Вложение | Размер |
---|---|
ovchinets.docx | 27.83 КБ |
Добротой земля моя прекрасна.
Так давай на долгие века
Сохраним земле ее богатства-
Эти рощи, реки и луга!
Улицы моего села... Широкие и узкие, длинные и короткие. Земля и мостовые, дома помнят события старых времен. Я смотрю на старые дома и задумываюсь о прошлом этих построек, ведь каждая улица носит свое имя, свою историю. В этой строчке мы видим первое упоминание о нашем селе.
Село Овчинец возникло на берегу реки Ипуть при впадении в неё р. Важеребки. Почему же этот угол между речками, так называемую Белую гору, люди избрали для поселения? Это было идеальное место.
Первое — река Ипуть — древний торговым путь, по которому жители Брянского края плавали на к Киеву. Об этом говорит само название реки.
Буква «И» на древнеславянском языке означает местоимение «Вот он». Если у человека спрашивали, например, «Где топор?» Он отвечал «И». Т. е. «вот он». Пробираясь лесными тропами для поездки по реке и выйдя на её берег, люди восклицали: «И путь!», (вот он путь). Таким образом, название реки произошло от слияния местоимения «И» и существительного путь.
Второе — Для поселения люди выбирали такое место, которое можно, было бы легко приспособить для обороны от врагов. Берега Ипути и Важеребки были высокими и крутыми. Если от оврага возле церкви до оврага возле дома Арефина Андрея Петровича прокопать ров, и поставить частокол, то поселение превращается в крепость .Возможно, эта линия и была укреплена рвом или частоколом.
Третье — Люди искали для поселения такое место, где была бы вода, вокруг которого была бы богатая природа, дающая в изобилии продукты питания. В этом отношении Овчинец был идеальным местом.
Если бы мы вышли на Белую гору лет 500 назад и посмотрели на пойму Ипути, то увидели бы совершенно другую картину, чем в настоящее время». На берегах реки росли могучие дубы, кусты смородины и шиповника, перевитые колючей ежевикой. Луг был усеян большими кустами лозы, которая так необходима для плетения корзин, кошелок, рыбных снастей, заборов и стен сараев. Огромные стаи водоплавающей птицы тучами поднимались над водоемами, перемещаясь с одного места на другое. А на горизонте темнели дремучие леса. В реке, заводях и бесчисленных озерах водилось большое количество разнообразной рыбы. Было возле реки и много бобров. От берегов Ипути в сторону Дубровки шли сплошные дремучие леса, в которых росли хвойные и лиственные деревья, орешник, рябина, калина, дикие яблони и груши, всевозможные грибы и ягоды. В дуплах деревьев водились дикие пчелы. Позднее жители начали заниматься бортническим пчеловодством, расширяли дупла, выдалбливали борти — гнезда для пчел. Пчел было так много, что во время цветения трав опасно было ходить босиком по лугам.
Первую улицу поселка жители назвали Ипучанкой. На окраине укрепленного треугольника, там, где дом Арефина А.П., отвели место под кладбище. Рядом с ним поставили гумна.
С каждым годом росло число людей и семей. В укрепленном треугольнике ставить новые избы было негде. Начали селиться за его границами, Устраивая новые улицы. Та улица, которая стала заселяться за гумнами_, вдоль Ипути, получила название Загуменка. Высотки, на которых стоит колхозный двор, были очищены от леса и превращены в пашню. Вдоль Важеребки осталась узкая полоса леса — грива. Здесь тоже начали селиться люди и эта улица получила название Гривковка. Прибывали откуда-то разые люди и начали селиться от Ипути, по другую сторону Важеребки .Эту улицу назвали Кулешовкой. Вероятно, её жители любили и умели приготавливать кулеш — похлебку из муки.
Шли годы, прибывали новые люди и селились дальше этих улиц. По фамилиям и прозвищам этих людей были названы новые улицы: Ивковка, Бурдаковка, Шедьковка, Скрыпковка, Селезневка. Хоронить умерших на старом кладбище не было места. Его перенесли на окраину Загуменки. На старом кладбище сгнили кресты, забыты были имена похороненных. Оно было распахано и заселено. Так рос и расширялся Овчинец. Когда в поселении стало несколько десятков домов, было построено первое общественное здание — церковь. По рассказам стариков, передававшимся из поколения в поколение, первым поселился на Белой горе монах-раскольник. К нему присоединились крестьяне, бежавшие в дремучие леса от своих угнетателей-бояр и литовских феодалов. Одно время Ипуть была условной границей между русскими и польско-литовскими землями. Постепенно население росло и прибавлялось.
Почему же это поселение получило название Овчинец? В те времена за населенным пунктом закреплялось то название, которое характеризовало или окружающую природу (Дубровки, Калинки), или занятие населения (Дегтяревка - гнали деготь, Струженка - строгали клепку. Кошевка- плели кошелки, Дроков - драли лыко).
Жители будущего Овчинца разводили много овец, без овчин и шерсти которых невозможно изготовить зимнюю одежду. Среди них были люди, которые научились хорошо обрабатывать овчины мелом и дубить их дубовой корой. Мела и дубовой коры здесь было много. Шубы, попитые из выделанных овчин, вызывали восхищение у жителей соседних поселений. Они начали приносить сюда на обработку овчины.
Когда же он был основан,0вчинец? Это самый трудный вопрос.
В Генеральной описи Левобережной Украины за 1765-67 годы говорится, что в 1711году в Овчинце « вновь построена церковь святого Дмитрия». Более ранних сведений государственные архивы нам не дали.
Да их и нет, так как первая перепись населенных пунктов в наших местах была проведена только в 1723 году. Нужно обратиться к более ранним архивам — церковным. Ведь самые древние события начали записывать в своих летописях монахи.
Мелешенко И.М., директор школы с 1946 по 1972 год, пишет: «После войны у меня была книга из библиотеки Овчинской церкви, в которой описывались крупные населенные пункты Черниговской епархии. Хорошо помню, на одной из страниц, внизу было напечатано мелким шрифтом примечание, в котором говорилось, что Овчинец основан в 1417 или в 1517году. Эту книгу попросил у меня учитель Нивнянской школы Камлев Алексей, чтобы переписать историю своего села и объявил, что она исчезла во время нападения банды Козина».
В Черниговской епархии было известно, когда в каких селах построены церкви. Вероятно, 1417 год и есть год построения церкви в Овчинце или год, когда в церковных документах был взят на учет Овчинец. Ключом к определению наиболее приближенной даты основания Овчинца является фраза о том, что в 1711 году в нем: «вновь построена церковь святого Дмитрия». Ясно одно, что построена не первая, а может быть вторая, или третья церковь, и что предыдущая церковь уже носила имя святого Дмитрия. Кто такой Дмитрий? Московский князь Дмитрий в 1380 году на Куликовом поле разбил татарскую орду и наша православная церковь возвела его в лик святых. В этой битве участвовал и Брянский полк, в котором, возможно, были и овчинцы. Значит, вскоре после Куликовской битвы в Овчинце была построена церковь. Какая по счету вновь построена церковь — неизвестно. Но церковь в населенном пункте строят тогда, когда в нем больше десятка дворов. Церковь, как холодная постройка, срубленная из дуба или смолистой сосны, может стоять 250-300 лет. Последняя церковь в Овчинце была построена в 1904 году, а старая перевезена в Дубровку и стояла там до 50-х годов нашего века без какого-либо присмотра властей. Вероятно, это та церковь, которая построена в 1711 году, так как нет сведений о том, между 1711 и 1904 годами вновь строилась или перестраивалась церковь в Овчинце.
В 1723 году по распоряжению президента Малороссийской коллегии Вениаминова была проведена перепись населенных пунктов Малороссии. По этой переписи в Овчинце было 40 дворов. По тем временам это был крупный населенный пункт. В то же время в Сураже было 13 дворов, во Влазовичах - 8, в Косичах - 11, Дегтяревке - 13, Нивном - 31, Старом Дрокове - 23, Ляличах - 14, во Мглине - 160 дворов. В дальнейшем Овчинец рос следущим образом: 1781 г.-79 дворов,хат 104. 1817г.- дворов119,1885г.- 124 двора, население 937чел.
Овчинец — историческое село в Суражском районе Брянской области, центр Овчинского сельского поселения. Население — 543 жителя. В селе имеется отделение связи, Основная общеобразовательная школа, Сельский дом культуры.
История школы. В1891 году Овчинский дьяк собрал пять мальчиков богатых крестьян и на частной квартире стал обучать их грамоте. Обучать своих детей захотели и другие жители села. На общем сходе решили своими силами построить школ. Срубили две большие избы , соединили их стенами и получилось здание школы . Классная комната , квартира учителя, а между ними коридор и учительская .
