Тема научной работы «Дома музеи Л.Н.Толстого» актуальна. Она представляется актуальной одновременно для исторической науки, культурологии, музеологии, усадьбоведения, литературоведения (толстоведения), а также практической деятельности «Музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и других профильных музеев, наконец, общественности.
Вложение | Размер |
---|---|
doma-muzei_l.n.tolstogo.docx | 43.08 КБ |
Управление образования Исполнительного комитета
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
МБОУ «Уруссинская гимназия» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Дома-музеи Льва Николаевича Толстого.
Руководитель: Зиннатуллина Рамиля Халимовна,
учитель русского языка и литературы первой
квалификационной категории
Учащийся: Галимова Регина Ринатовна.
2013
СОДЕРЖАНИЕ
3.Раздел II. Дома-музеи Л.Н.Толстого.
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Дома-музеи Л.Н.Толстого» неоднократно привлекала к себе внимание. Тем не менее, я считаю необходимым обратиться к этой теме снова.
Тема: «Дома-музеи Л.Н.Толстого».
Актуальность: Тема научной работы «Дома музеи Л.Н.Толстого» актуальна. Она представляется актуальной одновременно для исторической науки, культурологии, музеологии, усадьбоведения, литературоведения (толстоведения), а также практической деятельности «Музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и других профильных музеев, наконец, общественности
Цель работы – Познакомиться с домами-музеями Л.Н.Толстого.
3
РАЗДЕЛ I
Происхождение Льва Николаевича Толстого.
«Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. И в уединении обдумывай то, что ты узнал из общения с людьми»
изображённую в «Войне и мире» княжну Марью, владела
Происходил из дворянского рода, известного, по легендарным источникам с 1351 года. Его предок по отцовской линии, граф Пётр Андреевич Толстой, известен своей ролью в следствии над царевичем Алексеем Петровичем, за что был поставлен во главе Тайной канцелярии. Черты правнука Петра Андреевича, Ильи Андреевича, даны в «Войне и мире» добродушному, непрактичному, старому графу Ростову. Сын Ильи Андреевича Николай Ильич Толстой (1794-1897), был отцом Льва Николаевича. Некоторыми свойствами характера и фактами биографии он был похож на отца Николеньки в «Детстве» и «Отрочестве» и отчасти на Николая Ростова в «Войне и Мире». Однако в реальной жизни Николай Ильич отличался от Николая Ростова не только хорошим образованием, но и убеждениями, которые не позволяли служить при Николае. Участник заграничного похода русской армии, в том числе участвовал в «битве народов» у Лейпцига и попробовал в плену у французов, после заключения мира вышел в отставку в чине подполковника Павлогорадского гусарского полка. Вскоре после отставки вынужден был пойти на чиновничью службу, чтобы не оказаться в долговой тюрьме из-за долгов отца, казанского губернатора, умершего под следствием за служебные злоупотребления.
4
Отрицательный пример отца помог выработать Николаю Ильичу свой жизненный идеал - частная независимая жизнь с семейными радостями. Чтобы привести свои расстроенные дела в порядок, Николай Ильич, как и Николай Ростов, женился на уже не очень молодой княжне, из рода Волконских;
Брак был счастливый. У них было четыре сына: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и дочь Марья.
Дед Толстого по матери, екатерининский генерал, Николай Сергеевич Волконский, имел некоторое сходство с суровым ригористом- старым князем Болконским в «Войне и Мире». Мать Льва Николаевича, похожа в некоторых отношениях на изображенную в «Войне и Мире» княжну Марью, владела замечательным даром рассказа.
Кроме Волконских, Л.Н.Толстой состоял в близком родстве с некоторыми другими аристократическими родами: князьями Горчаковыми, Трубецкими и другими.
5
РАЗДЕЛ II
Дома-музеи Л.Н.Толстого.
«Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними»
Л.Н.Толстой.
Глава 1. Дом-музей в Ясной Поляне.
Вступление:
Ясная Поляна! Как много говорит это название сердцу каждого русского человека, и
как близко оно людям всего мира!
