Какую роль играют жесты в жизни человека, связаны ли они с нашим настроением, влияют ли на наше общение? Ответы на эти вопросы вы узнаете, прочитав работу ученицы 4-го класса Душкиной Влады "PRO ЖЕСТЫ..."
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.doc | 81 КБ |
VIII городские научные чтения им. И.В. Курчатова
Секция: психология
Тема: «PRO ЖЕСТЫ»
Автор: Душкина Влада 4 класс, МБОУ СКОШ №36
Научный руководитель: Алекина Т. А.
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Введение
Каждому человеку хочется, чтобы его понимали, понимали правильно.
Мы понимаем человека, благодаря нашей речи. А ещё есть такое понятие, как пантомимика. Так что же такое пантомимика?
Пантомимика — один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, позе, которые передают его переживания, отношение к тем или иным явлениям. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса помогают выявить главное, рисуют образ.
Необходимость экспериментальной работы
К сожалению, в наше время, мы почти не придаем никакого значения настроению, чувствам людей (сверстников, взрослых). Не умеем распознавать эмоциональное состояние другого человека, правильно выражать свои чувства.
Мне захотелось узнать, какую роль играют жесты в жизни человека, связаны ли они с нашим настроением, влияют ли на наше общение.
Вместе с педагогом нашей школы Алекиной Т.А. определили цель, поставили задачи.
Цель: изучить вопрос о значении жестов в жизни человека.
Задачи исследования:
Гипотеза: Возможно, жесты действительно играют большую роль в жизни человека.
Методы работы: анализ литературы, наблюдения, исследование, опрос, сравнение, обобщение.
Этапы исследовательской работы
Свою работу мы разделили на три этапа.
I этап — подготовительный
Из литературных источников я узнала много интересного.
Язык жестов — один из самых древних естественных языков.
Не случайно во все времена и во всех обществах жесты рук, движения частей тела служили проводником общения между людьми.
Еще две тысячи лет назад великий Марк Туллий Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать, а первый словарь жестов, принадлежал римскому ритору Квинтилиону, жившему в I веке до н. э.
Р. Славский в книге «Искусство пантомимы» писал, что важное место при жестикуляции отводится рукам. Ими человек не только держит инструмент, перо, но и приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо.
«Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова», — писал Р. Славский.
Кисть руки — душа жеста. Только вдумайтесь, рукам доступно 700000 разных движений и положений!
Примеры из личных наблюдений:
«Вот видите, какой молодец! Хорошо подготовился к уроку!»
Но скажу честно, это производит неприятное впечатление.
В русском языке существует много слов, которые понятны только в сочетании с жестами, их дополняющими, поясняющими (например, такой, туда, оттуда, там и др.). Мы не можем сказать они пришли оттуда, не используя при этом жест (движение рукой).
Существует много «говорящих» жестов, которые заменяют слово.
«Говорящие» жесты существуют в каждой профессии.
Жесты милиционера-регулировщика. Их без слов понимают автомобилисты и двигаются в указанном направлении.
Или жест судьи, который делает предупреждение хоккеисту.
Музыканты прекрасно понимают жесты дирижёра.
Знание языка жестов сохраняет людям жизнь.
Например, жесты в дайвинге играют немаловажную роль в деле сохранения жизни людей, занимающихся подводным плаванием. Каждый жест содержит в себе множество полезной, необходимой и максимально сжатой по времени информации. Жесты дайверов это азбука выживания в подводном мире.
Жесты могут быть однозначными и многозначными. У каждого «говорящего» жеста может быть только одно значение.
По подсчётам специалистов однозначных жестов в языке не более 15%.
Большинство жестов многозначные.
(Сравнение рисунков, на которых изображено рукопожатие).
Жест один и тот же, а значения — разные.
На одном из рисунков рукопожатие означает примирение, а на другом — неприязнь, нежелание.
Значит, один и тот же жест может расположить к себе, выразить участие, а может и, наоборот, обидеть, возмутить.
Или всем хорошо знакомый фразеологический оборот «ударить по рукам», который может означать и приветствие, и согласие.
