Творческая работа посвящена русской эмиграции. В наше время эта тема доступна, т.к. изменения в общественной жизни нашей страны позволяют по-новому подойти к изучению многообразия судеб и взглядов россиян, оказавшихся за рубежом. Сегодня, когда мы переосмысливаем наше прошлое, мучительно избавляемся от привычных стереотипов и уже можем оценить произошедшее, русское зарубежье предстает перед нами во всем его многообразии. Это наша общая драма и трагедия, не до конца раскрытая и осознанная. Это часть русского сердца и разума, как злого, так и благородного.
Актуальность исследования обусловлена проблемой эмиграции в современных условиях нашей страны, которая приобрела особую политическую актуальность в связи с глубоким кризисом национального самосознания, поразившим российское общество. Преодоление этого кризиса возможно только на здоровой основе патриотизма, на четко выраженной национальной идее, цель которой - объединить россиян в их служении Родине, в стремлении своими действиями служить ее истинным интересам, помочь ее сплочению, преодолению центробежных тенденций, защите суверенитета. Таким образом, актуальность темы исследования в современных условиях определяется поисками общей национальной идеи, способной сплотить российское общество, находящееся в социальном и политическом кризисе.
Научная новизна темы исследования состоит в анализе значения патриотических идей и идеологических принципов русской эмиграции в создании идеологической структуры российского общества, обеспечивающей верные ориентиры политического развития в современных условиях.
Степень научной разработанности поставленной проблемы можно охарактеризовать следующим образом. Изучение эмиграции в СССР, несмотря на все ограничения, началось уже с 20-х гг. В отечественной периодической печати нередко печатаются мемуары видных деятелей зарубежья. Можно назвать такие журналы, как «Пролетарская революция», «Красный архив», «Война и революция», «Летопись революции», «Военный вестник» и другие. Изменения происходят в конце 20-х - начале 30-х гг., когда тема российской эмиграции становится запретной, а те редкие упоминания, что и существуют, носят исключительно негативный оттенок. Это объясняется как изменениями в политической ситуации внутри страны, так и осложнением внешнеполитической обстановки, назреванием нового мирового конфликта, в котором большая часть русского зарубежья готовилась занять антисоветские позиции.
Вторая половина 50-х и начало 60-х гг. принесли некоторое усиление внимания общества так и науки к теме эмиграции. Появляется книга Д. Мейснера [11], работника Русского Заграничного исторического архива. 70-е гг. стали периодом более пристального изучения русского зарубежья. В отечественной историографии тема эмиграции поднималась рядом ученых, но, к сожалению, стала одной из приоритетных тем отечественной науки. Изменение политической системы СССР в эпоху «перестройки» сопровождалось появлением многочисленных публикаций различных произведений эмигрантских авторов, значительным расширением источниковой базы исследований и ростом числа исследователей, получивших доступ к ранее закрытым архивам и библиотечным фондам.
Поэтому в XXI веке, необходимо глубокое и основательное изучение проблемы Российского зарубежья, что продиктовано постепенным сближением «русского рассеяния» с исторической Родиной и, следовательно, развитием нового этапа международных отношений. Прошлое России «крайне политизировано и “раздергано” на идеологические цитаты (часто понимаемые разными людьми с точностью до противоположного)». Для преодоления данного положения «необходима тонкая культурная терапия», чтобы потомки и «красного комиссара», и «белого офицера» ощущали себя наследниками общей истории России.
Проведенный анализ степени разработанности темы показал, что в настоящее время возникла необходимость качественно нового исследования, позволяющего целостно изучить русскую эмиграцию и белогвардейское движение. Выявить практическое значение развития патриотических идей и принципов эмиграции в создании идеологической структуры современного российского общества, обеспечивающей верные ориентиры политического развития в современных условиях.
Цель выполненного мною исследования состоит в осмыслении теоретико-методологического значения русской эмиграции в контексте современного этапа системной модернизации России.
Задачи исследования можно сформулировать следующим образом:
─ исследовать особенности и тенденции развития патриотических идей и принципов в русском зарубежье;
─ провести анализ современных научных оценок теоретического вклада русской эмиграции в формирование основ российского патриотизма.
Объект исследования: люди и их белоэмигрантская деятельность по сохранению русской идентичности в зарубежье.
Предметом исследования является анализ значения патриотических идей и идеологических принципов русской эмиграции в идеологии современного российского общества.
Методика исследования заключалась в использовании широкого круга источников по истории белоэмигрантского движения. Привлекались материалы, как опубликованные, так и впервые извлеченные из фондов государственных и ведомственных архивов Российской Федерации. Для выполнения научной работы я использовала журнальные статьи, литературу и интернет.
Изучение этого вопроса, способствует повышению моего национального самосознания и способствует переосмысливанию прошлого нашей страны, позволяет избавиться от привычных стереотипов оценки прошлого
Вложение | Размер |
---|---|
idei_likhacheva_i_sovremennost_1.docx | 50.77 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ № 514 г. Санкт-Петербург
195220 Санкт-Петербург, пр. Непокоренных д.12, корп. 2.
