В мире немало почетных званий, наград и премий, но самой престижной является Нобелевская премия. И каждый гражданин нашей страны должен знать лауреатов этой премии, особенно по литературе. Именно по литературе, так как мы все – читатели.
Вложение | Размер |
---|---|
laureaty_nobelevskoy_premii.docx | 42.67 КБ |
МБОУ «Уруссинская гимназия» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Нобелевские лауреаты»
Руководитель: Зиннатуллина Рамиля Халимовна,
учитель русского языка и литературы
Учащийся: Шафиева Земфира Азаматовна, 11 А класс
2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I. Нобелевские премии и Нобелевские институты………………………4
1.1. Завещание Альфреда Нобеля……………………………………………….4
1.2. Выборы Нобелевских лауреатов………………………………………….....5
Глава II. Россияне – лауреаты. Нобелевские премии………………………...6-8
2.1. Номинанты в Нобелевской премии в России……………………………... 6
2.2. Выборы лауреатов в области литературы среди русских писателей.......7-8
Глава III. Россияне – лауреаты Нобелевской премии по литературе...……9-17
3.1. Борис Пастернак…………………………………………………………10-11
3.2. Александр Солженицын………………………………………………...12-15
3.3. Иосиф Бродский…………………………………………………………16-17
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19
3
Ведение
Актуальность этой темы бесспорна. В мире немало почетных званий, наград и премий, но самой престижной является Нобелевская премия. И каждый гражданин нашей страны должен знать лауреатов этой премии, особенно по литературе. Именно по литературе, так как мы все – читатели.
Цель работы – проанализировать жизнь и творчество лауреатов Нобелевской премии по литературе нашей Родины с целью способствовать воспитанию гражданина страны, чувства социальной ответственности.
Проблема – изучение творчества писателей – россиян, удостоенных Нобелевской премии.
Задачами данного исследования являются:
1. Развитие патриотической личности, способной гордиться мировым признанием русской литературы.
2. Воспитание духовной культуры.
3. Повышение интереса к литературе, к русской культуре.
4
Глава I. Нобелевские премии и Нобелевские институты.
1. 1. Завещание Альфреда Нобеля.
Альфред Нобель скончался 10 декабря 1896 г. В своем знаменитом завещании, написанном в Париже 27 ноября 1895 г., он сформулировал:
«Все мое оставшееся реализуемое состояние распределяется следующим образом. Весь капитал должен быть внесен моими душеприказчиками на надежное хранение под поручительство и должен образовать фонд; назначение его – ежегодное награждение денежными призами тех лиц, которые в течение предшествующего года сумели принести наибольшую пользу человечеству. Сказанное относительно назначения предусматривает, что призовой фонд должен делиться на пять равных частей, присуждаемых следующим образом: одна часть – лицу, которое совершит наиболее важное открытие или изобретение в области физики; вторая часть – лицу, которое добьется наиболее важного усовершенствования или важное открытие в области химии; третья часть – лицу, которое совершит наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвертая часть – лицу, которое в области литературы создаст выдающееся произведение идеалистической направленности; и наконец, пятая часть- лицу, которое внесет наибольший вклад в дело укрепления содружества наций, в ликвидацию или снижение напряженности противостояния вооруженных сил, а также в организацию или содействие конгрессов миролюбивых сил.
Награды в области физики и химии должны присуждаться Шведской королевской академией наук; награды в области физиологии и медицины должны присуждаться Каролинским институтом в Стокгольме; награды в области литературы присуждаются (Шведской) академией в Стокгольме; наконец, премия мира присуждается комитетом из пяти членов, выбираемых норвежским парламентом. Это мое волеизъявление, и присуждение наград не должно увязываться с принадлежностью лауреата к той или иной нации, равно как сумма вознаграждения не должна определяться принадлежностью к тому или иному подданству».
В 1900 г. Нобелевский фонд был создан, и его статус был выработан специальным комитетом на основе условий, оговоренных в завещании.
5
1.2. Выборы Нобелевских лауреатов.
Нобелевская премия по литературе — награда за достижения в области литературы, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Стокгольме 10 декабря.
Согласно уставу Нобелевского фонда, выдвигать кандидатов могут следующие лица:
-члены Шведской академии, других академий, институтов и обществ с аналогичными задачами и целями;
-профессора истории литературы и языкознания университетов;
-лауреаты Нобелевских премий в области литературы;
-председатели авторских союзов, представляющих литературное творчество в соответствующих странах.
