Аннотация
Эта частично-поисковая работа рассказывает об изображение темы войны в поэзии Романа Ругина
Цель работы:1) рассмотреть проблемы, поставленные автором в поэзии о войне, показать, как поэт изображает испытания, выпавшие на долю земляков;
2) выяснить, что является их отличительной особенностью стихов о войне.
В работе использованы частично-поисковый и исследовательский методы.
Данная работа состоит из 2-х глав: 1 – Цикл стихов «Память о войне», 2 – анализ стихотворений о войне.
Учащийся приходит к следующим выводам: 1) Все стихотворения о войне объединяет мотив памяти Лирический герой – участник трудового фронта в военные годы, поэтому часто в стихотворениях поэта появляются воспоминания о трудностях, которые преодолевали «взрослые» дети. Стихотворение «Да, мои неокрепшие руки…»
2Тема войны связана в поэзии Ругина с мотивом плача. /Стихотворения «Горсть родной земли», «Проводы сына в армию»), «Ветераны войны»/
3) Вера лирического героя в народ, в его стойкость – это еще одно свидетельство его силы, еще одна страница народной памяти о войне. (Стихотворения «День Победы» , «Ветераны войны»)
Вложение | Размер |
---|---|
valgamov_denis_tema_voyny_v_poezii_rugina.docx | 34.56 КБ |
valgamov_d.-_nauchnaya_rabota_r.rugin_office_powerpoint.pptx | 899.48 КБ |
I Введение.
Великая Отечественная война уходит все дальше от нас. В следующем году будет 70лет со дня Победы. Война коснулась каждой семьи, каждого человека. На фронте воевали отцы, братья, а в тылу на предприятиях, совхозах добывали рыбу, выращивали овощи, шили теплую одежду жены, сёстры, бабушки, дети и отправляли их на фронт солдатам. Из каждого поселка нашего района ушли на фронт молодые и пожилые мужчины. Многие из них не знали русского языка, но они были смелые, отважные и хотели защитить Отечество от фашистского ига. Миллионы людей совершали героические поступки, о которых мы, внуки и правнуки должны помнить. Эти герои - наши односельчане, земляки, соотечественники принесли победу РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ.
Отдавая дань уважения ветеранам, старшему поколению, мы молодое поколение должны помнить и знать, какой ценой далась эта победа. Прочувствовать, узнать о тех событиях помогает изучение творчества писателей. Одним из ярких рассказчиков писателей- северян является наш земляк Роман Ругин.
Мы решили более подробно познакомиться с произведениями, в которых описана Великая Отечественная война.
Так появилась идея познакомиться ближе с поэзией Р.П.Ругина, рассмотреть проблемы, поставленные автором в поэзии о войне, как рассказывает поэт об испытаниях, выпавших на долю земляков, выяснить, что является их отличительной особенностью.
Цели исследования:
1) анализ стихов Р.Ругина, посвященных теме войны;
2) изучить отличительные особенности лирики , посвященной этой теме.
Задачи исследования:1)изучить творчество хантыйского поэта и писателя Р.Ругина
Методы исследования:
Таким образом, объектом моего исследования стала тема войны в лирических произведениях Р.П. Ругина.
Гипотеза
Поэт, испытавший и переживший вместе с народом все тяготы военного времени, не останется равнодушным к судьбе народа и страны.
Актуальность:
В ходе работы были прочитаны произведения Романа Прокопьевича Ругина, изучены критические материалы по теме «Изображение темы война в поэзии Р.Ругина».
Практическая значимость:
Данный материал можно использовать на уроках литературного краеведение, факультативных занятиях
Исходя из поставленных целей, задач, методов исследования, гипотезы, вытекает следующая структура работы:
Глава I. Введение, где поставлены, цели, задачи, методы, гипотеза.
Глава II Основная часть, состоящая из 2 глав:
2. Анализ стихотворений о войне.
А)Анализ стихотворения «Да, мои неокрепшие руки…»
Б)Анализ стихотворения «Горсть родной земли»
В) Анализ стихотворения «Старик Кириллыч»
Г)Анализ стиховорения «День Победы»
Основная часть
Глава I. Цикл стихов «Память о войне».
В этом году исполнилось 75 лет нашему земляку Роману Прокопьевичу Ругину. Роман Прокопьевич Ругин родился за два года до начала войны, в 1939 году в семье потомственного рыбака и охотника Прокопия Кирилловича. Воспитывался будущий писатель в большой семье, в которой было 12 детей. С раннего детства он помнит наставления отца и матери, которые впоследствии стали для него правилами жизни.
