Исследовательская работа о псевдонимах
Вложение | Размер |
---|---|
kto_oni_skryvshie_imya_svoe.doc | 102.5 КБ |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с.Кабановка муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области
Исследовательская работа по литературе
на тему:
Кто они, «скрывшие имя свое»?
Выполнила: Ученица 7 класса Денисова Диана |
Руководитель: учитель русского языка и литературы Чехлякова Е.Н. |
с. Кабановка 2012 год
Введение
Взяв в руки книгу, мы порой не обращаем внимания на имя автора, зачастую не догадываются о том, что скрывается за этими именами - настоящая фамилия или псевдоним. Нам некогда думать об этой, казалось бы, мелочи. Нам интересно содержание. Мы считаем, что писатели, политики, артисты, просто известные люди- это герои нашего времени, так как они вносят свой вклад в развитие культуры, науки нашей страны. И мы должны знать своих героев. А значит и их настоящие имена. Поэтому тема моей работы ,я считаю, актуальна.
А недавно я прочитала книгу «Четвёртая высота» Елены Ильиной и узнала, что это псевдоним. Это меня еще больше натолкнуло на изучение псевдонимов.
В данной работе я попыталась раскрыть тайны некоторых фамилий.
Целью моей работы стало исследование причин появления и происхождение псевдонимов, их классификация.
Я поставила перед собой следующие задачи:
Предмет исследования: псевдонимы известных людей, классиков.
Я также поинтересовалась у своих одноклассников, знают ли они ,что такое псевдоним и кто из писателей и современников имеет их. К сожалению, ответы были неутешительные. Многие затруднялись ответить, некоторые знали псевдонимы писателей, артистов, а почему они их носят, ответить затруднялись.
Одним из главнейших разделов современной русской ономастики является антропонимика - наука об именованиях человека, которая включает в себя личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.
Прежде чем назвать причины появления псевдонимов обратимся к толковому словарю и этимологии слова псевдоним.
Псевдоним- общее название для вымышленных или измененных имен и фамилии, заменивших в подписи настоящие имя и фамилию. [1]
А Советский Энциклопедический словарь нам говорит, что псевдоним – условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящее имя или фамилию (либо и то и другое).
Раскрытие псевдонима без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства.
Обращаясь к этимологии слова, читаем Псевдоним - заимствован в 19 веке из французского языка и греч.( ложный и имя). То есть наше предположение о том, что псевдонимами пользуются люди знаменитые, находит свое отражение и в определении.
Люди, увлекающиеся литературой, взяв в руки очередную книгу, посмотрев на имя автора, зачастую не догадываются о том, что скрывается за этими именами - настоящая фамилия или псевдоним. Нам некогда думать об этой. Нам интересно содержание. Руководствуясь этой гипотезой, мы решили провести небольшое анкетирование среди ребят нашей школы. В анкетировании приняли участие 15 человек, это ученики с 7 по 8 класс.(Приложение 1)
Результаты получились следующими и полностью подтвердили выдвинутую гипотезу, тем самым еще раз подтвердив актуальность нашей работы.
Причин появления псевдонимов множество. Условно их можно разделить на следующие группы.
1. Проба пера
Пожалуй, один из самых распространенных случаев. Редкий начинающий автор уверен в своем успехе на все сто. Почему бы не воспользоваться псевдонимом или вовсе не подписаться?
Хрестоматийным примером здесь может служить случай с Н.В. Гоголем. Своё первое произведение – романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» – Гоголь подписал псевдонимом В. Алов. К сожалению, опасение быть подвергнутым резкой критике оправдалось. Ф. Булгарин в своей рецензии иронически заметил, что «свет ничего бы не потерял, когда бы сия первая попытка юного таланта залежалась под спудом». Гоголь болезненно воспринял провал, и даже положительный отклик критика Ореста Сомова, который увидел в авторе «Ганца Кюхельгартена» «талант, обещающий в нём будущего поэта», не остановил отчаянной решительности будущего создателя «Мертвых душ». Вместе со своим слугой Якимом он скупил в книжных лавках оставшиеся экземпляры книги и уничтожил их.
Еще один пример. Первый свой литературный опыт – книгу стихов «Мечты и звуки» – Н.А. Некрасов подписал инициалами Н.Н., последовав совету В.А. Жуковского, которому принёс рукопись, чтобы узнать мнение мэтра поэзии. Жуковский положительно оценил только два стихотворения, сказав: «Если хотите печатать, то издавайте без имени, впоследствии вы напишите лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Белинский, по признанию самого Некрасова, «тоже обругал книгу», поэтому начинающий автор уничтожил оставшиеся экземпляры сборника и «отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах».
2. Цензура.
