Предметом данной работы является лишь одна сторона творчества Чехова, только одна его тема, но тема очень значительная и мало освещенная в литературной науке: это - тема о детях, о подрастающем поколении.
А. П. Чехов не считал себя детским писателем и собственно для детей, для детского чтения предназначал лишь два своих рассказа: «Каштанка» и «Белолобый», но он проявлял глубочайший интерес к детской психологии, к семейному и общественному быту детей и к вопросам воспитания. Поэтому в его творчестве есть рассказы о детях, в основном написанных как для взрослых, так и для детей.
Цель работы – на основе исследования художественного мастерства писателя проследить глубину содержания рассказов Чехова о детях, отметить психолого-педагогические проблемы воспитания детей, затронутые в этих произведениях, показать черты героев, наиболее характерные для того или иного детского возраста, для постепенного формирования человеческой личности.
Вложение | Размер |
---|---|
tarasova_alina_10_b_sosh_no27.docx | 43.03 КБ |
Муниципальная научно-практическая конференция учащихся
«Интеллектуалы XXI века»
Формирование человеческой личности в рассказах А.П.Чехова о детях
Выполнила Тарасова Алина, обучающаяся
10 класса Б МАОУ СОШ №27 г. Балаково
Саратовской области
Руководитель Макухина Т.В., учитель
русского языка и литературы
Балаково 2014
Оглавление
I. Введение.
II. Основная часть.
Глава I. Отражение в рассказах Чехова о детях основных этапов психического развития детей разных возрастов.
Глава II. Педагогические взгляды А. П. Чехова и отражение их в рассказах о детях.
Глава III. Художественное мастерство Чехова в рассказах о детях.
III. Заключение.
IV. Список информационных источников.
Литературная деятельность А. П. Чехова, как всякого большого писателя, была чрезвычайно многосторонней, а художественное мастерство его было очень многогранным. Оно принимало различные формы в зависимости от материала, тематики и целей, какие ставил перед собой Чехов.
Предметом данной работы является лишь одна сторона творчества Чехова, только одна его тема, но тема очень значительная и мало освещенная в литературной науке: это - тема о детях, о подрастающем поколении.
А. П. Чехов не считал себя детским писателем и собственно для детей, для детского чтения предназначал лишь два своих рассказа: «Каштанка» и «Белолобый», но он проявлял глубочайший интерес к детской психологии, к семейному и общественному быту детей и к вопросам воспитания. Поэтому в его творчестве есть рассказы о детях, в основном написанных как для взрослых, так и для детей.
Вопрос о подрастающем поколении занимает большое место в первом периоде творчества Чехова, относящемся к 80-м годам XIX века, точнее к шестилетию: с 1883 по 1888 год. Позднее, в90-е годы и в начале XX века, этот вопрос лишь изредка затрагивается Чеховым: так, он возвращается к нему в 1892 году (рассказ «После театра») и в 1897 году («Мужики»), но это были уже отдельные эпизоды в его творческой работе: почти всё своё внимание в эти годы он переключает на проблемы, связанные с жизнью взрослых.
Цель моей работы – на основе исследования художественного мастерства писателя проследить глубину содержания рассказов Чехова о детях, отметить психолого-педагогические проблемы воспитания детей, затронутые в этих произведениях, показать черты героев, наиболее характерные для того или иного детского возраста, для постепенного формирования человеческой личности.
Задачи исследования: познакомиться с рассказами Чехова о детях, проанализировать их в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками развития детей, рассмотреть основные вопросы художественного мастерства писателя в изображении характеров героев рассказов.
Глава I. Отражение в рассказах Чехова о детях основных этапов психического развития детей разных возрастов
Чехов написал 23 рассказа, в которых центральными героями являются дети и подростки и в которых нашли себе место все возрасты от двух до семнадцати лет. Кроме того, Чехов уделил несколько страниц детям и подросткам в очерке «Сахалин».Во всех этих рассказах Чехов вводит читателя в специфический, мало изученный мир, в область постепенного формирования человеческой личности в детстве, отрочестве и ранней юности.
Подобную задачу ставили себе и другие писатели, такие, как С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, Н. М. Гарин-Михайловский, А. М. Горький. Но Чехов подошёл к разрешению этой задачи по-своему. Для показа детской психики он взял не жанр автобиографической повести, как другие, а наиболее привычный для него жанр короткого рассказа. Несомненно, что воспоминания собственного детства и отрочества нашли отражение в ряде произведений Чехова, например в рассказе «Репетитор» или в повести «Степь». Несомненно, и то, что вся вообще современная Чехову система воспитания была хорошо знакома ему по личному опыту: он изведал её на себе, в своей семейной и школьной жизни. Однако основной материал для детских рассказов дали Чехову разносторонние наблюдения над бытом различных слоев русского общества, с которыми он соприкасался в 80-е годы XIX века: над бытом мещанства, чиновничества, интеллигенции, крестьян и ремесленников. Это обусловило широту творческого охвата Чехова и большое разнообразие изображённых им детских характеров.
Как всякий писатель-реалист, Чехов в рассказах, посвященных как детям, так и взрослым, ставил своей задачей раскрыть с возможной правдивостью и полнотой человеческую психику, но его интересовали не исключительные натуры, а заурядные, обыкновенные люди. В рассказах, рисующих детей, Чехов говорит о том, что чаще всего можно было наблюдать в жизни. Образы его героев-детей имеют очень широкое, обобщающее значение: по этим рассказам читатель может представить себе, как воспитывалось подрастающее поколение в 70—80-е годы XIX века.
А вместе с тем рассказы Чехова о детях являются убедительным свидетельством художественного мастерства Чехова, сумевшего подметить и правдиво, ярко изобразить черты, наиболее характерные для того или иного детского возраста.
В 23 рассказах Чехова о подрастающем поколении нашли отражение все пять основных ступеней психического развития детей, о которых принято говорить в нашей психологической науке: пред дошкольный возраст (от одного до трёх лет), дошкольный возраст (с трёх до семи лет), младший школьный возраст (с семи до десяти лет), подростковый возраст (с одиннадцати до четырнадцати лет), ранняя юность (от четырнадцати до семнадцати лет).Чехов всегда с полной точностью указывает возраст детей — героев рассказов, это очень важно для понимания характеров, поступков.
Вместе с тем типические образы детей у Чехова всегда даны в «типических обстоятельствах», всегда социально обусловлены: читателю каждый раз ясно, к какой общественной среде принадлежали дети и как в их характерах и жизни отразилось влияние той или иной общественной среды. Типичны и эпизоды, лежащие в основе чеховских рассказов. Чехов с большим искусством строит рассказ на таком эпизоде, который даёт достаточный простор и для раскрытия детского характера, и для показа общественных условий, формирующих этот характер.
Меньше всего у Чехова рассказов, относящихся к первым двум периодам, представляющим для понимания взрослого человека наибольшие трудности. О первом этапе развития детской психики говорит лишь один рассказ Чехова — «Гриша». В 1886 году В. Билибин, секретарь редакции журнала «Осколки», предложил А. П. Чехову написать рассказ о «психологии ребёнка двух-четырёх лет». Эта тема заинтересовала Чехова. В чём своеобразие психологии ребёнка? Как воспринимает он привычные для нас явления действительности? — вот вопросы, которые в данном случае волновали А. П. Чехова.
Для того чтобы отчётливее показать это своеобразие, Чехов придумывает следующую ситуацию: маленький мальчик, живший до сих пор в тесном кругу родной семьи, весной, когда стало тепло, попадает на улицу и видит много нового, ему непонятного; естественно, что внимание его чрезвычайно обострено, и он пытается разобраться в новой обстановке.
Гриша, «маленький пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев тому назад», всю зиму жил дома и «знал один только четырёхугольный мир, где в одном углу стоит его кровать, в другом — нянькин сундук, в третьем — стул, а в четвёртом — горит лампадка».
