Данный материал - исследовательская работа по творчеству А.А,Ахматовой.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_po_akhmatovoy.doc | 1009 КБ |
issledovatelskaya_po_akhmatovoy.doc | 1009 КБ |
Муниципальная научно-практическая конференция
«Пусть когда-нибудь имя моё прочитают…»
(по жизни и творчеству А.А.Ахматовой)
Секция - исследовательская работа.
Символика цветов
как изображение внутреннего мира
в поэзии
Анны Андреевны Ахматовой.
Автор
Лытова Дарья Сергеевна
МКОУ БСОШ №1 «имени героя России С.А.Арефьева»
10 класс
Руководители:
учитель русского языка и литературы
МКОУ БСОШ №1
Сосницкая Лилия Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ БСОШ №1
Решетняк Наталья Юрьевна.
Быково
2014 год.
Аннотация.
Актуальность исследования.
Цветы обнаруживают себя в поэтическом мире Анны Ахматовой достаточно явно. Многие исследователи обращали внимание на образы цветов в творчестве поэтессы. Рассмотрение и изучение образов цветов в творчестве Ахматовой представляет интерес и поможет глубже вникнуть и понять сущность поэзии великой поэтессы.
Цели.
1.Установить символическое значение цветов в творчестве Ахматовой.
2. Проследить связь между образами цветов с жизнью и мировоззрением поэтессы.
Задачи исследования.
1.Изучить стихотворения поэтессы.
2.Понять назначение цветов в жизни и творчестве Анны Ахматовой.
Этапы работы.
Содержание.
I.Аннотация.
II. Введение «Цветы в творчестве А.А. Ахматовой».
III. Основная часть «Символика цветов как изображение внутреннего мира в поэзии А.А. Ахматовой».
1.1.Ранняя лирика.
1.2. Поздняя лирика.
2.Сирень.
2.1.Ранняя лирика.
2.2. Поздняя лирика.
3.Фиалка.
3.1.Ранняя лирика.
3.2. Поздняя лирика.
4. Мак.
4.1.Ранняя лирика.
4.2. Поздняя лирика.
5. Хризантема.
5.1.Ранняя лирика.
5.2. Поздняя лирика.
6. Тюльпаны и гвоздики.
6.1.Ранняя лирика.
6.2. Поздняя лирика.
7. Нарциссы.
7.1.Ранняя лирика.
7.2. Поздняя лирика.
IV. Заключение.
V.Литература.
I.Цветы в творчестве А.А.Ахматовой.
Цветы в жизни каждой женщины играют важную роль. У всех есть свои предпочтения – любимые цветы. Есть и нелюбимые. Кроме того, с древних времен человек желал видеть во всем, что его окружает, некую символичность и определенную значимость для своей жизни. И у А.А. Ахматовой образы цветов в поэзии имеют определенное символическое содержание и тесно связаны с ее жизнью.
А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении — Горе́нко)— одна из известнейших русских поэтов XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.
Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое её близких (её муж в 1910—1918 годы Н. С. Гумилёв был расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, третий гражданский муж (официально брак зарегистрирован не был), трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет). Горе вдовы и матери «врагов народа» отражено в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. Её имя ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
Одной из особенностей лирики Анны Ахматовой является обилие цветов в её поэтическом «букете».
.
«Цветы» освобождают автора от прямого называния переживаний и выражения чувств, которые по каким-либо причинам не могли быть высказаны вслух. Её цветы реальны, видимы, и даже создаётся впечатление, что мы чувствуем их ароматы; всегда имеют определённый цвет, причём каждый цвет имеет собственное значение.
2
II.Символика цветов как изображение внутреннего мира в поэзии Анны Ахматовой
1.Роза.
Образ розы в поэзии А.Ахматовой неоднозначен.
Ранняя лирика.