6
Глава II. Россияне – лауреаты Нобелевской премии по литературе.
2.1. Номинанты Нобелевской премии в России.
Согласно официальному списку, Нобелевскими премиями награждены 17 россиян.
По физике: Павел Черенков, Илья Франк, Игорь Тамм (1958), Лев Ландау (1962), Николай Басов, Александр Прохоров (1964), Петр Капица (1978), Жорес Алферов (2000), Алексей Абрикосов, Виталий Гинзбург (2003).
По медицине и физиологии: Иван Павлов (1904), Илья Мечников (1098).
Премия мира присуждалась: Андрею Сахарову (1975), Михаилу Горбачеву (1990).
По экономике ни советских, ни российских ученых не получал Нобелевскую премию.
По химии: Николай Семенов (1956).
По литературе: Иван Бунин (1933), Борис Пастернак (1958), Михаил Шолохов ( 1965), Александр Солженицын (1970), Иосиф Бродский (1987).
7
2.2. Выбор лауреатов в области литературы среди русских писателей.
Литературной премией Нобеля отмечены пять граждан России: И. А. Бунин (1933), Б. Л. Пастернак (1958), М. А. Шолохов (1965), А. И. Солженицын (1970), И. А. Бродский (1987).
Нобелевская премия и Россия. Как уже говорилось, шведская академия с самого начала своей деятельности по выявлению достойных лауреатов не благоволила русской литературе – она отвергала Толстого и не замечала Чехова. Только спустя треть века русский писатель стал лауреатом, но сразу же обнаружился особенный подход к делу: Иван Бунин, как и позднее нобелевские лауреаты Борис Пастернак, Александр Солженицын, Иосиф Бродский, находились в состоянии очевидного острейшего конфликта с властью в своей стране (еще один лауреат, Шолохов, не состоял – по крайней мере, ко времени присуждения ему в 1965 году премии – в таком конфликте, но о «шолоховском вопросе» речь пойдет ниже).
Но в то же время едва ли сколько-нибудь правомерно полагать, что значительность писателя определяется остротой его конфликта с властью. Так, в зрелые свои годы Достоевский не был, в отличие от позднего Толстого, «диссидентом» (если воспользоваться нынешним термином), но это ни в коей мере не умаляет достоинства гениального писателя.
Однако Шведская академия избрала в России только вполне очевидных «диссидентов» и прошла мимо, несомненно, очень весомых (каждое по – своему) имен, не имевших такой репутации: Михаил Пришвин. Максим Горький, Владимир Маяковский, Алексей Толстой, Леонид Леонов, Александр Твардовский (которого, кстати, еще в 1940 – х годах исключительно высоко оценил лауреат Иван Бунин) и другие.
Обратимся теперь к «шолоховскому вопросу». Присуждая премию творцу «Тихого Дона», представляющего собой, вне всякого сомнения, одно из величайших явлений мировой литературы, Шведская академия единственный раз отказалась от своего «принципа» - ценить в России только «диссидентов». Для принятия этого решения: экспертам потребовалось 11 лет, ибо кандидатура Шолохова впервые рассматривалась ими (и была отвергнута) еще в 1954 году. Это «исключение» было именно из тех, которые подтверждают «правило», и, главное, оно дало сильный аргумент тем, кто отстаивает объективность шведских экспертов.
За последние 25 лет шведская академия не заметила в литературе России ничего достойного, кроме награжденного в 1987 году Иосифа
8
Бродского, который к тому времени уже 16 лет жил в США и даже стал сочинять стихи на английском языке.
Абсурдность такой постановки вопроса со всей очевидностью обнаруживается в том, что с 1901 по 1933 год русские писатели не получили ни одной Нобелевской премии (позднее лауреаты все же были), и, значит, если опираться на «общепризнанный критерий достижений», русская литература находилась тогда в полнейшем упадке. А ведь в действительности то факт, что Толстой, Чехов, Пришвин, Иннокентий Анненский, Василий Розанов, Александр Блок, Вячеслав Иванов, Сергей Есенин, Михаил Булгаков, Андре Платонов и другие их современники не были удостоены премий, должен тревожить вовсе не русских людей, а шведов, ибо их академия продемонстрировала тем самым свое убожество. И поистине смехотворны попытки судить о литературе той или иной страны по количеству полученных ее писателями премий, причем дело здесь отнюдь не только в русской литературе. Так, лауреатами стали всего семь писателей США (не считая трех недавних иммигрантов, пишущих на польском, идише, русском) и шесть писателей Швеции, что, конечно же, нелепо.
