Работа была преставлена на школьной научно-практической конференции "Ученк года 2013" и заняла второе место.
Слайд 1
СМС как современный эпистолярный жанр.Слайд 2
Цель данной работы - изучение СМС как эпистолярного жанра письма, его создание и развитие. Задачи: -выяснить, что такое эпистолярный жанр; -определить, в чём особенности СМС -сообщений как эпистолярного жанра; -узнать, какие «плюсы» и «минусы» имеет СМС общение . -провести соц. опрос.
Слайд 3
Эпистолярный жанр – жанр литературного произведения, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Он возник еще во времена античности. Признаки эпистолярного жанра: -сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи; -разделение писем по сфере общения на деловые и частные; - использование языковых средств, соответствующих сфере переписки устойчивая композиция текста (более жесткая в официальном и свободная - в частных письмах ); -точное обозначение отправителя и получателя; -соблюдение речевого этикета с учетом адресата, характера сообщения и национальных эпистолярных традиций.
Слайд 4
СМС как эпистолярному жанру характерны следующие признаки: СМС имеет признаки диалогической речи, но эта речь более краткая и четкая, ведь СМС ограничено по размерам; СМС так же можно разделить на деловые и частные, только вот частные СМС пишут намного чаще; СМС не имеет устойчивой композиции текста, но наш язык в Смс соответствует сфере переписки ; в любом СМС обозначается получатель и отправитель; при написании СМС мы соблюдаем речевой этикет с учетом адресата. Итак, мы можем прийти к выводу, что СМС можно считать современным эпистолярным жанром, но СМС также имеет и ряд своих отличительных признаков:
Слайд 5
особый СМС -сленг ; большое количество сокращений слов, высказываний; с майлики, по-особому составленные картинки, отображающие настроение автора; не всегда соблюдаются правила грамматики и пунктуации.
Слайд 6
SMS ( Short Message Service ) – -Услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона. -Короткое (не более 160 знаков) текстовое сообщение для передачи информации. Сегодня сервис СМС используют более 80 % абонентов мобильной связи.
Слайд 7
Основных причин СМС –бума в массовой культуре несколько: - развитие электронных коммуникаций; -современные люди стали проявлять больше индивидуализма, не очень–то доверяют друг другу, предпочитают все самое тайное и сокровенное носить в себе; -если в 20 веке мы могли часами общаться по телефону, то сегодня даже телефонные переговоры вынуждены сократить до минимума — они превратились в слишком дорогое удовольствие; -многие ученые считают, что под влиянием жизненных условий мы претерпеваем какие–то изменения на генном уровне и уже с рождения зависимы от электронной техники.
Слайд 8
Оказывается, что при помощи клавиатуры мобильного телефона можно не только назначать друг другу свидания, но и объясняться высоким литературным стилем. Так в Великобритании тексты литературной классики перевели на язык смс-сообщений. А с 1 сентября в шотландском Strathclyde University в Глазго любой желающий может записаться на курсы « текстинга ». Чтобы научить англичан « текстить » правильно, представители мобильной индустрии обратились к ученым. Некоторые произведения Шекспира были сжаты при помощи правил записи SMS – сообщений до нескольких десятков строк. К примеру, знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть!» теперь выглядит так: 2b?Ntb?=? (“ To be or not to be ? That is a question ”), а все пять актов этого произведения легко вмещаются в несколько тысяч знаков. Сферы применения СМС:
Слайд 9
« Плюсы»СМС . услуга СМС занимает меньше времени, чем телефонный разговор; СМС полезно, если вы не хотите, чтобы были слышны шумы вокруг Вас во время разговора; СМС - удобный способ общения для глухих людей и людей с нарушениями функции общения; через СМС можно проголосовать на конкурсе или опросе, получить информацию относительно маршрутов, сеансов кино, погоды, новостей и др.
Слайд 10
«Минусы» СМС. з а счёт СМС -рассылки многие мошенники выманивают у пользователей сотовой связи деньги или важную конфиденциальную информацию; затрата денег и времени, некоторые люди даже зависимы от СМС ; любители частого общения по СМС очень редко пользуются новыми словами и не пополняют свой лексикон. Так же современная молодежь, которая общается по большей части с помощью коротких сообщений, становиться необразованной массой, которой лень использовать длинные слова; доставка сообщений не гарантируется: вы можете предполагать, что известили нужных людей, а они могут не получить Ваши СМС или получить с большим опозданием.
Слайд 11
Ещё в 1963 году Владимир Набоков в одном из своих интервью упоминал о том, что стоит создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций: "Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос". Американский художник Харви Болл в декабре 1969года первым нарисовал графическое изображение улыбки в виде двух точек и дуги в жёлтом круге. История создания смайла .
Слайд 12
Желтые рожицы "засветились" на футболках, рюкзаках , карандашах. Даже почтовая служба США выпустила веселую марку. Смайл печатали на всем, что может продаваться, он приносил огромные доходы всем, кроме его непосредственного создателя. Харви Болл не стал регистрировать свое авторское право.
Слайд 13
Проведение соц. опроса в Интернет сети.
