Республиканская ономастическая конференция школьников
«
Наши имена
(исследовательский проект)
Мир имен и названий»
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nashi_imena._tyshkenov_seryozha.doc | 57.5 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Центр стратегических востоковедных исследований БГУ
Филологический факультет БГУ
Республиканская ономастическая конференция школьников
«Мир имен и названий»
Наши имена
(исследовательский проект)
Выполнил: Тышкенов Серёжа,
учащийся 3 «А» класса
МБОУ «СОСОШ №2» Еравнинского района РБ
Руководитель: Доржиева С.Ц.,
учитель начальных классов
сот. 89243502555
e-mail: sosh-2@mail.ru
с.Сосново-Озерское
2013 год
Введение
У каждого имени есть своё значение, есть некие события, явления, факты, с которыми связаны наши имена.
Имена - есть у народов всех стран, они хранят национальные традиции и культуру каждого народа. Например, бурятские имена связаны с историей монголоязычных народов, православные имена связаны с исторической ролью христианства на Руси.
Данный проект предлагает каждому задуматься о своих именах. Ведь они даются человеку только один раз. И кто-то свое имя проносит через свою жизнь так, потомки не раз будут вспоминать его, даже назовут этим именем в его честь своих детей.
Актуальность проекта
Имя – слово, часто специально организованное. Оно обладает своей энергетикой и способно воздействовать на психику человека. Чем больше человек будет вслушиваться в свое имя и размышлять о нем, тем больше он будет соответствовать его содержанию.
Издавна люди задумывались о магии имени. Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки такие, как «Без имени ребенок – чертенок», «С именем – Иван, без имени – болван». Все это заставило и меня всерьез заинтересоваться своим именем.
Цель: узнать, изучить, какие тайны хранят имена моих одноклассников; почему нам выбрали такие имена
Задачи:
- расширить знания об именах;
- исследовать значение имен моих одноклассников (анкетирование);
- поиск информации в Интернете, ресурсах библиотеки, беседах с одноклассниками, родителями;
- выпуск словаря «Имена нашего класса»
- выявить самые популярные и самые редкие имена нашего класса
Объект исследования: имена
Предмет исследования: имена одноклассников школы
Методы исследования:
Планируемый результат
Продукт проекта: выпуск словаря «Имена нашего класса»
Исследовательская работа
Сначала я изучил происхождение своего имени. Имя Сергей (прост. Сергиян, стар. Сергий) происходит от римского родового имени Сергиус - высокий, высокочтимый, почтенный, ясный. Надежное, нежное имя непростого человека, тысячью нитей связанного со всеми уровнями бытия. В этом имени проявились и отразились все качества людей, населяющих громадное пространство России от крайнего Запада до Дальнего Востока.
Интересно то, что я раньше не задумывался над его значением, впоследствии изучения меня стало интересовать почему же родители выбрали именно это имя, ведь вокруг так много других имен. Оказалось, что в нашей родословной по отцовской линии самыми популярными и повторяющимися были и остаются имена: Александр, Сергей, Светлана, Елена. Моего дедушку зовут Сергей, ему сейчас 83 года, он прожил очень достойную жизнь, много работал, вырастил пятерых детей, его все уважают, поэтому это имя нужно и дальше нести с честью (так сказали мне родители).
В классе у нас 13 мальчиков и 14 девочек. Русские имена имеют – 11человек,
бурятские имена – 16 человек. Из них 2 Сережи, 2 Саши (мальчик и девочка), 2 Юлии и 2 Аюны.
Перед началом работы нами было проведено анкетирование в классе. В анкетировании приняли участие 27 человек.
Вопросы | Да | Нет |
Знаешь ли ты, что такое «имя»? | 27 | - |
Знаешь ли ты значение своего имени? | 13 | 14 |
Знаешь ли ты происхождение своего имени? | 15 | 12 |
Доволен ли ты своим именем? | 25 | 2 |
Данные анкетирования показали, что половина учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение. Выявились ребята, которые недовольны своими именами - это: Аюна, Андрей
Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Далее была предложена следующая анкета:
Анкета
Исследование своих имен
1. Напишите Ваше имя
2. Кто Вас так назвал, в честь кого, почему?
3. Как зовут ваших родителей?
4. Как зовут ваших дедушек, бабушек?
5. Какие имена одноклассников кажутся вам необычными?
Из 27 одноклассников лишь 2 мальчика названы в честь своих предков,
8 – выбирали имя в дацане, а остальным родители дали имя, руководствуясь лишь собственным желанием.
Исследовав имена одноклассников, я выявил, что самыми популярными являются имена – Александр, Юлия, Сергей, Аюна.
А вот редких имён достаточно много!.. И они такие красивые!
Список русских имен (значение имен см. в презентации): Александр (Саша), Андрей, Дарья (Даша), Елена (Лена), Любовь (Люба), Сергей (Серёжа), Татьяна (Таня), Юлия (Юля).
Список бурятских имен: Адисса, Алдар, Аюна, Баин, Баярто, Дамба, Мэргэн, Номин, Сандан, Саяна, Сурьяна, Тушин, Эрдэни, Ширап, Янжима.
Практическое применение
В процессе исследования я нашел многие значения имён, вместе с мамой подготовил презентацию и познакомил учащихся с этими сведениями на уроке. Моим одноклассникам работа очень понравилась, а главное, она их заинтересовала. Теперь мы стали искать смысл в наших именах, относиться к нему бережно.
Как только люди стали владеть языком, имена давались предметам, явлениям и, конечно же, самим людям. Имя - основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.
Вывод:
Использованная литература:
Фокус-покус! Раз, два,три!
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Щелкунчик
Повезло! Стихи о счастливой семье