«Отдай всё, что знаешь, умеешь и смеешь,
в себе умираешь, в другом уцелеешь».
Жданов Юрий Андреевич
Вводная часть
«Отдай всё, что знаешь, умеешь и смеешь, в себе умираешь, в другом уцелеешь», - писал Юрий Андреевич Жданов. Вы спросите, почему я выбрала именно такой эпиграф к своей исследовательской работе? И я отвечу:
- Во-первых, это известное выражение близко моей натуре, его значение и смысл передаёт, как мне кажется, мою сущность. Я делюсь с окружающими людьми всем, что у меня есть, я люблю общаться, обмениваться информацией, постоянно взаимодействовать с людьми.
- Во-вторых, эпиграф характеризует жизнь героя моей работы, Золотарёва Владимира Семёновича. Наш герой всю жизнь получал массу информации, обрабатывал её и преподносил читателям в несколько другой форме, состоянии преображённом, интересном и доступном. Люди по всей России читают его «лёгкие» и поучительные рассказы, а после хранят память о нём всю жизнь в своих сердцах.
- В-третьих, цитата Жданова поможет мне раскрыть и донести читателям моей работы смысл взятой мною темы, объяснить, что энергия культурного наследия родного края - это то, что мы знаем, умеем и смеем, передаём и в другом человеке оставляем на долгое время, а впоследствии эта энергия переходит другим людям и поэтому никогда не умирает.
- Итак, делаем вывод: я выбрала этот эпиграф, потому что он - моя душа, и он позволит нам полностью понять и осознать проблемы и выводы написанного в исследовательской работе, покажет сущность творчества Золотарёва, становление его как личности и раскроет его понятия о нравственности и духовности, нравы, обычаи, позиции и принципы жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
issled_rabota_kati.doc | 160.5 КБ |
Областной этап Всероссийского конкурса исследовательских работ
учащихся – участников туристко-краеведческого движения « Отечество»
Исследовательская работа
« Влияние энергии культурного наследия родного края на становление гармоничной высокодуховной личности, на примере жизни и творчества видного учёного, общественного деятеля, писателя В.С. Золотарёва».
номинация « Литературное краеведение. Топонимика»
Работу выполнила: Балеева Екатерина
Ученица 11 класса
МБОУ Сухо-Сарматской СОШ
Неклиновского района
Руководитель: Голобородько Ирина Эдуардовна
учитель русского языка
МБОУ Сухо-Сарматской СОШ
адрес: с. Андреево-Мелентьево,
ул. Победы, 16-а
индекс: 346841
телефон: 33-4-58
с. Андреево-Мелентьево
2013 г.
Содержание:
2.1. Обзор литературы 4
2.2. Обоснование выбора темы 5
2.3. Постановка проблемных вопросов 6
2.4. Анализ гипотез по первому проблемному вопросу 6
2.5. Выводы по первому проблемному вопросу 7
2.6. Анализ гипотез по второму проблемному 8
2.7. Выводы по второму проблемному вопросу 16
3. Результаты исследований 17
4. Приложения 20
4.1. Приложение 1. 20
4.2. Приложение 2. 21
4.3. Приложение 3 22
«Отдай всё, что знаешь, умеешь и смеешь,
в себе умираешь, в другом уцелеешь».
Жданов Юрий Андреевич
Вводная часть
«Отдай всё, что знаешь, умеешь и смеешь, в себе умираешь, в другом уцелеешь», - писал Юрий Андреевич Жданов. Вы спросите, почему я выбрала именно такой эпиграф к своей исследовательской работе? И я отвечу:
- Во-первых, это известное выражение близко моей натуре, его значение и смысл передаёт, как мне кажется, мою сущность. Я делюсь с окружающими людьми всем, что у меня есть, я люблю общаться, обмениваться информацией, постоянно взаимодействовать с людьми.
- Во-вторых, эпиграф характеризует жизнь героя моей работы, Золотарёва Владимира Семёновича. Наш герой всю жизнь получал массу информации, обрабатывал её и преподносил читателям в несколько другой форме, состоянии преображённом, интересном и доступном. Люди по всей России читают его «лёгкие» и поучительные рассказы, а после хранят память о нём всю жизнь в своих сердцах.
