Попытка ученицы разобраться в сложности образа Базарова - тургеневского героя
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_epizoda.fedotova_.docx | 13.52 КБ |
Анализ эпизода «У стога сена» из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Сцена «У стога сена» в XXI главе романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» не имеет сюжетно – образующей роли. Базаров приезжает к родителям после его объяснения с Одинцовой, отказавшей ему во взаимности. Самолюбию главного героя был нанесен сокрушительный удар. Эпизод разговора Аркадия с Базаровым призван показать внутреннее состояние нигилиста после его поражения в любви.
Разговор друзей начинается с разглядывания осины «на краю ямы». Это один из многозначительных образов. После фиаско в отношениях с Одинцовой в душе Базарова посеяно зерно сомнения и разочарования в себе, в своих возможностях. Теперь осина как «талисман» больше не действует. Евгений Васильевич чувствует разрушение привычной для себя цельности натуры.
Говоря о родителях, ведущих приземленный образ жизни, Базаров делится с Аркадием своими размышлениями о смысле человеческой жизни. Гордая натура Базарова не хочет мириться с бренностью, тщетностью своего существования. Герой ощущает «скуку да злость». Злость от того, что не может простить слабости, которая появилась, по его мнению, в признании Одинцовой. Он был уверен в своей силе, исключительности и отказ Анны Сергеевны разрушает уверенность Базарова в себе.
С этого эпизода становится все более явным тот внутренний надлом Базарова, который образовался после его «поражения» в любви, Не желая признавать себя побежденным, он прибегает к грубости , а картина с муравьем, тащившем полумертвую муху, даже ободряет его. Эта картина, казалось бы, укрепляет веру Базарова в себя, его надежды на то, что он сумеет побороть свою болезнь – страсть к «бабенке». Снова, как и в начале романа Евгений Васильевич надевает на себя маску нарачитой грубости.
Базаров, которому кажется, что тему любви он закрыл для себя, снова возвращается к философским размышлениям о смысле человеческой жизни, о своем предназначении: есть, пить – не его удел, ему «хочется с людьми возиться».
Базаров думает, что он «настоящий человек», так как не признается ни Аркадию, ни самому себе, что «спасовал» перед женщиной. Когда Евгений Васильевич говорит о том, что «последний мужик» будет жить «в белой избе», а из него «лопух расти будет», тем самым он не соглашается на безвестное существование.Гордыня Базарова безмерна.
Уязвленность самолюбия, которая не перестает мучить Базарова, приводит его к крайней степени пессимизму: человек заслуживает « в двадцать раз хуже любой клеветы». Он все более и более раздражается. Его не успокаивает, в отличие от Аркадия, безмятежное наблюдение за кленовым листом и бабочкой.»Сухой кленовый лист» и «бабочка» - символы смерти и жизни, печали и веселья. Базаров с его душевным надломом не может по-прежнему радоваться жизни. Им все больше овладевает злость, до такой степени, что он собирается серьезно подраться с Аркадием. Раздражение, обида – чувства, разрушительные для сердца.
Главный герой романа так и не смог победить страстность своего сердца, не сумел восстановить цельность своей натуры.
Сцена «У стога сена» как раз и являет начало того внутреннего надлома, который и приведет Базарова к трагическому исходу.
Федотова Юля 10 «В»
Госпожа Метелица
Красочные картины Джастина Геффри
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Как напиться обезьяне?
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев