Мы хотели бы обратиться к образной интерпретации повести Н. Гоголя « Шинель», которая отличается от других произведений писателя особенностями своего юмора и масштабом осмысления темы «маленького человека».
Н.В. Гоголь- едва ли не самый иллюстрируемый русский писатель: Более 20-ти художников обратились к повести «Шинель». Что их привлекало? Неоднозначное толкование образа Акакия Акакиевича Башмачкина? Желание собственного прочтения Н.Гоголя?
Наша работа – своего рода экскурсия по гоголевскому художественному музею. Предлагаем рассмотреть иллюстрации, созданные в разное время П. Боклевским, П. Кустодиевым, Кукрыниксами , С.Бродским
Их картины - единый ансамбль, ибо в центре внимания- «маленький человек», шинель-символ.
https://yadi.sk/d/FXliXdX6TfzTu - ссылка на скачивание материала.
Вложение | Размер |
---|---|
shinel_gogol.docx | 16.09 КБ |
“Шинель” Н.В.Гоголя в искусстве
1
Маршрут экскурсии:
1.зал – общий,
2.зал – художники-иллюстраторы,
3.зал – кинозал,
4.зал – театр «Современник»
2
Цель экскурсии:
1.Познакомить с изобразительным и сценическим воплощением повести Н.В. Гоголя «Шинель».
2.Показать, что эти произведения искусства расширяют круг впечатлений от произведения, способствуют более глубокому пониманию текста.
3
Мы хотели бы обратиться к образной интерпретации повести Н. Гоголя « Шинель», которая отличается от других произведений писателя особенностями своего юмора и масштабом осмысления темы «маленького человека».
Н.В. Гоголь- едва ли не самый иллюстрируемый русский писатель: Более 20-ти художников обратились к повести «Шинель». Что их привлекало? Неоднозначное толкование образа Акакия Акакиевича Башмачкина? Желание собственного прочтения Н.Гоголя?
Наша работа – своего рода экскурсия по гоголевскому художественному музею. Предлагаем рассмотреть иллюстрации, созданные в разное время П. Боклевским, П. Кустодиевым, Кукрыниксами , С.Бродским
Их картины - единый ансамбль, ибо в центре внимания- «маленький человек», шинель-символ.
4
Самым ранним иллюстратором был современник Н. Гоголя П. Боклевский , а чуть позже появились работы П. Кустодиева . Вот каким они увидели А.А. Башмачкина.
Герой Боклевского как нельзя лучше соответствует реалистической манере Н. Гоголя. художник рисует облик Башмачкина на основании текста: «Вечный титулярный советник», «низенький чиновник с лысенкой на лбу», жалкий, съежившийся, беспомощный, именно таким мы и представляем этого героя, произносящего: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
Можно сделать вывод: у Боклевского стремление увидеть героя как живого, дать его подлинный портрет.
На иллюстрациях П.Кустодиева, нам кажется, Башмачкин другой. Художник увидел в нем человеческое: « Я брат твой.»
5
Мы видим, что П.Кустодиев, проиллюстрировавший основные моменты жизни Башмачкина, внес свое понимание повести Гоголя. Все же герой Гоголя и герой Кустодиева внешне отличаются.
6
Приглашаем вас в другой зал и представляем иллюстрации Кукрыниксов (50-ые годы ХХ века), которые рассматривали главного героя во всех психологических аспектах. Трагедия маленького человека, прилежного переписчика бумаг, безропотной жертвы глумления сослуживцев, распекания начальством всех рангов получило в лице Кукрыниксов глубоких истолкователей, ибо они создали на редкость убедительный образ Акакия Акакиевича; запоминается лицо, на котором отражаются все чувства героя.
7
«Шинель» Кукрыниксов - это спектакль сыгранный одним актером. Их Башмачкин зачастую сопоставлен с окружением. Удался художникам образ портного Петровича, где герой заказывает шинель.
На редкость выразительно значительное лицо, распекающее Башмачкина.
Полный ужаса эпизод, рисующий почти безумного чиновника после снятия с него шинели и ищущего помощи у полицейского. На всем цикле рисунков лежит сумеречный отсвет николаевского времени.
8
Новое время(70-ые – 80-ые годы ХХ века)-новое прочтение повести Гоголя С.Г.Бродским. Его иллюстрации, а их 14, могли бы занять целый зал музея. Хотим заметить, что его рисунки выходят за рамки требований к ним. Шинель у Бродского- не «светлый гость… ожививший на время бедную жизнь чиновника, а символ той страшной эпохи»
Уже на суперобложке видим великанскую шинель на громадном манекене, внизу - железные фонари ,вверху холодные звёзды-всё многозначно, метафорично
В начале книги - земля, затянутая шинелью с гербовыми пуговицами и бегущий человек с поднятыми в ужасе руками.
9
Так отражается внутренний мир человеческой драмы. Драмы одиночества, забитости, убогости и ненужности, доведённой до своего абсурдного предела.
10
Сильное эмоциональное впечатление оставляют листы , изображающие героя повести в леденящих своей геометрической правильностью петербургских ландшафтах. Здесь звучит тема одиночества человека в огромном городе , враждебном ему.
11
Итак, вы увидели, что каждый из художников по-своему трактует «Шинель» Н.В. Гоголя.
12
Новое прочтение повести - фильм режиссера А. Баталова с Роланом Быковым в заглавной роли. Пронзительно сыграны эпизоды, когда с Башмачкина снимают шинель.
Со смертью героя сюжет повести не обрывается, а переходит в фантастический план. Начинается возмездие.
13
Наша экскурсия будет неполной, если не сказать о спектакле режиссера Фокина в театре «Современник» с Мариной Неёловой – Акакием Акакиевичем. Можно спорить о режиссерских новациях, но то, что актриса – полное перевоплощение в «маленького человека», не вызывает сомнения
14
Итак, познакомившись с другими видами искусства, мы увидели иные стороны жизни главного героя и не остались равнодушными к судьбе «маленького человека»
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Сочинение
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
"Разделите так, как делили работу..."
Есть в осени первоначальной...