Ясная поляна- место жизни, творчества и деятельности гениального писателя Льва Николаевича Толстого. Здесь он родился 28 августа 1828 года и прожил большую часть своей жизни. В Ясной Поляне Толстым были задуманы и написаны многие из его бессмертных произведений. Впечатления яснополянской усадебной жизни и природы дали богатейший материал для творческой мысли писателя и получили многообразное отражение в его произведениях. Постоянное общение с местными и окрестными крестьянами было для Толстого источником глубокого знания народной жизни. Его жизнь, человека, мыслителя и писателя, пробуждала в сердцах людей лучшие чувства и стремления – к правде, добру и справедливости. В своих художественных и публицистических произведениях Толстой дал неповторимые картины русской жизни.
Из истории дома.
Дорогим для всех памятником является сохранившийся дом-музей Л.Н.Толстого. Как при первом так и при многократном посещении Ясной Поляны дом Толстого со всей обстановкой производит глубокое впечатления своей простотой и значимостью.
многие предметы, находящийся в этом доме, упомянуты в художественных произведениях гениального русского писателя.
После возвращения в 1856 году из Петербурга в Ясную Поляну Л. Н. Толстой поселился в одном из двух флигелей (северо-восточном), построенных в первой части XIX века дедом Толстого Н. С. Волконским.
6
По мере увеличения семьи Толстого в разное время к флигелю были сделаны пристройки. Первая деревня неоштукатуренная пристройка с правой стороны флигеля, выходящая в парк «Клины», была сделана в 1866 году. «Для пристройки, - пишет С. А. Толстая, - привезли упраздненный кабак», просто избу, прибавили ее и выстроили к саду две комнаты, из которых служила одна тогда Льву Николаевичу рабочим кабинетом. Зимой 1870 года С. А. Толстая просила мужа сделать еще пристройку к дому. В конце 1871 года с левой стороны флигеля была выстроена под наблюдением самого Толстого и тульского архитектора Гурьева фундаментальная кирпичная пристройка. В верхнем этаже ее были устроены большой зал с шестью окнами, по три на обе стороны, а в нижнем – передняя, нижний кабинет, или нижняя библиотека.
Известная по многим фотографиям крытая большая терраса с противоположной, юго-западной стороны построена в 1892 году. В летние месяцы вся жизнь семьи Толстых переносилась сюда. Здесь обедали, пили чай, здесь бывало много разных посетителей, приезжавших к Толстому, в том числе В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. И. Мечникова, В. В. Стасов, И. Е. Репин и другие.
Еще при жизни Толстого терраса была обвита густо разросшимся диким виноградом, и, по воспоминаниям современников Л. Н. Толстого, в этой зеленой стене приходилось проделывать как бы три окна для света.
Дом снаружи оштукатурен и окрашен белой краской. Полы во всем доме из не крашеных сосновых досок, за исключением зала (паркет). Крыша железная, окрашенная зеленой краской.
Так постепенно создавался яснополянский дом, именовавшийся в семье Толстых «большим домом». В нем Толстой прожил около пятидесяти лет своей сложной, богатой внешними событиями и внутренними переживаниями жизни. В этом же доме были написаны многие из его бессмертных произведений.
Передняя.
Когда мы переступаем порог яснополянского дома, видим уже в передней березовые желтые шкафы, наполнение книгами на многих языках и самого различного содержания.
У двери в коридор весит большая кожаная сумка, в которой ежедневно привозилась почта со станции Козлова Засека (ныне станция Ясная Поляна): газеты, журналы и обильная корреспонденция Толстого.
Направо от входной двери маленькая комната, служившая помещением для прислуги, а налево из передней лестница, ведущая на второй этаж, на площадку с четырьмя дверями: в зал, гостиную, библиотеку и на чердак.
7
По вечерам лестница освещалось керосиновой лампой. На верхней площадки Толсто иногда встречал и провожал гостей.
Зал.
Направо дверь с площадки ведет в зал - так при жизни Толстых называлась эта комната, самая большая в доме. Здесь ежедневно собиралась семья Толстого, гости, посетители Ясной Поляны. Она служила одновременно и столовой, и местом сбора и развлечения молодежи, и серьезных бесед.
