Мир школьных прозвищ
Вложение | Размер |
---|---|
Мир школьных прозвищ | 55 КБ |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Мир школьных прозвищ
Отличие имени от прозвища ……………………………………………………
Особенности прозвищ как языкового явления …………………………. Семантика и происхождение прозвищ …………………………………… Структурно – образовательные модели прозвищ ………………………. Анализ практической деятельности ……………………………………... Заключение ………………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………………………......
Введение
На уроках русского языка мы познакомились с группой собственных имен существительных. Их изучением занимается раздел лингвистики, который называется ономастика. Термин «ономастика» образован от греческого onomastik – “искусство давать имена». Эту науку иначе называют ещё ономатологией.
Для меня особый интерес вызывает антропонимика (от греческого anthropos – человек и ynyma – имя) – раздел ономастики, изучающий антропонимы – собственные именования людей. Это имена личные, патронимы (именования по отцу), фамилии, родовые имена, прозвища и псевдонимы (индивидуальные или групповые), криптонимы (скрываемые имена), антропонимы литературных произведений (литературная антропонимика), героев в фольклоре, в мифах и сказках.
Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ школьников. При изучении имен собственных в учебнике русского языка 6 класса в разделе «Лексика» мы находим лишь одно, что прозвища пишутся с большой буквы.
Однако изучение прозвищ необходимо, так как они широко распространены в школьной среде, особенно в подростковом возрасте. Очень интересно и познавательно наблюдать за тем, как одним словом определяется характер человека, его привычки, поведение, особенности внешности. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.
Это обусловило выбор темы моей научно-исследовательской работы: «Мир школьных прозвищ».
Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.
Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.
Актуальность:
- прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.
- возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.
- исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.
Цель исследования:
Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 5 - 11 классов, проанализировать их отношение к прозвищам.
Задачи:
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
- анкетирование;
- анализ;
- сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).
Отличие имени от прозвищ
Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.
Помимо имени, отчества и фамилии у многих людей имеются ещё и прозвища, которые отражают какие–либо характерные черты человека. В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».
Особенности прозвищ как языкового явления
Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.
Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик).
Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему виду, по месту рождения, по характеру, по виду деятельности. Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.
Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Они изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Функции, которые они выполняют при этом:
- выдвижение лидеров микросообщества,
- выделение из группы отвергнутых людей,
- различение детей с одинаковыми именами,
- подчеркивание преемственности по родовой линии,
- поддразнивание и унижение,
Семантика и происхождение прозвищ.
У прозвищ, как и у всех слов в языке, - есть своя биография, история, своя судьба. Как же они возникают? Мы провели анкетирование среди учащихся 5 - 11 классов. На наши вопросы ответили 100 человек. Конечно, не все из них были с нами откровенны. Но собранный материал позволяет нам выделить следующие группы прозвищ:
1) прозвища, образованные от фамилии носителей прозвищ: Лучок (Лукоянова), Панда (Панова), Титан (Титов)
2) прозвища, образованные от личных имён носителей прозвищ: Зебра (Зебо), Дэн (Данил), Юрчик (Юра)
3) прозвища, связанные с особенностями внешности человека: Черный (по смуглому цвету лица), Толстушка, Пончик
4) прозвища, связанные с возрастом человека: Малой (самый младший по возрасту среди друзей).
5) прозвища, связанные с особенностями характера, поведения, привычкам человека: Ботаник (отличница), Дракон, Бунтарка, Атаман (любит отстаивать своё мнение)
6) прозвища, в основу которых положены поступки, а также какие-то события в жизни человека: Президент (президент школьного клуба старшеклассников), Гипс (постоянно получает травмы), Мастер (умеет все делать).
7) прозвища, связанные с национальностью человека: Хохол (украинец),
8) прозвища уменьшительно - ласкательные, не связанные с личным именем человека: Зайка, Киса, Маруська.
9) прозвища, сложенные в рифму с личным именем или фамилией носителя прозвища: Алсушка – пушка, Вика – сика.
10) прозвища, определить лексическое значение которых трудно или непонятно их происхождение: Фунтик, Фуфик, Кактус, Бобёр.
Мы задали себе вопрос: как меняются прозвища с возрастом ребят? Анализируя анкеты, мы заметили, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно растёт по 9 класс, а к 11 классу резко сокращается. Почему так происходит? Мы считаем, что чем старше становится ребёнок, тем серьёзнее относится к своим словам, старается меньше причинять боль окружающим. Он начинает осознавать, что необдуманно сказанное слово может нанести душевную рану человеку.
Почему у одних ребят одно и то же прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяется другим? Мы заметили, что это зависит от характера, поведения человека. У спокойного, тихого, незаметного ученика прозвище долго не меняется, а у подвижных, энергичных, общительных детей в зависимости от ситуации, смены интересов прозвище может легко замениться другим.
Структурно – образовательные модели прозвищ.
Нами было выделено 5 структурно - словообразовательных моделей и прозвища были распределены по следующим типам:
№ | Тип прозвищ | Прозвища |
1 | Основа – существительное. | Чебурек, Дракон, Дюймовочка, Толстушка, Валенок, Муравей, Пельмень, Белоснежка, Страус, Училка, Стрекоза, Гипс, Ботаник, Белоснежка, Бублик, Наркоманка, Президент, Помидор, Кактус, Обезьяна, Булка, Кабан, Яйцо, Газель и другие |
2 | Основа – прилагательное. | Чёрный, Мелкий, Косой, Малой, Ушастый, Седой, Лысый |
3 | Словосочетание. | Сиськи ходячие, Иван Грозный, Лилипут Чёрный, Чёрная вдова |
4 | Прозвища, образованные по фонетическим признакам. | Чупик (Чулпан), Кириешка (Кирилл), Максим (Максон), Данчик (Данил), Гузель (Газель) и другие |
5 | Созвучные с начальным вариантом фамилии. | Лучок (Лукоянова), Сухарь (Сушков), Черновик (Чернова), Куриная (Курица), Тарас (Тарасов) |
Заключение
В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:
Прозвища – неумирающее явление нашей жизни. Ещё в 19 веке Н.В. Гоголь писал в своей поэме «Мёртвые души» о народных прозвищах: «Выражается сильно российский народ, и если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света … ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица».(«Мёртвые души», часть 1, гл. 5)
Городецкая роспись
Весенняя сказка
Госпожа Метелица
Почему Уран и Нептун разного цвета
Две лягушки