Работа представляет собой опыт описания произведения архитектуры (церковь в селе Коломенском под Москвой) и анализ стихотворного произведения, посвященного этому произведению архитектуры (Борис Чичибабин. "Церковь в Коломенском")
Вложение | Размер |
---|---|
tserkov_v_kolomenskom_v_kamne_i_slove.doc | 183 КБ |
МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Секция гуманитарных предметов
Церковь Вознесения (с. Коломенское) в камне и слове.
Выполнил Итигменев Игорь
Учитель Безкорсая Л.Г.
СОРСК, 2013 год
Содержание.
а) восхищение гармоничным внешним обликом храма;
б) размышление о духовном;
в) художественно-изобразительные средства языка стихотворения (выразительные эпитеты, метафоры, гипербола, инверсия, эмоциональные восклицания; особенности звукописи, использования фразеологизмов, рифмы).
5.Увидеть своими глазами рукотворное чудо
Храмы, наши великие русские храмы и церкви. Нигде в мире не увидишь таких великолепных памятников архитектуры. И все они не похожи друг на друга, у каждого храма свое лицо. Меня привлекает архитектура храмов, их непохожесть друг на друга, их красота и великолепие, мастерство, с которым они выполнены.
Однажды на уроке литературы я услышал историю храма Вознесения, который находится в селе Коломенском под Москвой. А потом я увидел его фотографию. Это чудо церковной архитектуры! Я был потрясен мастерством русских зодчих, которые возвели это рукотворное чудо.
А потом я услышал строки стихотворения, показавшиеся мне необыкновенно красивыми: «Светом сочится, зари золотей, русское зодчество». Я узнал, что эти строки принадлежат замечательному поэту Борису Чичибабину. Ими завершается стихотворение «Церковь в Коломенском». И мне захотелось познакомиться с особенностями архитектуры этого замечательного творения. А еще поразмышлять над вопросом: «Как поэт может передать свои ощущения от созерцания изумительной красоты произведения церковного зодчества? Сравнить два вида искусства: архитектуру и поэзию в их стремлении показать духовное.
Я обратился к материалам Интернета и обнаружил интереснейшие факты истории этого памятника архитектуры. Храм Вознесения в Коломенском был сооружен в 1532 году, при царе Василии III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV. Это был первый храм, построенный в виде каменного шатра. Отныне храмы венчались шатром, который являлся особенностью композиции православных храмов. Историки зодчества не имеют единого мнения, откуда появился в русской архитектуре шатер: то ли это влияние итальянской, то ли другой европейской архитектуры. Но как бы то ни было, в шатровых постройках ярко выразилось национальное своеобразие русского зодчества. Шатровый стиль отступал от привычного крестово-купольного типа храма. А это открывало новый простор для творчества русских зодчих.
Своеобразие и красота церкви Вознесения ошеломляют всех, кто хоть раз видел ее. Я прочел замечательные слова летописца: «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси». Поражают слова знаменитого французского композитор Гектора Берлиоза, который был потрясен зрелищем храма: «Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял ошеломленный».
Этот храм великолепен! Все в нем выполнено с точностью, все его линии плавные. Когда смотришь на церковь, появляется ощущение легкости и спокойствия, и сам храм кажется нам легким – и это при толщине стен от 2 до 4 м.!
Высота шатра церкви Вознесения составляет 28 метров, а высота всей церкви - 62 метра. Подобно стреле, рвется ввысь его гигантский шатер. И где-то высоко в небе тает, растворяется в воздухе его небольшая, почти незаметная главка, увенчанная крестом. Все архитектурные детали храма подчеркивают его устремление вверх. А могучее основание, неторопливый порядок лестниц и галереи, окружающей здание, только усиливают впечатление стремительного подъема. Переход от яруса к ярусу происходит как бы сам собой, без малейшей задержки, но и без видимой торопливости. Нет ничего лишнего, или, по словам Берлиоза, “налепленного”.
Образ церкви Вознесения - это образ Церкви Христовой. Говоря с нами на языке гениальной архитектуры, безвестный строитель рассказывает о молитвенном порыве человеческого духа, стремящегося ввысь, к Богу. Есть человек, и есть Бог, говорит зодчий, все остальное - второстепенно. И стремление человека к Богу - это стремление сына к потерянному отцу. А достичь его можно, только отринув земное и устремив душу и помыслы свои вверх, к горним заоблачным высотам, “возлюбив Господа своего всем сердцем своим”...
