Работа была представлена на районном туре олимпиады и была удостоена диплома 2 степени.
В данном исследовании рассматриваются основные черты гоголевского творчества и традиции фантасмагории в произведениях постмодерниста Анатолия Королёва
.
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_kopiya_traditsii_fantasmagorii.doc | 96.5 КБ |
Секция литературоведения
Традиции фантасмагории:
от Гоголя до Анатолия Королева («Носы», «Голова Гоголя»)
Олимпиадная работа
по литературе
ученицы 10в класса 258 школы
Колпинского района
Санкт-Петербурга
Сухановой Александры
Учитель Овчинникова С.Н. 2010-2011 уч.год
План исследовательской работы.
1.Вступление.
2.Фантасмагория в творчестве Гоголя.
3.Фантасмагория в произведениях Анатолия Королева как традиция гоголевской эстетики.
4.Итоги сопоставления.
1.Вступление.
Известно, что Гоголь – признанный классик, в творчестве которого нашли отражение многие традиции русской реалистической литературы – гуманистическая направленность, создание глубоких, полных образов, поиски духовных оснований бытия.
В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно, обнажая с ходом времени все более глубокие свои уровни. Для непосредственных его продолжателей, представителей так называемой натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке "маленького человека".
На рубеже 19 и 20 столетий с особенной силой раскрылась христианская, философско-нравственная проблематика гоголевских произведений.
В 20 веке восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущением особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелостью и нетрадиционностью его изобразительной манеры.
"Проза Гоголя, по меньшей мере, четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир..." (В. Набоков).
Гипербола и гротеск – важнейшие элементы гоголевской эстетики. Гоголевский «гротескный реализм» – это своеобразная форма, метод и прием, с помощью которого автор проникает в существо явлений действительности, анализирует и обличает их.
«Н. В. Гоголь — подлинный мастер фантасмагории. Во многих его
сюжетах присутствует фантастический элемент. Создается ощущение
«смещенной», «искривленной» реальности, напоминающей кривое
зеркало. Многое связывает его и с романтиками
(например, с Э. Т. Гофманом, у которого фантасмагория часто
переплетается с социальной сатирой). Но, отталкиваясь от
романтических традиций, Н. В. Гоголь направляет заимствованные из них
мотивы в новое русло…»(По словам В.В.Виноградова/ук.соч.с.149)
В гоголевском юморе преобладает абсурдное начало.
Традиции Гоголя унаследовали многие русские юмористы конца XIX и
XX в., а также те писатели, которые ориентировались на эстетику
абсурда (например, «обэриуты»: Д. Хармс, А. Введенский и др.).
Современная «постмодернистская» литература, тяготеющая к названной эстетике , изображающая мир как абсурд, «воскресила» интерес
к Гоголю далеко не случайно. Одним из таких примечательных явлений обновления гоголевских традиций стало творчество Анатолия Королева( род. В 1946 г .)
Содержание данной работы – сопоставление изобразительной манеры Гоголя и Королева с целью выявить традиции фантасмагории у «нового» автора.
2.Фантасмагория в творчестве Гоголя.
Чепуха совершеннейшая
делается на свете…
Гоголь
Реальное в сюжетах Гоголя соседствует с фантастическим на
протяжении всего творчества писателя. Но это явление претерпевает
некоторую эволюцию — роль, место и способы включения
фантастического элемента не всегда остаются одинаковыми.
В ранних произведениях Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»,
«Вий») фантастическое выходит на передний план сюжета (чудесные
метаморфозы, появление нечистой силы), оно связано с фольклором
(малороссийские сказки и легенды) и с романтической литературой,
которая тоже заимствовала такие мотивы из фольклора.
Отметим, что одним из «любимых» персонажей Гоголя является
«черт». Различная нечистая сила часто появляется в сюжетах «Вечеров
на хуторе близ Диканьки» в лубочно-фарсовой, не страшном, а скорее
смешном виде (есть и исключения, например, демонический колдун в
«Страшной мести»).(По исследованию Ю.Манна/ук.соч.,с…)
В произведениях более позднего периода сильнее
чувствуется мистическая тревога автора, ощущение присутствия чего-то
зловещего в мире, страстное желание победить это смехом. Д. С. Мережковский в своей работе «Гоголь и черт» выражает эту мысль
удачной метафорой: цель творчества Гоголя — «высмеять черта».
В «Петербургских повестях» фантастический элемент резко
отодвигается на второй план сюжета, фантастика как бы растворяется в
реальности. Сверхъестественное присутствует в сюжете не прямо, а
косвенно, опосредованно, например, как сон («Нос»), бред («Записки
сумасшедшего»), неправдоподобные слухи («Шинель»). Только в
повести «Портрет» происходят действительно сверхъестественные
события. Не случайно Белинскому не понравилась первая редакция
повести «Портрет» именно из-за чрезмерного присутствия в ней
мистического элемента.(По исследованию В.М.Марковича/ук.изд.с…)
Мистический элемент также характерен и для повести «Нос».
Это так называемый «гимн» одноименному органу, литературный приём, свойственный русским шуткам по поводу носа. Мы вешаем его в унынии, задираем от успеха, советуем при плохой памяти сделать на нём зарубку, и его вам утирает победитель. Писатель, который мельком сообщит, что кому-то муха села на нос, почитается в России юмористом.
С самого начала нос казался Н. В. Гоголю чем-то комическим, чем-то не совсем присущим его обладателю. Орган, который в юношеских сочинениях классика был всего-навсего карнавальной принадлежностью, взятой напрокат из дешёвой лавочки готового платья, именуемой фольклором, стал в расцвете его гения самым лучшим его союзником.
Повесть Н. В. Гоголя «Нос» была написана в 1832-1833 годах. Она подверглась жестокой и неоднократной критике, в результате ряд деталей в произведении был переделан автором, а финал повести был несколько раз изменён.
Коллежский асессор Ковалёв, также называвший себя майором для придания себе большей важности, теряет нос. На месте его остаётся лишь гладкое место. Кажется абсурдом, но повести Гоголя тем и отличаются, что несут в себе двойной смысл. Таким фантастическим событием, как побег носа от своего хозяина, автор акцентирует изъяны общества своего века. Ковалёв, который прежде всего в жизни стремится к успешной карьере, теряет свои надежды, ибо без носа «…не появишься в официальном учреждении, в светском обществе, не прогуляешься по Невскому проспекту». Тем временем Нос гуляет по городу, в качестве статского советника, что препятствует возможности Ковалёва потребовать у него срочного возвращения на его законное место. Все естественные объяснения в этой ситуации отпадают: герой убеждается в том, что не бредит, не спит, - и начинаются поиски сверхъестественного. В конце концов, утром седьмого апреля нос оказывается на своём месте, и «майор Ковалёв поспевает всюду».
Повесть «Нос» — беспощадная сатира на русское общество XIX века, где человек низкого звания в силу несправедливой социальной иерархии остаются незаметным, «маленьким». Основной замысел «Носа» был в том, чтобы показать ложные, «вывернутые наизнанку»ценности человеческого существования.
Прием фантасмагории (нос сбежал от своего хозяина) позволяет Гоголю обличить не только чинопочитание, но увидеть в противоестественных отношениях хозяина и «подчиненного» ему носа проявление духовной низости, «отпадение» человека от своего Творца.
Гоголь задал важнейшие вопросы о мире, искаженном, уродливом, в котором силу возымело зло, - в этом корень интереса к Гоголю во все позднейшие времена. Поэтому в произведениях Гоголя – «код и матрица всех двухсот последних лет новейшей истории»,по словам Анатолия Королева( «Голова Гоголя»).
Если обратиться к приемам, которые использует современная постмодернистская литература, можно увидеть своеобразный «диалог эпох». В определённом смысле, вся новейшая литература «вышла» из гоголевских творений.
К творчеству писателя как к своему непосредственному «предтексту» обращён и современный гротеск.
3.Фантасмогория в произведениях Анатолия Королева как традиция гоголевской эстетики.
Миром правят подобия, и отражение
никогда не промахнет мимо зеркала…
Анатолий Королев
Коллаж А. Королёва «Носы» - тонкая стилизация по мотивам повестей Н. В. Гоголя «Нос», «Шинель». Пародия на реальность продолжается, гротескные образы меняются, но оставляют прежнюю авторскую мысль. У майора Ковалёва, коллежского асессора, вырастает два носа. Он посещает Башмачкина, который «начинает угасать» и умирает. Рядом с ним – гротескный образ – шинель. По суждению автора, «чепуха совершенная делается на свете». На минуту Ковалёву кажется, будто он «сидит скорчившись в стеклянном пузыре на полке в Кунсткамере, где выставлены на обозрение публике чудеса природы, например, коллежский асессор в формалине с двумя носами…», а утром, без смущения, он побывал на Невском проспекте, в гостях у другого коллежского асессора, - «нет в нём никакого ущерба: оба носа на месте!».