Телефон: 534-49-19 или 534-49-18.
Всероссийский конкурс старшеклассников
«Идеи Д.С. Лихачева и современность»
Судьба русской эмиграции ХХ века
Творческая работа
ученицы 11 класса
ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга
Гергуль Оксаны Станиславовны
Педагоги - наставники: учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга Калугина Светлана Александровна, Чугурова Любовь Васильевна, учитель русского языка и литературы
sv.kalyg@mail.ru тел. 8-921-551-74-64
Санкт-Петербург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …2
Глава 1. Причины русской эмиграции 5
Глава 2. Развитие патриотических идей русской эмиграции ..15
Заключение ..21
Список использованных источников ..23
ВВЕДЕНИЕ
Было все - и тюрьма, и сума,
В обладании полном ума,
В обладании полном таланта,
С распроклятой судьбой эмигранта….
Георгий Иванов
Свою работу я бы хотела посвятить русской эмиграции. В наше время эта тема доступна, т.к. изменения в общественной жизни нашей страны позволяют по-новому подойти к изучению многообразия судеб и взглядов россиян, оказавшихся за рубежом. Сегодня, когда мы переосмысливаем наше прошлое, мучительно избавляемся от привычных стереотипов и уже можем оценить произошедшее, русское зарубежье предстает перед нами во всем его многообразии. Это наша общая драма и трагедия, не до конца раскрытая и осознанная. Это часть русского сердца и разума, как злого, так и благородного.
Актуальность исследования обусловлена проблемой эмиграции в современных условиях нашей страны, которая приобрела особую политическую актуальность в связи с глубоким кризисом национального самосознания, поразившим российское общество. Преодоление этого кризиса возможно только на здоровой основе патриотизма, на четко выраженной национальной идее, цель которой - объединить россиян в их служении Родине, в стремлении своими действиями служить ее истинным интересам, помочь ее сплочению, преодолению центробежных тенденций, защите суверенитета. Таким образом, актуальность темы исследования в современных условиях определяется поисками общей национальной идеи, способной сплотить российское общество, находящееся в социальном и политическом кризисе.[1], [12].
Научная новизна темы исследования состоит в анализе значения патриотических идей и идеологических принципов русской эмиграции в создании идеологической структуры российского общества, обеспечивающей верные ориентиры политического развития в современных условиях.
Степень научной разработанности поставленной проблемы можно охарактеризовать следующим образом. Изучение эмиграции в СССР, несмотря на все ограничения, началось уже с 20-х гг. В отечественной периодической печати нередко печатаются мемуары видных деятелей зарубежья. Можно назвать такие журналы, как «Пролетарская революция», «Красный архив», «Война и революция», «Летопись революции», «Военный вестник» и другие. Изменения происходят в конце 20-х - начале 30-х гг., когда тема российской эмиграции становится запретной, а те редкие упоминания, что и существуют, носят исключительно негативный оттенок. Это объясняется как изменениями в политической ситуации внутри страны, так и осложнением внешнеполитической обстановки, назреванием нового мирового конфликта, в котором большая часть русского зарубежья готовилась занять антисоветские позиции.
Вторая половина 50-х и начало 60-х гг. принесли некоторое усиление внимания общества так и науки к теме эмиграции. Появляется книга Д. Мейснера [11], работника Русского Заграничного исторического архива. 70-е гг. стали периодом более пристального изучения русского зарубежья. В отечественной историографии тема эмиграции поднималась рядом ученых, но, к сожалению, подчас рассматривалась слишком односторонне и предвзято.
История, русской эмиграции XX века стала одной из приоритетных тем отечественной науки. Изменение политической системы СССР в эпоху «перестройки» сопровождалось появлением многочисленных публикаций различных произведений эмигрантских авторов, значительным расширением источниковой базы исследований и ростом числа исследователей, получивших доступ к ранее закрытым архивам и библиотечным фондам.
Поэтому в XXI веке, необходимо глубокое и основательное изучение проблемы Российского зарубежья, что продиктовано постепенным сближением «русского рассеяния» с исторической Родиной и, следовательно, развитием нового этапа международных отношений. Прошлое России «крайне политизировано и “раздергано” на идеологические цитаты (часто понимаемые разными людьми с точностью до противоположного)». Для преодоления данного положения «необходима тонкая культурная терапия», чтобы потомки и «красного комиссара», и «белого офицера» ощущали себя наследниками общей истории России.
Проведенный анализ степени разработанности темы показал, что в настоящее время возникла необходимость качественно нового исследования, позволяющего целостно изучить русскую эмиграцию и белогвардейское движение. Выявить практическое значение развития патриотических идей и принципов эмиграции в создании идеологической структуры современного российского общества, обеспечивающей верные ориентиры политического развития в современных условиях.
Цель выполненного мною исследования состоит в осмыслении теоретико-методологического значения русской эмиграции в контексте современного этапа системной модернизации России.
Задачи исследования можно сформулировать следующим образом:
Объект исследования: люди и их белоэмигрантская деятельность по сохранению русской идентичности в зарубежье.