- В-третьих, цитата Жданова поможет мне раскрыть и донести читателям моей работы смысл взятой мною темы, объяснить, что энергия культурного наследия родного края - это то, что мы знаем, умеем и смеем, передаём и в другом человеке оставляем на долгое время, а впоследствии эта энергия переходит другим людям и поэтому никогда не умирает.
- Итак, делаем вывод: я выбрала этот эпиграф, потому что он - моя душа, и он позволит нам полностью понять и осознать проблемы и выводы написанного в исследовательской работе, покажет сущность творчества Золотарёва, становление его как личности и раскроет его понятия о нравственности и духовности, нравы, обычаи, позиции и принципы жизни.
14. http://владимир-золотарев.рф/
Основная часть
Для исследовательской работы было решено взять тему « Влияние энергии культурного наследия родного края на становление гармоничной, высокодуховной личности, на примере жизни и творчества Золотарева В.С.»
Почему я выбрала именно эту тему? На это есть несколько причин.
Во-первых, данная тема актуальна во все времена, так как духовно-нравственное образование занимает одну из начальных ступеней развития человека в частности и общества в целом.
Во-вторых, когда я услышала на уроке литературы, что можно написать на одну из предложенных нам тем исследовательскую работу, то мне стало интересно: что же такое эта энергия культурного наследия, и я решила разобраться. Также в ходе изучения элективного курса по литературоведению «Литература Дона», нас знакомили с творчеством и литературной биографией В.С. Золотарёва, мы изучали несколько его занимательнейших рассказов, и я задумалась, как же так получается, что изначально из обычных мальчишек и девчонок, таких как он, вырастают гении?
И тут же предо мной закружился рой гипотез: может быть, они рождаются многогранными и творческими самородками, или, всё-таки, приобретают эти «дары» в течение жизни?
Вот в этом мне и надо будет разобраться в основной части моей работы.
А пока мы отметим, что рассматриваемая тема очень важна в современном мире. На мой взгляд, она многих должна заставить, как и меня, прочитать рассказы Владимира Семёновича, и, тем самым, расширить кругозор людей, а впоследствии, произвести на всех прочитавших позитивно-воспитательный и культурно-просветительский эффект.
Поэтому я поставила перед собой сразу два проблемных вопроса:
« Что такое энергия культурного наследия?»,
и « Каким образом эта энергия влияет на развитие духовной культурной личности?».
Для начала давайте рассмотрим первый проблемный вопрос.
Сама жизнь выдвинула передо мной несколько гипотез, объясняющих мне значение словосочетания «энергия культурного наследия».
Первым этапом моего расследования стал опрос: я вступила в дискуссию с моими одноклассниками и спросила их:
« Что такое энергия культурного наследия?»
Одной из самых популярных версий стало мнение о том, что энергия культурного наследия – это передача информации из поколения в поколения, древние обычаи людей, проживающих в одной местности, слова и фразеологизмы, в том числе диалект, преобладающий только у данной группы населения.
Так сама собой у меня «нарисовалась» первая гипотеза, которая звучит так:
Энергия культурного наследия – это передаваемая из уст в уста, испокон веков информация о людях одной определённой местности, несущая в себе сущность, душу и характер этого общества, являющая собой его идентичность.
Другой, не менее интересной и яркой версией, стала реплика моего одноклассника:
« А может быть энергия культурного наследия – это память?» И тут меня осенило, я вывела новую гипотезу определения этого странного для моего слуха, но интересного, сложного, может быть, даже научного термина:
« Энергия культурного наследия – это память на генном уровне». А это значит, что эта энергия, как клетка ДНК передаётся от родителя к ребёнку и ещё в детстве может проявиться, как цвет волос или глаз, но в виде отношения дитя к тому или иному жизненному явлению. На мой взгляд, очень неординарно!
Итак, методом социального опроса мы уже вывели две гипотезы, объясняющие нам значение нашего проблемного вопроса номер один.
Но я решила на этом не останавливаться и обратиться за ответом к всемирной паутине, то есть к Интернету, используя при этом метод интернет - диагностики.
