Наверное, нет другого поэта, чью бы жизнь и творчество уже два столетия так прилежно изучали. «Чего-чего только о Пушкине не было написано! А Пушкин по-прежнему неуловим», – писал Н.В.Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Эта неуловимость прослеживается и при изучении темы «М.Н. Раевская-Волконская в жизни и творчестве А. С. Пушкина».
Данный вопрос был предметом изучения многих известных ученых, мы же, опираясь на их работы, попытаемся увидеть и понять юного Пушкина-поэта в его взаимоотношении с М.Н. Раевской.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.docx | 49.64 КБ |
Муниципальный конкурс «Интеллектуалы XXI века»
«А ты, кого назвать не смею»
(М.Н.Раевская-Волконская в жизни и творчестве А. С. Пушкина)
Работу выполнили Аношина Валентина, Халафян Асмик, ученицы 9 А класса МБОУ СОШ № 3 г. Балаково Саратовской области Руководители Лазарева Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, заслуженный учитель РФ. |
Балаково – 2013
Оглавление
Введение | 3 | |
Глава 1. | «Полуденная земля – источник вдохновения» | 4 |
Глава 2. | Адресат стихотворений южного периода | 5 |
Глава 3. | «Все думы сердца к ней летят» (поэзия) | 7 |
Глава 4. | «Все думы сердца к ней летят…» (поэмы) | 11 |
Заключение | 14 | |
Список информационных источников | 15 |
Введение
Наверное, нет другого поэта, чью бы жизнь и творчество уже два столетия так прилежно изучали. «Чего-чего только о Пушкине не было написано! А Пушкин по-прежнему неуловим», – писал Н.В.Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Эта неуловимость прослеживается и при изучении темы «М.Н. Раевская-Волконская в жизни и творчестве А. С. Пушкина».
Данный вопрос был предметом изучения многих известных ученых, мы же, опираясь на их работы, попытаемся увидеть и понять юного Пушкина-поэта в его взаимоотношении с М.Н. Раевской.
Для учащихся нашей школы эта тема вовсе не новая, так как к ней обращались ученики прежних лет, которые были участниками Всероссийского литературного праздника в Иркутске, посетили дом-музей Волконских, музей декабристов, вели переписку с сотрудниками этих музеев. В течение многих лет поддерживали связь с музеями Пушкина на Набережной Мойки, 12, и в Царском Селе, Государственным Эрмитажем. Работали над проектами: «Портреты жен декабристов кисти Н. Бестужева», «Удивительная женщина» (М.Н. Волконская). Большую помощь всегда оказывали Н.А. Попкова и отдел редких книг научной библиотеки СГУ имени Н.Г .Чернышевского.
Предметом исследования в нашей работе стали труды ученых-пушкинистов, таких как Бартенев П.И., Бонди С.М., Щеголев П.Е., Цявловская Т.Г., воспоминания близких и друзей поэта, стихи и поэмы на данную тему.
Использовали репродуктивные методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, обобщение.
Цель нашей работы:
Глава 1. «Полуденная земля – источник вдохновения»
Творчество А.С. Пушкина, как иного другого поэта, питалось впечатлениями жизни.
Так, общение с Раевскими – это целая полоса жизни поэта. 1820 год, южная ссылка поэта обернулась новыми впечатлениями. Пушкин, искупавшись в Днепре, заболел.
В это время в Екатеринослав приехала семья прославленного героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского Н.Н., отправлявшегося на Кавказ. Пушкина пригласили отправиться вместе с ними в Крым. Инзов И.Н. отпустил поэта. Так счастливо началась южная ссылка. Путешествие увлекло Пушкина. Он увидел степь, море, Кавказские горы.
Молодой поэт, одинокий, заброшенный далеко от своих друзей и родных, сердечно привязался «к милому семейству Раевских». Об этом и его письмо от 21 мая 1820 г. брату Льву Сергеевичу: «Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провёл я среди семейства почтенного Раевского. Все его дочери – прелесть …»[1] Однако жизнь распорядилась так, что отношения с членами этой семьи были сложными, многообразными и неоднозначными. И всё же в стихотворении «В. Л. Давыдову» поэт отзывается о них: «Раевские мои».[2]
Семья Раевских не только согрела душу ссыльного поэта, но и вдохновила его на создание многих произведений. Как пишет В.В. Кунин, составитель биографических очерков об А. С. Пушкине: «Легче перечислить крупные произведения Пушкина, вовсе не имеющие отношения к Раевским, чем те, которые в той или иной степени связаны с ними».[3]
Глава 2. Адресат стихотворений южного периода
Кому же адресованы стихи южного периода? Называют разные имена. Ю. М. Лотман же считал, что конкретного имени вообще не существует, а это «сознательное и целенаправленное стремление Пушкина создать себе в литературе «вторую биографию», которая служила бы в глазах читателей связующим контекстом для его произведений».[4] Это утверждение вовсе не бесспорно.
Какова же другая точка зрения? Предметом дискуссии в пушкиноведении стало предположение о том, что адресатом многих стихотворений этого периода стала М.Н. Раевская, младшая дочь генерала Раевского, Она получила хорошее домашнее образование, обладала прекрасным голосом, знала несколько иностранных языков. Смуглая красавица, чёрные вьющиеся волосы, пронизывающие, полные огня глаза – такой увидел её юный поэт и, возможно, полюбил.
Уже первые исследователи А.Пушкина обратили внимание на ряд ранних лирических стихотворений, охваченных глубоким чувством к одной неизвестной женщине.
П.И.Бартенев (первый биограф А.Пушкина) в своей монографии 1861 года «Пушкин в южной России» впервые указал, что «к воспоминаниям о жизни в Гурзуфе, несомненно, относится тот женский образ, который беспрестанно являлся в стихах А.Пушкина, чуть только он вспоминал о Тавриде, и этот образ занимал его воображение 3 года сряду. Но, то была святыня его души, которую он чтил, берег от чужих взоров и которая послужила внутреннею основою всех тогдашних творений гения».[5]
Это имя для А.Пушкина было настолько свято, что даже в знаменитом полушутливом «Донжуанском» списке поэт не решился его поведать и скрыл под латинскими буквами NN.NN, по П.И. Бартеневу, – М.Н. Раевская.[6] Ему вторит и П.Е. Щеголев. Говоря о любви Пушкина к Раевской, он назвал ее «утаенной любовью».[7]
В 1911 году было опубликовано его исследование, в котором он детально обосновал роль М.Н.Раевской в духовной эволюции поэта.
О том, что эта роль была значительна, говорят и позднейшие воспоминания М.Н.Раевской в ее «Записках». Она была уверена, что ей и только ей посвящены строки XXXIII строфы романа «Евгений Онегин»[8]:
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам![9]
Вполне понятно, что, живо представив давнюю поездку с А.С. Пушкиным, она могла отнести эти слова к самой себе. Вспомним и другие строки из романа «Евгений Онегин»:
Иных уж нет, а те далече…
А та, с которой образован
Татьяны милый идеал…
Кто эта «та»? Не Машенька ли Раевская?
Глава 3. «Все думы сердца к ней летят» (поэзия)
С именем М.Н. Раевской-Волконской исследователи предположительно, осторожно, а иногда безапелляционно связывают большой цикл лирических стихотворений.
Профессор Б.М. Соколов в книге «Мария Волконской и Пушкин» высказывает ту же мысль.[10] К этому циклу он относит стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» (1820 год)
Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины;
Люблю твой слабый свет в небесной вышине;
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Я помню твой восход, знакомое светило,
Нал мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополи в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень-
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.[11]
Все так похоже на вечерний Гурзуф, где рядом с поэтом была она, предмет его любви. Комментируя строки стихотворения, ученые нашли, что в средние века планету Венера, ярко горящую в ночном небе, называли «Звездою Марии».
В декабре 1823 года в Петербурге вышел альманах «Полярная звезда», где и было опубликовано это стихотворение. А.С. Пушкин очень переживал, что сборник может попасть в руки сестер Раевских. А в письме к Бестужеву от 29 июня 1824 года писал: «Признаюсь, одной мыслию этой женщины я дорожу более, чем мнением всех журналов на свете и всей нашей публики».[12]
Поскольку в гурзуфской элегии могла идти речь об одной из сестер Раевских, критики все же с большей долей уверенности называют Марию Николаевну.
С именем М.Н. Раевской связывают и стихотворения « Ненастный день потух» (1824 год), «Буря» (« Ты видел деву на скале»)(1825 год), « Не пой, красавица, при мне» (1828 год), «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829 год). П.Бартенев к этому списку добавлял «Среди зеленых волн, лобзающих Тавриду», «О дева-роза, я окован».[13] Н.О. Лернер и М.А. Цявловский тоже не сомневались в адресате многих из этих стихотворений.
