Две версии одного сюжета
Няч Любовь
Ямало-Ненецкий автономный округ, село Самбург
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Самбург Пуровского района, 8 класс
Краткая аннотация
Сегодня в условиях всё чаще возникающих конфликтов между людьми разных национальностей важно показать, насколько близки темы и герои национальных литератур, насколько схожи проблемы разных народностей, населяющих округ. Для сравнения автором работы выбраны рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма» и повесть ненецкой писательницы А.Неркаги «Анико из рода Ного».
Проведённое исследование доказало, что оба писателя с необыкновенной мудростью и с любовью к людям всматриваются в мир, окружающий нас. Несмотря на то, что авторы – представители разных поколений и разных народностей, тем не менее, их волнуют одни проблемы. Проблема, общая для этих произведений, - «вечная» тема – конфликт «отцов и детей», противостояние нового и старого. Мастерство обоих писателей не может оставить равнодушными читателей.
Вложение | Размер |
---|---|
dve_versii_odnogo_syuzheta.docx | 50.25 КБ |
I окружной тур
Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ
им. В. И. Вернадского в Ямало-Ненецком автономном округе
Секция: Литературоведение
ДВЕ ВЕРСИИ
СХОДНОГО СЮЖЕТА
Автор: Няч Любовь Юрьевна, МКОУ «ШИС(П)ОО»
с. Самбург Пуровского района
Руководитель: Саламатова Ольга Хасанбековна
Г. Новый Уренгой, 2012 г.
Краткое описание работы
Название работы – «Две версии одного сюжета». Автор – Няч Любовь, учащаяся 8 класса МКОУ «ШИС(П)ОО» с. Самбург Пуровского района.
В условиях возникающих конфликтов между людьми разных национальностей важно показать, насколько близки темы и герои национальных литератур, нужно продемонстрировать разность культур народностей, населяющих округ, но в то же время – схожесть волнующих их проблем. Для доказательства данной гипотезы автором работы были выбраны рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма» и повесть ненецкой писательницы А.Неркаги «Анико из рода Ного».
Проведённое исследование доказало, что оба писателя с необыкновенной мудростью и с любовью к людям всматриваются в мир, окружающий нас. Несмотря на то, что авторы – представители разных поколений и разных народностей, тем не менее, их волнуют одни проблемы. Проблема, общая для этих произведений, - «вечная» тема – конфликт «отцов и детей», противостояние нового и старого. Мастерство обоих писателей не может оставить равнодушными читателей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Во время изучения на уроках литературы творчества Константина Георгиевича Паустовского я заметила некоторое сходство его произведений с прозой ненецкой писательницы Анны Неркаги – автора многих произведений. Удивительным образом получилось так, что два человека с разными судьбами, разных национальностей, никогда не знавшие друг друга, нашли общий мотив, который соединил два их творения: рассказ «Телеграмма» и повесть «Анико из рода Ного».
Меня заинтересовала тема этих произведений, которая, на мой взгляд, является лейтмотивом творчества обоих писателей. Это тема одиночества, самого страшного, на мой взгляд, чувства в жизни человека. И не просто одиночества, а одинокой старости при живых детях, которые, решая собственные проблемы, забыли о своих родителях.
Я думаю, что тема, выбранная мною, актуальна, потому что сегодня, в условиях всё чаще возникающих конфликтов между людьми разных национальностей, важно показать, насколько близки темы и герои национальных литератур, нужно продемонстрировать разность культур народностей, населяющих округ, но в то же время – схожесть волнующих их проблем. Акцент будет сделан на параллели двух произведений писателей разных национальностей по тематике, образам, композиционным особенностям. Не менее важно знание прошлого своей малой родины, уважение к труду, обычаям, фольклору народа. Начинать великое нужно с малого: любовь к большой Родине нужно начинать воспитывать с любви к родине малой, в данном случае к Ямалу. Жизнь убеждает нас в том, что поколение нынешнее погрязло в бездуховности, что подчас лучшие представители его не знают или с трудом представляют себе историю края, где они проживают, традиции, обычаи, нравы людей, испокон веков населяющих эту землю. А ведь «воспитание гордости за страну начинается с изучения природы родного края, истории и достопримечательностей города или посёлка, знакомства с судьбами замечательных земляков» (// «Слово о Ямале», Салехард - 2004). И естественно, что большую, если не важнейшую роль в этом процессе играет литература, произведения авторов, живущих и творящих рядом с нами. Ведь именно литература открыла миллионам читателей многие страницы истории, художественно воссоздала современную жизнь народов, населяющих огромную страну, их духовный мир, воспела природу часто суровой, но прекрасной земли.