Результат не заставил себя долго ждать, и вот он уже перед вами:
« Энергия культурного наследия – это музеи и объекты, хранящие в себе историческую ценность, память о тех днях, событиях и времени, когда нас ещё не было, или мы были совсем детьми, то есть на заре нашей жизни».
Это определение, выданное компьютером, и стало моей новой, третьей гипотезой.
Теперь, в ходе исследования, было решено использовать метод анализа и приём лексического разбора слов.
Инструментарием для меня явились различные виды словарей, например:
этимологический и толковый словарь, словарь лингвистических терминов, словарь синонимов, словарь антонимов и т. д.
Итак:
Энергия – это одно из основных свойств материи – мера её движения, а также способность производить работу. (Толковый словарь С.И. Ожегова)
Культурный – относящийся к культуре. ( Этимологический словарь)
Наследие – явление культуры, быта и т. п., полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей. (Толковый словарь В.И. Даль)
И что же позволил нам выяснить приём лексического разбора? А вот что:
« Энергия культурного наследия – это мера движения материи, относящаяся к культуре и полученная от предыдущих поколений».
Но вернёмся к гипотезам, выведенным нами ранее, и сделаем вывод:
я считаю, что все три гипотезы имеют право на существование, каждая из них показывает одну из сторон значения моей темы, и, таким образом, взятая мною тема многогранна, интересна, достойна внимания, углубленного исследования и разбора. Но что же будет подразумеваться под энергией культурного развития конкретно в этой исследовательской работе?
Определение таково:
Энергия культурного наследия – это передача информации из поколения в поколения, древние обычаи людей, проживающих в одной местности, слова и фразеологизмы, в том числе диалект, преобладающий только у данной группы населения, это память на генном уровне, это музеи и объекты, хранящие в себе историческую ценность, память о тех днях, событиях и времени, происшедших в прошлом, это мера движения материи, относящаяся к культуре и полученная от предыдущих поколений.
После того как я чётко определила для себя, что такое энергия культурного наследия, я смогла перейти к следующему этапу исследовательской работы, приступить к поиску ответа на второй проблемный вопрос
2.6 Анализ гипотез второго проблемного вопроса.
« Каким образом энергия культурного наследия влияет на развитие духовного, интеллектуального начала в личности?»
Для этого пришлось начать разбираться в вопросе,
что такое интеллектуальная, духовная личность.
В поиске ответа на первый вопрос, мне очень понравился метод интернет – диагностики, и я решила повторить опыт с использованием информационных технологий, и вот, что у меня получилось:
Интеллектуальная – относящаяся к интеллекту.
Духовная – в самом общем смысле – совокупность проявления духа в мире и человеке.
Личность – это понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрение его как субъекта социокультурной жизни, определение его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. (Википедия)
Из вышенаписанного следует, что высокоинтеллектуальная, высокодуховная личность – это непосредственно относящийся к высокому интеллекту, проявляющий дух индивид, наделённый социальными качествами.
Вот сейчас, разобравшись во всех терминах, я могу приступить непосредственно к работе над гипотезами, характеризующими ответ на второй проблемный вопрос.
Чтобы выделить ряд гипотез, я обратилась к методу сравнительного анализа, на примере жизни В.С. Золотарёва и написанных им произведений.
Я решила выяснить, как же жизненный опыт главного героя моей работы выражается посредством художественных произведений писателя.
У Владимира Семёновича была очень заботливая, хорошая, любящая семья. Мать всю жизнь учила своего сына быть примерным, воспитанным, верным долгу, интеллигентным, культурным и опрятным человеком, человеком с большой буквы в духовно – моральном плане.
Золотарёв, если можно так выразиться, был «правильным» ребёнком, он всегда слушал маму и очень любил её. Это семейное воспитание, данное в детстве, ярко выражено в его рассказе «Приблуда». Здесь он показывает читателю ребёнка, который всегда делает то, что говорит ему мама, выполняет многие обязанности по дому, ведёт себя прилично, и однажды встречает на улице голодную собаку, тут-то автор и выдаёт нам все свои постулаты души. Милосердие, жалость и любовь проявляют себя: мальчик, будучи сам голодным, отдаёт последний кусок хлеба своему новому другу - бездомной собаке. Мальчик берёт щенка к себе домой, ухаживает за ним, играет, радуется жизни, но вдруг развитие действий принимает другой, неожиданный оборот… мальчику вместе с мамой приходится переезжать в другой город по причине эвакуации населения вследствие войны. Мать запирает собаку у соседки, тем самым, заставляя сына, предать и забыть собаку, но не тут-то было! Собака выбралась из плена и побежала за поездом, в котором ехал расстроенный ребёнок. Мальчик рвётся спасти своего друга, взять его с собой, но взрослые не позволяют ему это сделать, и он вместе с матерью уезжает, оставив своего любимца в эпицентре страшной войны.
