«Тема детства в произведениях М.А. Шолохова»
Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что проблема детства во все времена волновала русских классиков. Но именно М.А.Шолохов, на мой взгляд, в своих произведениях по-своему поднимает серьезные проблемы, подчеркивая драматизм перехода ребенка во взрослый мир и жестокость этого мира по отношению к нему, что, к сожалению, очень часто встречается в современном мире.
Цель работы: исследовать «Донские рассказы» Шолохова, в которых затрагивается проблема детства.
Объект исследования: творчество Михаила Александровича Шолохова.
Предмет исследования: «Донские рассказы» М.А. Шолохова.
Методы исследования: анализ и синтез произведений М.А. Шолохова, изучение литературоведческой литературы, критический статей, интернет ресурсов.
Гипотеза: тема детства в произведениях Шолохова – свидетельство любви и сострадания писателя, его гуманного отношения к детям, как следование традициям классической литературы 19-го века.
Выводы:
Ø Тема детства в произведениях М.А. Шолохова – свидетельство любви и сострадания писателя, его гуманного отношения к детям, следование традициям классической литературы 19-го века.
Ø Маленькие герои М.А. Шолохова - жертвы кровавых событий Гражданской и Великой Отечественной войны.
Ø Трагические образы маленьких героев М.А. Шолохова - пример недетской расплаты за «всемирную заварушку».
Ø Маленькие герои М.А. Шолохова не утрачивают своих исконных качеств, дарованных Богом : нравственной чистоты и добросердечия.
Ø М.А.Шолохов, через образ ребенка показывает характеры взрослых людей.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_zhizn_i_tvorchestvo_m.a._sholokhova_novinenko.doc | 92 КБ |
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодёжи города Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
«Жизнь и творчество М.А.Шолохова»
Исследовательская работа
Тема:
«Тема детства в произведениях М.А. Шолохова»
Автор работы:
Новиненко Мария, 10«А» класс,
4.12.1997г.ул. Пятигорская 5
МБОУ СОШ № 4 с УИОП г. Батайска
Руководитель:
Зубова Галина Викторовна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 4 с УИОП
Научный руководитель:
Стопченко Николай Иванович
Профессор ЮФУ
Доктор культурологии
г. Ростов-на-Дону
2014 г.
Содержание
1) Взгляд М.А.Шолохова на проблему детства;
2)Русские исследователи о проблеме детства в художественном мире М.А.Шолохова;
3) Тема детства в «Донских рассказах» М.А. Шолохова:
а) рассказ «Шибалково семя»;
б) рассказ «Двухмужняя»;
в) рассказ «Алешкино сердце»;
г) рассказ «Продкомиссар»;
д) рассказ «Пастух»;
е) повесть «Судьба человека»;
ж) рассказ «Семейный человек»;
З) рассказ «Обида»;
и) рассказ «Нахаленок»;
к)рассказ «Родинка»;
4) Сиротство в рассказах М.А.Шолохова.
5) Маленькие герои М.А.Шолохова - жертвы кровавого передела мира.
6) Образы шолоховских детей - пример недетской расплаты за «всемирную заварушку».
III. Заключение. Выводы……………………………………………………………..8
Введение
Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что проблема детства во все времена волновала русских классиков. Но именно М.А.Шолохов, на мой взгляд, в своих произведениях по-своему поднимает серьезные проблемы, подчеркивая драматизм перехода ребенка во взрослый мир и жестокость этого мира по отношению к нему, что, к сожалению, очень часто встречается в современном мире.
Цель работы: исследовать «Донские рассказы» Шолохова, в которых затрагивается проблема детства.
Объект исследования: творчество Михаила Александровича Шолохова.
Предмет исследования: «Донские рассказы» М.А. Шолохова.
Методы исследования: анализ и синтез произведений М.А. Шолохова, изучение литературоведческой литературы, критический статей, интернет ресурсов.
Гипотеза: тема детства в произведениях Шолохова – свидетельство любви и сострадания писателя, его гуманного отношения к детям, как следование традициям классической литературы 19-го века.