Он по-своему понимает этот мир, где, кроме Гриши и няни, бывают мама, папа, тётя, кошка, где стоят кресла, висят часы. В общем всё же Гриша достаточно приспособлен к своей домашней обстановке и чувствует себя в ней спокойно. Но вот весной, в апреле, он оказался с няней на одном из бульваров: «В этом новом мире, где солнце режет глаза, столько пап, мам и тёть, что не знаешь, к кому и подбежать». Здесь много непонятного и даже страшного, и Гриша делает попытки это новое объяснить и сообразно с этим действовать.
Рассказ «Гриша» представляет большой интерес и в психологическом, и в педагогическом отношении. Чехов прекрасно показал своеобразие пробуждающегося сознания маленького мальчика и ту обывательскую обстановку, впечатления от которой врываются в душу ребёнка и оказывают на неё своё глубокое влияние.
Наибольшее внимание Чехов уделил третьему периоду развития детской психики — младшему школьному возрасту, детям семи-одиннадцати лет. Здесь 13 произведений, очень различных по сюжетам, по социальной среде, в них изображаемой, и по характерам детей. Это — «Кухарка женится», «Детвора», «Накануне поста», «На страстной неделе», «Беглец», «В приюте для престарелых», «Ванька», «Степь», «Житейская мелочь», «Отец семейства», «Не в духе», «О драме», «День за городом». Вывод, какой можно сделать по этим рассказам, что дети семи-одиннадцати лет в значительно большей степени, чем в предшествующем возрасте, помимо личного своего мирка, начинают глубоко интересоваться жизнью других людей, стремятся понять взрослых, пока, правда, только тех, с которыми они непосредственно сталкиваются. Недостаток опыта приводит детей, особенно семилеток, к наивным выводам.
В рассказе «Детвора» Чехов показывает, как в возрасте от семи до десяти лет начинают проявляться индивидуальные особенности в характерах детей. Папы, мамы и тёти Нади нет дома...В ожидании их возвращения, Гриша, Аня, Алёша, Соня и кухаркин сын Андрей... играют в лото... Играют дети на деньги. Ставка — «копейка». Индивидуальные различия детей имеют ещё зачаточный характер, и деньги представляют для них условную ценность. Когда, утомлённые игрой, дети засыпают на маминой постели, «возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры». А главное, индивидуализация характеров ещё не касается социальных отношений. Кухаркин сын Андрей для хозяйских детей ещё равноправный партнёр, товарищ в общей игре, и они ничего не имеют против того, чтобы на маминой постели и он «примостился заодно с ними». Эта общность интересов детей, независимо от различий в их социальном положении, подчёркнута Чеховым в самом заглавии рассказа, имеющем обобщающий смысл: «Детвора».
Итак, в рассказах Чехова о подрастающем поколении нашли отражение основные ступени психического развития детей, о которых принято говорить в нашей психологической науке
Глава II. Педагогические взгляды А.П.Чехова и отражение их в рассказах о детях
Однако не следует думать, что Чехова интересуют дети только в психологическом плане: рассказы Чехова о детях обычно имеют общественную направленность и ставят перед собой вопросы педагогические.
Чехов был не только психологом, но и педагогом. Свидетельством глубокого интереса его к вопросам воспитания, особенно в 80-е годы, являются его письма к братьям, письма к А. С. Суворину и другим, где Чехов выясняет нормы культурного поведения и говорит о необходимости борьбы с пережитками мещанской психики. Педагогические взгляды Чехова шли вразрез с господствовавшей в его время системой воспитания и, несомненно, были прогрессивны.
Испытав на самом себе суровый, или, по выражению Чехова, «каторжный» режим семейного воспитания, пережив бездушный формализм казённой гимназии, Чехов был решительным противником семейного гнёта, деспотизма, чинопочитания, религиозной обрядности — всего того, что стесняло свободное развитие личности ребёнка и подростка.