Великая Отечественная война – важная составляющая гражданско-патриотической лирики Р.П. Ругина. В сборнике «Избранные стихи» есть цикл стихов «Память о войне». Этот цикл стихов посвящен событиям Великой Отечественной войны. Большинство стихов переведены на русский язык Ильёй Фоняковым. Вот названия данных стихов «Память о войне», «Тучи», Старый парус», «Дети войны», «Превозмогший беду», «Старик Кириллыч», «Месяц Дробления Костей», «Проводы сына в армию», «Ветераны войны», «В Аджимушкае», «Плач по погибшим сыновьям», «Мчащиеся упряжки», «Снегири», «День Победы», «Горсть родной земли». По мнению исследователя творчества Ругина С.Роговера, данный цикл стихов можно охарактеризовать как лироэпические воспоминания.
Почему же поэт снова и снова обращается к этой теме? В своем стихотворении он даёт ответ на этот вопрос:
Память о войне во мне осталась,
И ничем её не отскрести.
Все при мне, что в детстве мне досталось
Перевидеть и перенести.
И хотя поэт не воевал, он для этого был слишком мал, но его детство было прервано войной.
Нас было много- юных, чьи отцы
Остались под Москвой и под Берлином.
Впрягались в лямку жизни мы, мальцы,
Зимой морозной, летом комариным.
/ «Дети войны»/
В стихотворных строках поэт зафиксировал факт первого призыва ханты на воинскую службу во время Великой Отечественной войны:
Веками, в сторонке от общей дороги,
Для нас по-иному текли времена,
И позже других мы узнали в итоге,
Что значит короткое слово «война».
Глава II Анализ стихотворений о войне.
Все стихотворения Ругина о войне объединяет мотив памяти. Лирический герой – участник трудового фронта в военные годы, поэтому часто в стихотворениях поэта появляются воспоминания о трудностях, которые преодолевали «взрослые» дети.
А)Анализ стихотворения «Да, мои неокрепшие руки…»
Стихотворение «Да, мои неокрепшие руки…» – яркий пример изображения юных тружеников тыла, которые не по своей воле «слишком рано» стали работать наравне со взрослыми, потому что «Всех мужчин отняла война»:
И когда я садился в лодку,
чуть виднелась над черным бортом голова моя, –
как игрушку, нашу лодку несла волна. Поэт перечисляет, что пришлось перенести в отсутствии отцов, старших братьев:
скудность пищи- «хлеб да чай на столе- такая ежедневно была еда»;
тяжелый изнурительный труд- «в ледяной воде неводили- непростая эта работа»,
«шёл в пургу не ради забавы,
не для прихоти с ветром спорил…
чтобы зайца или куропатку
подстрелить себе на обед».
В стихотворении перед читателями разворачивается картина постоянного труда детей, женщин, стариков.
Используемые олицетворения «неокрепшие руки …узнали», «несла война», «с ветром спорил», «дождь бушует» делают описание ярким, одухотворенной. Поэт использует в стихотворении эпитеты, метафоры, которые создают неповторимость художественной картины: «черным бортом», «с горячим потом», «с жгучим северным ветром», «морозом лютым», «в гневе яром».
Итак, стихотворение ««Да, мои неокрепшие руки…» показывает, как рано лирический герой вынужден был познать тяжелый труд.
В историческую тему у Р.П. Ругина вплетается и мотив плача. Плачут матери по сыновьям, отправляя их на армейскую службу («Проводы сына в армию»), плачут вдовы по погибшим мужьям, плачут дети и старики («Ветераны войны»). «Горсть родной земли»
Анализ стихотворения «Горсть родной земли»
“Горсть родной земли”- именно это поэтическое произведение Романа Ругина понравилось мне больше всего, потому что , мне кажется, что многие матери, не дождавшись сыновей с той страшной войны поступали так, как лирический герой этого стихотворения. В этом стихотворении повествуется, как мама долго ждала своего сына с войны. Когда она, наконец, поняла, что не вернётся уже сын с войны, она решила ехать туда, где её сын положил свою голову. Только, где в каком далеком месте ей рассыпать горсть родной земли? Но она всё-таки решила ехать и однажды на исходе дня она нашла памятник неизвестному солдату, который был весь в цветах. Этим цветам нет числа, мать вздохнув, впервые растерялась, так как она не принесла цветов, ведь на севере лето кратко, холода суровы, да и не принято было у нашего народа класть цветы на могилы. Краешком платка вытерла слезы и туда на камни, где легли георгины скорбные и розы, робко положила горсть земли. И опять молча долго стояла у могилы неизвестному солдату. Но через боль и слёзы она поняла, что рядом люди поняли её.