Обращает на себя внимание красота пропорций величественного здания. Смотришь на храм, и создается зрительное впечатление плавного перетекания объемов храма снизу вверх, что подчеркивает монолитность здания. Весь нижний ярус храма как бы вырастает из берега реки. В каждой части, в каждой детали прослеживается основная мысль зодчего: придать постройке легкость и устремленность ввысь. Эту мысль подчеркивает и стремительно взлетающий шатер храма, который украшен легкой сеткой из белокаменных бусин.
Весь нижний ярус храма как бы вырастает из берега реки. Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами оформления. В плане здание храма представляет собой равноконечный крест. По своей конструкции оно является единым столпообразным объемом без внутренних опор. Обычной алтарной апсиды у церкви Вознесения нет. Она стоит на подклете, окруженном со всех сторон галереей – «гульбищем». На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями. Между пилястрами сделаны остроконечные вимперги. На основной крестообразный объем церкви поставлен восьмерик. В нижней части он оформлен рядами больших арок в московском стиле, а выше украшен сдвоенными пилястрами. Храм перекрыт шатром с четко выделенными ребрами.
Интерьер храма наполнен светом. Освещенность интерьера усиливается за счет особого устройства окон: снаружи, по углам четверика, они расположены на соседних гранях, а внутри два окна сходятся в одно, занимающее весь угол. Умелое расположение окон создает разнообразную игру света – от ослепительно-яркого до сильно затененного. Внутри церкви преобладает белый цвет. Пол церкви изначально был выложен “конвертом” красными и черными треугольными керамическими плитками.
До сих пор не удалось найти имя гениального зодчего, строившего храм. Никаких сведений в исторических документах о нем не содержится. Что ж, может быть, когда-нибудь загадка храма Вознесения в Коломенском будет разгадана, и мы узнаем имя гениального архитектора, построившего это удивительное сооружение. А пока белокаменный храм молчаливо хранит свою тайну.
И вот перед этой тайной застыл в изумлении поэт Чичибабин.
ЦЕРКОВЬ В КОЛОМЕНСКОМ
Все, что мечтала услышать душа
в всплеске колодезном,
вылилось в возгласе: "Как хороша
церковь в Коломенском!"
Здравствуй, царевна средь русских церквей,
бронь от обидчиков!
Шумные лица бездушно мертвей
этих кирпичиков.
Божья краса в суете не видна.
С гари да с ветра я
вижу: стоит над Россией одна
самая светлая.
Чашу страданий испивши до дна,
пальцем не двигая,
вижу: стоит над Россией одна
самая тихая.
В милой пустыне, вдали от людей
нет одиночества.
Светом сочится, зари золотей,
русское зодчество.
В каждой строке то же восхищение удивительно гармоничным внешним обликом церкви, выраженное в прямых авторских оценках: «Как хороша церковь в Коломенском!» Она «царевна средь русских церквей», «бронь от обидчиков. Слово-то какое необычное: «бронь», то есть броня, защита. Она «самая светлая», «самая тихая». Превосходная степень со словом «самая» передает волнение поэта, застывшего перед чудом красоты.
Мне кажется, это стихотворение – размышление о духовном, о том, что в мирской суете человек становится бездушным, злым, равнодушием своим наносит обиды окружающим, часто этого даже не замечая. «Испив чашу страданий до дна» в мире, где живут «мертвые бездушные лица», где бесконечная суета, он обращается к духовному. И тогда в новом свете ему видится храм, потому что «Божья краса в суете не видна». И человек по-новому ощущает себя. Здесь, «вдали от людей», «в милой пустыне», он не испытывает одиночества. Его душа разговаривает с Небом. Мне кажется, что поэт убежден: Бог живет в душе каждого человека, нужно лишь уметь услышать его присутствие. К сожалению, люди зачастую остаются глухи к Божьему зову, занятые своими будничными делами, разучившиеся смотреть ввысь. Любовь, добро, сострадание, терпение – это то, к чему стремится душа человека, и то, что олицетворяет собой храм. Именно в любви спасение для многих людей, выход из замкнутого круга повседневных забот.
