Данная работа проводилась по теме «Добро и зло в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя.
Цель работы заключается в том, чтобы
- изучить изображение Гоголем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» вечных и актуальных тем добра и зла;
- установить место и роль фольклорных и нравственных понятий добра и зла в творчестве Н. В. Гоголя, выявить способы и приемы их реализации в поэтике писателя.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- познакомиться с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя;
- рассмотреть добро и зло в повестях «Вечеров на хуторе близ Диканьки»;
- определить место, способы и приемы реализации типов народной обрядовой культуры в раннем творчестве Н. В. Гоголя;
- установить роль понятий добра и зла в повестях и рассказах сборника, проследить эволюцию способов их реализации в поэтике писателя;
- определить специфику способов и приемов реализации.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota.doc | 504 КБ |
Научно-исследовательская работа
«ДОБРО И ЗЛО В «ВЕЧЕРАХ НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»
Н.В.ГОГОЛЯ
Автор: Федорова Алиса,
ученица 7а класса ГБОУ СОШ №362
Московского района
Научный руководитель:
Сызранова Наталия Владимировна
учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург, 2010
ДОБРО И ЗЛО В «ВЕЧЕРАХ НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» Н.В.ГОГОЛЯ
АННОТАЦИЯ
Данная работа проводилась по теме «Добро и зло в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя.
Цель работы заключается в том, чтобы
- изучить изображение Гоголем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» вечных и актуальных тем добра и зла;
- установить место и роль фольклорных и нравственных понятий добра и зла в творчестве Н. В. Гоголя, выявить способы и приемы их реализации в поэтике писателя.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- познакомиться с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя;
- рассмотреть добро и зло в повестях «Вечеров на хуторе близ Диканьки»;
- определить место, способы и приемы реализации типов народной обрядовой культуры в раннем творчестве Н. В. Гоголя;
- установить роль понятий добра и зла в повестях и рассказах сборника, проследить эволюцию способов их реализации в поэтике писателя;
- определить специфику способов и приемов реализации.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые комплексно изучается роль нравственных народных понятий в поэтике писателя; по-новому решается вопрос о способах и приемах реализации библейских и народных понятий в поэтике писателя.
В работе применяются различные методы исследования, выбор которых обусловлен характером материала и конкретными задачами анализа. Использовались сравнительно-исторический и структурно-типологический методы, метод целостного анализа текста и методика интертекстуального анализа.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней раскрывается связь душевного состояния писателя, характеров героев и фольклорным началом, основанным на христианских традициях и вероисповедании, направленная на дальнейшее развитие принципов мифопоэтической и культурно-исторической интерпретации художественного текста.
Практическая значимость. Материалы и результаты работы могут быть использованы на уроках при изучении «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в 6-7 классах с целью расширения знаний по фольклору и русской литературы XIX века, при комментированном изучении и чтении произведений Н. В. Гоголя.
ПЛАН РАБОТЫ
Поэтика Н. В. Гоголя не раз становилась предметом научного исследования. Тот аспект ее изучения, который предлагается в данной работе, связан с неослабевающим интересом литературоведения к проблемам исторической поэтики, выходящим на первый план в гоголеведческих работах трех последних десятилетий.
«Нужно сильно потрясти детские чувства, и тогда они надолго сохраняют все прекрасное. Я испытал это на себе». Так говорил Николай Васильевич Гоголь в письме к своей матери. Чтобы понять, что же такое он имел в виду, мы решили обратиться к первым его произведениям, в которых он обращается к вечным темам как Добро и Зло. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» у него странный взгляд на мир: с одной стороны поэтический, с другой – очень суровый, всевидящий, реалистичный.
Актуальность работы, таким образом, обусловлена, с одной стороны, недостаточной изученностью отражения понятий добра и зла в поэтике Н. В. Гоголя, а с другой – необходимостью поиска новых подходов к этой проблеме.
Объект исследования составляют фольклорные и литературные персонажи в творчестве Н. В. Гоголя.
Предметом исследования являются различные способы и приемы реализации нравственных понятий в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Материалом для исследования стали произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки». При этом основное внимание уделяется раннему, романтическому, периоду творчества Н. В. Гоголя.
Проблема нравственного понимания добра и зла имеют различную трактовку со стороны религии и человека, фольклорное отношение также разительно отличается от религиозного, но эти два понятия являются основами национального характера.
Исследование проводилось поэтапно и включало в себя изучение и анализ статей литературоведов, целостный анализ текста и методику интертекстуального анализа сюжета и образов литературного произведения с использованием сравнительно-исторического и структурно-типологического методов.
Работа состоит из введения, трёх глав: 1 глава – «Мистицизм в жизни и творчестве Н.В.Гоголя»; 2 глава – «Добро и Зло в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»; 3 глава - «Две разнородные традиции изображения нравственных понятий в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»;заключения и списка использованной литературы.
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Фамилия Гоголей не слишком древняя, в «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи» указывается: «Генрих Гогель в службу вступил в 1775 году». Русифицировались и украинизировались они быстро (было две ветви - в Петербурге и Малороссии), что не удивительно для времён Екатерины II. Герб Гоголей: «В гербе в правой нижней части в голубом же поле поставлена на подножие щита с распростёртыми крылами птица гогель, обратившаяся в левую сторону, держащая во рту липовую ветвь с плодами и сидящею на оной пчелою».
У В. Даля: «гоголь» / «гогель» -- «красивый нырок или утка», другое значение - «франт», «волокита» («Он гогелем ходит (хватом, франтом), самодовольно подняв голову»).
Род этот был уже довольно сильно полонизирован, когда прибыл в Россию. Но кое-что говорит о прусских юнкерах, потомках крестоносцев Тевтонского ордена. Липа - древо жизни, липовый мёд входил в состав божественной амброзии. Пчела в западноевропейской геральдике символизировала участие в Крестовых походах (пчёлы были помещены на герб Бонапарта, когда он пришел из экспедиции в Египет и Сирию). Это также символ эзотерического гностического христианства. Само слово «гоголь»/«гогель» - тюрко-монгольское («серо-синий, сине-зелёный»); оно может обозначать утку соответствующей окраски, но также понятие «знатности», например Кок-тюркют («Синие», т. е. «Благородные тюрки»). Пчела на гербе Гоголей явно собирает мёд с липовой ветви. Считалось, что пчёлы жили в Эдеме вместе с Адамом и Евой и последовали за ними в изгнание; в языческой древнегерманской традиции упоминается «мёд поэзии», без которого невозможно никакое творчество. Ясно, что пасечник «Рудий Панько», т. е. пчеловод, сам Гоголь.
Н. В. Гоголь в течение всей жизни не только верил в мистику и колдовство, но и проник в сущность этих явлений. Достаточно прочитать «Вий», «Майскую ночь, или Утопленницу», «Пропавшую грамоту», «Заколдованное место», «Страшную месть» (в детстве на Гоголя скорее всего была наведена квалифицированная порча «страшного конца и мучительной смерти»). Глубокий интерес к религиозным вопросам также можно объяснить страшным колдовским проклятием. Н. В. Гоголь много раз предупреждал друзей, чтобы в случае его смерти они не хоронили его до тех пор, пока не будет понятно, что он действительно умер. Об этом забыли. Когда в 1931 году останки Гоголя решили перенести с погоста Данилова монастыря на Новодевичье кладбище обнаружилось, что обшивка гроба изнутри вся изорвана. Порча сработала, Гоголь принял адскую казнь -внутри гроба под землёй. Даже если это своего рода апокриф, то апокриф очень характерный. Очевидно, что у писателя был второй план (тайная жизнь). По мнению валлийского поэта Р. Грейвза, без этого фактора - «тайной жизни» - талантливый поэт и писатель вообще не может состояться. Смерть Гоголя имеет литературный аналог: смотри рассказ Э. По «Бочонок амонтильядо» о захоронении заживо итальянским аристократом своего врага.
