Автор работы рассматривает литературные произведения как материал для анализа психологии человека, подверженного игромании. В работу, кроме этого, включены результаты опросов учеников школы, что позволяет сделать вывод о ее актуальности.
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologiya_igry_microsoft_office_word.docx | 31.88 КБ |
ПСИХОЛОГИЯ ИГРЫ
Работа ученицы 10 класса «В» Клиновой Ксении
В современном мире каждый человек имеет представление о картах и карточной игре, даже не раз сталкивался с этими понятиями. В карты играют люди самых разных возрастов, начиная детьми и заканчивая взрослыми. Давно уже созданы специальные заведения, казино, где за выигрыш платят деньги. Таким образом, карточная игра постепенно стала привычным аспектом жизни. Из-за этого люди довольно часто стали сталкиваться с такой проблемой, как игровая зависимость, так называемая игромания.
Все чаще и чаще из средств массовой информации мы узнаем о преступлениях, совершенных игроманами. Игровая зависимость относится к одной из многих разновидностей социальных болезней общества. Еще в произведениях литературы XVIII - XIX веков мы находим упоминание о карточных играх и страстных азартных игроках. Так значит игромания - заболевание не новое, оно уже давно сопутствует чересчур азартным людям.
Так насколько же давно появилась игромания?; какова психология азарта игры и чем привлекают людей азартные игры?; в чем смысл упоминания азартных игр в произведениях русской литературы и насколько актуальна проблема азарта игры среди моих ровесников?, - все эти вопросы стояли передо мной, когда я начинала работу. Для того, чтобы на них ответить, я ознакомилась с познакомилась с историей карт, их видами и символикой, изучила игровую терминологию, которая использовалась в XVIII - XIX веках, подробно ознакомилась с такими произведениями, как «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Пиковая дама» А. С. Пушкина, глава «Фаталист» романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и на их примере изучала психологию игрока и карточного азарта, наконец, попыталась провести параллель к современному игроку.
Новизна работы заключается в том, что карточная игра в литературе, психологии и на примере современного человека в совокупности рассматривается крайне редко.
В ходе работы над рефератом я узнала, что игромания появилась вместе с первыми азартными играми, которыми были карты и шахматы. Однозначного утверждения о том, в какой стране впервые появились карты, нет. Но большинство источников информации называет Китай и Индию. Индийские карты были круглыми, имели восемь мастей или армий, которые отличались эмблемами и цветом, китайские представляли собой узкие продолговатые полоски.
Появление карт в Европе относится ко времени первых крестовых походов (вторая половина XVIII века). Широкому распространению карт во многом способствовало то, что они, в отличие от шахмат, были более демократичны и более доступны простым людям. Короли и феодальная знать, естественно, играли в другие карты, нежели чернь. В старом немецком городе Альтенбург, где, кстати, находится единственный в мире памятник игральным картам и единственный на нашей планете Верховный суд по карточным спорам, имеется также музей игральных карт. В этом музее можно увидеть колоды, где вместо королей изображены Людовик XIV и другие коронованные особы не только Франции, но и Германии. У простого люда карты были проще, незатейливее. Но и чернь, и короли получали одинаковое удовольствие от этого занятия.
В России карты появились в самом конце XVI века и на протяжении более чем ста лет карточные игры преследовались законом. Лишь только во второй половине XVIII века при Елизавете Петровне, как и во всей Европе, установилось деление игр на запрещенные - азартные и разрешенные - коммерческие. Но запрещены азартные игры были только формально, фактически же «втихомолку» процветали. В связи с этим вскоре в России возникло собственное производство игральных карт. Фабрика получила название Государственная карточная фабрика (Госкартфабрика), которая во время Гражданской войны была закрыта. В Ленинградскую блокаду почти все архивные материалы фабрики погибли.
В настоящее время игорный бизнес активно процветает в России: существует множество казино и игровых автоматов, официальных и неофициальных мест для игры. По количеству игорных заведений Москва, например, давно переплюнула Лас-Вегас: если во втором городе всего 500 игорных заведений, то в российской столице, по официальной статистике, 2000 игровых клубов и 56 казино. О том, как это отражается на современном человеке, чуть позже. Сначала, на примере драмы А. С. Пушкина «Пиковая дама» расскажу о стадиях развития психологического заболевания — игромании. Главный герой Герман — модель поведения азартного игрока, человек, одержимый карточной игрой.
Прежде, чем стать игроманом, игрок обычно проходит через четыре основных стадии.
Стадия выигрышей - игра от случая к случаю, мечты о выигрыше, возрастающие ставки, большие выигрыши;
Стадия проигрышей - игра в одиночку, уходы с работы, крупные займы, неоплаченные долги, перезаклады, ложь;
Фаза отчаяния - испорченная репутация, разрыв с семьей, друзьями, раскаяние, перекладывание вины на других, паника, потеря работы, незаконные действия.
Безнадежная стадия - чувство безвыходности, мысли о самоубийстве и возможные попытки покончить с собой, аресты, алкоголь, эмоциональное крушение и симптомы безумия.
Герман в начале произведения — соверешенно адекватный молодой человек, не играющий в карты, обладающий силой воли, которая позволяет ему спокойно наблюдать за карточной игрой, не принимая участия: «Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», - мудро изрекает он.
Тем не менее, узнав необычайную историю о трех картах, Германну постепенно изменяет решительность и хладнокровие: его воображение возбуждено, ему снятся сны о картах, он постоянно, независимо от своей воли, приходит к дому графини, главной участницы рассказанной истории. Он одержим идеей узнать тайну трех заветных карт. Состояние Германна в этот момент повествования - яркий пример азарта, подчиняющего волю и разум человека. Поэтому ему ничего ни стоило до смерти довести своим бешенным натиском старую графиню, пригрозив ей пистолетом. Воспитанница Графини, Лизавета Ивановна, также была просто «слепая помощница» в достижении цели Германна. Ужасает в Германне больше всего то, что он не раскаивается в своем поведении. И вот тут-то вмешивается провидение. Германн постепенно сходит с ума. Все начинается с посещения молодым человеком церкви, где проходит отпивание усопшей графини. Уже там Германну мерещется, что покойница насмешливо посмотрела на него, «прищуривая одним глазом». Ну а далее по нарастающей: ночью он встречается с призраком графини, открывающей тайну карт. После этого Германн начинает играть и выигрывает два раза подряд большие суммы денег. Но в последний раз провидение наносит ему последний удар: он «обдергивается» и вместо выигрышного туза вытаскивает из колоды пиковую даму. Германн проигрывает все свои сбережения и окончательно сходит с ума: ему подмигивает, подобно графине на похоронах, карта, он попадает в сумасшедший дом. Таким образом, под действием азарта в произведении Александра Сергеевича Пушкина мы наблюдаем окончательный морально-нравственный и физический распад личности главного героя. Для наглядности я представляю таблицу, в которой душевное состояние Германна соотносится с той или иной стадией игромании.
«Анекдот о трех картах подействовал на его воображение, и целую ночь не выходил из его головы. Что, если, думал он на другой день вечером, бродя по Петербургу: что если старая графиня откроет мне свою тайну!» | Герой испытывает возбуждение, которое побуждает его к действию, лихорадочному соображению - форма «полезного» азарта. Но, тем не менее, начинается нарушение сна. |
«Поздно воротился он в свой смиренный уголок; долго не мог заснуть, и, когда сон им овладел, ему пригрезились карты, зеленый стол, кипы ассигнаций и груды червонцев.» | Нарушение сна все более ярко выражено, начинает проявляться одержимость игрой, которая присутствует пока на уровне подсознания - началась первая стадия «вредного» азарта или игромании. |
«Старая ведьма!, - сказал он, стиснув зубы: так я ж заставлю тебя отвечать… С этими словами он вынул из кармана пистолет.» | Одержимость идеями, связанными с игрой, толкает человека на преступление - ярко выраженное крайне негативное действие азарта. |
«Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место. Тройка. Семерка, туз - не выходили из его головы и шевелились на губах. Тройка, семерка туз - преследовали его во сне, принимая всевозможные виды. Все его мысли слились в одну - воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила». | У человека начинается помутнения рассудка, все его мысли поглощены игрой, человек находится на грани сумасшествия, - одна из крайних стадий игромании. |
«Он стал метать. Направо легла девятка, налево тройка. - Выиграла! - сказал Германн, показывая карту.» | Одержимость игрой в рамках разума переходит в получение удовольствия от игрового процесса на практике. |
«- Дама ваша убита, - сказал ласково Чекалинский. Германн вздрогнул: в самом деле вместо туза у него стояла пиковая дама…. - Старуха! - закричал он в ужасе.» | Сильнейшее расстройство от проигрыша - фаза отчаяния игромании. |
«Германн сошел с ума, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!…»» | Итоговый результат «опасного» азарта или игромании - сумасшествие. |
На примере драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» можно рассмотреть как элемент словесного поединка при игре в карты, так и две личности, относящиеся к страстным игрокам. Последними являются князь Звездич и Арбенин Евгений Александрович. Первый из них - неопытный, горячий, безрассудный молодой человек, что читатель видит еще в начале произведения. Во время игры князь гневается на более умелых старших товарищей, но не отходит от стола до тех пор, пока не проигрывает все до последнего гроша. Тогда он впадает в отчаяние. И вот тут-то на помощь ему приходит Арбенин. Евгений Александрович старше Звездича, он - женатый человек, остепенившийся и завязавший с азартом, но не потерявший навыков игры в карты. Как он сам утверждает, Арбенин «знает все тонкости» карточной игры и видит ее участников насквозь. До определенного момента читатель искренне верит в то, что бывший заядлый игрок смог избавиться от азарта, изменился с юношеской поры: в отличие от князя, он вовремя уходит от стола. Также, объясняя причину желания помочь Звездичу, говорит о том, что «рад был случаю, чтоб кровь привесть в волненье; тревогою наполнить ум и грудь, я сел играть - как вы пошли бы на сраженье», т. е. никакого интереса, кроме как слегка пробудить свои чувства, главный герой не испытывает. Но азартному человеку по определению присущи горячность, запальчивость, зачастую излишние. Поэтому у таких людей и чувства проявляются со всей силой. Именно поэтому Арбенин с уверенностью начинает подозревать свою жену в измене, не веря ей и даже не пытаясь выслушать. Страстно любя, он и ревнует страстно. В итоге его ревность и неверие доводят его до убийства Нины. Таким образом, на примере этого героя мы, опять же, видим отрицательную сторону «вредного» азарта. Пусть даже человек справился с собой и завязал с игрой в карты, его горячность не может не отразиться на характере и не проявиться в дальнейшем. Это подтверждает отрывок из драмы: «Да в вас нет ничего святого, Вы человек иль демон? Я? - игрок!» .
На примере многих диалогов во время игры в карты в драме Лермонтова мы можем составить представление о так называемой словесной игре, которая велась во время карточных поединков. Отличный игрок должен был не только уметь одурачить всех в карты, но и уничтожить своего противника словом, украсив ловкость рук изящной полемикой.
Способность Арбенина одновременно играть в карты, рассказывать занимательные истории, да еще и следить за игрой остальных явно доказывает, что он - настоящий ас карточной словесной игры. Евгений Александрович, как кот с мышью, хитро играет со ставшим ему врагом князем Звездичем: сначала в виде анекдота рассказывает ему о мести, полагающейся за измену жены с другом, а затем постепенно воплощает историю в жизнь: уличает молодого человека в жульничестве и дает ему пощечину, шепнув негромко о том, что разгадал «подлость» князя. Вообще сам план наказать любовника жены, обвинив его в жульничестве и поставив под вопрос его честное имя, достоин восхищения изобретательностью и хитростью ревнивого мужа.
Удача и случай - два понятия, неотъемлемо связанных со спецификой азартных игр и азарта в целом. В сущности эти так называемые неизвестные факторы неразделимы: ведь удача приходит и уходит, очень редко находясь с человеком постоянно. Следовательно, она является составной частью случая. Несомненно, от того, удачлив ли игрок, зависит его выигрыш. С этим нельзя не согласиться, хотя многие уверены, что человек сам способен управлять своей жизнью. В противовес этому утверждению существует другое: множество людей говорят о роли случая и удачи в человеческой жизни.
Примерно такое же противоречие затронуто в главе «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Прежде всего, очень интересен один из главных героев этой главы - поручик Вулич. Этот человек, по описанию рассказчика, «был храбр, говорил мало», «никому не поверял своих душевных тайн», «не пил вина и не волочился за казачками», но «была у него только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре». Вулич действительно очень азартен: во время обстрела экспедиции однажды ночью он продолжал докидывать талью, а закончив, не боясь пуль и шашек, отправился к человеку, которому проиграл, отдавать деньги. Это ли не явное проявление игромании поручика?
И вот этот поистине горячий и запальчивый человек, любящий риск, как мы уже убедились, решается личным примером доказать свою точку зрения в споре солдат на тему «написана ли судьба человека на небесах», другими словами: решает он сам свою судьбу или все предначертано и зависит от случая.
Вулич взял пистолет из тех орудий, которые обычно висели в боевой готовности на стене. Но был вечер, спокойное время, поэтому никто не помнил, заряжено ли было это оружие. Вулич выстрелил себе в висок, но пистолет дал осечку. Затем солдат стрельнул в фуражку, висящую на стене, и она оказалась пробита пулей. Так поручик доказал, что человек не решает ничего в своей судьбе. Но еще одним доказательством верной точки зрения Вулича стало его убийство пьяным буйным казаком, который шатался ночью по улицам: если бы поручик не окликнул агрессивного воина, он прошел бы мимо него, но Вулич привлек его внимание, и был разрублен шашкой. Это тоже пример действия случая и предопределения: поручик умер именно тогда, когда это было определено, от руки казака, хотя подвергал риску свою жизнь за час до этой встречи. Также именно он попался под горячую руку пьяницы, хотя другие солдаты спокойно добрались до ночлега. Так поручик своим трагическим исходом доказал всуществование случая и влияние высших неизвестных сил на жизнь человека.
Как я уже говорила выше, в настоящее время проблема игромании очень актуальна. В ходе социологического опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», 56% респондентов признались в том, что частенько играют в игровые автоматы, 20 % когда-либо играли в карты на деньги. Кроме того, на вопрос «Азартный ли вы человек?» прямой ответ дали 26% мужчин и 12% женщин. Также 85% опрошенных рассказали о том, что у них около дома есть казино или компьютер с он-лайн играми. Именно последние все чаще и чаще привлекают внимание молодежи, в большей степени, чем карты. Дети и подростки проводят целые дни, сидя за компьютером, тем самым причиняя непоправимый вред своему здоровью. Понять, насколько распространена проблема игромании среди современных поростков, позволил опрос, который был проведен мною среди учеников 6-9 классов школы № 7 Нижегородского района. Учитывая трансформацию игровой зависимости от карт в пвальную увлеченность компьютерными играми и он-лайн сетями под дейтсвием технического прогресса, учащиеся проходили тест на игроманию Котлярова под названием «Другие наркотики», который также представлен отдельно, вместе с табличкой по результатам исследования.
Тест из книги А. В. Котлярова «Другие наркотики», проведенный в школе №7
На вопросы необходимо давать ответ «да» либо «нет». Каждый ответ «да» - 1 балл.
Вы испытываете затруднения, раздражаетесь, грустите при необходимости закончить игру.
Для игры в компьютерные игры вы жертвуете временем, ранее проводимым с друзьями.