Образы детей волновали многих писателей. К этой теме обращались и Чехов, и Короленко, и Некрасов и многие другие русские классики. Но именно Шолохов, в своих произведениях поднимает серьезные проблемы, подчеркивая драматизм перехода ребенка во взрослый мир и жестокость этого мира по отношению к нему. Очень часто писатель, пишущий о детях, решает задачи, весьма далекие от задач детской литературы. В этом случае мир ребенка интересен ему не как самоцель, но как способ по-новому, под новым углом зрения, взглянуть на взрослый мир или показать становление и развитие характера. Обычно это относится либо к произведениям с элементами мемуарного жанра, либо к произведениям, воссоздающим эволюцию личности под воздействием среды и воспитания.
Безусловно, русскую литературную классику всегда отличало обостренное внимание к миру детства. Ребенок воспринимался как сосредоточие нравственного потенциала и отражение не только состояния общества, но и благополучия мира в целом. Детство в сознании отечественных писателей было той нравственной константой, относительно которой дозволено разворачиваться мирозданию. М. Шолохов, с его «мощным напором и жизненной правды», по точному наблюдению П.В Лалиевского, глубинным постижением народного мира, конечно же, не мог оставить вне своего художественного сознания категорию детства, не только как непременную составляющую человеческого бытия, но и как доминанту, определяющую его содержание и смысл. Вопрос о постижении Шолоховым мира детства с разной степенью глубины рассматривался в работах исследователей Е.В.Балыбердиной, Л.Г.Сатаровой, В.М.Литвинова, Е.В. Лономарёвой. Однако за пределами уже сказанного остается ряд аспектов, требующих своего анализа. Вероятно, Шолохова нельзя назвать «детским писателем» в том узкотематическом значении этого понятия, которое утвердилось в литературной науке. Это обстоятельство, очевидно, и стало одной из причин изучения исследователями проблемы «детства» в художественном мире писателя. Между тем есть основания, позволяющие обнаружить в этой теме самобытное целостное содержание. Конечно, многие аспекты детской темы разрабатывались Шолоховым в русле традиций русской классической литературы. У Шолохова, как и у его предшественников, ребенок, при всей своей малости и хрупкости, наделяется силой, способной вернуть закаменевшую, отчаявшуюся человеческую душу к свету, жизни, спасти от падения.
Анализируя рассказы Шолохова, вспоминаются слова Достоевского – «через дитя душа лечится» – и с легкостью можно определить то, что происходит с шолоховским Шибалком (рассказ «Шибалково семя»). Появившееся на свет Божий дитя, мокрое, верещащее, «как зайчонок на зубах у лисы» - (стр.30), словно диктует не только все дальнейшие поступки героя, но и его душевные движения. В противовес ожесточившимся в военное лихолетье казакам-сослуживцам, готовым расправиться с «новорожденным отродьем» (стр.30): «За ноги его да об колесо»(стр.32),– Шибалок уже не может переступить через детскую жизнь. Он не только молит, стоя на коленях, своих «братов-товарищев» (стр.30) о пощаде, призывая их «поиметь …сердце к дитю»(стр.30), но и сам размягчается сердцем. Дитя не дает герою озлобиться, спасает от очерствения. Сколько любви и тепла в тех словах-образах, которыми он называет свое «семя» (стр30): «мой сынишка» (стр.32), «зайчонок» (стр30), «дитя» (стр.30), «постреленок» (стр.32), «сынок» (стр.32). Шибалок у Шолохова проникается такой же жалостью, сердечным теплом, преображающими его, определяющими главные жизненные ценности. Его признание: « слезьми плакал с ним, даром что извеку допрежь слез не видал» (стр.32) поцелуй в детскую маковку, ласковое «воркование»(стр.32). В момент прощания с сыном – убедительно говорят о том, с чем возвращается в отряд шолоховский герой: бесприютная, одинокая душа, отогретая дитём, обрела жизненный смысл: «… не бурьяном помру, – говорит Шибалок, – потомство оставлю »(стр.32).
Героиню другого рассказа («Двухмужняя»), готовую уже было к детоубийству, останавливает от последнего шага детский плач. «Стыд, – пишет Шолохов, – горячей волною плеснул Анне в лицо». Ребенок помогает измученной, отчаявшейся женщине сделать необходимый выбор.
