Работа посвящена творчеству Эдмунда Шклярского,лидера российской рок-группы "Пикник". Основу работы составляет подробный анализ стихотворений, знаковых для творчества Шклярского, который, по мнению автора,
является продолжателем и творческим наследником поэтов-символистов.
Вложение | Размер |
---|---|
rok-poeziya.doc | 123.5 КБ |
Содержание
Содержание……………...………………………………………………………………..……1
1. Введение………………………………………………………………………………..……2
2. Традиции поэзии символизма в творчестве Эдмунда Шклярского………….…...…3-19
2.1. Биография Э. Шклярского……………………………….……………………….…..3-5
2.2. Особенности поэзии символизма…………………………………………………...…6
2.3. Анализ стихотворений Э. Шклярского………………………………………….…6-18
2.4. Лирический герой поэзии Э. Шклярского…………………………………….....18-19
3. Заключение…………………………………………………………………………….……20
4. Список использованной литературы………………………………………………….…..21
Введение
Обожаю "Пикник".Интересно, а
Шклярского проверяли на
принадлежность к Иным? Стоило
бы...А может, и не надо.. Лучше
пусть поет.
С.Лукьяненко
"Ночной Дозор"
Среди рок-поэтов, начавших свой путь в 70-80-х гг., Шклярский был и остается белой вороной. Его песни никогда не носили бытовой, злободневный или агитационный характер, столь характерный для вышедшего из андеграунда русского рока. В то время, когда поколение перестройки превратило рок-музыку в орудие борьбы против советского режима, Шклярский писал абстрактно-экзотические песни. Возможно, именно поэтому его песни не принесли "Пикнику" громкой скандальной славы, однако Э.Шклярский стал одним из лучших рок-поэтов России, сумев продолжить традиции поэтов-символистов.
Известный российский писатель-фантаст Сергей Лукьяненко при создании своей знаменитой и нашумешей в последние годы серии романов о Дозорах по каким-то своим соображениям включил в них большие отрывки из песен Э.Шклярского. .Я прочитал эти романы и должен признать, что их литературная ценность весьма и весьма сомнительна, однако меня в высшей степени заинтриговали стихотворения, поскольку они были крайне сложны для понимания. Так произошло мое знакомство с поэзией Эдмунда Шклярского. Познакомившись с творчеством Шклярского., я нашел в нем очень глубокого и самобытного поэта. Кроме того, я отметил несомненное сходство между его стихотворениями и стихотворениями поэтов-символистов начала 20-го века.
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить особенности поэзии Эдмунда Шклярского и доказать, что он является продолжателем и творческим наследником поэтов-символистов.
Цель определяет следующие задачи:
- изучить биографию Э. Шклярского и этапы его творчества;
- проанализировать знаковые для творчества Э. Шклярского стихотворения;
- определить особенности лирического героя поэзии Э. Шклярского.
Биогрфия Эдмунда Шклярского
(Группа "Пикник")
Эдмунд Мечиславович Шклярский, поэт, музыкант и "духовный лидер" рок-группы "Пикник",родился 26 октября 1955 года в Ленинграде. Его мать Ирина Сергеевна была преподавателем ленинградской консерватории по курсу фортепьяно (очевидно, это она повлияла на жизненный выбор сына).Его отец, Мечислав Феликсович Шклярский, горный инженер и лауреат государственной премии СССР, был выходцем из Польши, отчего Эдмунд хорошо знал язык отца и даже писал на нем свои первые песни. Уже с 8 лет Шклярский владел гитарой и быстро увлекся рок-н-ролом, слушая "Битлз" и некоторые советские шлягеры (вроде "Королевы Красоты"). Он выучился в музыкальной школе по классу фортепьяно. Свое первое стихотворение Шклярский написал в 7-ом классе, оно называлось "Великан", в нем говорилось о любви, но само это слово не называлось. Позднее оно было положено автором на музыку и включено в репертуар группы "Пикник".
