Исследование данной работы лежит в области литературы (фольклора) и посвящено образу Бабы Яги. Цель исследования – определить, какова роль Бабы Яги в фольклорных произведениях. Объектом исследования являются сказки (русские и японские); предметом исследования – образ Бабы Яги. Гипотеза исследования заключается в том, что образ Бабы Яги – собирательный образ, который совмещает в себе не только отрицательные черты, но и положительные.
Вложение | Размер |
---|---|
zagadka_baby_yagi.doc | 103.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №118
Ворошиловского района города Ростова-на-Дону
исследовательская работа
Хаджи-Назарова Марина, 5 класс
Красильникова Наталья Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
Ростов-на-Дону
2013-2014
Оглавление
стр. | |
Введение | 3-5 |
Глава 1. Добро и зло | 6-7 |
Глава 2. Знакомьтесь, Баба Яга 2.1. Внешняя характеристика героини 2.2. Жилище Бабы Яги 2.3. Поступки Бабы Яги | 8-14 8 8-11 11-12 |
Глава 3. Образы Бабы Яги | 13-14 |
Глава 4. Баба Яга и Ямауба (сравнение русских и японских сказок) | 15-17 |
Заключение | 18-19 |
Библиография | 20 |
Введение
Я – фольклорный элемент,
У меня есть документ.
Я вообче могу отседа
Улететь в любой момент!
За жару ли, за пургу
Все бранят меня, каргу,
А во мне вреда не больше,
Чем в ромашке на лугу!
Ну, случайно, ну, шутя,
Сбилась с верного путя!
Дак ведь я – дитя природы,
Пусть дурное, но – дитя!
( Л.Филатов "Про Федота-стрельца")
Сказки любят и дети, и взрослые. С раннего детства, как только мы начинаем что-то понимать, мама читает нам сказки. Мы все их, конечно же, помним всю жизнь. Сказки даются нам для того, чтобы мы учились добру, любви, красоте и радости, ведь сказка – это всегда победа добра над злом, и, наверное, именно этим она и запоминается.
Все герои сказок делятся на положительных и отрицательных. Если попросить любого человека быстро назвать несколько сказочных героев, то наверняка многие назовут персонажей, олицетворяющих темные силы в сказках: Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и пр. Несмотря на то, что эти герои отрицательные, они являются самыми запоминающимися. Именно поэтому в своей работе я решила остановиться на образе Бабы Яги и попытаться понять, откуда появился этот необычный персонаж и какова его роль в фольклорных произведениях.
В любой сказке Баба Яга занимает одно из центральных мест. Если убрать ее из текста, то герой практически ничего не сможет сделать: он либо не достанет необходимый ему предмет, например, меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти.
Оказывается, существует огромное количество произведений с её участием, даже праздники без неё редко обходятся. Про Бабу Ягу написаны сказки, её рисуют художники, про нее снимают фильмы. В разных произведениях она разная: то добрая, помогающая людям, то злая и жестокая, ворующая детей и даже пытающаяся их съесть. Почему? Откуда взялся этот образ? Кто его придумал? Кто она – представитель зла или все-таки добра?
Я заинтересовалась этими вопросами и решила провести исследование.
Таким образом, цель работы – определить, какова роль Бабы Яги в фольклорных произведениях.
Для реализации данной цели мною поставлены следующие задачи:
1) познакомиться со сказками о Бабе Яге (не только русскими);
2) познакомиться с историей образа Бабы Яги;
3) сравнить данный образ в сказках разных народов;
4) выявить особенности данного образа.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы сопоставления, обобщения и анализа текстов сказок.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что представленный мной материал может быть использован на уроках литературного чтения в начальной школе и литературы в 5-6 классе при изучении темы «Фольклор».
Объектом исследования является сказки о Бабе Яге; предметом исследования – образ Бабы Яги.
Гипотеза моего исследования заключается в том, что образ Бабы Яги – собирательный образ, который совмещает в себе не только отрицательные черты, но и положительные.
Работа состоит из четырех частей. Первая часть (лирическая) представляет собой небольшое размышление на тему добра и зла в нашей жизни. Вторая часть знакомит нас с образом Бабы Яги: ее внешностью, жилищем, поступками. Эта часть совмещает теоретический материал и небольшое исследование. Третья часть рассказывает об основных образах Бабы Яги, а четвертая часть, исследовательская, представляет собой сравнение русских и японских сказок и анализ образов Бабы Яги и Ямаубы.
