Исследовательская работа по краеведению о сказителях Гильбиринской долины
Вложение | Размер |
---|---|
uligershiny_gilbirinskoy_doliny.doc | 52.5 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Иволгинское районное управление образования
МОУ Гильбиринская средняя общеобразовательная школа
Районная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Улигершины Гильбиринской долины
Автор: Жапова Баяна, ученица 8 класса
Руководитель: Дашиева Саяна Николаевна,
учитель бурятского языка и литературы
Кокорино, 2013
Оглавление
I.Введение
II.Глава 1. Школа этно-экологического напрвления
Глава 2. Корни
Глава 3. Знаменитые улигершины Хурамши
III.Выводы
IV. Литература
I.Введение
Устное народное поэтическое творчество (фольклор) занимает выдающееся место в истории духовной жизни бурятского народа.
Устное творчество бурят уходит своими корнями в глубокую древность. Становление развития фольклора как неразрывной части духовной культуры народа происходило одновременно с процессом формирования самого бурятского этноса.
Особой любовью и популярностью в народе пользовались героико-эпические сказания, именуемые улигерами. Улигеры – это крупные поэмы стихотворной формы, объёмом от 5-6 до 20-30 тысяч строк. Исполнять улигеры, большие по объёму и сложные по по форме, могли только одаренные от природы сказители-улигершины. И каждый улегершин, обладая своей неповторимой манерой исполнения, вносил что-то своё, личное в сокровищницу устной поэзии.
Цель данного исследования: изучить историю родного края.
Задачи:
Объект исследования – фольклор, традиции.
Предмет исследования – сказания, легенды, улигеры.
Метод – описательный, сравнительный.
Источниками исследования стали материалы школьного музея, рассказы старейшин села, устное народное творчество.
II. Основная часть
Глава 1
Наша Гильбиринская школа – школа этно-экологического направления. Краеведение является одним из приоритетных направлений в деятельности школы. Учащиеся и учителя не раз становились призерами районных, республиканских, всероссийских научно-практических конференций по краеведению.
Средь лесистых отрогов Хамар-Дабана, в долинах рек Баянгол и Оронгой расположилась живописная местность – Гильбира. Красива Гильбиринская долина жарким летом и морозной зимой, цветущей весной и золотой осенью. Природа щедро одарила растительный и животный мир нашего края. И как нам не гордиться этой величественной и беззащитной, неповторимой и родной природой. Священный долг каждого из нас – сохранить её красу для грядущих поколений. Но главное богатство – это наши люди. Говорят, что человек без прошлого, что дерево без корней.
Уходят в мир иной носители ценных знаний о прошедших событиях, часто не оставляя после себя мемуаров, воспоминаний.
Задача наша заключалась в том, чтобы узнать об улигершинах от близких и родственников, записать произведения, которые они исполняли, собрать и сохранить для извлечения всего ценного для будущих поколений.
Глава 2
Наши предки – выходцы из Прибайкалья, современного Баяндаевского и Эхирит-Булагатского районов Иркутской области – происходили из булагатского рода Готол Буумал.
В середине 17 века Готол с женой вынужден был покинуть долину реки Куды и тайно пробирается в Забайкалье, через Култук, прямо перед носом кровожадного Багаба-хана, как буряты называли Ивана Похабова.
Впоследствии Готол вернулся в Прибайкалье, но вынужден был скрываться от репрессий Похабова под чужим именем, часто перекочевывая.
В конце 17 века Готолы во главе с 39-летним Буумалом вновь вернулись в Забайкалье и поселились по рекам Иволга, Селенга, Оронгой, Темник, где живут и поныне.
Наши предки сохранили легенды, сказания, песни, обычаи прибайкальских бурят и что особенно ценно для нас, потомков – родословную своих родов (угай бэшэг), которая продолжается.
На основе этих родословных писали свои труды известные ученые С.Б.Балдаев, Б.Б.батуев, Ц.Б.Цыдендамбаев и другие.
Достойными потомками эхиритских и булагатских родов стали: великий иерарх буддизма XII Пандито Хамба лама Даша-Доржо Итигэлов, один из основоположников бурятской поэзии Дамба Дашинимаев, первый бурятский детский писатель Бавасан Абидуев, драматург, прозаик Намжил Балдано, народный поэт Бурятии Алексей Бадаев, поэт Даша Дамбаев, краевед, историк, исследователь, поэт, народный целитель Галдан Линхобоев.
Глава 3
Мы, Хурамшинцы, по праву гордимся своими земляками – сказителями, которые прославили свою долину не только в республике, но и далеко за ее пределами. Самым знаменитым улигершином Хурамши был Будажапов Чимит Убшаевич (1885-1968), который родился в местности Хамнай. В то далекое время Чимит Убшаевич не учился грамоте, но сам научился рассказывать легенды, сказки.
Ч.У.Будажапов был мастером-дарханом. В селах своей долины строил дома, выполнял отделочные строительные работы, своими руками создавал музыкальные инструменты, мебель, посуду, шахматные фигуры.
Продолжая традиции своих земляков-олзонцев в возведении буддийских дацанов, будучи искусным дарханом, Чимит Убшаевич принимал участие в строительстве Чойра дугана и Деважин дугана в Янгажинском дацане в 1904-1905 годах, а также в строительстве нового Деважин дугана в 1911 году. Был лично знаком с XII Пандидо Хамба Ламой Даша-Доржо Итигэловым и многими известными ламами Янгажинского дацана.
В 1944 году стал участником республиканского слета сказителей. Чимит Убшаевич за исполнение улигера «Алтан Шагай Мэргэн» был удостоен первого места. Ему был вручен ценный по тем временам подарок - медный чайник. Сразу после слета фольклорист Аполлон Шадаев перенес на бумагу сказание Чимита Убшаевича «Алтан Шагай Мэргэн».
Высокий, смуглолицый, спокойный, добрый Чимит Убшаевич еще совсем юным прославился своим талантом рассказчика. Уже в молодости его стали называть Улигершином не только в родном селе, но и за его пределами. Его приглашали к себе жители близлежащих сел Оронгой, Харгана, чтобы послушать интересные легенды, улигеры.
Читал он всем, кто просил, кто любил его слушать. Рассказывал он всегда с удовольствием. Никогда никому не отказывал. Мог читать в любое время суток, иногда – целыми ночами. В нашей долине до сих пор с теплотой вспоминают Улигершина Чимита.
Много талантов было у этого замечательного человека. Все его знают как Улигершина, многие знают как великолепного мастера-дархана, а еще он был хорошим певцом, исполнителем бурятских народных песен. Прекрасно рисовал, играл в шахматы, много переписывал тибетские религиозные книги.
Талант сказителя передался внуку - Ивану Лубсанцыреновичу Дабаеву. Иван Лубсанцыренович - сын дочери Чимита Убшаевича Дашинимы, который родился в 1939 году. Всю свою жизнь он проработал в родном совхозе трактористом, воспитал и вырастил пятерых детей.
Иван Лубсанцыренович – единственный из внуков, кто исполняет сказки, легенды знаменитого дедушки под собственный аккомпанемент народного инструмента – морин-хуур.
Впечатлительный, наблюдательный мальчик с раннего детства любил слушать деда. Это было его любимым занятием. Он не просто слушал, а запоминал дедушкины рассказы и незаметно для себя стал рассказывать их в кругу семьи, друзей.
Уже в десять лет Иван неплохо читал наизусть легенды, улигеры, сказки. Одним из самых любимых улигеров был «Баян Боролзой Баатар». Исполнял его перед односельчанами. Улигер «Баян Боролзой Баатар» Иван Лубсанцыренович перенес на бумагу, и эта рукопись хранится в нашем школьном музее. Он щедро передает свои знания молодому поколению, чтобы мы знали и почитали свои народные традиции и обычаи. Мы с большим интересом слушаем его выступления, стараясь запоминать прекрасные строки легенд и сказаний.
В июле 1995 года Иван Лубсанцыренович принял приглашение для участия в международном фестивале празднования 1000 - летия бурятского народного улигера- эпоса «Абай Гэсэр» и занял третье место в конкурсе улигершинов – сказителей.
В 1997 году стал участником открытого республиканского праздника - конкурса улигершинов, посвященного 120 - летию выдающегося бурятского сказителя – гэсэрчина Папы Тушемилова.
Дабаев Иван Лубсанцыренович был удостоен диплома 1 степени за вклад в развитие исполнительского мастерства этнических традиций бурятского этноса и в связи с 105-летием сказителя А. Тороева, 115-летием гэсэршина П. Дмитриева.
Он становился лауреатом Международного фестиваля «Алтаргана-2006», «Алтаргана -2008», «Алтаргана -2010». В августе 2007 года в составе ансамбля «Магтаал» посетил страны Скандинавии, его исполнительским мастерством восхищались гости из Италии, Германии, Америки, Финляндии, Монголии, Китая, посетившие нашу прекрасную Хурамшу.
Иван Лубсанцыренович один из немногих, кто знает сейчас «Прославление коня», «Прославление борца - победителя». Он, как народный поэт, как знаток народной стихотворной культуры, гостям и односельчанам увлекательно рассказывает о родной земле:
Наша прекрасная родина,
Место, где мы родились,
Расположено у изгибов горы Ноен,
У подножия горы Хатан,
На правом берегу реки Баянгол,
У острогов богатого Хангая.
Долина, глубокая, вытянутая на юг.
Байкал - наш хозяин,
Улус наш - отец Хурамша.
Учеником Чимита Убшаевича был Доржиев Даши Шагжиевич (1906-1993). Ни одно мероприятие, ни один праздник на селе не обходились без участия Даши Шагжиевича. На них он был почетным гостем. На традиционном народном празднике Сурхарбан Даши Шагжиевич не раз исполнял «Соло дуудаха» (Прославление коня-победителя). Создавая образ коня, называет его крылатым и могучим. Сильным и ловким рисовался и хозяин этого коня. В нашей школе имеется магнитофонная запись «Мориной соло» в исполнении Даши Доржиева.
На свадьбах улигершин был первым гостем. Хорошо он знал бурятские свадебные обряды, благопожелания. Приехавшим гостям увлекательно рассказывал о родной земле.
Этнограф Клара Доржиевна Басаева, записала со слов Даши Шагжиевича о свадебных обрядах селенгинских бурят и включила в свою книгу «Семья и брак у бурят».
Даши Шагжиевич любил и часто исполнял легенды и предания о происхождении бурятских родов, заселении Гильбиринской долины. Знал много улигеров, рассказывал отрывки из народного эпоса «Гэсэр». У него была удивительно гибкая и складная речь, умел излагать свои мысли просто и красиво, в своей речи использовал много крылатых народных выражений.
III.Выводы
Еще многое не изучено об этих славных сынах Иволгинской земли. В своих легендах и преданиях улигершины наши отразили вековую историю края, свою борьбу за овладение тайнами природы, свои думы и чаяния о лучшем будущем
Через все эти произведения проходит идея мощи, силы народа, в них видны гуманизм, трудолюбие, любовь к суровой, но благодарной природе Сибири. В них органически сочетаются легенда и действительность, истина и вымысел, фантазия и реальность.
Нужны новые красочные книги о фольклоре Бурятии для детей, для широкого круга читателей с целью популяризации лучших произведений сказителей и певцов.
Об улигершинах необходимо написать вдохновенные статьи, провести исследования, как о гомерах бурятского народа.
И перед нами стоит задача продолжать изучение традиций наших предков, узнавать об улигершинах от близких и родственников, записывать произведения, которые они исполняли, собрать и сохранить эти ценные материалы для будущих поколений.
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Два морехода
Композитор Алексей Рыбников
Сказка на ночь про Снеговика