И молчала, сына вспоминая,
И лежала серой горсткой там
Та земля, что всюду нам- родная,
Та земля, что мать любым цветам.
Поэт создал образ матери, которая, не дождавшись сына с войны, рассыпает горсть земли на граните близ Вечного огня. Ее сын увековечен в мраморе, свидетельством человеческой памяти выступают в стихотворении цветы и земля.
Поэтом используется устойчивые словосочетания (народная лексика): «в отчий дом», «солдатская могила», «горсть родной земли», «близ Вечного огня», «Неизвестного солдата», «материнским сердцем»
Мать-женщина и мать-земля хранят павших воинов, подаривших мирную и светлую жизнь новым поколениям. Память о героях воплотилась в мраморе и Вечном огне.
Анализ стихотворения «Старик Кириллыч»
В стихотворении «Старик Кириллыч» мы видим другое настроение. Здесь рассказывется о том, что ещё до войны старик съездил в столицу на выставку и долго потом рассказывал родственникам, знакомым о своих впечатлениях, удивлялся размерам столицы. Старик Кириллыч не уставал с улыбкой повторять, что « эту красу покорить-победить-В мире отыщется сила едва ли!» Но не мог он знать одного, что «этим словам скоро суровая будет проверка ,
Всем сыновьям, и его сыновьям
Скоро военная будет поверка»
Скоро поникнет седой головой
Старый Кириллыч, узнав в одночасье,
что его старший сын погиб в бою под Москвой, защищая «свободу и счастье». Герой, затаив в себе «скорбь и страданье», уверен, что «Есть у народа еще сыновья, / Наша защита и наш опора»
Устами героя выражено в стихотворении мнение народа: «Эту красу покорить-побудить / В мире отыщется сила едва ли!»
Анализ стиховорения «День Победы».
Одним из пафосных поэтических произведений, посвященных теме войны, является стихотворение «День Победы». Лирический герой не помнит радостнее дня, чем День Победы.
Как сошлись, волнуясь,
Наши старики,
Парень с костылями,
Парень без руки.
Слабые…Больные…
Вдовы … Ребятня…
Все равно не помню радостнее дня.
В этом стихотворении звучит мысль, что несмотря на все пережитые трудности, правда восторжествовала, пришла Победа, которую так долго ждали.
Было мне впервые
Ощутить дано,
Сколько значит слово
Мощное одно:
«Победа»
С большой теплотой поэт пишет о тех, кото пришёл с войны живым.
Говоря о ветеранах, поэт подчеркивает:
И славу, и смерть вы в глаза повидали,
Душой не сломились, пройдя сквозь бои,
И каждая осень чеканит медали
Выводы:
В результате частично-поисковой работы мы пришли к следующим выводам:
1) Все стихотворения о войне объединяет мотив памяти Лирический герой – участник трудового фронта в военные годы, поэтому часто в стихотворениях поэта появляются воспоминания о трудностях, которые преодолевали «взрослые» дети. / Стихотворение «Да, мои неокрепшие руки…»/
2)Тема войны связана в поэзии Ругина с мотивом плача. /Стихотворения «Горсть родной земли», «Проводы сына в армию», «Ветераны войны»/
3) Вера лирического героя в народ, в его стойкость – это еще одно свидетельство его силы, еще одна страница народной памяти о войне. /Стихотворения «День Победы» , «Ветераны войны»/
Память о далеких годах Великой Отечественной жива в нашем народе. День 9 мая - это горький и одновременно радостный день. Горький, потому что не вернулись домой отцы и братья, родные и близкие почти в каждой семье. Радостный, оттого что, наконец-то, закончилась страшная, кровопролитная война всех времен и народов. Мы считаем, что наш земляк Р.Ругин внес немалую лепту, чтобы современное поколение знало, какие мысли, чувства, переживания испытали очевидцы тех исторических событий.
Литература
1.Роговер Е. С. Изучение творчества Р. П. Ругина в школе. СПб. : Фил. изд-ва «Просвещение», 2003.С. 66
2. Ругин, Р. П. Избранные стихи. Екатеринбург : Сред.-Урал. книж. изд-во, 2004. С. 258-259.