Слайд 14
Данный опрос показал, что чаще всего (87,1%), в силу свое коммуникабельности, пользуются смс услугой - женщины. Намного реже (12,9 %) пользуются мужчины.
Слайд 15
В основном смс используются респонденты 14-18 лет, о чем свидетельствует 49,5 %. На втором месте пользователи постарше - 36 , 4%. Мужчины и женщины старше 30 пользуются смс редко.
Слайд 16
96,5 % респондентов пользуются услугой смс. 41, 9% ответили , что иногда прибегают к данной услуге.
Слайд 17
Я поняла, что в основном люди пишут смс для связи с друзьями и семьей (75%), чтобы сообщить важную на данный момент информацию. А вот знакомиться с новыми людьми по смс люди совсем не любят и не делают этого, о чем говорят данные 0,4%. Опрос показал, что с помощью смс общения люди решают и бытовые проблемы: 13,4 % ответили, что в основном пользуются смс именно для этого.
Слайд 18
Таким образом, можно прийти к выводу, что СМС – сообщения являются современным эпистолярным жанром и, к сожалению, вытесняют жанр бытового письма, потому что обладают некоторыми преимуществами перед почтовым письмом: быстротой создания и быстротой передачи. Помимо СМС , послание можно передать по электронной почте и другими способами современной связи. Но и здесь у СМС -сообщений преимущество: телефон всегда под рукой.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №251 гор. округа ЗАТО г. Фокино»
Работу выполнила Островская Владислава, ученица 10 А класса.
Руководитель Петунина Татьяна Михайловна, учитель русского
языка и литературы.
ЗАТО г. Фокино.
2013 год.
Введение
Совсем недавно я прочитала роман польского писателя Януша Леона Вишневского «Одиночество в сети». Роман, сюжет которого строится на диалогах в Интернете и в смс сообщениях двух одиноких людей, очень меня заинтересовал. Я решила узнать историю возникновения этого интересного средства общения и заняться исследованием особенностей этого лингвистического явления.
С появлением телевизора, кино, Интернета, видеоигр, глянцевых журналов и мобильных телефонов индустрия развлечений стала настолько мощной, что заменила собой все. Современный человек — абонент сотовой связи — ушел в мир иной, виртуальный. На сегодняшний день «трубка» — это не только разговоры, как мы наивно привыкли воспринимать телефонную связь, но и офис, студия, почтовое отделение, мобильный советчик, экзаменационный лист, всевозможные услуги современного городского человека. А благодаря службе «Short Message Service» (сокращенно SMS), когда она появилась в меню операторов сотовой связи, появился новый современный эпистолярный жанр, который, к сожалению, вытесняет жанр бытового письма, потому что обладает некоторыми преимуществами перед почтовым письмом.
Цели и задачи
Цель данной работы - изучение смс как эпистолярного жанра письма, его создание и развитие.
Для этого я поставила перед собой следующие задачи:
-выяснить, что такое эпистолярный жанр;
-определить, в чём особенности смс-сообщений как эпистолярного жанра;
-узнать, какие «плюсы» и «минусы» имеет смс общение.
Данная тема является актуальной по многим причинам:
-число пользователей мобильной связью постоянно растёт;
-пользователи смс-сообщениями постоянно «молодеют»;
-традиционное бумажное письмо умирает;
-жизнь заставляет нас общаться эсэмэсками, и это ведёт к упрощению языка.
В ходе работы над этой темой я обращалась к Интернет-материалам, к научной литературе, наблюдала, как окружающие меня люди пользуются смс, проводила анкетирование среди пользователей Интернет сети, анализировала полученные результаты.
Методы исследования: изучение источников информации (научной литературы), опрос в интернет сети, наблюдение, оформление результатов.
1. Что такое эпистолярный жанр?
Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание) – жанр литературного произведения. Текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Он возник еще во времена античности. Одним из первых произведений, написанных в этом жанре, считается послание Горация Флавия к братьям Пизонам о науке поэзии. Важнейшие структурно-стилистические признаки эпистолярного жанра:
- сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи;
- точное обозначение отправителя и получателя, обращение к последнему и подпись отправителя.
Важнейшие структурно-стилистические признаки эпистолярного жанра:
- сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи
- разделение писем по сфере общения на деловые и частные, с учетом мотивов и целей- по видам
- использование языковых средств, соответствующих сфере переписки
- устойчивая композиция текста (более жесткая в официальном и свободная - в частных письмах)
- точное обозначение отправителя и получателя; обращение к последнему, подпись отправителя
-соблюдение речевого этикета с учетом адресата, характера сообщения и национальных эпистолярных традиций.
2.1 История русского письма
История письма как бытовой факт в жизни русского человека уходит в далёкое прошлое и связано с историей почты.
Зарождение русской почты относится к XIII столетию. В России, подвергнувшейся татаро-монгольскому нашествию, уже имелись почтовые дороги и почтовые станции. Поставка экипажей и персонала входила в повинность населения. Соблюдение повинности контролировалось специальными чиновниками. При Иване третьем завершилось государственное объединение России. К этому времени русская конная почта по темпам передвижения равнялась европейской спешной почте. Почтальонов, именовавшихся ямщиками, поставляло крестьянское население. За это ямщики освобождались от налогов. За перевозку пассажиров они имели право брать незначительную плату, но были обязаны захватывать накапливающуюся почту.