Поэт не описывает церковь, он показывает впечатление, которое производит чудо- храм на зрителя. Поэт как бы распоряжается воображением читателя, ведет нас за своей мыслью. Но мы не ощущаем насилия над собой, мы радуемся открывающейся перед нами красоте. Дважды звучит слово «Россия», в заключительных строках слышим слово «русское». И такая переполняет сердце гордость, что храм строил русский мастер. Как писал летописец: «Враги Руси не возмогоша одолети крестные силы, есть бо нам верным забрало крест честной».
Разнообразны художественно-изобразительные средства языка. Эпитеты яркие, разнообразные: «Божья краса», «милая пустыня». Они являются контрастом эпитету «шумные лица». Фразеологизмы «чашу страданий испивши до дна», «пальцем не двигая» показывают состояние человека, запутавшегося в мирских проблемах. Очень выразительно олицетворение «мечтала услышать душа». Гипербола «шумные лица бездушно мертвей этих кирпичиков» звучит очень неожиданно. Сочетание эпитета «бездушно» со сравнительной степенью прилагательного «мертвей» делает признак еще более интенсивным, отрицательно окрашенным. Так неожиданно здесь ласковое слово «кирпичиков». Впечатление эмоциональности усиливают восклицания «Как хороша церковь в Коломенском!» и «Здравствуй, царевна средь русских церквей, бронь от обидчиков!» Для автора церковь нечто большее, чем просто произведение архитектуры. Он одушевляет ее, дает ей жизнь в этом стихотворении.
Эмоциональной кульминацией являются последние строки стихотворения: «Светом сочится, зари золотей, русское зодчество». Какое необычное предложение! Построено на инверсии, обратном порядке слов: сказуемое предшествует подлежащему, да и второстепенные члены «светом», «золотей» стоят необычно. Обращает на себя внимание слово «золотей». С точки зрения законов языка так сказать нельзя. Нет у прилагательного «золотой» сравнительной степени. Но такая поэтическая дерзость здесь уместна, так как ему важно сказать, что храмы в России – истинное чудо, поражающее красотой и величием. А как необычна метафора «Светом сочится…зодчество»! Прямо ощущаешь материальность, вес света. А какое мастерство в использовании аллитераций: «Светом СочитСя, Зари Золотей, руССкое ЗодчеСтво», «ЗдРавствуй, цаРевна сРедь Русских цеРквей, бРонь от обидчиков!»
Вглядимся в рифмы стихотворения. Мы видим почти полное совпадение звуков в рифмующихся словах: душа – хороша, церквей – мертвей, видна – одна, людей – золотей. Но Чичибабин – мастер составной рифмы. Ее мы видим в строфе
Божья краса в суете не видна.
вижу: стоит над Россией одна
самая светлая.
Тут автор мог ограничиться созвучием «ветра я – светлая». Но я заметил, что он подтягивает к «ветру предлог «с», и внутри строфы образуется повтор «свет – свет». И от этого еще больше ощущаешь красоту белокаменной царевны.
Задушевность, искренность автора, его восхищение талантом русских зодчих, его светлый внутренний мир покорили меня как читателя.
Теперь, когда я узнал историю церкви в Коломенском, познакомился с особенностями ее архитектуры, увидел, какое впечатление красота этого храма производит на всякого, кто видит его, мое самое большое желание – побывать в Коломенском, увидеть белокаменную царевну и испытать то же чувство гордости за русских зодчих, которые могут создавать такую красоту.
Список использованной литературы.
Гаврилов С. А. О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском
Гаврилов С. А. Церковь Вознесения в Коломенском — исследования 1972—1990 годов
Гаврилов С. А. Иконостас церкви Вознесения в Коломенском — (на основе исторической справки 1996г. в редакции 2010 г.)
Гаврилов С. А. Исследование пола, исследование иконостаса 1985—1996гг
Заграевский С. В. Первый каменный шатровый храм и происхождение шатрового зодчества
Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы. Научный редактор издания А. И. Комеч. — Москва: «Искусство-XXI век», 2007.
Чичибабин Борис Алексеевич
(1923 – 1994)
ЦЕРКОВЬ В КОЛОМЕНСКОМ
Все, что мечтала услышать душа
в всплеске колодезном,
вылилось в возгласе: "Как хороша
церковь в Коломенском!"
Здравствуй, царевна средь русских церквей,
бронь от обидчиков!
Шумные лица бездушно мертвей
этих кирпичиков.