3. на http://www.allbest.ru/ Косинцева Е.В. Диссертация С»обытия истории xx века в хантыйской поэзии»
4.Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала 20 века.-Салехард.2001.- С 21-35
5.Урванцев А. Сердце, пронзенное любовью// Бард снежной державы: Страницы жизни и творчества Романа Ругина.- Екатеринбарг: Сред-Урал.кн.изд-во, 2000.- С 68-74
6.http://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&frm=1&source=web&cd=13&cad=rja&uact=8&ved=0CDQQFjACOAo&url=http%3A%2F%2Fwww.lib.csu.ru%2Fvch%2F203%2F013.pdf&ei=XMM6U-m1N8ToywPCnoLIBQ&usg=AFQjCNGx6JOiBYp3zBQzGu1BlDxBMTIeagия поэтов.
Слайд 1
Изображение темы войны в поэзии Р.Ругина (Частично-поисковая работа) Автор: Вальгамов Денис, 7 класс МБОУ « Овгортская ОШИС(п)ОО» Руководитель:Вальгамова Н. Д., учитель родного языка, КНЯСлайд 2
Почему я взял эту тему? Великая Отечественная война уходит все дальше от нас. В следующем году будет 70лет со дня Победы. Война коснулась каждой семьи, каждого человека. Отдавая дань уважения ветеранам, старшему поколению, мы, молодое поколение, должны помнить и знать, какой ценой далась эта победа.
Слайд 3
Прочувствовать , узнать о тех событиях помогает изучение творчества писателей. Одним из ярких рассказчиков писателей- северян является наш земляк Роман Ругин . Я решил более подробно познакомиться с произведениями, в которых описана Великая Отечественная война. Так появилась идея познакомиться ближе с поэзией Р.П.Ругина , рассмотреть проблемы, поставленные автором в поэзии о войне, как рассказывает поэт об испытаниях, выпавших на долю земляков, выяснить, что является их отличительной особенностью.
Слайд 4
Цели исследования: 1 ) анализ стихов Р.Ругина , посвященных теме войны; 2) изучить отличительные особенности лирики, посвященной этой теме. Методы исследования: 1. Чтение произведений Р.Ругина . 2. Чтение и изучение литературно – критического материала по данной теме. 3. Сопоставление полученных данных 4. Выводы
Слайд 5
Гипотеза: Актуальность: В ходе работы были прочитаны произведения Романа Прокопьевича Ругина , изучены критические материалы по теме. Поэт, испытавший и переживший вместе с народом все тяготы военного времени, не останется равнодушным к судьбе народа и страны.
Слайд 6
Практическая значимость: Данный материал можно использовать на уроках литературного краеведение, факультативных занятий. Структура работы : Глава I. Введение, где поставлены, цели, задачи, методы, гипотеза. Глава II Основная часть, состоящая из 2 частей: А). Цикл стихов «Память о войне» Б). Анализ стихотворений о войне. III . Заключение
Слайд 7
Основная часть Глава I I . Цикл стихов «Память о войне». В этом году исполнилось 75 лет нашему земляку Р. П. Ругину . Он родился за два года до начала войны, в 1939 году, в семье потомственного рыбака и охотника Прокопия Кирилловича. Воспитывался будущий писатель в большой семье, в которой было 12 детей. С раннего детства он помнит наставления отца и матери, которые впоследствии стали для него правилами жизни.
Слайд 8
Великая Отечественная война – важная составляющая гражданско-патриотической лирики Р.П. Ругина . В сборнике «Избранные стихи» есть цикл стихов «Память о войне». Этот цикл стихов посвящен событиям Великой Отечественной войны. Вот названия данных стихов: «Память о войне», «Тучи», «Старый парус», «Дети войны», «Превозмогший беду», «Старик Кириллыч », «Месяц Дробления Костей», «Проводы сына в армию», «Ветераны войны», «В Аджимушкае », «Плач по погибшим сыновьям», «Мчащиеся упряжки», «Снегири», «День Победы», «Горсть родной земли». По мнению исследователя творчества Ругина С.Роговера , данный цикл стихов можно охарактеризовать как лироэпические воспоминания. Почему же поэт снова и снова обращается к этой теме? В своем стихотворении он даёт ответ на этот вопрос: Память о войне во мне осталась, И ничем её не отскрести. Все при мне, что в детстве мне досталось Перевидеть и перенести.