Глава 1. Добро и зло
В сказках мы встречаем множество противопоставлений: трудолюбие и лень, храбрость и трусость, сострадание и жестокость. Но извечные два соперника во всех русских народных сказках – это добро и зло. Злые герои, какими бы они ни были, умными, изворотливыми, хитрыми, придумывают различные планы действий, а добрые герои все равно эти планы и стратегии рушат.
Но ведь если задуматься, добро и зло, хотя и соперничают, дополняют друг друга и друг без друга не обходятся. Без злых сил в сказках был бы не так интересен сюжет. Мне кажется, что именно на противопоставлении этих двух понятий, этих двух сил сказка и воспринимается ярче.
На самом деле, наверное, над вопросами о добре и зле люди размышляют на протяжении всей жизни, а сказки учат нас, читателей, различать добро и зло.
Но в жизни часто бывает так, что то, что для одного является добром, для другого – зло, и наоборот. Люди по-разному воспринимают данные понятия, и, я думаю, правил здесь нет. Одно важно точно: добро – это созидание, а зло – разрушение!
Доброта бывает разная. Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит, не обидит слабого, но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла.
И, наконец, доброта созидательная. Это самое ценное и главное, что может быть в человеке. Такой человек обязательно защитит слабого, поможет в беде, и именно такой человек способен бороться со злом.
Зло – это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно защищаться от добра. Получается, что зло – это защитная реакция. У зла мало друзей, и оно осуждается.
Когда мы читаем сказки, то мы всегда переживаем за героев, радуемся, когда у них все получается, все исполняется. И вот как раз именно то, что мы сопереживаем, и помогает нам почувствовать и различить добро и зло.
Зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Казалось бы, сначала обычно оно наделено невероятной силой. Но смелость и ум добра помогают победить его в неравной борьбе.
Глава 2. Знакомьтесь, Баба Яга
2.1. Внешняя характеристика героини
Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что чаще всего в представлении читателя это отрицательный персонаж.
Обратим внимание на портрет Бабы Яги.
…Входит - в избушке сидит баба-яга костяная нога, старая, беззубая… («Заколдованная королевна»)
…на лавке сидит седая старуха, прядет кудель. («Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»)
…сидит там баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. («Финист – ясный сокол»)
Глаза ее, как уголья, она часто бывает слепа. Одета эта древняя старуха всегда в лохмотья.
Возраст Яги точно не установлен: некоторые сказки утверждают, что ей от трёхсот до семисот лет, другие говорят – больше тысячи. Вообще-то, возраст женщины – всегда загадка. Секрет долгожительства Яги не разгадан: помогли ли ей молодильные яблочки, или живая вода, или какие-нибудь другие волшебные средства – неизвестно. Но факт остается фактом: она дожила до нашего времени!
Как мы видим, описание этой героини чаще всего непривлекательное, отрицательное: беззубая, костяная нога, нос крючком. Уже из этого складывается у читателя образ отрицательного персонажа.
2.2. Жилище Бабы Яги
А какое у нее жилище!
Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба Яга»)
…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. («Гуси - лебеди»)
…вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. («Василиса Прекрасная»)
...стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый. («Марья Моревна»)
Живёт Баба Яга отшельницей в дремучем лесу, в небольшой избушке на курьих ножках, окруженной частоколом из человеческих костей и черепов. Иногда в сказках говорится, что на калитке к дому Яги вместо запоров – руки, а замочной скважиной служит маленький зубастый рот. Дом Бабы Яги заколдован — в него можно войти только сказав: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом».
Избушка Бабы Яги не просто так расположена на опушке леса, которая символизирует собой границу миров живых и мёртвых. Это значит, что сама Яга, живя на этой границе, выступает в роли проводника между мирами.
Дом очень необычный – на курьих ножках.
Лесная избушка на курьих ножках, где нет ни окон, ни дверей — это не вымысел. Именно так строили временные жилища охотники Урала, Сибири и финно-угорских племен. Домики с глухими стенами и входом через люк в полу, поднятые на 2—3 метра над землей, защищали и от грызунов, и от крупных хищников.