В этой комнате при жизни Толстого звучали голоса писателей И. С. Тургенева, А. А. Фета, Н. С. Лескова, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Д. С. Мережковского, А. М. Горького, В. В. Стасова, художников И. Н. Крамского, И. Е. Репина, Н. Н. Ге, М. В. Нестерова, Л. О. Пастернака, профессора И. И. Мечникова, композиторов С. И. Танеева, А. С. Аренского и многих других деятелей науки, искусства, общественной мысли, политических деятелей, рабочих, крестьян, студенчества.
В левом углу зала стоял круглый стол красного дерева, диван и кресла. На столе лампа под большим бумажным плиссированным абажуром чернильница, карты и пр. В этом уютном уголке по вечерам собирались семья, гости, велись задушевные разговоры, иногда Толстой или кто-либо из близких читал, домашние занимались рукоделием.
В противоположном углу зала стоят венские желтые кресла, два таких же дивана и круглый стол. Это «уголок молодежи». Здесь нередко можно было слышать смех, шутки, игру на балалайке, мандолине. Толстой «любил шутки, смех, охотно слушал веселые безобидные рассказы и сам смеялся тихим, но заразительным смехом».
По вечерам Толстой любил играть в шахматы. Это занятие давало ему отдых от обычного умственного напряжения и утомления.
По вечерам, когда вся семья и гости собирались в зале, здесь звучала музыка, раздавались песни. В яснополянском доме прибывало много музыкантов, среди которых были С. И. Танеев, А. С. Аренский, Ванда Ландовская, М. А. Оленина, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, М. Г. Эрденко, С. Трояновский и др.
Кабинет.
Соседняя с гостиной комната с большим итальянским окном и дверью на балкон дважды служила Толстому кабинетом. Здесь Толстой работал над произведениями: «Юность», «Семейное счастье», «Педагогические статьи»,
8
«Тихон и Маланья», «Поликушка», «Хаджи-Мурат», «Воспоминанья»,
«Фальшивый купон», «После бала», «Корней Васильевич», «Ягоды»,
«Посмертные записки старца Федора Кузьмича», «Отец Василий», «Что я видел во сне», «Песни на деревне», «Три дня в деревне», «Ходынка», «Нет в мире виноватых», «Сон» и др.
Находящиеся в кабинете вещи являются спутником почти всей жизни Толстого, начиная от рождения и до последних дней, проведенных в Ясной Поляне.
За этим столом написано большинство произведений великого писателя. Привлекает внимание находящейся на столе глыба зеленого стекла подаренное Толстому служащими и рабочими Дятьковского Мальцевского хрустального завода в год отлучения Толстого от церкви. Рядом с глыбой в деревянной черной рамке фотопортреты трех братьев Толстых Николая, Дмитрия в молодости, Сергея в старости.
Наиболее напряженно, в абсолютной тишине, Толстой работал в кабинете до 2-3 часов дня.
Висящая над письменным столом полка является точной копии полки, сделанным самим Толстым и сожженной фашистскими захватчиками в 1941 году.
Направо от двери из гостиной, над полкой с книгами для раздачи посетителям, висит большой портрет Чарльза Диккенса. Толстой всю жизнь любил этого писателя за демократизм и гуманизм его творчества
Вся обстановка кабинета и многочисленные мелочи сохранились во всей полноте до наших дней и производят неизгладимое впечатление.
Спальня.
Рядом с кабинетом находится комната с двумя окнами, выходящими на верхний балкон, служившая Толстому спальней в 1862 – 1910 годах.
Рядом с умывальником стоят два эмалированных ведра. Толстой, не считая возможным по своим убеждениям последних лет пользования трудом другого человека, сам убирал свою комнату, приносил в этих ведрах чистую и уносил грязную воду.
Здесь же находятся и другие предметы, употреблявшиеся Толстым: гири, с которыми он занимался гимнастикой и в последние годы, хлыстик для верховой езды. Почти ежедневные прогулки верхом доставляли ему огромную радость, как в молодые годы, так и в старости.
