Исследовательская работа по изучению истории родного края
Вложение | Размер |
---|---|
dom_ispolneniya_zhelaniy.docx | 31.41 КБ |
Дом исполнения желаний
Исследовательская работа по истории
ученицы 7а класса МБОУ Больше – Рыбушкинская сош имени А.С.Садекова Краснооктябрьского района
Нижегородской области Невмятуллиной Ляйсян
Научный руководитель: учитель истории
Мухаметжанова А.Х.
Введение
Исэнмесез, кадерле дуслар!
Добрый день, дорогие друзья!
Наш Краснооктябрьский район расположен на юго – востоке Нижегородской области, она богата своей историей и достопримечательностями. На территории района компактно расположены 17 татарских и 24 русских деревень, каждая из которых имеет славное прошлое. Среди них есть и такие, слава о которых разнеслась по всей России. В их числе Дом святых (Изгеляр йорты), место паломничества десятки тысяч татар в деревне Овечий Овраг, где на протяжении более ста лет действовала духовная мусульманская Академия; село Медяна, которая славится своим историко – архитектурным комплексом «Рашида»; село Чембилей, откуда берут свое начало знаменитые на весь мир татарские певцы Бегичевы; славящееся своей архитектурой, красотой и благоустройством село Рыбушкино, которое называют Татарским Парижем Нижегородчины.
Я учусь в седьмом классе МБОУ Больше – Рыбушкинской средней общеобразовательной школе имени А.С.Садекова. Недавно наш класс совершил экскурсию в соседнее село Овечий Овраг. Мы узнали от нашего классного руководителя Мухаметжановой Альфии Хайдяровны, что его в народе называют Святым селением, памятуя легенды давно минувших лет о знаменитых святителях здешней академии – известного далеко за пределами Нижегородской губернии первого в крае духовного исламского медресе. Еще Овечий Овраг – Куйсуы – родная деревня Садек абзи. Именно в этой деревне родился, жил и творил самый почитаемый нижегородскими татарами святой духовник и целитель.
Я заинтересовалась этим историческим объектом и решила написать мини – исследовательскую работу.
Объектом исследования является Дом святых (Изгеляр йорты), который находится в селе Овечий овраг Краснооктябрьского района и его история.
Цель исследования: сделать презентацию, собрав и изучив материал по истории данного исторического объекта.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования:
Если каждый житель нашего района с детских лет будет интересоваться и знать историю своего края, историю своего села и своей улицы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.
Методы исследования:
Академия
Раньше при мечетях действовали приходские школы. Такая школа существовала и в селе Овечий овраг. Но она отличалась от других таких школ, так ее называли в округе Академией. Еще в конце 18 века это учебное заведение, содержавшееся на средства местного хазрата Абдулжалила Биккинина, готовило мусульманские кадры для соседних деревень Симбирской и Нижегородских губерний по приказу Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (ОМДС).
Сохранились архивные документы о так называемой Овечьеовражской Академии: «От директора Гимназии Кошелева – Губернатору. До сведения моего дошло, что здешний губернатор в Сергачском округе находится татарское училище под названием «Академия». В этой академии сверх арабского языка преподается российский и математика, а может быть и другие предметы».[1]
Директор просит губернатора предписать Сергачскому Земскому суду доставить сведения об этой Академии.
5 декабря 1806 года исправник донес губернатору, что «училище то находится в Сергачском уезде Пошатовской волости в деревне Овечий Овраг в порочном для сего доме, состоящем из двух покоев под управлением двух соборных мулл одного той же деревни Абдуллы Желила и другой деревни Ключище Фейзуллы Абубякирова, имея при себе 4 человека учителей из татар же разных деревень. Отопление и освещение того училища на отчете первого муллы, не взимая от учеников никакой благодарности, поставляя награду в будущей жизни. Учеников 92 человека, из которых некоторые живут в том же доме, в училище, а другие у родственников, но все на своем содержании. Обучаются турецкому, арабскому, персидскому языкам и арифметике».[2]
Об Академии сохранились сведения в «Сафаджайских тетрадях». Эта рукопись еще не переведена на русский язык и хранится у краеведа С. Сабирова из села Петряксы Пильнинского района. Вот, например: «В 1800-х годах жители нашей карии (т.е. деревни) ходили учиться в Овечий Овраг к хазрату Абдулле Желилу. Придет время, когда жители их кари будут ходить учиться в нашу карию».[3]
До настоящего времени место, где находилось училище и могилы его основателей в деревне Овечий Овраг, почитается татарами всей России как святыня.
Во многом благодаря Овечьеовражской академии и других медресе, организованных чуть позднее в других татарских селениях края, почти все татарское население умело читать по-своему, пользуясь арабской графикой, в каждой деревне были духовные наставники – просветители, работали школы – мектебе. Мусульмане укрепились в вере отцов и дедов, сохранили свой язык, культуру, обычаи и традиции.
