Проект по литературе. Подготовила учащаяся 9 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
mbou1.docx | 52.16 КБ |
МБОУ «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М.»
Проект
А.С.Пушкин – певец лицейской дружбы.
Выполнила: ученица 9 класса Сидорова Анастасия
Научный руководитель: Козина О.М.
2013 год.
Содержание
I.Введение
1. Выбор проблемы
2.Актуальность
3. План сбора информации
4. Выбор продукта
5. План решения проблемы
II. Осуществление плана действия
1. Лицей в жизни Пушкина
2. Лицейские друзья Пушкина
3. Лицей и лицейские друзья в творчестве Пушкина
III. Исследование по теме «А.С.Пушкин –
певец лицейской дружбы»
IV. Подведение итогов
1. Вывод
2. Практическое применение проекта
3. Личное отношение автора к проблеме
Введение
Паспорт проектной работы
Название проекта: «А.С.Пушкин – певец лицейской дружбы».
Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа по проект, - литература.
Класс: 9
Возраст: 15 лет
Время работы над проектом: 3 месяца
Режим работы: внеурочная деятельность
Проект: индивидуальный
Продукт: альбом со стихотворениями А.С.Пушкина о лицейской дружбе, рисунками, анализом стихотворений.
Цель: собрать материал о лицейских друзьях А.С.Пушкина, выяснить их роль в жизни поэта, провести анализ стихотворений, посвященных лицейским друзьям.
Этапы работы над проектом:
Ведущая идея: доказать, для Пушкина дружба – одна из важнейших жизненных ценностей.
Выбор проблемы
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
А Пушкин. «19 октября», 1825 г.
На уроках литературы мы познакомились с жизнью и творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Мы узнали, какова была та духовная атмосфера, в которой жил и дышал поэт. И конечно, нам хотелось бы, чтобы годы не отодвинули, не скрыли от нас живого Пушкина, каким видели и слышали его современники, чтобы не превратился он для нас только в величественный бронзовый лик. Хотелось бы ощутить близость к поэту, с которым были счастливы его друзья и знакомые. Хотелось бы явственно увидеть людей, которые его окружали, понять, что это были за характеры и что поэту было в них интересно, какую роль они играли в его жизни.
Трудно представить себе Пушкина, не зная о его друзьях. Дружбой освящена вся его жизнь и вся его поэзия. Никто из русских поэтов не воспел так дружбу, как Пушкин. В письме к П.А.Осиповой он писал «…Поверьте, что на свете нет ничего более верного и отрадного, нежели дружба и свобода».
Нигде так явно не проявлялось величие личности Пушкина, как в его отношениях с друзьями. Можно сказать, что у него был особый дар, особый талант на дружбу.
Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг. Трое самых близких друзей поэта. Каждый из них – частица жизни Пушкина, частица его сердца, души и характера.
Какую роль они сыграли в жизни поэта? Почему он называл их «лицейскими братьями»? Какие стихи посвятил им Пушкин? Эти вопросы, конечно, не новые, но еще не до конца освещенные.
Собранный мною материал по данной теме мог бы пригодиться тем учащимся общеобразовательных школ, которые интересуются творчеством Пушкина. Его можно использовать как дополнительную литературу к внеклассному мероприятию.
Актуальность
Выявив проблему (почему дружба для Пушкина была одной из важнейших жизненных ценностей?), изучив соответствующую литературу, я пришла к выводу, что данная тема актуальна и в наши дни, так как сегодня, как никогда, стоит обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками. К сожалению, сейчас многим моим сверстникам не знакомы понятия «доброта», «отзывчивость», «бескорыстная дружба». Происходит потеря духовных ценностей. Литература всегда играла важную роль в духовном становлении человека. Поэт Д.С.Самойлов сказал: «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу». Интерес к поэзии Пушкина сейчас не только не ослабевает, а возрастает, особенно в последние годы. Видимо, происходит это от того, что человеческая душа ищет себе защиты и опоры и находит в поэзии Пушкина. «Лелеющая душу гуманность», искреннее и глубокое уважение к человеку, любовь к жизни, вера в торжество добра пронизывает всю поэзию Пушкина, о чем бы он ни писал: о родине, о смысле жизни, о поэзии, о друзьях. Дружбой освещена вся жизнь поэта.
Культ дружбы, царивший в Лицее, утвердил Пушкина в понимании дружбы и человеческого общения как одной из важнейших жизненных ценностей. При этом «лицейское братство» было следствием не только общей судьбы, оно было скреплено тем, что называлось «лицейским духом» - чувством собственного достоинства, независимостью суждений и поступков, интересом к передовым идеям.
Выбор продукта
Продуктом моего проекта будет альбом «Лицейскому братству посвящаю», в который войдут стихотворения Пушкина, посвященные лицейским друзьям, рисунки, анализ стихотворений.
План решения проблемы
1.Консультации с руководителем проекта на тему «Лицей в жизни Пушкина».
2. Творческая работа: анализ стихотворений по теме.
3. Подготовка презентации: А.С. Пушкин – певец лицейской дружбы».