На кровати лежит вышитая маленькая подушка.
9
«Регмингтонная» или «секретарская»
С северной стороны дома на втором этаже расположены две смежные комнаты: «ремингтонная», или «секретарская», и библиотечная. Эти комнаты Толстой, шутя, называл «канцелярией».
«Секретарская» комната много раз меняла свое назначение. В 1862 – 1863 годах здесь была комната Софьи Андреевны, с июня 1863 до 28 октября 1864 года – детская и комната для няни, с конца 1864 по 1866 год – кабинет, в котором Толстой работал над «Войной и миром», в семидесятые – девятисотые годы – детская, комната дочерей, комната для приезжающих близких. Здесь же жили и гувернантки. С 1907 года в ней стали жить и работать секретари писателя: Н. Н. Гусев и В. Ф. Булгаков.
Обстановка этой комнаты чрезвычайно скромна и носит следы большой работы, которая протекала в ней: диван, перед ним простой желтый с четырьмя ящиками стол, за которым раньше занимались дети Толстого, небольшой старинный полукруглый комод, венские стулья, два кресла; у двери столик.
Библиотечная и «комната Маковицкого»
Рядом с «секретарской» находится светлая комната с большим итальянским окном, которая до 1871 года служила столовой.
Затем в этой комнате помещались классная, комната гувернанток, детская, а с конца 90-х годов, после смерти Ивана, - библиотека, рабочая комната дочерей, секретарей, комната для приезжающих. Особенную ее обстановку составляют девять шкафов, наполненных книгами. Они не исчерпывают всего состава ценнейшей яснополянской библиотеки, которая расположена по всему дому, но значительная часть ее хранится здесь.
Особый отдел личной библиотеки составляли периодические издания. Попадаются нередко номера журналов, полученные в Ясной Поляне лишь по тому, что они содержали статьи, имеющее то или другое отношение к Толстому.
Особенно много газет и журналов за 1908 год со статьями, посвященными 80-летию со дня рождения Толстого.
Из других предметов, находящихся в этой комнате, можно отменить большой письменный стол, на котором стоит деревянный чернильный прибор с надписью:
«Что написано пером, не рубить топором». Это подарок Толстому от яснополянского крестьянина Никиты Деева.
На одном из книжных шкафов стоит гипсовая статуэтка работы И. Я. Гинцербурга, изображающая В. В. Стасова в русской рубахе и высоких сапогах. 10
Глава 2. Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Хамовники"
Из истории дома.
Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Хамовники» является мемориальным комплексом и сохраняет обстановку времени пребывания там Л.Н. Толстого. В усадьбе «Хамовники», где по указаниям Льва Николаевича было достроено главное здание, сохранены не только мемориальные вещи и реконструирована обстановка, но имеется и заповедная территория площадью 0,96 га. Это один из немногих сохранившихся в центре Москвы усадебных комплексов. Музей был открыт в ноябре 1920 года. В экспозиции музея находятся подлинные вещи писателя. Они расставлены по комнатам так, как это было при жизни писателя.
Московский район Хамовники, в котором поселился Л.Н. Толстой через год после переезда с семьей из Ясной Поляны в Москву, был основан ткачами в XVII веке. Главный дом усадьбы построен между 1800 и 1805 годами для И.С.Мещерского, в дальнейшем он неоднократно менял хозяев.
Много событий произошло в усадьбе. В 1884 году родилась последняя дочь Александра, в 1886 году умер сын Алексей, в 1888 году родился последний ребенок Толстых – Ванечка, которому суждена была невероятно короткая жизнь на Земле.
В Хамовническом доме писателем были созданы около ста произведений, в том числе «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», роман «Воскресенье», пьесы «Плоды просвещения», «Власть тьмы», «Живой труп». Дом писателя, активно интересовавшегося общественными вопросами и принимавшего у себя выдающихся писателей, художников, композиторов, многочисленных читателей, играл роль значительного литературно-общественного центра.
Рабочий кабинет писателя.
