статья "Творчество Дж. Свифта" с применением технологи коммуникативного обучения по Е.И. Пассову
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskoe_tvorchestvo_dzh.docx | 21.48 КБ |
Поэтическое творчество Дж. Свифта приходится на литературный период, характеризуемый динамичным поиском и развитием новых жанровых форм и уходом или переосмыслением и трансформацией устаревающих. В связи с этим в данной работе была проделана попытка исследовать жанровый состав и авторский дискурс произведений, жанровые традиции, к которым читатель отсылается посредством присутствия в них интертекстуальных элементов, а также включенность творчества Дж. Свифта в литературный контекст данной эпохи.
С одной стороны, тяготея к нормам классицистической поэтики, Дж. Свифт в своих стихотворениях придерживается ясности, четкости и простоты стиля. Являясь, в целом, последователем «древних», он выбирает именно произведения древнегреческих и древнеримских авторов как образцы для подражания. Однако, он также обращается и к низкой, с точки зрения классицизма, форме художественного изображения - сатире.
Ранние стихотворные произведения Дж. Свифта, созданные им в рамках жанровой модификации оды - пиндарической оды - отражают начало формирования критической позиции Дж. Свифта по отношению таким философским течениям, как атомистический эпикуреизм, его неприятие механистического взгляда на природу и теологию, которого придерживался Т. Гоббс. В этих стихах также подтверждаются взгляды Дж. Свифта в вопросах англиканства: с одной стороны, его наметившаяся и с течением времени укрепившаяся приверженность англиканскому рационализму, взгляд на церковь как на часть государственного устройства, и схожим идеям в русле Широкой церкви. Помимо этого, в своих ранних произведениях Дж. Свифт формирует свою позицию по поводу Новой науки, выражает свое критическое отношение к педантизму современных ему ученых, которое впоследствии проявляется и в других его произведениях. В целом, философское обоснование его поэтических произведений многообразно и не всегда однозначно.
С точки зрения претекстов данные произведения представляют собой следование античным идеалам в поэзии, одам Пиндара и пиндарическим одам А. Каули. Взяв за образец в плане жанровой формы, метрики и строфики оды английского поэта-метафизика, Дж. Свифт, тем не менее, вводит в них философские идеи, отличные и противостоящие взглядам своего предшественника. Панегирический тон ранних стихотворений, необходимый в контексте выбранной Свифтом жанровой формы, оказывается несвойственным и противоречащим его творческой натуре. Поэтому Дж. Свифт вводит в свои произведения сатирические элементы и вскоре отказывается от данной жанровой формы.
В жанре дружеского послания, как в довольно свободной от конвенциональности жанровой форме, Дж. Свифт активно использует эксперименты с рифмами, ритмикой и длиной строки, экспериментирует со звучанием и написанием слов, расширяет тематику своих произведений. Однако, автор не только соревнуется с друзьями в поэтическом мастерстве и оригинальности (послания к Т. Шеридану), но и зачастую выражает через свои произведения, в частности стихотворения, посвященные Стелле, свои нравственно-эстетические и поэтические идеалы. В посланиях к влиятельному политику Роберту Харли, в которых Свифт использует в качестве претекстов эпистолы и сатиры Горация, автор формулирует свое неприятие современной политической жизни Англии и в то же время сетует на свое положение политического изгнанника в Ирландии.
Важен вклад Свифта в августианскую полемику о жанре пасторали, в ходе которой автор занимает своеобразную позицию - с одной стороны он поддерживает традиции Феокрита и Вергилия, с другой стороны - осознает изжитость этой жанровой формы и трансформирует ее в пародию. В этих произведениях ярко проявляется склонность Дж. Свифта к язвительной насмешке ("raillery"), которую он считает одним из лучших средств воздействия на читателя. Кроме того, развитие журналистики, книгопечатания, книготорговли делает литературу все более доступной широкой публике, следовательно, огромное внимание автора уделяется тому потенциальному воздействию, которое может оказать его произведение на современного ему читателя. При этом пародийный аспект 0использует как интер- и паратекстуальные элементы, такие, как использование конвенциональных для пасторальной поэзии образов и эпитетов, и, посредством этого, применение приема обмана жанровых и текстуальных ожиданий читателя. Кроме того, эти произведения отражают просветительскую позицию Дж. Свифта по отношению к поэзии как нравственно-воспитательному средству. Применяя такую эстетическую категорию как «безобразное», вместо традиционной для пасторали категории «прекрасное», описывая хаос реальности, вместо гармонии, царящей в пасторали, Дж. Свифт выражает свой пессимистический взгляд на природу человека и дисгармонию окружающего мира, имплицитно противопоставляя их своему стремлению к примату разума и упорядоченности. При этом Дж. Свифта заботят, прежде всего, социальные, и моральные аспекты человеческой природы, а не абстрактные вопросы метафизики, теологии и философии. Помимо высмеивания жанровой формы как таковой, Свифт также имплицитно демонстрирует свое неодобрение по отношению к стремлению человека к самообману и вытекающей отсюда его неспособности трезво оценить, насколько он ограничен физически, своим телом, чувствами и страстями. В этом выразилось его неприятие сенсуализма Локка. Свифт порицает ложное восприятие окружающего мира, поддерживаемое пасторалью, и старается вернуть читателя к реальности.
Претекстами к данной части жанровой системы Дж. Свифта чаще всего служат не античные образцы, как мы наблюдаем в случае с посланиями и пиндарическими одами, а поэзия метафизиков (Дж. Донн) и современных Дж. Свифту авторов, произведения которых он подвергает пародийному переосмыслению. При этом деформации подвергаются не столько стилистические особенности отдельных авторов, сколько жанровые формы и соответствующие им стили в целом. Дж. Свифт уделяет огромное внимание звуковой и метрической стороне стихов. Многочисленные эксперименты с ритмикой и рифмой стихотворений, а также с текстом (интер-, гипер- и паратекстуальные элементы) указывают на постоянный поиск автором новых форм выражения и воздействия на читателя.
В целом жанрово-стилевое своеобразие поэзии Свифта, его тяготение к сатире, критическому восприятию мира и человека, характерное для всего его творчества в целом и возникающее из его философско-этических воззрений, в сочетании с тонким чувством стиля и вниманием к читательскому восприятию отражает его включенность в динамичный и остро-полемический период конца XVII - 30-х гг. XVIII вв. в истории английской литературы.
Список литературы
Мороз и заяц
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Колумбово яйцо
Рождественские подарки от Метелицы
Что есть на свете красота?