В похожих сооружениях хранили каменных идолов сибирские язычники. Можно предположить, что фигурка какого-нибудь женского божества, помещенная в маленький домик «на куриных ножках», и породила миф о Бабе Яге, которая с трудом помещается в своем доме: ноги в одном углу, голова — в другом, а носом упирается в потолок. Если обратиться к исследованиям, то можно найти, что такие дома строили для умерших людей. В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Жуть!
На русском Севере были распространены так называемые мельницы-столбовки: они вращаются вокруг своей оси на врытом в землю столбе. Этот механизм позволяет строению поворачиваться «задом и передом», совсем как избушка Бабы Яги.
Как и западноевропейские ведьмы, Баба Яга умеет летать. Для этого ей требуется большая деревянная ступа и волшебная метла. С Бабой Ягой часто можно встретить животных: черного кота или ворону, помогающих ей в ведьмовстве.
… Выехала из леса Баба Яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает. («Василиса Прекрасная»)
…Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. («Марья Моревна»)
Яга – баба схватила жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понужат, а помелом следы заметать. («Баба Яга и жихарь»)
Таким образом, по внешней характеристике Бабы Яги мы также можем сделать вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж.
Лесная волшебница — нежить наполовину (потому что у нее только одна костяная нога), а её дом — портал между мирами живых и мёртвых. Требование «поворотиться к лесу задом, а ко мне передом» открывает вход со стороны живых. «Живая», а значит, «добрая» половина Яги иногда даже помогает людям. Правда, после этого обычно просыпается вторая половина бабушки: та, которая любит «покататься, поваляться, живого мяса поевши».
Баба Яга также пользуется покровительством леса. На службе у старухи состоят ходячие пни, коряги и высохшие деревья. Деревянные слуги встают на защиту бабушки, если она попросит или по-разбойничьи свистнет. Избушка Яги стоит в глухой и непролазной чащобе, и дойти до неё не так просто. Стволы сдвигаются, тропинки исчезают, а лапы-ветки оцарапают, разденут, а то и задушат.
2.3. Поступки Бабы Яги
Но не все так плохо и жутко. Оказывается, есть и положительное в этом образе. Обратимся к поступкам Бабы Яги. Конечно, может забрать непослушного ребенка и съесть его, но Яга не слишком опасна. Ее можно перехитрить или договориться с ней, как это делали многочисленные Иваны-царевичи.
В сказках Баба Яга совершает злые поступки: крадёт братца Иванушку, пытается убить братьев, посадить в печь и съесть маленьких детей. Хотела, да не съела. Она только всех пугает, а в итоге порой сама оказывается страдающей стороной. Значит, Баба Яга – вовсе не людоедка.
Оказывается, сажать ребенка в печь – это древний обычай на Руси. Это древний ритуал перепекания ребенка. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался слабеньким, то его обмазывали тестом, сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка. Получается, что Баба-Яга – ведунья и знахарка.
В большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она почти всегда помогает герою: то клубочек даст, то меч богатырский, то коня. Или может напоить и накормить. Баба Яга – хорошая хозяйка, не случайно у неё под рукой всегда ступа, метла, пест – орудия женского труда. Она приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы. Зашедшим к ней в избушку добрым молодцам она помогает советом и даёт им в дорогу волшебных помощников. Она владеет ветрами и чудными конями. Обязательным атрибутом Бабы Яги во многих сказках является клубок. Кроме клубка Баба Яга иногда снабжает героя полотенцем, гребнем и щеткой: если по дороге бросить полотенце, то образуется быстрая, глубокая река, а гребень может превратиться в непроходимый дремучий лес, щётка – в огненную реку.
Она помогает солдату найти королевну («Заколдованная королевна»), Андрею отыскать Марью-царевну («Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»), Марьюшке – Финиста-ясного сокола («Финист-ясный сокол»).
Глава 3. Образы Бабы Яги
Многие ученые, исследуя «этот замечательный образ», выявили четыре основные формы Яги: Яга-дарительница, Яга-воительница, Яга-прародительница, Яга-похитительница.