Предупреждающий крик: «Дитё убьете!» (стр.45) – в одно мгновение заставил изменить уже принятое решение героев рассказа «Алешкино сердце». Во имя дитя они готовы были и свои жизни отдать. С малышами мира сего отечественная литература всегда связывала надежды на будущее. Этот мотив весьма значим и для Шолохова. Андрей Соколов именно в маленьком Иване детях видит свою последнюю жизненную опору, возможность «возвращения к жизни». «Ночью, – признается герой «Судьбы человека», – то погладишь его сонного, то волосики на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя … »(стр.198).. Несмотря на отмеченные точки соприкосновения, в шолоховском взгляде на детство все же отчетливо обнаружилось свое, увиденное и открытое им. Детство в произведениях Шолохова не является вневременной категорией. Маленькие герои писателя глубоко погружены в стихию общественных поворотов. В судьбе каждого из них запечатлелись суровые обстоятельства той эпохи,во время которой они жили. Героями большинства шолоховских произведений стали дети-сироты: «я с малолетства сирота» (стр.4), - говорит о себе Николай Кошевой из рассказа “Родинка». Так могут охарактеризовать себя и другие герои писателя, живущие в «горькую годину». Среди них нередки круглые сироты, лишившиеся и отца, и матери, как, например, дитё из рассказа «Продкомиссар», всего-то и смогший выдохнуть о себе: «Я сирота … по миру хожу» (стр.27). Круглым сиротой становится переживший смерть всех близких герой рассказа «Алешкино сердце». Сиротствуют Григорий с Дуняткой (рассказ «Пастух»), война осиротила, забрав всех родных, и маленького Ванюшку из «Судьбы человека». Но и все остальные герои Шолохова – сироты либо по матери, как сынишка Шибалка или Игната, герой рассказа «Коловерть», а также дети Микишары – «семейного человека», трехлетний хлопчик тавритянина (рассказ «Обида»), мелеховские дети, либо сироты по отцу: такое сиротство принимают на себя герои «Нахалёнка», маленькие внуки Степана Прокофьевича («Обида » ), дети Трофима, спасшего жеребенка от гибели, но самого получившего смертельный выстрел в спину («Жеребенок » ), сын Ефима («Смертный враг»).
В своих произведениях М.А.Шолохов выделил и еще один тип сиротства – одиночество при живых родителях. Кровавый водоворот революции и войн разрушила все семейные узы, привел к противостоянию родных людей, отторг детей от родителей. Утрата родственных уз оказалась гибельной для всех. «Ты мне не сын, я тебе не отец» (стр.24), – говорит сыну, проклиная его, старик Бодягин («Продкомиссар»). Развела по разным сторонам отца и детей Гражданская война в рассказе «Бахчевник», завершается этот разлад страшной картиной отцеубийства: четырнадцатилетний герой, спасая брата, «цепко ухватил стоящий у стенки топор, ухнул от внезапно нахлынувшего тошного удушья и, с силой взмахнув топором, ударил отца в затылок» (стр.56)
Сиротство у М.А.Шолохова не имеет возраста, не связанно исключительно с детством: сиротствует и стар, и млад. Дважды муку сиротства «в годину смуты» переживают старики из рассказа «Чужая кровь», сначала потеряв единственного сына, а затем, расставшись и с тем, кого вопреки драматическому расколу признали своим. Нерв сиротства определяет судьбы едва ли не всех персонажей Шолохова.
Вероятней всего, такой явный акт разрушительной силы революционных событий, уничтоживших основы основ человеческой жизни: семью, домашний очаг, можно рассматривать как определенную писательскую оценку крутой революционной эпохи. «Детство, действительно, играет роль нравственного критерия, но измеряется им нечеловеческая сущность революционного процесса», как считает Е.В.Балыбердина, а его бесчеловечная природа и пережитая народом национальная трагедия. Недаром страшные по своей жестокости сцены озлобления, насилия, кровавых расправ, жутких смертей отражены почти в каждом из произведений донского цикла писателя. Дети предстают и как жертвы кровавого передела прежней жизни, и как, свидетели и судьи. Так, герой рассказа «Семейный человек» Микишара убивает родителей, сыновей якобы во имя спасения других их детей, тех, что младше. Он убежден в своей правоте и отстаивает ее. Кажется, что заслуженный им приговор высшего судьи вложен писателем в уста его же собственных детей: «Гребосгно мне с вами, батя, за одним столом исть …. И с души рвать меня тянет».(стр.96) – говорит Микишаре дочь Наталья. В этом обращении к отцу словно реализуется сказанное в Библии, в книге Премудростей Соломона: “Нечестивого отца будут укорять дети» (48: 10). И приговор этот звучит вроде бы как окончательный и не подлежащий обжалованию. Не случайно Микишара и у читателя не вызывает явного сочувствия. И все же было бы упрощением смысла рассказа сведение его сути к морально-этическому выводу о неизбывности греха детоубийства. Нельзя не заметить, что мысль и чувство автора произведения движутся как бы поверх той извечной коллизии, конечно, не отрываясь от нее, но и выявляя в ней какое-то новое содержание. Какое? Дело в том, что в рассказе Шолохова Микишара не противостоит своим детям как олицетворение зла. Если бы это было так, то нравственный конфликт разрешался бы привычно, так, как он разрешается во многих произведениях на эту тему до Шолохова – порицанием очевидного зла и утверждением пусть и поруганного в данной ситуации, но безусловного в своей правоте добра. Герой рассказа «Семейный человек» имеет у писателя право
на свою долю истины.
На каждом из шолоховских детей лежит отпечаток эпохи, жадной до человеческой крови. Оказавшись в самом «кипятке» событий революции, Гражданской, а затем и Великой Отечественной войны, дети приняли на свои плечи невиданные доселе муки и беды. Жертвой расчеловеченных людских отношений становится мальчонка-кроха в рассказе «Обида», на его глазах закалывают вилами отца, мстя за смертельную обиду. Вряд ли шолоховский герой осознавал в тот момент, что, убивая отца, он одновременно убивал и детскую душу. Несколькими выразительными штрихами писатель передал психологическое состояние дитя, ставшего очевидцем дикой расправы: выгибался в судороге, «закатывая глаза», рвался из рук, «визжал в залитую голубыми сумерками нерушимо спокойную степь: “Тато! .. Та-то! .. Та-а-ато! …» (стр.144 ). Само трижды звучавшего из детских уст слова «тато» (стр144), словно проглоченное степью, приоткрывает страшную бездну, разверзшуюся в душе ребенка, бездну, способную поглотить и само дитя, и повинных в содеянном зле. Завершая рассказ, Шолохов определяет цену происходящему: злоба, ненависть губительны для детства как будущего народа. Детский крик «Тато!» (стр.144), прозвучавший в рассказе Шолохова, пройдет красной нитью через все творчество писателя и завершится в “Судьбе человека» звенящим криком маленького Ванюшки: «Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь.. Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» (стр.197). В этом детском стремлении к восстановлению целостности бытия обозначено шолоховское понимание того, как нужно жить. Невыносимые страдания детей в произведениях Шолоховских предшественников, в сравнении с тем, что пришлось испытать маленьким героям Шолохова, утрачивают свою остроту и чрезмерность. Другим оказывается диапазон пережитого ребенком. И в самом ребенке писатель открывает ранее неизвестные силы и возможности. Так, в сынишке Шибалка, рожденном между боями в лесном буреломе, кажется, само время, суровое и жесткое, определило недетскую самозащиту и от голодной смерти, и от людской враждебности: «Кусаться – кусается, - говорит о нем отец, – а слезу у него не вышибешь!» (стр.32). Словно понял этот «смышленый» (стр.32), по словам отца, младенец, еще только что появившийся на свет, что выживет он или нет в этом урагане войны, зависит только от него и слезы здесь не помогут. Не плачет и «малюсенький» (стр.27) мальчонка из «Продкомиссара», видимо, понимая всю тщетность этого идущего из веков способа для ребенка вызвать к себе сострадание и тем самым защититься от возможных бед, выпросить жалость у мира.