События, образующие сюжет, остаются без всяких объяснений, как у Н. В. Гоголя, так и у А. Королёва. Их приходится воспринимать по принципу: невероятно, но факт. И приходится считать возможность невероятного свойством самой фактической реальности. Соотношение реального и фантастического может принимать различные формы; в то же время исчезновение границы между сном и явью создаёт её фантастический мир во всем его своеобразии. Всё происходит как во сне, но «сон непроницаем и выхода из него нет».
Приведем еще конкретные примеры использования Анатолием Королевым приемов фантасмагории в традициях гоголевской эстетики.
Повесть Анатолия Королева «Голова Гоголя» написана, по авторскому определению, в жанре «документальной мифологии с элементами черного юмора». Сеанс черной магии с последующим разоблачением...
Эпиграф к повести - слова В.Розанова: «Гоголь отвинтил какой-то винт внутри русского корабля, после чего корабль стал весь разваливаться. Он открыл кингстоны, после чего началось неудержимое медленное год от году потопление России» *(1)и т.д. Автор согласен с этой оценкой. Как и Розанов, он убежден, что с Гоголя началось погубление не только русской литературы, ее христианского смысла, но и России как государства вообще.
Королев обращается к мифу, согласно которому «наш великий Гоголь покоится в гробу без головы <...> даже в одной столичной газетке мелькнуло сообщение о том, что какой-то неизвестный подлец-коллекционер <...> хранит оный череп у себя на книжной полке - между гоголевских томиков. На лбу у того черепа мелко начертано "череп Н.В. Гоголя" химическим карандашом, который некоторое количество раз был обмакнут в рот»*(2). Дальше начинается фантасмагория, отчасти в духе Булгакова, с перенесениями из эпохи в эпоху: с московского кладбища 1920-х годов в окрестности парижской Бастилии в 1789 и в кабинет Сталина в 1945. Есть и черт, меняющий облики.
Начинается действие на Даниловском кладбище в Москве в 1920-е годы, когда было принято решение в связи с ликвидацией монастыря «перенести прах товарища Гоголя на новое местоположение»*(3). Некий кладбищенский комиссар по странности носит фамилию самую что ни на есть гоголевскую, Носов, а зовут его так же, как и классика, только шиворот-навыворот - Василий Николаевич. Вскрывают гроб Гоголя. «Скелет лежал лопатками вверх, в черном сюртуке, затылок отчаянно охватывали кости рук и фаланги пальцев, которые при свете вдруг с мертвым шорохом скользко осыпались с черепа. <...> Одетый в цивильный сюртук, утверждает легенда, скелет был обут в дорожные хромовые сапоги»*(4). Комиссар позарился на сапоги Гоголя, его же, комиссаровы, сапоги оказываются в гробу. В связи с этим автор рассуждает: «В онтологии гоголевского мироздания непробудный сон - это смерть, поручик всегда немножко черт на посылках, а сапог - дно человека, душа грешника, мертвая падшая душа, которую примеривает сатана на полных правах владельца. Стать сапогами черта - вот, по Гоголю, крайность отпадения от Бога»*(5).
*А. Королев «Голова Гоголя»/ «Знамя»№7 1992 г.//*1-5:с.7,9,10,11
И конечно, на кладбище появляется черт. Он заставляет комиссара отрезать голову Гоголя и запускает ее, как кегельный шар, в прошлое, «куда-то все дальше и дальше в историческую перспективу»*(1).
Мы переносимся во Францию, в конец XVIII века, в эпоху Французской революции, когда, как пишет Королев, произошел первый бунт хама и когда впервые была отрублена голова при помощи гильотины. В отрезании головы коменданту Бастилии Королев видит «код и матрицу всех 200 лет новейшей истории <...> здесь роковая дверь XX века, вот они, гибельные ключи от нашей бездны*(2)».