Говоря о том, как же представлял себе Чехов новую систему воспитания, необходимо учитывать общественно-политические условия эпохи: реакционную политику правительства Александра III, спад в 80-е годы революционных настроений среди молодёжи и в связи с этим неясность перспектив дальнейшего общественного развития у многих писателей-восьмидесятников. Всё это не могло не отразиться на педагогических взглядах Чехова, на его отношении к вопросу об общественных целях воспитания подрастающего поколения.
Когда в 1886 году в письме к брату Николаю Павловичу Чехову писатель поставил вопрос о том, каким требованиям должны отвечать «воспитанные люди», он ограничился перечислением таких качеств, как умение считаться с интересами другого человека, снисходительность, мягкость, вежливость, уступчивость, сострадание, уважение к чужой собственности, искренность, чувство собственного достоинства и т. п.
Основная проблема, нашедшая художественное выражение в 23 рассказах Чехова, посвященных детям, — это проблема о соотношении между ростом личности ребёнка и воздействием на него общественной и семейной среды. Изучение этих рассказов даёт возможность установить, какие характерные особенности указывал Чехов для каждого из пяти перечисленных выше периодов детского развития, а с другой стороны, в чём он усматривал влияние окружающей среды на формирование характера ребёнка и подростка и как расценивал это влияние, исходя из своих прогрессивных педагогических взглядов.
В рассказах, рисующих младший школьный возраст, с особенной ясностью ставится основная, интересующая Чехова проблема, проблема формирования детского характера под воздействием семейной и общественной среды. Это воздействие часто бывает стихийным, определяется той бытовой обстановкой, в какой живут дети, а бывает и осознанным, целенаправленным, продиктованным теми или иными педагогическими взглядами родителей и воспитателей. В рассказах Чехова показана и та и другая форма воспитательного воздействия. Влияние первого рода, влияние на детей традиционного устойчивого мещанского быта, показано Чеховым в рассказах «Накануне поста» и «На страстной неделе».
Чехов хорошо знал этот быт с детских лет. Известно, какое большое место в семье Павла Егоровича Чехова имело пунктуальное выполнение религиозных обрядов, принудительное участие сыновей в церковном хоре, строгое соблюдение постое, почтительное отношение к родственникам и к особам духовного звания. Чехов на собственном опыте убедился в том, как крепко оседают в душе ребёнка эти изо дня в день повторяющиеся впечатления и как трудно, потом от них освобождаться. Недаром прочные навыки, создаваемые этим влиянием традиционного быта, Чехов называл потом духовным «рабством». В известном письме к А. С. Суворину, говоря о «молодом человеке, воспитанном на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодарившем за каждый кусок хлеба, много раз сеченном...», он заканчивает историю этого молодого человека, под которым он подразумевает, прежде всего, самого себя, тем, что «этот молодой человек выдавливает из себя по капле раба и... проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая». Эту порабощающую власть мещанского быта, воздействие обывательских моральных правил и религиозной обрядности и раскрывает Чехов в рассказах «Накануне поста» и «На страстной неделе».
Процесс формирования личности под воздействием изменяющихся условий был пережит самим Чеховым, когда семья его после разорения покинула Таганрог, и он в пятнадцатилетнем возрасте был предоставлен собственным силам. Естественно, что этот процесс привлёк его пристальное внимание, когда он, как писатель, присматривался к окружающим его людям. Тема формирования личности ребёнка под воздействием новой среды ставится Чеховым в рассказах «Ванька» и «В приюте для престарелых и больных», но только тема эта в указанных произведениях раскрывается в более остром социальном плане.
Рассказ «Ванька» представляет собой резкий протест Чехова против широко распространённой в его время эксплуатации детского труда. Крестьянский мальчик Ванька Жуков, сирота, лишившийся отца и матери, отдан в город, в ученье сапожнику Уляхину. Жизнь Ваньки у сапожника — настоящая каторга: тяжёлый труд и днём и ночью, недоедание, грубое обращение хозяев и подмастерьев, постоянное битьё «чем попадя». И может быть, самое ужасное в жизни Ваньки — безысходность его положения: помощи нет, и ждать её не от кого.