Следует указать ещё на один источник мистической тематики в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» - книга французского аббата Николя Монфокона де Виллара «Граф де Габалис, или Разговоры о тайных науках», анонимно изданная в Париже в 1670 году и неоднократно переиздававшаяся. В. Одоевский, известный русский романтик, хорошо знал эту книгу преимущественно о стихийных духах. «Общество любомудрия», созданное в 1823 году В. Одоевским и Дм. Веневитиновым, по существу было оккультным в самом прямом смысле этого слова. С 30-х годов XIX века до 1850 года в петербургском, а затем в московском домах В. Одоевского собирался цвет российской словесности, и не только: путешественник Барон Шиллинг, китаист и миссионер о. Иакинф, археолог-эрудит Сахаров, химик Гесс и др. В 1831 году В. Одоевский писал о «Вечерах на хуторе близ Диканьки», что повести Гоголя «выше и по замыслу, и по рассказу, и по слогу всего того, что доныне издавали под названием русских романов». В 1833 году В. Одоевский задумывал писать «Двойчатку» - книгу из двух повестей, своей и Гоголя. В 1836 году В. Одоевский на страницах «Современника» назвал Н. В. Гоголя «лучшим талантом России», впрочем и сам Одоевский считал себя предшественником Гоголя.
Очевидна связь Гоголя с романтизмом. Он пишет: «Я всегда чувствовал в себе маленькую страсть к живописи. Меня всегда занимал писанный мною пейзаж, на первом плане которого раскидывалось сухое дерево. Я жил тогда в деревне; знатоки и судьи мои были окружные соседи. Один из них, взглянувши на картину, покачал головою и сказал: «Хороший живописец выбирает дерево, хорошо растущее, а не сухое». Критик Гоголя явно не видел картин и их дешёвых копий немецкого художника-романтика К. Д. Фридриха, также тяготевшего к написанию картин с «сухими деревьями» на первом плане. В начале 1839 года В. Г. Жуковский встретился в Риме с Гоголем, где они обсуждали творчество К. Д. Фридриха (Жуковский был одним из спонсоров художника). Американский исследователь Чарльз Пэсседж считает, что и без влияния В. Одоевского Гоголь был склонен к «гоффманизму». Связь прусского писателя и выходца из Пруссии (имея в виду происхождения рода Гоголя) ещё более тонкая и, можно сказать, фатальная. Медард, главный герой «Эликсиров сатаны» Гоффмана, пишет о своём детстве: «теплятся в душе моей отрадные картины жизни в обители святой Липы с её величавым храмом». Близ Кёнигсберга, столицы Восточной Пруссии, существовал монастырь с липовым стволом, обрамившим древнюю икону. В старом монастыре, который в эпоху Реформации сожгли лютеране, икона была вставлена в живое дерево. Гоголь, вне всякого сомнения читавший этот роман, уловил связь липовой ветви своего родного герба и обители злосчастного Медарда, которым дьявол играл как куклой.
Исключительную самобытность «Вечерам на хуторе близ Диканьки» придаёт украинский фольклор. Необходимо отметить, что после нашествия монголов две трети Южной Руси были опустошены и лишились трех четвертей населения. Постепенно в XIV - XV вв. положение стабилизируется за счёт благодатных природных условий, население растёт в том числе из-за миграции с Балканского полуострова, где возрастает турецкая угроза. Мигранты, которых было даже больше чем восточнославянских аборигенов Приднепровья и Верхнего Подонья, принесли и новую мифологическую традицию, восходящую к догреческому населению Балкан (пеласги, фракийцы). Все мрачные аспекты греческой мифологии восходят именно к этой среде, что и объясняет общность сюжетов сербов, болгар, румын, молдован и украинцев. Ведьмы Гоголя прежде всего имеют отношение к Старой Европе, это греческие пифониссы, не колдуны братьев Гримм и не Баба-Яга русских сказок.
Черти, ведьмы, Вий - это не «легион» и не сатанизм. «Сатанизм - реакция на христианство, извращённая ересь, которая объектом поклонения делает дьявола и его философию, отрицающую все христианские добродетели. До пришествия Христа существовали другие религии, одна из которых главенствовала в древнем мире… Почитание Деметры - богини-матери, богини жизни и плодородия - было основой элевсинского культа… Её аналог можно найти во всех пантеонах Древнего мира. Это культ Ану; она же Изида, она же Диана. Она была Великой Матерью… Но она была не только богиней жизни и плодородия, а также смерти. Она - Геката, она кельтская богиня Серидвен, Кайлея у гэлов, богиня Хэг с семью мужьями. В Ирландии её называют Морриган -- богиней войны, от которой зависят судьбы воинов и которая носится над полем битвы на своих обагрённых кровью вороньих крыльях… Но с распространением христианства культ Великой Матери постепенно ушёл в тень. Со временем в нём окрепла и стала определяющей тёмная сторона. Он стал культом смерти и власти, проклятия и зла». Уповая на христианское понимание древнего зла, Гоголь пытался снять порчу (едва ли не родовое проклятье). Но тщетно. Это было более масштабное и изощрённое зло, чем дифференцированное зло, восходящее к Сету и персидскому Ариману. Балтийская богиня Линда, почитавшаяся в Пруссии, возможно, имела какое-то отношение к предкам Гоголей. Немецкие бароны, подчинившие балтославян, тайно совершали служения женским божествам побеждённых даже более ревностно, чем древние жрецы, о чём повествует семейная хроника А. Е. Брахфогель «Рыцарь Леопольд фон Ведель». Сокровищами католических монастырей были славянские языческие идолы; простой народ, чисто мистически воспринимавший природу, лютеранство не привлекало ни торжественными церемониями, ни чудесными верованиями. Та же ситуация была на Руси: княжеские роды, восходившие к Рюриковичам (Вяземские, Одоевские), сохранили даже славянские руны как родовую тайнопись. Даже Салтыковы (а род это тюркский) были почти открытыми славянскими язычниками. Раскол и преобразования Петра I, дискредитировавшего церковь в пользу «светского клира» чиновников, привело, как и в Европе, к повсеместному возрождению язычества, но это были по преимуществу мрачные культы, настоящее славянское «вуду». Но был ещё один источник «тёмного мастерства», который и сгубил Хому Брута, -- Киево-Могилянская академия (коллегия). Как в Саламанке и Кракове, основными предметами (после теологии) здесь были оккультные практики (по принципу «для борьбы с католиками все средства хороши»). Огромное влияние на школяров коллегии оказывали тексты Михаила Пселла по демонологии и сочинение Исаака Комнина «Об ипостасях зла».
Собственно мистическое в «Вечерах…»:
1. «Сорочинская ярмарка». «Красная свитка» (чёртова одёжка), которая приносит несчастья. Геллий рассказывает в «Аттических ночах» о коне некоего Сеяна, осуждённого на смерть Марком Антонием. Все последующие владельцы этого коня также погибали насильственной смертью. Золото, награбленное консулом Гнеем Сервилием Цепионом (конец II в. до н. э.) в храме друидов в Тулузе, принесло несчастье всем, кто получил свою долю в добыче. Современная версия рассказа -Р. П. Стивенсон «Дьявольская бутылка».
2. «Вечер накануне Ивана Купала». В языческие времена в Купалову ночь искали «котлы золота» (гуннские котлы - оссуарии, набитые добычей кочевников). Имя главного Басаврюка - главного носителя зла - связано с румынской «босоркой» и означает человека, отвергнутого людьми, тайного вампира.
3. «Майская ночь, или Утопленница». Жена сотника, оборачивающаяся чёрной кошкой с железными когтями (аватара (воплощение) Нефтиды, железо - «кости Сета»). Благая ундина выведена в книге де Ла Мота Фуке, в переводе Жуковского, друга Гоголя. Навы-мавки (майи), русалки сильны именно весной.
4. «Ночь перед рождеством». Вакула - сын ведьмы Солохи (отсюда его способности). Один из источников - «Повесть о Карпе Сутулове и его жене Татиане». Коляда «calendae» (римский обычай). «Собачье рыльце чёрта»; в заговорах Малороссии волк (собака) и чёрт - почти синонимы. Чёрт - Сурт («тёмный»), Саурон. Заговор румын «Пошли по дороге 9 дьяволов, 9 псов», источник «Гончие преисподней», свора Анубиса или воплощение Сета в виде шакала. Но «в ночь крещения черти особенно боятся волков» (греческий Зевс Линкейский - бог одержимых мужей, бесновавшихся, как менады - покровитель Спарты, римляне - «дети волчицы»). Цербер - «пёс преисподней». Вакула пропал на три дня - это история Томаса Лермонта (шотландского предка Лермонтова).
5. «Страшная месть». У колдуна - зелёные глаза, горб (это стандартное описание, прямые заимствования из фольклора). Замок колдуна описывается не без влияния книг американского романтика начала XIX в. В. Ирвинга. Спящий рыцарь-гигант «обитает» в мифологическом пространстве Карпат, этого заповедного поля «дракул» и «носферату». Это фракийский Залмоксис, или «горный великан», румынского фольклора, образ, близкий былинному Святогору. Это светлая (но не «божественная» сила), некий могущественный «спящий древний бог». Как и Вакула, Катерина, дочь колдуна, - человек с латентной «силой», которая, будучи неразвитой, привлекает злые силы.
«Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора»,– писал Гоголь матери в 1844 году.
Исполнили ли биографы Гоголя это пожелание? Оценили ли по справедливости его религиозный подвиг, то «прочное дело жизни», которое писатель считал важнее своего литературного творчества? Можно с разных точек зрения подходить к жизненной задаче, поставленной Гоголем; можно сочувствовать ей или ее оспаривать, но игнорировать ее нельзя.
Гоголь был не только великим художником: он был и учителем нравственности, и христианским подвижником, и мистиком.
Историю этого Гоголя мы и пытаемся рассказать, пользуясь как материалами перепиской, религиозно-нравственными сочинениями Гоголя и свидетельствами современников; эстетическая оценка художественных произведений автора «Мертвых душ» не входит в нашу задачу: мы привлекаем их к рассмотрению только как психологические и идеологические документы.
До сих пор в литературе о Гоголе повторяется или молчаливо допускается мнение, что призвание его было исключительно литературное, что, «ударившись в мистику», он загубил свой талант и «занялся не своим делом», что весь духовный путь писателя был одним прискорбным недоразумением. Но почему же религиозно-нравственные идеи Гоголя легли в основу «учительства» всей великой русской литературы и почему значительность его христианского пути с каждым годом раскрывается нам все яснее?
После пережитого нами опыта войны и революции мы другими глазами смотрим на Гоголя – «мученика христианства», как назвал его С. Т. Аксаков; и по-новому звучат для нас слова его Завещания:
«Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом».
Летом 1831 года в типографию Министерства просвещения зашел щеголевато одетый молодой человек, при виде которого наборщики начали весело фыркать и улыбаться. Этот молодой человек был Н.В.Гоголь – автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Ему тогда было всего 22 года. Книга сразу привлекла к себе общее внимание и положила начало славе Гоголя. А.С.Пушкин писал о ней: «Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».
А в 1835 году критик В.Г.Белинский дал такой отзыв о повестях Н.В.Гоголя: «Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов, обольстительного… все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…»
Такие блестящие отзывы получает книга повестей, интерес к которым не угасает вот уже больше столетия.
Все повести объединены общими темами и проблемами. Мы рассмотрим одну из них, на наш взгляд, самую главную, вечную для каждого человека и самую актуальную в наше время: Добро и Зло. Как решает эту тему Гоголь, какие нравственные уроки помогает извлечь читателю?
С этой темой мы встречаемся уже на первых страницах повести «Сорочинская ярмарка».
Ярмарка – событие из ряда вон выходящее, народный праздник. Здесь все привычные представления опрокинуты, отметаются все условности. Все участники – как одушевленное целое, охваченное радостью, весельем, легкостью, широтой и открытостью, как музыка Мусоргского.
Но что-то мешает людям безмятежно веселиться, спокойно торговать. Зло рядом. Оно витает в самом воздухе, заключается в самом месте, где проводится ярмарка. Народ называет это место проклятым.
Зло воплощается и в зримый образ, появляется сам черт. Каков он?
Такой, как в народных преданиях. Его образ если не очеловечивается, то одомашнивается. Он несчастный, так как изгнан из ада, с горя пьет. Ему нужны деньги, поэтому он закладывает свитку, а потом и совсем исчезает.
Так, может, и говорить не о чем? Исчез черт и исчезло зло?
Нет. Осталась его красная свитка. Такая дорогая, редкая, очень красивая вещь. Должно быть, обладатель свитки должен быть счастлив?
Все обладатели свитки счастья не получили, одни убытки; стремились от неё избавиться, но и это было не просто. Удалось только тому, кто, перекрестившись, изрубил свитку и разбросал куски.
Легко отличить зло, если оно с рогами и копытами или со свиным рылом. Но очень часто оно скрывается под обычной человеческой личиной.
Трудно его распознать. Но в этом нам помогает сам Гоголь. Кто же из людей воплощение зла?
Мачеха Хивря. И ее одежда, так подробно описанная автором, чтобы подчеркнуть отсутствие вкуса, гармонии, чувства красоты у мачехи, и выражение лица дают парубкам повод сказать: «А вот впереди и дьявол сидит!» Об этом говорит ее речь, отношение к падчерице и сожителю.
Как переплелось зло сказочное, фантастическое и повседневное, реальное!
Помощь парубков и цыгана, хитроумно использовавшего красную свитку. В целом Добро, Любовь, Единение победили зло. Никто не слышит грозных окриков Хиври, обступив танцующей стеной счастливую, красивую пару. Слышится музыка – то, что тоже способно объединить людей.
У нас нет никакой уверенности в будущем счастье Грицько и Параски. В нечистом месте, нечистыми способами, с помощью нечистой силы добыто оно – с помощью красной свитки. «Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему».
Повесть «Майская ночь или утопленница». Это самая красивая и поэтичная повесть. Изумительная природа, прекрасные и трепетные чувства. Однако и в прекрасном пейзаже есть нечто, что нарушает эту гармонию, беспокоит Галю, чувствующую присутствие зла совсем рядом.
Символом зла является дом, свидетель дикого зла, происшедшего здесь, изменился даже внешне и вносит диссонанс в прекрасный мир.
В чем же заключается это страшное зло? Отец под влиянием мачехи-ведьмы выгнал родную дочь из дома, толкнул на самоубийство. «Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему».
Но зло не только в страшном предании. Оказывается, у Левко есть страшный соперник. Это его родной отец, человек страшный, злобный, который, будучи головой, обливает на морозе людей холодной водой. Друзья Левко пытаются помочь ему, но все напрасно. Отец неумолим. И тогда происходит чудо. Панночка, утопленница обещает любую награду, если Левко поможет русалкам избавиться от ведьмы.
Выбор пал на Левко не случайно, он добр, отзывчив на чужую беду, испытывает сердечное волнение, когда он слушает печальный рассказ панночки. «Тяжелое, полное жалости и грусти чувство сперлось в груди парубка». И парень находит ведьму, ведь у нее «внутри виднелось что-то черное, а у других светилось».
Значит, как бы ни маскировалось зло, добрый, светлый человек способен его почувствовать, распознать. И Левко получает награду – не золото, не деньги, а любовь. Получив согласие головы на брак, он не будит спящую Галю, а уходит, перекрестив девушку и закрыв окно. Это настоящая любовь, которой не страшно никакое зло. И награда за такую истину, бережливую любовь – гармония всюду: в сказке, в жизни, в природе.
Повесть «Ночь перед Рождеством».
В ночь перед Рождеством, накануне светлого Рождения Спасителя, нечистая сила в разгуле, в последние часы своего существования хочет ввергнуть в грех православных людей.
Гоголь разгулявшуюся нечисть показывает по-разному. Солоха – ведьма, женщина, приятная во всех отношениях, и черт, смешной, нелепый, похожий на немца. И еще один «злой» образ – Пацюк, похожий на бочку, тоже смешной.
В этой повести зло внешне, физически не страшно, но цель та же – погубить душу человека. И в этой повести есть всепобеждающая любовь. Хотя она в начале повести отвергнутая, безответная, но потом она торжествует. Вакула добился своего, потому что он им движет вечная надежда на добро, на чудо. Не зря Гоголь верил своему герою, он силен и физически, и духовно. Вакула знает, что черта можно победить словом Божьим и святым крестом. Он заботится не только о себе, но и хочет спасти других людей от черта.
Особому человеку и награда особая. Во дворце в Петербурге он увидел картину – Пречистую Деву с Божественным младенцем на руках. Глядя на нее он испытывает восторг и умиление. Картина эта потом оживет – это его Оксана с их младенцем на руках. Этим вечным образом матери с младенцем на руках праздник Рождества предстает в повести Гоголя как торжество Добра, Любви и Единения.
В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь следует двум разнородным традициям, стараясь связать их единством стиля. Первая традиция – немецкая романтическая демонология: ведьмы, черти, заклинания, колдовство, с которыми Гоголь был знаком по повестям Тика и Гофмана; вторая – украинская народная сказка с ее исконным дуализмом, борьбой Бога и дьявола. Повести можно расположить по степеням нарастающей мрачности. В «Пропавшей грамоте» и «Заколдованном месте» – чертовщина уморительная и «домашняя»: обе повести являются своего рода демонологическими анекдотами. В «Майской ночи» и «Ночи перед Рождеством» – борьба добра со злом уже труднее: нужна святая панночка, чтобы победить страшную ведьму, нужен благочестивый кузнец-иконописец, чтобы одолеть черта. И, наконец, в «Вечере накануне Ивана Купала» и в «Страшной мести» смех совсем замолкает. Забавное уступает место ужасному. Независимо от народной традиции автор создает чудовищные и зловещие образы Басаврюка и колдуна, отца Катерины.
Описание мертвецов, выходящих лунною ночью из могил на берегу Днепра, рассказ о схватке колдуна с всадником, сцена вызова души Катерины – самые сильные страницы в «Вечерах». Это первые звуки не заученной, а своей художественной речи. Именно здесь, в страшном и мрачном, следует искать «хвостики душевного состояния» автора. Вспомним его признание в «Авторской исповеди»: «На меня находили припадки тоски мне самому необъяснимой... Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе все смешное, что только мог выдумать». Но смешное постепенно переставало быть смешным, а мрачность его «меланхолического от природы характера» упивалась изображением зла и смерти.
Вас. Гиппиус, анализируя композицию «Вечеров», приходит к заключению, что шесть из них варьируют одну тему. «Это,– пишет он,– вторжение в жизнь людей демонического начала и борьба с ним». На исходе этой борьбы автор смотрит с безнадежностью: в «Вечере накануне Ивана Купала» побеждает Басаврюк; в «Страшной мести» все, прикоснувшиеся к злой силе, осуждены на гибель (Данило, Катерина, ее маленький сын). Единственное убежище – церковь и монастырь, но и они нередко бессильны. Автор сознательно отступает от народной сказки с ее наивной верой в конечное торжество добра.
Читатели «Вечеров», очарованные юмором и веселостью Рудого Панька, не обратили внимания на лежавшую в основе повестей мрачную демонологию. «Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего... этой веселости, простодушной и вместе лукавой»,– писал Пушкин. Все смеялись, начиная с наборщиков, которые, завидя автора «Вечеров», «давай каждый фыркать и прыскать себе в руку, отворотившись к стенке» (письмо Гоголя к Пушкину, 1831 год).
Гоголь единодушно был признан замечательным юмористом. Ему дорого пришлось расплачиваться за эту быструю славу. Читатели любят простые и ясные ярлыки: звание юмориста осталось приклеенным к писателю на всю жизнь. И этим отчасти объясняется провал его «Переписки с друзьями» и вообще неудача его «душевного дела». Когда Гоголь перестал смешить и заговорил о Боге, никто не поверил, что комический писатель может быть учителем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сколько живет человечество, столько рядом с ним живут Добро и Зло, Любовь и предательство, Жизнь и смерть. Они могут меняться, но человек должен научиться распознавать их, должен отличать доброе и вечное от плохого, ненужного. Как же этому научиться, мы черпаем из Гоголя, его произведений. Свою актуальность они не потеряли и по сей день.
Проделав исследование по гоголевским повестям, включенным в «Вечера на хуторе близ Диканьки», я прихожу к следующему выводу:
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Приложение №1
Портрет Н.В.гоголя
Приложение №2
Обложка к электронному изданию книги
Приложение №3
Солоха с чёртом в повести «Ночь перед Рождеством»
Приложение №4
Фрагмент из фильма «Ночь перед Рождеством»
Приложение №4
«Сорочинская ярмарка»
За еду птицы готовы собирать мусор
Медведь и солнце
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Снеговик
Девочка-Снегурочка