Божья краса в суете не видна.
С гари да с ветра я
вижу: стоит над Россией одна
самая светлая.
Чашу страданий испивши до дна,
пальцем не двигая,
вижу: стоит над Россией одна
самая тихая.
В милой пустыне, вдали от людей
нет одиночества.
Светом сочится, зари золотей,
русское зодчество.
Вимперг - остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий.
Пилястр – это выступ стены, как бы условно изображает колонну.
КАПИТЕЛЬ — в архитектуре — часть ордера, венчание, верхний элемент колонны или пилястры.
Апси́да — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой).
Восьмерик (в архитектуре) — восьмигранное (восьмиугольное) в плане сооружение или его часть.
Подклеть – нижний этаж дома, хором
Слайд 1 Однажды на уроке литературы я услышал историю храма Вознесения, который находится в селе Коломенском под Москвой. А потом я увидел его фотографию. Это чудо церковной архитектуры! Я был потрясен мастерством русских зодчих, которые возвели это рукотворное чудо.
А потом я услышал строки стихотворения, показавшиеся мне необыкновенно красивыми: «Светом сочится, зари золотей, русское зодчество». Я узнал, что эти строки принадлежат замечательному поэту Борису Чичибабину. Ими завершается стихотворение «Церковь в Коломенском». И мне захотелось познакомиться с особенностями архитектуры этого замечательного творения. А еще поразмышлять над вопросом: «Как поэт может передать свои ощущения от созерцания изумительной красоты произведения церковного зодчества? Сравнить два вида искусства: архитектуру и поэзию в их стремлении показать духовное.
Я обратился к материалам Интернета и обнаружил интереснейшие факты истории этого памятника архитектуры.
Слайд 2 Храм Вознесения в Коломенском был сооружен в 1532 году, при царе Василии III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV. Это был первый храм, построенный в виде каменного шатра. Своеобразие и красота церкви Вознесения ошеломляют всех, кто хоть раз видел ее. Я прочел замечательные слова летописца: «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси».
Слайд 3 Поражают слова знаменитого французского композитор Гектора Берлиоза, который был потрясен зрелищем храма: «Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес.
Слайд 4 Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял ошеломленный».
Слайд 5 Этот храм великолепен! Все в нем выполнено с точностью, все его линии плавные. Когда смотришь на церковь, появляется ощущение легкости и спокойствия, и сам храм кажется нам легким – и это при толщине стен от 2 до 4 м.!
Слайд 6 Высота шатра церкви Вознесения составляет 28 метров, а высота всей церкви - 62 метра. Подобно стреле, рвется ввысь его гигантский шатер. И где-то высоко в небе тает, растворяется в воздухе его небольшая, почти незаметная главка, увенчанная крестом. Шатер храма украшен легкой сеткой из белокаменных бусин, сдвоенными пилястрами, а в нижней части он оформлен рядами арок в московском стиле. Все архитектурные детали храма подчеркивают его устремление вверх
Слайд 7 А могучее основание, неторопливый порядок лестниц и галереи, окружающей здание, только усиливают впечатление стремительного подъема. Переход от яруса к ярусу происходит как бы сам собой, без малейшей задержки, но и без видимой торопливости. Нет ничего лишнего, или, по словам Берлиоза, “налепленного”.
Образ церкви Вознесения - это образ Церкви Христовой. Говоря с нами на языке гениальной архитектуры, безвестный строитель рассказывает о молитвенном порыве человеческого духа, стремящегося ввысь, к Богу. Есть человек, и есть Бог, говорит зодчий, все остальное - второстепенно. И стремление человека к Богу - это стремление сына к потерянному отцу. А достичь его можно, только устремив душу и помыслы свои вверх, к заоблачным высотам, “возлюбив Господа своего всем сердцем своим”...
Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами оформления. Она стоит на подклете, окруженном со всех сторон галереей – «гульбищем». На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями. Между пилястрами сделаны остроконечные вимперги. На основной крестообразный объем церкви поставлен восьмерик.
Слайд 8,9 Интерьер храма наполнен светом. Освещенность интерьера усиливается за счет особого устройства окон: снаружи, по углам четверика, они расположены на соседних гранях.. Умелое расположение окон создает разнообразную игру света – от ослепительно-яркого до сильно затененного.