Цель и задачи исследования.
Итак, цель исследования: показать идейную и художественную близость рассказа К. Паустовского «Телеграмма» и повести А. Неркаги «Анико из рода Ного». Доказать, что писателей разных национальностей и разных поколений волнуют одинаковые проблемы, а именно – тема милосердия, благодарности, уважения к старшему поколению; тема отношений между родителями и детьми и, конечно, тема одиночества.
Исходя из поставленной цели, я выделила для себя следующие задачи:
Новизну данной работы я вижу в отборе исследуемого материала: для сравнения были выбраны произведения именно этих двух авторов: К.Паустовского и А.Неркаги – людей двух разных поколений, двух разных национальностей.
Исходным материалом для исследования, как уже было сказано выше, послужили мне рассказ «Телеграмма» русского писателя и северная повесть ненецкой писательницы «Анико из рода Ного».
Гипотеза: в творчестве писателей разных национальностей и разных поколений рассматриваются схожие проблемы, их волнуют одни и те же вопросы.
Методы исследования: чтение художественного произведения, научной литературы; идейно-тематический анализ, анализ сюжета, композиции; сопоставление произведений; знакомство с биографиями писателей и другими их произведениями; комментирование литературного произведение внетекстовыми материалами.
Сопоставление двух произведений я вела по двум направлениям: сходство – различие в передаче главной темы и сюжетной линии. На I этапе – анализе истоков произведений и их жанрового своеобразия – определись основные различия.
Я составила опорную схему, разделив каждое произведение на значимые части: унылая жизнь престарелых стариков и стремительная жизнь их детей. Сравнивая сюжетные линии, выделяла различные и общие для обоих произведений и элементы.
Элементы сравнения | Рассказ «Телеграмма» | Повесть «Анико из рода Ного» |
Жанровые различия | Рассказ | Повесть |
Время написания | 1946 год | 1977 год |
Прототипы | Реально существующее лицо, Катерина Петровна Пожалостина | Сама Анна Неркаги |
Центральное место действия | Старый забытый дом в деревеньке - Ленинград | Пустой холодный чум – общежитие в городе |
Характер изображения главных героев | Подробно, до мелочей, показывается жизнь героев | Автор проводит героев через ряд этапов: детство-юность-зрелость-старость, но последовательного описания нет |
Художественная деталь | Телеграмма | Письмо |
Роль картин природы | Природа подчёркивает состояние героя, настраивает читателя на нужный лад | Природа подчёркивает состояние героя, настраивает читателя на нужный лад. В повествование вводятся образы животных |
Разница этих двух произведений, на первый взгляд, очевидна, лишь только берёшь в руки их издания – рассказ «Телеграмма», состоящий из нескольких страниц текста, лаконичный, но очень много вмещающий в себя, ёмкий, глубокий; и повесть «Анико из рода Ного» - произведение более объёмное, содержащее повествование более длительное по времени, а поэтому имеющее возможность обратить внимание читателя на связи между явлениями, показать предысторию происходящего.
Рассказ «Телеграмма» написан К.Г.Паустовским в 1946 году. Произведение автобиографично. К.Г. Паустовский действительно поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина, где одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка - дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная ее дочь Настя жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери - она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги. Именно эта история, как признаётся сам К. Паустовский в знаменитой «Золотой розе», и легла в основу «Телеграммы». Здесь и жили все герои рассказа: Катерина Ивановна и Настя, а ещё соседская девочка Нюрка, ставшая в рассказе Маняшкой. История в «Телеграмме» полностью повторяет реальную историю, произошедшую когда-то с Паустовским. И однажды реальная Катерина Ивановна произносит слова, которые запали в душу писателя: «Не дай вам бог, родной мой, дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!». Тогда писатель подумал: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!» Глаза умершей Катерине Ивановне закрыл тоже К.Г.Паустовский. А «Настя опоздала на три дня и приехала уже после похорон. Так и не поплакавшись на груди у родной матери. Она осталась одна в этой жизни без родного человека».