В официальном отчете записано, что школа построена и открыта в 1893 году. В1898 году в Овчинец приехал первый учитель . В 1921 году школу перевели в усадьбу генерала Есимонтовского В., где она находится и поныне.
В 1932 году школа получила статус неполной средней школы . Нынешнее деревянное здание школы , методом народной стройки , построено в 1964 году . Это 7 классных комнат и учительская .
С 1998 года школе передан детский сад. С 1996 года школа отапливается газом. Три выпускника школы стали кандидатами наук.
Директора школы:
1. 1946-1972 гг. Мелешенко Иван Макарович.
2. 1972-1995гг. Белый Александр Григорьевич.
3. 1995- Исаченко Леонид Семенович.
В 1999 году школе присвоен статус Муниципального общеобразо-
вательного учреждения Овчинская основная общеобразовательная школа.
Образовательное учреждение находится на территории Овчинской сельской администрации Суражского района.
Люди здесь поселились с незапамятных времен. О том свидетельствуют археологические находки. Неподалеку от села обнаружены каменные скребки переходного периода от палеолита к неолиту. Один скребок обработан путем скалывания, а острие его отполировано и заточено. Второй отполирован полностью. Найдены также два ручных рубила правильной геометрической формы. Они хорошо обработаны и заточены. Большой интерес вызывают два каменных топора. Один крепился в расколотом конце рукоятки. Во втором просверлено отверстие для рукоятки.
В двух километрах от Овчинца на берегу небольшой речушки Выжеребки есть холм, который местное население называет «городок». Возвышенность имеет форму треугольника и с двух сторон защищена глубоким естественным рвом, а с третьей — искусственным. Совершенно ясно, что это древнее поселение людей, позднее превращенное в укрепленный оборонительный пункт. Учащиеся Суражской средней школы № 1 нашли здесь остатки глиняной посуды, амулеты, обломки орудий труда из кости. «Городок» взят на учет Академией наук СССР. Раскопки в нем могут дать очень интересные результаты.
Особое место в истории села Овчинец занимают события, связанные с борьбой против шведов в XVIII веке. Известно, что войска Карла XII, двигавшиеся в направлении Смоленска, были отброшены русской армией и повернули на юг. Отсюда через Брянск Карл XII решил пробиться к Москве. Шведы переправлялись через реку Ипуть между селами Овчинец и Дроков. Здесь завязались ожесточенные бои. Русским войскам помогало местное население. Дорого обошлось противнику форсирование водной преграды. Он потерял значительную часть своих войск. Многочисленные могильные курганы, разбросанные вокруг Овчинца, долгие годы напоминали о бесславном конце шведских солдат и офицеров.
До наших дней дошел рассказ о местном Сусанине. Имя его, к сожалению, не сохранилось в памяти людей. Но о подвиге этого человека в Овчинце помнят.
...Шведы спешили взять Мглин, но кратчайшего и удобного пути к городу они не знали. Потребовался проводник из местных жителей. Его вскоре нашли. Но русский патриот повел отряд врага не ко Мглину, а в сторону Стародуба. Он знал, что там сосредоточены крупные силы русских войск. Проводник сделал все для того, чтобы поставить отряд противника в самое невыгодное положение и подвести под удар русских. В результате шведы были разгромлены.
Расположенный в восьми километрах от Суража на высоком правом берегу Ипути Овчинец является сейчас одним из живописных сел района.
Неумолимо течет река времен. Исчезают с лица земли маленькие деревушки, и вместе с ними уходят в небытие их имена, унося с собой свою неразгаданную тайну. Я хочу, чтобы мое село было всегда: чтобы в нем рождались новые люди, которые любили бы его, как я, и были бы в нём очень счастливы. А для счастливой жизни в Овчинце есть все необходимое, поэтому здесь живут и работают молодые семьи. Я тоже планирую создать свою семью и жить в родном Овчинце. Мои дети должны увидеть мир таким красивым и чистым, как увидел его я в своём родном селе. Я пишу эту работу, чтобы рассказать всем, что есть на Земле такой прекрасный уголок и как он появился.
Историю своей родины должен знать каждый. А с чего начинается родина? Вот с этих малых и больших деревень, проселочных дорог, речек, озер, родников…
Ласточка
Отчего синичка развеселилась
Можно от Солнца уйти...
Ласточка. Корейская народная сказка
Как я избавился от обидчивости