Учебно-исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_glazami_detey_i_vzroslykh_dlya_konkursa.doc | 222.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №72 Краснооктябрьского района г.Волгограда
ДОБРО И ЗЛО ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
(учебно-исследовательская работа)
Выполнил:
ученица 6 класса
Юдина Анастасия
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы Жидкова Т.В.
2013 год
Содержание
I .Введение
Апостол Павел в послании к римлянам сказал: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Однако, если бы на свете существовало только добро, то никто не знал бы о существовании добра. Люди бы просто жили. Если бы на свете существовало только зло, то никто бы не знал, что такое зло. Иными словами, одно понятие без другого бессмысленно. Добро пока незначительно превосходит зло, поэтому мир людей существует.
Противоборство между добром и злом существовало всегда. Это понимаешь, когда читаешь афоризмы о добре и зле, добрых делах и поступках, которые принадлежат античным писателям, классикам XVII, XVII, XIX веков, современным писателям и политическим деятелям. В современном обществе подросткам, да и взрослым порой, очень трудно разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. Найти ответы на вопросы всегда помогала человеку книга. Но сейчас, когда всемирная паутина занимает почти все свободное время детей, мы решили узнать, какие книги они читают, а также какой смысл вкладывают в понятия добро и зло современное подрастающее поколение и взрослые люди.
II. Гипотеза, постановка целей, задач, предполагаемый результат.
Падение любви к чтению среди взрослых, но особенно среди детей велико. Это общеизвестно. Банально говорить о том, что книга в большей мере, чем телевидение и компьютерные игры помогает ответить на самые разные вопросы, в том числе разобраться, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Мы предполагаем, что несмотря на компьютерные игры, ресурсы Интернет, современные подростки все-таки предпочитают книгу.
Наша работа посвящена таким нравственным категориям, как добро и его противоположность – зло. Что думают об этих понятиях дети, что думают об этих понятиях взрослые?
Цель нашей работы: установить, что современное подрастающее поколение – читающее поколение, а также, что подростки и взрослые имеют общие, схожие представления о таких нравственных понятиях, как «добро» и «зло»
Задачи работы:
III. Толкование понятий «добро» и «зло» в различных источниках.
Нами были использованы самые известные толковые словари: «Толковый словарь живого великорусского языка языка» В.И.Даля, «Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой», М., Азъ, 1992 г. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, «Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова» .
1.толкование (словарь под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)
Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное. Положительное нравственное качество, высокая нравственность.
Зло – это нечто дурное, вредное, чувство злости – недоброжелательство к кому – нибудь.
2.толкование (словарь В.И. Даля)
Добро – это благо, доброжелательное отношение, гостеприимство, по своей воле, желанию.
Зло – гнев, бедствие, нужда, горе, беда, печаль, пакость, насилие, нападки.
3. толкование – (словарь под редакцией Д.Н. Ушакова)
Добро- 1. положительное начало в нравственности, противоп. зло. 2. то, что хорошо, полезно, приятно. 3.доброе дело, добрые поступки.
Зло- 1. дурное, греховное, вредное; противоп. добро. 2. беда, напасть, несчастье (книжн. устар.). 3. злость, злое чувство, досада.
В толковых словарях нет четкого определения этим словам, но, по -нашему мнению, они отображают некие стороны жизни человека, характер поведения человека, отличительные черты нравственного, душевного содержания людей, чувства людей, которые связаны с какими-то событиями в их жизни. Эти понятия имеют много оттенков (например, от гнева до насилия, от положительного до высоконравственного).
IV. Афоризмы о добре и зле, добрых делах и поступках, которые принадлежат античным писателям, классикам XVII, XVII, XIX веков, современным писателям и политическим деятелям.
Афори́зм (греч. αφορισμός, «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. В русском языке слово «афоризм» известно с XVIII века. В словарях его начинают отмечать с 1789 г. («Словарь Академии Российской, производным порядком расположенный», Спб., 1789—1794, I, 63 — афорисм)
Уже в XVII веке афоризмы стали особым жанром литературы. История афористической мысли уходит в далекую древность. Уже тогда люди стремились кратко выражать свои мысли, формулируя самые значимые из них в форме изречений. Краткие высказывания встречаются на древнеегипетских папирусах и клинописных табличках Междуречья, затем, с течением времени, в Древней Греции и Риме афоризмы оформляются в особый жанр, который сохраняет свою актуальность до наших дней.
Мы выбрали самые интересные афоризмы:
Количество добра в природе равняется количеству зла (Жан Батист Робинэ, французский философ)
Вы должны сделать добро из зла, потому что его больше не из чего делать (Роберт Пенн Уоррен, американский писатель)
Добро существует там, где его постоянно творят (Владислав Гжещик, польский сатирик)
Кто не замечает зла - глуп, кто не замечает добра - несчастен (Ежи Плудовский, польский журналист)
Зло никогда не спит, и к тому же часто просыпается (Владислав Гжещик, польский сатирик )
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его (Лев Николаевич Толстой, русский писатель)
Делать добро легче, чем быть добрым. (Жорж Вольфром, французский литератор)
Жестокость, как всякое зло, не нуждается в мотивации; ей нужен лишь повод. (Джордж Элиот, английская писательница)
Глубочайшая истина расцветает лишь из глубочайшей любви (Генрих Гейне, немецкий поэт)
Доброта - язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (Кристиан Нестелл Бови, американский ученый)
В этом мире только одна вещь, перед которой должны преклоняться, - это гений, и одна вещь, перед которой следует пасть на колени, — это доброта. (Виктор Гюго, французский писатель)
Доброта украшает жизнь, разрешая все противоречия: запутанное делает ясным, трудное - легким, мрачное — радостным. (Жак Жан Руссо, французский писатель)
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (Василий Осипович Ключевский, русский историк)
На примере афоризмов можно проследить, что тема добра и зла волновала людей в разные эпохи и актуальна по сегодняшний день.