Главы из повести «Анико из рода Ного» впервые были напечатаны в сборнике «Самотлор» в 1975 году, целиком она была опубликована в журнале «Урал» в следующем году, а отдельным изданием повесть вышла в Москве в 1977 году. Первое произведение Анны Неркаги «Анико из рода Ного», как и рассказ «Телеграмма», автобиографично. В судьбе Анико в определенной мере отражена судьба Анны Неркаги: отрыв от семьи, долгая учеба в интернате посёлка Аксарка Приуральского района, институт, потеря сестренки, гибель матери. Даже имя рода Анико – Ного – было воспринято от фамилии матери автора. В повести отражаются мысли человека, пережившего описываемые события, мучительно ищущего ответа на волнующие вопросы.
И это – момент, сближающий оба произведения, несмотря на то, что авторы их – представители действительно разных поколений (К.Г.Паустовский родился в 1892 году, А.П.Неркаги – в 1952), жившие далеко друг от друга (К.Г.Паустовский родился в Москве, затем долгое время жил в Киеве; А.Неркаги родилась в приуральской тундре, потом против воли родителей была увезена в интернат в Аксарку, затем поступила в один из вузов Тюмени и лишь через много лет вернулась в места, откуда была родом).
Повесть «Анико из рода Ного» включает в себя три основные сюжетные линии: учеба и городская жизнь ненецкой девушки Анико; драматическая история жизни в стойбище ее отца, Себеруя Ного; судьба волка – Хромого Дьявола. Но повесть – отнюдь не «коллаж», судьбы персонажей роковым образом связывает история волка – таким образом писательница подчеркивает единство, неразрывную связь человека и природы в мироощущении северных народов.
В рассказе «Телеграмма» мы наблюдаем две основные сюжетные линии: работа и городская жизнь деревенской девушки Насти с волосами «необыкновенной красоты» и холодными глазами и не менее трагическая, чем судьба ненца Себеруя, судьба главной героини Катерины Ивановны в пустом нетопленом доме.
Проблема в обеих повестях заключается в том, что дети забывают о своих родителях, занимаются своими делами, забывают, кто их растил.
В рассказе «Телеграмма» героиня Катерина Ивановна проживает свою старость в одиночестве, среди старых картин, вещей, воспоминаний. Дочь старушки Настя живёт в городе, работает секретарём в Союзе художников и помогает чужим ей людям, устраивает выставки и искренне желает им помочь, но совершенно не помнит о своей больной матери, которая уже давно не видит, не слышит. Решая проблемы посторонних людей, Настя даже не вспоминает о матери, которой больше, чем всем остальным, нужны были помощь, любовь, забота. И не нужны были деньги, присылаемые Настей. Автор очень мало уделяет внимания описанию портрета Насти: большие холодные глаза, русые волосы. Видимо, Паустовский предпочитает показать образ Насти не через красочные эпитеты и сравнения, а через описание её поступков.
А Катерину Ивановну Паустовский сравнивает с клёном, старым, никому не нужным, уже отжившим свой век.
Похожая ситуация складывается и в повести А.Неркаги «Анико из рода Ного». И здесь дочь проявляет чёрствость к своему отцу, старому Себерую, оставшемуся одним после смерти жены и младшей дочери. У отца Анико – Себеруя – нелёгкая жизнь кочевого труженика, вынужденного покупать отощавших оленей за несколько бочек рыбы, а потом выхаживающего их терпеливо и настойчиво. Переживший страшную трагедию, потерявший жену и младшую дочь, он мужественно держится во время похорон на людях, но осознаёт, что остался один-одинёшенек. Свою старшую дочь он не видел уже несколько лет, даже не знает, где она, и даже чувствует свою вину перед ней за то, что почти забыл. Но Анико – родная кровь, единственная, кто связывает его с этим миром. И он мучительно, как и Катерина Петровна, ждёт возвращения своей дочери, ждёт с надеждой, не желая понять очевидного: Анико не собирается возвращаться домой, в родной чум. Герой повести Себеруй беседует с собакой Буро, умеющим слушать хозяина внимательно и сосредоточенно. Старик говорит с собакой, как «с самым близким человеком». Катерина Ивановна же постоянно перебирает в коробочке фотографию свою и Насти, деньги, только потому, что их держала в руках дочь.
В произведениях и Паустовского, и Неркаги природа выступает не просто фоном, на котором происходит действие.