До сих пор не удалось найти имя гениального зодчего, строившего храм. Никаких сведений в исторических документах о нем не содержится. Что ж, может быть, когда-нибудь загадка храма Вознесения в Коломенском будет разгадана, и мы узнаем имя гениального архитектора, построившего это удивительное сооружение. А пока белокаменный храм молчаливо хранит свою тайну.
Слайд 10 И вот перед этой тайной застыл в изумлении поэт Чичибабин.
ЦЕРКОВЬ В КОЛОМЕНСКОМ
Все, что мечтала услышать душа
в всплеске колодезном,
вылилось в возгласе: "Как хороша
церковь в Коломенском!"
Здравствуй, царевна средь русских церквей,
бронь от обидчиков!
Шумные лица бездушно мертвей
этих кирпичиков.
Божья краса в суете не видна.
С гари да с ветра я
вижу: стоит над Россией одна
самая светлая.
Чашу страданий испивши до дна,
пальцем не двигая,
вижу: стоит над Россией одна
самая тихая.
В милой пустыне, вдали от людей
нет одиночества.
Светом сочится, зари золотей,
русское зодчество.
Слайд 11 В каждой строке то же восхищение удивительно гармоничным внешним обликом церкви, выраженное в прямых авторских оценках: «Как хороша церковь в Коломенском!» Она «царевна средь русских церквей», «бронь от обидчиков. Слово-то какое необычное: «бронь», то есть броня, защита. Она «самая светлая», «самая тихая». Превосходная степень со словом «самая» передает волнение поэта, застывшего перед чудом красоты.
Мне кажется, это стихотворение – размышление о духовном, о том, что в мирской суете человек становится бездушным, злым, равнодушием своим наносит обиды окружающим, часто этого даже не замечая. «Испив чашу страданий до дна» в мире, где живут «мертвые бездушные лица», где бесконечная суета, он обращается к духовному. И тогда в новом свете ему видится храм, потому что «Божья краса в суете не видна». И человек по-новому ощущает себя. Здесь, «вдали от людей», «в милой пустыне», он не испытывает одиночества. Его душа разговаривает с Небом. Мне кажется, что поэт убежден: Бог живет в душе каждого человека, нужно лишь уметь услышать его присутствие. К сожалению, люди зачастую остаются глухи к Божьему зову, занятые своими будничными делами, разучившиеся смотреть ввысь. Любовь, добро, сострадание, терпение – это то, к чему стремится душа человека, и то, что олицетворяет собой храм. Именно в любви спасение для многих людей, выход из замкнутого круга повседневных забот.
Поэт не описывает церковь, он показывает впечатление, которое производит чудо- храм на зрителя. Поэт как бы распоряжается нашим воображением, ведет нас за своей мыслью. Но мы не ощущаем насилия над собой, мы радуемся открывающейся перед нами красоте. Дважды звучит слово «Россия», в заключительных строках слышим слово «русское». И такая переполняет сердце гордость, что храм строил русский мастер. Как писал летописец: «Враги Руси не возмогоша одолети крестные силы, есть бо нам верным забрало крест честной».
Разнообразны художественно-изобразительные средства языка. Эпитеты яркие, разнообразные: «Божья краса», «милая пустыня». Они являются контрастом эпитету «шумные лица». Фразеологизмы «чашу страданий испивши до дна», «пальцем не двигая» показывают состояние человека, запутавшегося в мирских проблемах. Очень выразительно олицетворение «мечтала услышать душа». Гипербола «шумные лица бездушно мертвей этих кирпичиков» звучит очень неожиданно. Сочетание эпитета «бездушно» со сравнительной степенью прилагательного «мертвей» делает признак еще более интенсивным, отрицательно окрашенным. И так неожиданно здесь ласковое слово «кирпичиков». Впечатление эмоциональности усиливают восклицания «Как хороша церковь в Коломенском!» и «Здравствуй, царевна средь русских церквей, бронь от обидчиков!» Для автора церковь нечто большее, чем просто произведение архитектуры. Он одушевляет ее, дает ей жизнь в этом стихотворении.