Вы находитесь в хорошем настроении, преимущественно играя в компьютерные игры.
Из-за компьютерной игры вы пренебрегаете сном.
Игра за компьютером служит ведущим средством для снятия стресса.
После компьютерной игры у вас возникают головные боли.
В обычной жизни вы чувствуете пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером.
При помощи игры вы достигаете жизненных целей, решаете проблемы.
После игры у вас происходит нарушение аппетита, стула.
Вы приобретаете постепенно проблемы в учебе, работе, но продолжаете играть в компьютерные игры.
Из-за игры вы пренебрегаете питанием.
Вы испытываете потребность проводить за игрой все больше времени.
Из-за игры вы пренебрегаете личной гигиеной.
Во время игры вы полностью отрешаетесь от реальной действительности, переносясь целиком в мир игры.
После игры у вас возникает сухость слизистой оболочки глаза.
Вы приобретаете проблемы в семье, в отношениях с людьми из-за компьютерной игры, но продолжаете в нее играть.
Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфорта.
В случае выбора более 7 высказываний вы в большей степени склонны к игромании и возможно больны ей. Рекомендуется обратиться к специалисту.
«+» - ответ «да» на вопросы теста. По количеству «+» определяется психологическое состояние человека. Отсутствие плюсов говорит о том, что человек абсолютно неазартен. Результат более 7 плюсов говорит о том, что человек испытывает достаточно сильное влияние азарта.
Предмет исследования | 9 «Б» | 9 «В» | 7 «Б» | 6 «А» | Итого |
0 (+) | 2 | 10 | 1 | 3 | 16 |
1(+) | 1 | 3 | 3 | 3 | 10 |
2(+) | 6 | 3 | 4 | 2 | 15 |
3(+) | 4 | - | 7 | 5 | 16 |
4(+) | 3 | - | 3 | 4 | 10 |
5(+) | 1 | - | 1 | 1 | 3 |
6(+) | 1 | - | 2 | 0 | 3 |
7(+) | - | - | 1 | 2 | 3 |
Более 7 (+) - игроман | 3 | - | 1 | 2 | 6 |
Из 82 человек, принявших участие в опросе, 6 оказались игроманами. Наибольшую их часть, а именно три человека, я обнаружила в 9 «Б» классе. Из всех опрошенных школьников 16 являются абсолютно неазартными людьми. Наименее подвержены азарту ученики 9 «В» класса, наиболее - 9 «Б». В двух других классах картина стабильная: игроманы, неазартные люди и промежуточная категория людей (от 1 до 7 «+») по количеству уравновешивают друг друга.
Возраст обнаруженных игроманов колеблется от 12 до 16 лет. Это говорит о том, что психологические заболевания в современном обществе все молодеют, и это не может не заставить задуматься. Ведь некоторые из респондентов наверняка были не до конца откровенны, понимая существующую проблему и не желая признаваться в ней в тесте, пусть даже анонимном, прежде всего самому себе. Поэтому, вне сомнения, реальное число игроманов гораздо большее, чем 6 человек.
Все это говорит о том, что людям необходимо обратить особое внимание на увлечения свои и подрастающего поколения. Гораздо лучше проводить время на природе, занимаясь активными видами деятельности, улучшая состояние организма, нежели сидеть целыми днями в душной комнате за компьютером, портя здоровье и зарабатывая зависимость. Родители должны ограничивать пребывание детей за компьютером, если даже, играя в игры, дочки и сыночки производят меньше шума и не доставляют головной боли. Нельзя допустить еще большего омоложения игромании!
Неспроста величайшие российские писатели уделяли азарту игры внимание в своих произведениях. Карточные игры — не только способ характеристики героя произведения, но и своего рода послание будущим поколениям: «Люди, остановитесь! Посмотрите, что бывает с теми, кто отдается во власть азарта!», - как будто читаем мы между строк в драмах Лермонтова и Пушкина.
Как нарисовать зайчика
Рисуем крокусы акварелью
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Огонь фламенко
Зимняя сказка