Паустовский проводит параллель между человеком и природой. Рассказ “Телеграмма” богат метафорами, сравнениями, олицетворениями, эпитетами. Обращают на себя внимание красочные олицетворения: «над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие вётлы рыхлые тучи»; «рассвет всё больше медлил, всё запаздывал»; «позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю». Каждая деталь в рассказе символична: маленький подсолнечник, который всё доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться - символ одиночества Катерины Петровны. Осенняя природа подчёркивает настроение героини и создаёт необходимый настрой у читателя: “Ночи были уже долгие и тяжёлые, как бессонница. Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал...”
В повести «Анико из рода Ного» картины природы тоже подчёркивают суровую жизнь людей: «тяжёлое свинцовое небо нависло низко, на земле было сумрачно и неприветливо». Читаешь эти строки, и сердце сжимается от нехорошего предчувствия. В небе «висит чёрная лохматая туча», и эпитеты ещё больше нагнетают обстановку. Текст повести богат олицетворениями, которые оживляют природу: «Ветер хотя и не очень свирепый, все – таки проникает в ущелье, скрепит нартами, сердито бьет по стенкам чумов, но они только стонут, не подвластные ни снегу, ни ветру».
В отличие от К.Паустовского, А. Неркаги вводит в повествование образы животных. Так, в повести появляется страшный образ волка, лишённого задней лапы. Его жертвами и становятся мать и сестрёнка главной героини повествования.
Ещё один момент сближает эти произведения: обе героини получают весточки из дома: Настя – телеграмму, Анико – письмо. Но Насте некогда даже прочитать телеграмму, она в этот момент занята открытием очередной выставки, а, прочитав, она не сразу понимает, о ком идёт речь.
Совесть в ней всё-таки пробуждается. Телеграмма от Тихона пришла в неудобный момент. Шло обсуждение работ её подопечного. Выступал один из руководителей Союза Першин. “Все смотрели на него, но чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный, Настя всё время чувствовала на себе и боялась поднять голову. С усилием она всё-таки подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что он тихо сказал сквозь стиснутые зубы: “Эх, ты!”
Почему телеграмма? Наверно, автор не зря выбирает именно это средство: с телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. Телеграмма – предостережение, предупреждение: не забывайте о самых близких, а то может оказаться поздно.
А Анико просто забывает о письме и вспоминает о нём уже ночью, но не находит его. А, найдя через месяц, прочитав, понимает: «Письмо оказалось страшным».
Анико учится, Настя работает, им некогда даже думать о своих стариках. Анико боится вернуться, снова принять то, о чём давно уже забыла: кушать руками мясо, спать в чуме под шкурой оленя. Все это уже в прошлом для нее. Она привыкла к городу, в котором кипит жизнь, в котором работает, там есть друзья, там теперь её дом. Вернувшись в тундру, она лишит себя всех прелестей городской жизни.
К чести для Насти и Анико, их стало терзать сожаление – самое неприятное чувство, которое никто бы из нас не хотел испытать. Но для Насти потеряно слишком многое: она приезжает домой уже после похорон, и простить её некому. И ведь не чёрствый, не бездушный человек Настя! В Союзе художников Ленинграда, где она работает, её ценят именно за чуткость и внимание к людям. Но почему забыта мать, своя, родная? Потому что ехать к ней так долго и жить в деревне, хоть и несколько дней, так скучно. И только тогда “Настя вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье…
- Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила”. И наказанием для неё является то, что она никогда не сможет прижаться к матери, не сможет просто поговорить с ней. Так и не дождалась бедная старушка любимой дочери. Та пришла на кладбище лишь на второй день после похорон.
А Анико? Анико приезжает к отцу, но автор не говорит о том, что она останется в тундре. Однако хочется верить, что приезд её к отцу – это начало возвращения. В чуме, уже холодном от давно не топившейся печи, живет отец, ждущий дочь, как никогда раньше. Ему сейчас нужна поддержка, близкое сердце, такое родное. А Анико хочет видеть не такого отца – пахнущего дымом, с табаком на усах, идущего суетливой походкой. И даже больше: «Рядом с отцом было неловко, потому что надо было любить, а любви нет, есть только жалость». Эти детали ещё раз подчёркивают глубину отторжения того мира, из которого когда-то Анико ушла ребёнком.
Оба автора подводят своего читателя к мысли о том, что мир жесток. Но надежда на лучшее есть, и подтверждение тому – образы Тихона, молодой учительницы в рассказе «Телеграмма».