В конце рассказа мы слышим крик души автора о том, что он и, как следствие, его лирический герой, никогда не забудут этот страшный эпизод жизни. Герой до сих пор винит себя за сделанное, вернее несовершённое, он предал своего друга, бросил его на произвол судьбы. Именно этот автобиографический рассказ говорит об отношении Золотарёва к предательству, лжи, читатель видит сожаление автора о случившемся. Так воспитание родителей, плюс опыт жизни (а это и есть влияние энергии культурного развития) научили автора, а в последствие многих других людей, читающих рассказы Золотарева, во-первых, быть в ответе за тех, кого приручили, во - вторых, не приемлить предательства, быть духовно – сильными людьми, нравственно – воспитанными гражданами.
Итак, подведём итог и выведем первую гипотезу второго проблемного вопроса:
« Семейные традиции и воспитание позволяют человеку стать высокоморальной, сильной личностью».
Вторая гипотеза сформировалась у меня спонтанно в ходе моих размышлений и анализа другого рассказа Золотарёва « Рисунок ребёнка». Здесь художник слова показал нам истинный патриотизм, любовь к Родине. А как он это сделал? Опять же посредством ребёнка, чистого, невинного, девственного чада. Маленький мальчик в сложные военные годы рисовал советские самолёты, тем самым, показывая читателю любовь к Отчизне. Ребёнок своим рисунком явил солдатам и всему свету, что мать, воспитавшая такого сына, не может быть предателем и неверной (ребёнок рисовал летающие аппараты советского происхождения).
Гипотеза, вышедшая из анализа данного произведения, звучит так:
« Влияние энергии культурного наследия состоит в том, что она воспитывает в человеке истинный, неподдельный патриотизм».
Так же я решила применить метод сравнительного анализа, сопоставляя произведения разных донских писателей. Рассмотрим, например, произведения Шолохова, Золотарёва, Куликова, Чехова и Жданова. Во всех их работах присутствует искромётный юмор, характеризующий их как личностей позитивных, умных, ярких и необычных. Донское чувство юмора свидетельствует о крепости и цельности натуры. Примером для подтверждения моих слов являются произведения Владимира Семёновича « Фикус»,
« Плохой мальчик Витя», « Сражённая на повал», «Маленькие мои», «Баловень» и многие другие. Здесь рассказываются интересные, смешные, весёлые истории, показывающие многогранность и экстравагантностью натуры Золотарёва. Он может посмеяться даже над тем, что должно заставить плакать, а именно: хитростью, бренностью нашего существования, обманом или детской наивной жестокостью. Итак, методом дедукции мы вывели третью гипотезу: « Влияние энергии культурного наследия родного края выражается в умении посмеяться над трагизмом, способностью сделать жизнь чуточку красивее и веселее».
После выделения трёх гипотез, я обратилась за консультацией к руководителю моего проекта, мне нужна была помощь непосредственно с идеей для четвёртой гипотезы. В чём же ещё состоит влияние энергии культурного наследия на общество в целом? Тогда учительница стала перечислять мне общие черты всех произведений Золотарёва: описание военных лет, описание местности, в которой он жил, юмор, присутствующий во всех его рассказах, героя-ребёнка, часто фигурирующего в рассказах.… И тут меня озарило! Эстетическое наследие Донского края – это ведь тоже влияние культурной энергии. Так и родилась моя последняя – четвёртая гипотеза.
Итак, давайте чётко сформулируем и перечислим вынесенные нами гипотезы:
Итак, устойчивые, оправданные гипотезы мы уже имеем. Давайте теперь подтвердим их право на существование.