Дом святых
Дом, в котором жил праведник, существует и поныне, выстояв в годы массового разрушения церквей и мечетей. Он стал почитаться сразу после смерти Садек абзи. Сотни людей стремились сюда под покровом ночи по лесным и полевым тропам, рискуя быть арестованными и осужденными на долгие годы тюремных заключений.
Говорят, что Дом святых заряжен положительной энергией, она передается человеку и способна исцелять от всяких болезней и душевных переживаний. Все, что побывало в этом доме лечебное, считают старожилы.
Но не только мифы и сказания притягивают к этому неказистому деревянному дому людей из самых разных окраин. Здесь совершаются жертвоприношения, оставляют подаяния, читают молитвы в память об Овечьеовражском святителе. Люди верят Садек абзи и идут к нему за помощью и заступничеством. По поверью, здесь можно загадать самое заветное желание и оно обязательно исполнится. И если бы это было только красивой легендой и людская мольба оставалась неуслышанной, не шли бы сюда страждущие разных вероисповеданий и национальностей со всего света.
Еще при жизни Садек абзи называли святым. Любовь народная к нему была безмерна и сегодня он остается одним из самых почитаемых святых среди нижегородских мусульман. Он вселял и вселяет в людские души веру во всевышнего.
Кто же такой Садек абзи? Сначала он возглавил медресе (школа при мечети) своего отца, тем самым снискал большое уважение как преподаватель и толкователь основ мусульманской веры. Он знал все суры и айяты Корана наизусть, слыл знатоком хадисов Пророка Мухаммеда, в совершенстве владел турецким, персидским, арабским, русским и другими языками. Много читал и переводил.
Послушать его проповеди и искусное чтение Корана собирались мусульмане с самых дальних окраин, слава шла о нем и как о знатоке религиозной догматики. Своими глубокими познаниями он резко выделялся среди духовных служителей края. В народе его называли философом.
Садек абзи прославился и как целитель – знахарь. Он хорошо разбирался в народной медицине. Используя лекарственные травы, сам готовил целительные настои и лечил своих прихожан от различных болезней и недугов. По сказанию, он из странствий привозил лекарственные травы. Лечил он и молитвами, и заговорами. По рассказам старожилов, все, кто бывал у Садек абзи, чудесным образом исцелялись.
Еще при жизни мела стал известен своим ясновидением. Его книга пророчеств до сих пор хранится в доме святых. Древняя рукопись в красном переплете лежит на сундуке из Мекки и словно книга Шехерезады из восточных сказок, навевает память о давно минувших днях.
Садек абзи знал, с какими мыслями идут к нему люди. Одна крестьянка пообещала подарить праведнику шесть яиц, однако принесла только три. Прочитав молитву, абзи сказал: «Да простит нас господь и выполнит твою просьбу, несмотря на то, что ты половину обещанного забыла принести»[4]. Эту притчу рассказывают у нас в Рыбушкино.
Эти легенды передавались из поколения в поколение – и каждый новый рассказчик что-то в них добавлял или убавлял. Эти устные сказания никто не изучал и не записывал. Но они живы в народной памяти. Еще при жизни Садек абзи называли авлия, т.е. божьим посланником, уверовав, что его ясновидение и целительство от Бога. История Погоста безымянного праведника – Авлия каберлеге, что вблизи нашего другого соседнего села Мочалей Пильнинского района, также связана с именем Садек абзи. По дороге в село Сафаджай святой внезапно велел своему кучеру попридержать лошадей. Сойдя с коляски, он долго ходил по полю. Резко остановился у горы Ком тавы (Песчаная гора) и сказал своему спутнику:
-Здесь погиб праведник.
Прочитав молитву, Садек абзи продолжил свой путь. В Сафаджае он рассказал о своем видении местному хазрату. Мочалеевские мусульмане на этом месте установили могильные ограждения и с тех пор ухаживали за этим захоронением. Могила эта и поныне есть. Здесь читаются молитвы, совершаются жертвоприношения в память о безымянном праведнике и Садек абзи.[5]
Не зарастает тропа и дому самого Садек абзи. Перед поездкой в Дом святых я и мои одноклассники, хозяйку дома представляли себе суровой, строгой женщиной, но вопреки нашим ожиданиям, она оказалась весьма доброжелательным человеком. Увидев, как она улыбнулась нам, я сразу почувствовала себя спокойнее и тоже в ответ улыбнулась. Хозяйку этого необычного дома звали Зубайда апа. Она сразу догадалась, зачем мы сюда приехали и тут же, чуть переваливаясь с ноги на ногу, повела нас в свой деревянный домик. Раньше он был синего цвета с резными белыми окнами. Но недавно его отремонтировали, снаружи обнесли каменной кладкой.