9
Глава III. Россияне – лауреаты Нобелевской премии по литературе.
Борис Пастернак – лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).
Удостоен «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Был вынужден отказаться от премии под угрозой высылки из страны. Шведская академия признала отказ Пастернака вынужденным и в 1989 году вручила диплом и медаль сыну.
Александр Солженицын – лауреат Нобелевской премии по литературе (1970) «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».
Советское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь, что после своей поездки он не сможет вернуться на родину, награду принял, однако на церемонии награждения не присутствовал.
Иосиф Бродский – лауреат Нобелевской премии по литературе (1987).
Премия присуждена «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью». В 1972 году был вынужден эмигрировать из СССР, жил в США.
10
3.1. Борис. Пастернак.
Родился в 1890 году в Москве в семье академика живописи Л. О. Пастернака и Р. И. Пастернак (урожденной Кауфман), до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Наиболее важным для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией.
В печати Пастернак впервые выступил в альманахе «Лирика» (1913); 5 стихотворений), затем появились его книги стихов «Близнец в тучах»(1914) и «Поверх барьеров» (1917). Возвратившись к этим стихам, многое исключив и переработав, добавив появившиеся затем в периодике, поэт выпустил через 12 лет новый сборник – Поверх барьеров. Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 г. – время создания книги «Сестра моя – жизнь» (вышла из печати в 1922г.). До того Пастернак в 1913 г. в литературном кружке «Мусагет» прочитал доклад «Символизм и бессмертие», где уже проступала программа нового, пост символистского сознания.
Проза Пастернака, опубликованная при его жизни, не вызвала признания современников. Зато его лирика обретала все большую известность. На 1 съезде писателей СССР Н. Бухарин даже противопоставил ее поэзии Маяковского как «отжившей агитке».
Тому были основания, хотя сам Пастернак решительно противился возведению его на «литературный трон». В книге 1932 года вышла лирика Пастернака «Второе рождение».
Естественно, что в годы Великой Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: «Страшная сказка», «Бобыль», «Застава», в дальнейшем – «Смерть сапера», «Победитель» и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.
Зимой 1945/46 г. Пастернак начал реализацию своего замысла – романа «Доктор Живаго» (предварительное название – «Мальчики и
девочки»). В эти годы и позже активно занимается переводами трагедий Шекспира, «Фауста» Гете, грузинских лириков.
Бориса Леонидовича Пастернака сравнивали с рекой, которая вдруг изменила свое русло и потекла в других берегах, но в том же направлении. Он начал жизнь как композитор, и окружающие долгое
11
время были уверены, что его будущее определено замечательным музыкальным дарованием.
О роли музыки в своей жизни Пастернак писал: «Больше всего я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина». С ним семья дружила как и с Рахманиновым. В квартире Пастернаков устраивались небольшие домашние концерты. Друзья Пастернака рассказывали, что когда Борис Леонидович особенно одухотворенно импровизировал, он заливался слезами и исторгал их у слушателей.
С 1945 года в течение 10 лет создавался роман «Доктор Живаго». Впервые в России «Доктор Живаго» был опубликован только в 1988 году в журнале «Новый мир». Это произведение – о незащищенности творческой личности в переломные моменты истории. Пастернак считал написание романа «исполнением своего долга» перед соотечественниками, загубленными жестокой жизнью, он радовался, что на страницах «Доктора Живаго» ему посчастливилось высказаться полностью».
В 1958 году Б. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Пастернак был вынужден отказаться от премии из – за начавшейся травли.
В Шведскую академию наук по случаю присуждения Нобелевской премии он лишь послал телеграмму, где были такие слова: «Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен, смущен». Ему предлагали покинуть страну, но поэт отвечал. Что не мыслит себя без России, вне Родины.
Весной 1960 года Пастернак заболел раком легких. Слабеющий день ото дня поэт все же продолжал писать давно задуманную пьесу – «Слепая красавица».
30 мая 1960 года жизнь Бориса Леонидовича Пастернака оборвалась. Похоронен в поселке Переделкино Московской области.
12
3.2. Солженицын Александр Исаевич.
Солженицын родился 11 декабря 1918. В 1924 семья переезжает в Ростов – на – Дону; там в 1936 Солженицын поступает на физико-математический факультет университета (окончил в 1941). Тяга к умственной самостоятельности и обостренный интерес к дореволюционному прошлому семьи, в которой хранили память о прежней, непохожей на советскую, жизни, рано подвели Солженицына к замыслу большой книги (по образцу «Войны и мира» Л. Н. Толстого) о первой мировой войне и революции, одним из героев которой мыслился отец писателя. Литературные планы (при характерном для эпохи сознании, что всему должно учиться) обусловили поступление Солженицына на заочное отделение Московского института философии, литературы. Истории. В октябре 1941 Солженицын был мобилизован; по окончании офицерской школы (конец 1942) – на фронте; награжден орденами Отечественной войны 2 – й степени и Красной звезды. Последние фронтовые впечатления – выход из окружения в Восточной Пруссии (январь 1945) – отразились в написанных в лагере поэме «Прусские ночи» и пьесе «Пир победителей» (обе 1951), а позднее были использованы в «Августе Четырнадцатого» при описании «самсоновской катастрофы» - гибели армии А. В. Самсонова, в рядах которой находился отец писателя. 9 февраля 1945 Солженицын арестован за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства Н. Виткевичу; содержался в Лубянской и бутырской тюрьмах (Москва); 27 июля осужден на 8 лет исправительных лагерей (по ст. 58, п. 10 и 11). Впечатления от лагеря в Новом Иерусалиме, затем от работы заключенных в Москве (строительство дома у Калужской заставы) легли в основу пьесы «Республика труда» (первоначальное название «Олень и шалашовка», 1954). В июне 1947 переведен в Марфинскую «шарашку», позднее описанную в романе «В круге первом». С 1950 в Экибастузском лагере (опыт «общих работ» воссоздан в рассказе «Один день Ивана Денисовича»); здесь он заболевает раком (опухоль удалена в феврале 1952). С февраля 1953 Солженицын на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок – Терек (Джамбульской области, Казахстан). Дважды лечится в Ташкенте от рака; в день выписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге – будущий «Раковой корпус». В феврале 1956 Солженицын реабилитирован решением Верховного суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героине будущего рассказа «Матренин двор». С 1957 Солженицын в Рязани, преподает в школе. Все это время идет потаенная писательская работа над романом «В круге первом», созревает замысел «Архипелага ГУЛАГ».
13
В 1959 за три недели написан рассказ «Щ- 854 (Один день одного зэка)», который в 1961 через товарища по Марфинской шарашке литературоведа Л. З. Копелева передан в журнал «Новый мир», где, благодаря усилиям А. С. Берзер, с ним знакомится А. Т. Твардовский. Непосредственно у Н. С. Хрущева Твардовский добивается разрешения на публикацию рассказа, получившего название «Один день Ивана Денисовича» («Новый мир», 1962, №11).
В мае 1967 Солженицын в Открытом письме делегатам Четвертого съезда писателей требует отмены цензуры. Работа над «Архипелагом…» (закончена в 1968) и книгой о революции перемежается борьбой с писательским руководством, поиском контактов с Западом (в 1968 «В круге первом» и «Раковый корпус» опубликованы за границей). В ноябре 1969 Солженицын исключен из Союза писателей
Присуждение Нобелевской премии по литературе (1970) и издание редакции «Августа Четырнадцатого» (1971) возбуждает новую волну преследований и клеветы. В сентябре 1973 КГБ захватывает тайник с рукописью «Архипелага.. «, после чего Солженицын дает сигнал о его публикации в «ИМКА – Пресс» (Париж); первый том выходит в свет в конце декабря. 12-13 февраля 1974 Солженицын арестован, лишен гражданства и выслан в ФРГ.
Публикация трехтомного художественно- документального исследования «Архипелаг ГКЛАГ» произвела на российского и мирового читателя не меньшее впечатление, чем «Один день..». Книга не только представляла подробнейшую историю уничтожения народов России, не только свидетельствовала о человеконенавистничестве как всегдашней сути и цели коммунистического режима, но и утверждала христианские идеалы свободы и милосердия, одаривала опытом противостояния злу, сохранения души в царстве «колючей проволоки». Наряду с «Августом Четырнадцатого», главами «Красного колеса» о «вожде мирового пролетариата», объединенными книгой «Ленин в Цюрихе» (1975), «очерками литературной жизни» в СССР «Бодался теленок с дубом» (1975) и публицистикой (в дни ареста в самиздат пошло воззвание «Жить не по лжи!»; вскоре стали известны «Письмо вождям Советского Союза», отправленное в ЦК КПСС в сентябре 1973, и развивающие веховскую традицию (см. Вехи) статьи сборника «Из – под глыб», 1974) . «Архипелаг..» заставил осознать религиозную проблематику всего творчества Солженицына, выявил его стержень – поиск свидетельств о человеке, о его свободе, грехе, возможности возрождения, наконец, показал, что делом Солженицына является борьба за человеческую личность, Россию, свободу, жизнь на Земле, которым угрожает отрицающая Бога и человека, обреченная система лжи и насилия.
