Эссе на тему "Образ культурного петербуржца-миф или реальность?" представлено на 8 городских Лихачевских чтениях (г.Санкт-Петербург).Получило диплом 3 степени.
Вложение | Размер |
---|---|
esse_kruglovoy_poliny_chteniya.docx | 35.36 КБ |
VIII ГОРОДСКИЕ ЛИХАЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ
2013|2014 учебный год
«Воспитание, как привычка»
Эссе на тему:
« Миф или реальность - культурный образ петербургского /ленинградского жителя?»
Выполнила: Круглова Полина ученица 10 а класса ГБОУ школы №489 Московского района СПБ
Руководитель: Бойкова В.Ю., учитель истории и обществознания школы №489 Московского
района СПБ
2014 г.
Считается, что петербуржцы — особенные, непохожие на жителей ни одного из других русских городов, люди. Типичные петербургские старушки, всегда опрятные и кокетливые, воспитанные молодые люди, поражающие своей вежливостью, образованные, готовые рассказать многое о своём городе .На протяжении столетий Санкт-Петербург несёт статус культурной столицы. Остались ли петербуржцы всё такими же интеллигентными или особенная культура, воспитанность- лишь устоявшийся «имидж» нашего города? Что является основой петербургской культуры и воспитанности? Попробуем ответить на эти вопросы
Начну с краткого исторического экскурса ,так как это позволит определить основы культуры и воспитанности петербуржцев. Санкт-Петербург родился культурным. Город именно родился, как цельное творение, единое воплощение великого замысла. Задуманный и основанный Петром Великим ,как парадиз, Санкт-Петербург уже за первое десятилетие своего существования украшается такими музеями, как Военно-исторический, музей артиллерии инженерных войск и войск связи, Центральный военно-морской музей, Кунсткамера,в городе был заложен Летний сад, давались театральные представления.. Как писал Н.Агнивцев:
…И в два счета -
Движеньем Царской длани - вдруг –
Из грязи невского болота -
Взлетел ампирный Петербург.
Государь стремился сделать страну развитой, достойной, не уступающей европейским державам : « Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы.»...(1). Пётр вывел не только всю страну, но и Петербург на новый уровень и в культуре и в военном деле. В его правление к берегам Невы «причалило» европейское образование. В Петербурге открылись учебные заведения, ориентированные на светские знания, начала свою работу первая общественная библиотека, стала действовать Академия наук. Новый город-Петербург стал столицей не только благодаря военно-политической стратегии Петра, но также и потому, что здесь стремительно развивалась культура.
Дело отца продолжала императрица Елизавета Петровна. Огромные средства выделялись из казны на обустройство царских резиденций в Стрельне и Петергофе. Правление Елизаветы ознаменовано постройкой Зимнего дворца, в котором позже расположился музей Эрмитаж. В 1757 году была открыта Императорская Академия художеств.
Огромный вклад в развитие Петербурга как культурной столицы внесла Екатерина II Великая. Уже в первые годы её правления был основан ряд учебных заведений, в том числе первые в России женские Смольный институт благородных девиц (1764 г.) и Екатерининское училище. Следом был открыт Новодевичий институт для воспитания мещанских девиц : Екатерина активно занялась решением проблем образования. При ней построены :здание Академии Художеств, Малый Эрмитаж, Эрмитажный театр. Екатерина развивала очень многие области искусства — архитектуру, музыку, живопись и прочие. Во время её правления в Санкт-Петербурге открылась Императорская публичная библиотека (ныне Российская национальная библиотека). Стоит сказать также, что Екатерина II пыталась «европеизировать» Россию: проповедовала среди русского дворянства философию европейского Просвещения.
Уже с 18 века формировались особые принципы петербургского образования и воспитания. В 18-19 веках создавались учебные заведения для дворян, которые ставили цель - не только обучить и выпустить профессионала, но, как прописано в одном из уставов: «Взрастить человека здорового, гибкого, крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твёрдость, неустрашимость», вводились «твёрдые правила, по которым назначено принимать, воспитывать, обучать юношество благородное». Несмотря на европеизацию России, главная задача была воспитывать истинных патриотов своей страны, при этом образованных в области мирового культурного наследия .В Санкт-Петербургском университете в умы студентов закладывалась научные знания, а в души их –нравственные ценности ,из которых складывался особый менталитет петербуржца: честь, высота помыслов, стремление к творческому саморазвитию ,чуткость к ближнему. Совокупность этих свойств души мы можем определить словом интеллигентность-качество истинных петербуржцев.
Когда я рассуждаю о петербуржцах и их культуре, мне представляются люди высшего света-дворянского сословия, а также разночинцы ,то есть те ,кто составил особый слой петербургской интеллигенции .Но Петербург может быть ,как «блистательным» ,так и городом «униженных и оскорбленных» .Это город противоречивый, город, сочетающий в себе не только разные культуры, но даже разные миры. Люди трущоб, подвалов, рабочих бараков-один мир, петербургская интеллигенция, возвышенная ,эстетствующая и философствующая-совершенно иной. Город контрастов .И эти контрасты близились к столкновению и смешению…
Монархия приходила к закату, классовые противоречия нарастали. Это не было случайностью. Либерализация взглядов и демократизация образования при Александре 2 привела к формированию радикальных течений, которые начали расшатывать существующие в России и в Петербурге нравственные ценности. В начале 20 века Петербург оказался эпицентром сложных и страшных событий: Кровавое воскресенье , февральская революция, наконец ,октябрьская социалистическая революция. События 1 Мировой войны привели к смене названия города в связи с отрицанием всего немецкого- имя городу дано на русский манер-Петроград. Революционный переворот под руководством В.И. Ленина привел к смене политического строя России. Менялись все устои общества, всё было новым : идеология, быт, культура. Петроград перестаёт быть столицей и принимает новое имя — Ленинград. Определяя город, как город Ленина, большевики акцентировали внимание на его величии и уникальности. Несмотря на смену многих ценностных ориентиров и промышленную ориентацию советского Ленинграда, он продолжал оставаться культурным центром, духовным оплотом советской страны.
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Город со всех сторон был окружён вражескими силами. Для ленинградцев настал тяжёлый период: голод, холод, постоянные бомбёжки и артобстрелы. Но, несмотря на блокаду, в городе продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь. В Ленинграде проходили концерты. Ленинградские учёные совершали открытия, ослабевшие учителя давали уроки голодным ученикам. В православных храмах проводились богослужения (советская власть позволила церкви возобновить деятельность для поднятия морального духа ) . В такой сложный период, нравственность голодных, измученных людей приобрела новое, еще более высокое содержание! Кажется, вся природа ленинградцев восстала против ига захватчиков, рассчитывавших на моральный распад города. Ленинградцы не сдались. Они знали-их город-образец, эталон, пример. Выжить нужно не для себя, а для великого дела-дела Победы! Город выстоял, благодаря особому духу своих жителей, которые, не взирая на ужасы войны, хранили культуру и с честью несли гордое звание-ленинградцы.
Что же можно сказать об уровне культуры и воспитанности современных петербуржцев? Удивительный синтез русской души и европейского этикета-можно ли по-прежнему применить к нам эти слова?
Наш город ,непохожий ни на один другой русский город, по сей день считается «культурной столицей» России. Приехав в Санкт-Петербург, человек сразу попадает в «музей под открытым небом»: дома, мосты, скверы, решётки, каналы. Красота! Истинный город-парадиз! Редко кого Петербург оставляет равнодушным .Но как бы прекрасен ни был город, речь не о нём. Речь о людях, здесь живущих, ведь именно они формируют, «лепят» впечатление о городе. Что же отличает современного петербуржца от жителя другого города? Это целый комплекс особенностей: и речь, и поведение, и некоторые привычки, особенности мышления, ценностные ориентиры. Это особый менталитет-петербургский! Считается, что образ петербуржца — это образ культурного, воспитанного, эрудированного, интересующегося и очень интеллигентного человека. Таким он и должен быть, ведь красота города — это лишь оправа, сверкать в которой, подобно драгоценной россыпи, должны петербуржцы. Поэтому любовь к родному городу, воспитанность, уважение к другим людям маленьким петербуржцам начинают прививать ещё в детстве. Родители ходят со своими детьми в музеи, театры, гуляют по городу, показывая дворцы, скульптуры, скверы, рассказывают о судьбах выдающихся людей. В детском саду и школе ребенок получает знания о Санкт-Петербурге, понимание того, почему надо быть культурным и вежливым. На сегодняшний момент даже существует концепция «Воспитание петербуржца XXI века», которая предполагает формирование у воспитанников и учащихся: нравственности , патриотизма, толерантности готовности к позитивной личностной и профессиональной самореализации ;осознанной потребности в здоровом образе жизни.»...(2)Согласно этой концепции ,уже выпускник детского сада должен быть знаком с культурой общения, толерантностью, иметь представление о нравственных нормах, правилах, научен ценить петербургскую, русскую, мировую культуру.
Петербуржцы всегда были наделены особыми этическими качествами, обладали особым эстетическим вкусом. Город и сейчас стремится сохранить за собой статус культурной столицы: проводятся городские концерты ,выставки, развивается музейная ,театральная и , конечно, научная жизнь. Но каковы перспективы, сможет ли город сохранить и дальше, пронести через века этот высокий статус?
