Ученик анализирует произведения братьев Стругацких, раскрывая их социальную проблематику.
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_problematika_v_proizvedeniyakh_bratev_strugatskikhmicrosoft_office_word.docx | 30.79 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа №7
Научно-исследовательская работа
по литературе
«Социальная проблематика в произведениях братьев Стругацких»
Работу выполнил
Ученик 10 «В» класса
Конти Алексей
Научный руководитель:
Воротникова Ольга Григорьевна
Нижний Новгород
2012 год
План.
1.1Объект исследования
1.2Актуальность
1.3Цель исследования
1.4Задачи
1.5Методы и приемы
1.6Материал исследования
4.1«Отель «У погибшего альпиниста»»
4.2«Пикник на обочине»
4.3«За миллиард лет до конца света»
4.4«Жук в муравейнике»
6.1 Библиография
1.1 Объект исследования
Известные советские писатели-прозаики, братья Аркадий Натанович и Борис Натанович Стругацкие написали большое количество произведений на протяжении их жизни, и темы, сюжеты, проблемы этих произведений менялись в соответствии с изменениями в политической, экономической и культурной жизни тогдашнего социалистического общества. И в соответствии с изменениями в окружающей их действительности изменялись взгляды братьев-писателей на пути развития общества, на возможности изменения жизни людей, развитие и обеспечение свободы духовного развития народа. Менялось общество - менялись взгляды соавторов. И изменения своих взглядов они отражали в своих произведениях. Таким образом, можно отследить развитие проблематики произведений братьев Стругацких по временным периодам, в которые они были написаны в соответствии с развитием общества.
Произведения Стругацких в период их написания были очень востребованы в современном обществе, поскольку их актуальность определялась злободневностью вопросов, поднимаемых в них. Темы, поднимаемые в творчестве братьев Стругацких, касались взаимоотношений между различными слоями общества, между властью и народом, судьбой культуры в окружающей среде. Это обусловило волну популярности и интереса к творчеству писателей. Но немаловажную роль в популярности их произведений сыграл живой, легкий язык, захватывающие сюжеты книг братьев и своеобразные недомолвки концов повестей и романов, оставляющие широкое поле для фантазии и домысливание собственных, уникальных концовок произведений. И по прошествии двух десятилетий, несмотря на значительные изменения в жизни нашего общества, произведения братьев Стругацких не утратили актуальности и продолжают интересовать читателей, волновать их своими сюжетами и поставленными вопросами в бесконечно увлекательных книгах.
Цель моего исследования - доказать, что произведения братьев Стругацких намного глубже, чем может показаться на первый взгляд, пытаться показать, что прикрываясь внешней занимательностью сюжетов, сказочностью и фантастичностью антуража, в каждом произведении братья пытаются осмыслить пути решения различных проблем, присущих современному обществу. Доказать, что, в конечном смысле, целью исследования в их произведениях был и остается человек – его духовное и физическое развитие, его восприятие окружающего мира, его взаимоотношения с природой, обществом, в котором он существует, властью. Порой, цель исследования человеческого фактора в произведениях Стругацких не сразу можно разглядеть за поворотами замысловатого сюжета и нагромождениями фантастического антуража, но если «копнуть поглубже», то можно понять смысл создания данного произведения.
Я свои задачу вижу в том, чтобы осмыслить попытки авторов донести свои взгляды до общества, попытаться воздействовать на изменение взглядов общества на пути его развития, оценить усилия братьев Стругацких, попытаться донестивзгляды братьев Стругацких до общества, и, в конечном итоге, добиться улучшения обстановки морально – культурного климата в среде, приближенной по своим взглядам и культурному развитию писателям, в том числе во властных кругах.
Методом исследования творчества Стругацких, на мой взгляд, приемлемо избрать рассмотрение и анализ позиций авторов, изменение их взглядов на развитие сюжета и реакции героев и доведение до читателей глубинной основы произведения, оперируя арсеналом недомолвок, предавая тем законченному произведению незаконченный смысл. Во всех своих произведениях, начиная с ранних («Страна багровых туч»), братья Стругацкие доводили до читателя свой взгляд на происходящие события в произведении. Трезвый, умный, ироничный взгляд советского интеллигента, жителя планеты Земля, гражданина СССР – современника писателей. И не зависимо от того, откуда шел этот взгляд – откуда-то со стороны, как в большинстве произведений, или изнутри главного героя, например Максима Камеррера («Жук в муравейнике») – все равно это был взгляд современника писателей. И суждения о событиях и героях повестей и рассказов было советское, близкое взглядам читательских кругов. Даже в «Пикнике на обочине» события повести рассматривались взглядом их современников. Все действия главного героя, Редрика Шухарта, его психология, трансформация его восприятия окружающей действительности рассматривалось с точки зрения современника советского читателя, с его осуждением «загнивающего капитализма» (очень популярный термин в советской литературе 60-е – 70-е годы прошлого века) и его сочувствием с человеческих позиций главному герою, но при этом четко видящего конечную цель развития того общества.
Произведения братьев Стругацких обладали очень важным, но глубоко спрятанным смыслом, отражавшим самые насущные проблемы того времени. Стругацкие писали интересные фантастические истории, привлекая людей самых разных положений к чтению. Их произведения были действительно интересны, но куда важнее то, что в произведениях братьев был глубокий смысл, отражавший проблемы общества того времени или их решение. Поэтому их читали, и они были действительно популярны в то время и продолжают быть популярными сейчас.
Материалами исследования по теме данного реферата являются сами произведения братьев А. и Б. Стругацких, исследовательская литература по теме и биографические материалы (см. Приложение).
2.1. «Отель «У погибшего альпиниста»»
Проблематика этого произведения состоит в сравнении законов природы, неписанных законов человеческого общежития, морали и статей государственного законодательства. Мертворожденные статьи этих законов позволяют некоторым личностям управлять ими и трактовать их по своему усмотрению, руководствуясь порой нечистоплотными целями.
Через описание жизни, уклада, взаимоотношений в обществе между различными слоями и классами в неких инопланетных цивилизациях Стругацкие описывали взаимоотношения между слоями и классами различных земных сообществ.
Прогресс остановить нельзя! Внутренний конфликт между объективным развитием общества, технологического его уровня и закостеневшими правилами представляет собой суть конфликта, в результате которого общество оказалось не готово к контакту с высокоразвитой цивилизацией, приему новых идей своего развития и выходу на следующий этап своего совершенствования.
2.2. Пикник на обочине
В повести создана некая модель «западного» общества, которое столкнулось с чрезвычайными обстоятельствами и в меру своих сил а также в соответствии со своей моралью и философией приспосабливается к ним. Модель достаточно замкнута; о мире, который окружает выдуманную и невыдуманную страну, мы почти не узнаем.
Социальная проблематика «Пикника на обочине» заключается в резком контрасте между свободой личности и жесткими рамками законов окружающего мира, несоответствием между внутренним моральным состоянием человека и внешними моральными ограничениями общества. Хармонтское общество представляло из себя сборище авантюристов, спекулянтов, бандитов и негодяев всех мастей, наживающих капиталы на Зоне Посещения. И мораль этого «общества» (точнее, полное отсутствие всякой морали) накладывало жесткий отпечаток на поведение всех ее членов, в том числе на Реда Шухарта. Положительное изменение внутреннего мира главного героя и является основной коллизией повести.
2.3. «За миллиард лет до конца света»
В этом произведении социальная проблематика состоит в несоответствии уровня научных исследований, глубины познания научных проблем уровню развития современного общества с его полуфеодальным социальным устройством.
В те времена советское государство представляло собой феодальное княжество, с так называемым «генеральным секретарем ЦК КПСС» во главе его, при абсолютной его власти и полной бесконтрольностью со стороны общества.
Это устройство общества полностью препятствовало прогрессу в общественных отношениях, движению общества к новым идеям его устройства.
Некие высшие силы, или Природа дали ученым, героям повести, ясно понять, что их открытия преждевременны, что они не соответствуют уровню развития общества и уровню развития земной цивилизации.
Хотя братья Стругацкие были атеисты, как и большинство интеллигенции того времени, но в этой повести прослеживается религиозный след.
2.4. Жук в муравейнике
«Жук в муравейнике» является романом, в котором произошло крушение взглядов авторов на то, что общество должно развиваться под руководством «гуманного Творца». Падение Рудольфа Сикорски показало, что свободу человека невозможно загнать в «прокрустово ложе» жестких рамок общества, руководимого диктатором. Он должен держать руку на пульсе общественного развития, чутко улавливать пробуждающиеся нотки свободомыслия, поддерживать и развивать свежие ростки зарождающейся новой свободной жизни, и после появления мощной свежей поросли нового поколения уступить им дорогу.
В этом случае возможно сохранение его значение в развитии общества в качестве консультанта, авторитетного мозгового центра, в котором будет нуждаться новая жизнь. В противном случае его ждет забвение и духовная гибель на обочине развития нового. В этом и состоит социальная проблематика данного романа. В этом и состоит трагедия Рудольфа Сикорски.
Творчество братьев Аркадия Натановича и Бориса Натановича Стругацких явило собой явление, совершившее рывок в развитии советской фантастики и русской литературы в целом. От до смешного примитивной фантастики Мариэтты Шагинян («Месс - Менд»), от плакатной, гротесковой агит фантастики Алексея Толстого («Аэлита») с ее плаксивым концом, от коммунистических мертвых «ходячих манекенов» Ефремова к живым, абсолютно земным людям – нашим современникам. Этот гигантский скачок в развитии словесности стал фундаментом и опорой в развитии всей последующей российской фантастической литературы. Творчество Стругацких заслуженно встало в один ряд с творчеством лучших мировых писателей – Азимова, Кларка, Брэдбери, Шекли.
И до сих пор книги Стругацких актуальны, интересны, современны и великолепно читаются.
Проблема | Произведение |
Сравнение законов природы с законами государства | «Отель «У погибшего альпиниста»» |
Несоответствие внутреннего морального состояния человека и внешнего морального ограничения обществом | «Пикник на обочине» |
Огромный контраст между уровнем развития разных отраслей науки, промышленности, техники и др. | «За миллиард лет до конца света» |
Крушение взглядов авторов на то, что общество должно развиваться под руководством «гуманного Творца» | «Жук в муравейнике» |
6. Приложение
6.1 Библиография
«Трудно быть богом» (1964)
«Обитаемый остров» (1969)
«Жук в муравейнике» (1979)
«Пикник на обочине» (1972)
«Отель «У погибшего альпиниста»» (1970)
«Страна багровых туч» (1959)
«Шесть спичек» (1958)
«Стажеры» (1961)
«Попытка к бегству» (1962)
«Далекая радуга» (1963)
«Улитка на склоне» (1966)
«Путь на Альматею» (1960)
«Возращение» (1962)
«Понедельник начинается в субботу» (1964)
«За миллиард лет до конца света» (1976)
А. Толстой, «Аэлита».
М. Шагинян, «Месс-Менд».
И. Ефремов «Туманность Андромеды».
3. Критическая литература:
Балла О. А. «Жуки в муравейнике: братья Стругацкие и их постсоветские читатели». (Новый мир. №1, 2009 год).
Иванов В. В. «Уроки Стругацких». (Звезда, №4, 2008).
Межуев Б. «Повесть о либеральном авторитаризме» (Москва, №2, 2009).
Володихин Д. М. «Русская утопия от Ефремова до Хаетской» (Москва, №11, 2009)
Кукулин И. «Альтернативное социальное проектирование в советском обществе 1960-1970 годов» (новое лит. Обозрение, №6, 2007)
Каспэ И. «Смысл частной жизни, или почему мы читаем Стругацких» (Новое лит. обозрение, №6, 2007)
Черняховская Ю. А. «Власть и история в политической философии братьев Стругацких» (Власть, №2, 2010)
Бондаренко С. «Хроники «Обитаемого острова»» (Полдень XXI век, №2, 2009)
6.2 Биография
Влияние жизненного пути писателей на их творчество несомненно, и изучение их биографии представляет определенный интерес.
Семья Стругацких была несколько эксцентрична даже по меркам того времени, а именно периода через десятилетие после победы великой революции. Отец фантастов, Натан Стругацкий, сын провинциального адвоката, в 1916 году вступил в партию большевиков, участвовал в Гражданской войне, воевал под началом полководца Фрунзе, после демобилизации работал партийным функционером на Украине, причем стоит заметить, что по специальности он был искусствоведом, человеком глубоко и широко образованным. Мать же, Александра Литвинчева, была дочкой мелкого прасола (торгового посредника между крестьянами и купцами), простой, не очень грамотной девушкой. Свадьба произошла против воли родителей. Родители прокляли свою дочь за то, что она вышла замуж за еврея.
Вскоре после рождения Аркадия отец был направлен на партийную работу в Ленинград, там Аркадий и вырос.
Началась война, город осадили немцы . Аркадий участвовал в строительстве оборонительных сооружений, затем, осенью и в начале зимы 41 года, работал в мастерских, где производились ручные гранаты. Между тем положение в осажденном городе ухудшалось. К авиационным налетам и бомбардировкам из сверхтяжелых орудий прибавилось самое худшее испытание: лютый голод. Мать и Борис кое-как еще держались, а отец и Аркадий к середине января 42 го были на грани смерти от дистрофии.
Неожиданно открылась возможность уехать вместе с последней партией сотрудников Публичной библиотеки. Борис был тогда ещё мал, и братьев было решено разделить. Аркадий с отцом эвакуировались, а Борис с матерью остались в Ленинграде. Однако беды для Аркадия только начинались. По воле судьбы, грузовик, в котором они ехали, провалился под лед в полынью от бомбы. Отец братьев погиб, а Аркадий выжил, но был в тяжелом состоянии. Его еле-еле довезли до Вологды, слегка покормили и отправили в Чкаловскую (ныне Оренбургскую) область. Через некоторое время, когда его состояние улучшилось, он начал писать своей матери и своему брату. Как только им доставили письмо, мать и Борис сразу поехали к Аркадию. Какое-то время им даже удалось пожить вместе. Но судьба и тут сыграла свою злую шутку: Аркадия призвали в армию. Казалось, его судьба предрешена – окончив Актюбинское минометное училище, уйти летом 1943-его на Курскую дугу и погибнуть там со всем своим курсом. Но ему и в этот раз повезло. Он стал слушателем японского отделения восточного факультета Венного института иностранных языков. За время его службы в этом качестве ему довелось быть свидетелем многих событий. Перед выпуском 1949-ого ему довелось наскоро жениться, но не прошло и двух лет, как жена объявила, что произошла ошибка, и они разошлись. В 55-м году Аркадий служил на Дальнем Востоке, и это был самый живописный период его жизни. Ему довелось испытать мощное землетрясение, он был свидетелем страшного удара цунами в ноябре 52-ого года, участвовал в работе против браконьеров. И еще тогда возникло обстоятельство, которое в значительной степени определило судьбу Аркадия и Бориса - судьбу писателей фантастов.
В марте 1954 года американцы взорвали первую водородную бомбу на одном из островов Бикини. Остров рассыпался в радиоактивную пыль, и под удар попала проплывавшая японская рыбацкая шхуна «Счастливый Дракон № 5». По возращении этой шхуны весь её экипаж слег от лучевой болезни в особо тяжелой форме. И именно в те дни и месяцы Аркадий по роду своих обязанностей на службе ежедневно имел дело с периодическими изданиями стран дальневосточного региона – США, Австралии, Японии и т.д. Вместе со своим сослуживцем Львом Петровым изо дня в день Аркадий следил за событиями, связанными со злосчастным «Драконом». И вот, когда умер Акинори Кубояма, радист шхуны, первая жертва «пепла Бикини», Лев Петров объявил, что надлежит написать об этом повесть. Он был очень активным и неожиданным человеком, Лева Петров, и идеи у него тоже всегда были неожиданные. Но писать Аркадию давно хотелось, просто раньше он этого не подозревал. И они вместе с Львом Петровым написали повесть «Пепел Бикини».
К огромному изумлению Аркадия, «Пепел Бикини» был напечатан. Сначала в журнале «Дальний Восток» (во Владивостоке), затем в журнале «Юность».
А демобилизовался он в июне 55 го и сначала поселился у мамы в Ленинграде. К тому времени он был уже второй раз женат, и у него было двое детей – дочка трех лет и дочка двух месяцев. И в Ленинграде он крепко и навсегда сдружился с братом своим, Борисом. До этого братья поддерживали более сдержанные отношения. Они встречались от случая к случаю, не чаще раза в год, когда Аркадий приезжал к ним в отпуск – сначала из Москвы, затем с камчатки и из Приморья. И вдруг, во время очередного отпуска, Аркадий увидел Бориса не в качестве несмышленого юнца, глядевшего брату в рот, а зрелого парня с собственными суждениями обо всем на свете, современного молодого ученого, эрудита и спортсмена. Борис закончил механико-математический факультет Ленинградского университета по специальности «звездный астроном», был приглашен аспирантом в Пулковскую обсерваторию и работал там над проблемой происхождения двойных и кратных звезд.
В начале 56 года Аркадий переехал в Москву и для начала поступил работать в Институт научной информации, а затем перешел в Восточную редакцию крупнейшего в стране издательства художественной литературы, именовавшегося тогда Гослитиздат.
И именно в это время было написано первое научно фантастическое произведение «Страна багровых туч». Её отдали в издательство «Детская литература», и уже рукопись этого произведения удостоилась премии на конкурсе Министерства просвещения Российской Федерации, а в 59 м повесть вышла первым изданием, и еще её переиздавали в 60 и 69 году. И после этого братья принялись работать:
1960 – «Путь на Амальтею», «Шесть спичек».
1961 – «Возвращение (Полдень, XXII век)».
1962 – «Стажеры», «Попытка к бегству».
1963 – «Далекая Радуга».
1964 – «Понедельник начинается в субботу».
Одновременно с писательской деятельностью братья занимались и личными профессиональными делами: Аркадий активно занимался переводами японской литературы, а Борис участвовал в археологических экспедициях и занимался поиском места для постройки телескопа-гиганта.
При вопросе братьям, зачем они посвятили себя фантастике, они отвечают: «Почему мы посвятили себя фантастике? Это, вероятно, дело сугубо личное, корнями своими уходящее в такие факторы, как детские и юношеские литературные пристрастия, условия воспитания и обучения, темперамент, наконец. Хотя и тогда еще, когда писали мы фантастику приключенческую и традиционно научную, смутно виделось нам в фантастическом литературном методе что-то мощное, очень глубокое и важное, исполненное грандиозных возможностей. Оно определилось для нас достаточно явственно несколько позже, когда мы поднабрались опыта и овладели ремеслом: фантастическому методу имманентно присуще социально философское начало, то самое, без которого немыслима высокая литература».
Так же были и другие факторы:
1.Всемирно историческое: запуск первого спутника Земли в 1957 году.
2.Литературное: Выход в том же 1957 году коммунистической утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды».
3.Издательское: Наличие в те времена в газетах «Молодая Гвардия» и в издательстве «Детская литература» превосходных редакторов, душевно заинтересованных в возрождении и выходе на мировой уровень советской фантастики.
А затем, в 1964 году, братьев Стругацких приняли в Союз писателей, иными словами узаконили их писательство. Дальнейшая жизнь братьев складывалась вполне неплохо. Дети, внуки, любящие жены и друзья. Однако судьба по-прежнему не отставала от них: у Аркадия была ишемическая болезнь сердца, а Борис пережил инфаркт. Их долго время не покидало ощущение что самая лучшая, самая нужная книга еще не написана, между тем как писать становилось все трудней – и не от усталости, а от стремительно нарастающей сложности проблематики, интересующей авторов.
На одном из выступлений на прямой вопрос, собираются ли Стругацкие уезжать из страны, Аркадий Натанович ответил:
– Мы с братом уедем отсюда только связанные и на танке!
12 октября 1991 года, в этот ужаснейший день для советской и российской фантастической литературы, Аркадий Натанович Стругацкий скончался после тяжелой и продолжительной болезни. Писатель «А. и Б. Стругацкие» перестал существовать. Это потеря не только для русской литературы, но и для всего мира. Однако он оставил завещание. Даже не завещание, а совет, приказ всем людям-жителям России!
ЗАВЕЩАНИЕ:
«Не может же быть, что все мы – сплошные идиоты! Не убивайте. Почитайте отца и мать, чтобы продлились дни ваши на земле. Не пляшите с утра и до утра. Возымейте иную цель в жизни, нежели накладывать руку на чужое богатство и на женскую красоту. Тысячелетия глядят на вас с надеждой, что мы не озвереем, не станем сволочью, рабами паханов и фюреров».
Две лягушки
Пчёлы и муха
Сочинение
Без сердца что поймём?
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?