Эмоциональной кульминацией являются последние строки стихотворения: «Светом сочится, зари золотей, русское зодчество». Какое необычное предложение! Построено на инверсии, обратном порядке слов: сказуемое предшествует подлежащему, да и второстепенные члены «светом», «золотей» стоят необычно. Обращает на себя внимание слово «золотей». С точки зрения законов языка так сказать нельзя. Нет у прилагательного «золотой» сравнительной степени. Но такая поэтическая дерзость здесь уместна, так как ему важно сказать, что храмы в России – истинное чудо, поражающее красотой и величием. А как необычна метафора «Светом сочится…зодчество»! Прямо ощущаешь материальность, вес света.
Слайд 12 А какое мастерство в использовании аллитераций:
Светом СочитСя, Зари
Золотей, руССкое ЗодчеСтво,
Слайд 13 «ЗдРавствуй, цаРевна сРедь Русских цеРквей, бРонь от обидчиков!»
Слайд 14 Вглядимся в рифмы стихотворения. Мы видим почти полное совпадение звуков в рифмующихся словах: душа – хороша, церквей – мертвей, видна – одна, людей – золотей. Но Чичибабин – мастер составной рифмы. Ее мы видим в строфе
Божья краса в суете не видна.
вижу: стоит над Россией одна
самая светлая.
Тут автор мог ограничиться созвучием «ветра я – светлая». Но я заметил, что он подтягивает к «ветру предлог «с», и внутри строфы образуется повтор «свет – свет». И от этого еще больше ощущаешь красоту белокаменной царевны.
Задушевность, искренность автора, его восхищение талантом русских зодчих, его светлый внутренний мир покорили меня как читателя.
Теперь, когда я узнал историю церкви в Коломенском, познакомился с особенностями ее архитектуры, увидел, какое впечатление красота этого храма производит на всякого, кто видит его, мое самое большое желание -
Слайд 15 побывать в Коломенском, увидеть белокаменную царевну и испытать то же чувство гордости за русских зодчих, которые могут создавать такую красоту.
Краткий вариант.
Храмы, наши великие русские храмы и церкви. Нигде в мире не увидишь таких великолепных памятников архитектуры. И все они не похожи друг на друга, у каждого храма свое лицо. Меня привлекает архитектура храмов, их непохожесть друг на друга, их красота и великолепие, мастерство, с которым они выполнены.
Однажды на уроке литературы я услышал историю храма Вознесения, который находится в селе Коломенском под Москвой. А потом я увидел его фотографию. Это чудо церковной архитектуры! Я был потрясен мастерством русских зодчих, которые возвели это рукотворное чудо.
А потом я услышал строки стихотворения, показавшиеся мне необыкновенно красивыми: «Светом сочится, зари золотей, русское зодчество». Я узнал, что эти строки принадлежат замечательному поэту Борису Чичибабину. Ими завершается стихотворение «Церковь в Коломенском». И мне захотелось познакомиться с особенностями архитектуры этого замечательного творения. А еще поразмышлять над вопросом: «Как поэт может передать свои ощущения от созерцания изумительной красоты произведения церковного зодчества? Сравнить два вида искусства: архитектуру и поэзию в их стремлении показать духовное.
Я обратился к материалам Интернета и обнаружил интереснейшие факты истории этого памятника архитектуры. Храм Вознесения в Коломенском был сооружен в 1532 году, при царе Василии III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV. Это был первый храм, построенный в виде каменного шатра. Отныне храмы венчались шатром, который являлся особенностью композиции православных храмов. Историки зодчества не имеют единого мнения, откуда появился в русской архитектуре шатер: то ли это влияние итальянской, то ли другой европейской архитектуры. Но как бы то ни было, в шатровых постройках ярко выразилось национальное своеобразие русского зодчества. Шатровый стиль отступал от привычного крестово-купольного типа храма. А это открывало новый простор для творчества русских зодчих.
Своеобразие и красота церкви Вознесения ошеломляют всех, кто хоть раз видел ее. Я прочел замечательные слова летописца: «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси». Поражают слова знаменитого французского композитор Гектора Берлиоза, который был потрясен зрелищем храма: «Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял ошеломленный».
Этот храм великолепен! Все в нем выполнено с точностью, все его линии плавные. Когда смотришь на церковь, появляется ощущение легкости и спокойствия, и сам храм кажется нам легким – и это при толщине стен от 2 до 4 м.!