Осенью 1972 года ставший уже профессиональным музыкантом Шклярский несколько недель репетировал с Борисом Гребенщиковым, будущей легендой русского рока. Однако вскоре стало ясно, что двум талантливым и амбициозным музыкантам вместе не ужиться. Годом позже Шклярский поступил в Ленинградский политехнический институт, примечательный тем, что в нем всегда были сильны традиции студенческой самодеятельности, а к тому времени царило повальное увлечение роком. Там в октябре 1973 года Эдмунд Мечиславович Шклярский организовал свою первую рок-группу "Удивление". Следующей весной "Удивление" приняло участие в 3-ем фестивале студенческих групп "Весна в ЛПИ", где группа получила особую премию жюри за песню Шклярского "Дилижанс".Уже тогда вопреки моде, предписывающей играть англоязычные стандарты, он начал сочинять песни на русском языке. После института студенческое "Удивление" сразу распалось, Эдмунд же, получивший диплом инженера-строителя АЭС, стал работать в институте имени Ползунова. Работа по специальности не помешала его музыкальным увлечениям, и он становится певцом и пианистом другой студенческой группы "Орион", которая играла главным образом в сельских клубах Ленинградской области. Альянс оказался не особо прочным и распался осенью того же года. В начале 1978 года Эдмунд Шклярский попытался объединить свои усилия с другим музыкантом Виктором Сологубом (будущим основателем "Странных Игр"), однако их довольно любопытные музыкальные опыты не вышли за рамки репетиций.
Весной 1981 Шклярский вошел в ленинградский рок-клуб в качестве участника группы "Лабиринт", организованной гитаристом Александром Савельевым (Савой). В сентябре того же года Эдмунд Мечиславович Шклярский получил приглашение от Евгения Волошина (Жана), с которым Шклярский ранее играл в студенческих коллективах, на вакантное место гитариста в группу "Пикник", существовавшую уже год. Шклярский принял предложение и пришел не один, а вместе с Александром Савельевым (гитара) и Али Бахтияном (ударные), последний стал впоследствии директором группы. С этого момента, по выражению Софьи Соколовой, журналистки музыкального журнала "Звуки.RU", "вселенная группы "Пикник" стала вращаться вокруг персоны Эдмунда Шклярского".
В новом составе группа записывает свой первый магнитный альбом "Дым", где Шклярский являлся автором 6 песен из 8. В 1983 году группа вместе с "Аквариумом","Зоопарком" и "Россиянами" становится лауреатом первого фестиваля ленинградского рок-клуба. С 1984 года"Пикник" - профессиональный коллектив Ленконцерта; записывается альбом "Танец Волка". Парадоксально, но в этом же году группа подвергается нападкам со стороны партийно-комсомольской прессы (на страницах "Комсомольской Правды" выходит ряд статей, одна из которых называлась "Деньги за пустой звук"). В 1985 году "Пикник" попадает в "черновые списки" групп, официально запрещенных к тиражированию через студии звукозаписи. Однако это не помешало музыкантам развивать свое творчество.
В 1985 Шклярский провел один из своих первых экспериментов: при записи песни "Праздник" для корректировки звука используется компьютер (позднее он не раз прибегал к этой практике и отказался от нее лишь в начале 90-х годов, поняв, что злоупотребление компьютерной графикой может привести к отходу от традиций рок-музыки). В 1987 году был снят первый видеоклип группы на песню "Иероглиф", бывшей главной в альбоме, вышедшем годом раньше на виниловом диске фирмы "Мелодия".
Уже с 1985 года "Пикник" ведет активную гастрольную деятельность и к 2006 году дает около 930 концертов (это очень много по меркам отечественной рок-сцены; больше только у таких титанов, как "Аквариум" и "Наутилус Помпилиус"). В 1989 году выходит альбом "Родом Ниоткуда", в 1991 - "Харакири", в 1994 - "Немного Огня", в 1997 - "Вампирские песни" и т.д. Всего под руководством Шклярского было создано 17 альбомов к 2006 году. Состав "Пикника" часто менялся, он пересекался с более известными группами.
В 1994 году в авиакатастрофе погибает Али Бахтияр, друг Эдмунда. После выхода альбома "Египтянин"(2001) "Пикник получает звание "Легенда Русского Рока", что вызвало некоторое удивление участников "Пикника".