Предметом исследования является анализ значения патриотических идей и идеологических принципов русской эмиграции в идеологии современного российского общества.
Методика исследования заключалась в использовании широкого круга источников по истории белоэмигрантского движения. Привлекались материалы, как опубликованные, так и впервые извлеченные из фондов государственных и ведомственных архивов Российской Федерации. Для выполнения научной работы я использовала журнальные статьи, литературу и интернет.
Изучение этого вопроса, способствует повышению моего национального самосознания и способствует переосмысливанию прошлого нашей страны, позволяет избавиться от привычных стереотипов оценки прошлого
I. ПРИЧИНЫ И ПУТИ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ
Бедствия первой мировой войны, потрясения двух революций, наконец, смутное время интервенции, Гражданской войны, "красного" и "белого" террора, голод, разгул преступности - все это стало основными причинами того, что сотни тысяч российских граждан вынуждены были покинуть пределы Родины. Для очень многих эмигрантов причиной их вынужденного отъезда из России становится боязнь за собственную жизнь и жизнь их близких. Известно, что во времена социальных катаклизмов (войны, революции) меняется общественное сознание. Жизнь человека утрачивает свою ценность, и, если в мирное время убийство считается событием из ряда вон выходящим, то в условиях воины - оно рядовое явление. Меняется не только мораль в обществе, но и государство уже не может осуществлять присущей ему функции охраны общественного порядка, в связи с чем резко возрастает преступность.
Называя причины эмиграции, необходимо учитывать влияние кастовых и семейных факторов, влияние привычною образа жизни. В письмах эмигрантов их дневниках часто встречаются фразы вроде "все наши уехали", "мы остались одни"[8]. Именно поэтому когда после Гражданской войны в Росси появляются первые признаки восстановления нормальной жизни, часть эмигрантов ставит вопрос о возвращении.
Массовый исход беженцев начался в начале 1919г. и пика достиг в 1920г., когда войска Деникина и Врангеля покинули Новороссийск и Крым. Сыграло свою роль и то, что большевики не только не препятствовали процессу эмиграции, но и сами практиковали насильственную репатриацию неугодных. Так, только официально из страны было выдворено 250 тысяч человек. Можно вспомнить печально известный философский пароход, на котором в 1922 г. было выслано около 300 русских мыслителей. К середине 20-х годов в связи с утверждаемой большевиками политикой "железного занавеса" поток иссякает. Многие граждане России тщательно пытаются добиться разрешения на выезд, но власти вместо высылки все активнее начинают практиковать уничтожение инакомыслящих и отправку их в лагеря. Один из последних русских писателей, которому удалось легально покинуть страну Е. Замятин. После долгих мытарств и письменных обращений к И.В.Сталину, в 1931 г. ему удалось получить разрешение на выезд. Всего по официальным данным и результате Октябрьской революции и последовавших за ней событий страну покинули и зарегистрировались в качестве беженцев 1 млн. 600 тыс. российских граждан. Эмигрантские организации называют цифру в 2 млн. человек.
Существовал и обратный процесс: до войны на родину вернулось около 182 тысяч россиян, среди них такие писатели и поэты как А.Толстой (1923 г.), А.Белый (1923 г), М.Горький (1928 г), Л. Куприн (1937 г), М.Цветаева (1939 г.».
"Первую волну" русской эмиграции в основном составляли люди достаточно высокого образованного, культурного, профессионального и материального уровня. Прежде всего, это: русское белое офицерство, профессура, чиновничество, юристы, врачи, педагоги, предприниматели, представители творческих профессий - писатели, музыканты, актеры, художники, деятели оппозиционных большевикам партий.
Русская диаспора имела свою сеть высших учебных заведений (Русский университет. Технический институт, Сельскохозяйственная школа в Праге, Русская академия и Берлине), свою православную церковь, свои театры, библиотеки, периодические издания и издательства [7].
Было несколько каналов эмиграции, обусловивших и образование центров русского зарубежья. Эмиграция первой волны представляет собой феноменальное явление. Она отличается тем, что большая часть эмигрантов (85-90 %) не вернулась впоследствии в Россию и не интегрировалась в общество страны проживания. Все они были уверены в скором возвращении на родину и стремились сохранить язык, культуру, традиции, бытовой уклад. Живя в своем мире, они пытались изолироваться от чужеродного окружения, сознательно стремились вести жизнь так, будто ничего не произошло. Конечно, эмигранты понимали, что являются апатридами и "патриотами без отечества". Но общность судьбы изгнанников вопреки общественным, политическим, экономическим и прочим различиям в прежней жизни, осознание общности происхождения, принадлежности к одному народу, одной культуре создали духовную основу всего Русского Зарубежья, особый мир без физических и юридических границ. В известном смысле он действительно был экстерриториальной "зарубежной Россией".
Северный поток двигался в сторону Финляндии. Российские колонии образовались в Англии, Швеции, Дании. Западный поток достиг стран Балтии, Полыни, Чехословакии. Германии. Франции.