Слайд 9
Глава II Анализ стихотворений о войне. Все стихотворения Ругина о войне объединяет мотив памяти. Лирический герой – участник трудового фронта в военные годы, поэтому часто в стихотворениях поэта появляются воспоминания о трудностях, которые преодолевали «взрослые» дети . А)Анализ стихотворения «Да, мои неокрепшие руки …» Стихотворение «Да, мои неокрепшие руки…» – яркий пример изображения юных тружеников тыла, которые не по своей воле «слишком рано» стали работать наравне со взрослыми, потому что «Всех мужчин отняла война»: И когда я садился в лодку, чуть виднелась над черным бортом голова моя, – как игрушку, нашу лодку несла волна .
Слайд 10
Поэт перечисляет, что пришлось перенести в отсутствии отцов, старших братьев: скудность пищи- «хлеб да чай на столе- такая ежедневно была еда»; тяжелый изнурительный труд- «в ледяной воде неводили - непростая эта работа», «шёл в пургу не ради забавы, не для прихоти с ветром спорил …, чтобы зайца или куропатку подстрелить себе на обед».
Слайд 11
Изобразительно-выразительные средства: Используемые олицетворения «неокрепшие руки …узнали», «несла война», «с ветром спорил», «дождь бушует» делают описания яркими, одухотвореннымы . Поэт использует в стихотворении эпитеты, метафоры, которые создают неповторимость художественной картины: «черным бортом», «с горячим потом», «с жгучим северным ветром», «морозом лютым», «в гневе яром». Итак, стихотворение ««Да, мои неокрепшие руки…» показывает, как рано лирический герой вынужден был познать тяжелый труд.
Слайд 12
Анализ стихотворения «Горсть родной земли» В историческую тему у Р.П. Ругина вплетается и мотив плача. Плачут матери по сыновьям, отправляя их на армейскую службу («Проводы сына в армию»), плачут вдовы по погибшим мужьям, плачут дети и старики («Ветераны войны », «Горсть родной земли »). “ Горсть родной земли”- именно это поэтическое произведение Р. Ругина понравилось мне больше всего, потому что , мне кажется, что многие матери, не дождавшись сыновей с той страшной войны, поступали так, как поступила лирический герой этого стихотворения. Поэт создал образ матери, которая, не дождавшись сына с войны, рассыпает горсть земли на граните близ Вечного огня. Ее сын увековечен в мраморе, свидетельством человеческой памяти выступают в стихотворении цветы и земля.
Слайд 13
Изобразительно-выразительные средства: Поэтом используются устойчивые словосочетания (народная лексика): «в отчий дом», «солдатская могила», «горсть родной земли», «близ Вечного огня», «Неизвестного солдата», «материнским сердцем»
Слайд 14
Анализ стиховорения «День Победы». Одним из пафосных поэтических произведений, посвященных теме войны, является стихотворение «День Победы». Лирический герой не помнит радостнее дня, чем День Победы. Как сошлись, волнуясь, Наши старики, Парень с костылями, Парень без руки. Слабые…Больные… Вдовы … Ребятня… Все равно не помню радостнее дня.
Слайд 15
Идея стихотворения В этом стихотворении звучит мысль, что несмотря на все пережитые трудности, правда восторжествовала, пришла Победа, которую так долго ждали. Было мне впервые Ощутить дано, Сколько значит слово Мощное одно: «Победа»
Слайд 16
Выводы: 1) Все стихотворения о войне объединяет мотив памяти. Лирический герой – участник трудового фронта в военные годы, поэтому часто в стихотворениях поэта появляются воспоминания о трудностях, которые преодолевали «взрослые» дети. / Стихотворение «Да, мои неокрепшие руки…»/ 2)Тема войны связана в поэзии Ругина с мотивом плача. /Стихотворения «Горсть родной земли», «Проводы сына в армию», «Ветераны войны»/ 3) Вера лирического героя в народ, в его стойкость- это еще одно свидетельство его силы, еще одна страница народной памяти о войне. /Стихотворения «День Победы» , «Ветераны войны»/
Слайд 17
Память о далеких годах Великой Отечественной жива в нашем народе. День 9 мая - это горький и одновременно радостный день. Горький, потому что не вернулись домой отцы и братья, родные и близкие почти в каждой семье. Радостный, оттого что наконец-то закончилась страшная, кровопролитная война всех времен и народов. Мы считаем, что наш земляк Р.Ругин внес немалую лепту, чтобы современное поколение знало, какие мысли, чувства, переживания испытали очевидцы тех исторических событий.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Марши для детей в классической музыке
Кто чем богат, тот тем и делится!
Фокус-покус! Раз, два,три!