Вряд ли во всей рок-н-рольной истории найдется другая страна, где к рок-музыке слушатель предъявлял бы столь высокие требования. Для русского слушателя является главным, чтобы интонации певца, оформление альбомов и сцены соответствовали бы содержанию песен и музыки. Шклярский отлично понимает это, и под его руководством группа "Пикник" стала одной из самых экстравагантных и эпатажных рок-групп на отечественной сцене. Эдмунд Шклярский утверждает, что самое главное для музыканта - это создать некую незримую нить между собой и слушателем. "Если мы будем делать то, что обманывает наших слушателей, - утверждает Шклярский, - нить прервется». Именно поэтому в любом концертном зале он пытается создать такую обстановку, которая соответствовала бы содержанию его песен. Музыка сопровождается театрализованным представлениями и пиротехническим шоу. Концерт "Пикника" - это целая мистерия. Кроме того, Эдмунд Мечиславович продолжает свои музыкальные опыты с целью усложнения рок-музыки, вводя в нее новые инструменты (пианино и скрипку). Для записи альбома "Говорит и показывает", была приглашена скрипачка Ирина Сорокина.
В настоящее время Эдмунд Шклярский живет и работает в Санкт-Петербурге.
Особенности поэзии символизма
Символисты, также называвшие себя неоромантиками, представляли собой одно из трех важнейших течений искусства Серебряного века. Их философия и эстетика сформировались под влиянием различных философских систем: от Платона до Ницше и Соловьева. Творчество, в их понимании, - это подсознательно-интуитивное восприятие тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Идее познания мира они противопоставляли идею конструирования мира в процессе творчества. Рационально передать созерцаемые смыслы невозможно.
Поэты-символисты отрицали прямое значение слов и фраз, заменяя их переносными, отчего их стихи можно было интерпретировать по-разному (в зависимости от восприятия читателя), причем сами они приветствовали это и утверждали, что чем больше толкований, тем лучше! Поэзия символистов, по словам их крупнейшего теоретика Вячеслава Иванова, есть "тайнопись неизреченного".
Поэзия Шклярского очень близка эстетике символизма.
Анализ стихотворений Э. Шклярского
Анализ стихотворения "Серебра!!!"
Песня была написана под впечатлением, оставленным произведением В.Гюго "Собор Парижской Богоматери". Само название "Серебра" появилось после просмотра фильма, снятого по этой книге, но с существенным изменением сюжета : в конце фильма героя пытают , заливая ему в глотку кипящее серебро. Шклярского чрезвычайно заинтересовал образ Квазимодо. Сам поэт так говорил о нем : "...Квазимодо не похож на обычных людей. Он, физический урод, вызывает у других чувство превосходства. Но он по определению не похож на них! В этом – его превосходство над одинаковыми другими. А нет ничего обиднее, чем быть одинаковым. Например, когда болит зуб, это неприятно. Но этот зуб хочется трогать языком. Так вот, Квазимодо обладает избранностью. Заметность, очевидность уродства заставляет его преодолевать свой путь. Да, ему сложнее достичь чего-то. Но он обречен быть героем. Обречен быть героем с самого рождения! ..."
Наиболее ярко такой лирический герой поэзии Э. Шклярского показан в песне "Серебра!!!". В этом стихотворении Шклярсктй ярко проявил себя как поэт-символист начала 21-го века.
Серебра !!!
Да ему ли так жить - только дергаться
Да химер сторожить не меняя лица
Да оттачивать вдох, зная шаг наперед
Квазимодо-урод, Квазимодо-урод!...
Или ты или я, уж такая Игра
Или свет или звук, или звук или яд
Поднимите им веки, пусть видят они
Как бывает, когда слишком много в крови
Серебра!!!...
Если мимо пройдет, говори - повезло
Сеять хаос и дрожь - вот его ремесло
Или сетью слов передергивать рот
Квазимодо-урод, Квазимодо-урод!...
А пока его крик режет тень-тишину
Да пока не охрип, разгоняя волну
Поднимите им веки, пусть видят они
Как бывает, когда слишком много в крови
Серебра!!!...