Яга-дарительница принимает героя у себя в избушке, иногда испытывает его и вручает ему то, что в дальнейшем помогает ему достичь цели: волшебный клубок, пузырек с живой водой, чудесных коней, лягушку, орла и т.д. В роли дарительницы баба Яга может быть советчицей (сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре), повелительницей (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, всякими гадами, лесными зверями и птицами), охранительницей (следит с помощью своих волшебных помощников – совы, блюдечка и проч. – за похождениями героя). Баба-яга оказывает героям сказок помощь, выслушивая их и давая им добрые советы, взамен же требует одного – почитания и уважения. За это она отплачивает добром.
Яга-воительница превращается в ведьму. Она внушает ужас и отвращение, действует против людей, подобно другим чудовищам. Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей. С Бабой Ягой иногда действуют ее дочери или жены ее сыновей, обычно числом 3 или 12. Конечно, такая Яга, мать змеев и оборотней – это не та традиционная русская сказочная Баба Яга, которая живет в избушке на курьих ножках в дремучем непроходимом лесу. Очень часто она живет в подземелье, обращается то в тучу, то в гору с пещерой, то в бесконечную стену. Побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь.
Яга-похитительница – наиболее распространенный тип, который характерен северному образу Яги. Яга в таких сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром умерших, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающих проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа и т.д.).
Яга-прародительница – это мать для нескольких своих дочерей, бабка для внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка.
Глава 4. Баба Яга и Ямауба
Похожие сказки о Бабе Яге мы находим во многих странах. Так, в Финляндии – это старуха Лоухи, хозяйка сказочной страны. Близка Яге ведьма Ямауба (Ямамба) из японской мифологии. В английских сказках часто встречается фигура Людоеда. Образ Бабы Яги встречается и у тюрков, ей соответствует Шамус-баба, у литовцев – Лаума.
В своей работе я решила остановиться на сравнении русской Бабы Яги и японской Ямаубы и проанализировать образы этих героинь.
Ямауба — чудовищное существо. «Яма» на японском «гора», «Уба» - «старуха», карга. Выходит, что их Ямауба отличается от нашей бабы Яги средой обитания. Японская любит жить повыше, но также в недоступных местах. Она так же, как наша, в некоторых сказках жила в лесной избушке, а в некоторых – в пещере и заманивала к себе путников, крала детей, иногда откармливала, а, если была голодна, могла сразу скушать. Японка, в отличие от нашей бабы Яги, могла принимать разные образы, что помогало ей заманивать к себе доверчивых людей и пожирать их. Иногда она предстаёт перед своей жертвой в виде его родственницы или прекрасной девушки, иногда — в своём обычном облике, представляясь беспомощной старухой.
Ямауба – страшная, уродливая старуха. Волосы её неухожены, они длинные и седые. Часто изображается в красном кимоно, грязном и рваном. Огромный рот ведьмы растянут на всё лицо; согласно некоторым описаниям, у неё два рта.
Ямауба была ночной сущностью, а днем, она как тролли, превращалась в камень или любой недвижимый предмет. Она, так же как наша баба Яга, хорошо разбиралась в травах, колдовстве, составлении целительных напитков или ядов. Ее смерть была заключена в цветке. Тот, кто смог бы найти этот цветок, мог ее лишить жизни.
Есть еще одно сходство Ямаубы с нашей Ягой в том, что образ обеих переплетался со змеями. Нашей Бабе Яге приписывали змеиный хвост, а Ямауба имела волосы из змей, которые ей хватали добычу и запихивали сразу в рот, который был как у лягушки от уха до уха.
Однако следует отметить, что у японцев нет постоянного образа Ямаубы, как у нашей Бабы Яги. Она у них везде разная.
Я познакомилась с двумя японскими сказками: «Ведьма с горы Тёфукуяма» и «Погонщик быка и Ямамба».
В этих сказках, как и в русских, внешность Ямаубы вызывает отрицательные эмоции. Так, в сказке «Ведьма с горы Тёфукуяма» она «страшная-престрашная, злющая-презлющая». А в сказке «Погонщик быка и Ямамба» ее «космы длинные, спутанные, серебром отливают», то есть описания героини весьма непривлекательное.
Что касается жилища ямаубы, то оно находится на вершине горы. Понятно, что там она может себя также чувствовать отшельницей, ни от мира сего. Можно предположить, что вершина горы, где живет ведьма-ямауба, также символизирует собой границу миров живых (на земле) и мертвых (на небе). То есть сама ямамба, как и баба Яга, аналогично выступает проводником между мирами.