Чтобы дать право на жизнь первой гипотезе, я решила применить метод эксперимента. Я спроецировала на свою жизнь аналогичную ситуацию из рассказа Золотарёва « Фикус». В рассказе есть сцена, когда мать и тётка главного героя-ребёнка подменяют новогоднюю ёлку фикусом, тем самым пытаясь обмануть ребёнка, как бы во благо. Ёлка – это один из важных компонентов Нового года, но так как у нас на дворе осень, повторить опыт с заменой ёлки не получится, и я посчитала, что учитель на уроке - это как ёлка в Новый год, незаменим и необходим. Так вот, договорившись преждевременно с учителем русского языка и литературы, я пришла на урок в качестве преподавателя, к ничего не знающим о моём плане детям.
Реакция была непредсказуема! Дети, несмотря на то, что я не учитель, внимательно меня слушали, записывали всё в тетради, работали у доски, делали всё, что говорил им необразованный, взявшийся ниоткуда «учитель».
Теперь давайте сравним реакцию мальчика из « Фикуса» и моих новоиспечённых учеников. Мальчик был возмущён поведением родителей, он недоумевал, как можно так обманывать ребёнка. Дети на моём уроке даже если смутились и удивились, то они показали своё самообладание, выдержку, спокойствие и мудрость. Конечно, реакция ребёнка из произведения Золотарёва показывает нам оправданную ненависть к обману, но не нужнее ли иногда посмотреть на всё сквозь призму реальности и показать себя как человека очень сильного духом, «правильного» и интеллигентного. Но это только моё мнение, а если у вас, дорогой собеседник, есть другое, отличное от моего суждение, а оно у вас наверняка имеется, я всегда рада выслушать и подискутировать на эту тему.
Так что же нам позволил выяснить произведённый эксперимент? А вот что: ребята, сидевшие у меня на уроке, показали мне свою воспитанность, которая, скорее всего, была впитана с молоком матери, а значит, своим поведением подтвердили мою первую гипотезу о необходимости правильного семейного воспитания.
Применив метод сбора информации, я узнала, где живёт Золотарёв Владимир Семёнович, и решила нанести ему визит. Моё появление было неожиданным для писателя, и мне пришлось сначала объяснить, кто я такая и по какому поводу приехала, а потом… Владимир Семёнович был рад такому сюрпризу, что любезно, гостеприимно меня принял. В ходе чаепития мы тепло пообщались, Владимир Семёнович рассказал мне много нового, интересного. Эту информацию нельзя найти в Интернете, например, о тяжёлых военных годах, жизни его и мамы, основанной на одном куске хлеба на двоих, описание квартиры, в которой они долго жили во время эвакуации в Армавире, укрываясь от военных действий и фашистских пуль. Вообще писатель очень любит рассказывать о своём военном детстве, у него написано много великолепных поучительных рассказов о тяжёлых годах войны. Многие его произведения автобиографичны, они передают внутренний мир его самого, как бы иллюстрируют в красках словописания его жизнь, душу и настроение. Известный писатель также рассказал о своих рассказах, которые я ещё не читала, например: « Тарелка супчика»,
« Эпигон», « Провидение», и во всех этих рассказах он говорит о военном и послевоенном времени. Когда я его спросила, почему он так любит вспоминать это время, хотя оно было в его жизни не самым счастливым, он ответил: « Я очень люблю свою Родину, для меня гордость быть сыном, племянником и внуком советских солдат. Это большая честь быть хотя бы знакомым с одним из защитников Отечества. Я сын своей матушки – родины, сын своей эпохи, и я пишу о ней, говорю о ней только с уважением, неподдельной искренней любовью и почтением. Сама подумай, Катя, люди должны знать о том времени, должны помнить о людях, спасших Россию от немцев. Ты посмотри! Послевоенный разрушенный Ростов – это воплощение могущества, силы русского народа; восстановление Ростова, непостижимый труд и забота, люди, которым не хватало самого необходимого, выжили, выросли духовно и эстетически, вот она твоя энергия культурного наследия, вот она настоящая мощь! Мне нравится любая моя мысль, любое моё воспоминание, связанное с тем неповторимым временем! А как мы развивались духовно? О…. Мы слушали радио, где эфиры заполнялись классическим литературным и музыкальным репертуаром. Строгая цензура оборачивалась для населения возможностью «по полной программе» приобщиться к высокой литературе. Люди слушали спектакли мировой классики, великие артисты читали произведения А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого и других зарубежных и советских классиков. Мы слушали музыку Чайковского, Моцарта, Шопена, Прокофьева, Шостаковича. Эти передачи укрепляли моральные устои общества и формировали верные ориентиры у слушателей: что есть добро, а что зло. Ах, как жаль, что этого сегодня не достаёт».
