гробовщик» и «Пиковая дама» А.С. Пушкина – блестящие примеры фантастического и нереального.
К ярким представителям литературы ужасов среди писателей серебряного века относятся Леонид Андреев и А. М. Ремизов («Жертва», «Чёртик»).
Фантастико-готические произведения Алексея Толстого «Упырь», «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» написаны в 40-ых годах 20 века.
4 глава
Проанализируем произведение Стивена Кинга «Сон Харви».
В одно субботнее утро за завтраком Харви рассказывает своей жене Дженет про кошмар, который приснился ему утром, - одну из их дочерей сбила насмерть машина. Слушая мужа, Дженет отмечает поразительно точные совпадения деталей сна с сегодняшним утром, особенно вмятину на бампере соседской машины. Глядя в окно, женщина также замечает в середине вмятины красное пятно с чем-то, похожим на грязь или клок волос. Рассказ заканчивается тем, что Харви отвечает на телефонный звонок (то же самое он делал и во сне), скорей всего подтверждая опасения Дженет, что вещий сон сбылся.
Рассказ строится по плану:
Рассмотрим приемы Стивена Кинга, которые он использует при написании этого рассказа:
5 глава
Экранизации. Фильмы ужасов.
Большинство фильмов ужасов берут материал из литературных произведений этого жанра.
По мотивам произведений Лавкрафта снято несколько десятков фильмов. Наиболее известные из них созданы режиссёрами Стюартом Гордоном, Брайаном Юзной. Фильмы: «Извне», «Проклятие», «Ктулху» и другие.
Также известен фильм по мотивам романа Роберта Блоха «Психо», созданный режиссером Альфредом Хичкоком.
«Призрак дома на холме»— кинофильм американского режиссёра Роберта Уайза, снятый в 1963 году по мотивам одноимённого романа Шерли Джексон.
«Вий» — художественный фильм, снятый в 1967 году в СССР по одноимённой повести Н. В. Гоголя режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым.
По произведению Ри́чарда Мэ́тисона «Человек Омега» снят фильм «Я - легенда».
По мотивам романов и рассказов Стивена Кинга снято примерно 100 фильмов. Из них более известны следующие: «Кэрри», «Сияние», «Мгла», «Ловец снов», «Оно», «Дети кукурузы» и другие.
6 глава
Почему мы боимся? Что вызывает страх?
В жанре ужасов есть определенные приемы, которые используют авторы для того, чтобы напугать читателя. Вот некоторые из них:
1) Особую роль играет наша фантазия. Когда человек читает, то полностью погружается в события рассказа, представляет себя в гуще этих событий и даже может встать на место главного героя. Авторы страшных рассказов проделывают ряд мистических и ужасных вещей с главным героем, таким образом, все эти страшные действия мы как бы ощущаем на себе, что заставляет нас испугаться.
2) Главным источником ужаса выступает какой-нибудь сверхъестественный отрицательный герой (антагонист). Популярны самые разные монстры: местные земные или пришельцы с того света или других планет, а также распространены плохие, опасные люди или, по крайней мере, кажущиеся таковыми.
3) Разные неожиданные события используются для того, чтобы поддерживать высокий уровень напряженности и заставить читателя спрашивать, случайно ли появляются те или иные вещи или же их появление неспроста (падающие предметы, непонятно откуда выбегающие животные).
Если сравнивать книги и фильмы ужасов, то книги считаются более безопасным "прикосновением" к миру тьмы. Они меньше влияют на психику человека, чем зрительная картинка с громкими сопровождающими звуками. Кроме того, при чтении человек сам рисует образ отрицательного героя и его жертв, сам представляет выражение лица героев, одежду и тем самым определяет, насколько картина страшна в принципе. В книге резко напавший монстр не заставит вздрогнуть сердце, а глаза сощуриться от внезапности и страха от происходящего. Стоит отметить, что от книги можно отвлечься в любой момент, стоит только оторвать глаза от страницы, а вот отсрочить резкое выныривание из ванны, когда камера смотрит в профиль к бортикам, будет достаточно сложно и практически невозможно ничего не увидеть и ничего не услышать в кинотеатре. По многим из выше перечисленных причин люди, увлекающие книгами – ужасами, морально не готовы посмотреть их кинематографическую версию.