А.Королев хочет показать, когда первые предвестия этой сатанинской опасности появились в России. В одном из эпизодов происходит разговор комиссара Носова с чертом. Черт излагает розановские взгляды на Гоголя - о том, что Гоголь « сорвал с резьбы какой-то винт внутри русского корабля».
В повести «Голова Гоголя» гротеск является художественной доминантой и реализуется на основных уровнях произведения: жанровом, сюжетно-композиционном, идейно-тематическом. В этой повести А. Королёв неоднократно обращается к вопросу о специфике жанра, определяя повествование через спектр форм, таких как: «документальная мифология с элементами чёрного юмора», «московская фантасмагория», «тетрис» («театр истории»), «мистерия усекновений». Каждое из типов повествований в той или иной мере актуализирует гротеск гоголевского предтекста.
Мистико-фантасмагорический вектор «гоголевского текста» обусловливает форму его интерпретации А. Королёвым: « Форма произведения также соответствует объекту художественного повествования: роман соединяет фантастику, гротеск, не предлагает позитивного образного идеала»*(3).
Отправной сюжетной точкой является завязка. Она воскрешает события послереволюционной действительности, связанные с решением совнаркома «перенести прах товарища Гоголя на новое местоположение и вместо креста установить на его могиле что-нибудь такое, что не бросает религиозной тени: бюст ли, статую, либо взятую отдельно голову»*(4)
*1-2 ,4 А.Королев «Голова Гоголя»,ук.изд./с.16 ,9
*3 А.Королев «Литература без критики»
Исторический факт перезахоронения Н. В. Гоголя на Новодевичьем кладбище в 1925 году послужил основой гротескной «байки» в духе «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Об этом намекает и плутоватый рассказчик, порой похожий на Рудого Панька: «История же с черепом Гоголя приключилась чёрт знает какая, самая что ни есть гоголевская». Рядом с гротескным началом в повести сквозной темой проходит серьёзное философское раздумье автора о гоголевском «коде» в истории русской и мировой культуры: «А ведь обстоятельства, связанные с его злосчастной головой - код и матрица всех двухсот последних лет новейшей истории, - здесь роковая дверь в ад двадцатого века».
Главные персонажи «кладбищенской мистерии» - это «комиссар по московским кладбищам» Василий Николаевич Носов и писатель-сатирик, «старый циник», Лялин. Рукою «революционного хама» при эксгумации с покойника были сняты сапоги, а «писакой беллетристом» был срезан лоскут с сюртука покойного – «на обложку для коллекционного томика «Мёртвых душ». Сцены на кладбище написаны в узнаваемом стиле гоголевского гротеска с элементами мистики и скрытого за ужасом комизма: «… тут же сапоги покойника сами спрыгнули на землю. Лжегоголь поддал ногой крышку, которая встала на дыбы с конским ржанием…
- Так вы разве не умерли? – совсем ошалел комиссар.
- Я бессмертен, - отрезал Гоголь. – Бери лопаты. Скоро полночь»*(1).
Здесь комиссар Носов лицом к лицу встречается с чёртом, принимающим обличья то странного кладбищенского сторожа, то самого Лже-Гоголя, то леденящей кровь говорящей маски (что является визитной карточкой гоголевского гротеска). Слушая мистическую «маску», комиссар переживает странную метаморфозу: из интеллектуального невежды, «зародыша человека», он сразу приходит к полному «расцвету мыслей».
*(1)А.Королев «Голова Гоголя»,ук.изд.с.13
Носов – сквозной образ – alter ego сатаны.
В качестве эпиграфа А. Королёв выносит слова В. Розанова, ставшие лейтмотивом повести: «Гоголь отвинтил какой-то винт внутри русского корабля <…>»*(1). Пересыпая свою речь цитатами, бес «обыгрывает» этот лейтмотив в различных культурно-исторических ситуациях. Так, череп покойного классика оказывается в руках Лже-Гамлета. «Гоголь» гротескно перевёрнут «вниз»: «Прав Розанов, отвинтил винт, отвинтил!»*(2).
Поэтика гротеска даёт возможность материализовать такие идиомы, как: «голова гения», «мистический писатель», «бессмертный классик». Таков гротескный механизм развития сюжета.
Голова Гоголя, гротескно трансформированная бесом в огромный шар для боулинга, становится «пробным шаром» на игровом поле человеческих идей и судеб: «Ай да шар! – воскликнул чёрт, поймав череп, брошенный Василием Николаевичем, - ни одна кегля не устоит!»*(3).
