Работа написана для участия в конкурсе «Славен Дон» в номинации «Публицистика в защиту
природы и культуры». Первое в место в районном конкурсе, лауреат областного конкурса.
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_szhataya_zip-papka.zip | 17.68 КБ |
В настоящее время весь мир встревожен тем разрушением богатств нашей Природы, которое несут за собой цивилизация и растущий технический прогресс. Когда людей оказывается много, то далекое сейчас от нас оказывается ускоренным близким для других, и отодвинуть от себя неприятности становится все труднее и труднее. Сейчас есть на Земле еще прекрасные места, где сохранилась первозданная природа. Но, к величайшему сожалению, их становится все меньше. Совесть и ответственность перед будущим не позволяют с этим мириться. Становится жаль увядающую по нашей вине природу и отсюда, вероятно, возникает к ней особая, грустная любовь человека и тоска по потерянному раю простой и естественной жизни. Ведь было же время, когда люди жили не в противоречии, а в единстве с Природой! Тогда не было изощренной техники, и человек пользовался ресурсами, которые Она щедро предоставляла.
Весна вступает в свои права. Какое огромное удовольствие можно испытывать, выходя утром на улицу и чувствуя всю гамму природных ароматов! Это и запах цветущих деревьев, и нежный аромат распустившихся цветов, смешанный с запахом молодой травы.
Чувствуешь все это и начинаешь задумываться над вопросами: по достоинству ли мы оцениваем Природу? Обеспечиваем ли должное отношение к Ней?
Нам посчастливилось родиться и жить на прекрасной земле, славящейся своими храбрыми защитниками, талантливыми людьми, хранящими традиции предков в культуре, фольклоре, литературе.
Во многих литературных и фольклорных произведениях воспевается степной пейзаж. Он поэтизируется, простая на первый взгляд картина степи оживает.
В разное время многие известные писатели, поэты, общественные деятели побывали на Донской земле, на всех она производила неизгладимое впечатление полнотой рек, бескрайностью равнин, обилием полевых цветов и ни с чем не сравнимым терпким, горьким запахом полыни, навевающим воспоминания о боях за свободу народа русского, о смекалке и самоотверженности донских казаков.
Несомненно, наш край дал миру многих талантливых людей, их взрастила, взлелеяла Донская земля. Они же, в свою очередь, став знаменитыми, воспевали природу своего края, его самобытность и красоту.
А П.Чехов в рассказе «Степь» описывает природу в середине лета. Казалось бы, нет ничего примечательного: зной, выжженная солнцем трава, тишина, все живое ищет прохладного прибежища… Но «..сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести..». Небо бесконечное. Появляется образ одинокого тополя, автор одушевляет его, говорит, что от стройной фигуры и зеленой одежды трудно оторвать глаз. «Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи..».Наверное, счастлив. Ведь вокруг него золотым ковром расстилаются бескрайние поля пшеницы, весело работают косари, помогают им женщины и дети.
При чтении рассказа «Человек в футляре» все привыкли обращать внимание на образы главных героев, но мало кто замечает, как душевно и тонко описана сельская улица ночью: «Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, кажется, что звезды смотрят на нее ласково и с умилением, и что зла уже нет на земле и все благополучно..». А ведь это наши сельские улицы, красоту которых мы редко замечаем, занятые своими заботами и делами.
Тихим летним утром услышав поскрипывание кузнечика на берегу, робкое мурлыкание орлички, Антон Павлович описал их в рассказе «Налим». Писатель использует приемы сравнения, олицетворения образов: «На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег..».
Очень тонко описаны запахи в рассказе «Учитель словесности»: «был седьмой час вечера – время, когда белая акация и сирень пахнут так сильно, что, кажется, воздух и сами деревья стынут от своего запаха.». Читая эти строки, в самом деле ощущаешь себя ранним вечером в саду, где ароматными волнами окутывают тебя запахи цветущих деревьев и кустарников. В этом же рассказе описаны запахи поля, расстилающегося за городом: «..пахло полем, зеленели молодые рожь и пшеница, пищали суслики, каркали грачи». Природу наших степей А.П.Чехов описал детально и лаконично: она полна запахов, звуков, поражает обилием красок. «Куда ни взглянешь, везде зелено, только кое-где чернеют бахчи да далеко влево на кладбище белеет полоса отцветающих яблонь». Описаны с использованием приема сравнения вековые дубы и вороньи гнезда, похожие на шапки.
Природа нашего края хороша в любую погоду- это прослеживается при чтении многих произведений. Описание пейзажа не просто присутствует в рассказах А.П.Чехова – оно служит отражением внутреннего состояния героев. В рассказе «Тоска» подробное повествование о лениво падающем крупными хлопьями мокром снеге в тишине вечерних сумерек сразу погружает читателя в атмосферу покоя, умиротворенности, размышлений о сущности бытия.
Природоохранительная тематика более конкретно прослеживается в рассказе «Свирель». В примитивных, казалось бы, фразах безграмотного, но глубоко верующего пастуха Луки Бедного, скрыты мысли о природной гармонии, разрушаемой неразумным хозяйствованием и даже о неизбежности глобального кризиса:
- И куда все подевалось, - говорит старик.- Жалко! … Ежели одно Дерево высохнет или, скажем, одна корова падет, и то жалость берет, а каково, добрый человек, глядеть, коли весь мир идет прахом? Сколько добра, Господи Иисусе! И солнце, и небо, и леса, и реки, и твари – ведь все это сотворено, приспособлено, друг к дружке прилажено. Всякое до дела доведено и свое место знает. И всему пропадать надо!