Цензура - один из инструментов борьбы с инакомыслием. Не всегда эффективный, но всегда болезненный. Тем не менее, обойти ее считается делом чести. И здесь на помощь приходит псевдоним: на неизвестного, анонимного автора обращают меньше внимания (был распространен и такой прием как мнимый перевод, когда авторство приписывались зарубежному поэту). Потом, правда, все равно обращают: нерадивого цензора увольняют, а автора - если повезет - находят и наказывают (вспомним случай с Радищевым, которого не спасла анонимность его "Путешествия из Петербурга в Москву").
В послеоктябрьско-доперестроечные времена принято было считать, что политическая цензура и преследования - пережиток царской России. На наших примерах можно убедиться, что это, мягко говоря, не совсем так.
Инакомыслящий поэт 20 века И.Бродский печатался под псевдонимом Борис Осипов, известный критик Н.Добролюбов – под псевдонимами Конрад Липиеншвагер, Яков Хам, и даже детский писатель С.Я. Маршак - Доктор Фрикен.
3. Сословные предрассудки или недовольство родных.
Сочинительство, да еще и за деньги, считалось среди высшего сословия занятием недостойным. Приходилось маскироваться и чтобы не вызывать недовольство родных. Так Борис Николаевич Бугаев опубликовал свою «Симфонию» под псевдонимом, потому что боялся огорчить отца - профессора математики Московского университета, пророчащего сыну научное будущее. Так появился известный поэт-символист Андрей Белый. Анна Ахматова в начале своего творческого пути тоже была вынуждена взять псевдоним из-за протеста отца, не видевшего в дочери большого поэта. В девичестве Горенко, она стала подписываться фамилией своей бабушки.
4. Другая профессия.
В 1824г. в I Кадетском корпусе был издан приказ: давать по 25 розог каждому кадету, замеченному в сочинении прозы и по 50 розог - за стихи. Поэзия, как мы видим, считалась занятием более крамольным, нежели проза.
Представителей других профессий, правда, розгами не наказывали, но и они были не прочь воспользоваться псевдонимом, разграничивая таким образом свою литературную и профессиональную ипостаси.
А. Куприн и К. Паустовский начали публиковаться ещё в годы ученичества. Первый был юнкером, второй – гимназистом. В военных учебных заведениях сочинительство преследовалось особо строго. Юному Куприну не помог псевдоним Ал. К-рин. Видимо, слишком прозрачен он был. За «бумагомарательство» будущий автор «Юнкеров» отсидел двое суток в карцере. К. Паустовскому повезло больше. Его первый рассказ «На воде» появился в киевском журнале «Дело» без неприятных последствий для дебютанта, потому что в редакции ему посоветовали взять псевдоним. Под вымышленным литературным именем К. Балагин гимназист Паустовский оказался неуязвим для начальства.
Неприятности по службе грозили офицерам и чиновникам разного ранга, если они выступали в печати под своим именем без разрешения начальства. Разжалованный в рядовые за участие в декабристском восстании 1825 г. офицер А.А. Бестужев не мог подписывать свои произведения собственным именем и взял псевдоним Марлинский по названию дворца Марли в Петергофе, где стоял полк, в котором служил Бестужев. Автора «Морехода Никитина» и «Аммалат-бека» современные читатели знают под двойной фамилией Бестужев-Марлинский.
Автор сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» Антоний Погорельский в жизни был попечителем учебного округа А.А. Перовским, а обличитель российской бюрократии, автор «Истории одного города» Н. Щедрин занимал должность вице-губернатора, председателя казенной палаты и звался М.Е. Салтыковым.
5. Наличие однофамильцев.
Вполне объективная причина для смены имени.
Автор полюбившейся всем книги «Детство Тёмы» не мог подписать своё произведение настоящей фамилией Михайловский, потому что редактором журнала «Русское богатство», где он начал печататься, был тоже Михайловский. Совпали даже имена: оба были Николаи. Писатель взял псевдоним Н. Гарин.
Писатель-этнограф Н.Ф. Лесков предостерегал читателя от заблуждений насчёт автора «Левши» и подписывался псевдонимом Корельский. Подобным образом поступил и однофамилец М. Шолохова. Он тоже выбрал псевдоним Синявский. А писатель и литературовед с родной фамилией Синявский подписывался псевдонимом Абрам Терц.
Известный в советское время писатель Борис Лавренёв, автор пьесы «Разлом» и повести «Сорок первый», вынужден был взять в качестве псевдонима фамилию одного из родственников. Настоящая его фамилия была Сергеев. Однофамильцев в литературе хоть отбавляй. По причине распространённости всё той же родной фамилии Сергеев автор романа «Севастопольская страда» подписывался псевдонимом Сергеев-Ценский.
Часто в печати выступали родственники: отец и сын, братья, брат и сестра. Совпали имена и отчества двух поэтов – отца и сына К.К. Случевских. Сын, служивший во флоте, взял псевдоним Лейтенант С.