Это те же костры, только меньше огня
Это те же глаза, только молятся пням
Это те же слова, только наоборот
Квазимодо-урод, Квазимодо-урод
Или ты или я, уж такая Игра
Или свет или звук, или звук или яд
Поднимите им веки, пусть видят они
Как бывает, когда слишком много в крови
Серебра!!!...
Для того чтобы понять смысл этого стихотворения, необходимо произвести его построфный разбор.
1-я строфа.
В 1 строфе указывается , что толпа отвела Квазимодо строго определенное место в жизни, поскольку презирает его и не воспринимает как равного (анафора "да" подчеркивает особую жестокость, с которой герою указали его место). Фраза "химер сторожить" указывает на то , что Квазимодо звонарь в Соборе. Химера (в стихотворении) - это христианская церковь, с ее стремлением разделить Мир на Добро и Зло. Она преемлет лишь один взгляд на вещи и объявляет Злом все, что не вписывается в рамки ее догматической морали ("Кто не с нами ,тот против нас"). Церковь создала Инквизицию, подавляющую любое инакомыслие. Ее цель - сделать людей одинаковыми, и поэтому Квазимодо невольно противостоит ей.
2-я строфа.
"Или ты или я , уж такая Игра". Поэт противопоставляет два мира : "твой" ("ты"-метонимия, которая подразумевает обывательский мир "нормальных" людей) и "мой" мир инакомыслящих и инакочувствующих. Твой мир - это мир "света", который здесь подразумевает видимость и ложь (зрение часто обманывает человека). "Звук" - это некая высшая реальность, мир фантазии , грез и музыки ( нельзя забывать , что сам Шклярский - музыкант). Он сложнее и красочнее мира "Света", вход в него - удел избранных.
"Или свет или звук , или звук или яд". Поэт готов скорее умереть , чем отказаться от этого мира.
Следующая строка ("Поднимите им веки , пусть видят они, как бывает , когда слишком много в крови… Серебра!!!...") является лейтмотивом песни. Поэт призывает мир людей отказаться от вечной слепоты и обратить внимание на таких, как Квазимодо.
3-я строфа.
Поэт говорит о сомнительном счастье человека, которого обошла судьба Квазимодо. Однако сам факт, что герой столь отличен от других, уже делает его злом для мира, где правит Инквизиция. ("Сеять хаос и дрожь - вот его ремесло"). Герой пытается что-то сказать другим людям, но ему не дают, и его уста лишь судорожно передергиваются.
4-я строфа.
Поэт призывает поскорей обратить внимание на людей, подобных Квазимодо, пока они "не охрипли" и еще сопротивляются этому миру.
5-я строфа.
Здесь содержится намек на то , что для героя такая жизнь не менее страшна ,чем костры Инквизиции ( "те же костры, только меньше огня"). Поэт говорит о том ,что то ,чему поклоняется мир людей, бессмысленно ("Это те же глаза, только молятся пням"), и утверждает , что этот мир, как бы он ни изменялся ,каким бы ни молился богам ,остается тем же ("те же слова, только наоборот").
Анализ стихотворения «Инквизитор»
Стихотворение близко по теме к стихотворению "Серебра!!!". Они объединены одним лирическим героем, общей темой и моралью. Однако если в "Серебра!!!" обыгрывается конфликт "личность-общество", то в "Инквизиторе" его можно обозначить как "личность - государство".
Инквизитор
Нет и нет, мне не до смеха,
Нет окна и дверь размыта,
Ведь пытать меня приехал
Сам великий инквизитор.
Инквизитор наседает,
Подбирает инструмент.
"Ты скажи мне все что знаешь,
Полегчает и тебе."
Он наверное хочет меня открыть
Как простой чемодан, он знает одно,
Даже в самом пустом из самых пустых
Есть двойное дно, есть двойное дно.
Если б были еще силы,
Я б сказал ему: "Мой милый,
Я не знаю кто я, где я,
Что за силы правят миром.
И мои опутал ноги
Длинных улиц лабиринт."
Инквизитор мне не верит,
Заворачивает винт.
Он наверное хочет меня открыть
Как простой чемодан, он знает одно,
Даже в самом пустом из самых пустых
Есть двойное дно, есть двойное дно.
Видно был я здесь не первый
Окружен такой любовью,
И во всех углах таились
Призраки средневековья.