4. Оформление альбома «Лицейскому братству посвящаю».
Осуществление плана действий
По данной теме я собрала следующий материал.
1.Лицей в жизни А.С. Пушкина.
Лицеем (или Ликеем) в Древней Греции называлась роща при храме Аполлона, где Аристотель обучал своих учеников. Обучение шло во время прогулок по роще. В свободных, непринужденных беседах и спорах учитель и ученики совместно искали ответы на сложнейшие философские проблемы.
Александру I, которого льстецы сравнивали с Аполлоном, хотелось видеть нечто подобное в саду своей летней резиденции – Царском селе. Лицей задумывался либеральными царскими сановниками как привилегированное учебное заведение особого рода, где питомцы не только овладевают знаниями, но и воспитываются, живя совместно со своими учителями, свободно общаясь с ними. «Учреждение Лицея, - говорилось в постановлении,- имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной».
С особой торжественностью возвещалось, что телесные наказания в Лицее запрещаются. Устанавливались совершенно необычные для того времени, можно сказать, «демократические» нормы взаимоотношений между воспитанниками, а так же их отношения с профессурой и служителями. В одном из лицейских документов говорилось: «Все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочим чем бы то ни было. Если кто замечен будет в сем пороке, тот занимает самое нижнее место, пока не исправится». В отношении служителей, то есть прислуги, говорилось, что воспитанникам запрещается кричать на них, «бранить их, хотя бы они были их крепостные люди». С профессурой устанавливались отношения не только официальные. Лицеисты, как потом повелось, бывали в семьях профессоров, проводили с ними вечера в беседах и чаепитии.
Все это породило благодатную атмосферу свободного, равного общения, доверительности, душевной открытости. Особое значение для братского сплочения лицеистов, для их «неразрывной отрадной связи» имело то обстоятельство, что воспитанники должны были прожить вместе все шесть лет безвыездно. Запрещались даже отпуска на каникулы. Родным дозволялись посещения только по праздникам. Этот замкнутый, своеобразный мирок образовал скоро «лицейскую республику» под боком у монарха. В итоге первый выпуск Лицея дал результаты, на которые учредители заведения при всем своем либерализме и не рассчитывали.
Первый, пушкинский, выпуск дал России двух видных и надежных «столпов отечества» (Александра Горчакова и Модеста Корфа). Но прославился этот выпуск другими именами. Это, помимо самого Пушкина, декабристы - Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вальховский, близкие к декабристам Александр Бакунин, Александр Корнилов, это - Сильверст Броглио, погибший за свободу Греции (как и Сильвио, герой пушкинской повести « Выстрел»), это - поэт и литератор Антон Дельвиг.
Не случайно пушкинский выпуск считался впоследствии «рассадником свободомыслия», а для двора само понятие «лицейский дух» было символом бунтарства и преступного вольнолюбия, приведшего к восстанию декабристов.
Разумеется, система преподавания в Лицее сама по себе не преследовала цели воспитывать бунтарей и тираноборцев. Но достаточно было уже и того, что она способствовала быстрому умственному созреванию лицеистов, развивала у них критическое, самостоятельное мышление. Многие лицейские профессора - прежде всего А. П. Куницын, преподавший логику, психологию, право, финансы, - были людьми передовых взглядов и убеждений и старались в своих лекциях приобщить слушателей ко всем завоеваниям эпохи Просвещения.
Вот сюда 12 августа 1811 года привез Василий Львович Пушкин своего племянника. Здесь безвыездно прошли шесть лет жизни поэта. Он был привезен в Лицей ребенком, а вышел из него гениальным поэтом. Здесь совершилось чудо – созревание великого поэта. Здесь зазвучала в полный голос его муза. Сколько прекрасных стихов посвящено Лицею, сколько воспитанников и профессоров увековечено в них!
2. Лицейские друзья А.С.Пушкина.
Иван Пущин.
Натура ясная, чистая, благородная, общий любимец лицеистов и профессоров. Директор спокоен за его судьбу. И напрасно… Иван Пущин уже в Лицее оказывал большое влияние на своего гениально друга. «Мой первый друг, мой друг бесценный», «товарищ милый, друг прямой» - так трогательно обращался поэт к Пущину. Пушкин и Пущин жили в Лицее рядом: справа комната, над дверью которой была чёрная дощечка с надписью “№ 13. Иван Пущин”, а слева — “№ 14. Александр Пушкин”. Пущин — тоже москвич, он на год постарше Пушкина. Вместе посмеялись над несчастливым номером комнаты Пущина. Позже всю жизнь подписывали письма друг другу лицейскими номерами. Все, кто знал Пущина и во время учёбы в Лицее, и после, даже его идейные противники, отзывались о нём не иначе как исключительно с уважением и симпатией. Повзрослев, он был высок ростом, хорошо сложён. Большие выразительные сине-серые глаза, спокойное лицо. Про таких говорят — красив и духовно, и внешне. Еще в ранней молодости Иван Пущин сознательно определил свое место на жизненном поприще, посвятив себя борьбе за искоренение царского деспотизма и крепостного рабства. «Эта высокая цель жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей резко и глубоко проникла душу мою, - вспоминал Пущин,- я как будто вдруг получил особенное значение в собственных своих глазах; стал внимательнее смотреть на жизнь во всех проявлениях буйной молодости, наблюдал за собою как за частицей, хотя ничего не значащею, но входящею в состав того целого, которое рано или поздно должно было иметь благотворное свое действие».