Сын поэта К.М. Фофанова, тоже Константин, был известен как поэт-декадент Олимпов.
Сестра поэта С.Я. Маршака, Лия Яковлевна, взяла псевдоним Елена Ильина. Поколения советских детей зачитывались книгой Елены Ильиной о героине Великой Отечественной войны Гуле Королёвой «Четвёртая высота», не подозревая о родстве автора с другим любимым писателем. И еще о Маршаках. Маршак – настоящая фамилия драматурга Михаила Шатрова, в советское время известного пьесами, написанными в жанре исторической хроники о пореволюционных событиях, Ленине и его соратниках. Редактор посоветовал начинающему автору взять псевдоним, поскольку за фамилией Маршак на литературном Олимпе уже числились немалые заслуги.
Чтобы избежать путаницы с родным братом, уже известным писателем Валентином Катаевым, один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка» взял псевдоним Евгений Петров, будучи на самом деле Евгением Петровичем Катаевым.
6. Неблагозвучность и обыденность настоящей фамилии.
Однажды Чехову предложили прочесть стихи лирического поэта Гусочкина. Он отказался: "Что это за фамилия для лирического поэта - Гусочкин?! Не буду его читать".
Это, пожалуй, самая спорная категория: поди, догадайся, действительно ли автору так не нравилась или казалась недостаточно выразительной его настоящая фамилия, или он руководствовался другими соображениями. В конце концов, в определенные периоды времени (конец ХIХ - начало ХХ века) это было просто модно.
Автор известного в 20-е гг., а сегодня забытого читателем романа «Лапти» П. Замойский имел собственную фамилию Зевалкин, которая мало подходила для писателя. Его современник писатель Елизар Мальцев, лауреат Государственной премии СССР, автор романа «От всего сердца», тоже поменял родную фамилию Пупко. Украинский советский писатель Яков Баш, автор романа «Горячие чувства», вынужден был сократить фамилию Башмак, чтобы придать ей некоторую респектабельность.
7.По совету других людей.
По совету редактора взял псевдоним 14-летний школьник Боря Кампов. Сначала он позаимствовал псевдоним у своего любимого литературного героя, подписав заметку в газете «Тверская правда» Б. Овод. Но редактор порекомендовал взять что-нибудь оригинальное. Редактор же и перевёл «заковыристую» латинизированную фамилию Кампов на русский язык. «Campus» по-латыни «поле, равнина», вот и получился русифицированный вариант фамилии Полевой, автора «Повести о настоящем человеке».
8. Комический эффект.
Псевдонимы, целью появления которых было создание комического эффекта, называют пайзонимы (от греч. paizein - шутить). Как правило, они были временными и возникали не столько для сокрытия подлинного имени, сколько шутки ради, либо для того, чтобы подчеркнуть сатирический характер произведения.
Так, В.А.Жуковский печатался под псевдонимами Маремьян Данилович Жуковятников, председатель комиссии о построении Муратовского дома, автор тесной конюшни, огнедышыщий экс-президент старого огорода. Н.А.Некрасов - Феклист Боб, Иван Бородавкин, Наум Перепельский, Чурмень, литературной биржи маклер Назар Вымочкин. А.П. Чехов – Человек без селезенки.
Помимо тех причин возникновения псевдонимов, которые были рассмотрены выше, существует ещё множество, не поддающихся классификации. Кроме того, не всегда возможно точно определить мотивы, по которым берутся те или иные псевдонимы. Вариантов объяснения какого-то одного случая использования псевдонима вместо настоящего имени может быть несколько, если, конечно, нет свидетельств самого обладателя псевдонима или его современников. Что в псевдонимике более точно, так это определение способов образования псевдонимов и их смыслового значения.
Классификация псевдонимов.
Все псевдонимы, какими бы они не были, делятся по определенным группам, в основе которых лежит принцип их образования.
Многие авторы произведений берут свои псевдонимы из нижеперечисленных групп, но в данной классификации данных не учтены некие факторы, ведь русский язык не латынь, и он постоянно эволюционирует, т.е. добавляются новые псевдонимы, новые пути их образования, соответственно добавляются новые группы псевдонимов. Есть, конечно, особые (уникальные) псевдонимы, которые очень редки, и они попались на мой «хирургический стол», на их подробный анализ и разбор. Существует такой интересный факт! Существует слияние нескольких групп или даже трех при образовании псевдонима и при анализе нужно указывать их все.
Хотелось бы остановиться и дать определение следующим группам псевдонимов. Может быть, кому-нибудь и пригодится эта группа при создании своего псевдонима.
Пароним – псевдоним, образованный по сходству звучания с настоящей фамилией.
Этапы исследования. Результаты исследования.
На первом этапе нашего исследования мы обратились к теоретической части. Найдя, проанализировав и обобщив материал, мы выделили причины возникновения псевдонимов и классификационные группы, в основе которых лежит принцип их образования. На этом же этапе мы занялись выборкой литературных псевдонимов, чтобы составить как можно более объемный список писателей и поэтов, известных нам. Здесь мы хотели бы сделать акцент на том, что наш список включал только тех классиков, которые вошли в русскую литературу под прочно устоявшимися псевдонимами, тех, чьи фамилии мы воспринимаем как настоящие.
Второй этап – оказался самым трудоемким и значительным. Мы занимались исследованием причин возникновения псевдонимов, способов их образования и составляли классификационную таблицу.
В результате проведенного исследования мы сделали следующие выводы:
1. мы выделили писателей и поэтов, вошедших в русскую классическую литературу под прочно закрепившимися псевдонимами;
2. из классификационных групп выделили 13 групп, к которым отнесли псевдонимы классиков по принципу их образования.
Как мы выяснили, что большинство псевдонимов принадлежат:
Современные псевдонимы
Если раньше появление псевдонимов объяснялось некоторыми историческими и политическими факторами, то, что влияет на выбор псевдонимов сейчас, в нашем современном мире.
Почти каждая эстрадная звезда имеет псевдоним, чаще всего из-за того, что их настоящие фамилии несколько незвучны. Например, о чем говорит нам имя Вера Галушко. Многие сейчас пожмут плечами. А это эстрадная звезда- Вера Брежнева. Почему она выбрали псевдоним, по-моему, понятно. ВЕРА БРЕЖНЕВА - родилась 3 февраля, в пригороде Днепропетровска, городке Днепродзержинске – родине Леонида Брежнева. Именно фамилия выдающегося земляка и стала ее псевдонимом. Этот псевдоним является гетеронимом, но с оттенками ассоциативного геонима.
Не менее известен человек со звучным псевдонимом Маршал. Это и есть наш следующий герой.
МАРШАЛ (МИНЬКОВ) АЛЕКСАНДР ВИТАЛЬЕВИЧ (р. 7.06.1957 г.) - автор и исполнитель, родился в городе Кореновске Красноярского края, в семье военного летчика. Именно это повлияло на выбор псевдонима, как бы в честь своего отца. Данный псевдоним относится к титлониму.
А кто не знает шуструю, смешную актрису – Елену Воробей! Она быстро заполонила и заворожила своими шутками нас с экранов телевизора.
ВОРОБЕЙ (ЛЕБЕНБАУМ) ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВНА
Елена Воробей родилась 5 июня 1967 года в Бресте, неподалеку от Брестской крепости. «Хулиганистая крепостная девчонка», - так Воробей характеризует себя в детские годы. Дворовые игры, деревья, заборы – главные воспоминания тех лет. Соответственно эти воспоминания о детстве и подтолкнули Елену взять этот псевдоним. Он относится скорее к пайзонимам, чем к френонимам.
С распространением Интернета использование псевдонимов стало как никогда актуально. Сегодня практически каждый пользователь Сети имеет псевдоним, который принято называть ником.
Заключение
Выполняя данную работу, мне было очень интересно. Удалось, хоть на секунду, заглянуть в тайну имени, понять причины, которые побуждают людей взять тот или иной псевдоним.
Удивительно, какое разнообразие псевдонимов существует в мире. И удивительно, насколько популярно использование псевдонимов в современном мире
Таким образом, возвращаясь к поставленным задачам, я пришла к следующим выводам:
Социальная значимость работы: она может быть использована для педагогов при подготовке к факультативным и элективным занятиям, а также научным пособием для учеников и желающим правильно и грамотно подобрать себе псевдоним.
12
Список литературы:
Советский энциклопедический словарь —издательство «Советская энциклопедия» 1982 (2-е издание
Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип.
В.Г. Дмитриев. Скрывшие свое имя: причины появления псевдонимов - М. : Просвещение, 1996.
В.А. Иванов. История самых известных псевдонимов. Москва, издательство «Луч», 1999
http://apsuaforum.bestforums.org/viewtopic.php?f=207&t=549
http://propsevdo.ru/articlefull.php?id=6
http://window.edu.ru/library/pdf2txt/881/77881/58850/page6
http://apsuaforum.bestforums.org/viewtopic.php?f=207&t=549
13
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Что такое псевдоним? | |
В чем причина того, что писатель берет псевдоним? | |
Каких писателей, писавших под псевдонимами, вы знаете? |
[1] Дмитриев. В.Г. Скрывшие свое имя: причины появления псевдонимов - М. : Просвещение, 1996.
Музыка космоса
Любили тебя без особых причин...
Сказка об одной Тайне
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Заповеди детства и юности