Высота шатра церкви Вознесения составляет 28 метров, а высота всей церкви - 62 метра. Подобно стреле, рвется ввысь его гигантский шатер. И где-то высоко в небе тает, растворяется в воздухе его небольшая, почти незаметная главка, увенчанная крестом. Все архитектурные детали храма подчеркивают его устремление вверх. А могучее основание, неторопливый порядок лестниц и галереи, окружающей здание, только усиливают впечатление стремительного подъема. Переход от яруса к ярусу происходит как бы сам собой, без малейшей задержки, но и без видимой торопливости. Нет ничего лишнего, или, по словам Берлиоза, “налепленного”.
Образ церкви Вознесения - это образ Церкви Христовой. Говоря с нами на языке гениальной архитектуры, безвестный строитель рассказывает о молитвенном порыве человеческого духа, стремящегося ввысь, к Богу. Есть человек, и есть Бог, говорит зодчий, все остальное - второстепенно. И стремление человека к Богу - это стремление сына к потерянному отцу. А достичь его можно, только отринув земное и устремив душу и помыслы свои вверх, к горним заоблачным высотам, “возлюбив Господа своего всем сердцем своим”...
Обращает на себя внимание красота пропорций величественного здания. Смотришь на храм, и создается зрительное впечатление плавного перетекания объемов храма снизу вверх, что подчеркивает монолитность здания. Весь нижний ярус храма как бы вырастает из берега реки. В каждой части, в каждой детали прослеживается основная мысль зодчего: придать постройке легкость и устремленность ввысь. Эту мысль подчеркивает и стремительно взлетающий шатер храма, который украшен легкой сеткой из белокаменных бусин.
Весь нижний ярус храма как бы вырастает из берега реки. Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами оформления. В плане здание храма представляет собой равноконечный крест. По своей конструкции оно является единым столпообразным объемом без внутренних опор. Обычной алтарной апсиды у церкви Вознесения нет. Она стоит на подклете, окруженном со всех сторон галереей – «гульбищем». На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями. Между пилястрами сделаны остроконечные вимперги. На основной крестообразный объем церкви поставлен восьмерик. В нижней части он оформлен рядами больших арок в московском стиле, а выше украшен сдвоенными пилястрами. Храм перекрыт шатром с четко выделенными ребрами.
Интерьер храма наполнен светом. Освещенность интерьера усиливается за счет особого устройства окон: снаружи, по углам четверика, они расположены на соседних гранях, а внутри два окна сходятся в одно, занимающее весь угол. Умелое расположение окон создает разнообразную игру света – от ослепительно-яркого до сильно затененного. Внутри церкви преобладает белый цвет. Пол церкви изначально был выложен “конвертом” красными и черными треугольными керамическими плитками.
До сих пор не удалось найти имя гениального зодчего, строившего храм. Никаких сведений в исторических документах о нем не содержится. Что ж, может быть, когда-нибудь загадка храма Вознесения в Коломенском будет разгадана, и мы узнаем имя гениального архитектора, построившего это удивительное сооружение. А пока белокаменный храм молчаливо хранит свою тайну.
И вот перед этой тайной застыл в изумлении поэт Чичибабин.
ЦЕРКОВЬ В КОЛОМЕНСКОМ
Все, что мечтала услышать душа
в всплеске колодезном,
вылилось в возгласе: "Как хороша
церковь в Коломенском!"
Здравствуй, царевна средь русских церквей,
бронь от обидчиков!
Шумные лица бездушно мертвей
этих кирпичиков.
Божья краса в суете не видна.
С гари да с ветра я
вижу: стоит над Россией одна
самая светлая.
Чашу страданий испивши до дна,
пальцем не двигая,
вижу: стоит над Россией одна
самая тихая.
В милой пустыне, вдали от людей
нет одиночества.
Светом сочится, зари золотей,
русское зодчество.
В каждой строке то же восхищение удивительно гармоничным внешним обликом церкви, выраженное в прямых авторских оценках: «Как хороша церковь в Коломенском!» Она «царевна средь русских церквей», «бронь от обидчиков. Слово-то какое необычное: «бронь», то есть броня, защита. Она «самая светлая», «самая тихая». Превосходная степень со словом «самая» передает волнение поэта, застывшего перед чудом красоты.