Сюда, в кабинет, приходили посетители, приезжавшие к писателю со всей России и из–за границы. Здесь состоялась встреча Льва Толстого с Максимом Горьким в январе 1900 года. Низкий потолок, крашеные стены, пол, покрытый серым солдатским сукном, тяжеловатая мебель, заполнившая небольшую комнату, - такова обстановка, в которой творил Толстой.
11
Писательской деятельности он отводил время с 9-10 утра до 3-4 часов дня, хотя нередко и засиживался за письменным столом с балясинами, который известен по работам Н.Н.Ге и И.Е.Репина.
На зеленом, выцветшем от времени сукне - две ручки вишневого дерева, чернильный малахитовый прибор, пресс-папье, линейка, газеты, прессы для бумаг, два латунных подсвечника.
Только "в награду" себе писал он художественное: роман "Воскресение", повести "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Отец Сергий", драма "Живой труп", а больше трактаты-исповеди, статьи-обращения: "Так что же нам делать?", "О жизни", "В чем моя вера?", "Царство Божие внутри вас". В 1901 г., после отлучения от церкви, Толстой написал свое последнее московское произведение - "Ответ Синоду".
Зал.
Высокая белая дверь открывает самую большую комнату с тремя окнами в сад, дубовым паркетом и "мраморными" обоями (как и в других помещениях - копии подлинных обоев). Это новая часть дома, надстроенная по указанию Толстого.
Здесь принимали гостей, устраивали музыкальные и литературные вечера, отмечали семейные торжества. В хамовническом доме бывали известнейшие деятели русской культуры. Особенно часто звучала музыка, которую писатель считал высшим видом искусства. В этом зале играли А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, Н.А.Римский-Корсаков, С.И.Танеев, пел Ф.И.Шаляпин.
За овальным столом красного дерева Лев Николаевич читал близким рукописи своих произведений, играл в шахматы. Среди его гостей были А.П.Чехов, Н.С.Лесков, А.Н.Островский, И.А.Бунин, А.М.Горький и др.
В углу зала - первый скульптурный портрет Л.Н.Толстого работы Н.Н.Ге (1891 г.).
За широким раздвижным столом с самоваром и французским фарфоровым чайным сервизом (Лимож) устраивался так называемый "большой чай" (с гостями).
12
Гостиная.
Комната с большим напольным ковром и дорогой обстановкой в черно-красных тонах выглядит особенно нарядной, хотя некоторым казалась претенциозной.
Знакомые хозяйки после чаепития в зале вели в гостиной светские разговоры. Толстой заходил сюда для общения с интересными ему людьми, хотя и называл эту комнату "скучной гостиной".
На левой стене - три портрета: Софьи Андреевны (работа В.А.Серова, копия Г.А.Захарова), Татьяны Львовны (И.Е.Репин, копия Ю.И.Игумновой) и Марии Львовны (Н.Н.Ге, копия Г.А.Захарова). Пейзажи выполнены С.А.Толстой.
На дальней стене висит ковер, вышитый хозяйкой дома. Под ним - турецкий диван, на котором Л.Н.Толстой ночевал в Хамовниках последний раз, когда был здесь проездом в сентябре 1909 г.
За столом у окна Софья Андреевна вычитывала корректуры произведений мужа и занималась хозяйственными бумагами. При входе в гостиную - фотографии членов семьи в кожаной раме. Это подарок детей родителям к 30-летию их свадьбы (1892 г).
Столовая.
Здесь семья Толстых собиралась к завтраку, обеду и к вечернему "малому чаю", то есть чаю без гостей. Завтракали Толстые около часа дня, обедали в шесть, к вечернему чаю собирались к девяти. Стол сервирован на 12 персон. Иногда Толстой просматривал в столовой почту, которую обычно клали на обеденный стол рядом с его тарелкой. В столовой художник Н.Н. Ге писал портрет Софьи Андреевны, а скульптор П.П. Трубецкой лепил бюст Л.Н. Толстого. Здесь семья Толстых собиралась к завтраку, обеду и к вечернему "малому чаю", то есть чаю без гостей. Завтракали Толстые около часа дня, обедали в шесть, к вечернему чаю собирались к девяти.