Так, Т. Г. Цявловская, хотя и считает, что стихотворение «Не пой, красавица, при мне» обращено к Олениной, но утверждает, что само стихотворение – это воспоминание о его пребывании летом 1820 года на Северном Кавказе с семьёй Раевских. А слова «далёкая, бедная дева», вероятно, о Волконской в Сибири[14]:
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальний,
Увы! Напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь – и при луне
Черты далёкой, бедной девы.
Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поёшь – и предо мной
Его я вновь воображаю.
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальний.[15]
Особо хочется остановиться на стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Пушкин сопровождал это стихотворение в печати заголовком «Отрывок». В черновой редакции оно состояло из четырех строф, а затем Пушкин зачеркнул зачем-то вторую и третью строфы, и получился новый вариант знаменитого стихотворения. Вот убранные строфы:
Прошли за днями дни. Сокрылось много лет.
Где вы, бесценные созданья?
Иные далеко, иных уж в мире нет,
Со мной одни воспоминания
Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь
И без надежд и без желаний.
Как пламень жертвенный чиста моя любовь
И нежность девственных мечтаний.[16]
С. М. Бонди высказывает предположение о том, что А.С. Пушкин, добившийся руки Гончаровой, не хотел публиковать стихи, написанные в разгар сватовства и говорящие о любви к другой женщине. В напечатанных же первых двух строфах – новое возвращение прежнего чувства (« И сердце вновь горит и любит»), считает С.М. Бонди, как-то не были замечены последующими исследователями.[17]
Если С. М. Бонди говорит о «какой-то другой» женщине, то Т.Г. Цявловская называет эту женщину: «Стихотворение обращено к М.Н. Волконской».[18]
Принято считать, что данное стихотворение посвящено Н. Гончаровой, но приведенные в пример строчки – это воспоминания о той, которую поэт любил на Кавказе и которая озарила своим дивным светом жизнь поэта и многие его произведения.
Связана с Раевской и элегия «Кто видел край, где роскошью природы...»:
Скажите мне, кто видел край прелестный,
Где я любил, изгнанник неизвестный?[19]
В неоконченном стихотворении «Таврида» поэт о своих чувствах пишет более определенно:
Холмы Тавриды, край прелестный,
Тебя я посещаю вновь,
Пью жадно воздух сладострастья,
Везде мне слышен тайный голос
Давно затерянного счастья.[20]
То же самое и в приложении к роману «Евгений Онегин» - «Путешествие Онегина».
В ту пору мне казались нужны
Пустыни, волн края жемчужны,
И моря шум, и груды скал,
И гордой девы идеал,
И безымянные страданья[21]
Эти и другие полупризнания позволяют полагать, что, находясь в Крыму, Пушкин был в кого-то влюблен. В кого? Но художественное творчество никогда не бывает адекватно фактом жизни. Тот же Б.П.Бартенев замечал, что князь П. Вяземский журил исследователей, что они в каждом произведении Пушкина ищут черт автобиографических.[22]
Глава 4. «Все думы сердца к ней летят…» (поэмы)
С М.Н. Раевской связывают и поэму «Бахчисарайский фонтан», посвященною брату Марии, Николаю. За образами героинь поэмы (Марии, Заремы) видится облик другой женщины, земной, невыдуманной.
Чью тень, о други, видел я?
Скажите мне: чей образ нежный
Тогда преследовал меня
Неотразимый, неизбежный?
Все думы сердца к ней летят,
Об ней в изгнании тоскую… [23]
По утверждению графа Густава Олизара, общавшегося с Пушкиным во время южной ссылки, поэт написал «Бахчисарайский фонтан» для М. Раевской, однако, опасаясь сплетен и догадок о его чувствах, выбросил восстановленные пушкиноведами-текстологами через много лет эти и другие строки эпилога.[24]
До сих пор ученые спорят о вдохновительнице поэмы, кто скрыт за этой литерой «К ***». Называют многие женские имена. Л.П. Гроссман тоже не отрицал глубокой и долголетней привязанности Пушкина к Марии Раевской. Но, по его мысли, это было чувство чистое, возвышенное, никак не похожее на чувства Заремы и Марии, поэтому категорическую убежденность Щеголева он не принимает[25].