- Вот это и есть святой дом, - гордо сказала Зубайда апа, хотя мы ещё не задали ей ни одного вопроса. - Здесь жил святой Садек абзи.
…Ступенька в доме была всего одна. Дверь не скрипела. Разувшись, мы прошли в комнату. Я настороженно осмотрелась вокруг себя.
Стены были увешаны коврами и грамотами, расписанными арабской вязью, и возле каждой стены стояли диваны и кресла. К одному из диванов был придвинут стол, на котором лежали письма, деньги и еще какие-то бумажки. Рядом возвышался старинный сундук, который, как выяснилось потом, когда-то из Мекки привез сам Садек абзи. На сундуке серебряный кувшин – подарок теннисиста Марата Сафина. Главная достопримечательность, ради которой сюда и приезжают тысячи людей самых разных вероисповеданий, стояла в углу комнаты, - это высокая деревянная кровать с высокими столбиками по бокам, прикрытая пологом.
Зубайда апа накинула на голову белый платок, деловито села за стол и выжидающе посмотрела на нас. Она рассказала нам о жизни и деятельности его хозяина. Мы все с замиранием слушали о поездки Садек абзи в священный город всех мусульман – в Мекку. Оказывается, что он туда ездил два раза: в первый раз сам совершил паломничество, а во второй - повез свою больную мать. И это в девятнадцатом веке. Мы узнали, что Садек абзи умер в 1882 году, ему было всего 51 год от роду. К сожалению, детей у него не было. Его благородное дело продолжили сыновья и внуки братьев праведника. А могила его и дом приобрели необыкновенную славу и стали местом почитания. До сих пор стоит старинное надгробие, на котором высечены всего несколько строк, из которых мы знаем, что здесь лежит один из самых великих сынов татарского народа.
Старый дом желаний, куда сегодня приезжают люди из разных городов и деревень, прост и неприметен. Его внутреннее убранство представляет собой ценность, поскольку здесь хранятся вещи самого Садек абзи: сундук, стол, стул... Загадывать желание следует строго в определенном месте. А именно — у деревянной кровати, прикасаясь к ней. Люди, чьи сокровенные желания сбылись, привозят сюда потом щедрые дары, которыми дом наполнен.
Мы тоже притронулись к этой заветной кровати и тоже загадали свои заветные желания. Ведь они обязательно исполнятся!!!
Заключение.
Человек жив не одним днем. Живя в «сегодня», не следует забывать, что есть еще «завтра» и «вчера». Твое «вчера» - это не только собственное обозримое прошлое, но и жизнь твоих предков. Если ты забудешь их, точно также забудут вскоре и тебя твои потомки. Человек, подобно дереву, связан с землей. И корни наших предков также неразрывно связаны с ней.
Безусловно, путешествие и открытие чего-либо нового – это тот волнующий опыт, которым хочется поделиться. Быть искателем, исследователем истории родного края, его первозданных красивейших уголков природы – это значит познавать и открывать каждый раз себя. Открывать в себе способности видеть, слышать, восхищаться, превозмогая усталость. Исследовательский интерес пробуждает в каждом из нас патриота. Не потребителя, а жителя, гражданина нашей маленькой страны, название которой - Краснооктябрьский район – татарский кусок Нижегородчины. Мне хотелось бы согласиться с В. Шукшиным: ”Помни, мира не узнаешь, не зная края своего!“
Собранный в процессе работы материал может быть использован на уроках истории, географии, краеведения и во внеурочной работе.
Список использованной литературы
Интернет – ресурсы
Приложения
Источник: http://www.islamrf.ru/news/umma/fotoexhibition/7551)
Источник: http://uralistica.com/forum/topics/erzjanskaja-avtonomija
Источник : http://www.turizmvnn.ru/cont/show/41791/
Фото Насибуллиной Розалии , 2012г
Источник: http://www.islamrf.ru/news/umma/fotoexhibition/7551)
Источник: http://referat.znate.ru/text/index-45420.html?page=69
Источник: http://haj.ucoz.ru/photo/25-8-0-0-2
Источник: фото из архива Дома Святых
Источник: фото автора из Больше – Рыбушкинского школьного краеведческого музея
Источник: http://uralistica.com/forum/topics/erzjanskaja-avtonomija
[1] ГАНО,ф.1412,оп.78,д.172, л.8.
[2] ГАНО,ф.1412,оп.78,д.172,л.10.
[3] Ситдик Якуб. Сафаджайские тетради// Неопубликованная рукопись (хранится у краеведа С.Сабирова. село Петряксы).
[4] Мухамедиева А.Х. В Доме святых// Туган як.-1992.-№34.
[5] Ситдик Якуб. Сафаджайские тетради// Неопубликованная рукопись (хранится у краеведа С.Сабирова. село Петряксы).
Именинный пирог
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Волшебная фортепианная музыка
Привередница
Круговорот воды в пакете