Голова Гоголя – многозначный образ. Гоголь в повести, как и чёрт, его неизменный спутник, - бессмертен. Его присутствие угадывается за собирательным образом Василия Николаевича Носова. Фамилия центрального персонажа обыгрывает знаменитый гоголевский «нос»; его имя и отчество – «вывернутое шиворот-навыворот» имя и отчество классика. Герой ассоциативно связывается с фигурой писателя.
*1-3 А.Королев «Голова Гоголя»/ ук. изд., с.7,35,15
4.Итоги сопоставления.
После обращения к произведениям Анатолия Корлева по «гоголевской теме» в связи с традицией фантасмагории можно сделать некоторые выводы по итогам сопоставления.
Анатолий Королёв рассматривает важнейшие вопросы, поставленные
Н. В. Гоголем перед русской культурой в широком литературно-историческом контексте, на перекрёстке разных эпох, стилей; реальности и фантасмагории.
Различные аспекты этих произведения стали предметом исследования целого ряда учёных и писателей.
Мифологизация фигуры писателя в произведениях А. Королёва анализируется на трёх основных уровнях.
Первый уровень отображает образ Н. В. Гоголя как героя легенд инфернальной направленности, закрепившихся в массовом сознании (захоронение писателя живым, вскрытие могилы, похищение из гроба некоторых вещей и исчезновение головы гения).
Второй – обыгрывает миф о Н. В. Гоголе, сложившийся в русской художественной литературе, а также влияние классика на отдельных писателей.
А. Агеев считает А. Королёва скорее одним из немногих наследников классических традиций русской литературы, поскольку писателя занимают вечные «проблемы Добра и Зла, Свободы и Красоты, Бога и Языка»: «Королёв трагическую основу бытия чувствует очень остро…». *
Повесть А. Королёва предстает как феномен русского постмодернизма Сам Анатолий Королёв в подходах к анализу произведения опирается на интерпретации текста, позволяющие выявить основные приемы поэтики Гоголя, а после использовать их в духе гоголевского «гротескного реализма» с целью изображения и обличения скрытых явлений действительности: «Новый текст всегда формирует критерии собственной
*А.Агеев «Кто спит в лодке»/«Знамя»№9 2006 г
самооценки по ходу дела, ключи положены внутри произведения как сумма законов данного высказывания, их необходимо вскрывать изнутри, помня пушкинское кредо: судить художника по законам, которые он сам над собой поставил».*
Этот подход он положил и в основу своего понимания «гоголевского текста». Поэтому гоголевский гротеск во многом определяет характер поэтики произведений А. Королёва.
*А.Королев ««Знамя» «Критика без литературы» №7 ,2001г.
Биографическая справка об Анатолии Королеве
(приложение)
24.09.1946
Род. в г. Свердловск в семье служащих. Окончил филол. ф-т Пермского ун-та (1970) и Высшие театральные курсы (1981). Работал на Пермском телевидении (1964-66), в пермской газете “Молодая гвардия” (1972-76).
Печатается с 1978: повесть “Рисунок на вольную тему” в ж-ле “Урал”. Автор кн. прозы: Страж западни. Повесть. М., "Молодая гвардия", 1984; Ожог линзы. Повесть и рассказы. М., "Сов. писатель". 1988; Блюстители неба. Научно-фантастич. роман. Пермское изд-во, 1992; Избранное. М., “Терра”, 1998; Охота на ясновидца. Роман. М., “Гелеос”, 1998; Голова Гоголя. Роман. Дама пик. Носы. Коллажи. М., “XXI век – Согласие”, 2000; Человек-язык. Роман. М., “Текст”, 2001. Опубликовал в ж-лах: Гений местности. Повесть о парке. - "Нева". 1990, № 7; Голова Гоголя. Повесть. - "Знамя". 1992, № 7; Эрон. Роман. - "Знамя", 1994, №№ 7-8; Человек-язык. Роман. – “Знамя”, 2000, № 1. Его радиопьесы "Ночные голоса" (1984), "Транзитный перелет" (1989), "Невеста револьвера" (1990) поставлены в Москве, Таллинне, Братиславе, Кельне и Варшаве. Кроме того, пишет философские этюды и литературоведческие эссе, публикуя их в “ОГ”, в ж-лах “Знамя” (1994, №№ 4, 10). Произведения К. переведены на словацкий (1989), немецкий (1992), французский (1994), польский (1996) языки.