В январе 1921 года А.Блок пророчески писал одной из своих корреспонденток, ожидавшей ребенка: «Жалейте и лелейте своего будущего ребенка, если он будет хороший, какой он будет мученик, он будет расплачиваться за все, что мы наделали …». Образы шолоховских детей – выразительный при мер такой детской расплаты за свершенное, за то, что Блок назвал «всемирной заварушкой». Вновь хочется вернуться к рассказу «Алешкино сердце», который весьма показателен в этом смысле. На мой взгляд, в нем создан детский образ, ставший отражением того ужаса, о котором еще только догадывался Блок. В судьбе Алешки сошлось все: и страшный голод, и кровавая драма Гражданской войны, и, как ее результат, человеческое бездушие, и первые ростки какой-то другой жизни, в которой, возможно, придется жить герою. Страшный голод привел мальчишку в жуткий вид, оставив в нем подобие человека: «Уши Алешки, нос, скулы, подбородок туго, до отказа, обтянуты кожей, а кожа – как сохлая вишневая кора. Глаза упали так глубоко внутрь, что кажутся пустыми впадинами …»(стр.33). Впадины вместо глаз – так говорят об умерших людях, а сравнение кожи с «сохлой вишневой корой»(стр.33) рисует далеко не детский, а образ дряхлого старика. Пережитый ребенком голод лишил его жизненных сил настолько, что, по собственному признанию Алешки, его «ветер валяет» (стр34). В расхожем выражении «ветер качает» Шолохов заменил одно слово, и найденное новое вносит в признание пухнущего с голоду дитя особый смысл. Обратимся к справочной литературе. В словаре В.И, Даля слово «валять»– буквально означает «повергать, опрокидывать боком, ронять, бросать лежмя». Слово вобрало в себя весь спектр не только физических, но и духовных страданий, испытываемых ребенком: хватало сил с трудом перемещаться в пространстве, ползти по земле. Едва не отняла Алешкину жизнь и людская жестокость. Избитый до полусмерти, он только и смог прошептать своей мучительнице: «А я живой, тетя … » (стр.37). И это не все муки, выпавшие на детскую долю. Но и о другой своей беде ребенок говорит просто и деловито: «Меня Макарчиха убивала, теперь жарко, и в голове черви завелись» (стр.38). Кажется, у последней черты находится и это шолоховское дитя, но и оно не дает волю слезам. Ю.А.Дворяшин в одной из работ по этому поводу заметил: «И только дети в произведениях Шолохова почти никогда не плачут» – и прокомментировал это следующим образом: «Шолоховские дети словно бы не удостаивают издевающийся над ними мир своих слез». Можно было бы поспорить с исследователем и указать на то, что у Шолохова все-таки встречаются плачущие дети. Мишка - нахаленок, например, не один раз заливается слезами, сталкиваясь с враждебными ему силами, и мелеховские детишки – Мишатка и Полюшка – могут «неутешно рыдать». Но в главном это суждение литературоведа справедливо, тем более что оно дополнено уточнением: “Даже если они - слезы – все же прорываются, дети тщательно прячут их от окружающих, даже самых близких и родных». Вот как о страданиях осиротевшего внука рассказывает Ильинична: ”Нынче ночью слыхала – Мишатка кричал потихоньку … залез по подушку головой, чтобы его не слыхать было … Я подошла, спрашиваю: «Ты чего, родненький? Может, со мной ляжешь?», а он говорит: «Ничего, бабуня, это я, должно быть, во сне» (том книга 4. Стр.18). Сирота Алешка тоже «кричит потихоньку». И метод все тот же: «ночами короткими и душными …..мочил подушку горечью слез» (стр.41) или, совсем как Мишатка Мелехов, «лег под дерюгу и голову подушкой накрыл … ». Многоточие в конце фразы красноречиво говорит о состоянии избитого ребенка. Здесь тоже слезы, но кто их видит? Это спрятанная в себе боль. И обездоленный войной приемный сынишка Андрея Соколова в «Судьбе человека», птаха малая, хотя тоже может «поточить» слезы, остается в читательском сознании обезоруживающим и все ставящим на свои места вопросом к заливающейся слезами квартирной хозяйке героя рассказа: «Тетя, зачем же вы плачете? Папа нашел меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете»(стр.198)
Дети у Шолохова перед лицом жестокого мира обретают неизвестный литературе род трезвости. Наученные горьким опытом XX века, они вынуждены реагировать на жизнь иначе, чем их многочисленные литературные предшественники. Думается, что тема детства у Шолохова из мира страдательного, способного только на пассивно-жертвенное выражение своего неприятия жестокости, превращается в мир действенный, достойный миру взрослых. Однако чрезвычайно важно при этом отметить, что дети у Шолохова не утрачивают своих исконных, дарованных Богом качеств: нравственной чистоты и добросердечия.
Выводы.
\
Список литературы
Рисуем акварельное мороженое
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Никто меня не любит
Воздух - музыкант
Хрюк на ёлке