В 1665 году возникла международная почта. К 1750 году русские внутренние почтовые тракты находились в прекрасном состоянии. 3900 почтовых лошадей обслуживали перевозки на 574 почтовых станциях. Регулярно, по вторникам, курсировала почта в обоих направлениях по маршруту Москва – Новгород – Тверь – Петербург. Петербург являлся узловым пунктом маршрутов Петербург – Выборг – Швеция и Петербург – Нарва – Рига – Мемель.
Почтовые тарифы изменялись в зависимости от расстояния. Пересылка ценностей в письмах запрещалась указом от 1701 года.
В Древней Руси грамотных людей было очень мало. Письма писали в основном монахи, князья и их окружение. Эти письма носили дипломатический характер и служили средством связи с иноземными, а также использовались в торговле. Одним из первых начал писать письма Иван Грозный. Иван стал писать по праву и долгу монарха учить вверенный ему Богом народ. В роли «отца Отечества» и защитника правой веры он сочинял послания, давал наказные памяти.
В прошлом умение писать не было обязательно для аристократа. Знатной особе вполне хватало навыка с грехом пополам вывести несколько букв своей фамилии и скрепить документ личной печатью. Всем делопроизводством ведали специально обученные чиновники-канцеляристы.
Скоропись - сложный тип письма. Она представляет собой особую графико-орфографическую систему, противопоставленную более древним формам кириллического письма – уставу и полууставу. В XVI веке уставом и полууставом переписывали главным образом библейские тексты и церковные творения, скорописью – памятники деловой письменности, юридические и административные документы и очень редко литературные произведения.
Творчество далеко не всегда подчиняется строгим предписаниям литературного этикета. Оно шире и богаче теоретических установок. Несмотря на художественные запреты, грани между литературой и деловой письменностью с течением времени стирались. В XVI веке их сближение обозначилось в эпистолярном и публицистическом жанрах. Их композиционные структуры были наиболее открыты и подвержены влиянию из вне. В царствование Грозного были созданы произведения, в которых синтезированы книжно-славянские и официально-деловые словесные ряды и контексты. Так постепенно подготавливалась почва для образования в Петровскую эпоху русского литературного языка нового типа. Этот-то язык и стал употребляться в частных письмах.
2.2 Письмо в русской жизни 19 века
Письмо – это особый (эпистолярный) жанр речи. Оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.
Частные письма делятся на официальные (переписка частных лиц и организаций) и неофициальные (переписка друзей, знакомых, родственников).
Частными неофициальными письмами считаются письма хорошо знакомых корреспондентов, друзей, родственников, т. е. людей, поддерживающих неофициальные отношения. В женской переписке, как, впрочем, и в мужской, обращение и подпись зависят от степени близости отношений и бывают самыми разнообразными.
Композиционно письмо состоит из трех частей:
Стилистический энциклопедический словарь раскрывает содержание этих частей письма:
- зачин (дата, место, откуда отправляется письмо, приветствие, обращение);
- основная информационная часть ( повод к написанию письма );
- концовка (прощание, просьбы, пожелания, подпись, приписки).
В эпоху Пушкина письмам не только придавалось большое значение, но эпистолярная форма была одним из жанров литературы. Еще в17 веке были написаны письма м-м де Севинье, в 18 веке появился ряд эпистолярных романов - «Кларисса Гарлоу» Ричардсона, «Новая Элоиза» Ж.-Ж.Руссо и многие другие. В России эпистолярный жанр был также широко распространен в 18 и начале 19 веков - таковы «Письма из Франции» Д.И.Фонвизина, «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина, «Письма русского офицера» С.Н.Глинки. У самого Пушкина мы находим попытки создания эпистолярного романа – «Роман в письмах», «Марья Шонинг». [17]
XVIII и XIX века были в значительной мере веками письма. Это было связано с усовершенствованием почтовой техники, усовершенствовались дороги и почтовые сообщения. Были твёрдо упорядочены дни отправления писем: их отправляли два дня в неделю - это назывались почтовые дни. Эти дни человек заранее планировал и откладывал все свои дела. А.С.Пушкин писал: «Почтовый день - мой чёрный день», - нужно было писать письма. Письма приходили регулярно. Правда, нужно сказать, что в России, да и в Европе в это время развивалась гадкая манера проверять письма на почте – это называлось «чёрным кабинетом».
Для того чтобы уметь написать письмо, надо было обладать внутренней культурой. Необходим был и внешний навык, обучали писать письма, учили, как надо обращаться – это был специальный ритуал. Один зачин в обращении к начальству, другой к другу, к любимой женщине, к императору. Нужно знать, как обратиться, иначе это будет неприлично. Одно неправильное слово в обращении может всё испортить. Сложнее всего давалось писать письма искренние и выражающие сердечные чувства, переживания. А это было необходимо для каждого дворянина. Тогда люди не жили так кучно, как сейчас. Они жили в значительной мере по поместьям, по деревням, в Петербург и Москву съезжались на какие-то сезоны, а в основном поддерживали связь перепиской. Получение письма для семьи было целым событием. Письма, как правило, читались вслух. Очень часто нескольким друзья писались письма на одном листке. Это письмо передавалось из рук в руки и очень сближало людей.