Кого сегодня мы называем петербуржцами? Тех коренных жителей, которые живут в центре города или всех, кто создает петербургскую новую культуру и бережно хранит особые духовные ценности и традиции города? Сейчас ,мы знаем, очень болезненна проблема миграции в мегаполисы, в том числе и в наш город. Это не новая тенденция, вспомним хотя бы приток выходцев из крестьян, приходящих в город на заработки со времени развития капитализма в стране и ,соответственно, появлению ,в городе большого количества промышленных предприятий .Но сегодня эта проблема стоит более остро. Истинно петербургского населения становится все меньше, а приезжих, причем не только из России ,все больше. Наш город всегда был многонациональным, многоконфессиональным. Новые силы вливались, пополняли и обогащали городскую жизнь ,как- будто в единое огромное панно вливались новые сюжеты и свежие краски. Общая же картина оставалась гармоничной. Так было в истории Санкт-Петербурга, потому что культура петербуржцев доминировала, приводила приезжих к единому, общекультурно-петербургскому знаменателю. Что же сейчас? У меня возникает здесь историческая ассоциация с Древним Римом и варварами. Нет, я не хочу, приезжих так назвать, тем более, что моя семья тоже не имеет петербургских корней. Просто , очень волнует вопрос: кто победит, какое начало станет главным в этой этническо-религиозно-культурной ассимиляции. Насколько силен стержень петербургской культуры и воспитанности , чтобы выстоять, пропустить через себя, как через фильтр, все приходящее, оставив только нравственно и эстетически ценное, да еще и дать возможность приезжим не только называться , но и стать петербуржцами? Стать, то есть полюбить город и уметь бережно относиться к его наследию, участвовать в создании нового культурного пласта. Ведь ни один город не может жить лишь прошлым. Модернизация всех сфер жизни утверждает интерактивную реальность. Город –музей должен быть живым, дышащим, развивающимся .К чему же все-таки приведет новая волна ассимиляции, сложно сказать…Процесс запущен, остается…нет, не ждать ,а действовать самим ,потому как наша задача- сохранить и преумножить петербургскую культуру.
Проблема сохранения наследия и формирования новых культурно-нравственных традиций заключается и в том, что сегодня существует тенденция стандартизации культуры в мире, в России, в Петербурге. Мы подавлены СМИ, шаблонами ,которые пытаются выдать за культурные универсалии, и часто теряем чувство национальной и петербургской самоидентификации. Это страшно. Если современная молодежь растворится в этих усредняющих, навязываемых принципах жизни, потребительские ценности поглотят нас, то прогнозы относительно культуры петербуржцев будут плачевными.
Действительно, миф или реальность образ культурного петербуржца? Хочется верить ,что реальность, а течение жизни, все чаще указывает, что миф. "Современный человек и современный город в принципе уходят от культуры, — говорит Александр Сокуров. — Уходят от культуры в сторону чего-то усредненного. Дело в том, что культура требует готовности от самого народа, готовности быть носителем культуры".»...(3)
В первую очередь меня интересует состояние культуры молодежи, так как дальше творить историю города нам. Еще несколько лет назад, молодые люди мало интересовалась культурным богатством своего города: мало читали, редко посещали музеи, театры, выставки, имели скупые знания о своём городе, редко выбиралась в исторический центр Санкт-Петербурга, ограничиваясь существованием в своих микрорайонах. Но сейчас, мне кажется , дело сдвинулось с «мертвой точки»: быть умным, культурным, образованным стало «модно». Петербургские юноши и девушки стали читать книги, пытаться красиво говорить. Разбираться в истории и литературе стало «престижно». Конечно, такого рода мотивация, как мода и престиж очень шаткие, но возможно, хотя бы для кого-то это станет импульсом для истинного приобщения к культурным ценностям. Поэтому именно сейчас, на волне поднимающегося интереса молодёжи к истории и ценностям своего города, так важно приобщать юных петербуржцев к культурной жизни :организовывать больше свободных выставок, привлекать к сохранению красоты города, проводить мероприятия, затрагивающие душевные струны и актуальные проблемы молодежи на примере классических образцов петербургской культуры…
Настоящий год объявлен годом культуры. Настало время остановиться и подумать ,как и куда мы идем. Культура ,как известно, развивается во взаимовлиянии традиционного и новаторского начала. Традиции у нас есть .Но сможем ли их сохранить ,передать последующим поколениям? Еще более сложный вопрос-можем ли мы, горожане, стать новаторами, вдохнуть новые силы в петербургскую культуру? Если мы, коренные петербуржцы и жители города, будем осознавать эти потребности-хранить и создавать ,если мы сможем противостоять стандартизации и психологии обывателя –потребителя, если будем вспоминать о назначении нашего города и сознавать свою роль в его судьбе, культура петербуржца останется реальностью, развеяв страшные мифы ,а город сохранит свое лицо .Лицо, не похожее ни на какие другие лица мира!
Сноски:
1) http://tsitaty.org/tsitaty-petra-1/
2.)Концепция «Воспитание петербуржца XXI века»
Список использованной литературы:
1) http://tsitaty.org/tsitaty-petra-1/
2.)Концепция «Воспитание петербуржца XXI века»
3.) «5 причин, по которым Петербург не станет культурной столицей» Евгений Бабушкин,
http://www.mr7.ru/articles/51784/
Рисуем акварельное мороженое
Зимняя сказка
Фильм "Золушка"
Круговорот воды в пакете
Ласточка. Корейская народная сказка