Тени в черных капюшонах
Выползают из щелей,
Наблюдают напряженно
За добычею своей.
Они все захотели меня открыть,
Как простой чемодан, они знают одно,
Даже в самом пустом из самых пустых
Есть двойное дно, есть двойное дно.
1-я строфа.
Герой загнан и обречен. Ему некуда бежать, выход ему неизвестен ("дверь размыта"). И в этот момент является Инквизитор , который , возможно, и загнал его в угол.
2-я строфа.
Инквизитор хочет убедить героя ,что все происходящее сотворено для блага самого лирического героя, инквизитор обещает ему смягчение участи (возможно, наказания) в том случае, если пленник расскажет ему какую-то тайну.
3-я строфа.
В любом человеке, даже самом , казалось бы, ничтожном, есть "двойное дно" ,то есть какая-то тайна. Однако Инквизитор не приемлет этих тайн, он желает до конца понять человеческую природу, понять лишь для того, чтобы было легче управлять людьми. Он не понимает идеалы, которым служит герой, не понимает его жизненные принципы, желания и стремления. Поэтому сам стремится узнать это, чтобы ничто не осталось для него непонятым.
4-я и 5-я строфа.
Герой пытается убедить Инквизитора, что ничего не скрывает от него, что они находятся в равных условиях, что он и сам запутался в хитросплетениях этого мира и не понимает, что за силы правят в этом мире. Однако Инквизитор не верит ему, он по-прежнему убежден , что, если человек ему непонятен, значит что-то скрывает, что-то ,что можно узнать (это указывает на некоторую ограниченность самого Инквизитора, на его неспособность понять героя). Фразу "заворачивает винт" можно понимать двояко: винт - это просто орудие пытки, винт - составляющая идеи, согласно которой человек является "всего лишь винтиком в государственной машине". Получается, что работа Инквизитора -это и есть "завинчивание", то есть укрепление государства путем уничтожения инакомыслящих.
7-я и 8-я строфа.
Герой с ужасом наблюдает за целым орденом Инквизиторов, являющих собой страшные тени минувшей эпохи, в которой они имели наибольшую власть. Они уверены в том, что их дело - это проявление любви по отношению к людям, над которыми они властвуют, что жестокая тирания необходима. И ,словно ядовитые змеи, они выползают из всех щелей, чтобы замучить свою жертву, обречь на смерть, лишь бы узнать ,что же все-таки от них скрывают...
Итак, образ Великого Инквизитора - это обобщенный образ государственной машины , ставящей своей целью обезличивание и подавление человеческой личности во имя фальшивых идеалов "общего блага" (здесь можно провести параллель с Благодетелем и его Машиной из романа Е.И.Замятина "Мы").
Анализ стихотворения «Египтянин»
"Египтянин" является одной из наиболее известных песен группы "Пикник". В разных вариантах звучания она вошла в два альбома. Сам Шклярский, очевидно, считает эту песню знаковой для "Пикника", поскольку назвал ее именем оба альбома и создал специально для нее особый музыкальный инструмент ("новоегипетский инструмент").
Египтянин
Чему вовсе не быть,
Так того не сгубить,
А чего не сгубить,
Тому нету конца на Земле.
Тонких улиц иглу
Пальцем переломлю.
Будь свободна душа,
Но меня не лишай
Легких крыльев,
Ведь кажется мне:
Будто я египтянин,
И со мною и Солнце и зной,
И царапает небо когтями
Легкий Сфинкс, что стоит за спиной.
Будто я...
Будто я...
Тот терял, ты найдешь,
Тот молчал, ты поешь,
Тот задумал такое,
Так не будет покоя
Уже никогда.
А мечта не нова,
Чтоб до неба трава.
Будь свободна душа,
Но меня не лишай
Легких крыльев,
Ведь кажется мне,
Будто я египтянин,
И со мною и Солнце и зной,
И царапает небо когтями
Легкий Сфинкс, что стоит за спиной.
Будто я...
Будто я...
Чему вовсе не быть...
Чему вовсе не быть...
1-я строфа.