14
Недолго прожив в Цюрихе, получив в Стокгольме Нобелевскую премию (декабрь 1975) и совершив поездку в США (апрель 1976; речи перед профсоюзными деятелями в Вашингтоне и Нью – Йорке и на приеме в Сенате), Солженицын с семьей (жена Н. Д. Солженицына, ее мать Е. Ф. Светлова, трое сыновей писателя и сын жены от первого от первого брака) в октябре 1976 переселяются в усадьбу близ города Кавендиш (штат Вермонт).
Основной работой на долгие годы становится эпопея «Красное Колесо. Повествованье в отмеренных сроках». В «Красном колесе» исторические главы, детально рисующие конкретные события и участвующих в них лиц, перемежаются главами романическими, посвященными судьбам персонажей «вымышленных» (как правило, имеющих прототипов).
С 1990 проза Солженицына широко печатается на Родине. 16 августа того же года Указом Президента СССР писателю возвращено гражданство; 18 сентября «Комсомольская правда» и «Литературная газета» публикуют статью «Как нам обустроить Россию?», где Солженицын предупреждает о трудностях при выходе из – под коммунистического гнета.
В 1990 году Солженицыну вернули российское гражданство. 27 мая 1994 года Солженицын возвращается в Россию. Он писал, выступал, говорил – вновь об одном: о том, как нам обустроить Россию. Но те, кто спешил засвидетельствовать ему свое почтение, не хотели слышать его слов. Какое обустройство, какое самоуправление, если надо рвать на части, пилить, делить то, что плохо лежало, набивать карманы и банковские счета, не забывая при этом развлекать народ – чтобы поменьше замечали, как грабят страну…
Солженицын болел давно и тяжело, но до последнего работал – по 7 – 8 часов в день. Делал последние редакции своих романов, статей, рассказов для 30 – томного собрания сочинений.
Солженицын хорошо знал Россию и нас, русский народ. «Россия избрала самый искривленный и самый тяжелый путь расставания с коммунизмом», - его оценка о путях развития страны. И мы должны признать, что эта «кривизна» еще не сброшена. И сколько должно пройти еще со дня смерти Александра Солженицына, чтобы это наследие из живой боли превратилось в страницу бесстрастной истории, не знает, пожалуй, никто. Ясно одно: для приближения этих дней Солженицын сделал больше, чем кто бы то ни было в России.
15
Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года в своем доме в Троице – Лыкове. Президент Медведев прервал свой отпуск, чтобы присутствовать на похоронах. Прах Солженицына был придан земле в некрополе Донского монастыря.
16
3.3. Иосиф Бродский.
Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Стихи начал писать с 16 лет. Именно 1957 годом датировано одно из его знаменитых стихотворений: «Прощай, позабудь, не обессудь…». Анна Ахматова предсказала ему славную судьбу и тяжелую жизнь. В 1964 году заботами бдительной ленинградской общественности против поэта было возбуждено уголовное дело по обвинению в тунеядстве. Его арестовали, судили и приговорили к пятилетней ссылке в Архангельскую область. В 1965 году Бродскому все – таки разрешают вернуться в Ленинград. В 1966 и 1967 годах в Ленинграде опубликованы 4 его поэмы, однако большинство поэтических произведений И. Бродского передавались на Запад, где вышли «Стихотворения и поэмы» (1965), «Остановка в пустыне» (1970).
В 1972 году ему приходится эмигрировать. После Вены и Лондона он переезжает в США. Пишет стихи, прозу, причем на двух языках, преподает в университете. Переводит на русский язык английских поэтов – метафизиков и польского поэта – эмигранта Чеслава Милоша. Становиться одной из центральных фигур сразу в двух культурах – российской и американской. Его интонации оказались заразительными для подавляющего большинства современных русских поэтов, а сборник эссе « Меньше чем единица» был в 1986 году признан лучшей литературно – критической книгой в США.