Сама Раевская из «Бахчисарайского фонтана» с уверенностью отнесла к себе лишь неточно процитированные в «Записках» строки… «ее очи яснее дня, темнее ночи».[26]
Годом раньше «Бахчисарайского фонтана» была написана поэма «Кавказский пленник», которая также, по мнению П. Щеголева, связана с М.Раевской.[27]
Дело в том, что поэт В.И. Туманский, который встречался с А.С. Пушкиным в Одессе, сообщал в своих письмах: «Мария Раевская – идеал пушкинской черкешенки («собственное выражение поэта»)»[28].
Да и сама Мария Николаевна всегда считала, что с неё писал А. Пушкин портрет черкешенки.[29]
Многочисленные профили Марии Николаевны и её сестёр на полях рукописи поэмы говорят сами за себя.
А.С. Пушкин, согласно П. Щёголеву, посвятил в 1828 году Марии Николаевне свою новую поэму «Полтава».[30] М. Ю. Лотман в статье «Посвящение «Полтавы», не считая, что есть основания полагать именно Волконскую «утаённой любовью Пушкина», утверждает, что «Полтава» посвящена ей и что её подвиг оставил глубокий след в сердце поэта.[31]
В таинственном «Посвящении» «Полтавы» М. Раевская не упомянута, но давно доказано, что она – его адресат».
Тебе – но голос музы томной
Коснётся ль уха твоего?
Поймёшь ли ты душою скромной
Стремленье сердца моего?
Иль посвящение поэта,
Как некогда его любовь,
Перед тобою без ответа
Пройдёт, не признанное вновь?
Узнай, по крайней мере, звуки,
Бывало, милые тебе –
И думай, что во дни разлуки,
В моей изменчивой судьбе,
Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.[32]
В черновике «Посвящения» П. Щёголев обнаружил, что вместо слов «твоя печальная пустыня» была строка «Сибири хладная пустыня», содержащая прямое указание на адресата.[33] Отметим в «Полтаве» и такой любопытный факт: А.С. Пушкину было известно, что младшую дочь Кочубея звали Матрёна, но героине было дано имя Марии. Вот сцена смерти молодого казака:
И имя нежное Марии
Чуть лепетал его язык.
Эпиграфом к «Полтаве» стали строки из поэмы Байрона «Мазепа». В черновом варианте этот эпиграф был написан по-английски, что означало в переводе «Я люблю это нежное имя». И вновь на полях рукописи рисунок, изображающий М. Н. Раевскую. И вновь несомненная схожесть поэтического изображения дочери Кочубея с внешностью Марии Николаевны. Сквозь обобщённый образ красавицы в поэме – индивидуальные черты Раевской.
Итак, последняя встреча Пушкина с М.Н. Волконской. 1826 год – Волконская едет вслед за мужем в Сибирь. В доме Зинаиды Волконской Пушкин читает Марии Николаевне стихотворение «В Сибирь». Это был момент поклонения поэта юной приятельнице его южных странствий. В последующие годы, находясь в ссылке, Волконская получала в свой адрес те произведения А.С. Пушкина, которые он создавал в последние годы, то есть их взаимоотношения продолжались.
1820 – 1826 годы – казалось бы незначительный промежуток нечастого общения А.С. Пушкина и М.Н. Раевской, но какой большой след в жизни и творчестве А.Пушкина оставила эта женщина, если до сих пор к этой теме постоянно обращаются и не только пушкинисты.
Заключение
Таким образом, тема «М.Н. Раевская-Волконская в жизни и творчестве А. С. Пушкина» представляет большой интерес. Та критическая литература, к которой мы обратились, выявила явно противоречивые точки зрения. Но уже одно то, что ей посвящено столько стихотворений и поэм (помимо названных в работе, к ним относят в какой-то мере «Цыганы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Ненастный день потух», «Среди зеленых волн, лобзающих Тавриду»), говорит о большой роли этой женщины в жизни и творчестве Пушкина.
Вопрос об автобиографичности творчества А.Пушкина не случайно возникает именно в связи с М.Н. Раевской-Волконской. Сама же она писала в своих «Записках»: «В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел».[34]
А потом уже к ней дойдет известие о том, что у Пушкина родилась дочь и что он назвал ее Марией.
Пушкин, который избирательно подходил к именам своих героинь, с неизменным постоянством называл их – «Мария» («Метель», «Дубровский», «Капитанская дочка»).
Хотя Н. В. Гоголь и писал: «Что схватишь из его сочинений о нём самом. Поди, улови его характер», всё же можно очень многое понять и увидеть уникальность А.С. Пушкина в органическом слиянии поэта и человека.