Очень хотелось Ивану Пущину открыться во всем Александру Пушкину и ввести его в тайное общество, ибо «он всегда согласно со мною мыслил о деле общем, по-своему проповедовал в нашем смысле – и изустно, и письменно, стихами и прозой. Не знаю, к счастью ли его или несчастью, он не был тогда в Петербурге, а то не ручаюсь, что в первых порывах, по исключительной дружбе моей к нему, я, может быть, увлек бы его с собою. Впоследствии, когда думалось мне исполнить эту мысль, я уже не решался вверить ему тайну, не мне одному принадлежавшую, где малейшая неосторожность могла быть пагубна всему делу».
Пушкин не мог не заметить перемены в своем друге, который стал необычно и загадочно серьезен, значителен и производил впечатление человека, который знает больше, чем говорит. Поэт заподозрил истинную причину и забросал Пущина вопросами о тайном обществе.
«…Я, как умел, отделывался, успокаивая его тем, что он лично, без всякого воображаемого им общества, действует как нельзя лучше для благой цели: тогда везде ходили по рукам, переписывались и читались наизусть его
«Деревня», «Ода на свободу», «Ура! В Россию скачет…» и другие мелочи в том же духе. Не было живого человека, который не знал бы его стихов».
Как показали дальнейшие события, Пущин поступил дальнозорко и мудро – по существу спас поэта от каторги или виселицы, что ему неминуемо грозило, окажись он в рядах тайного общества. Смущало Ивана Пущина и некоторое легкомыслие своего друга, его стремление вертеться в придворных салонах, знаться с «тогдашними львами».
«Что тебе за охота, любезный друг,- говорил поэту Пущин, - возиться с этим народом; ни в одной из них ты не найдешь сочувствия…»
Александр терпеливо выслушивал друга и принимал его «щекотать, обнимать, что обыкновенно делал, когда немножко потеряется».
«Странное смешение в этом великолепном создании!- удивлялся Пущин. – Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством; но невольно, из дружбы к нему, желалось, чтобы он, наконец, настоящим образом взглянул на себя и понял свое призвание…»
В этих словах характер взаимоотношений друзей рисуется достаточно ясно. Дороги жизни их вскоре разошлись, хотя сердца всегда тянулись друг к другу.
После выхода из Лицея Иван Пущин с энтузиазмом предается активной организаторской деятельности в тайном обществе. Отзывы о Пущине современников – единодушно восхищенные, это был, видимо, и в самом деле человек необыкновенной нравственной красоты. И окружали его люди столь же выдающиеся. Кондратий Рылеев писал о нем: «Кто любит Пущина, тот уже непременно сам редкий человек». Другой декабрист – Сергей Волконский – назвал Пущина «рыцарем правды».
Иван Пущин, как и вообще декабристы, человек действия. Он обуреваем жаждой служить отечеству практически, делать каждодневное, реальное, будничное дело на пользу народу, простым людям. И потому он увольняется с военной службы и определяется судьей Московского надворного суда.
Когда Пущин узнал, что его опальный друг в ссылке, в Михайловском, он, пренебрегая запретами, поехал его навестить. И вот счастливая, трогательная минута встреча друзей; однажды ранним утром колокольчик зазвонил в воротах Михайловского, лошади протащили сани прямо к крыльцу и «засели в снегу нерасчищенного двора».
А на крыльцо уже выбежал Пушкин – «босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату.… Смотрим друг на друга, целуемся, молчим».
Пушкин «как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании: им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами…»
Увы, это была последняя встреча друзей. И когда Иван Пущин в свою очередь оказался в изгнании, как активный участник восстания декабристов, в сибирском остроге, Пушкин тоже не без риска прислал ему слова сердечного привета.
Вильгельм Кюхельбекер.
Вильгельм Кюхельбекер - «Кюхля» - долговязый, неуклюжий, предмет постоянных насмешек товарищей. Но они, однако, его и побаиваются:
характер у Кюхли необузданно вспыльчивый, сумасбродный. Он бредит поэзией, печататься стал одним из первых, но, порой, вкус ему изменяет и стихи выходят такие же длинные и неуклюжие, как и сам поэт. И Энгельгардт записывает против имени Кюхельбекера: «Читал все на свете книги обо всех на свете вещах; имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца и много чувства, но, к сожалению, во всем этом не хватает вкуса, такта, грации, меры и ясной цели. Он, однако, верная невинная душа, и упрямство, которое в нем иногда проявляется, есть только донкихотство чести и добродетели с значительной примесью тщеславия. При этом он в большинстве случаев видит все в черном свете, бесится на самого себя, совершенно погружается в меланхолию, угрызения совести и подозрения и не находит тогда ни в чем утешения, разве только в каком- нибудь гигантском проекте».
С Кюхлей у Пушкина сложились еще с Лицея иные дружеские отношения, чем с Пущиным. К этому нескладно скроенному, вечно попадающему в комические и нелепые ситуации человеку, словно родившемуся неудачником и фанатично влюбленному в поэзию, Пушкин относился слегка насмешливо, но тем не менее всегда трогательно и заботливо. Вильгельм мечтал о каком - нибудь великом деянии, которое прославит его в веках: он долго бредил идеей пробраться в лагерь французов и убить Наполеона. Когда перед ним открылись двери тайного общества, Кюхля стал одним из самых пламенных его участников.
Кюхельбекеру посвящено первое опубликованное стихотворение Пушкина
«К другу стихотворцу», в котором он уверяет Кюхлю, что «не тот поэт, кто рифмы плесть умеет, и, перьями скрипя, бумаги не жалеет», еще язвительнее.
Кюхельбекер обижался смертельно, приходил в бешенство, но так же скоро и остыл, продолжая нежно любить Пушкина.
Покидая Лицей, Пушкин прочел Кюхле посвященную ему «Разлуку», которая растрогала адресата до слез.
Вскоре после выхода из Лицея у Пушкина с Кюхельбекером дело дошло до дуэли. Кюхля частенько хаживал к Жуковскому, читал ему свои стихи, требовал оценки. Добрейший Василий Андреевич терпеливо слушал, похваливал, но и его долготерпение имело предел. Однажды Жуковский был куда – то зван на вечер и не явился. Объяснил он свое отсутствие так: « Я еще накануне расстроил себе желудок; к тому же пришел Кюхельбекер и я остался дома». Пушкин живо себе представил двойное страдание Василия Андреевича и изобразил его в своем стихотворение.
Стих Пушкина вскоре дошел до Кюхли. Тот обиделся не на шутку и потребовал удовлетворения: обида должна была быть смыта кровью, и только кровью! Однако Кюхля вряд ли когда – либо до этого держал в руках пистолет и страдал к тому же сильной близорукостью. Секундантом его был Дельвиг. Когда Кюхля принялся целиться, Пушкин воскликнул:
- Дельвиг, стань на мое место, здесь безопаснее.
Кюхельбекер, которого и так било в нервный горячке, дернулся от возмущения, нажал курок и в самом деле прострелил фуражку Дельвига.
- Полно дурачиться, милый, - сказал ему Пушкин, - пойдем чай пить.
Друзья обнялись и помирились.
Впрочем, Кюхля отнюдь не был лишен чувства юмора, таланта его хватало не только на высокопарные оды, но и на изящные стихи.
Вильгельм преклонялся перед Пушкиным, понимал, что друг его в поэзии неизмеримо выше его самого, но самолюбиво шел своей трудной и благодарной стезей: «Люблю и уважаю прекрасный талант Пушкина, но, признаться, мне бы не хотелось быть в числе его подражателей…»
Что ж, это делало честь Вильгельму.
Друзья находятся в разных литературных лагерях. Пушкин воюет с группой литераторов – архаистов, а Кюхля верно служит в этой «дружине славян». В одном из писем к Вильгельму Пушкин основательно и строго разбирает его комедию, без обиняков и «дипломатии» резко критикует его за ненатуральные стихи и кончает шутливо, ребячливо, чисто по - пушкински:
«Ты видишь, мой милый, что я с тобой откровенен по – прежнему; и уверен, что этим тебя не рассержу – но вот чем тебя рассержу: князь Шихматов… бездушный, холодный, надутый, скучный пустомеля… ай-ай, больше не буду! Не бей меня».
В письмах к друзьям из михайловской ссылки Пушкин часто справляется о Вильгельме. «Что мой Кюхля, - пишет он Вяземскому, - за которого я стражду, но все люблю?» Рылеев сообщает Пушкину о том, как был с Кюхельбекером у Плетнева, где читалась поэма «Цыганы», и восклицает:
«Можешь себе представить, что делалось с Кюхельбекером. Что за прелестный человек этот Кюхельбекер. Как он любит тебя! Как он молод и свеж!»
Между тем жизнь Кюхли полна событиями необыкновенными. Осенью 1821 года он отправляется в качестве секретаря при одном вельможе в длительное странствие, посещает Францию, Германию, Италию. Вернувшись на родину, едет на Кавказ в действующую армию генерала Ермолова, где сближается с А. С. Грибоедовым, становиться его другом. Неожиданная ссора с одним из чиновников и дуэль навлекает на него гнев Ермолова. И вот он в Москве. Вместе с В.Ф.Одоевским он издаёт альманах «Мнемозина», где страстно отстаивает свои литературные взгляды и убеждения.
Кюхельбекер ратует за возрождение и восприятие всего богатства древнего русского языка. Ещё в 1821 году в Париже он выступил с блестящими публичными лекциями на русском языке. Он развил в них глубокую мысль о том, что язык-это «душа народа», и поэтому история его тесно связана с историей народа.
Неприятие деспотизма, царского произвола становиться у Кюхельбекера год от года всё определённее. Незадолго до восстания декабристов он становиться членом Северного общества. Во время событий на Сенатской площади ведёт себя героически и бесстрашно. Пытается застрелить великого князя Михаила и генерала Воинова, призывает матросов к штыковой атаке.
После разгрома восстания ему удаётся скрыться и проделать путь до самой Варшавы. Здесь он был схвачен. Осужден. Приговорён к смертной казни, которую « милостиво» заменили каторгой. Десять лет, десять долгих лет провёл он в одиночных камерах, наедине с собой. Не сломился, не пал духом, много работал, размышлял. Ему удаётся даже переправлять свои произведения, письма на волю.
В 1828 году он пишет двум Александрам Сергеевичам - Грибоедову и Пушкину: «Любезные друзья и братья, поэты Александры. Пишу к Вам вместе: с тем, чтобы вас друг другу сосводничать.- Я здоров и благодаря подарку матери моей - Природы, легкомыслию, не несчастлив… Пересылаю вам некоторые безделки, сочинённые мною в Шлюссельбурге. Свидание с тобою, Пушкин, ввек не забуду».
Речь идёт о встрече, о встрече 15 октября 1827 года на станции Залазы (между Боровичами и Петербургом). Кюхельбекера везли из Шлиссельбургской крепости в Динабургскую. Пушкин не сразу узнал своего друга.
«Один из арестов стоял, опершись у колонны. К нему подошел высокий, бледный и худой молодой человек с черною бородою, в фризовой шинели… Увидев меня, он с живостью на меня взглянул. Я невольно обратился к нему. Мы пристально смотрим друг на друга – и я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг другу в объятия. Жандармы нас растащили. Фельдъегерь взял меня за руку с угрозами и ругательством - я его не слышал. Кюхельбекеру сделалось дурно. Жандармы дали ему воды, посадили в тележку и ускакали».
До Кюхельбекера и через стены казематов доходят как- то вести с воли. Он узнает, что Пушкин собирается женится, и снова пишет ему:
« Любезный друг Александр. Через два года наконец опять случай писать к тебе. Часто я думаю о вас, мои друзья; но увидеться с вами надежды нет, как нет… А сердце голодно: хотелось бы хоть взглянуть на тебя!.. Я слышал, друг, что ты женишься: правда ли? Если она стоит тебя, рад…
Престранное дело письма: хочется тьму сказать, а не скажешь ничего. Главное дело вот в чем: что я тебя не только люблю, как всегда любил, но за твою « Полтаву» уважаю, сколько только можно уважать…»
Кюхля просит Пушкина помочь опубликовать его произведения. И Пушкин совершает, казалось бы, невероятное: мистерия Кюхельбекера «Ижорский» выходит в свет в 1835 году, отпечатанная в типографии III отделения. Тем временем положение Кюхельбекера изменяется к лучшему, он покидает одиночную камеру и отправляется на поселение в Сибирь. Пушкин приглашает его печататься в «Современнике», пытается помогать материально…
Антон Дельвиг.
Флегматичный ленивиц и необыкновенный фантазер, вымыслами которого лицеисты заслушивались. Начал печатать стихи раньше всех в Лицее. За свою короткую жизнь написал он немного, но среди этого немного есть настоящие золотые крупицы песенной поэзии: «Ах ты, ночь ли, ноченька…», « Соловей мой, соловей…», «Не осенний мелкий дождичек…» стали народными песнями. А может ли быть лучшая награда для поэта?
Дельвиг был беден, ютился пол квартирам, снятыми внаем, постоянно нуждался, после Лицея служил в Департаменте горных и соляных дел,
«тянул лямку», но не унывал, писал стихи, рассказывал приятелям анекдоты, был завсегдатаем холостяцких пирушек, по – мальчишески любил розыгрыши и проказы. Жил он тогда вместе с молодым талантливым поэтом Е. Баратынским, стихами которого Пушкин не переставал восхищаться.
«Вы не можете себе представить, - вспоминала Анна Керн, - как барон Дельвиг был любезен и приятен, особенно в семейном кружке, где я имела счастие его часто видеть… Я не встречала человека любезнее и приятнее его. Он так мило шутил, так остроумно, сохраняя серьезную физиономию, смешил, что нельзя не признать в нем истинный великобританский юмор.
Гостеприимный, великодушный, деликатный, изысканный, он умел осчастливить, всех, его окружавших. Хотя Дельвиг не был гениальным поэтом, но название поэтического существа вполне может соответствовать ему, как благороднейшему из людей».
Толстяк и добряк Дельвиг всегда был в ровном расположение духа и, даже когда случилось что – нибудь неприятное, говаривал с задумчивой улыбкой свое обычное: « Забавно!»
Если с Кюхельбекером Пушкин в разных литературных лагерях, то с Дельвигом его связывали общие литературные симпатии и антипатии, поэты понимали друг друга с полуслова. К мнению Дельвига о достоинствах или недостатках литературных произведений Пушкин всегда прислушивался. Для Дельвига же Пушкин был самым большим авторитетом, он гордился тем, что первым поверил в поэтический талант Пушкина и воспел его еще в ранних лицейских стихах.
В свою очередь, Пушкин высоко ценил «тихую», «скромную музу» Дельвига, его идилии, с горечью отмечал, что талант барона так и не был по достоинству оценен современниками, и склонен был даже уничтожено ставить себя в поэтическом отношении ниже своего друга.
Дельвиг вслед за Иваном Пущиным навестил ссыльного поэта в Михайловском. Пушкин с нетерпением ожидал друга – « Мочи нет, хочется Дельвига», - а когда он приехал, писал брату: « Как я был рад баронову приезду. Он очень мил! Наши барышни все в него влюбились – а он равнодушен, как колода, любит лежать на постели…»
В другом письме Пушкин спрашивает: « Женится ли Дельвиг? опиши мне всю церемонию. Как он хорош, должен быть под венцом! Жаль, что я не буду его шафером».
И самому Дельвигу Пушкин пишет по этому поводу: «Ты, слышал я, женишься в августе, поздравляю, мой милый – будь счастлив, хоть это чертовски мудрено. Целую руку твоей невесте и заочно люблю ее…»
Дельвиг умер, едва перешагнув за тридцатилетие. Незадолго до этого его вызвал шеф жандармов Бенкендорф, строил грубый разнос за публикацию в издаваемой Дельвигом « Литературной газете» четверостишия французского поэта, посвященного памяти жертв французской революции. Бекендорф кричал, грозил Дельвигу и Пушкину ссылкой в Сибирь и, наконец, выгнал его из кабинета. Впечатленный Дельвиг был столь потрясен случившимся, что впал в апатию. Здоровье его пошатнулось - он слег и больше уже не встал.
Никто не ожидал столь ранней смерти Дельвига. Трудно себе представить, что испытал Пушкин, узнав об этом: «Ужасное известие получил я в воскресение… Вот первая смерть, мною оплаканная… никто на свете не был ближе Дельвига. Изо всех связей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели».
И в тот же день – к Е. М. Хитрово: «Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть…»
Вывод: Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг. Трое самых близких друзей поэта. Каждый из них – частица жизни Пушкина, частица его сердца, души и характера. Высокая гражданственность жизненной позиции Пущина, цельность и благородство его натуры; непосредственность, порывистость, импульсивность, «сумасбродство» Кюхельбекера; душевная ясность, изящество, гармоничность и доброта Дельвига – все это по – своему преломилось, выразилось и в характере Пушкина, в сложном внутреннем мире его личности. Шли годы, круг друзей, добрых приятелей, единомышленников поэта становился все уже и уже. «Иных уж нет, а те далече…». К моменту трагической развязки своей жизни поэт оказался почти в полном одиночестве. Пущин и Кюхельбекер – в ссылке, Дельвиг умер. Душу излить было некому.
3.Лицей и лицейские друзья в творчестве А.С.Пушкина.
Дружба для поэта всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам - все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей. Поэта с его лицейскими товарищами объединяли кипение ума, вольность мысли, живые чувства, любовь к прекрасному, к искусству. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитает тесный круг друзей. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала поэта судьба, он оставался неизменно предан своим друзьям. Возможно, именно поэтому тема дружбы в лирике Пушкина имеет автобиографические истоки и развивается в таком жанре, как послание. На протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям: Дельвигу (1817), Чаадаеву, Кюхельбекеру (1825), “Друзьям” (1822), Пущину (1817). Самые первые из них были написаны в лицейский период. И уже в первых стихотворениях, посвященных теме дружбы, звучит мотив братства, “священного союза”, как, например, в послании “В альбом Пущину”, написанном в 1817 году:
...но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен;
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О, милый, вечен он!
Но, кроме этого, в ранних стихотворениях Пушкина звучат и другие мотивы: юный поэт призывает друзей наслаждаться жизнью, воспевает дружбу, любовь, все радости жизни. Таково стихотворение “Пирующие студенты”, созданное в 1814 году, во время учебы в Царскосельском лицее. Автор описывает веселую студенческую пирушку. Молодые люди беззаботно предаются развлечениям, им весело, их всех объединяет крепкая лицейская дружба. Пушкин в этом стихотворении воспевает дружбу как счастливый союз радости, освобождения от тягот учения, от “хладных мудрецов”. Поэт призывает друзей объединиться в общем настроении беззаботной радости. Весело всем, весело и сочинителю. Он подшучивает над собой и над друзьями:
Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный, -
обращается поэт к другу лицейских лет Дельвигу. Такова дружба для молодого Пушкина, полного беспечности, не столкнувшегося еще с реальной действительностью.
После окончания лицея в дружеской лирике А.С. Пушкина появляется мотив прощания, разлуки с друзьями. Более того, недавний лицеист столкнулся с реальностью, которая, конечно, была далека от его лицейских грез. Это не могло не повлиять на его взгляды. Изменения, произошедшие в жизни Пушкина, ярко отразились в его лирике, например, в дружеском послании "К Чаадаеву", написанном в 1818 году. Здесь Пушкин обращается к Чаадаеву не только как к другу, близкому человеку; поэт называет его "товарищем", то есть есть соратником, единомышленником. "Юные забавы" исчезли, "как сон", а стремление к освобождению от "уз" учебы к безудержному веселью сменяется призывом "Отчизне посвятить души прекрасные порывы". В этом стихотворении друзья объединены не только общим настроением веселья, но и надеждой на "верное" наступление "минуты вольности святой". Друзья близки по духу, по убеждениям.
Особое место в лирике Пушкина занимают стихотворения, посвященные дню открытия лицея - девятнадцатому октября. Этой дате поэт посвятил не одно произведение, ведь именно в лицее он обрел верных друзей на всю жизнь. Стихотворение “19 октября 1825 года” было написано во время ссылки в Михайловское, в период разлуки с теми, кто был дорог автору, в период одиночества. Произведение начинается замечательной картиной осенней природы, полно гармонирующей с настроением поэта: дается зрительное восприятие осени:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле.
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
В этих строках звучат грустные нотки, ощущение жизненных потерь, осенней тоски. Поэту грустно, ведь в этот праздничный день он не может присоединиться к друзьям; он вынужден отмечать годовщину основания лицея в одиночестве:
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье...
Мрачное настроение усугубляют воспоминания о тех, кого тоже нет в кругу друзей в этот день, - о рано скончавшемся Корсакове, об отважном мореплавателе Матюшкине. Но постепенно грусть сменяется воодушевлением, радостью. Что же является причиной воодушевления? От тоски и одиночества Пушкина спасают воспоминания о друзьях. Александр Сергеевич воспевает союз верных товарищей, созданный “под сенью дружных муз”:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен...
Автор в лирических зарисовках воссоздает облик своих друзей-лицеистов: первого друга И. Пущина, блестящего дипломата Горчакова, Дельвига, Кюхельбекера, отмечая индивидуальные черты каждого из них, напоминая о конкретных фактах и деталях лицейской жизни. Он вспоминает тех, кто, рискуя навлечь на себя неприятности, не предал его в трудный час, тех, кто осмелился посетить ссыльного поэта в Михайловском: Пущина, Дельвига, Горчакова, -
...здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я.
Даже сама мысль о друзьях помогает поэту преодолеть замкнутость “дома опального”. Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей. Вспоминая царя, называя его “рабом молвы, сомнений и страстей”, Пушкин готов простить ему все за то, что “он взял Париж, он основал Лицей”. В стихотворении отразился высокий нравственный и эстетический идеал поэта, выраженный в прославлении свободы, в утверждении дружбы как одного из благороднейших чувств человека, которое способно противостоять любым гонениям судьбы.
Но надеждам поэта не суждено было сбыться. 19 октября следующего года они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие, среди которых были многие друзья Пушкина, отправлены в ссылку в Сибирь. Но Александр Сергеевич был верным другом, он всегда любил своих товарищей, никогда не забывал их. Свидетельство этому - стихотворение 1827 года “Бог помочь вам, друзья мои”. В нем автор благословляет друзей, желает им добра, поддерживает их, просит Всевышнего помогать им во всем, чем бы они ни занимались и где бы ни находились. Пушкин не забывает и тех, кто за свои вольнолюбивые убеждения оказался в “мрачных пропастях земли”. Таким образом, стихотворение приобретает характер приветствия сосланным в Сибирь декабристам.
Еще один пример дружеской преданности Пушкина — послание “Во глубине сибирских руд...” Оно обращено к ссыльным декабристам. Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний. Желая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить “гордое терпенье”, уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Автор верит, что “придет желанная пора” и их дружеский союз вновь соединится:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Более мрачным настроением овеяно стихотворение “Чем чаще празднует лицей...”, также посвященное “святой годовщине”. Оно пронизано горьким ощущением резко изменившейся обстановки, утраты близких друзей, тяжелыми предчувствиями. Двадцать лет прошло со дня открытия лицея, и друзья-лицеисты уже не те:
Мы возмужали; рок судил
И нам житейски испытанья...
Поэт вспоминает тех товарищей, которые не дожили до двадцатилетия лицея, поет “почившим песнь”:
Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле...
Пушкин чувствует приближение смерти: “И мнится, очередь за мной”, - говорит он в стихотворении. Однако концовка произведения полна оптимизма, надежды:
...некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться.
Еще большей грустью и унынием проникнуто последнее стихотворение Александра Сергеевича, посвященное лицейской годовщине 1836 года, — “Была пора: наш праздник молодой...” Оно начинается ярким противопоставлением двух периодов жизни России - периода надежд и периода разочарований. Автор сопоставляет начало и конец жизни, юношеское воодушевление и грусть людей, много повидавших в жизни. Время меняет не только облик, но и мысли, и чувства человека:
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!
Недаром — нет! - промчалась четверть века!
Да и “разгульный праздник” спустя двадцать пять лет уже не тот. Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах:
Меж нами речь не так игриво льется,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим.
Постоянно повторяя слова “Вы помните...”, поэт как бы воссоздает историческую картину того, что довелось друзьям пережить за эти двадцать пять лет:
Припомните, о други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Вывод: Тема дружбы в лирике Пушкина имеет автобиографические истоки и развивается в основном в таком жанре, как послание. Дружба в стихотворениях Пушкина - это целая жизнь, прожитая вместе, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования.
4. Исследование по теме «А.С.Пушкин – певец лицейской дружбы».
Взяв 14 стихотворений на тему «Лицей и лицейские друзья Пушкина», я решила провести исследование по направлениям:
Для исследования я взяла следующие стихотворения:
1. К кому из лицейских друзей чаще всего обращается А.С.Пушкин?
Проанализировав данные стихотворения, я пришла к выводу: в этих стихотворениях Пушкин чаще всего обращается к Пущину. В 14 стихотворениях он обращается к нему 6 раз, к Дельвигу – 5 раз, к Кюхельбекеру – 3 раза.
По духовному развитию Иван Пущин был всех ближе поэту. Пушкин называл Пущина «первым другом», «другом бесценным».
2. Как обращается Пушкин к своим друзьям?
Обращения Пушкина к И. Пущину:
Обращения Пушкина к А. Дельвигу:
Обращения Пушкина к В. Кюхельбекеру:
Вывод: А.С.Пушкин называет лицейских друзей либо «братьями» (4раза), либо «друзьями» (7 раз), слова «дорогой», «милый», «родной» употребляются при обращении 5 раз.
3.Каким настроением проникнуты эти стихотворения?
Проанализировав данные стихотворения, я пришла к выводу, что в первых же лицейских стихотворениях Пушкина звучит мотив братства. В ранних стихотворениях (например, «Пирующие студенты». 1814 год) улавливается веселое, беззаботное настроение. Друзья предаются развлечениям, подшучивая друг над другом. Но начиная с 1815 года, в стихотворениях преобладает грустное настроение. А.С.Пушкин предчувствует скорую разлуку с друзьями. Появляется мотив прощания: «Разорван он, наш верный круг» («Разлука» - 1817 год), «Сквозь слезы улыбнуся я» («Друзья» - 1816 год), «Что было и не будет вновь» («В альбом Пущину»), «Печален я: со мною друга нет» («19 октября»).
Подведение итогов
Выводы
Почему дружба для Пушкина была одной из важнейших жизненных ценностей? Эту проблему я поставила в начале своего проекта. Проанализировав материал по данной теме и проведя исследование, я пришла к выводу:
1. Культ дружбы царил в Лицее.
2. Лицейское братство – следствие общей судьбы лицеистов.
3. Лицеистов объединяло чувство собственного достоинства, независимость суждений, интерес к передовым идеям.
4. Истоки дружбы – в исключительной воспитанности, глубокой интеллигентности, вере в высокое назначение человека.
5. Друзья не на словах, а на самом деле поддерживали Пушкина в трудную минуту, и он в свою очередь заботился о них до конца жизни.
6. Пушкин мог «излить душу» друзьям.
7. Именно дружба помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов.
Верна мысль о том, что «лицей становился в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии», хранителями культа дружбы, тему которой Пушкин пронес почти через все свое творчество.
Практическое применение проекта
Проект можно использовать в качестве пособия при подготовке к внеклассным мероприятиям по литературе, а также на классных часах по теме «Дружба великих людей».
Личное отношение автора к проблеме
Образец дружбы, истинной, мужской - лицейское братство Пушкина, Пущина, Дельвига, Кюхельбекера… Пушкин был человеком, который превыше всего ценил этот прекрасный дар - дружбу. Какая верная и сильная дружба связывала этих столь непохожих друг на друга людей! Их согревало ощущение того, что друзья всегда рядом, они поддержат в трудную минуту. Но как прекрасны и поучительны для нас те воспоминания о зимнем вечере, когда одинокий колокольчик прорезал ночную тишину занесенного снегом подворья…
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Никто из русских поэтов не воспел так дружбу, как Пушкин. В стихах, посвященных лицейским друзьям, проявилось величие личности поэта. Друзья были для Пушкина частицей жизни, он сумел пронести чувство дружбы через всю свою жизнь. В наше время дружба часто имеет корыстные цели, поэтому мы должны брать пример с дружбы лицейских друзей, главными качествами которых были верность, преданность, надежность.
Список использованной литературы
1. Грот К. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. М, «Просвещение», 1999.
2. Волков Г. «Тебя, как первую любовь…» М, «Детская литература», 1980.
3. Мейлах Б. Пушкин и его эпоха. М, «Просвещение», 1984.
4. Мейлах Б. Талисман. М, «Просвещение», 1992.
5. Черейский Л. Пушкин и его окружение. М, «Детская литература», 1986.
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Как зима кончилась
Прекрасная химия