И. Бродскому присуждается звание профессора в Мичиганском университете, а также в колледже им. Смита, Королевском колледже, Колумбийском университете в Нью – Йорке и Кембриджском университете. В 1978 г. он становится также профессором литературы и почетным доктором Йельского университета. С 1979 г. И. Бродский – член Американской академии искусств и литературы.
Поэзия И. Бродского отличается исключительным мастерством, философской глубиной, яркой иронией и метким остроумием. В духе романтического сарказма он противопоставляет одинокого человека враждебности мира в поэтических сборниках «Остановка в пустыне» (1970), «Часть речи»(1977), «Урания»(1987). Вышли книги «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Римские элегии»(1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Заметки папоротника»(1990), «На околицах Атлантиды»(1992).
В 1987 г. Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью». В 1992 – м ему присвоено звание поэт – лауреат США.
17
И. Бродский умер в США 28 января 1996 г., завещал похоронить его в Венеции.
18
Заключение.
Искусство вообще и литература в частности является достоянием человечества. Выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не основании их политических программ, на земле было бы меньше горя.
Мне думается, что потенциального властителя наших судеб следовало бы спрашивать прежде всего не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому. Хотя бы уже по одному тому, что насущным хлебом литературы является именно противоядием от каких бы то ни было – известных и будущих - попыток тотального , массового подхода к решению проблем человеческого существования. Как система нравственного, по крайней мере, страхования, она куда более эффективна, нежели та или иная система верований или философская доктрина.
Потому что не может быть законов, защищающих нас от самих себя, ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не цензурные ограничения и т.п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация, она платит за это своей историей.
Основной целью моей работы было рассмотреть и попытаться осмыслить: как отображается жизнь России в творчестве русских литераторов – лауреатов Нобелевской премии. В чем же заключается значение этих писателей для русской и мировой литератур? Они показали трагедию 20 столетия через призму человеческих душ, воспроизвели окружающий мир, позволили читателю увидеть, почувствовать его. Работа Нобелевских комитетов идет круглогодично, в ней участвуют интеллектуалы из всех стран мира. Это ориентирует ученых, писателей и общественных деятелей на работу в интересах развития общества, которая предшествует присуждению премий за «вклад в общечеловеческий прогресс». И я уверена, что русские писатели будут активно продолжать этот список Нобелевских лауреатов, ведь великая страна рождает великие таланты.
19
Список литературы.
1. Альфонсов В. «Поэзия Бориса Пастернака». Л., 1990
2. Архангельский А. «И только в том победа». Дружба народов. 1987, №4
3. Баевский В. С. Лирик: Основы поэтической системы. Смоленск, 1993
4. Бахнов Л. В. «С разных точек зрения» М.,1991
5. Борисов В. М. «Творческая мастерская Бунина» Новый мир. 1986 №6
6. Вильмонт Н. Н. «Воспоминания и мысли». М., «Советский писатель», 1989
7. Исупов К. Г. «Русская эстетика истории» Спб., 1992
8. Кожинов В. «Судьба России», М., 1997
9. Кушнер А. «И чем случайней, тем вернее». Аврора, 1990 №2
10.Лакшин В. «Иван Денисович, его друзья и недруги». Новый мир, 1964 №4
11. Лосский Н. О. «Бог и мировое зло». М., 1994
12. Маргвешвилли Т. С. «С бурей и ветром в лад». Единство. 1972, №5
13. Метченко А. «Мудрость художника» М., «Современник» ,1980
14. Михайлов О. «Строгий талант: Иван Бунин.» М., «Современник», 1976
15. Мусский С. А. «100 великих нобелевских лауреатов» М. , «Вече», 2008
16. Озеров Л. «Припомнить жизнь» Советская музыка. 1990, №2
17. Шикман А. Л. «Деятели отечественной истории». Биографический справочник. М., 1997
18. Широкова Л. Н. «Проблема нравственного выбора в рассказах А. И. Солженицына». «Литература в школе», 2008,№2
19. Сайт http://www/repetitor.ru
20. Чалмаев В. «Александр Солженицын. Жизнь и творчество». М., 1994
21. Энциклопедический дневник «Лауреаты Нобелевской премии 1901 – 2001». Киев, 2001
Есть в осени первоначальной...
Как нарисовать китайскую розу
Два Мороза
На берегу Байкала
За еду птицы готовы собирать мусор