Наиболее полно раскрывает Чехов проблему воздействия новых условий на формирующуюся личность ребёнка в повести «Степь».Егорушку, десятилетнего мальчика, оторвали от привычной обстановки в доме матери и везут теперь в далёкий город. Он должен поступить в гимназию. Чехов с присущей ему яркостью показывает, какие разнородные воздействия испытывает Егорушка в пути.
Во времена Чехова подростки, начитавшись Майн-Рида, Жюль Верна или Густава Эмара, а также рассказов о знаменитых путешественниках, мечтали о необыкновенных приключениях, о бегстве в далёкие страны. Чехов рассматривал эти стремления у детей, как явление в основном положительное. В статье «Люди подвига», напечатанной в «Новом времени» в 1888 году, спустя некоторое время после выхода в свет рассказа «Мальчики» (1887), Чехов восторженно отзывается о путешественнике Н. М. Пржевальском. «Недаром, — пишет дальше Чехов, — Пржевальского, Миклухо-Маклая и Ливингстона знает каждый школьник... Изнеженный десятилетний мальчик-гимназист мечтает бежать в Америку или в Африку совершать подвиги — это шалость, но не простая... Это слабые симптомы той доброкачественной заразы, какая неминуемо распространяется по земле от подвига».
Герои рассказа «Мальчики» — гимназист второго класса Чечевицын, именующий себя «Монтигомо — Ястребиный коготь», и его товарищ Володя Королёв — поддались этой «доброкачественной заразе» — задумали бежать в Калифорнию. Чехов показывает как теневую сторону детской авантюры — страшную тревогу, какую вызвало в семье неожиданное исчезновение мальчиков, так и сторону смешную, комическую.
Таким образом, Чехов показал себя в рассказах о детях не только психологом, но и педагогом.
Глава 3. Художественное мастерство Чехова в рассказах о детях
Анализируя рассказы Чехова о детях, необходимо помнить о том, что перед нами не специалист в области психологической и педагогической науки, а писатель, художник. Поэтому понимание рассказов Чехова о детях будет не полным, если не затронуть вопрос о творческом методе писателя, о тех приёмах композиции и языка, какие применялись им в его художественных обобщениях.
Художественное мастерство Чехова в рассказах о детях - большой вопрос, заслуживающий особого исследования. В пределах данной работы можно коснуться только отдельных сторон этого вопроса, показав творческие приёмы Чехова на нескольких характерных образцах и лишь в той степени, в какой это может помочь более углублённому пониманию психолого-педагогического смысла его рассказов.
В рассказах Чехова о детях проявились основные черты его художественного творчества: лиризм, связанный с его гуманностью, любовью к родине и верой в прогресс, в то, что жизнь будет прекрасна через 200—300 лет, и, с другой стороны, юмор, переходящий в сатиру, в обличение всего того, что мешает расцвету в жизни правды, свободы, красоты. Это сочетание лирического, комического и сатирического характеризует и рассказы Чехова, посвященные детям.
В этих рассказах Чехов предстаёт перед нами как писатель-гуманист, проникнутый нежной любовью к детям. Любовь эта не имела в себе и тени сентиментальности, не придавала образам детей никакой слащавой идеализации: Чехов и в этих рассказах оставался реалистом, отражающим жизнь с безусловной правдивостью и разносторонностью. Но любовь Чехова к детям проявилась в полном их понимании и в стремлении привлечь внимание взрослых к своеобразию их душевной жизни.
Передавая переживания детей, Чехов как бы перевоплощается в своих маленьких героев и смотрит на мир их глазами. Вместе с Гришей, заглядывающим через замочную скважину в кухню, он описывает кухарку, няньку и извозчика и описывает их так, как мог воспринять и понять увиденное маленький мальчик.Вместе с Ваней и Ниной («Событие») он любуется новорождёнными котятами: « Какие маленькие! — говорит Нина, делая большие глаза и заливаясь весёлым смехом. — Похожи на мышей».Вместе с Надей Зелениной («После театра») Чехов переживает радость жизни, радость молодости и надежд на счастье.