Например, в Праге проживало около 30 тыс. россиян в разнос время. До II мировой войны издавалось 20 журналов, 18 русских газет. На стипендии чешского правительства жили некоторые русские писатели, среди прочих -Марина Цветаева.
"Западными ворогами эмиграции" и "местом встречи двух культур" называли Берлин. До прихода к власти Гитлера русская диаспора насчитывала 150 тыс. человек. При этом в Берлине печатались и приезжали сюда с выступлениями многие оставшиеся в России писатели (С.Есенин, В. Маяковский, Б. Пастернак).
Париж постепенно "отвоевывал" у Берлина звание столицы русского зарубежья. Здесь находилось 200-300 тыс. человек.
Восточный поток прокатился через Сибирь к Дальнему Востоку. Около 155 тыс. беженцев обосновались в Манчжурии, другие осели в Китае, Корее, Японии.
Южный поток вынес тысячи беженцев на Турецкие и Балканские берега. Константинополь был "южными воротами эмиграции". Здесь насчитывалось более 30 тыс. человек.
Брызги этих четырех потоков долетели до Канады, США, Южной Америки и Австралии. Русскими пионерами на Филиппинах были - старковцы - офицеры и матросы русской эскадры адмирала Старка, покинувшего Владивосток в 1922 г. Американцы, увидев на каких кораблях, был совершен поход, говорили: "Чтобы плавать на таких развалинах, надо быть русскими или членами клуба самоубийств". Старковцы работав на Филиппинах, в качестве горных инженеров, надсмотрщиков на плантациях сахарного тростника, служили технарями на фабриках манильских вышивок, в мотивы которых внесли российский колорит.
В Белграде, Берлине, Лондоне, Каире, Нью-Йорке, Праге, Риге, Талине, Шанхае, Харбине и других возникают в начале 1920-х гг. общества русских врачей. Их целью становилась помощь медикам в трудоустройстве, в организации обмена опытом, проведение теоретических семинаров, оказание моральной и материальной поддержки коллегам. Некоторые из них даже издавали свои журналы. В 1928 г. в Праге прошел съезд медицинских обществ, и в результате возникло "Объединение русских врачей за границей" с центром в Париже. В ноябре 1936 г. состоялся второй съезд этого Объединения. К этому времени в него входили общества из Великобритании, Болгарии, Королевства СХС, США, Франции, Чехословакии, Эстонии, и другие
Наибольшее внимание в последнее время уделяется военной эмиграции - исследуются ее численный состав, организационные структуры и т.д. Из поля зрения историков нередко ускользает то обстоятельство, что, несмотря на свои внутренние разногласия, русское зарубежье представляет собой тем не менее единое целое. И признавая ценность изучения отдельных частей этого явления, все же ощущается недостаток в освещении проблем, свойственных зарубежью в целом[14].
Белые эмигранты - это люди, не принявшие Советскую власть и покинувшие Россию после октября 1917 года, после гражданской войны. В этот период выехало более 2 млн. человек во Францию, Германию, Болгарию, США, Канаду.
Это были разные люди: ностальгически переживающие разлуку с Родиной, запутавшиеся в революционном лихолетье. История белого движения все еще полна "белых пятен", и многое уже никогда, быть может, не станет известным [9].
Поэтому мне хотелось бы разобраться в судьбах белых генералов: Врангеля, Деникина, Краснова, Донос время об этих людях замалчивались факты, в 90-е голы началось переосмысление нашего прошлого
А.И.Деникин [10] родился 4 декабря 1857 года в г. Влоулавск Варшавской губернии. С 1882 года А. И.Деникин учился в Ловичском реальном училище. В годы 1-й мировой войны был командующим 4-й стрелковой дивизии, после февральской революции поддержал планы верховного главнокомандующего генерала Л. Г.Корнилова установить в стране военную диктатуру. Был главнокомандующим Добровольческой армии. Потом - войск на Юго-западе. Потеряв поддержку офицерского состава Добровольческой армии, морально разбитый, сдал командование ВСЮР генералу Врангелю и уехал в Англию. В августе 1920 года семья Деникиных перебралась в Брюссель, еще через год - в Венгрию. Началась работа над мемуарами, которые, по собственному признанию их автора, были самым важным делом эмигрантского бытия. В 1928 году издал книгу "Офицеры" - сборник рассказов о судьбах подвижников и мучеников смуты и войны.
В Париж, куда Деникины переехали весной 1926 года, генерал сразу оказался в центре эмигрантских политических противоборств. С нарастающей обеспокоенностью следил бывший главнокомандующий и за развитием событий в Германии, где к власти пришли фашисты. Уже в 1925 году в лекции "Международные события и русская проблема" Деникин предполагал, что в грядущей войне снова главным будет Восточный фронт. Он заявлял: "Красная армия в какой-то степени является русской национальной силой, и всякое сношение с иностранцами на предмет борьбы против большевиков - есть измена Родине"
Многие эмигранты после этого заявления отвернулись от Деникина, так до конца и не поняв, что имел в виду генерал. С оккупацией Франции семья перебралась в местечко Мимичан. Здесь семидесятилетнему Деникину оккупанты предложили переехать в Берлин, он отказался. Он тяжело переживал поражения Красной Армии, радовался известиям о победах. Но когда после Сталинградской битвы у многих эмигрантов возникла мысль, что Россия возвращается к политической структуре, существовавшей до 1917 года, а Красная Армия надела погоны, то Деникин выступил с разоблачением подобных настроений, указывая на то, что "положение внутри страны не изменилось и, что до тех пор. пока грудящиеся находятся в порабощении, и продолжается кровавая диктатура НКВД, мы должны сохранять верность идеям, провозглашенным основателями Добровольческой армии и продолжать наш путь в эмиграции, каким бы тяжелым он не был" [5].