Так же в ходе нашего диалога я узнала, что авторитетом, а также образцом идеального писателя, учёного и человека для Владимира Семёновича являлся Жданов Юрий Андреевич. Он (Золотарёв) перечитал все произведения Жданова, проанализировал их, выписал много Ждановских цитат в особую, сокровенную тетрадь, которую никогда никому не показывал, так как она была своего рода его личным дневником, и стал последователем Жданова, только изменённым, со своими взглядами и понятиями. Золотарёв писал: « Мне посчастливилось работать в Ростовском государственном университете при ректоре Юрии Андреевиче Жданове. Это была масштабная, легендарная личность и непререкаемый авторитет в научном и вузовском сообществе».
Да, встреча была продуктивна и произвела на меня незабываемое впечатление, неподдающееся осмыслению, пообщавшись с Владимиром Семёновичем, я даже стала больше любить свою Родину, я испытала такое ощущение, которое трудно передать словами, чувства полного удовлетворения, радости и счастья посетили меня.
Так, методом интервьюирования, я доказала право на существование следующей гипотезы второго проблемного вопроса моей исследовательской работы, а так же узнала много нового о жизни известного писателя – реалиста Золотарёва В.С., расширила свой кругозор, получила массу позитивных впечатлений и, обогатившись, может быть, перешла на новую ступень моего развития.
Итак, теперь, раскрыв и защитив уже две из моих гипотез, нужно приступать к рассмотрению следующей. Третья гипотеза звучит так: « Влияние энергии культурного наследия, а конкретно донских литературных произведений, выражается в умении посмеяться над трагизмом, в способности сделать жизнь чуточку красивее и веселее». Было решено для рассмотрения этой темы сопоставить и сравнить художественные тексты именно донских писателей. Золотарев, прежде чем начать писать свои произведения, очень много прочитал. Литературные традиции, способы выражения чувств сильно повлияли на формат произведений Золотарёва. Возьмем, к примеру, произведения А. Чехова, Ю. Жданова и И. Василенко: почти все творения этих мастеров слова - малой формы, то есть небольшие по объёму, как говорил сам Чехов:
« Краткость - сестра таланта». Ещё одна общая черта - рассказы были написаны в реалистическом направлении. На одном из уроков литературы мы рассматривали творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова в их развитии и выяснили, что писатели XIX века переживали разные этапы в плане развития направлений, начинали как романтики, а заканчивали как реалисты. Владимир Семёнович всегда был реалистом и никогда не менял установленного направления, может быть, потому что в XX веке господствует именно реалистическое направление, а наш герой является истинным сыном своего века.
Но В.С.Золотарёв акцентирует внимание не только на идейно-художественном аспекте в своих произведениях. Юмористические приёмы также разнообразны: инверсии, неожиданный поворот событий, смешение высокого и разговорного стилей, ирония, а часто и злой сарказм - всё это разящее оружие в руках современного писателя, а не это ли влияние энергии культурного наследия?
Ещё одним элементом влияния энергии культурного наследия стал южный темперамент и внутренний стержень человека. Недаром говорят, что южные люди – это горячие люди, в их жилах бурлит «жгучая» кровь. Смелые, необыкновенные, чувственные сорви-головы… у Золотарёва на генном уровне заложено быть гуру, учителем с большой буквы, который пишет только правду, учит быть честным и очень ярким. Посмотрите, как борется автор за правду в произведении « Фикус». Это на него так подействовала генная энергия культурного наследия. Внутренний стержень Золотарёва тоже даёт о себе знать в его рассказах. Юмор - вот маска стержня, она защищает человека от внешних агрессивных сил. Если сравнивать рассказы А. Чехова, М. Шолохова и В. Золотарёва, то это произведения, где блещет необыкновенный, неповторимый юмор. Он искрится перед читателем, завораживает южным огнём и остаётся в памяти маленьким, непогасающим угольком.