Мечты и грезы, составляющие внутренний мир героя, возможно, неосуществимы, однако вместе с тем никакая злая воля не способна их разрушить. Они возвышают своего создателя над миром и делают его бессмертным.
2-я строфа.
"Тонких улиц иглу" - метафора, которая олицетворяет враждебную действительность, бытность мегаполисов, которая словно бы вторгается в душу человека, одурманивает его, показывая мир в неверном свете, сковывает душу рабством повседневности. Герой избавляет себя от этого, он противостоит этой среде. Его душа воспаряет над миром, однако есть какой-то предел свободы, предел, за которым начинается зло, способное вновь закабалить его душу.
3-я строфа.
Образ Египтянина - это образ человека, сумевшего прикоснуться к Запредельному, познавшего сверхъестественные силы, правящие в этом мире, и частично подчинившего их себе. Египтянин - это человек, переставший быть всего лишь одним из обитателей этого мира, но ставший его Владыкой, живущим в гармонии с ним.
4-я строфа.
Герой песни, живущий в своем одухотворенном мире, противопоставляется сугубо практичному человеку, обывателю. Склонный лишь к практически полезной деятельности ,тот не стремится к духовному совершенствованию, поэтому не может достичь подлинной свободы и обречен заниматься совершенно бессмысленными для Вечности делами, вкладывая в это все свое существо.
5-я строфа.
Можно сказать, что все стихотворение построено на антитезе: мир духовного противопоставляется миру обыденного, мир человеческой обыденности ("тонких улиц игла") - миру первозданных сил природы ( "А мечта не нова, чтоб до неба трава...").
Итак, "Египтянин - это песня о духовно свободном человеке, который способен воспарить над обыденностью. Его мир - это мир светлых грез и мечтаний, духовной гармонии и первозданной природы, которую поэт противопоставляет враждебной среде, созданной человеком.
Анализ стихотворения «Искушение»
Песня "Искушение" - это одна из многих песен, где раскрываются мистические настроения Эдмунда Шклярского. Эта песня описывает состояние человека, который попытался с помощью какого-то ритуала войти в контакт с миром Сверхъестесственного. Подобно произведениям Ф.Г.Лавкрафта эта песня рассказывает об ужасе, пережитом человеком. Однако "Искушение" - это метафора, олицетворение борьбы человека со скрытым внутри него самого злом.
Искушение
Оттого ли бледен
Оттого ль знобит
Не иначе снова
Клялся на крови
Или вдруг коснулся запредельного
Хайо, хайо
Изнутри сгорая
Хоть глоток отпить
И того не зная
За черту ступить
Слаще искушения нету ничего
Хайо, хайо
Кто там тихо стонет
Как в свинцовых снах
Засмотрелся - тонет
Тонет в зеркалах
Тянет, тянет руки и к себе зовет
Хайо, хайо
Клятвы и угрозы
Но тому не быть
Ведь еще не поздно
Зеркало разбить
И садится утро на плечо твое
Хайо, хайо
Сюжет этой песни рассказывает о происходящими с лирическим героем событиями. Вначале мы видим его, когда уже все произошло, бледного, измученного, больного, но сумевшего прикоснуться к запредельному. Затем мы видим его, мучимого жаждой познания, одержимого желанием узнать о недоступных человеку мирах. Для этого он пошел на риск: провел оккультный ритуал, ставящий своей целью призвать потусторонние силы (очевидно, частью этого ритуала являлось зеркало). И вот этот человек один в комнате, которую заполняет ночной мрак , пожирает глазами поверхность зеркала, отражающего лишь его лицо и темноту помещения. Уже отчаявшийся и убежденный в недейственности этого ритуала, герой шепчет положенные слова и вдруг...понимает, что удалось докричаться до неизведанного... Поверхность зеркала становится бездонной, и в самом зеркале появляется страшная тень какого-то адского существа, которое...взывает к человеку, требует, приказывает подчиниться... и идти в другой мир...Объятый нечеловеческим ужасом, герой уже почти подчинился, однако в последний момент сознание возвращается к нему, и он делает единственное, что может: разбивает зеркало...
... И вот этот человек смотрит на осколки зеркала, разбросанные по столу и полу комнаты, уже не освещенной бледными лучами восходящего солнца... Розовый свет ложится на его плечи...
