Исследовательская презентация по теме:"Современный взгляд на басни И.А.Крылова"
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Современный взгляд на басни И.А.Крылова" | 1.38 МБ |
Слайд 1
« Звери мои за меня говорят», или Жизнь после смерти Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль. Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. П. Вяземский Исследовательская презентация «Современный взгляд на басни И.А. Крылова» Исследовательская работа Работу в ыполнил: Виноградов Ростислав МБОУ «ООШ № 3» 3 класс Руководитель: Кривошеина Ирина Николаевна, учитель начальных классов, 8 961 643 74 47Слайд 2
Аннотация Виноградов Ростислав МБОУ «ООШ № 3», 3 класс «Звери мои за меня говорят», или Жизнь после смерти Руководитель: Кривошеина И.Н., учитель начальных классов Цель: изучить басни И. А. Крылова, проверить их злободневность в наши дни. Задачи: показать воспитательную значимость фразеологизмов в баснях И.А. Крылова , отобрать те фразеологизмы из басен, которые и сейчас употребляются в речи моими близкими и одноклассниками, установить происхождение сюжетов для басен. Теория фразеологизмов была заложена в начале 20 века. В России эти теории развивал В. В. Виноградов (см.: Библиотека. М., 1997, №2, с. 66). Но мне кажется существует недостаточная изученность воспитательного влияния басен И. А. Крылова именно на младшего школьника. В ходе работы использовались следующие методы: изучение литературы, теоретический анализ, сравнение, наблюдение, социологический опрос.
Слайд 3
Введение Актуальность : басня – жанр «какой-то не очень толерантный», в основе всегда конфликт (см.: Наша школа. М., 2009, №2, с. 46). Тем не менее каждая из оставленных потомкам басен не только стала украшением нашей литературы, но и обогатила нашу устную речь . Очень часто в СМИ можно услышать: «Пушкин – «наше всё». А может ли «всё наше» сосредоточиться только в Пушкине? По данным исследования группы социологии чтения детей и подростков (РГБ) опрошенные младшие школьники из имён русских классиков могли назвать только Пушкина и Толстого (см.: Детская библиотека сегодня и завтра. М., 2013, с.54). Мы приняли как должное строки крыловских басен в свой бытовой разговорный язык в качестве пословиц и поговорок, не вспоминая и ли даже не зная об их авторе. Мы просто «щеголяем » своей начитанностью. Никто из моих близких не смог ответить из каких басен эти строки: «А Васька слушает да ест», «Услужливый дурак опаснее врага», «Сильнее кошки зверя нет». А не кажется ли вам, что «старина Крылов» (или «дедушка Крылов») очень злободневен, что многие его басни взяты из нашего времени? (см.: Путеводная звезда. М., 2010, №3, с 2) Исследуемую проблему осветил в своей книге «Звери мои за меня говорят», или Загадки статского советника и кавалера Ивана Андреева сына Крылова», выпущенной к 240-летию со дня рождения И. А. Крылова, Александр Разу Актуальность: басня – жанр «какой-то не очень толерантный», в основе всегда конфликт (см.: Наша школа. М., 2009, №2, с. 46). Тем не менее каждая из оставленных потомкам басен не только стала украшением нашей литературы, но и обогатила нашу устную речь. Очень часто в СМИ можно услышать: «Пушкин – «наше всё». А может ли «всё наше» сосредоточиться только в Пушкине? По данным исследования группы социологии чтения детей и подростков (РГБ) опрошенные младшие школьники из имён русских классиков могли назвать только Пушкина и Толстого (см.: Детская библиотека сегодня и завтра. М., 2013, с.54). Мы приняли как должное строки крыловских басен в свой бытовой разговорный язык в качестве пословиц и поговорок, не вспоминая и ли даже не зная об их авторе. Мы просто «щеголяем » своей начитанностью. Никто из моих близких не смог ответить из каких басен эти строки: «А Васька слушает да ест», «Услужливый дурак опаснее врага», «Сильнее кошки зверя нет». А не кажется ли вам, что «старина Крылов» (или «дедушка Крылов») очень злободневен, что многие его басни взяты из нашего времени? (см.: Путеводная звезда. М., 2010, №3, с 2) Исследуемую проблему осветил в своей книге «Звери мои за меня говорят», или Загадки статского советника и кавалера Ивана Андреева сына Крылова», выпущенной к 240-летию со дня рождения И. А. Крылова, Александр Разумихин.