Также во всех произведениях донских писателей присутствует одна общая тема: « Братья наши меньшие и отношение к ним». У А. Чехова такое произведение « Каштанка», у В. Золотарёва « Приблуда»…
Итак, приёмом акцентирования взаимосвязей на материале определённых рассказов, мы выяснили, что третья гипотеза имеет право на существование и не менее важна, чем предыдущие гипотезы.
Как говорит сам Золотарёв: « Я - мальчик с Пушкинской улицы». Одной из сил, влияющих на написание произведений Владимира Семёновича, была сила окружающей его среды. В своих автобиографических рассказах он часто описывает город Ростов-на-Дону: его улицы, парки, его восстановление после войны. А ведь это всё потому, что Ростов – его родной город, где он родился, рос, взрослел, влюблялся и по сей день живёт душой и телом. Он урбанизированный писатель, который рассказывает только о городской местности, о городских людях и случаях, произошедших с ними. Но всё-таки описание Ростова ему удаётся лучше всего, он знает каждую его трещинку, каждую его царапинку. Родными местами для него стали памятник Пушкину, Ленину, проспект Буденновский, улица Пушкинская. Писатель настолько любит свой город, что олицетворяет (оживляет) его: « Город Ростов-на-Дону, как боксёр-тяжеловес с трудом поднимается на ноги после нокаута…» Золотарёв видит эстетику возрождающегося города и верит в его светлое, счастливое будущее, потому что в его рассказах даже природа становится на защиту города. « Жители разгребали завалы. С каждым днём всё громче стучали молотки и звенели пилы. Город оживал… Городская зелень бурно прорастала везде, где только могла зацепиться, точно стремилась прикрыть и задрапировать собой страшные раны войны».
Также Золотарёв видит духовную красоту человека с одной стороны и внутренние конфликты - с другой. Он умеет буквально по глазам читать мысли людей и потом виртуозно излагать их на бумаге. В произведениях он точно передаёт чувства того или иного персонажа, обнажает его душу.
Так просто рассказав немного о жизни Золотарёва и пересказав некоторую часть его рассказов, мы подтвердили четвёртую и последнюю гипотезу моей исследовательской работы: « Одним из факторов развития гармоничной личности является эстетическое наследие родного края».
2.7 Выводы по второму проблемному вопросу.
Теперь, после рассмотрения определённого количества гипотез, давайте подведём итоги по второму проблемному вопросу. Прежде всего, надобно ответить на поставленный в начале работы вопрос: « Каким образом энергия культурного наследия влияет на развитие духовного и интеллектуального начала в личности?». Но, так как мы уже в середине работы овладели ответами на поставленный вопрос, мы четко можем определить, какие гипотезы верны:
Следовательно, влияние энергии культурного наследия включает в себя множество аспектов жизни, начиная с семейного воспитания и заканчивая зрелым осознанием всего мира, людей и общества в целом, а влияет она на личность именно посредством вышеперечисленных гипотез.
Через изучение произведений и жизни В.С. Золотарёва мы поняли, что энергия культурного наследия влияет на всех разумных существ, то есть на всех людей. Поняв это, мне пришла в голову мысль составить схему развития и влияния энергии культурного наследия на Золотарёва (см. приложение 1).Так же конкретно для себя я поняла, что моей поучительной энергией культурного наследия стало само творчество Владимира Семёновича Золотарёва. Его произведения необыкновенным образом повлияли на развитие во мне патриотизма, правдолюбия, понятия о чести, уважение и других благородных качеств, которыми в идеале должен обладать каждый. Я, проделав такую большую работу, пополнила свой словарный запас и обогатилась духовно. Проводя опросы среди своих одноклассников, я заинтересовала и их. Эта работа создала лишь положительные эффекты на меня и окружающих.
Но чтобы окончательно убедить Вас, цензор моего исследования, в том, что эта работа была проделана не зря, я решила провести мониторинг в разных группах моей школы. В трёх совершенно разных по уровню образования классах: пятом, седьмом и одиннадцатом, с целью определения влияния произведений Золотарёва как части энергии культурного наследия на разные возрастные категории людей. Каждому классу я прочитала произведение « Плохой мальчик Витя» и дала коллективное задание: определить основную мысль, проблему этого рассказа и написать своё мнение по поводу этого произведения. Результаты эксперимента представлены в таблице №1 (см. приложение 2).
Когда я проанализировала эту таблицу, я сделала вывод: во-первых, Золотарёв действительно сам по себе способен влиять на молодое поколение, так как уже стал частью культурного наследия, во-вторых, от возраста и развития человека зависит его осознание и восприятие реальности. Каждый класс в силу своего развития сделал вывод, совершенно непохожий на умозаключения других классов. Пятый класс очень громко смеялся, заразив меня своим позитивом и радостью. Основная мысль, выделенная обучаемыми пятого класса звучала так: « Маленькие дети не понимают, что делают неправильно и поэтому выглядят глупо и иногда смешно». Проблема, выделенная пятым классом: « Маленькие дети и их глупость». То есть самый младший класс, участвовавший в эксперименте, вынес для себя только юмористическую сторону произведения.
Когда я пришла в седьмой класс, после прослушивания текста они сказали, что это очень грустный рассказ, и за юмором скрываются печаль и разочарование бабушки. Проблема, выделенная седьмым классом, обозначена так: « Грубость и непонимание взрослых со стороны детей». А вывод, который они сделали: « Надо следить за своей речью, ведь слово – не воробей, вылетит, не поймаешь. Неграмотным изложением мыслей можно глубоко ранить человека».
Анализируя рассказ « Плохой мальчика Витя» со своими одноклассниками, мы выяснили, что проблема этого текста: кратковременность бытия и детская неосознанная жестокость. Выводы, которые мы сделали звучат так: цени свою жизнь, ведь она слишком коротка и даётся нам всего раз. Никогда не делай человеку того, чего не желаешь себе.
Из всего вышеизложенного следует, что Золотарёв – это один из инструментариев энергии культурного развития, и его творчество влияет на каждого по-своему: кого-то заряжает эмоциями и веселит, кому-то подаёт пример, а кому-то показывает жизнь в её серых красках, тем самым, озадачивая и наталкивая на размышления. А лично меня рассказы Владимира Семёновича очень многому научили. На примере своих героев он показал, как надо жить, и пробудил во мне чувства, которые могут воспитываться годами, о которых нельзя написать, которые будут проявляться в моих поступках и действиях, в моей речи и размышлениях, за которые я благодарна этому великолепному, мудрому, необыкновенному, уже родному для меня писателю, Золотарёву Владимиру Семёновичу!
Основная мысль. | Проблема. | Ваше мнение. | |
5 класс. | Дети не всё понимают, поэтому могут делать не- правильные выводы и говорить глупости, не стоит на них обижаться, они ведь маленькие. | Маленькие дети и их глупость | Нам очень понравился рассказ « Плохой мальчик Витя», так как он очень весёлый, интересный и напоминает нас в детстве. |
7 класс. | Автор хотел показать нам силу слова, объяснить, что очень важно думать прежде, чем говорить, как можно обидеть человека всего лишь одной фразой, одним маленьким словечком. | Грубость и непонимание взрослых со стороны детей. | Рассказ очень интересный и поучительный, мы поняли, что надо сначала семь раз подумать, а потом, уже сформулировав правильно свои мысли, говорить. |
11 класс. | Мы живём и спешим, редко оглядываемся назад, но когда возникают моменты, при которых мы задумываемся над смыслом жизни, нам становится грустно, мы осознаём, что до этого не жили, а существовали, и зря… так же автор хотел нам показать, как, не подумав заранее, мы можем глубоко ранить человека. | Кратковременность бытия и детская неосознанная жестокость. | Жизнь очень короткая, нам стоило бы ценить её, беречь, мы живём всего один раз, так давайте проживём её так, чтобы нас запомнили хорошими людьми, так же проводя свою жизнь, мы должны помнить о правильном выражении своих мыслей. Никогда не говорите человеку того, чего не хотели бы услышать сами. |
Что есть на свете красота?
Как напиться обезьяне?
Злая мать и добрая тётя
Мороз и заяц
Лягушка-путешественница