Именно такую картину можно увидеть, если анализировать стихотворение ассоциативно.
Анализ стихотворения «Глаза очерчены углем»
У Э. Шклярского не так много стихотворений, которые можно было бы отнести к любовной лирике. Песня "Глаза очерчены углем" относится к таким стихотворениям. Однако тема любви в этом тексте имеет особую специфику: любовь представлена в нем как нечто таинственное, сверхъестественное, непостижимое… Глаза очерчены углем
Глаза очерчены углем
И капли ртути возле рта
Побудь натянутой струной
В моих танцующих руках
Каких бы слов не говорил
Такие тайны за тобой
Что все заклятия мои
Тебя обходят стороной
Открыта дверь тебе, я жду,
В одну из пепельных ночей
И твои руки обовьет
Змея железных обручей.
Один лишь шаг до высоты,
Ничуть не дальше до греха,
Не потому ли в этот миг
Ты настороженно тиха.
Глаза очерчены углем,
А ты не выпита до дна,
И этой прихотью одной,
Душа беспечная больна.
И я надеюсь, этот мир
Не утолит тебя ничем
И на руках твоих уснет
Змея железных обручей.
1-я строфа.
Возлюбленная лирического героя таинственна и загадочна, как сама ночь. Он пытается проникнуть за завесу тайны, познать ее. Для лирического героя любовь к этой женщине - это попытка познать нечто неизведанное, скрытое в ее душе (поэт даже сравнивает женщину со струной неведомого музыкального инструмента), но эта любовь рано или поздно погубит его. Герой видит, какой яд ("и капли ртути возле рта") скрывает его возлюбленная, однако готов рискнуть, ибо такой шанс выпадает раз в жизни (и далеко не каждому!).
2-я строфа.
"Открыта дверь тебе" - метафора, означающая, что лирический герой готов открыться любимой женщине всей душой. Она приходит к нему лишь ночью, что роднит ее с сверхъестественными существами, живущими лишь при свете луны. "Змея железных обручей" - это его объятья. Опять герой указывает на бездонную черноту, скрываемую в душе возлюбленной, познание которой, подобно изучению Черной Магии, может вознести и погубить одновременно.
3-я строфа.
Познание тайны стало для лирического героя смыслом жизни, навязчивой идеей ("И этой прихотью одной, душа беспечная больна".) Он желает лишь одного: чтобы этот мир не смог разрушить тайну, подчинив себе его возлюбленную, разрушив ее очарование.
Итак, любовь лирического героя - это состояние, близкое к психическому заболеванию, одержимости. Однако для героя она является шансом прикоснуться к чему-то по-настоящему высокому, шагнуть за грань повседневности.
Лирический герой поэзии Э. Шклярского
В своих стихотворениях Эдмунд Мечиславович Шклярский создал особый тип лирического героя. Песни Шклярского повествуют о человеке, преодолевающем свой путь. Эдмунд Мечиславович изображает человека, не просто идущего своим путем, а именно того, кто идет своим путем, несмотря ни на какие трудности. Этот путь связан с преодолением преград, трудностей. Состояние этого человека, то, к чему придет лирический герой в итоге, интересует поэта. Лирический персонаж Шклярского - это человек с героической судьбой, т.е. человек, в критической ситуации делающий выбор не в пользу себя, а в пользу идеала, которому он служит. При этом совсем необязательно он должен быть очень яркой, выдающейся личностью (человек, ведущий тихую и малозаметную жизнь, может преодолевать трудности, немыслимые для обывателя). Его герой - это личность, волей судьбы брошенная в мир, где правит зло. Главная черта его героя - непохожесть на других. Эта непохожесть выражается в способности по-иному воспринимать окружающий мир, видеть в нем проявления высшей реальности, скрытые знаки и смыслы. Окружающая действительность становится для героя враждебной средой, поскольку его, как и любого инакомыслящего, стремятся подчинить либо уничтожить правящие в этом мире Силы. Это зло имеет множество лиц: это и государственная машина, подавляющая человека ("Инквизитор"), и церковь, ведущая беспощадную войну с инакомыслящими ("Серебра!!!"), и образ мрачного города-чудовища, пожирающего души людей ("Здесь под желтым солнцем ламп", "Когда призрачный свет") и многие другие.