Слайд 4
Основное содержание Басни И. А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений. (см.: А почему? М., 2009,№ 4, с. 20). Они заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображение характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Где же Крылов брал сюжеты для своих басен? Изучив литературу по данной теме, я узнал, что сначала в творчестве Крылова преобладали переводы и переложения знаменитых французских басен Лафонтена («Волк и Ягненок», «Лисица и виноград», «Стрекоза и Муравей»,).Постепенно он начал находить всё больше самостоятельных сюжетов, связанных со з лободневными событиями российской действительности («Квартет», «Волк на псарне», «Кот и Повар», «Демьянова уха»). Часть басен Крылова родились из русских пословиц. Басня Пословица «Мот и Ласточка» «Одна ласточка весны не делает «Волк и Кот» «Что посеешь, то и пожнешь» «Лев и Мышь» «Не плюй в чужой колодец, случиться в нем воды испить» «Пастух» «На волка слава, а крадет овец Савва» «Синица» «Дай вору хоть золотую гору, - воровать не перестанет » Басни И. А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений. (см.: А почему? М., 2009,№ 4, с. 20). Они заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображение характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Где же Крылов брал сюжеты для своих басен? Изучив литературу по данной теме, я узнал, что сначала в творчестве Крылова преобладали переводы и переложения знаменитых французских басен Лафонтена («Волк и Ягненок», «Лисица и виноград», «Стрекоза и Муравей»,).Постепенно он начал находить всё больше самостоятельных сюжетов, связанных со злободневными событиями российской действительности («Квартет», «Волк на псарне», «Кот и Повар», «Демьянова уха»). Часть басен Крылова родились из русских пословиц.
Слайд 5
С крыловскими баснями в русскую литературу вошла живая народная речь. В них - очевидная связь с миром русских пословиц, сказок, поговорок. Замечательно, что стихи Крылова сами стали пословицами и поговорками (см.: Роман-газета Детская. М., 2005, № 11, с. 16). Таких крылатых слов из его басен осталось в русском языке много. Вот какие мне удалось записать: Выражение Басня «А ларчик просто открывался» «Ларчик» «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» «Волк и Ягненок» «Ай, Моська знать она сильна, что лает на Слона» «Слон и Моська» «А Васька слушает да ест» «Кот и Повар» «Как белка в колесе» «Белка» «Как под каждым ей листком был готов и стол и дом» «Стрекоза и муравей» «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» «Кукушка и петух» «Да только воз и ныне там» «Лебедь, Щука и Рак» «Медвежья услуга» «Пустынник и медведь» «Слона-то я и не приметил» «Любопытный» «Ворона в павлиньих перьях» «Ворона»
Слайд 6
Заключение Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них, заучивает наизусть. В этих баснях есть всем уроки: и ученому, и неученому, и бедному , и богатому – все они тут видят себя как в зеркале(см.: «Жили-были». М.,1997, № 8, с. 2). Вот и нас учитель просила их почувствовать. Тогда нам много всякого откроется и скучно не покажется. Потому что в героях басен мы вдруг узнаем своих одноклассников и друзей. И засмеёмся. А если вглядимся ещё попристальней, то, может, обнаружим и себя… И загрустим.
Слайд 7
Литература Газета «Жили-были», М., 1997, № 8. Журнал «А почему?», М., 2009, № 4. Журнал «Библиотека», М., 2013, № 2. Журнал «Наша школа», М., 2009, № 2. Журнал «Путеводная звезда», М., 2010, № 3 . Журнал «Роман-газета Детская», М., 2005, № 11 . Крылов И.А. . Басни. Проза. Пьесы. Стихи. – Л: Лениздат , 1970. Разумихин А.. «Звери мои за меня говорят», или Загадки статского советника и кавалера Ивана Андреева сына Крылова. – М., 2010.
Лавовая лампа
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
5 зимних аудиосказок
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Как нарисовать лимон акварелью