Член СП СССР (1991), Русского ПЕН-центра (1997).
Премия фонда "Знамя" (1994).
Библиография по теме:
4.Итоги сопоставления.
После обращения к произведениям Анатолия Корлева по «гоголевской теме» в связи с традицией фантасмагории можно сделать некоторые выводы по итогам сопоставления.
Анатолий Королёв рассматривает важнейшие вопросы, поставленные Н. В. Гоголем перед русской культурой в широком литературно-историческом контексте, на перекрёстке разных эпох, стилей; реальности и фантасмагории.
Различные аспекты этих произведения стали предметом исследования целого ряда учёных и писателей.
Мифологизация фигуры писателя в произведениях А. Королёва анализируется на трёх основных уровнях.
Первый уровень отображает образ Н. В. Гоголя как героя легенд инфернальной направленности, закрепившихся в массовом сознании (захоронение писателя живым, вскрытие могилы, похищение из гроба некоторых вещей и исчезновение головы гения).
Второй – обыгрывает миф о Н. В. Гоголе, сложившийся в русской художественной литературе, а также влияние классика на отдельных писателей.
А. Агеев считает А. Королёва скорее одним из немногих наследников классических традиций русской литературы, поскольку писателя занимают вечные «проблемы Добра и Зла, Свободы и Красоты, Бога и Языка»: «Королёв трагическую основу бытия чувствует очень остро…». *
Повесть А. Королёва предстает как феномен русского постмодернизма Сам Анатолий Королёв в подходах к анализу произведения опирается на интерпретации текста, позволяющие выявить основные приемы поэтики Гоголя, а после использовать их в духе гоголевского «гротескного реализма» с целью изображения и обличения скрытых явлений действительности: «Новый текст всегда формирует критерии собственной
*А.Агеев «Кто спит в лодке»/«Знамя»№9 2006 г.
самооценки по ходу дела, ключи положены внутри произведения как сумма законов данного высказывания, их необходимо вскрывать изнутри, помня пушкинское кредо: судить художника по законам, которые он сам над собой поставил».*
Этот подход он положил и в основу своего понимания «гоголевского текста». Поэтому гоголевский гротеск во многом определяет характер поэтики произведений А. Королёва.
Биографическая справка об Анатолии Королеве
(приложение)
24.09.1946
Род. в г. Свердловск в семье служащих. Окончил филол. ф-т Пермского ун-та (1970) и Высшие театральные курсы (1981). Работал на Пермском телевидении (1964-66), в пермской газете “Молодая гвардия” (1972-76).
Печатается с 1978: повесть “Рисунок на вольную тему” в ж-ле “Урал”. Автор кн. прозы: Страж западни. Повесть. М., "Молодая гвардия", 1984; Ожог линзы. Повесть и рассказы. М., "Сов. писатель". 1988; Блюстители неба. Научно-фантастич. роман. Пермское изд-во, 1992; Избранное. М., “Терра”, 1998; Охота на ясновидца. Роман. М., “Гелеос”, 1998; Голова Гоголя. Роман. Дама пик. Носы. Коллажи. М., “XXI век – Согласие”, 2000; Человек-язык. Роман. М., “Текст”, 2001. Опубликовал в ж-лах: Гений местности. Повесть о парке. - "Нева". 1990, № 7; Голова Гоголя. Повесть. - "Знамя". 1992, № 7; Эрон. Роман. - "Знамя", 1994, №№ 7-8; Человек-язык. Роман. – “Знамя”, 2000, № 1. Его радиопьесы "Ночные голоса" (1984), "Транзитный перелет" (1989), "Невеста револьвера" (1990) поставлены в Москве, Таллинне, Братиславе, Кельне и Варшаве. Кроме того, пишет философские этюды и литературоведческие эссе, публикуя их в “ОГ”, в ж-лах “Знамя” (1994, №№ 4, 10). Произведения К. переведены на словацкий (1989), немецкий (1992), французский (1994), польский (1996) языки.
Член СП СССР (1991), Русского ПЕН-центра (1997).
Премия фонда "Знамя" (1994).
Библиография по теме:
Как нарисовать черёмуху
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Тигрёнок на подсолнухе
Новый снимок Юпитера
Лиса и волк