Деникин не изменял своим принципам. После войны, опасаясь депортации в СССР, вынужден был переехать в США. Силы покидали генерала, усилились сердечные приступы, 7 августа 1947 года Деникин скончался.
Между рождением в Польше и смертью в Америке прошло три четверти века, была борьба, была Россия, был русский народ и русская армия - понятия, которые для него всегда были святыми. В сентябре 2005 года прах А.И.Деникина и его жены перевезен в Россию.
Биографию П.Н.Краснова никак не назовешь заурядной. Она не типична не только для донского казака, но и вообще для офицера последних десятилетий существования императорской России и ее Армии. Не менее ярким был и эмигрантский период жизни бывшего донского атамана. Последние годы его жизни драматичны, смерть трагична.
П.Н.Краснов родился 10 сентября 1869 года в Санкт-Петербурге. Успешно закончил Александровский кадетский корпус, затес зачислен в Павловское училище. В 1907 году откомандировывается в Офицерскую кавалерийскую школу. В 1910 году производится в полковники и назначается командиром I го Сибирского казачьего полка. Во главе 10-го полка полковник Краснов начинает кампанию 1914 г. Получил орден Святого Георгия IV степени. В годы гражданской войны избран атаманом войска Донского После поражения белого движения П.Н.Краснов оказался в эмиграции. Более двух десятилетий эмигрантского бытия он провел в Германии и Франции, принимал активное участие в работе русских военных организаций, сотрудничал с военными изданиями. Входил в руководство Братства Русской Правды - организации, продолжающей борьбу против большевизма с оружием в руках, "братья" активно действовали в приграничных районах СССР, вели партизанскую борьбу, организовывали террористические акты, направленные в первую очередь против сотрудников ОГПУ.
П.Н.Краснов - яростный противник большевизма, убежденный монархист. Его художественные произведения переводятся на 17 иностранных языков. Его романы посвящены Российской Императорской Армии. Крупнейшим литературным произведением Краснова является "От двуглавого орла к красному знамени". Атаман уникален, он талантливый писатель, блестящий военный публицист, разработал свою систему воспитания офицера и солдата.
С нападением нацистской Германии на СССР многие эмигранты перешли на сторону фашистов. В том числе И.Н.Краснов. Первые казачьи подразделения были созданы в составе Вермахта еще летом 1942 года. Казачьи части выгодно отличались внутренней крепостью от других русских формирований, в том числе Русской освободительной армии генерала Власова.
Не обращая внимания на свой преклонный возраст, Краснов развернул активную деятельность, выступал с докладами и лекциями, писал множество статей, вел переговоры с германскими казачьими представителями.
В конец зимы 1945 года Краснов вместе с другими сотрудниками Главного управления прибыл в распоряжение казачьего стана. В начале мая казаки перевалили через Альпы и сдались в Австрии 8й британской дивизии. Англичане выдали казаков советским властям.
Группа старших офицеров после допроса была доставлена в Москву. Там, в тюремной бане внучатый племянник Николай Краснов в последний раз видел своею деда. В своих воспоминаниях он пишет о том, что ПН. Краснов, понимая свою участь, настаивал, "что бы ни случилось - не смей возненавидеть Россию. Не она, не русский народ - виновники всеобщих страданий... Воскресение России будет совершаться постепенно ".
16 января 1947 года в Москве состоялось судебное заседание. А Сталин еще заранее наложил резолюцию на запрос министра госбезопасности Авакумова осуждение к смертной казне.
Таким образом, перед нами прошли две жизни, две судьбы Деникина и Краснова, двух совершенно разных людей с разными взглядами на судьбу России, но одно объединяет их, что они невероятно любили Родину, русский народ. Чтобы освободить страну от большевизма Краснов сотрудничал с фашистами, а Деникин отверг это и умер как патриот.
Трагедия русского офицерства 1917–1922 гг. состояла не только в том, что крушением российской государственности был предрешен и конец русского офицерства как социального слоя и культурно-психологического феномена, но и в физической гибели огромной части его состава.
В советской печати А. Г. Кавтарадзе [4] была сделана единственная попытка оценить приблизительно судьбу офицерства. Он считал, что до 30% служило в Красной армии, до 40% в Белой армии и 30 % «перешла на гражданское положение и рассеялась по всей территории Российской империи, пропала без вести, дезертировала из Красной и белой армий, эмигрировала, погибла и т. д.».