V. Современные литературные герои –
взгляд на понятия «добро» и «зло» современными подростками.
Мы спросили у ребят, учащихся 1-9 классов нашей школы, что они любят читать? Ученикам начальной школы больше всего нравиться читать сказки. Самые популярные – это «Колобок», «Царевна-лягушка», «Теремок», «Три поросенка». А вот ученикам среднего звена больше всего нравятся произведения в жанре фэнтези. Ими были названы наиболее популярные книги: «Приключения Гарри Поттера» Дж. К. Ролинг, «Хроники Нарнии» Клайва Стэйплза Льюиса, «Ночные стражи» Кэтрин Ласки, «Рэдволл» Брайана Джекса, «Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкиена.
В книгах, написанных в этом жанре, в первую очередь подростков привлекает герой. Каков он, герой фэнтези? Мы спросили у ребят, и вот что они ответили:
Роман Жидков, 5 класс: «Все герои фэнтези делают чудеса своими руками. Они вселяют в нас уверенность в том, что если поступать правильно и почаще шевелить мозгами, то многого в жизни можно добиться, а не быть игрушкой в чьих-то руках».
Майер Валерия, 7 класс: «Отождествляя себя с героем фэнтези, ты и сам хочешь быть сильнее физически и духовно, работать над собой».
Воробьева Оксана, 9 класс: «Герои умеют любить, дружить, Они никогда не предадут друга, а также умеют уважать своих врагов».
В героях фэнтези подростков привлекают именно их идеальные качества, те, которых сами подростки не имеют, но хотели бы иметь. Это физическая сила, умение быстро принимать правильные решения, надежность, верность, благородство, чувство юмора. Они ищут острых ощущений, необычных ситуаций, героических поступков, привлекательных героев. Героев, которые способны бороться с несправедливостью, совершать благородные поступки, защищать слабых, любить, быть верным другом и в конечном итоге победить зло.
Итак, мы видим, что современные подростки читают книги о дружбе и мужестве, смелости и доблести, любви и преданности.
«Какой смысл вы вкладываете в понятия «добро» и «зло»?
Сначала мы спросили об этом взрослых разных возрастов и профессий. Всего нами было опрошено 7 взрослых.
Представители профессий:
учитель | медсестра | Домо хозяйка | пенсионер | сторож |
2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
1.Волкова Татьяна Сергеевна, 30 лет, учитель биологии.
Добро – это мир на Земле, улыбки детей и взрослых.
Зло - это война, смерть, предательство.
2. Брюханова Надежда Александровна ,56 лет, учитель начальных классов.
Добро- это любимая профессия, дети, семья
Зло- преступления, болезни, война.
3. Бурлакова Ираида Федотовна,65 лет, пенсионер.
Добро - это счастье детей и внуков, здоровье близких.
Зло – болезнь, смерть.
4.Урюпинская Юлия Викторовна, 29 лет, медсестра.
Добро - это любовь, дружба, уважение.
Зло - это потеря близких, убийства.
5. Плотникова Татьяна Петровна, 43 года, домохозяйка.
Добро – это вера, дети, семья, здоровье.
Зло – это несчастье, болезнь близких .
6. Шкуратова Екатерина Александровна, 32 года домохозяйка.
Добро – это счастье детей, здоровье, дружная семья
Зло – это болезнь, горе, смерть.
7.Букатин Анатолий Семенович, 57 лет, сторож.
Добро –это хорошие поступки и помыслы.
Зло – предательство, бессердечность, зависть.
А вот ответы детей на вопрос «Что такое добро»?
Было опрошено 6 человек от 7 до 16 лет.
Добро- семья, счастье, здоровье.
Зло- горе, обида.
Добро- это дружба, мама
Зло- болезнь, вор.
Добро- семья, дружба
Зло- война, голод, убийство
Добро- счастье, здоровье
Зло – война, предательство
Добро- любовь, здоровье, семья
Зло- разлука, потеря близких.
Добро- это хорошие поступки, здоровье близких
Зло - болезни, страдания людей.
Если сравнить ответы взрослых и детей, отвечавших на одинаковый вопрос, можно утверждать, что и взрослые и дети вкладывают в понятия добро и зло одинаковые понятия.
VII.Выводы
Современное поколение имеет такое же представление о добре и зле, как и люди старшего возраста, а также читают книги о дружбе и мужестве, смелости и доблести, любви и преданности.
http://ru.wikipedia.org
http://www.cinemamir.com/forum
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Два петушка
Сказка про Серого Зайку
Самый главный и трудный вопрос
Весенняя гроза