-«Сухие, розовые губы.» («Не будем пить из одного стакана…» 1913)
-«Чёрных ангелов крылья остры,
Скоро будет последний суд,
И малиновые костры,
Словно розы, в снегу цветут.» («Как ты можешь смотреть на Неву…» 1914)
-«Новогодний праздник длится пышно,
Влажны стебли новогодних роз,
А в груди моей уже не слышно
Трепетания стрекоз» («После ветра и мороза было…» 1914)
С одной стороны, она символизирует красоту, любовь, страдания и страсть. Но эта любовь безответна, поэтому в стихотворениях есть доля грусти и тоски.
«И крапива запахла, как розы…» - сорняк прикинулся розой. Это также означает предчувствие чего-то неладного в чувствах автора.
3
Поздняя лирика.
-«Бессмертные розы» («Луна в зените» 1942-1944)
-«Взамен могильных роз» (памяти М.А.Булгакова.)
-«Всё возьми, но этой розы алой
Дай мне свежесть снова ощутить» («Последняя роза» 1962)
-«А умирать поедем в Самарканд,
На родину предвечных роз…» (1941)
С другой стороны, поэтесса упоминает её, говоря о жизни и смерти, следовательно, и окраска всего произведения меняется.
4
2.Сирень.
Ранняя лирика.
-«Подстригаю на кустах сирени
Ветки те, что ныне отцвели»(«Стал мне реже сниться, слава Богу…» 1912)
-«Бензина запах и сирени,
Насторожившийся покой»(«Прогулка» 1913)
-«Небо мелкий дождик сеет
На зацветшую сирень»(1916)
5
Поздняя лирика.
-«О, кто бы мне тогда сказал,
Что я наследую всё это:
…И покаянную рубаху,
И замогильную сирень»
(«Наследница» 1958)
-«И кладбищем пахла сирень..»
( «Поэма без героя» 1940-1962)
Ахматова характеризует сирень как угасание вечных ценностей не только в раннем творчестве, но и позднее. Отличие заключается лишь в том, что сначала угасает чувство любви в человеке, а потом и самое дорогое – человеческая жизнь.
6
3.Фиалка.
Ранняя лирика.
-«Горы парижских фиалок в апреле –
И свиданье в Мальтийской Капелле,
Как проклятье в твоей груди».
(«Поэма без героя» 1913)
-«Только глаза подымать не смей,
Жизнь мою храня,
Первых фиалок они светлей,
А смертельные для меня.»
(«9 декабря 1913 года»)
7
Поздняя лирика.
-«Персик зацвел, а фиалок дым
Всё благовонней» («Луна в зените» 1942-1944)
-«Привольем пахнет дикий мёд…
Пыль – солнечным лучом,
Фиалкою – девичий рот…
…Но мы узнали навсегда,
Что кровью пахнет только кровь»
(1933)
Основное различие в образе фиалки в том, что в ранней лирике читатель воспринимает её зрительно, а в поздней она открывается нам через мир запахов и ощущений.
8
4.Мак.
Ранняя лирика.
«Сразу стало тихо в доме, Облетел последний мак.» (1917) |
Поздняя лирика.
«Как в доме, где душистый мрак И окна заперты от зноя И где пока что нет героя, Но кровлю кровью залил мак.» (1943) «В садах впервые загорелись маки, И лету рад, и вольно дышит город Приморским ветром свежим и солёным» (1950) |
В раннем творчестве Ахматовой мак уводит её в мир спокойных воспоминаний, в мир снов.
В позднем эти воспоминания вызывают более яркие ассоциации, так как в них присутствует некая доля драматизма.
9
5.Хризантема.
Ранняя лирика.
«Я говорю сейчас словами теми, Что только раз рождаются в душе, Жужжит пчела на белой хризантеме, Так душно пахнет старое саше.» («Вечерняя комната» 1910) В данном стихотворении отдельные слова помогают создать целостную картину вечерней комнаты, которая «хранит и помнит старину». Так, глаголы «жужжит», «пахнет» и прилагательное «белой» передают звук, запах и цвет. |
Поздняя лирика.