Стол сервирован на 12 персон.
Иногда Толстой просматривал в столовой почту, которую обычно клали на обеденный стол рядом с его тарелкой.
В столовой художник Н.Н. Ге писал портрет Софьи Андреевны, а скульптор П.П. Трубецкой лепил бюст Л.Н. Толстого.
13
Детская.
В этой комнате, рядом с родителями, находились младшие дети - Алексей, Александра, Иван. Алексей прожил всего четыре года. Подросшая Александра переселилась в соседнюю комнату - классную.
В детской сохранились вещи последнего 13-го ребенка в семье. Всеобщего любимца, с ранних лет выделявшегося необыкновенной духовной чуткостью, добротой и нежностью к близким, в семье ласково звали "Ванечкой". Именно в нем Толстой видел продолжателя главного дела своей жизни - дела Божьего.
Комната старшей дочери Л.Н.Толстого.
Яркость и красочность обстановки объясняются занятием старшей дочери - художницы-портретистки, обучавшейся в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Общительный, жизнерадостный, энергичный характер Татьяны Львовны отмечали многочисленные гости, побывавшие в ее комнате-салоне. Младшие дети любили ее за доброту и заботу. Она, как никто другой, умела сглаживать напряженность в отношениях родителей.
Татьяна Львовна была дружна с художниками Н.Н. Ге, И.Е. Репиным, Н.А. Касаткиным, написавшими ее портреты (справа на стене). В комнате немало ее собственных произведений (автопортрет в центре справа), а также рисунков и набросков, лежащих на большом мольберте.
Одно из любопытных свидетельств той жизни - черная скатерть с красной каймой, на которой Толстые и некоторые из гостей мелом ставили свои подписи, а Татьяна Львовна вышивала их цветными нитками (всего 70 автографов). В правом дальнем углу - бюст Л.Н.Толстого работы П.Трубецкого (1898 г).
Спальня Софьи Андреевны и Льва Николаевича Толстых.
Эта комната стала спальней в 1888 году, после рождения последнего ребенка Вани. Кровать Толстых орехового дерева отделена ширмой от дивана и овального стола с креслами, где Софья Андреевна принимала близких знакомых.
За небольшим столом- бюро Софья Андреевна переписывала набело черновики рукописей мужа, вычитывала корректуры его произведений, работала с хозяйственными бумагами.
14
Софья Андреевна писала рассказы, увлекалась музыкой, занималась живописью, фотографированием.
На кровати лежит связанное и вышитое Софьей Андреевной одеяло. Из спальни есть выход на террасу и дальше в сад.
Сад.
Толстой всегда считал, что человек не может быть счастлив вдали от природы. Поэтому так мучителен был для него отрыв от любимой Ясной поляны. После переезда в Москву Толстой в дневнике записал: "Я прожил месяц самый мучительный в моей жизни:", поэтому он и начал подыскивать себе дом подальше от шумного суетливого центра, на окраине. И нашел такой дом в Хамовниках, где еще сохранились сады, огороды и остатки бывших когда-то пригородными усадеб. Участок с домом, принадлежащие скромному коллежскому секретарю Арнаутову, - это маленькая часть некогда огромного и пышного парка усадьбы знаменитых Голицыных.
Сад и по сей день занимает большую часть территории усадьбы в один гектар. Деревьев времени жизни писателя сохранилось мало (одним из них является липа двухсотлетней давности). Уже ранней весной здесь можно наблюдать цветки подснежников. А извилистые дорожки приводят к вершине - насыпному холму, где была поставлена скамейка для отдыха.
15
Заключение.
Подводя итог, можно сказать, что артефакты каждого музея знакомят посетителей не только с многогранным творчеством поэта: его стихами, картинами, но и воссоздают дух времени Лермонтова.
В настоящее время в домах-музеях проводятся экскурсии для детей и взрослых, читаются лекции, проходят выставки, встречи с писателями и поэтами.
Список использованной литературы:
Осенняя паутина
Астрономический календарь. Март, 2019
Басня "Две подруги"
Знакомые следы
Ёжикина Радость