Из оставшихся в России (а также вернувшихся из эмиграции, откуда за все время с 1921 г. возвратилось примерно 3 тыс. офицеров) от 70 до 80 тысяч было расстреляно или погибло в тюрьмах и лагерях в 20-30-е годы (от трети до половины этого числа приходится на 1920–1922 гг. — главным образом в Крыму и Архангельской области).
Остается еще добавить, что из оставшихся в России (а также вернувшихся из эмиграции, откуда за все время с 1921 г. возвратилось примерно 3 тыс. офицеров) от 70 до 80 тысяч было расстреляно или погибло в тюрьмах и лагерях в 20-30-е годы (от трети до половины этого числа приходится на 1920–1922 гг. — главным образом в Крыму и Архангельской области).
Хочется верить, что со временем, вероятно, будут установлены все или почти все офицерские имена и судьбы.
2. РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ИДЕЙ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ
Одной из магистральных проблем в исследованиях историков, является тема патриотизма в русской эмиграции, вокруг которой, по существу, и разгораются жаркие дискуссии. Попытке изложения основных взглядов на развитие России, на то, что же есть истинный патриотизм в представлении эмигрантов той поры в среде русского зарубежья, посвящена данная глава.
В советской литературе тема российского зарубежья оказалась полузапретной, поэтому в научной литературе освещалась слабо, фрагментарно и тенденциозно. Ни о каком патриотизме в эмигрантской среде не могло быть и речи, так как между российским зарубежьем и СССР существовали непреодолимые разногласия на то, что есть собственно патриотизм. Советские идеологи в определении патриотизма видели преданность и любовь именно и исключительно к учению и целям коммунистической партии. В этих условиях «своим» был не тот, кто любит Россию, как этническое средоточие русской нации, признавая тысячелетний духовный и исторический путь развития, а тот, кто видел в России и в СССР лишь плацдарм для грядущей мировой революции.
Эта точка зрения определила отношение к эмиграции в советской историографии как в ранний период - 20-х - 30-х гг., так и более поздний - вплоть до конца 80-х. И в наши дни существует точка зрения о том, что истинный патриотизм невозможен вне пределов отечества. Но подобный взгляд представляется слишком категоричным, так как невозможно не учитывать всей сложности свершавшихся в двадцатые - тридцатые годы общественно-политических процессов и отказывать эмигрантам в патриотизме только на том основании, что они не желали быть расстрелянными в подвалах НКВД.
Следует отметить, что патриотические воззрения русских эмигрантов чрезвычайно многообразны. Можно выделить политический патриотизм, с четко выраженными концепциями государственного устройства России, нельзя забывать и о своеобразном «романтическом» патриотизме, основанном на привязанности к своей родине, но не выработавшем никаких конкретных программ и целей. Патриотизм военных, гражданских лиц, наконец, мессианский патриотизм - признаки которого имеются почти во всех перечисленных выше. Он основывался на представлении об особой роли России и русского народа в деле Православия и естественно, что при подобном взгляде на отечество невозможно было примириться с восторжествовавшей в нем властью воинствующих безбожников.
По разным оценкам в эмиграции в начале 20-х годов оказалось от 2 до 3 миллионов выходцев из России. Возникла, по существу, еще одна, зарубежная Россия, имевшая свои, пусть и условные, политические, военные и общественные структуры. На протяжении десятилетий существование русской эмиграции было тесно связано с теми событиями, что происходили в самой России. Мало того, эмиграция претендовала на то, что именно она является представительницей перед мировым сообществом истинной России, в то время как родина захвачена антинародным режимом советской власти.
Естественно, что вместе с собой эмигранты увезли за границу свои политические идеи, пристрастия и антипатии во много раз усиленные недавними событиями гражданской войны, поражением, бегством из родной страны. «В общественном обозе Белых армий за границу ушел весь политический спектр дореволюционной России (кроме большевиков). от Мартова до Маркова. Борьба между этими флангами продолжалась и за границей».
Однако, несмотря на всю значимость изучения истории эмиграции, в СССР эта тема оставалась нежелательной вплоть до недавнего времени. Для того было достаточно идеологических причин. Нередко приходится сталкиваться и с мнением о том, что эмиграция - своего рода «отрезанный ломоть» и не представляет интереса для изучения. Но всем своим существованием зарубежная Россия опровергает эту точку зрения. Как справедливо отмечают авторы книги «Российская военная эмиграция в 20-30 е гг.» « без нее невозможно создать объективное представление не только о феномене зарубежной России, но и процессах, происходивших в политической жизни в 1920-1930-е гг. л внутри СССР, а так же о его взаимоотношениях с внешним миром»[13].