В повести А.Неркаги тоже есть люди, отличающиеся от главной героини: русский парень Павел Леднёв, девушка Ирина Лаптандер. Но А.Неркаги идёт дальше. На могилу хозяйки – матери Анико – каждый день приходит олень, которого она выкормила. Иногда животные – существа менее разумные, чем люди, намного человечнее, чем их хозяева.
Символичен в этом отношении ещё один образ - образ волка по прозвищу Хромой Дьявол. Сопоставим отношения Хромой Дьявол – молодой волк и старый ненец – его дочь Анико. Отношения какой пары выигрывают в сравнении? Ещё одна мысль, к которой приводит нас А.Неркаги: животные жестоки потому, что того требует жизнь. А люди? Оправдана ли их жестокость по отношению друг к другу? «Личный эгоизм - родной отец подлости», - сказал М.Горький.
Есть ли надежда в финале повести А. Неркаги? Думается, что всё-таки «Анико из рода Ного» – повесть о возвращении на малую родину. В финале Анико «взяла Идола и несколько минут стояла неподвижно, понимая, что приняла сейчас душу отца, матери, деда и всех, кто жил на земле до неё. Не Идола отец передал ей, а право, святой долг жить на родной земле и быть человеком». И тем более хочется верить в это, когда вспоминаешь, что произведение это во многом автобиографичное, ведь сама Анна Неркаги, после долгих лет раздумий и скитаний, возвращается всё-таки на свою малую родину, но уже в качестве учителя, человека, создавшего свою школу для тундровых детей.
Мы видим, что оба писателя с необыкновенной мудростью и с любовью к людям всматриваются в мир, окружающий нас. Проблема, общая для этих произведений, - «вечная» тема – конфликт «отцов и детей», противостояние нового и старого. Произведения роднит мотив пробудившейся совести. Но оба они имеют открытый финал.
IV. Выводы.
1. Отличие, бросающееся читателю в глаза, – жанровая принадлежность произведений. Рассказ «Телеграмма» состоит из нескольких страниц текста, лаконичный, но ёмкий, глубокий; повесть «Анико из рода Ного» - произведение более объёмное, содержащее повествование более длительное по времени. Однако и в одном, и в другом произведениях проблема взаимоотношений между детьми и родителями раскрыта глубоко, внимание авторов сконцентрировано на теме милосердия, правильного нравственного выбора.
2. И «Телеграмма», и «Анико из рода Ного» – произведения автобиографические
3. Повесть «Анико из рода Ного» включает в себя три основные сюжетные линии: учеба и городская жизнь ненецкой девушки Анико; драматическая история жизни в стойбище ее отца, Себеруя Ного; судьба волка – Хромого Дьявола. В рассказе «Телеграмма» мы наблюдаем две основные сюжетные линии: работа и городская жизнь деревенской девушки Насти с волосами «необыкновенной красоты» и холодными глазами и не менее трагическая, чем судьба ненца Себеруя, судьба главной героини Катерины Ивановны в пустом нетопленом доме
4. В произведениях и К.Паустовского, и А.Неркаги природа выступает не просто фоном, на котором происходит действие; картины природы подчёркивают суровую жизнь людей и создают необходимый настрой у читателя
5. Ещё один момент сближает эти произведения: обе героини получают весточки из дома: Настя – телеграмму, Анико – письмо.
6. Для Насти потеряно слишком многое: она приезжает домой уже после похорон, и простить её некому. И наказанием для неё является то, что она никогда не сможет прижаться к матери, не сможет просто поговорить с ней. Так и не дождалась бедная старушка любимой дочери. Та пришла на кладбище лишь на второй день после похорон.
Но надежда на лучшее есть, и подтверждение тому – образы Тихона, молодой учительницы в рассказе «Телеграмма».
Анико приезжает к отцу, но автор не говорит о том, что она останется в тундре. Однако хочется верить, что приезд её к отцу – это начало возвращения.
В повести А.Неркаги тоже есть люди, отличающиеся от главной героини: русский парень Павел Леднёв, девушка Ирина Лаптандер. Но А.Неркаги идёт дальше. На могилу хозяйки – матери Анико – каждый день приходит олень, которого она выкормила. Иногда животные – существа менее разумные, чем люди (по мнению самих людей), намного человечнее, чем их хозяева.
V. Список использованной литературы.
Фокус-покус! Раз, два,три!
Ёжикина Радость
Сказочные цветы за 15 минут
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Агния Барто. Сережа учит уроки