В небольшой творческой работе дан анализ стихотврения М.Цветаевйо "Германии", написанном поэтессой в 1939 году., в нем находят отклик события одной из самых страшных трагедий XX века – Великой Отечественной войны. В нем отражение реакции поэтессы на оккупацию Чехии Германией в октябре 1938 года.
Вложение | Размер |
---|---|
stepanova_marina_analiz_stikhotvoreniya_germanii.doc | 34 КБ |
Работа Степановой Марины
11а класс
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
Республика Татарстан г. Нижнекамск, ул. Тукая, 15а
Сергеева Ирина Юрьевна (учитель)
Анализ стихотворения М.Цветаевой «Германии».
Стихотворение Марины Цветаевой «Германии» написано в апреле 1939 года, в нем находят отклик события одной из самых страшных трагедий XX века – Великой Отечественной войны. В нем отражение реакции поэтессы на оккупацию Чехии Германией в октябре 1938 года. Для Марины Цветаевой это стало большим потрясением. Обе эти страны: и Германия, и Чехословакия – были одинаково дороги ей. Германия – страна ее детства, здесь она жила с сестрой Асей, училась. Юная Марина была просто очарована красотой Германии, хорошо знала немецкую культуру, музыку, в совершенстве владела немецким языком. Сюда же она приезжает позже, в 1922 году, к мужу Сергею Эфрону после пятилетней разлуки. Вскоре семья перебирается в Чехию, так как Сергей учится в пражском университете. Марина Цветаева полюбила Прагу. Здесь в феврале 1925 года у них родился долгожданный сын Георгий. О событиях в Чехии Цветаева узнает во Франции, этот факт приводит ее в негодование. Она ревностно следит за газетами, слушает радио. Как истинный поэт, Марина Цветаева не может молчать, ее ответом являются самые значительные произведения этого периода «Стихи к Чехии» - два цикла «Сентябрь» и «Март».
В цикле «Сентябрь» Цветаева проклинает захватчиков:
Прокляты – кто заняли
Тот смиренный рай…
Прокляты – кто продали,-
Ввек не прощены!..
Свою бесконечную любовь к Чехословакии Цветаева передает в строках:
Горы – турам поприще!
Черные леса,
Долы в воды смотрятся,
Горы в небеса.
Край всего свободнее
И щедрей всего.
Эти горы – родина
Сына моего…
Поэтесса называет Чехию по-разному: Богемия (богом созданная), Моравия, Словакия.
Богемия – первоначальное название исторической территории, на которой образовалось государство Чехословакия. Она находилась с Моравией в период с 1526 по 1918 год в составе Габсбургской империи, граничила с Моравией на востоке.
Поэтесса называет этот народ «словачь», которому она желает крепости, силы, уверенная, в том, что он победит фашизм (восклицание подчеркивает призыв к действию) в строчках:
За здравие, Моравия!
Словакия, словачь!
Стихотворение «Германии» начинается со строк:
О, дева всех румянее
Среди зеленых гор –
Германия!
Германия!
Германия!
Позор!
С одной стороны, слышится ирония – вспоминаем сказочные строки «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее…», в которых видно большое самомнение, себялюбие Германии:
Полкарты прикарманила,
Астральная душа!
Слово «прикарманила» несет в себе отрицательную оценку того, что сделано Германией по отношению к другому государству - она захватила огромные территории, возвысилась над всеми. И это делает та страна, которая была известна своими прекрасными сказками (Гауф, Гримм, Гофман), изумительным германским эпосом – «Песнью о Нибелунгах».
В пятой строфе автор предвещает Германии безумие, от которого она падет:
О мания! О мумия
Величия!
Сгоришь.
Германия!
Германия!
Безумие.
Безумие.
Творишь!
Все возмущение этой ситуацией Марина Цветаева передает через восклицания, указывая на некую «болезненность» - «манию». Повторы только усиливают смысл высказывания.
В шестой строфе мы находим метафорический эпитет «с объятьями удавьими», за которым видится сжимающееся кольцо фашистских войск, но поэтесса уверена, что страна найдет в себе силы и разорвет это кольцо:
С объятьями удавьими
Расправится силач!
Последняя строфа – призыв к действию:
В хрустальном подземие
Уйдя, готовь удар…-
Чехия известна своим хрусталем – «хрустальное подземие» - хрупкая, как хрусталь, земля, которая нуждается в особой защите, ее необходимо защищать до последней крови.
Марина Цветаева шлет народу Чехии привет («наздар» со словацкого языка – «привет»), это слова поддержки.
Название стихотворения «Германии» необычно, это своеобразное посвящение. Автор призывает Германию задуматься и остановиться.
Всю жизнь Цветаева почитала Германию, теперь же германцы обернулись варварами:
Пред горестью безмерною
Сей маленькой страны,
Что чувствуете, Германы:
Германии сыны??
И мы находим в стихотворении риторический вопрос. Цветаева эмоционально выделяет этот смысловой отрезок двумя вопросительными знаками, словно спрашивает: «О чем вы думаете? Что же будет с вами? Каков будет итог? Простят ли потомки ваши деяния?»
Рассматривая синтаксический строй стихотворения, нельзя не обратить внимания на структуру предложений. Это либо двусоставные предложения, передающие доверительность разговора автора с читателем, усиливающие эффект причастности читателя к описываемым событиям; либо односоставные предложения: определенно-личные, которые акцентируют внимание на действии в тексте, или назывные конструкции, передающие динамику протекающих событий. При этом читатель психологически становится как бы соучастником событий, что очень важно для поэтессы, ведь она хочет добиться отклика у читателя.
Если рассматривать цветопись, то мы можем увидеть, что в тексте использовано 40 звуков [a], который несет в себе густо-красную окраску, характеризующую цвет крови, а также [о], который передает синий цвет. Думается, что это цвет безоблачного, мирного неба, то есть автор противопоставляет красоту мира ужасам войны.
Звукопись отражает картину войны. Чаще других употребляется звук [ р ], звук громкий – это разрывы бомб, раскаты ударов о землю и звук [ э ]- нежное, любящее отношение к Чехии, где мы вновь видим противопоставление.
Если рассматривать это стихотворение как часть цикла, то необходимо отметить, что оно является смысловым центром цикла, так как именно в нем дано пророческое предсказание позорного конца Германии, что подтверждает мысль о божественном поэтическом даре Марины Цветаевой, ведь только настоящий поэт может стать пророком.
Ребята и утята
Цветение вишни в лунную ночь
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Что есть на свете красота?
Две снежинки