Люди (для этих сил) - марионетки, поэтому они стремятся превратить всех в толпу, стадо, где нет и не может быть непохожих. Эту толпу они также стремятся превратить в оружие против людей, подобных лирическому герою. Единственная цель этих сил - власть над миром. Лирический герой одним лишь фактом своего существования становится для них непереносимым злом. Однако он не желает никому зла, не стремится навязать кому-либо свои взгляды и готов принять жизненный выбор любого человека.
В нескольких песнях "Пикника" встречается образ Вампира. Сам Шклярский относится к нему, как к романтическому образу. Вампир у него - это не кровожадное чудовище, персонаж страшных народных сказок, а какое-то существо, живущее в параллельном мире по своим законам, может быть, не вписывающимся в общепринятые, это существо со своими сердечными переживаниями, страстями и романтическими стремлениями. Возникновение этого образа связано с одним из впечатлений автора: просмотром старого, еще черно-белого фильма "Граф Дракула", где недостаток спецэффектов, кровавых сцен, которыми так злоупотребляет современный кинематограф, компенсировался игрой актеров, сумевших создать, по выражению Шклярского, "эстетику полунамеков", близкую символизму.
Заключение
Мир творчества Э. Шклярского невероятно сложен, многолик, интересен, оттого понимание подобной поэзии крайне затруднено. Образы и картины, возникающие в поэзии Шклярского, настолько велики, масштабны, что часто бывает тяжело подобрать слова, чтобы выразить идею произведения.
Поэзия Шклярского наиболее близка по своему содержанию поэзии символистов. Смысл многих его песен постигается часто на уровне подсознания, образы в них наслаиваются, как бусинки, на лейтмотив, образуя причудливую мозаику смыслов. Его песни, несмотря на то что они вроде бы лишены предметности, оставляют широкий простор для личных ассоциаций и переживаний слушателя. В его стихотворениях нет последовательности событий, сюжет статичен. Поэт словно бы пытается запечатлеть один миг, словно хочет нарисовать картину и показать душевное состояние лирического героя именно в это мгновение.
Наиболее часто в его стихотворениях повторяются черный, белый и серебряный цвета : это цвета ночи. Ведь цель Шклярского - показать мир в особом, мистическом виде. Вообще мистика, восточная и западная, оккультизм свойственны стихотворениям этого рок-поэта. Через взаимодействие героя с потусторонними силами Шклярский пытается раскрыть глубину человеческой души, ее способность познавать тайны окружающего мира.
Как и у любого поэта-символиста, смысл и сюжет стихотворений Эдмунда Мечиславовича Шклярского постигается на ассоциативном, подсознательном уровне, поэтому зачастую одно стихотворение может иметь несколько интерпретаций в зависимости от образа мысли слушателя или читателя. Поэтому нельзя утверждать, что представленный анализ можно назвать единственно верным. У любого читателя всегда есть возможность додумать, домыслить, дорисовать, что, безусловно, роднит творчество поэтов-символистов Серебряного века и Эдмунда Шклярского.
Список использованной литературы
1. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистиеский анализ текста – М., 1989.
2. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистические и методические аспекты. – М., 1981.
3. Лисоченко Л.В. Лингвистический анализ художественного текста. – Таганрог , 1997.
4. А.Соя, И.Гудков, А.Рухлова, И.Цуладзе. Поэты русского Рока. – М., 2004.
5. Гаспаров М.Л., Русские стихи 1890-х – 1925-го гг. в комментариях. – М., 1984.
6. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века: Очерки. – Л., 1986
7. Русская литература Серебряного века / Под ред. В.В.Агеносова. – М., 1997.
8. Официальный сайт группы «Пикник» (http: //www.piknik.info.news).
9. Новая азбука (http://hewaz.kulichki.ru/).
10. Неофициальный сайт группы «Пикник» (http://pikniks.narod/ru/c/isc/2003.htm).
Ералаш
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Неньютоновская жидкость
Агния Барто. Сережа учит уроки
Н. Гумилёв. Жираф