Эмигранты, принадлежавшие к разным сословиям, являлись представителями военных, политических, культурных кругов российского общества. Большинство из них воспринимали свой исход из отечества как временное явление. Они не желали ассимилироваться и раствориться в чужих народах, не теряя надежды на скорое возвращение домой. Ожидание возвращения растянулось на годы и десятки лет. Но будущее не было известно тем русским людям, что сходили с палубы корабля, доставившего их из Крыма на турецкий берег [2]. Среди неустроенности и лишений беженского существования только стремление к воссоединению с Родиной могло служить опорой и поддержкой. Эмигранты получили горькую возможность подвести итоги той непримиримой политической борьбы, что раздирала российское общество накануне революции. Отличительной чертой всей общественной жизни русского зарубежья является острое ощущение своей неразрывной связи с утраченной родиной, чувство патриотизма, пронизавшего подавляющее большинство политических движений эмиграции. Следует заметить, что сам патриотизм в русской эмиграции -особый политический и социально-психологический феномен. Вынужденное изгнание из России способствовало выходу на первый план этого понятия в большинстве программ политических партий и движений. Если до Октября многие вообще не упоминали о патриотизме, то эмиграция коренным образом повлияла на этот вопрос. Собственно, развитие патриотических идей в русском зарубежье может быть признано среди прочего как проявление инстинкта самосохранения. Кроме того, многие совершенно искренне переживали за будущее своей страны и пытались найти верный путь для государственного и национального развития России.
Наиболее полное раскрытие тема патриотизма получила в работах и высказываниях правого лагеря эмиграции. Долгое время именно правых было принято считать главными противниками советской России. Это действительно так. Но консервативные деятели были именно врагами советской власти, но, ни в коем случае, не врагами самой России, в служении которой видели свое истинное предназначение. Неверной является и преобладавшая долгое время в историографии точка зрения на консервативный фланг зарубежья как на реваншистский. Большинству правых было чуждо стремление к реставраторским целям.
В предложенной В.М. Селунской [12] периодизации формирования патриотических идей в российском зарубежье, можно выделить три этапа, за которые эмигрантское сообщество не только оформилось формационно, но так же приобрело свои, сложившиеся и, в буквальном смысле слова выстраданные, общественно-политические концепции и, очень близко связанные с ними, патриотические воззрения.
I этап: 1917-1922 гг. Начало исхода, формирование зарубежной диаспоры и ее основных политических полюсов.
II этап: 1922 - начало 30-х гг. Очень сложный период, отмеченный весьма серьезными сдвигами в политической жизни всего мира. Это и полоса признаний советской власти западными демократиями, и утверждение в Италии и Германии фашистских режимов. Все это оказывало большое влияние на российское зарубежье, на его общественно-политическую жизнь, на те патриотические идеи, которые вызревали в эмиграции.
III этап: 2-я половина 30-х гг., канун Второй Мировой войны. Возникают партии «оборонцев» и «пораженцев». Период, когда различные представления эмигрантов о патриотизме приобретают необратимую форму открытого, нередко вооруженного противостояния сторонников тех или иных идей.
Следует помнить, что противоречия либералов и правых, как было замечено выше, возникли не в эмиграции, а начались значительно раньше - до революции. С новой силой они обострились в период гражданской войны. Белое движение никогда не представляло собой единого целого, и многими именно эта причина признается решающей в поражении белых армий. Это необходимо учитывать, для понимания той непримиримости во взглядах, которая царила в русском обществе периода революции и была затем перенесена в эмиграцию. Левые и либералы крайне неприязненно относились к правым, и те, в свою очередь, платили тем же. Представителям консервативных кругов было свойственно не только осуждение либеральных идей, которые они считали более вредными для России, чем сам большевизм. Правые, среди которых было немало военных, не скрывали презрительного отношения к левой интеллигенции, считая ее виновницей всех бед России.
Особой остроты противостояние между правыми и либералами достигло во второй половине 30-х годов, когда стала очевидной возможность от абстрактных умозаключений перейти к действию. Приближалась Вторая Мировая Война и каждый эмигрант решал для себя, на чьей стороне он окажется. В то время, когда либеральная интеллигенция открещивалась от всякого сближения с врагами СССР, правые круги начинают активное сотрудничество с гитлеровцами. И конечно, делали они это не из симпатий к Гитлеру. Таким образом, они полагали найти возможность послужить своему отечеству. При изучении темы патриотизма русского зарубежья необходимо давать себе отчет в том, что в представлении эмигрантов понятия России и СССР были не только не связанными, но противоположными. Освобождение России от большевиков любыми средствами - вот конечная цель многих эмигрантов, практическое воплощение их патриотических идей.
Одновременно нельзя не отметить и крайне резких высказываний в правой печати против любых попыток вождей национал-социализма оправдать свою агрессивную политику по отношению не к большевикам, а собственно к русскому народу, намерения превратить Россию в сырьевой придаток Германии.
В советской историографии было распространено отношение к эмигрантам, как к врагам, причем классовая вражда переносилась в область государственную, общенациональную. Подобная позиция представляется неверной, затрудняющей объективное изучение такого многообразного явления, как русское зарубежье.
Не вызывает сомнения искренняя заинтересованность эмигрантских общественных деятелей в благе своего отечества. При этом политическая активность русских эмигрантов может быть признана отчасти как своеобразный способ самосохранения. Потому что только связью с Россией, пусть хотя бы посредством своей патриотической позиции, было оправдано существование самой русской эмиграции. В противном случае она уже давно была бы растворена среди окружавших ее чужих стран и народов.