-«И была для меня та тема, Как раздавленная хризантема На полу, когда гроб несут.» («Решка» 1941) -«Но сколько предо мной ночных аллей-то, И сколько в сентябре прощальных хризантем.» (1963) Хризантема обычно обозначает приветливость, но в поздней лирике она помогает поэтессе выразить всю боль и разочарование жизни. 10 |
Тюльпаны и гвоздики.
Ранняя лирика.
Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице.» («Смятение» 1913) | « И дал мне три гвоздики, Не поднимая глаз, О милые улики, Куда мне спрятать вас?» (1913) |
В символике цветов тюльпан и гвоздика характеризуют выражение любви, олицетворяют некую непорочность. Влюбленная героиня не видит ничего перед собой и поэтому впоследствии может оказаться обманутой.
11
Поздняя лирика.
«Над Азией весенние туманы, И яркие до ужаса тюльпаны Ковром заткали много сотен миль…» («Какая есть. Желаю вам другую…» 1942) | «В ту ночь мы сошли друг от друга с ума, Светила нам только зловещая тьма, Своё бормотали арыки, И Азией пахли гвоздики.» (Из цикла «Ташкентские страницы» 1959) | ||
В позднем творчестве читатель может заметить, что поэтессу с домом разлучают сотни миль. Запах гвоздик и ковер из тюльпанов помогает Ахматовой мысленно погрузиться в воспоминания о прошлом. |
12
Нарциссы.
Ранняя лирика.
«И белые нарциссы на столе, И красное вино в бокале плоском Я видела как бы в рассветной мгле» (1916) |
Поздняя лирика.
«Без малейшей надежды заснуть Вижу я сквозь зелёную муть И не детство моё, и не море, И не бабочек брачный полёт Над грядой белоснежных нарциссов В тот какой-то шестнадцатый год» (1928) | «И время прочь, и пространство прочь, Я всё разглядела сквозь белую ночь: И нарцисс в хрустале у тебя на столе, И сигары синий дымок, И то зеркало, где, как в чистой воде, Ты сейчас отразиться мог. (1946) |
В символике цветов нарцисс – это символ мужского начала. В ранней лирике Ахматовой нарцисс выражает пустоту души и чувство беспомощности. А в поздней он ассоциируется с неприятными воспоминаниями далекого прошлого, с надеждой на что-то хорошее.
13
III.Заключение.
Для того чтобы проследить за изменениями, происходящими в глубине человеческой души, А. А. Ахматова использует символику цветов. Они помогают ей проникнуться во всю гамму чувств, ощутить отдельно каждый оттенок и донести эмоции до читателя.
Каждый цветок в её лирике пронизан определёнными чертами: либо это жалость и беспомощность, либо страсть и гордость. Нельзя не найти такого чувства, которое она не смогла бы передать через образы цветов, помогающих передать психологизм поэзии А.А. Ахматовой.
Каждый цветок в её лирике пронизан определёнными чертами: либо это жалость и беспомощность, либо страсть и гордость. Нельзя не найти такого чувства, которое она не смогла бы передать через образы цветов, помогающих передать психологизм поэзии Анны Ахматовой.
14
В раннем творчестве преобладают образы нежных цветов – образы непорочности, чистоты. | «Я не люблю цветы – они напоминают Мне похороны, свадьбы и балы» (А. Ахматова 1910г.) | |
В 1913-1914 годы цветы олицетворяют ощущения непостоянности счастья, связанные с разочарованиями и несчастной любовью. | ||
В позднем творчестве символы цветов приобретают мрачный характер и драматизм, связанный со страданиями и смертью. 15 |
Литература.
1. Виленкин В. И. «В сто первом зеркале». – М., 1990.
2. Добин Е. С. Поэзия Анны Ахматовой. — Л., 1968.
3. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. — Л., 1973.
4. Павловский А. Анна Ахматова. Очерк творчества. — Л., 1966.
5. Сильман Т. И. Заметки о лирике. – Л., 1977
6. Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой: в 3-х тт. — Paris: YMCA-Press, 1976.