Жесты могут быть использованы для выражения одного и того же чувства, состояния. Например, поблагодарить можно по-разному:
пожать руку, поаплодировать, улыбнуться, поклониться, поблагодарить взглядом и т.д.
Интересная информация об актёрах немого кино, которые в своей работе использовали вместо слов мимические и пантомимические движения.
Чарли Чаплин — человек легенда.
В век компьютеров и немыслимых спецэффектов его черно-белые немые фильмы до сих пор заставляют зрителя смеяться и плакать, позволяют взглянуть другими глазами на мелкие жизненные неурядицы и, подобно герою Чаплина — Бродяге, не сдаваться и не унывать.
Жесты отражают национальные традиции.
Один и то же жест у разных народов может иметь противоположные значения.
Например, у русских кивок означает «да», а у болгар — «нет».
По-разному приветствуют друг друга разные народы.
Следующая часть нашей работы заключалась в проведении эксперимента.
II этап работы — экспериментальный
В эксперименте принимали участие ученики нашей школы.
Был подготовлен материал: карточки с силуэтными изображениями человека, находящегося в различных эмоциональных состояниях.
Мне хотелось выяснить, можем ли мы узнать о настроении человека, его чувствах, не видя его лица?
Было предложено рассмотреть карточки с силуэтными изображениями человека, выполнить задания:
Получены результаты: из двадцати учащихся четырнадцать справились с заданием, то есть — большинство, шестеро затруднились выполнить задания в полном объёме.
Из шести, не справившихся, пятеро испытывают трудности в общении с одноклассниками, что подтверждает моё предположение о роли жестов в жизни человека и в общении между людьми.
На третьем этапе мы попросили ребят показать разные душевные состояния, которые они испытывали в различных ситуациях.
III этап — практический
Для этого разыгрывали упражнения, пантомимические этюды, в которых я принимала непосредственное участие. Требовалось время, чтобы понять и правильно изобразить, показать то или иное движение, состояние. Находясь в различных ситуациях, мы научились понимать друг друга.
Игра с аудиторией «Говорящие» руки.
Руки передают наше настроение.
Задание:
Изобразить с помощью рук следующие действия:
кисть зовёт, приглашает, отталкивает, даёт, берёт, укоряет, ласкает, провожает, указывает, злится, не желает слушать, беспокоится, молит
о прощении.
Разыгрывание этюдов.
Этюд — это упражнение, которое включает в себя элементы творчества (самостоятельно создать действия, придумать слова, выражения).
Задание:
Взять со стола обыкновенную нитку, как будто это змея, бусы, горячая печеная картошка, кузнечик.
Рассказать о своём состоянии, чувствах, когда представляли себе, что нитка — это змея (бусы)?
Выполняя подобные задания, упражнения, разыгрывая мини-сценки, диалоги, монологи мы приобрели уверенность, самостоятельность, научились выражать свои чувства, сопереживать.
Доказательством этому служит наше выступление на областном фестивале-конкурсе «Новогодний переполох», в котором мы принимаем участие третий год подряд. Каждый юный артист для усиления выразительности речи, передачи настроения, образа своего героя использовал жесты, разнообразные движения. Благодаря слаженной работе, наш коллектив стал лауреатом II степени.
(Показ фрагмента из спектакля «Новогодние приключения Незнайки и его друзей»).
В результате проделанной работы я убедилась в том, что жесты
помогают выражать свои эмоции, играют важную роль в понимании друг друга.
Заключение:
Поработав с литературой, проведя эксперимент, привлекая к практической части своих товарищей, я пришла к выводу, что жесты действительно играют большую роль в жизни человека.
В заключении, мы предлагаем вашему вниманию несколько азбучных истин об использовании жестов (см. Приложение 17).
Следующая наша работа будет посвящена языку жестов животных, так как считаю эту тему актуальной, интересной и полезной.
Спасибо за приятное общение!
Список используемых источников:
О путнике
Позвольте, я вам помогу
Горячо - холодно
Рисуют дети водопад
Юрий Визбор. Милая моя