Однако в научной литературе подчас можно встретить несколько преувеличенное значение политической активности эмигрантов и того значения, которое они оказывали на Россию. Необходимо полностью давать себе отчет в том, что положение русских беженцев за рубежом было в большинстве случаев крайне плачевным. Во время изучения истории эмиграции 20-30-х гг. перед исследователем открываются трагические судьбы оторванных от родной земли людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение духовного наследия эмиграции необычайно велико и требует своего глубокого изучения. Русское зарубежье по разным оценкам составляло не менее полутора миллиона человек. Большинство из них были носителями традиционной военной, политической, интеллектуальной культуры дореволюционной России. Лишенные возможности непосредственно воздействовать на события внутри своего отечества эти люди составили столь обширное идейно-патриотическое достояние, применение которого может быть полезно и сегодня для обустройства внутренней государственной жизни России.
Идеи многих общественных деятелей эмиграции актуальны и жизненны и должны быть востребованы теми, кто берет на себя смелость в наши дни заниматься политикой и выдвигает свои, не всегда разумные цели и задачи. Но следует так же учитывать и печальный опыт эмиграции, так и не сумевшей сплотиться, не сумевшей преодолеть свои внутренние распри и разногласия.
Общественная жизнь русской эмиграции была чрезвычайно активной и насыщенной. Она заключала в себе разнообразие мнений и политических концепций. Вместе с тем, в подавляющем большинстве идеи эмигрантов первой послереволюционной волны следует признать патриотическими несмотря на их неоднородность.
Естественно, что и либералы и консерваторы, республиканцы и монархисты, отстаивая свои взгляды на устройство России, тем не менее, при всей их противоречивости, четко определяли свою позицию как патриотическую. Теперь, по прошествии многих лет исследователи и все, кому небезразлична судьба своей страны и ее прошлое, могут оценивать концепции эмигрантов, исходя из собственного отношения к тем или иным событиям в истории России, при этом не забывая об объективности научного исследования.
В моем исследовании я попыталась изложить политические концепции деятелей русского зарубежья, уделяя особое внимание ведущим силам, определявшим общественную жизнь эмигрантов. Были затронуты вопросы, касающиеся отношения к советской власти, к государственному устройству России в случае свержения большевиков.
Изучение разнообразных концепций, созданных мыслителями русской эмиграции первой послереволюционной волны, среди которых Г.П. Федотов, Н.А. Бердяев, Ф.А. И.А. Ильин, В.В. Розанов и П.Б. Струве, представляется весьма важным для понимания проблемы патриотизма [1], [13], [14]. Это требует отказа от устойчивых представлений «пролетарского интернационализма», «советского патриотизма» сложившихся в советском обществе, и замены их новым плюралистическим мышлением.
«Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира».
Д. С. Лихачев
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бердяев Н.А. Сочинения, тт. 1–4. Париж, 1983–1991; Философия свободного духа. М., 1994; Истина и откровение. СПб, 1996.
2. Борисов В.П. Золотой век российской эмиграции // Вестн. Рос. Академии наук. 1994. Т. 64, №3.
3. Булгаков М. А. Белая гвардия. Роман. Звездная сыпь. Рассказы. СПб.: изд-во «ЛИСС», 1993.-512 с.
4. Давыдов А.Ю. Политические группировки российской эмиграции в первой половине 20-х годов // Из истории российской эмиграции: Сб. ст. СПб, 1992.
5. Деникин А.И. Международное положение, Россия и эмиграция. Париж, 1934.
6. Иваницкая JI.А. Периодическая печать эмиграции как источник по истории российского зарубежья // Из истории российской эмиграции: Сб. науч. Ст. СПб., 1992.
7. Квакин А.В. Российская интеллигенция и "первая волна" эмиграции: Учебно-методическое пособие для преподавателей истории. Тверь, 1994.
8. Ковалевский П. Зарубежная Россия. Париж. 1971.
9. Костиков В. Не будем проклинать изгнанье... Пути и судьбы русской эмиграции.-http://www.belousenko.com/wr_Kostikov.htm
10. Лехович Д.В. Белые против красных: Судьба генерала Антона Деникина.- М.: Воскресенье, 1992.
11. Мейснер Д. Миражи и действительность. Записки эмигранта. М., 1966 г.
12. Селунская В.М. Проблемы адаптации эмигрантов из России в Европейском зарубежье 20-30-х годов XX века: (По материалам эмигрантской мемуаристики) // История российского зарубежья: Проблемы адаптации мигрантов в Х1Х-ХХ веках: Сб. ст. М., 1996.
13. Соловьев B.C. Русская идея. // Русская идея. М., 1992.
14. Струве П. Размышления о русской революции. София, 1921.
15. Шкаренков JI.K. Агония белой эмиграции //Вопр. истор. 1976 г. №5.
Сказка об осеннем ветре
Рукавичка
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Одеяльце
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году