Я провела опрос среди друзей, одноклассников, учителей школы, своих знакомых. Я задавала два вопроса:
1) Читаете ли вы «ужастики»?
2) Если да, то почему?
Опросив 30 человек, я получила результаты, с которыми хочу вас познакомить.
Статистика ответов на первый вопрос:
50 % опрошенных ответили, что не интересуются такой литературой.
10 % опрошенных ответили, что они являются любителями такой литературы (в основном это одноклассники).
40 % опрошенных сказали, что читают такую литературу редко, от случая к случаю.
Статистика ответов на второй вопрос:
Почему мы читаем страшные рассказы?
40 % ответили: «Нам просто не хватает адреналина в крови». Наши организмы, которые в давние времена гонялись за мамонтами и убегали от хищников, сейчас фактически бездействуют. Наши будни скучны и монотонны, а привыкший к борьбе организм требует своего. Многие наши привычки сохранились еще с незапамятных времен, одна из них - это потребность бороться и испытывать страх. А ужастики – своего рода адреналиновая инъекция в кровь. Читая страшные истории, мы получаем свою порцию бесплатных острых ощущений и запасаемся адреналином, ничем при этом не рискуя.
15 % ответили, что читают такие рассказы из-за жажды познания. Любопытство всегда было свойственно человеку, именно оно заставляет нас узнавать все больше нового и интересного.
5 % сказали, что в жизни им недостаточно негативных эмоций, страхов и тревог. В погоне за ними они стараются напугаться еще больше. В каком-то смысле эти люди стараются убежать из своего настоящего в иллюзорный мир с другими, наиболее серьезными, проблемами.
20 % читают «ужастики» по совету своих друзей или знакомых,
а другие 20 % читают по каким-то другим причинам.
Что дают нам ужасы с психологической точки зрения?
У «ужасов» есть свои плюсы и минусы.
Минусы:
1) Человек, обладающий хорошей фантазией, может представить себе много страшных картин и перенести свой страх из рассказа в жизнь. Могут развиться фобии.
2) Может произойти обесценивание человеческой жизни. Например, встречая в тексте многократные описания убийств и самоубийств, человек перестает воспринимать жизнь, как бесценный дар. У подростков с неокрепшей психикой развивается необоснованная жестокость.
3) Расстраивается нервная система человека. Появляется пугливость, депрессия, нервозность.
Плюсы:
1) Происходит эмоциональная перезагрузка, выплеск эмоций, после чего приходит чувство уравновешивания.
2) Чтение ужасов способствует тренировке мозга. Мы учимся быстро реагировать и быстро действовать в экстремальных ситуациях.
3) После прочтения человек понимает, что окружающая его реальность лучше, чем та, в которую он погрузился при прочтении произведения.
Естественно, человек может испытывать и положительные и отрицательные эмоции одновременно. К примеру, почувствовать некое расслабление при завершении чтения (выплеск эмоций), но позже начать бояться чего-либо.
Заключение
Жанр ужасов - один из неоднозначных жанров в литературе, и каждый человек выбирает для себя, читать ему произведения такого содержания или нет.
Использованный материал
http://lib.ru/INOFANT/LAWKRAFT/sverhestestvennyj_uzhas_v_literature.txt
http://xreferat.ru/49/468-1-goticheskaya-literatura.html
http://darkfiction.ru/page/statja-v-l-gopmana-o-literature-uzhasov
http://book-detective.ru/drugie-knigi/otdyh/zachjem-nam-uzhasy.html
Щелкунчик
"Морская болезнь" у космонавтов
Галка в чужих перьях
Одеяльце
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью