В сочинение на тему: "История жизни Николая Степановича"
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie.doc | 32.5 КБ |
История жизни Николая Степановича в повести А. П. Чехова «Скучная история»
"Скучная история" - последнее значительное произведение Чехова 80-х годов. Повесть Чехова представляет собою художественно-исторический памятник эпохи и в то же время это - живая, актуальная вещь. Произведение представляет собой повествование пожилого человека о жизни, которую он прожил. Его имя известно всей России – Николай Степанович – видный профессор одного из университетов, автор множества научных трудов. И если сейчас он стар, «дружить не с кем», то в прошлом «длинный список его друзей заканчивался такими именами, как Пирогов, Кавелин и Некрасов». Самого себя главный герой считает «трудолюбивым и выносливым, как верблюд».
Еще в начале повествования у читателя возникает вопрос: «Во имя чего же жил Николай Степанович?» Для того, чтобы читатель мог понять ценности главного героя, его взгляд на мир, Чехов ведет повествование от первого лица, что придаёт «запискам старого человека» исповедальный характер. Во взаимоотношениях Николая Степановича с окружающими часто подчеркивается неоправданность надежд на спасение, выражаемое в повторяющихся однотипных коллизиях. Такого рода коллизии представляют собой ситуации несвершившегося понимания. Все близкие люди поочередно обращаются к Николаю Степановичу за поддержкой, ожидают от него чуда, как от святого Николая Чудотворца, но герой не способен утешить и успокоить ни других, ни себя. Почему это происходит? Что достиг и что растерял Николай Степанович с течением жизни? Внешне вся жизнь героя достаточно удачна, Чехов намеренно разрабатывает проблему «смысла жизни» на примере успешной личности, этим самым достигается эффект внутренней катастрофы, сильнее проявляется состояние «несчастья». Состояние провала, бесцельно прожитой жизни, ощущение своего ничтожества, нищеты жизненного пространства, подтверждающиеся бессонницей главного героя, водят его по кругу своих размышлений, заставляют понять, в чем причина свершившейся трагедии. «Но теперь я не король. Во мне происходит нечто такое, что прилично только рабам: в голове моей день и ночь бродят злые мысли, а в душе свили себе гнездо чувства, каких я не знал раньше. Я и ненавижу, и презираю, и негодую, и возмущаюсь, и боюсь. (…) Изменилась во мне и моя логика: … прежде я ненавидел насилие и произвол, а теперь ненавижу людей, употребляющих насилие, точно виноваты они одни, а не все мы, которые не умеем воспитать друг друга». Разобщенность людей, неспособность их к созвучию – постоянный мотив творчества Чехова. Здесь главный герой является заложником равнодушия, хотя на первый взгляд этого и незаметно. Сам герой говорит, что всю его жизнь он «старался только о том, чтобы моё общество было выносимо для семьи, студентов, товарищей». Однако по итогам жизни он видит, что живет с чуждыми ему людьми, чьи переживания непонятны ему самому. Интересно, что обличителем причин трагедии жизни Николая Степановича Чехов сделал воспитанницу героя Катю. Николай Степанович инстинктивно тянется к Кате, именно она откровенно говорит ему о причине своей трагедии и несостоятельности.
Отсутствие таланта. У Кати нет таланта к актерской игре, а у героя нет таланта жить. По Чехову невозможность жить понимая себя, своё предназначение, людей вокруг и их потребности - это истинное горе. Именно оно является причиной потерь героя, причиной душевной гибели дочери Лизы и воспитанницы Кати.
Равнодушие героя сам Чехов комментировал следующим образом: «Мой герой – и это одна из его главных черт – слишком беспечно относится к внутренней жизни окружающих и в то время, когда около него плачут, ошибаются, лгут, он преспокойно трактует о театре, литературе; будь он иного склада, Лиза и Катя, пожалуй бы, не погибли». Причина непонимания в отсутствии у людей единой установки на понимание находятся в сфере понятия «общая идея».
«Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях … и во всех картинах, которые рисует моё воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей, или богом живого человека. А коли нет этого, то, значит, нет и ничего» - так рассуждает Николай Степанович, так рассуждает и сам Чехов. Несозвучность человеческих душ, невозможность вовремя услышать друг друга и быть понятым – признаки «обыкновенности», несчастья и духовной трагедии. Именно это отражено в сцене «воробьной» ночи, как апогея одиночества героя. Эффект от которой усиливается, даже эволюционирует в финальной сцене встречи Николая Степановича и Кати. Абсолютная безысходность, звучащая в словах героя: «Прощай, моё сокровище!» подчеркивает риторический характер всех вопросов, поставленных Чеховым в повести.
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Ах эта снежная зима
Знакомые следы
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Лиса Лариска и белка Ленка