Муниципальная научно-практическая конференция
«Пусть когда-нибудь имя моё прочитают…»
(по жизни и творчеству А.А.Ахматовой)
Секция - исследовательская работа.
Символика цветов
как изображение внутреннего мира
в поэзии
Анны Андреевны Ахматовой.
Автор
Лытова Дарья Сергеевна
МКОУ БСОШ №1 «имени героя России С.А.Арефьева»
10 класс
Руководители:
учитель русского языка и литературы
МКОУ БСОШ №1
Сосницкая Лилия Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ БСОШ №1
Решетняк Наталья Юрьевна.
Быково
2014 год.
Аннотация.
Актуальность исследования.
Цветы обнаруживают себя в поэтическом мире Анны Ахматовой достаточно явно. Многие исследователи обращали внимание на образы цветов в творчестве поэтессы. Рассмотрение и изучение образов цветов в творчестве Ахматовой представляет интерес и поможет глубже вникнуть и понять сущность поэзии великой поэтессы.
Цели.
1.Установить символическое значение цветов в творчестве Ахматовой.
2. Проследить связь между образами цветов с жизнью и мировоззрением поэтессы.
Задачи исследования.
1.Изучить стихотворения поэтессы.
2.Понять назначение цветов в жизни и творчестве Анны Ахматовой.
Этапы работы.
Содержание.
I.Аннотация.
II. Введение «Цветы в творчестве А.А. Ахматовой».
III. Основная часть «Символика цветов как изображение внутреннего мира в поэзии А.А. Ахматовой».
1.1.Ранняя лирика.
1.2. Поздняя лирика.
2.Сирень.
2.1.Ранняя лирика.
2.2. Поздняя лирика.
3.Фиалка.
3.1.Ранняя лирика.
3.2. Поздняя лирика.
4. Мак.
4.1.Ранняя лирика.
4.2. Поздняя лирика.
5. Хризантема.
5.1.Ранняя лирика.
5.2. Поздняя лирика.
6. Тюльпаны и гвоздики.
6.1.Ранняя лирика.
6.2. Поздняя лирика.
7. Нарциссы.
7.1.Ранняя лирика.
7.2. Поздняя лирика.
IV. Заключение.
V.Литература.
I.Цветы в творчестве А.А.Ахматовой.
Цветы в жизни каждой женщины играют важную роль. У всех есть свои предпочтения – любимые цветы. Есть и нелюбимые. Кроме того, с древних времен человек желал видеть во всем, что его окружает, некую символичность и определенную значимость для своей жизни. И у А.А. Ахматовой образы цветов в поэзии имеют определенное символическое содержание и тесно связаны с ее жизнью.
А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении — Горе́нко)— одна из известнейших русских поэтов XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.
Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое её близких (её муж в 1910—1918 годы Н. С. Гумилёв был расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, третий гражданский муж (официально брак зарегистрирован не был), трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет). Горе вдовы и матери «врагов народа» отражено в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. Её имя ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
Одной из особенностей лирики Анны Ахматовой является обилие цветов в её поэтическом «букете».
.
«Цветы» освобождают автора от прямого называния переживаний и выражения чувств, которые по каким-либо причинам не могли быть высказаны вслух. Её цветы реальны, видимы, и даже создаётся впечатление, что мы чувствуем их ароматы; всегда имеют определённый цвет, причём каждый цвет имеет собственное значение.
2
II.Символика цветов как изображение внутреннего мира в поэзии Анны Ахматовой
1.Роза.
Образ розы в поэзии А.Ахматовой неоднозначен.
Ранняя лирика.
-«Сухие, розовые губы.» («Не будем пить из одного стакана…» 1913)
-«Чёрных ангелов крылья остры,
Скоро будет последний суд,
И малиновые костры,
Словно розы, в снегу цветут.» («Как ты можешь смотреть на Неву…» 1914)
-«Новогодний праздник длится пышно,
Влажны стебли новогодних роз,
А в груди моей уже не слышно
Трепетания стрекоз» («После ветра и мороза было…» 1914)
С одной стороны, она символизирует красоту, любовь, страдания и страсть. Но эта любовь безответна, поэтому в стихотворениях есть доля грусти и тоски.
«И крапива запахла, как розы…» - сорняк прикинулся розой. Это также означает предчувствие чего-то неладного в чувствах автора.
3
Поздняя лирика.
-«Бессмертные розы» («Луна в зените» 1942-1944)
-«Взамен могильных роз» (памяти М.А.Булгакова.)
-«Всё возьми, но этой розы алой
Дай мне свежесть снова ощутить» («Последняя роза» 1962)
-«А умирать поедем в Самарканд,
На родину предвечных роз…» (1941)
С другой стороны, поэтесса упоминает её, говоря о жизни и смерти, следовательно, и окраска всего произведения меняется.
4
2.Сирень.
Ранняя лирика.
-«Подстригаю на кустах сирени
Ветки те, что ныне отцвели»(«Стал мне реже сниться, слава Богу…» 1912)
-«Бензина запах и сирени,
Насторожившийся покой»(«Прогулка» 1913)
-«Небо мелкий дождик сеет
На зацветшую сирень»(1916)
5
Поздняя лирика.
-«О, кто бы мне тогда сказал,
Что я наследую всё это:
…И покаянную рубаху,
И замогильную сирень»
(«Наследница» 1958)
-«И кладбищем пахла сирень..»
( «Поэма без героя» 1940-1962)
Ахматова характеризует сирень как угасание вечных ценностей не только в раннем творчестве, но и позднее. Отличие заключается лишь в том, что сначала угасает чувство любви в человеке, а потом и самое дорогое – человеческая жизнь.
6
3.Фиалка.
Ранняя лирика.
-«Горы парижских фиалок в апреле –
И свиданье в Мальтийской Капелле,
Как проклятье в твоей груди».
(«Поэма без героя» 1913)
-«Только глаза подымать не смей,
Жизнь мою храня,
Первых фиалок они светлей,
А смертельные для меня.»
(«9 декабря 1913 года»)
7
Поздняя лирика.
-«Персик зацвел, а фиалок дым
Всё благовонней» («Луна в зените» 1942-1944)
-«Привольем пахнет дикий мёд…
Пыль – солнечным лучом,
Фиалкою – девичий рот…
…Но мы узнали навсегда,
Что кровью пахнет только кровь»
(1933)
Основное различие в образе фиалки в том, что в ранней лирике читатель воспринимает её зрительно, а в поздней она открывается нам через мир запахов и ощущений.
8
4.Мак.
Ранняя лирика.
«Сразу стало тихо в доме, Облетел последний мак.» (1917) |
Поздняя лирика.
«Как в доме, где душистый мрак И окна заперты от зноя И где пока что нет героя, Но кровлю кровью залил мак.» (1943) «В садах впервые загорелись маки, И лету рад, и вольно дышит город Приморским ветром свежим и солёным» (1950) |
В раннем творчестве Ахматовой мак уводит её в мир спокойных воспоминаний, в мир снов.
В позднем эти воспоминания вызывают более яркие ассоциации, так как в них присутствует некая доля драматизма.
9
5.Хризантема.
Ранняя лирика.
«Я говорю сейчас словами теми, Что только раз рождаются в душе, Жужжит пчела на белой хризантеме, Так душно пахнет старое саше.» («Вечерняя комната» 1910) В данном стихотворении отдельные слова помогают создать целостную картину вечерней комнаты, которая «хранит и помнит старину». Так, глаголы «жужжит», «пахнет» и прилагательное «белой» передают звук, запах и цвет. |
Поздняя лирика.
-«И была для меня та тема, Как раздавленная хризантема На полу, когда гроб несут.» («Решка» 1941) -«Но сколько предо мной ночных аллей-то, И сколько в сентябре прощальных хризантем.» (1963) Хризантема обычно обозначает приветливость, но в поздней лирике она помогает поэтессе выразить всю боль и разочарование жизни. 10 |
Тюльпаны и гвоздики.