Таким образом, 18 и 19 века можно назвать веками письма. Что же происходит в наше время с этим жанром? Что вытесняет, а, может быть, и уже вытеснило письмо в 21 веке?
3.1 Трансформация жанра письма в 21 веке
На улице и в метро, на занятиях и в лифтах, в очереди к кассе супермаркета и на пешеходном переходе мы постоянно видим молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы. Не номера, а СМС-сообщения, попросту смски. Очевидно, что воздействие новой формы коммуникации на сознание молодого поколения нельзя игнорировать. Это и есть современный жанр письма, являющийся в 21 веке очень популярным. Вместо бумаги – телефон, вместо пера – кнопки. Но суть осталась прежней – сообщить о чём-то, поздравить, выяснить отношения, то есть то же, что и в 18 - 19 веке. Хотелось бы разобраться: вытеснили ли смс-сообщения жанр бытового письма?
3.2. Что такое СМС? История развития СМС.
SMS (Short Message Service) –услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона, короткое (не более 160 знаков) текстовое сообщение, использующее для передачи смысла сокращения, заимствования, идеограммы и т. д.
История развития SMS весьма интересна. 14 лет этот сервис оставался невостребованным. Потом за короткий период времени стал для большинства операторов чуть ли не основным источником дополнительных доходов.
Начиналось же все в далеком 1991 году, когда институт стандартов в области телекоммуникаций (ЕТSI) предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями. В декабре 1992 года инженер компании Vodafone Нейл Пэпуорс (Neil Papworth) со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS-сообщение, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством, На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру.
Новую перспективную технологию признали не сразу. Хотя возможность отправлять и получать короткие текстовые сообщения была заложена в самом стандарте GSM, операторы не спешили выводить Ка рынок новую услугу. Причины очевидны — в то время мобильный рынок только формировался, не было четкого понимания, как можно использовать новый сервис с коммерческой точки зрения, да и количество заинтересованных в услуге пользователей было невелико.
Примерно в конце прошлого века телефон постепенно стал превращаться из способа коммуникации менеджеров и профессионалов в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение SMS - оказавшаяся «мобилизованной» молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения. Благодаря относительно низкой себестоимости одного SMS-сообщения новый сервис стал приносить очень хорошие деньги, а следовательно, получил и признание рынка. Эта технология стала одним из символов современной мобильной жизни – сегодня сервис SMS используют более 80% абонентов мобильной связи, только во Франции за один день люди обмениваются более чем 20 миллионами сообщений. Согласно последним исследованиям, жители туманного Альбиона еженедельно отправляют более 1 миллиарда смс-сообщений. Это столько же, сколько за весь 1999 год. Количество отправляемых по всему миру сообщений исчисляется сотнями миллиардов в год и растёт постоянно.
3.3. СМС-мания – болезнь века?
Известно, что 15% пользователей Интернета уходят в сеть с головой и уже оттуда больше не возвращаются. Есть группы риска и у мобильной связи. Прежде всего, это люди с повышенной тревожностью, невротики, которым каждые пять минут нужно сообщать, что с ними будет все нормально. Чаще это женщины, требующие психологической поддержки. После дружелюбного разговора они успокаиваются, после сухого расстраиваются. Известно, что женщины любят ушами, поэтому и подсаживаются они на мобильную связь. Как раз особенность «мобилизованной» России в том, что она с женским лицом. В той же Америке группу риска составляют мужчины от 14 до 45 лет, с преобладающей долей бизнесменов, у нас – женщины всех возрастов.
Для мужчин мобильный телефон, как и автомобиль, – средство передвижения и престижа. Аппарат должен быть не столько дорогой, сколько надежный. Для женщин это аксессуар, безделушка. Потому они чаще теряют и ломают аппаратики. Говорят, что легче найти иголку в стоге сена, чем мобильный в дамской сумочке.
В руках некоторых персонажей мобильник может стать орудием пыток. Достаточно назвать ревнивцев и психопатов всех мастей: «Ты где была в 13.30?!», «Ты с кем так долго разговаривала?», «Почему у тебя такой напряженный голос?». Безусловно, мобильник – лучший подарок тяжелым невротикам, которым каждые пять минут нужно знать, что с ними все нормально.
Порок мобильного сетевого маркетинга в том, что каждый новый абонент прессует своих родных и друзей вступить в ряды потребителей сотовых компаний. Став им, автоматически становишься заложником этого маленького террориста.
Новое поколение называют поколением «Большого пальца», или клипперами. Вначале они сидели за компьютерными приставками, теперь ловко чирикают SMS-ки. Родители жалуются, что не могут поговорить с детьми и пяти минут, ибо те постоянно отвлекаются на получение и отправку сообщений. Но жалуются и дети. После войны, когда женщинам приходилось не разгибаясь восстанавливать страну, они, уходя из дома, привязывали чаду веревку к ноге или руке, а конец выводили через форточку на улицу. Можно было подергать и разбудить уснувшего малого, чтобы он открыл замок изнутри. Такая связь была тактильной, беззвучной. Телесной, как сама любовь. Сегодня мамы, держащие своих малышей на мобильнике, как на поводке, – наше национальное бедствие. Они требуют, чтобы ребенок звонил на каждой переменке, как будто его не в школу отправляют, а на войну.
Администрация школ не может запретить мобильники детям, а лишь требует выключать их на уроках. Психологическая зависимость от материнского авторитета – результат такого «мобильного» воспитания. Наблюдение за парами, которые отличаются трассирующей телефонной активностью днем, показывает, что им не о чем поговорить, когда они оказываются на кухне или в спальне вечером. За день мотивация и страсть выветриваются. Идет прямое и агрессивное вытеснение нормальных человеческих контактов. И даже не в том беда, что люди, подверженные страхам и фобиям, места себе не находят, когда в их жизнь вторгаются другие, и, как следствие, не справляются со своими супружескими обязанностями. Главное, что совершается подмена многозначительных взглядов, робких и трепетных касаний, горячей волны при его (ее) приближении на обмен веселыми и по большому счету ничего не значащими фразами.
В общем, в который раз мы стали рабами вещи, изначально призванной быть нашим мальчиком на побегушках. Более того: эта вещь, все более совершенствуясь функционально и по части дизайна, все меньше служит нам по своему прямому назначению. Для кого-то мобильник сегодня фотокамера, для кого-то – компьютерная игра, для кого-то – брелок или нечто вроде четок...
3.4. Сферы применения СМС
Сегодня с помощью SMS назначают свидания, сообщают о разрыве отношений, в некоторых странах даже разводятся, разговаривают по ICQ, общаются с налоговыми органами, увольняют с работы, принимают исповеди, отпускают грехи. Список возможных сфер применения SMS растет ежедневно.
Оказывается, что при помощи клавиатуры мобильного телефона можно не только назначать друг другу свидания, но и объясняться высоким литературным стилем. Так в Великобритании тексты литературной классики перевели на язык смс-сообщений. В помощь студентам и школьникам из произведений выбрали ключевые отрывки, которые можно цитировать на экзаменах, в сочинениях. На язык текстовых сообщений были переведены поэма Джона Мильтона «Потерянный рай», «Кентерберийские рассказы» Джеффи Чосера, роман Чарльза Диккенса «Холодный дом» и т. д. Некоторые произведения Шекспира были сжаты при помощи правил записи SMS – сообщений до нескольких десятков строк. К примеру, знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть!» теперь выглядит так: 2b?Ntb?=? (“To be or not to be? That is a question”), а все пять актов этого произведения легко вмещаются в несколько тысяч знаков. Сокращенная SMS – версия «Илиады» Гомера для школьников на экране телефона уместилась в 32 строчки. В Австралии для того, чтобы сделать Библию доступной и понятной для молодого поколения, ее «перевели» на язык SMS. Начало получилось такое: “In da Bginnin God cre8d da heavens & da earth” («В начале сотворил Бог небо и землю».) Во Франции делаются попытки «переводов» произведений Бальзака, Гюго, Ла Фонтена, Мопассана. Первые самостоятельные произведения на языке SMS: романы “PaSAge a TaBa” и “Frayeurs SMS” Фила Марсо также появились во Франции. В России же проводят конкурсы SMS – поэзии.
Раз мы читаем классику на языке SMS, то и сочинения пишем на этом же языке. Некоторое время назад весь мир облетела новость о 13-летней английской школьнице, написавшей сочинение на тему "Как я провёл лето" на языке SMS . Учитель, увидевший творение своей подопечной на какой-то миг почувствовал себя учёным-историком, столкнувшимся с таинственным языком какого-то древнего народа. Вот как звучал этот опус: "My smmr hols wr CWOT.B4,we used 2go2 NY 2C my bro, his GF & thr 3: kids FTF. Ilny,it’s a gr8 plc.”. Над разгадкой этого сообщения разведчикам-шифровальщикам, уверен, пришлось бы биться не один месяц, хотя любому "продвинутому" подростку не составило бы труда прочитать это послание. В переводе на нормальный человеческий язык оно звучит так: "My summer holidays were a complete waste of time. Before, we used to go to New York to see my brother, his girlfriend and their three screaming kids face to face. I love New York. It’s a great place.” ("Мои каникулы оказались пустой тратой времени. Раньше мы ездили в Нью-Йорк, чтобы навестить моего брата, его девушку и их трех крикливых ребятишек. Я люблю Нью-Йорк. Это классное место!").
Общение sms-ками прочно вошло в жизнь.
В разных странах выпущены специальные толковые словари, в них даются объяснения сокращений, используемых в SMS, наиболее короткие варианты написания тех или иных выражений, а также рекомендации по поводу уместности их употребления в деловой и дружеской переписке. В словарях также упоминаются графические символы, используемые для описания эмоций. Например, словарные статьи поясняют, что значок “:-0” означает удивленный и т. д.
А с 1 сентября в шотландском Strathclyde University в Глазго любой желающий может записаться на курсы «текстинга». Чтобы научить англичан «текстить» правильно, представители мобильной индустрии обратились к ученым.
3.5 Характерные признаки для СМС
Смс как средству общения характерны следующие признаки:
• ясность, четкость и краткость, т.к. СМС-сообщений ограничено в знаках. (Ясно. Хорошо. Еду. Буду поздно.)
• для смс не всегда характерно соблюдение правил пунктуации и грамматики. (Ага щас приеду жди)
• особый смс-сленг. (лю тя люблю тебя; прив привет)
• большое количество сокращений слов, высказываний. (универ университет)
• смайлики; по-особому составленные, как правило, из знаков препинания картинки, отображающие настроение автора. (:)- выражение радости.)
3.6 Отрицательные и положительные стороны СМС
Недостатками данной услуги являются:
• смишинг. За счёт SMS-рассылки многие мошенники выманивают у пользователей сотовой связи деньги или важную конфиденциальную информацию.
• затрата денег и времени, некоторые люди даже зависимы от смс, следовательно, у них уходит на это огромное количество средств.
• любители частого общения по SMS очень редко пользуются новыми словами и не пополняют свой лексикон. Так же современная молодежь, которая общается по большей части с помощью коротких сообщений, становится необразованной массой, которой лень использовать длинные слова.
• доставка сообщений не гарантируется. Вы можете предполагать, что известили нужных людей, а они могут не получить Ваши SMS или получить с большим опозданием.
Но так же СМС услуга имеет и ряд положительных черт:
• СМС полезно, если вы не хотите, чтобы были слышны шумы вокруг Вас.
• это занимает меньше времени, чем бы вы потратили на телефонный звонок.
• СМС также удобный способ общения для глухих людей и людей с нарушениями функции общения.
• Через СМС можно проголосовать на конкурсе или опросе. Получить информацию относительно маршрутов, сеансов кино, погоды, новостей и др.
3.7. Жанры SMS.
СМС сообщения- настолько популярны среди молодежи, что уже стали частью нашей жизни! Но оказывается и у такого незатейливого на первый взгляд жанра есть своя специфика. Как речевой жанр, sms, обусловлен ситуацией общения. Определенному типу ситуаций соответствует свой набор жанров. Таким образом, типология жанров в той или иной коммуникативной сфере должна базироваться на типологии ситуаций. Выделяются такие жанры, соотнесенные с ситуациями, как, например: извинение, просьба, ябедничество, истерика, донос, ссора, телеграмма, заявление, тост, поздравление, признание в любви, интервью, анекдот и т.д.
Жанров СМС множество:
-Любовные
-Поздравительные
-Дружеские
-Прикольные
-Стихи
Смс стихи могут быть написаны по любому поводу и на любую тему, это могут быть любовные, поздравительные и смешные стихи. Способ их написания, везде одинаков, только цель этих стихов разная.
(Ты – как летняя прохлада,
Ты – как солнышко зимой,
Хорошо, когда ты рядом,
Разумеется, со мной!)
(Любимая! Спасибо за тепло,
И за заботу, и за нежность взгляда,
За то, что мне безумно повезло,
Что девушка мечты со мною рядом!)
(Залезла в папину библиотеку, открыла для себя томик Вольтера, нашла 500 рублей. Вольтер мой любимый писатель!)
В СМС нормативные знаки препинания зачастую уступают место смайликам – графическим значкам, передающим модусные смыслы. Это слово – от английского smile («улыбка») – обозначает значки, создаваемые с помощью вспомогательных небуквенных символов клавиатуры. Смайлики, эмограммы (smile - улыбка) - это значки, составленные из знаков препинания, букв и цифр, обозначающие какие-то эмоции. Они широко используются при общении в интернете - в письмах, форумах, чатах и т.п. В последнее время текстовые смайлики постепенно уходят в прошлое, а им на смену приходят графические - прикольные картинки, изображающие лица, предметы, знаки.
Смайлик, смайл (англ. smile), эмотикон ( emoticon) - это идеограмма, изображающая эмоцию. А проще: "Смайлики"-это маленькие изображения, которые можно использовать для выражения своих чувств или эмоций, когда слов не хватает.
Когда мы общаетесь с друзьями и родными друг против друга, ваш голос, ваше лицо и руки также участвуют в общении.
3.9.История возникновения смайлов.
Ещё в 1969 году Владимир Набоков в одном из своих интервью упоминал о том, что стоит создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций:
"Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос".
Однако точно установить, кто придумал смайл, вряд ли возможно, так как есть свидетельства, что этот знак использовали ещё в 1960-х годах.
Американский художник Харви Болл (англ. Harvey Ball) в декабре 1963 года первым нарисовал графическое изображение улыбки в виде двух точек и дуги в жёлтом круге.
Коронное шествие Мистера Улыбки по миру началось в 70-х после того, как для него был придуман соответствующий лозунг - Have a Happy Day ("Счастливого дня"). Желтые рожицы "засветились" на футболках, рюкзаках, карандашах. Даже почтовая служба США выпустила веселую марку. Смайл печатали на всем, что может продаваться, он приносил огромные доходы всем, кроме его непосредственного создателя. Харви Бэлл не стал регистрировать свое авторское право.
Так же стоит отметить, что смайлы бывают двух видов:
4.Опрос в интернет сети.
Мною был проведен опрос в соц. сетях с целью выяснить, насколько популярна смс услуга в наши дни, насколько она важна для человека.
В опросе приняли участие 3064 человека.
Первый вопрос: кто чаще ( мужчины или женщины) пользуется услугой смс?
Данный опрос показал, что чаще всего, в силу свое коммуникабельности, пользуется смс женский пол. Намного реже пользуется мужской пол, о чем свидетельствуют всего 12, 9 % респондентов.
Второй вопрос: люди какого возраста чаще пользуются услугой смс?
Опрос показал следующие результаты.
В основном пользуются СМС услугой подростки 14-18 лет, о чем свидетельствует 49,5 %. На втором месте - пользователи постарше, это юноши и девушки 19-29, что составляет 36, 4 % опрошенных. Люди старше этого возраста смс используют гораздо реже - 4,7 % и 3,6 % респондентов.
Третий вопрос: как часто пользуются услугой смс?
Результаты опроса показали, что пользуются смс – 96,5 % опрошенных. Часто пользуется треть опрошенных. И очень часто пользуются смс примерно пятая часть опрошенных. И всего 3,5 % не пользуется данной услугой вообще. Можно сделать вывод, что в наше время смс пользуются почти все владельцы сотовых телефонов.
И последний вопрос, которым я заинтересовалась: с какой целью люди пользуются данной услугой?
И вот, что показал опрос:
Я поняла, что в основном люди пишут смс для связи с друзьями и семьей (75%), чтобы сообщить важную на данный момент информацию. А вот знакомиться с новыми людьми по смс люди совсем не любят и не делают этого, о чем говорят данные 0,4%. Но так же оказалось, что с помощью смс общения люди решают и бытовые проблемы: 13,4 % ответили, что в основном пользуются смс именно для этого.
Заключение
Таким образом, можно прийти к выводу, что смс – сообщения являются современным эпистолярным жанром и обладают некоторыми преимуществами перед почтовым письмом: быстротой создания и быстротой передачи. Помимо смс послание можно передать по электронной почте и другими способами современной связи. Но и здесь у смс-сообщений преимущество: телефон всегда под рукой.
Основных причин SMS–бума в массовой культуре несколько:
-развитие электронных коммуникаций;
-современные люди стали проявлять больше индивидуализма, не очень–то доверяют друг другу, предпочитают все самое тайное и сокровенное носить в себе;
-если в 20 веке мы могли часами общаться по телефону, то сегодня даже телефонные переговоры вынуждены сократить до минимума — они превратились в слишком дорогое удовольствие;
-многие ученые считают, что под влиянием жизненных условий мы претерпеваем какие–то изменения на генном, даже молекулярном уровне и сильно отличаемся от людей, скажем, XIX столетия.
В целом можно сделать выводы, что смс-сообщения заменили письма для представителей молодого поколения. Люди в возрасте от 50 и старше предпочитают общаться «по старинке» и до сих пор пишут друг другу письма, считая электронные письма чем-то неживым, ненастоящим. Люди в возрасте от 30 до 50 успевают писать и бумажные, и электронные письма, активно обмениваются смс-ками. А вот молодое поколение скоро совсем забудет, как держать в руках перо и бумагу, что очень тревожит. В тех же эсэмэсках и электронных письмах молодежь делится не мировоззрением, а мироощущением на уровне: «Привет, пока, супер–пупер». Но личностное общение — это нечто большее, это система ценностей, культурное насыщение — в этом контексте эпистолярный жанр, конечно, умер. И если кто–то захочет сегодня писать письма — пожалуйста. Давайте все будем писать письма! Но значит ли это, что возродится эпистолярный жанр? Нет, конечно. Он возродится как «прикол», превратится в игру в бумажные письма... Полностью бумажное письмо умрет только тогда, когда наши дети вместо авторучки будут иметь под рукой компьютер и свои первые слова наберут на клавиатуре ноутбука.
Приложение
Словарь смайлов:
:-) Основная улыбка
;-) Шутливая улыбка
:-( Нахмурившийся
:-I Равнодушный
:-> Саркастический
>:-> Злодей
>;-> Шутливый злодей
|-I Спящий
|^o Храпящий
|-O Зевающий
:,( Плачущий безносый
%-6 С отмершим мозгом
8-| Озадаченный
::-) Одевший очки (четырехглазик)
B:-) С очками, поднятыми вверх
`:-) Сбривший бровь
,:-) Сбривший другую бровь
8:-) Маленькая девочка
:-)-8 Большая девушка (!!!)
O :-) Ангел
C=:-) Чеpт
:-{) Усатый
:-#) С пышными усами
*<:-) Одевший шапку Санта Клауса
E-:-) Радио-оператор
{:-) Надевший парик
}:-) Надевший парик наоборот
Список литературы
1. Акишина А.А. Письмо как один из видов текста. // Русский язык в школе,- №2, 1982.
2. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. – М., 1981.
3. Белинский В Г. Полн. собр. соч., т. 1. М.—Л., 1953, с. 265.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 2006
5. Белова А.В. Российская женщина и европейская культура. // http: www. anthropology. ru.
6. Белунова Н.И. Комфорт речевого общения ( Дружеское письмо). // Русский язык в школе - №5, 1996.
7. Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. – М., 1987.
8. Будагов Р.А. Человек и его язык. – М., 1974.
9. Ваш телефон. Руководство пользователя. М., 2005
10. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. – М., 1982.
11. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История Нового времени. – М., 1995.
12. Гринь Е.А. 300 SMS приколов и любовных. М., 2006.
13. Гроссман Л.П. Письма женщин Пушкину. – М., 1997.
14. Друзья Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники. В 2-х , т.2/ Сост. В.В.Кунин- М.,1986.
15. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого: очерки, хрестоматия. – М., 2001.
16. История русской культуры 19-20 веков. Пособие для вузов. / Под ред. П.В.Кошман. – М., 2004.
Интернет сайты:
1.http://daz.su/nash-otvet/kultura/20/index.aspx
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EF%E8%F1%F2%EE%EB%FF%F0%ED%FB%E9_%F0%EE%EC%E0%ED
Содержание
Введение………………………………………………………стр. 2
Цели и задачи………………………………………………... стр. 3
Что такое эпистолярный жанр……………………………... стр. 4
История русского письма…………………………………… стр. 5
Письмо в 19 веке…………………………………………….. стр. 7
Трансформация письма в 21 веке………………………….. стр. 9
Что такое СМС………………………………………………. стр. 10
СМС - мания - болезнь века?..................................................стр. 12
Сферы применения СМС………………………………….. стр. 14
Характерные признаки для СМС………………………… стр. 16
Отрицательные и положительные стороны СМС……….. стр. 17
Жанры СМС………………………………………………… стр. 18
История возникновения смайлов………………………….. стр. 20
Опрос в Интернет сети……………………………………… стр. 21
Заключение……………………………………………………стр. 23
Приложение………………………………………………….. стр. 25
Список литературы…………………………………………. стр. 26
Тезисы
Название работы - «Смс как эпистолярный жанр».
Совсем недавно я прочитала роман польского писателя Януша Леона Вишневского «Одиночество в сети». Роман, сюжет которого строится на диалогах в Интернете и в смс сообщениях двух одиноких людей, очень меня заинтересовал. Мне стало интересно, что такое смс как эпистолярный жанр общения. Какую роль смс играет в жизни современного общества.
Цель данной работы-изучение смс как эпистолярного жанра письма, его создание и развитие. Для этого я поставила перед собой следующие задачи:
-выяснить, что такое эпистолярный жанр;
-определить, в чём особенности смс-сообщений как эпистолярного жанра;
-узнать, какие «плюсы» и «минусы» имеет смс общение.
Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание) – жанр литературного произведения. Текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений.
История письма как бытовой факт в жизни русского человека уходит в далёкое прошлое и связано с историей почты. Зарождение русской почты относится к XIII столетию.
СМС-современный жанр письма, являющийся в 21 веке очень популярным.
SMS – услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона. Сегодня с помощью SMS назначают свидания, сообщают о разрыве отношений, в некоторых странах даже разводятся, разговаривают по ICQ, общаются с налоговыми органами, увольняют с работы, принимают исповеди, отпускают грехи. Список возможных сфер применения SMS растет ежедневно.
Жанров СМС множество: Любовные, поздравительные, дружески, прикольные и стихи.
Мною был проведен опрос в соц. сетях с целью выяснить, насколько популярна смс услуга в наши дни, насколько она важна для человека.
В опросе приняли участие 3064 человека.
Таким образом, можно прийти к выводу, что смс – сообщения являются современным эпистолярным жанром и, к сожалению, вытесняют жанр бытового письма, потому что обладают некоторыми преимуществами перед почтовым письмом: быстротой создания и быстротой передачи.
В целом можно сделать выводы, что смс-сообщения заменили письма для представителей молодого поколения.
Рецензия
на работу ученицы 10 А класса Островской Владиславы.
Работа Островской В. выполнена по теме: «Смс как эпистолярный жанр».
Тема, которую выбрала ученица, интересна и актуальна. Современное молодое поколение увлечено компьютерными технологиями и мобильными средствами связи. Ученица рассмотрела этапы развития эпистолярного жанра, уделяя большее внимание в своей работе зарождению и развитию такого жанра как СМС. Ею были проанализированы положительные и отрицательные стороны этого средства общения, рассмотрены разновидности СМС, сферы их применения, проведен соц. опорос.
При выполнении своей работы Влада показала умение работать с различными источниками информации. Материал грамотно отобран и переработан, сделан вывод по итогам соц. опроса.
В процессе работы ученица проявила себя как исследователь, обладающий творческими способностями.
Работа заслуживает хорошей оценки, так как выполнена с соблюдением всех норм.
Учитель русского языка Петунина Т.М.
Как зима кончилась
Будьте как солнце!
Заяц-хваста
Привередница
Заяц, косач, медведь и весна