История написания, история публикации, идея романа, прототипы персонажей, критика, экранизация.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_literatura_tumanov.ppsx | 418.07 КБ |
Слайд 1
Работа по литературе н а тему: « М.А . Булгаков « Белая гвардия » в ыполнена учеником 11 класса ГБОУ СОШ №1465 Тумановым Павлом Учитель русского языка и литературы : Гаврилова Е .Б.Слайд 2
План История написания История публикации Идея романа Прототипы персонажей Критика Экранизации
Слайд 3
История написания Булгаков начал писать роман «Белая гвардия» после смерти своей матери (1 февраля 1922) и писал до 1924 г ода . Согласно воспоминаниям современников, Булгаков планировал создать целую трилогию, и говорил о любимой книге так: «Свой роман считаю неудавшимся, хотя выделяю из своих других вещей, т.к. к замыслу относился очень серьезно». Однако то, что мы сейчас именуем «Белой гвардией», задумывалось как первая часть трилогии и первоначально носило названия «Желтый прапор», «Полночный крест» и «Белый крест » .
Слайд 4
Роман создавался в эпоху наибольшей материальной нужды. Писатель работал ночами в нетопленой комнате, работал порывисто и увлеченно, страшно уставал: «Третья жизнь. И третья жизнь моя цвела у письменного стола. Груда листов все пухла. Писал я и карандашом, и чернилами». История написания В 1923 году Булгаков писал о своей работе: «А роман я допишу, и, смею уверить, это будет такой роман, от которого небу станет жарко …» В своей автобиографии 1924 года Булгаков написал: «Год писал роман «Белая гвардия». Роман этот я люблю больше всех других моих вещей ».
Слайд 5
31 августа 1923 года Булгаков сообщал Ю. Слезкину: «Роман я кончил, но он еще не переписан, лежит грудой, над которой я много думаю. Кой-что поправляю». Это был черновой вариант текста, о котором говорится в «Театральном романе»: «Роман надо долго править. Нужно перечеркивать многие места, заменять сотни слов другими. Большая, но необходимая работа!» Булгаков не был доволен своей работой, перечеркивал десятки страниц, создавал новые редакции и варианты. Но в начале 1924 года уже читал отрывки "Белой гвардии" у писателя С. Заяицкого и у своих новых друзей Ляминых, считая книгу законченной. История написания
Слайд 6
История публикации Первая публикация романа состоялась в журнале «Россия», 1925 год, № 4, 5 — первые 13 глав. № 6 не вышел, так как журнал прекратил своё существование. Полностью роман опубликован издательством « Concorde » в Париже: в 1927 году — первый том и в 1929 году — второй т ом . По предположению исследователей, роман «Белая гвардия» дописывался уже после премьеры спектакля «Дни Турбиных» в 1926 году и создания «Бега» в 1928 году. Текст последней трети романа, выправленный автором, вышел в 1929 году в парижском издательстве «Concorde ». Впервые полный текст романа был издан в России только в 1966 году — вдова писателя, Е.С . Булгакова, используя текст журнала «Россия», неизданные корректуры третьей части и парижское издание, подготовила роман для издания Булгаков М. Избранная проза. М.: Художественная литература, 1966 .
Слайд 7
Идея романа Роман начинается со слов: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй». Тем самым как бы предлагаются две системы отсчёта времени, летосчисления, две системы ценностей: традиционная и новая, революционная. Булгакову нравится уютная турбинская квартира, но быт для писателя ценен не сам по себе. Быт в «Белой гвардии» — символ прочности бытия. Булгаков не оставляет читателю иллюзий относительно будущего семьи Турбиных. Смываются надписи с изразцовой печки, бьются чашки, потихоньку, но необратимо рушится незыблемость быта и, следовательно, бытия. Дом Турбиных за кремовыми шторами — их крепость, убежище от вьюги, метели, бушующей снаружи, но уберечься от неё всё равно невозможно. Идея романа - показать трагедию крушения старого мира, мира «русской военной аристократии» и рождение нового мира. А все новое, как известно, рождается в муках и крови...
Слайд 8
В роман Булгакова входит символ метели как знак времени. У автора «Белой гвардии» вьюга — символ не преображения мира, не сметания всего отжившего, а злого начала, насилия. «Ну, думается, вот перестанет, начнётся та жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится всё страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли». Метельная сила разрушает жизнь семьи Турбиных, жизнь Города. Белый снег у Булгакова не становится символом очищения. Идея романа
Слайд 9
Прототипы персонажей Прототипами героев Б елой г вардии стали киевские друзья и знакомые Булгакова . Например : 1) П оручик Виктор Викторович Мышлаевский списан с друга детства Николая Николаевича Сынгаевского. Первая жена Булгакова Т.Н . Лаппа описала Сынгаевского в своих воспоминаниях: "Он был очень красивый... Высокий, худой... голова у него была небольшая... маловата для его фигуры. Все мечтал о балете, хотел в балетную школу поступить. Перед приходом петлюровцев он пошел в юнкеры". Позднее, после занятия Киева войсками А.И . Деникина (1872-1947), Н.Н . Сынгаевский ушел с белыми и эмигрировал. 2) Прототипом поручика Шервинского послужил еще один друг юности Булгакова Юрий Леонидович Гладыревский, певец-любитель (это качество перешло и персонажу), служивший в войсках гетмана Павла Петровича Скоропадского (1873-1945), но не адъютантом. Потом он эмигрировал. Интересно, что в Б. г. и пьесе « Дни Турбиных » Шервинского зовут Леонид Юрьевич, а в более раннем рассказе «В ночь на 3-е число» соответствующий ему персонаж именуется Юрий Леонидович.
Слайд 10
3) Прототипом Николки Турбина стал брат М.А . Булгакова — Николай Булгаков. События, которые происходили с Николкой Турбиным в романе, полностью совпадают с судьбой Николая Булгакова. Прототипы персонажей 4) Существуют два претендента, которые могли стать прототипом Лариосика, и оба они полные тёзки одного года рождения — оба носят имя Николай Судзиловский 1896 года рождения, и оба из Житомира. Один из них — Николай Николаевич Судзиловский, племянник Карума (приёмный сын его сестры), но он не жил в доме Турбиных.
Слайд 11
Критика Известный советский критик А.К . Воронский в конце 1925 года назвал «Белую гвардию» произведением «выдающегося литературного качества», за что в начале 1926 года получил выволочку от главы РАПП Л.Л . Авербаха в журнале «На литературном посту». Нарком А.В . Луначарский о романе высказался следующим образом: «Ему (Булгакову) нравятся сомнительные остроты, которыми обмениваются собутыльники, атмосфера собачьей свадьбы вокруг какой-нибудь рыжей жены приятеля …» Пролетарский поэт А.И . Безыменский писал: «Булгаков чем был, тем и останется: новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной …», а одиозный критик Я. Е. Эльсберг писал , что «Белая гвардия» — это контрреволюционный обывательский смешок. А К.М . Симонов вообще считал роман Булгакова неоконченным: «В моем представлении, хотя Булгаковым в конце романа «Белая гвардия» и поставлена точка, на самом деле роман все-таки не окончен» .
Слайд 12
До 2011 года сам роман не экранизировался, — в 1970 году вышел фильм «Бег» по мотивам нескольких произведений Булгакова, а в 1976 году вышел фильм режиссёра Владимира Басова «Дни Турбиных» — являющегося экранизацией пьесы «Дни Турбиных», а не самого романа, — пьеса и роман имеют значительные отличия. Впервые роман был экранизирован как телесериал режиссёром Сергеем Снежкиным в 2011 году. Фильм вышел на экраны во время президентской кампании 2012 года и содержал много спорных идеологических отступлений от оригинального текста и придуманных сценаристами сцен и поворотов сюжета. Большинство критиков, отмечая ансамбль известных и популярных актёров, отмечают и неудачу режиссёра, а также критикуют вольное обращение с оригинальным текстом. Критики отмечают, что описанная Булгаковым в романе трагедия в интерпретации Снежкина превратилась в постмодернистскую комедию . Экранизация
Слайд 13
Кадры из экранизации. Интересные фа кты: 1) Фильм снимался в Санкт-Петербурге, Выборге (на Крепостной улице ) и Киеве (Андреевский спуск, Андреевская церковь и др.) 2) Дом Турбиных в фильме настоящий (дом по Андреевскому спуску, 13 в Киеве, где жил Булгаков и где он «поселил» своих героев). На доме, слева от входной двери, плющом закрыта мемориальная доска Булгакову; справа от дома — забором, построенным специально для съёмок, закрыт памятник Булгакову.
Слайд 14
Используемые материалы: http://www.bulgakov.ru/ http://www.licey.net/ http://ru.wikipedia.org/ www.kino-teatr.ru и многие другие
За чашкой чая
«Течет река Волга»
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Серебряное копытце
"Не жалею, не зову, не плачу…"