Мне кажется, это стихотворение – размышление о духовном, о том, что в мирской суете человек становится бездушным, злым, равнодушием своим наносит обиды окружающим, часто этого даже не замечая. «Испив чашу страданий до дна» в мире, где живут «мертвые бездушные лица», где бесконечная суета, он обращается к духовному. И тогда в новом свете ему видится храм, потому что «Божья краса в суете не видна». И человек по-новому ощущает себя. Здесь, «вдали от людей», «в милой пустыне», он не испытывает одиночества. Его душа разговаривает с Небом. Мне кажется, что поэт убежден: Бог живет в душе каждого человека, нужно лишь уметь услышать его присутствие. К сожалению, люди зачастую остаются глухи к Божьему зову, занятые своими будничными делами, разучившиеся смотреть ввысь. Любовь, добро, сострадание, терпение – это то, к чему стремится душа человека, и то, что олицетворяет собой храм. Именно в любви спасение для многих людей, выход из замкнутого круга повседневных забот.
Поэт не описывает церковь, он показывает впечатление, которое производит чудо- храм на зрителя. Поэт как бы распоряжается воображением читателя, ведет нас за своей мыслью. Но мы не ощущаем насилия над собой, мы радуемся открывающейся перед нами красоте. Дважды звучит слово «Россия», в заключительных строках слышим слово «русское». И такая переполняет сердце гордость, что храм строил русский мастер. Как писал летописец: «Враги Руси не возмогоша одолети крестные силы, есть бо нам верным забрало крест честной».
Разнообразны художественно-изобразительные средства языка. Эпитеты яркие, разнообразные: «Божья краса», «милая пустыня». Они являются контрастом эпитету «шумные лица». Фразеологизмы «чашу страданий испивши до дна», «пальцем не двигая» показывают состояние человека, запутавшегося в мирских проблемах. Очень выразительно олицетворение «мечтала услышать душа». Гипербола «шумные лица бездушно мертвей этих кирпичиков» звучит очень неожиданно. Сочетание эпитета «бездушно» со сравнительной степенью прилагательного «мертвей» делает признак еще более интенсивным, отрицательно окрашенным. Так неожиданно здесь ласковое слово «кирпичиков». Впечатление эмоциональности усиливают восклицания «Как хороша церковь в Коломенском!» и «Здравствуй, царевна средь русских церквей, бронь от обидчиков!» Для автора церковь нечто большее, чем просто произведение архитектуры. Он одушевляет ее, дает ей жизнь в этом стихотворении.
Эмоциональной кульминацией являются последние строки стихотворения: «Светом сочится, зари золотей, русское зодчество». Какое необычное предложение! Построено на инверсии, обратном порядке слов: сказуемое предшествует подлежащему, да и второстепенные члены «светом», «золотей» стоят необычно. Обращает на себя внимание слово «золотей». С точки зрения законов языка так сказать нельзя. Нет у прилагательного «золотой» сравнительной степени. Но такая поэтическая дерзость здесь уместна, так как ему важно сказать, что храмы в России – истинное чудо, поражающее красотой и величием. А как необычна метафора «Светом сочится…зодчество»! Прямо ощущаешь материальность, вес света. А какое мастерство в использовании аллитераций: «Светом СочитСя, Зари Золотей, руССкое ЗодчеСтво», «ЗдРавствуй, цаРевна сРедь Русских цеРквей, бРонь от обидчиков!»
Вглядимся в рифмы стихотворения. Мы видим почти полное совпадение звуков в рифмующихся словах: душа – хороша, церквей – мертвей, видна – одна, людей – золотей. Но Чичибабин – мастер составной рифмы. Ее мы видим в строфе
Божья краса в суете не видна.
вижу: стоит над Россией одна
самая светлая.
Тут автор мог ограничиться созвучием «ветра я – светлая». Но я заметил, что он подтягивает к «ветру предлог «с», и внутри строфы образуется повтор «свет – свет». И от этого еще больше ощущаешь красоту белокаменной царевны.
Задушевность, искренность автора, его восхищение талантом русских зодчих, его светлый внутренний мир покорили меня как читателя.
Теперь, когда я узнал историю церкви в Коломенском, познакомился с особенностями ее архитектуры, увидел, какое впечатление красота этого храма производит на всякого, кто видит его, мое самое большое желание – побывать в Коломенском, увидеть белокаменную царевну и испытать то же чувство гордости за русских зодчих, которые могут создавать такую красоту.
Волшебная фортепианная музыка
Сказка "Колосок"
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Мост Леонардо
Одна беседа. Лев Кассиль