Таким образом, писатель не только приоткрывает нам тайну красоты природы, но и говорит о необходимости сохранения ее первозданности и чистоты. Нужно уметь видеть ее, отыскивая даже в будничном пейзаже прекрасные черты, наслаждаясь запахами, прислушиваясь к звукам, наблюдая за жизнью «братьев наших меньших». Ведь нигде на Земле нет больше такого богатого и привольного края, как Донская земля!
Известный советский писатель и литературовед В.Б.Шкловский в одной из своих последних книг указывал, что ведущая для Чехова тема – человек в мире, им самим же истребляемом.
Академик Д.С.Лихачев, один из самых признанных мастеров популяризации знаний, ввел в широкий обиход термин «экология культуры». Ведь единство экологических и культурных проблем несомненно!
Что же с нами происходит? Ответ на этот вопрос дают в своих произведениях известные писатели двадцатого века А.И.Солженицын и В.П.Астафьев: не из глобальных биосферных процессов, а из человеческой сущности, из общественно-социальных явлений истекают наши тревоги и бедствия.
Приговором сегодня выглядит актуальный вывод известного философа Н.А.Бердяева: «Безграничный рост потребностей и рост народонаселения создал капиталистическую цивилизацию, которая чревата великими потрясениями и катастрофами и означает убыль духа…И если народы хотят возродиться, то им придется вступить на путь аскетического самоограничения и одухотворения хозяйственной жизни. Духовное отношение к хозяйству предполагает аскетику, ограничение похоти жизни».
По причине халатного отношения людей к своим обязанностям возникла авария на Чернобыльской АЭС: погибли взрослые и дети, животные, растения, на тысячи километров распространились отравляющие вещества. Отголоски этой страшной катастрофы звучат и по сей день. Дамокловым мечом нависает угроза сооружения Волгодонской АЭС. Неоднократно сообщалось о неполадках на этой гидроэлектроэлектростанции. Только равнодушный человек может не понять, чем грозит жителям нашей области обычное невыполнение ее служащими своей работы?!
Остро стоит вопрос о загрязнении в нашей области больших и малых рек отходами не только промышленного производства, но и бытового назначения. В нашем сельском поселении построены специальные места для отдыха: детские площадки, пляжи, привлекает своей живописностью не только жителей окрестных сел, но и таганрожцев, берег Миуса. Печально видеть груды консервных банок, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, которые остаются после «общения с природой » многих из них. Вот уровень культуры: кто задумывается над тем, что ему неприятно будет в следующий раз проводить время в обществе разлагающегося мусора?! А ведь пластмассовые и пластиковые предметы обихода разлагаются в земле в течение пятидесяти лет! Это целая жизнь! Мы, школьники, принимаем активное участие в реализации различных программ по облагораживанию своего села и сохранению природных богатств, но этого крайне недостаточно. Задача каждого жителя – сохранение чистоты не только у своего дома, но и в селе, на берегу водоема – повсюду, где ступает нога человека.
Человек является частью природы, он наделен разумом, поэтому призван ее охранять и защищать «братьев наших меньших». Но на каждом шагу не только в произведениях критики и литературы, но и в жизни приходится наблюдать столкновение человеческой духовности с аморальностью, правды с ложью, добра со злом. На протяжении нескольких лет глубокой осенью можно увидеть стаи бродячих собак, странствующих по улицам села в поисках пищи. Их привозят весной на дачи хозяева, а потом «забывают», тем самым обрекая верного друга и помощника на гибель от голодной смерти или под колесами автомобиля. Что же станет с нашим сердцем? Где гарантия того, что человек, бросивший собаку, не поступит так же со своими близкими и друзьями?
Наш край издавна славился богатой историей и самобытной культурой. Увы, с течением времени все утрачивается: представителей нынешней молодежи интересует западноевропейский, чужой нам образ жизни. Мало кто задумывается над тем, что наша донская литература значительно богаче, а культурные традиции не уступают в духовности и разнообразии остальным. Достаточно вспомнить повесть В.А.Закруткина «Матерь Человеческая», где образ самоотверженной русской женщины, ставшей матерью для детей-сирот в годы Великой Отечественной войны, восхищает своей духовностью и нравственной чистотой. Вот каким примерам необходимо следовать сегодня во имя сохранения нашей национальной культуры!
Донской край богат широкими полями, зелеными лугами, полноводными реками и цветущими садами, но немногие из нас хотя бы раз в жизни оценили по достоинству эту красоту. Озабоченные сиюминутными проблемами, мы редко задумываемся над тем, что будет с нами дальше, и не ценим то, что есть у нас сейчас!
Литература;
1.А.П.Чехов. Собрание сочинений. М., 1955.
2.Штильмарк Ф. Таежные дали. М.Ю 1976.
3. Н.Бердяев. Философия неравенства. Париж, 1971.
4. В.А.Закруткин. Матерь Человеческая. М., 1975.
Рисуем зимние домики
Рисуем тыкву
Музыка космоса
Как нарисовать китайскую розу
Про пингвинов