Наряду с этим лиризмом в рассказах Чехова со всей силой проявляется мягкий юмор по преимуществу там, где он говорит детях, и сатира там, где Чехов обличает всё затхлое в жизни современного ему общества, не дававшее простора развитию личности ребёнка, прививавшее ему мещанские, обывательские взгляда и привычки. В юморе, как известно, смех над недостатками человека может сочетаться с симпатией или жалостью к этому человеку. Именно таким был юмор Чехова, когда он писал о детях. Юмор этот для Чехова определялся самой природой детской психологии, противоречием между присущим детям стремлением подражать взрослым, делать то, что делают окружающие люди, и невозможностью осмыслить деятельность взрослых в силу крайней ограниченности детского жизненного опыта. Это противоречие и вызывает у Чехова, а вслед за ним и у читателя впечатление комического, смешного. Маленький Гриша (рассказ «Гриша») видит, что «по бульвару, мерно шагая, двигается прямо на него толпа солдат с красными лицами и с банными вениками подмышкой». Гриша не понимает, зачем, откуда и куда идут солдаты, но из подражания «сам начинает шагать им в такт». Володя и его гимназический товарищ Чечевицын (из рассказа «Мальчики»), задумавшие бежать в Америку, делают необходимые приготовления. По их мнению, «у них для дороги уже всё готово»: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег». Или Ванька Жуков, написавший письмо домой, знает, что взрослые вкладывают письма в конверты и пишут адреса. Поэтому и он «свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку».
Подумав немного, он «умакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Во всех этих случаях комическое впечатление создаётся явным несоответствием целей и средств, незнанием жизни, наивностью детей, непониманием значения действий, какие они повторяют за взрослыми.
Но Чехов, отмечая комическое в поведении детей, не смеётся над ними, так как понимает закономерность их наивности, а главное — любит детей, любуется маленьким Гришей, сочувствует смелым замыслам Чечевицына, именующего себя «Монтигомо— Ястребиный коготь», искренне жалеет Ваньку Жукова.Это и придаёт особую окраску чеховскому юмору в рассказах о детях.
Иной характер имеет смех Чехова, когда он направляет его на семейный деспотизм, на защитников порки, на футлярность гимназических педагогов. Юмор Чехова переходит, в сатиру. Писатель не жалеет красок, чтобы высмеять «отцов семейства», вымещающих на беззащитных детях своё дурное настроение («Отец семейства» и «Не в духе»), или интеллигентов-болтунов, рассуждающих о гуманности и высоких чувствах и тут же, среди либеральных разговоров подвергающих маленького мальчика позорному наказанию за двойку из греческого языка.
В чём особенности композиции чеховских рассказов о детях? Отличительная особенность большинства этих рассказов, тесно связанная с их идейным содержанием,— двупланность построения. На первом плане, на авансцене рассказа Чехова обычно основные герои—дети: описывается их наружность, действия, впечатления, переживания. Но за этой главной картиной читатель видит одновременно и другую картину: жизнь взрослых, так или иначе воздействующих на детей. Композиционно эти два плана объединяются по-разному. Таким мастерством Чехов владел в совершенстве. Многоплановость, присущая его рассказам о детях, создаёт у читателя впечатление не пестроты и разбросанности, а стройного единства, так как определяется основной установкой Чехова: показать влияние общественной и семейной среды на формирование личности ребёнка и подростка.
Та же предельная согласованность, то же полное подчинение отдельных частей целому характеризуют мастерство Чехова и в обрисовке каждого персонажа. Дети у Чехова всегда наделены точно определёнными чертами, и эти их основные качества последовательно и вполне выдержанно раскрываются в сюжете рассказов.
Мастерство Чехова в рассказах о детях проявляется также в языке, в речевой характеристике персонажей, в диалоге. И в этой области, характеризуя средствами языка, как детей, так и воздействующую на них среду взрослых, Чехов пользуется теми же художественными приёмами, какие были характерны для его творчества в первый период литературной деятельности. Жанр короткого, но содержательного рассказа требовал от Чехова предельной сжатости не только композиции, но и языка.