Ранняя лирика.
Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице.» («Смятение» 1913) | « И дал мне три гвоздики, Не поднимая глаз, О милые улики, Куда мне спрятать вас?» (1913) |
В символике цветов тюльпан и гвоздика характеризуют выражение любви, олицетворяют некую непорочность. Влюбленная героиня не видит ничего перед собой и поэтому впоследствии может оказаться обманутой.
11
Поздняя лирика.
«Над Азией весенние туманы, И яркие до ужаса тюльпаны Ковром заткали много сотен миль…» («Какая есть. Желаю вам другую…» 1942) | «В ту ночь мы сошли друг от друга с ума, Светила нам только зловещая тьма, Своё бормотали арыки, И Азией пахли гвоздики.» (Из цикла «Ташкентские страницы» 1959) | ||
В позднем творчестве читатель может заметить, что поэтессу с домом разлучают сотни миль. Запах гвоздик и ковер из тюльпанов помогает Ахматовой мысленно погрузиться в воспоминания о прошлом. |
12
Нарциссы.
Ранняя лирика.
«И белые нарциссы на столе, И красное вино в бокале плоском Я видела как бы в рассветной мгле» (1916) |
Поздняя лирика.
«Без малейшей надежды заснуть Вижу я сквозь зелёную муть И не детство моё, и не море, И не бабочек брачный полёт Над грядой белоснежных нарциссов В тот какой-то шестнадцатый год» (1928) | «И время прочь, и пространство прочь, Я всё разглядела сквозь белую ночь: И нарцисс в хрустале у тебя на столе, И сигары синий дымок, И то зеркало, где, как в чистой воде, Ты сейчас отразиться мог. (1946) |
В символике цветов нарцисс – это символ мужского начала. В ранней лирике Ахматовой нарцисс выражает пустоту души и чувство беспомощности. А в поздней он ассоциируется с неприятными воспоминаниями далекого прошлого, с надеждой на что-то хорошее.
13
III.Заключение.
Для того чтобы проследить за изменениями, происходящими в глубине человеческой души, А. А. Ахматова использует символику цветов. Они помогают ей проникнуться во всю гамму чувств, ощутить отдельно каждый оттенок и донести эмоции до читателя.
Каждый цветок в её лирике пронизан определёнными чертами: либо это жалость и беспомощность, либо страсть и гордость. Нельзя не найти такого чувства, которое она не смогла бы передать через образы цветов, помогающих передать психологизм поэзии А.А. Ахматовой.
Каждый цветок в её лирике пронизан определёнными чертами: либо это жалость и беспомощность, либо страсть и гордость. Нельзя не найти такого чувства, которое она не смогла бы передать через образы цветов, помогающих передать психологизм поэзии Анны Ахматовой.
14
В раннем творчестве преобладают образы нежных цветов – образы непорочности, чистоты. | «Я не люблю цветы – они напоминают Мне похороны, свадьбы и балы» (А. Ахматова 1910г.) | |
В 1913-1914 годы цветы олицетворяют ощущения непостоянности счастья, связанные с разочарованиями и несчастной любовью. | ||
В позднем творчестве символы цветов приобретают мрачный характер и драматизм, связанный со страданиями и смертью. 15 |
Литература.
1. Виленкин В. И. «В сто первом зеркале». – М., 1990.
2. Добин Е. С. Поэзия Анны Ахматовой. — Л., 1968.
3. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. — Л., 1973.
4. Павловский А. Анна Ахматова. Очерк творчества. — Л., 1966.
5. Сильман Т. И. Заметки о лирике. – Л., 1977
6. Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой: в 3-х тт. — Paris: YMCA-Press, 1976.
Красочные картины Джастина Геффри
Самый богатый воробей на свете
Два морехода
Развешиваем детские рисунки дома
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"