А те сочинения А.С. Пушкина, к которым мы обратились, это словно не отдельные произведения, а главы одной книги «Пушкин – Раевская».
Данный исследовательский материал можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе.
Список информационных источников
[1] http://pushkin-live.ru/biografiya/biografiya_4.html
[2] Друзья Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники. В 2-х т. /Сост., биограф. Очерки и примеч. В.В. Кунина. М., 1986. Т.1 С.5-6.
[3] Там же.
[4] http://pushkin.niv.ru/pushkin/bio/lotman/pushkin.htm
[5] Бартенев П.И. Пушкин и Южная Россия. М, 1914. С.40/ http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=fj2JW-foDcs%3d&tabid=10358
[6] Бартенев П.И. Указ. Соч. С. 44/ http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=fj2JW-foDcs%3d&tabid=10358
[7] Губер П.К. Дон-Жуанский список Пушкина. Глава 3./ http://www.bibliotekar.ru/Pushkin/11.htm
[8] Волконская М.Н. Записки/ http://pushkin.niv.ru/pushkin/vospominaniya/vospominaniya-30.htm
[9] Пушкин А.С. Собр. Соч. в 10 томах. М., 1974. Т. 4 С. 20
[10] Соколов Б. М. М.Н. Раевская-кн.Волконская в жизни и поэзии Пушкина. М, 1922.С. 37
[11] Пушкин А.С. Собр. Соч. в 10 томах. М., 1974. Т. 1 С. 123
[12] Пушкин — А. А. Бестужеву. 29 июня 1824 г. Одесса/ http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/selected/per/per-467-.htm
[13] Бартенев П.И. Указ. Соч. С. 58/ http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=fj2JW-foDcs%3d&tabid=10358
[14] Цявловская Т.Г. Дневник А.А. Олениной/ http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is2/is2-247-.htm
[15] Пушкин А.С. Собр. Соч в 10 томах. М., 1974. Т. 2. С.213
[16] Бонди С.М. «Все тихо – на Кавказ идет ночная мгла…»/ http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/bon/bon-011-.htm
[17] Бонди С.М. Черновики А. Пушкина. М., 1978. С. 11- 12
[18] Бонди С.М. «Все тихо – на Кавказ идет ночная мгла…»/ http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/bon/bon-011-.htm
[19] Пушкин А.С. Собр. Соч. в 10 томах. М., 1974. Там же. Т.1. С. 151
[20] Там же. С.513
[21] Волконская и Пушкин/ http://www.websib.ru/fio/fp/works/042/dekabristki/volk_i_pushkin.htm
[22] Бартенев П.И. Указ. Соч. С. 63/ http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=fj2JW-foDcs%3d&tabid=10358
[23] Пушкин А.С. Собр. Соч в 10 томах. М., 1974. Т. 3 С.157
[24] http://rodtour.ru/raevskaja-marija-nikolaevna.html
[25] Гроссман Л.П. У истоков «Бахчисарайского фонтана». М., 1960. С. 50
[26] Волконская М.Н. Записки/ http://pushkin.niv.ru/pushkin/vospominaniya/vospominaniya-30.htm
[27] Щеголев П.Е. Утаенная любовь поэта//Любовный быт пушкинской эпохи. В 2-х томах Т. 2. М., 1994./ http://az.lib.ru/s/shegolew_p_e/text_1930_utaennaya_lubov.shtml
[28] Волконская М.Н. Записки/ http://pushkin.niv.ru/pushkin/vospominaniya/vospominaniya-30.htm
[29] Волконская М.Н. Записки/ http://pushkin.niv.ru/pushkin/vospominaniya/vospominaniya-30.htm
[30] Волконская и Пушкин/ http://www.websib.ru/fio/fp/works/042/dekabristki/volk_i_pushkin.htm
[31] Лотман М.Ю. Посвящение «Полтавы». М., 1995. С. 253
[32] Пушкин А.С. Собр. Соч. в 10 томах. М., 1974. Т. 3. С. 192
[33] Щеголев П.Е. Утаенная любовь поэта//Любовный быт пушкинской эпохи. В 2-х томах Т. 2. М., 1994./ http://az.lib.ru/s/shegolew_p_e/text_1930_utaennaya_lubov.shtml
[34] Волконская М.Н. Записки/ http://pushkin.niv.ru/pushkin/vospominaniya/vospominaniya-30.htm
Сочинение
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Цветущая сакура
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Три способа изобразить акварелью отражения в воде