Работая над этим жанром в 80-е годы, в период создания рассказов о детях, Чехов очень большое внимание уделял приёму речевой характеристики, добиваясь того, чтобы читатель на основании только особенностей речи героя, без всяких авторских указаний, получал ясное представление о его характере, возрасте, социальном положении, профессии и т. п.Приёмом речевой характеристики пользовался Чехов и по отношению к детям, учитывая, однако, при этом, что речь детей имеет свою специфику, что она изменяется с возрастом, находится в постоянном развитии и ещё не отстоялась, как это обычно бывает у взрослых, не приобрела той устойчивости, по которой можно безошибочно судить о характере и взглядах взрослого человека.
Средствами языка Чехов передаёт и возрастные особенности детей, и различие в их социальном положении. Возрастные особенности речи выдвигаются Чеховым на первый план в характеристике маленьких детей: четырёх-шестилетние дети в рассказе «Событие» наделены такими специфически-детскими словами, как «мышов» вместо мышей, лошадь «дохлая» вместо неживая (речь идёт об игрушечной лошади), «кошка ощенилась» вместо окотилась. Но начиная с семилетнего возраста, по мере того как дети овладевают языком взрослых, детские слова в характеристике детей исчезают. Зато сильнее начинает сказываться в речи детей влияние окружающей социальной среды. Так, Ванька Жуков в письме к дедушке пользуется лексиконом крестьянского просторечия: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул».
Очень показательна для мастерства Чехова в области индивидуальности речи повесть «Степь». Здесь что ни персонаж, то особая, характеризующая его речь: суховатая, деловая у Кузьмичова, елейно-семинарская у отца Христофора, крестьянская, приветливая и старчески многословная у возчика Пантелея, грубая, озорная у Дымова и т. д. Достаточно присмотреться к особенностям речи каждого из них для того, чтобы сделать правильный вывод об особенностях их характеров и о том влиянии, какое каждый из них оказывал на Егорушку.
Таким образом, в рассказах Чехова о детях проявились основные черты его художественного творчества: лиризм, связанный с его гуманностью, любовью к родине и верой в прогресс, юмор, переходящий в сатиру, в обличение всего того, что мешает расцвету в жизни правды, свободы, красоты. Это сочетание лирического, комического и сатирического характеризует рассказы Чехова, посвященные детям.
Тема, затронутая в данной работе, очень актуальна и в настоящее время. Конечно, временное несоответствие эпохи Чехова и наших дней велико, но многие психолого-педагогические проблемы в воспитании детей, показанные Чеховым, возникают и у современных родителей. Поэтому очень поучительно прочитать эти рассказы и настоящим, и будущим родителям, ведь написаны они в своем большинстве для взрослых.
На основе исследования художественного мастерства писателя мы проследили глубину содержания рассказов Чехова о детях, отметили психолого-педагогические проблемы воспитания детей, затронутые в этих произведениях, показали черты героев, наиболее характерные для того или иного детского возраста, для постепенного формирования человеческой личности
Рассказы Чехова о детях являются убедительным свидетельством художественного мастерства писателя, сумевшего ярко изобразить черты, характерные для того или иного детского возраста, и показывают Чехова с той стороны его творчества, которая до сих пор оставалась в тени, Чехова-изобразителя подрастающего поколения своей эпохи, психолога и педагога.
Список информационных источников
1. Книппер – Чехова О.Л. Из первых встреч с Чеховым в Ялте. - М., 1999
2. Леонидов Л.М. Прошлое и настоящее. Из воспоминаний о Чехове. – М., 2009
3. Чехов в воспоминаниях современников. Изд.3-е, доп. – М.,2002
4. Толстой С.Л. Творчество Чехова. – М., 2000.
Интернет-ресурсы
1. Википедия. Чехов Антон Павлович. http:// wikipediya – checkow
Ёжикина Радость
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Мальчик и колокольчики ландышей
Ель
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"