Анализируя две японские сказки, я увидела различия в описании поступков ямаубы.
В первой сказке она показывает себя благодарной, щедрой, отвечает добром на добро. Ямауба наградила даже старушку за смелость, заботу и помощь. Кроме того, ей присущи обычные человеческие эмоции: «улыбнулась ямамба», «опечалилась ведьма». Она даже желает общения, ей скучно и одиноко. Мне показалось, что она обрадовалась дружбе с людьми в конце повествования и «стала людей от бед и напастей всяких защищать. Перестали люди в той деревне болеть. Сказывают даже, что дети там никогда не кашляли».
Во второй же сказке, судя по поступкам, она и вправду злая, жадная, ненасытная, заботящаяся только о своем желудке. Ведь дал мужик ей и треску, и быка, а ямауба только рассердилась, что его самого еще не съела, что он «ускользнул». Кроме того, она, похоже, ленива и глупа. Ее смог обхитрить погонщик быка и спечь в котле, а она и глаз не открыла. Честно говоря, я не помню ни одной русской сказки, в которой бы Бабе Яге пришел конец, и ее бы уничтожили.
И еще, в наших сказках Яга – хозяйка, причем хорошая: она и испечет, и угостит, и в баньке попарит. В доме у нее есть метла и пест! Трудяга наша старушка! Даже гостям своим она приказывает не просто что-либо, а ОТРАБОТАТЬ у нее три дня! В сказке же японского народа «Погонщик быка и Ямамба» в ее жилище «кругом грязь, паутина, в очаге огонь еле теплится».
Проводя аналогию, можно сказать, что и в наших сказках, и в японских у данной героини имеются волшебные помощники, например, ветер.
Получается, что и в сказках других народов образ Бабы Яги также разный, противоречивый, она может быть и доброй, и злой. Этим она и интересна.
Заключение
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. Одно из чудес – это то, что русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы Яги.
Баба Яга злая и коварная, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает. Это образ некой богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи – все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
• Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж
• по мнению учёных, Баба Яга в древности была либо злой ведьмой, либо богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир;
• в сказках она предстает в образе безобразной старухи, живущей в лесу в избушке на куриных ножках, куда обязательно попадает главный герой;
• волшебная сказка знает несколько образов бабы Яги: Яга-дарительница, Яга-воительница, Яга-прародительница, Яга-похитительница;
• сказочная Баба Яга – это чаще всего положительная героиня, советчица и дарительница, образ которой складывается из разных деталей. Баба Яга дает добрые советы-наставления, вручает чудесные предметы или ценные подарки героям;
• образ Бабы Яги настолько колоритен, что к нему обращается множество зарубежных и российских писателей, кинематографов, художников, скульпторов и других деятелей искусства.
Вот так у меня получилось, что в сказках есть добро и зло, а есть Баба Яга! Это персона все же обособлена. Она как бы поддерживает баланс между добром и злом.
В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много сказок, узнала значение непонятных слов, поразмышляла о добре и зле… Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что полностью добро не сможет победить зло никогда, а только уменьшить его, потому что борьба между светлыми силами ДОБРА и темными силами ЗЛА – это и есть развитие.
Таким образом, основная цель существования добра и зла в русских народных сказках – создание счастливой жизни.
И еще я поняла главное, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия. И сегодня я сделала для себя такое открытие!
Библиография
1. Афанасьев А.Н. Баба-Яга. Русская народная сказка. – М.: Эксмо, 2002.
2. Карачарова С., Край И. Славянская нечисть // журнал «Мир фантастики». – октябрь 2010, № 86
3. Попов М. Чудо чудное, диво дивное. Существа славянской мифологии // журнал «Мир фантастики». – октябрь 2005, №26
4. Попов М. Самурайские сказки. Чудовища японской мифологии // журнал «Мир фантастики». – декабрь 2007, №52
5. Попов М. Мне нужен мир! Желательно весь... Самые-самые... Злодеи! // журнал «Мир фантастики». – март 2006, №31
6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб.: 1996. - 53 с.
7. Шишикин В. Люди-деревья // журнал «Мир фантастики». – сентябрь 2011, № 97
Отчего синичка развеселилась
Городецкая роспись
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Два петушка
Самый главный и трудный вопрос